Научная статья на тему 'Механизм сопряженного развития медицинских услуг и туристской дестинации'

Механизм сопряженного развития медицинских услуг и туристской дестинации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крестьянинова О.Г.

В статье рассмотрена возможность развития нетрадиционного для России вида туризма медицинского. Прикладной анализ проведен на примере одного из крупнейших центров медицинских услуг в России Санкт-Петербурга, являющегося одновременно и одной из наиболее привлекательных мировых туристских дестинаций. Выявлены условия, которые способствуют сбалансированному развитию медицинского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм сопряженного развития медицинских услуг и туристской дестинации»

Крестьянинова О.Г.

МЕХАНИЗМ СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрена возможность развития нетрадиционного для России вида туризма - медицинского. Прикладной анализ проведен на примере одного из крупнейших центров медицинских услуг в России - Санкт-Петербурга, являющегося одновременно и одной из наиболее привлекательных мировых туристских дестинаций. Выявлены условия, которые способствуют сбалансированному развитию медицинского туризма.

Ключевые слова. Медицинская услуга, медицинский туризм, туристская дестинация, государственное регулирование экономики.

Krestyaninova O.G.

MECHANISM OF ASSOCIATED DEVELOPMENT OF MEDICAL SERVICES

AND TOURIST DESTINATION

Abstract. The article discusses the possibility of developing non-traditional for Russia type of tourism. This is medical tourism. The applied analysis was conducted on the example of one of the largest centers of medical services in Russia - St. Petersburg, which is also one of the most attractive tourist destinations in the world. The author identified the conditions for the balanced development of medical tourism.

Keywords. Medical service, medical tourism, tourist destination, state regulation of the economy.

В современных условиях наблюдается тенденция гуманизации экономического роста, в связи с чем, и в научных исследованиях, и в публицистике, и в официальных документах властей всё чаще вместо термина «экономический рост» начинает использоваться термин «социально-экономическое развитие» [1-5 и др.]. Большое внимание в этой связи уделяется и такому феномену, как человеческий капитал, на преумножение которого как главный инструмент развития и одновременно как на ресурс этого развития также достаточно часто делается акцент [6-10 и др.]. Одним из неотъемлемых свойств человеческого капитала, определяющим его ценность, как известно, является присущий его носителю - человеку - запас здоровья. Вполне объясним в этой связи тот интерес, который уделяется исследователями развитию системы здравоохранения в целом и сферы медицинских услуг, в частности [11-13 и др.].

Автор данной статьи полагает, что развитие сферы медицинских услуг должно являться одним из приоритетов современного социально-экономического развития Российской Федерации. В то же время, традиционные методы и механизмы стимулирования развития рынка медицинских услуг, несмотря на положительный опыт их использования, остаются недостаточно результативными, что подтверждается доступными для анализа эмпирическими данными. В этой связи, в рассматриваемой сфере, как и во многих других областях человеческой жизнедеятельности, необходимы инновации. Одной из таких инноваций, способных, по мнению автора, придать серьёзный импульс развития рынку медицинских услуг, является медицинский туризм.

ГРНТИ 06.71.47 © Крестьянинова О.Г., 2019

Ольга Геннадьевна Крестьянинова - старший преподаватель Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с автором: 195067, Санкт-Петербург, Пискарёвский пр., 47 (Russia, St. Petersburg, Piskariovsky av., 47). E-mail: olgagk@mail.ru.

Анализ показывает, что лечебный медицинский туризм (в отличие от хорошо известного лечебно-оздоровительного, называемого также санаторно-курортным туризмом [14, 15]) в России на данный момент практически отсутствует; точнее - этот рынок находится на начальном этапе становления, что требует специального государственного регулирования процессов его становления, т.к. именно сейчас закладываются институциональные нормы его дальнейшего развития. И важно обеспечить эффективность этих норм. Для успешного функционирования качественной и конкурентоспособной медицинской дестинации необходимо учитывать имеющиеся условия и формировать их благоприятную конфигурацию [16]. Как нам представляется, к основным такого рода предпосылкам комплексного развития медицинской дестинации (туристской дестинации, специализирующейся на медицинском туризме) можно отнести следующие:

