Научная статья на тему 'Механизм согласования потребности в квалифицированных кадрах с направлениями подготовки специалистов для обеспечения инновационного развития Красноярского края'

Механизм согласования потребности в квалифицированных кадрах с направлениями подготовки специалистов для обеспечения инновационного развития Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / SKILLED CADRES / EDUCATION / EMPLOYMENT / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поподько Галина Ивановна, Нагаева Ольга Сергеевна

В статье рассматривается проблема совершенствования механизма подготовки квалифицированных кадров в Красноярском крае. Дан анализ профессионально-квалификационной структуры занятости и рынка образовательных услуг. Определены перспективные направления структуры подготовки квалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поподько Галина Ивановна, Нагаева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of coordinating the demand in skilled cadres with the trends in specialists' training regarding the implementation of innovative development of the Krasnoyarsk Territory

In the article the author considers the problem of perfecting skilled personnel training in the Krasnoyarsk Territory. The analysis of professional-qualification structure of employment and of the educational services market is presented. Perspective trends in the development of skilled personnel training are suggested.

Текст научной работы на тему «Механизм согласования потребности в квалифицированных кадрах с направлениями подготовки специалистов для обеспечения инновационного развития Красноярского края»

ЭКОНОМИКА

Г.И. Поподько, О.С. Нагаева

МЕХАНИЗМ СОГЛАСОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРАХ С НАПРАВЛЕНИЯМИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Квалифицированные кадры, образование, занятость, рынок образовательных услуг, учебные заведения.

Изменение потребности экономики Красноярского края в высококвалифицированных специалистах определяется перспективами инновационного развития основных отраслей специализации, реализацией крупных инвестиционных проектов по освоению природных ресурсов, изменением специализации экономики региона. Состояние трудового потенциала края характеризуется наличием территориальных, отраслевых и профессиональных диспропорций. Это обусловливает необходимость разработки эффективной региональной политики, основанной на оценке состояния ситуации на рынке труда и совершенствовании механизма подготовки специалистов с целью сбалансированности спроса и предложения на квалифицированную рабочую силу.

Целью настоящей работы являлись разработка инструментария региональной политики формирования и регулирования потребности в профессиональных кадрах и определение механизма рационального использования трудового потенциала Красноярского края на основе анализа и прогнозирования спроса на трудовые ресурсы. Методологической основой проведенного исследования является комплексный подход к совершенствованию системы высшего профессионального образования с целью ориентации системы подготовки кадров на удовлетворение потребностей в специалистах соответствующей квалификации в разрезе основных направлений специализации.

В настоящее время эта тема становится все более актуальной. Анализу процессов, происходящих на рынке труда и рынке образовательных услуг, посвящены работы многих известных ученых: В.Н. Васильева, А.Г. Коровкина, З.А. Васильевой, А.Е. Лапина, М.В. Заводов-ской и др.

В ходе работы была выполнена оценка уровня развития системы высшего профессионального образования Красноярского края и определены направления ее совершенствования с целью обеспечения будущей потребности основных отраслей специализации в высококвалифицированных кадрах на основе прогноза занятости и с учетом сценариев экономического развития региона на период до 2025 г.

Проведенный анализ занятого населения Красноярского края по уровню образования свидетельствует об изменении профессионально-квалификационной структуры занятого населения с развитием рыночных отношений (табл. 1).

Таблица 1

Распределение населения по уровню образования, %

№ п/п Показатели 1989 г. 2002 г. 2006 г.

