УДК 331.552 А. А. БОРИСОВА
кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОВНЕ ФАКУЛЬТЕТА
Вузы по-разному выстраивают систему стимулирования научно-исследовательской активности студентов. Введение целевых показателей эффективности работы вуза, учитывающих в том числе и научно-исследовательскую работу, активизирует поиск новых способов вовлечения в нее студентов. В статье анализируются основные причины негативной динамики научно-исследовательской активности студентов; представлен механизм введения регуляторов в организацию научной работы на внутрифакультетском уровне, основанный на принципах горизонтальной кооперации студентов и состязательности среди преподавателей. Апробация действия механизма подтверждает возможность его использования в деятельности вуза в целях достижения приемлемых значений целевых показателей эффективности работы образовательного учреждения.
Ключевые слова: научно-исследовательская активность; студент; преподаватель высшей школы; рейтинг; способы стимулирования.
A. A. BORISOVA
PhD in Economics, Associate Professor, Novosibirsk State Technical University
THE REGULATION MECHANISM OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS AT THE FACULTY
Universities build the student's scientific research activity promotion systems in different ways. The establishment of key university efficiency indexes, including research efforts, activates new ways of student's involvement in the process of research. The research defines and analyzes the main reasons for negative dynamics of the student's research activity, such as reduction of a number of high school teachers leading or participating in research, or weaknesses in the mechanism of student's research work. The article presents a controlling mechanism of faculty's scientific research efforts organization based on the student's horizontal cooperation principles and competition between high school teachers. The approbation of the mechanism confirms the possibility of its implementation in the university's activities.
Keywords: research activity; student; high school teacher; rating; stimulation methods.
Определение приоритетных направлений развития России, акцентирующих усилия на возвращении утраченных позиций в инженерно-технических областях развития науки и бизнеса, государственное регулирование ситуации с перепроизводством специалистов по экономическим направлениям подготовки способствуют изменению соотношения научно-исследовательских разработок и, соответственно исследователей, по разным областям. Фиксируется снижение численности аспирантов, обучающихся по экономическим специальностям (5,1 %)1, и рост числа аспирантов технических направлений подго-
1 Индикаторы науки: 2013 : стат. сб. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2013. С. 62.
© А. А. Борисова, 2014
товки (4,6 %). При этом показатель успешности обучения в аспирантуре по-прежнему остается выше у аспирантов экономических направлений. Для всех направлений наблюдается тенденция спада трудоустройства выпускников вузов, продолжающих вести научно-исследовательские работы в Alma-Mater.
Регулирование величины занятых в экономическом секторе, полагаем, должно осуществляться без «вымывания» талантливых студентов, поскольку для продвижения и коммерциализации технических разработок необходимы знания, умения и консолидация усилий разных специалистов.
Активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от
того, как организована работа, какие формы, методы вовлечения и стимулирования применяются, как выстроен механизм содействия и сопровождения студентов при проведении научно-исследовательских изысканий. В настоящее время накоплен богатый опыт вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу1. В вузах функционирует централизованный аппарат управления научно-исследовательской деятельностью, включающий и подразделения, ответственные за НИР студентов. Показатели НИРС включены в перечень значимых при оценке вклада кафедр в работу вуза. Критерии показателей считаются устоявшимися и не вызывают значимых нареканий стейкхолдеров2. Однако способы достижения значений показателей до сих пор являются поисковыми и дискутабельными.
Ключевыми факторами, стимулирующими НИРС, полагаем, можно считать:
- заинтересованность и научно-исследовательскую состоятельность преподавателя;
- готовность обучающего состояться в профессии как интегральной характеристики накопления профессионального потенциала;
- меру развития инфраструктуры вуза, адекватной потребностям осуществляемых исследований;
- уровень материальной поддержки исследований и исследователей.
Результаты оценки научно-исследовательской активности преподавателей3 фиксируют устойчивую тенденцию ее снижения4. Выделим причины сложившейся ситуации:
1 Далее по тексту используется аббревиатура НИР и НИРС.