1. Наличие подготовленной рабочей силы должного качества и в потребном количестве. Работники, координирующие процесс предоставления одновременно и медицинских, и туристских услуг, должны обладать достаточным уровнем знаний и компетенций в соответствующих областях. Так, для сотрудников турфирм, помимо традиционных требований к ним, желательно наличие медицинского образования (по крайней мере начального). Также дополнительные требования предъявляются и к медицинскому персоналу. Например, они касаются владения иностранными языками, знания основ межкультурной коммуникации и т.д. Возможно, для решения вопроса о получении дополнительных знаний и компетенций для лиц, задействованных в сфере медицинского туризма, следует рассмотреть вопрос о создании специальных образовательных и тренинговых центров. Как представляется автору, решение этих вопросов целесообразно осуществлять в режиме партнерства отраслевых компаний и государства;

2. Обеспечение качества предоставляемых медицинским туристам услуг. Следует отметить, что процедуры лицензирования медицинских учреждений в России являются обязательными и регулируются соответствующими законодательными и подзаконными актами. Что касается качества медицинских услуг, то оно регламентируется рядом российских нормативных актов, детальный анализ которых представлен в статье Улумбековой Г.Э. и Мокляченко А.В. [17]. Для внутренних медицинских туристов этой регламентации вполне достаточно. В то же время, для потенциальных пациентов российских клиник, которые могли бы приехать в нашу страну из-за рубежа, национальные требования качества медицинских услуг неинформативны. В этой связи, целесообразна ориентация российских организаций системы здравоохранения, делающих акцент в своей стратегии развития на въездной медицинский туризм, на международную сертификацию качества и безопасности оказываемых услуг. В частности, следует обратить внимание на систему стандартов JCI (Joint Commission International). А если клиника ориентируется на медицинских туристов из конкретной страны (например, Китая, Турции или Финляндии), то желательно ориентироваться на принятые в этих странах национальные стандарты безопасности и качества медицинских услуг;

3. Формирование системы маркетингового сопровождения медицинского туризма. В других разновидностях туризма вопросам маркетинга и, в частности, продвижения дестинаций уделяется значительное внимание. Это связно с тем, что, практически, для въездного туризма полем конкурентной борьбы является весь мир, это - глобальный рынок. На нём довольно сложно «достучаться» до потенциального потребителя услуг, добиться его внимания, вызвать интерес. Понимание этих вопросов стало в общем-то нормой для туристического бизнеса. Но медицинские организации этим вопросам внимания уделяют гораздо меньше (если вообще уделяют). Вероятно, помимо целевого обучения руководства и специалистов аппарата управления медицинских учреждений, для решения обозначенных проблем необходима более тесная координация медицинских и туристических организаций на региональном и национальном уровне, например, путем создания специализированной ассоциации медицинского туризма или иного координационного органа. Положительный опыт такого рода имеется в Санкт-Петербурге, где с 24 мая 2018 г. начало работу Агентство медицинского туризма, сформированное в виде акционерного общества, принадлежащего городу, курируемое Комитетом по туризму Санкт-Петербурга;

4. Улучшение качества объектов туристской инфраструктуры, ориентированных на оказание сопутствующих (немедицинских) услуг медицинским туристам. При нахождении медицинского туриста на стационарном лечении, потребность в такого рода услугах будет минимальной, т.к. они оказываются пациенту непосредственно службами больницы. Если же речь идет об амбулаторных

медицинских услугах (лечение зубов, ЭКО, диагностика и др.), то сразу же встает вопрос транспортного обслуживания, временного проживания, питания. Причем у медицинских туристов появляются специфические, относительно общего турпотока, запросы. Например, питание должно быть диетическим, а место временного проживания - находиться в непосредственной территориальной близости от клиники. Зачастую эти условия не выполняются. Например, на официальном сайте Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Петрова, расположенного в пос. Песочный недалеко от Санкт-Петербурга, приведен список расположенных вблизи гостиниц, рекомендованных для временного проживания пациентов и их родственников и иных сопровождающих лиц (см.: https://www.niioncologii.ru/patients/from-regions/gostinicy.pdf). В список входит 21 объект, из которых лишь 4 расположены в самом пос. Песочный, а основная часть - в северных районах Санкт-Петербурга, на достаточно большом удалении от онкоцентра;