1 Население, всего, в т.ч. 100 100 100

2 - высшее профессиональное 12.6 21.0 22.4

3 - неполное высшее 1.5 3.0 2.0

4 - среднее профессиональное 33.0 35.4 25.3

5 - начальное профессиональное 14.6 14.2 15.6

6 - среднее (полное) общее 22.3 17.6 25.8

7 - основное общее 14.8 7.8 8.5

8 - начальное общее, не имеют нач. общего 1.2 1.0 0.5

Если в начале 90-х гг. 52,9 % работающих имело начальное профессиональное и среднее общее образование, то к началу 2000-х гг. возросла доля лиц, имеющих высшее и неполное высшее образование (с 14,1 % в 1989 г. до 24,4 % в 2006 г.). При этом сократилась доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование (с 33 % в 1989 г. до 25,3 % в 2006 г.). Эти данные свидетельствуют о наличии тенденции замены специалистов, имеющих среднюю квалификацию, на высшую, что объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Так, рост удельного веса занятого населения с высшим образованием в экономике края определяется растущими требованиями рынка на новые «рыночные» профессии, ранее не востребованные и неизвестные. При этом следует отметить, что потребность в высококвалифицированных кадрах растет не в сфере промышленного производства, где в основном сохраняется низкоквалифицированный тяжелый труд, а в сфере обслуживания - торговле, страховании, банковской сфере, управлении и т.д. За последние годы резко выросла потребность в управленческих кадрах среднего и высшего звена (специалистах по менеджменту) во всех сферах деятельности.

Повышенная потребность экономики Красноярского края в квалифицированных кадрах объясняет высокий уровень занятости лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Самый высокий уровень занятости (85,6 % - 85,8 %) наблюдается среди населения, имеющего высшее образование. Самый низкий уровень (13,6 % -14,5 %) - среди лиц, не имеющих образование. Это во многом объясняет стремление молодежи получить высшее образование.

Для обеспечения потребности экономики региона квалифицированными специалистами необходима развитая система образования.

Система профессионального образования Красноярского края представлена широким кругом образовательных учреждений высшего, среднего специального и начального образования (табл. 2).

Таблица 2

Число учреждений высшего, среднего специального и начального профессионального образования

№ п/п Число учреждений профессионального 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

образования

1 Высшее 14 13 14 14 14 14 14

2 Среднее специальное 66 66 66 65 66 64 62

3 Начальное профессиональное 89 91 92 93 93 92 89

Процесс подготовки специалистов считается сбалансированным, если количество учебных заведений начального и среднего профессионального образования в 6-7 раз превышает количество высших учебных заведений. В Красноярском крае число средних специальных и начальных профессиональных учебных заведений больше числа вузов в 11 раз. Это свидетельствует о том, что в настоящее время требуется существенная реформа системы образования с целью ее оптимизации.

Несмотря на значительное количество образовательных учреждений начального профессионального и среднего специального образования в Красноярском крае, в последние годы основной контингент обучающихся в учебных заведениях приходится на высшие учебные заведения. Численность студентов в вузах в 2006 / 2007 уч. г. на 30 % выше, чем число учащихся в учреждениях начального и среднего специального образования. Привлекательность высшего образования является не только общекраевой, но и российской, и мировой тенденцией

[Васильев и др. 2007]. В последние годы рост массовости высшего образования наблюдается во многих странах и в России в целом. Но в Красноярском крае этот процесс идет более ускоренными темпами.

Вместе с тем в настоящее время наблюдается противоречие между потребностью в квалифицированных кадрах не только существующих, но и новых профессий и невозможностью качественной подготовки специалистов из-за отсутствия средств и профессиональных возможностей у образовательных учреждений. Это приводит к тому, что:

1. Происходит отток молодых людей за пределы края с целью получения более качественного образования в других регионах и за рубежом.

2. Предприятия испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, что приводит к необоснованным экономическим потерям.

3. Учебные заведения в погоне за количеством студентов вынуждены открывать «модные» специальности, не всегда востребованные на региональном рынке труда, увеличивать долю платных студентов, повышать плату за обучение.

4. Большинство учебных заведений высшего и среднего специального образования «размывают» свою специализацию, расширяя круг специальностей для подготовки студентов, не обеспечивая тем самым должный уровень образования.

При анализе образовательной системы Красноярского края представляется необходимым оценить выпуск специалистов в системе высшего образования по профессионально-квалификационным характеристикам. Распределение студентов высшего профессионального образования по укрупненным группам специальностей представлено в табл. 3.