2 Кроме, пожалуй, одного — количество научных публикаций. Стремление достичь высоких значений показателя зачастую сказывается на качестве публикаций. Оценка содержательного наполнения некоторых ресурсов затратна и в вузах практически не осуществляется.
3 В основу расчета коэффициента «научно-исследовательская активность преподавателя» заложено количество разного уровня публикаций. В данной статье использован именно этот способ оценки. Однако такой формально-условный способ оценки нуждается в корректировке, поэтому в дополнение в перечень ключевых показателей научной активности преподавателя в НИИ ГУУ ВШЭ введен коэффициент «за академические успехи и вклад в научную репутацию». При расчете коэффициента требуется внешняя независимая экспертиза уровня и качества публикации.
4 Здесь и далее приведены результаты ежегод-
ного мониторинга «Качество подготовки студентов вуза», проводимого под руководством автора.
- сокращение числа преподавателей, ведущих или принимающих участие в научных исследованиях;
- дистанцированность и разрозненность исследовательских групп;
- сложности (поисковые, ресурсообеспечивающие) при сборе и аккумуляции эмпирических данных;
- увеличение доли сотрудников в составе кафедр предпенсионного и пенсионного возраста.
Низкие значения научно-исследовательской активности преподавателей подтверждаются в исследованиях Я. И. Кузьминова, В. А. Миронова, Э. Ю. Майковой, Т. Г. Озер-никовой, В. В. Радаева, А. А. Яковлева [2-4]. Средний возраст научных работников, задействованных в системе высшего образования, составляет 46 лет. Выявлено, что более половины исследователей с ученой степенью кандидата наук прекращают регулярные исследовательские работы. Несмотря на то, что фиксируется тенденция роста числа молодых исследователей (в возрасте до 40 лет), задействованных в секторе высшего образования5, большая часть прироста обеспечивается специалистами технических направлений.
Распространена ситуация, при которой величина значений коэффициента «научно-исследовательская активность преподавателей кафедры» искажается большей активностью и результативностью внештатных преподавателей, как правило, сотрудников профильных научно-исследовательских институтов. В ряде случаев диапазон разрыва в активности штатных и внештатных преподавателей составляет более 50 %. Такое положение позволяет условно разделить состав кафедры на две категории: «исследователи» и «трансляторы-учителя». Заложниками такой ситуации являются студенты. Недостаточное число преподавателей типа «исследователь-учитель», способных мотивировать и содействовать реализации траектории развития обучающегося с элементами научно-исследовательской работы, способствует снижению качества профессиональной подготовки и низкой включенности студентов в НИР.
По результатам анализа динамики готовности обучающихся состояться в профессии [1] выявлено изменение диспропорций в ориен-
5 Индикаторы науки: 2013. С. 230.
тациях абитуриентов, а в последующем и студентов с предметно-профессиональных на социальные через реализацию функций инкорпорирования в общество и приобретение социального статуса. Доступность получения высшего образования и массовый запрос на его приобретение снижают фильтрующие возможности системы отбора и способствуют привлечению абитуриентов с низкой мерой исходной готовности к обучению и поисковой активности. Поэтому происходит значительное изменение в распределении ресурсов преподавателей на доведение исходного уровня готовности обучающихся до приемлемых значений. Многие «периферийные» регионы столкнулись с проблемой «вымывания» студентов с высоким профессиональным потенциалом (в том числе творческим) в центральные регионы России и за рубеж.
Таким образом, недостаточная научно-исследовательская активность самих преподавателей, вынужденная необходимость перераспределения ресурсов на доведение уровня готовности обучающихся до приемлемых значений, отсутствие механизма сопровождения и поддержки первых исследовательских проектов — все это способствует снижению научно-исследовательской активности студентов. В ряде вузов (например, НГТУ, СибГУТИ) показатель НИРС учитывается при определении индивидуального рейтинга студента и служит основанием для принятия решения о снижении стоимости обучения или дополнительного стимулирования. Этот стимул не является действенным в полной мере, так как по-прежнему фиксируются низкие значения показателя НИРС (табл. 1).