5. Создание предпосылок для роста въездного медицинского туризма за счет введения специализированных медицинских виз. В настоящее время, согласно разделу II «Категории и виды виз» Постановления Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 335 (ред. от 19.01.2019 г.) «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы», в нашей стране иностранным гражданам выдаются визы следующих категорий: дипломатическая (ДП); служебная (СЛ); обыкновенная (О); транзитная (ТР1 или ТР2); виза временно проживающего лица (ВП). При этом обыкновенная виза имеет следующие разновидности: частная (Ч); деловая (Д); туристическая (Т), в том числе групповая (ТГ); учебная (У); рабочая (Р); гуманитарная (Г); на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища (А); на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство Российской Федерации (ГР); на въезд в Российскую Федерацию в целях получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации (ПР). Нам представляется целесообразным дополнить этот перечень, включив в число разновидностей обыкновенных виз - медицинскую (М1 и М2), с упрощенным (ускоренным) порядком оформления, которая могла бы выдаваться не только лицам, претендующим на получение медицинских услуг в Российской Федерации (виза типа М1), но и сопровождающим их лицам (виза типа М2). Безусловно, реализация данного предложения находится в компетенции Правительства Российской Федерации и требует правовой проработки. Но с экономических позиций, по мнению автора, оно высокоэффективно и оправданно.

Итак, медицинский туризм является одним из перспективных направлений комплексного развития сферы услуг, интегрирующим хозяйственную активность в таких секторах экономики, как туризм и здравоохранение. За счет этой интеграции возможно получение существенного не только экономического (в виде новых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и т.д.), но и социального эффекта (рост качества жизни, ее продолжительности, снижение уровня заболеваемости и др.). В то же время, если отдать формирование нового рынка на «откуп невидимой руке», то это может привести к формированию неэффективных институтов и его неконкурентоспособности (в сравнении с зарубежными аналогичными рынками). В этой связи нам представляется необходимым активизация государства в этой сфере, в том числе, как на федеральном, так и на региональном уровне, может быть использован положительный опыт Санкт-Петербурга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Букреев А.М., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Миссия и стратегические приоритеты социально-экономического развития Воронежской области в период до 2035 года // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 2. С. 40-49.

2. Вертакова Ю.В., Алпеева Е.А., Рябцева И.Ф. Прогресс и инновации: анализ системной взаимообусловленности. М.: ИНФРА-М, 2013. 137 с.

3. Курбанов А.Х., Назметдинов И.М. Проблемы модернизации экономики России на современном этапе // Проблемы воспроизводства общественного капитала в контексте глобального неравенства: материалы IX международной заочной научно-практической конференции. Краснодар, 2014. С. 48-53.

4. Медведев Д.А. Россия-2024: стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 5-28.

5. Фокин М.А. Государственное регулирование в условиях экономической нестабильности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 3 (33). С. 10-14.

6. Гильманов Д.В., Боркова Е.А. К вопросу о справедливом распределении продукта труда и капитала // Экономика устойчивого развития. 2017. № 1 (29). С. 269-273.

7. Докальская В.К., Полянин А.В. Развитие социальной сферы, как фактор повышения качества рабочей силы // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2012. № 2 (35). С. 136-138.

8. Зусев Г.Ю., Плотников В.А. Социальные закономерности и роль человека в современном экономическом развитии // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2011. Т. 2, № 119. С. 22-26.

9. Крестьянинова О.Г. Антикризисная политика государства в сфере здравоохранения // Архитектура финансов: антикризисные финансовые стратегии в условиях глобальных перемен: сборник материалов VII международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 196-199.

10. Плотников В.А. Социальные закономерности и модель экономического развития России: монография. СПб. Изд-во «Лема», 2011. 79 с.

11. Вертакова Ю.В., Власова О.В. Методический подход к оценке стратегического потенциала системы здравоохранения региона // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 6 (84). С. 24-28.

12. Руденко М.Н., Багаутдинова И.В. Специфика внедрения проектного управления в учреждениях здравоохранения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 106-116.

13. Щеголев П.Е. Процессы трансформации системы здравоохранения в России и США сквозь призму организационной культуры доверия: сравнительный анализ // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 3 (111). С. 172-177.

14. Меньшов А.А., Трапезников А.В. Медицинский туризм в Санкт-Петербурге // Кто есть кто в медицине. 2017. № 2 (85). С. 66-67.

15. Мозокина С.Л. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 4 (26). С. 65-68.

16. Новикова С.В., Семенова З.А. Медицинский туризм в Санкт-Петербурге: перспективы развития // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сб. статей XII межд. научно-практ. конф. Часть 2. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 206-213.

17. Улумбекова Г.Э., Мокляченко А.В. Показатели для оценки деятельности медицинских организаций: международный опыт // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. № 3 (9). С. 23-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.