Таблица 3

Распределение студентов высшего профессионального образования Красноярского

края по специализации обучения (%)

В том числе учебных заведений по специализации

Годы Численность студентов, всего производства и строительные сельс-ко- хо-зяйст- венные транспорта и связи эконо-ми-че-ские и права меди- цин- ские университеты классические, пед-университеты , пединституты культуры и искусства

2001 100 53.6 12.0 - 7.0 3.0 23.6 0.8

2002 100 52.3 13.0 0.5 8.0 3.0 22.4 0.8

2003 100 48.6 12.0 1.6 12.5 3.0 21.3 1.0

2004 100 47.2 13.0 1.8 13.0 3.0 21.0 1.0

2005 100 47.6 12.5 2.2 12.0 3.0 21.7 1.0

2006 100 47.0 12.5 2.2 13.1 3.0 21.6 0.6

Анализ представленных данных свидетельствует о заметном снижении доли подготовки студентов для промышленного сектора и строительства (на 6,6 п.п.). Это связано с изменением специализации экономики региона и уменьшением ее индустриализации. Заметное снижение подготовки специалистов отмечено и по педагогическим специальностям. С одной стороны, здесь сказывается уменьшение потребности в педагогах по причине уменьшения численности детей в связи с резким падением рождаемости, а с другой - определенным конкурентом в подготовке квалифицированных педагогов высшим учебным заведениям стали средние специальные учебные заведения. Наряду с этим в распределении студентов по специализации растет доля специалистов по экономике и праву. Развитие рыночных отношений в стране определило высокую потребность предприятий в экономистах и юристах различной специализации. Несмотря на то что многие высшие учебные заведения края открыли факультеты по подготовке названных специалистов, потребность в них остается высокой. Говорить сегодня о некотором переизбытке названных профессий преждевременно. Уровень подготовки специалистов для сельского хозяйства и медицины остается практически неизменным в течение длительного времени. Это определяется не только потребностью в названных специалистах, но и возможностью узкоспециализированных учебных заведений. Открывшаяся специализация по обучению специалистов для транспорта и связи востребована, и наблюдается рост доли специалистов, получающих профессию для названных отраслей хозяйства. Потребность и уровень подготовки специалистов для культуры и искусства остаются неизменно низкими.

Однако, несмотря на указанные тенденции, в крае сохраняется явно выраженная индустриальная подготовка специалистов. Гуманитарные науки, такие как экономика и право, педагогическое образование, медицина, культура и искусство, в общем объеме выпуска занимают менее 50 % (в отличие от тенденции, наблюдаемой и в развитых образовательных центрах, и в среднем по России, где выпуск специалистов гуманитарной направленности составляет 61 %) [Васильев и др. 2007].

Для обоснования направлений совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров в крае необходимо определить потребность основных отраслей специализации в высококвалифицированных специалистах. Прогноз потребности экономики Красноярского края в квалифицированных кадрах строился на основе оценки масшабов занятости и профессиональной структуры дополнительной потребности в кадрах, а также перспективной политики развития экономики региона [Коровкин 2001; Лапин 2002]5. Прогнозируются следующие основные тенденции в развитии спроса на квалифицированные трудовые ресурсы в Красноясрком крае.

1. Потребность в квалифицированных кадрах будет возрастать в отраслях, ориентированных на инновационное развитие: транспорт, строительство, в том числе дорожное, сельское хозяйство, сфера услуг, наука.

2. Перспективы развития некоторых отраслей экономики (добыча и переработка нефти и газа, лесопереработка, развитие пищевой промышленности, транспортное строитель-

Прогноз осуществлялся на основе имитационной модели Красноярского филиала НИИ Труда.

ство) в крае обусловливают необходимость открытия или возрождения подготовки названных специальностей.

Расчет выпуска специалистов в системе высшего профессионального образования Красноярского края строился на основе следующих прогнозов.

На период до 2025 г. инновационный характер развития экономики Красноярского края определяет повышенную потребность экономики в специалистах высшего профессионального образования, в том числе гуманитарных наук.