Изучение причин основания рассматриваемой проблемы позволило составить рейтинг факторов, препятствующих научно-исследовательской активности студентов:
- недостаточная информированность как студентов, так и преподавателей о способах и возможностях участия в НИР (83 % от числа опрошенных);
- доминирование стереотипа о непрестижности и бесперспективности этого вида деятельности (72 %);
- несформированность у обучающегося навыка публичных выступлений (53 %);
- сложность поиска направлений собственных научных изысканий в экономической науке (35 %);
- желание участвовать в более предсказуемых по достижению заданных результатов видах деятельности (32 %).
Таблица 1
Характеристика научно-исследовательской активности магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент»1
Виды научно-исследовательской деятельности Количество работ
всего в расчете на одного человека, %
Выступления с докладами на научно-практических конференциях 20 66,7
В том числе международных 4 13,3
всероссийских 3 10,0
региональных (межвузовских) 3 10,0
вузовских 10 33,4
Публикации 15 50,0
В том числе журналах, входящих в перечень ВАК 0 0
монографиях 0 0
сборниках статей и материалах конференций 14 46,7
источниках на иностранном языке 1 3,3
Участие в грантах, конкурсах научно-исследовательских проектов 1 3,3
В том числе с занятием призовых мест 0 0
без получения призовых мест 1 3,3
Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах 2 6,6
В том числе с занятием призовых мест 1 3,3
без получения призовых мест 1 3,3
Участие в трех и более мероприятиях НИР 5 16,7
Неучастие в мероприятиях НИР 4 13,3
Намерение продолжить обучение в аспирантуре 30 100,0
В том числе определенное, с высокой вероятностью осуществления 2 6,7
не совсем определенное 5 16,7
отсутствует 23 76,7
Рассмотренные положения иллюстрируют значимую проблему снижения научно-исследовательской активности студентов и обосновывают необходимость введения корректирующих воздействий в организацию НИРС.
1 На примере Новосибирского государственного технического вуза (2013 г.).
В целях усиления научно-исследовательской активности преподавателей и студентов интересен опыт вуза по совершенствованию организации научно-исследовательской работы на факультете. Охарактеризуем реализуемый в настоящее
время механизм внутрифакультетского регулирования НИРС. На каждой кафедре факультета существуют научные школы и лаборатории, возглавляемые специалистами, ведущими исследовательскую деятельность. Тематика работы школ и
Таблица 2
Характеристика этапов механизма активизации научно-исследовательской работы
на факультете
Этапы Характеристика организации работ
Формирование кадрового обеспечения и распределение работ преподавателей Дважды в год собирается информация о добровольном желании и выборе формы участия преподавателей кафедр в работе научных лабораторий. Ведущие специалисты информируют организаторов о ключевых направлениях школы (лаборатории)* и подготавливают план работы на семестр, создают проспект-анонс для привлечения студентов в школу. Предусмотрен автоматизированный сбор информации по разработанным формам. Сформированная единая база анонсов получает широкую огласку в корпоративных СМИ (газета, информационные табло, личный кабинет студента и пр.). В течение семестра команда лаборатории работает над научным направлением по плану, разработанному руководителем школы и утвержденному кафедрой. В последующем распределяются работы над научным направлением между участниками и ставятся ключевые показатели деятельности каждого члена школы. Руководитель школы берет на себя обязанность по обеспечению достижения минимальных величин ключевых показателей деятельности
студентов На первом этапе реализации механизма участие студентов по распоряжению декана имеет обязательных характер, подлежит аттестации в виде зачета и учитывается в показателях рейтинга студента. В дальнейшем возможно изменение формы участия с обязательной на добровольную. Но на первом этапе (особенно это действенно для студентов-первокурсников) обязательный характер выступает «транслятором» корпоративных стандартов и правил факультета. После извещения о выделенных школах в сжатые сроки студент прикрепляется к выбранной команде или направлению исследований. Минимальный срок действия прикрепления к школе — один семестр. В последующем студент имеет право перейти в иные школы, но только в установленные сроки формирования команд проектов. В случае отсутствия информации о волеизлиянии студента происходит принудительное распределение. Таким образом, формируются команды школ из представителей разных курсов обучения. Горизонтальная кооперация служит основанием для усиления академической среды факультета, способствует информационному обмену, сохранению преемственности работ по выбранному направлению и развитию компетенций делового сотрудничества
Стимулирование и поддержка научно-исследовательской активности Действенными стимулами поддержки научно-исследовательской активности выбраны денежное вознаграждение и возможность повышения личного рейтинга эффективности преподавателя. В начале работ руководителям школ объявляется размер фонда, выделяемый деканом на усиление научно-исследовательской активности студентов. Распределение средств осуществляется после подведения итогов работы за семестр и публичной защиты научно-исследовательских работ студентов школы. Призовой фонд распределяется исходя из достигнутых результатов работы всех школ факультета. Предусматривается возможность поощрения студентов на основании решения руководителя школы по коэффициенту трудового участия. Таким образом, формируется рейтинг результативности работы руководителя научно-исследовательской школы студентов, который дополняет общий рейтинг эффективности преподавателя вуза. Для компенсации трудозатрат преподавателя вводятся дополнительные виды деятельности в индивидуальный план, а фактические затраты времени нормируются исходя из достигнутых группой за семестр ключевых показателей деятельности
* Далее по тексту рассматриваются как однотипные понятия.
лабораторий охватывает актуальные теоретико-прикладные направления развития бизнеса. В процессе организации деятельности лабораторий выделены ключевые элементы (табл. 2).
Представленная технология формирования кадрового состава и распределения работ позволяет выявлять талантливую ака-демически-ориентированную молодежь, формировать индивидуальные траектории становления и развития обучающихся, создавать условия для проведения научно-исследовательских работ.
После продолжительных обсуждений экспертов, ведущих профессоров факультета выделены ключевые показатели, характеризующие успешность работы школы, и определены величины значимости этих работ для факультета (табл. 3).
В целях содействия научно-исследовательской активности всех участников планируется информационная и организационно-методическая поддержка посредством распространения информации в личные кабинеты преподавателей и студентов, а также перераспределения части организационных работ на учебно-вспомогательный персонал кафедры.
Информация о результативности работы лаборатории получает публичную огласку. Предусмотрен ежесеместровый отчет. Публичная защита отчета организуется при участии студентов всех курсов обучения. Трансляция опыта и успешной работы коллег может явиться мощным стимулом усилия активности последователей. Регулярное представление результатов и их публичное обсуждение способствуют активизации научной работы преподавателей через воздействие мотивов состязательности, достижения, избегания неудач и морально-психологического давления.
Полагаем, что достоинствами реализации механизма являются:
- добровольное привлечение преподавателей к участию в работе школ;
- межкурсовое взаимодействие студентов;
- усиление мотивации обучающихся к НИР;
- публичность и прозрачность оценок значимости выполненных работ;
- формирование эмпирических баз, пригодных к использованию в курсовых и дипломных проектах;
- создание системы поддержки и содействия реализации творческого и профессионального потенциалов обучающихся;
- возможность более тщательного и заинтересованного аккумулирования информации о НИРС студента на кафедре.