Доля государственного финансирования подготовки специалистов высшего образования будет сокращаться в общем объеме подготовки специалистов в среднем на 0,6 % в год и составит к 2025 г. 47,8 % от общей численности студентов.

Бюджетное финансирование подготовки специалистов с высшим образованием будет осуществляться в основном в рамках выполнения государственного заказа.

Прозноз выпуска специалистов высшего профессионального образования на период до 2025 г. по направлениям специализации представлен в табл. 4.

Таблица 4

Структура выпуска специалистов ВПО по направлениям специализации на период до 2025 г. (в %)

№ п/п Направления специализации 2008 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025г.

1 Производства и строительные 41.3 39.2 35.4 33.0 33.0

2 Сельскохозяйственные 17.9 18.9 21.3 23.0 23.5

3 Транспорта и связи 0.5 0.5 0.9 1.5 2.0

4 Экономические и права 13.3 14.5 16.7 16.4 16.4

5 Медицинские 3.2 3.7 4.0 5.0 5.0

6 Педагогиче ские 23.0 22.4 20.7 20.0 19.0

7 Культуры и искусства 0.8 1.0 1.0 1.1 1.1

8 Всего 100 100 100 100 100

Как показывает прогноз выпуска квалифицированных специалистов, удовлетворение потребности экономики в квалифицированных кадрах требует изменения структуры их подготовки. Так, в период до 2025 г. продолжится тенденция сокращения доли выпуска специалистов для отраслей производства и строительства. Это связано с падением потребности промышленных предприятий края в специалистах традиционных профессий в связи с возможной модернизацией и изменением специализации некоторых крупных предприятий края. Выпуск традиционных производственных профессий должен обеспечить лишь замену выбывающего квалифицированного состава работников промышленных предприятий.

В связи с перспективами развития сельского хозяйства в крае с целью обеспечения «продовольственной безопасности» прогнозируется рост потребности в квалифицированных специалистах для сельского хозяйства. Тенденция роста выпуска специалистов экономических профессий и права будет продолжаться до 2015 г. После этого наступит стабилизация объемов их подготовки по причине насыщения рынка труда специалистами данной профессии. В связи с влиянием демографических процессов в период до 2025 г. будет наблюдаться снижение потребности в квалифицированных педагогических кадрах. Стабильными останутся объемы подготовки кадров для медицины, культуры и искусства.

В качестве основных элементов механизма сбалансированности спроса и предложения на квалифицированную рабочую силу предлагается:

1. Изменение системы подготовки кадров. На первый план должна быть вынесена практическая ориентация подготовки будущих специалистов. Усилена направленность на специализацию подготовки будущих квалифицированных кадров.

2. Разработка региональной программы поддержки и развития социально значимых и востребованных специальностей вузов Красноярского края, осуществляющих их подготовку.

3. Рассмотрение государственного заказа как важного инструмента подготовки квалифицированных кадров, сформированного на основе потребности экономики края в специалистах высокой квалификации с учетом перспективного развития производительных сил Красноярского края и реализации крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов.

4. Изменение системы финансирования. В подготовке специалистов высшего и среднего специального образования основным источником финансирования должно стать платное образование. Бюджетное финансирование должно обеспечивать выполнение государственного заказа, подготовку специалистов из среды социально незащищенных категорий населения и открытие социально-значимых специальностей.

Библиографический список

1. Алашеев, С.Ю. Методика среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей экономики региона / С.Ю. Алашеев, Т.Г. Кутейницина, Н.Ю. Посталюк. - Самара: Профи, 2003. - 84 с.

2. Васильев, В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ / В.Н. Васильев, В.А. Гуртов, Е.А. Питухин. - М.: Техносфера, 2007. - 680 с.

3. Коровкин, А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования / А.Г. Коровкин; РАН. Ин-т народнохоз. прогнозирования. - М.: МАКС-Пресс, 2001. - 319 с.

4. Лапин, А.Е. Региональный рынок труда: Мониторинг, модели «labor economics» и государственная политика / А.Е. Лапин. - Ульяновск: УаГПУ, 2002. - 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.