Таблица 3
Ключевые показатели деятельности научно-исследовательских лабораторий вуза
Виды научно-исследовательской деятельности Единица нормирования (ЕН) Балл за ЕН
Подготовка и издание монографий изданных центральным или зарубежным издательством 1 печ. л 1,0
изданных региональным или вузовским издательством 1 печ. л 0,5
Выступления с докладами на научно-практических конференциях международных 1 участник 1,0
всероссийских 1 участник 0,75
региональных (межвузовских) 1 участник 0,5
вузовских 1 участник 0,35
Подготовка научных публикаций в международных, центральных изданиях РФ и изданиях, входящих в перечень ВАК 1 статья 1,5*
в сборниках статей и материалах конференций 1 публикация 0,75
Участие в конкурсах научно-исследовательских проектов с занятием призовых мест 1 участник 2,0
без получения призовых мест 1 участник 1,0
Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах с занятием призовых мест 1 участник 5,0
без получения призовых мест 1 участник 2,0
Инициирование и выступления на кафедральных и межкафедраль-ных научных семинарах 1 семинар 3,0
Обязательная публичная защита результатов работы школы на ежесеместровом отчете 1 выступление 3,0
* Баллы присваиваются с учетом импакт-фактора журнала.
Можно выделить организационно-управленческие сложности реализации механизма, связанные с распределением студентов одного направления подготовки, обучающихся по разным профилям. Нивелирование этого ограничения возможно посредством равного распределения участия кафедр в учебном плане на ранних курсах обучения.
Представленный механизм внутрифа-культетского регулирования научно-исследовательской активности студентов может оказать существенное влияние на достижение приемлемых для вуза значений целевых показателей эффективности работы вуза. Раннее вовлечение студентов в НИР, накопление теоретико-прикладного задела, развитие аналитического мышления и способности изложения авторской позиции, формирование навыка публичных выступлений и защит собственных идей — все это способствует выбору студентами магистерских программ подготовки (п. 1.4 в перечне показателей эффективности ра-
боты вузов1) с перспективой продолжения научной карьеры в аспирантуре (п. 4.2) и в вузе (п. 4.1). В представленном механизме заложен подход исследовательского обучения, который способствует существенному расширению профессионального потенциала преподавателей и выпускников вузов.
1 О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сент. 2011 г. № 2257.
Список использованной литературы
1. Борисова А. А. Качество подготовки и востребованность специалистов по управлению трудом. Методология и практика исследования / А. А. Борисова. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2013 — 283 с.
2. Кузьминов Я. И. Университетские инновации: опыт Высшей школы экономики / Я. И. Кузьминов, В. В. Ра-даев, А. А. Яковлев. — М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. — 283 с.
3. Миронов В. А. Социальные аспекты активизации научно- исследовательской деятельности студентов вузов / В. А. Миронов, Э. Ю. Майкова. — Тверь : ТГТУ, 2004. — 100 с.
4. Озерникова Т. Г. Трудовая мотивация: институциональные и внутриорганизационные аспекты / Т. Г. Озер-никова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 315 с.
References
1. Borisova A. A. Kachestvo podgotovki i vostrebovannost spetsialistov po upravleniyu trudom. Metodologiya i praktika issledovaniya [Quality of training and demand for specialists in labor management. Methodology and practice of research]. Novosibirsk, NGTU Publ., 2013. 283 p.
2. Kuz'minov Ya. I., Radaev V. V., Yakovlev A. A. Universitetskie innovatsii: opyt Vysshei shkoly ekonomiki [University's innovations: the experience of the Higher School of Economics]. Moscow, GU-VShE Publ., 2006. 283 p.
3. Mironov V. A., Maikova E. Yu. Sotsialnye aspekty aktivizatsii nauchno-issledovatelskoi deyatelnosti studentov vuzov [Social aspects of the university students' research activities activation]. Tver, TGTU Publ., 2004. 100 p.
4. Ozernikova T. G. Trudovaya motivatsiya: institutsional'nye i vnutriorganizatsionnye aspekty [Work motivation: institutional and intra-organizational aspects]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 315 p.
Информация об авторе
Борисова Алена Александровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, Новосибирский государственный технический университет, 630073, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20, e-mail: [email protected].
Author
Borisova Alena Aleksandrovna — PhD in Economics, Associate Professor, candidate for a Doctoral degree, Department of Management, Novosibirsk State Technical University, 20 Karl Marx Av., 630073, Novosibirsk, Russia, e-mail: [email protected].