_Аннотация
Использование методов корпоративного управления в практике хозяйствования российских предприятий способствует росту инвестиционной привлекательности компаний как на российском, так и на зарубежных рынках.
Ключевые слова: Республика Татарстан, стратегия корпоративного управления, методы корпоративного управления, кластер, стоимость предприятия, капитализация, чистые активы
Церцеил Юлия Сергеевна
канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры финансового менеджмента,
Казанский федеральный университет
механизм реализации стратегии корпоративного управления на производственном предприятии, входящем в состав кластера1
Современная институциональная экономика характеризуется наличием корпоративных форм бизнеса, что подразумевает под собой взаимодействие собственников (миноритарных акционеров) и менеджеров (наемных служащих), осуществляющих управление компанией. Основными предпосылками развития данного процесса стало укрупнение масштабов производственной деятельности компаний - участниц мирового хозяйства. В тоже время все хозяйствующие субъекты в условиях глобализации и интернационализации мирового хозяйства осуществляют свою деятель-
1 На примере нефтехимического кластера Республики Татарстан.
ность в условиях ограниченных ресурсов, как материальных, так и финансовых.
Первоначально, данные компании прибегают к дополнительному выпуску ценных бумаг (акций и облигаций), проводят их размещение на фондовом рынке, что позволят им привлечь внешних инвесторов. В дальнейшем, благодаря капитализации ценных бумаг данных предприятий, упрощается способ оценки их стоимости. Использование методов корпоративного управления в практике хозяйствования российских предприятий способствует росту инвестиционной привлекательности компаний как на российском, так и на зарубежных рынках.
Выбор метода корпоративного управления предприятием
В настоящее время типология методов корпоративного управления предприятием, входящего в кластер, включает следующие категории:
- управление по отклонениям на основе моделей максимизации стоимости капитала;
- управление по целям на основе моделей максимизации стоимости капитала;
- управление по отклонениям на основе развития потенциала предприятия;
- управление по целям на основе развития потенциала предприятия,
На выбор метода корпоративного управления предприятием в кластере оказывают влияние:
- базовая стратегия развития предприятия: лидерство по издержкам, диверсификация, фокусирование, комбинированная;
- тип кластера:основанный на создании цепочки ценностей, основанный на применении сквозных стержневых компетенций, основанный на формировании интегральной ценности компании кластера, комбинированный;
- тип интеграции предприятия в кластер: вертикальная, горизонтальная, цепочки ценности, смешанный, Алгоритм принятия решения в выборе метода корпоративного управления представлен в таблице 1, Реализация одного из методов корпоративного управления позволяет обеспечить создание максимальной ценности для акционеров в долгосрочном периоде,
Кластерный подход формирования корпоративных стратегий
В условиях рыночных отношений наиболее устойчивыми оказываются про-
изводственные отношения в рамках кластерного образования, М, Портер в теории национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики говорит следующее: «обеспечивая основу необычайного конкурентного успеха в отдельных областях бизнеса, кластеры выступают ярко выраженной особенностью любой национальной, региональной экономики», Марков Л,С, определяет кластер «в качестве средства перехода к производственным процессам с большей добавленной стоимостью, выступают в качестве обобщающей формы организации промышленного производства», Наумов В,А, в своем исследовании предлагает проводить классификацию кластеров по признаку отражающих специфику отраслей, Так, например, по признаку инновационности выделяются кластеры, использующие новую технологию для выпуска новых товаров, и кластеры, использующие новую технологию для производства традиционных товаров,
Кластерный подход формирования корпоративных стратегий компании предполагает реализацию способа
кластерный подход формирования корпоративных стратегий компании предполагает реализацию способа создания и развития кластерных образований в регионе..,
Таблица 1
Алгоритм принятия решения в выборе метода корпоративного управления
1 этап Выбор базовой стратегии предприятия - лидерство по издержкам; - диверсификация; - фокусирование; - комбинированная
2 этап Выбор типа интеграции в кластер - вертикальная; - горизонтальная; - цепочка ценности; - смешанный
3 этап Выбор типа кластера - основанный на создании цепочки ценности; - основанный на применении сквозных стержневых компетенций; - основанный на формировании интегральной ценности компаний кластера; - комбинированный
4 этап Выбор метода корпоративного управления - управление по отклонениям на основе моделей максимизации стоимости; - управление по целям на основе моделей максимизации стоимости; - управление по отклонениям на основе развития потенциала предприятия; - управление по целям на основе развития потенциала предприятия
создания и развития кластерных образований в регионе с целью повышения стоимости компаний - участников, Марков Л,С, выделяет два основных подхода, которые включают соответствующие методики по выделению
.подходы в определении кластерных образований конкретного региона позволяют проанализировать имеющуюся производственно-кооперационную цепочку создания добавленной стоимости.
кластера в тот или иной тип, В первом подходе используется принцип идентификации кластера, Данный принцип базируется на поиске пространственных локализаций производств, ориентированных на специфический вид экономической деятельности, То есть определение кластера происходит по принципу «от большего к меньшему», Во втором подходе кластеры определяются на конкретно выбранной территории, которая характеризуется присутствием в ней отраслей - лидеров данных производств, Данные подходы в определении кластерных образований конкретного региона позволяют проанализировать имеющуюся производственно-кооперационную цепочку создания добавленной стоимости на предприятиях - участниках кластера,
Оценка социально-экономических последствий создания и функционирования кластерного образования
должна основываться на обобщенных критериях, которые включали бы совокупность показателей, раскрывающих содержание выбранных критериев. В условиях постиндустриальной экономики наряду со стандартным набором критериев оценки, таких как объем производства, удельный вес отдельных групп товаров в общем объеме производства и реализации, природно-ресурсный потенциал, рыночная стоимость нематериальных активов (без интеллектуальных инвестиций), сумма чистой прибыли и другие, необходимо ввести показатели, отражающие использование интеллектуального капитала. А именно, рентабельность управленческого персонала, синерге-тический эффект совместного использования ключевых сфер компетенции компании - участника кластера, синергетический эффект совместного использования нематериальных активов в рамках кластера. Кроме того, в деятельности кластера необходимо учесть внешние и внутренние институциональные факторы. Одним из важнейших показателей оценки деятельности кластера является уровень транзакционных издержек, которые оказывают значительное влияние на стоимость компаний - участников кластера. В рамках кластера приоритетной является транзакция управления, определяющая взаимоотношение собственников и менеджеров компа-
нии. В данном случае издержки транзакции по выплате вознаграждения менеджерам компании компенсируется их деятельностью, в которой целевой функцией является увеличение благосостояния акционеров компании.
Характерное для Российской Федерации развитие сырьевой экономики обуславливает тенденции поступательной динамики предприятий ключевых отраслей, в первую очередь предприятий обрабатывающих производств как одной из наиболее значимых отраслей национальной экономики. Предприятия производственного комплекса обладают значительным потенциалом, рациональное использование которого будет способствовать решению задачи перевода национальной экономики на инновационный путь посредством проведения комплексной модернизации.
Нефтехимический кластер РТ
Производственными участниками нефтехимического кластера РТ являются следующие предприятия: ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Ка-заньоргсинтез», ОАО «Химический завод им. Л.Я. Карпова». Рассмотрим группу производственных предприятий, входящих
ОАО ОАО
«НЗТУ» ОАО «КОС» «НИХ»
технический Р полиэтилен этиленгли-
углерод коль
Рис. Взаимосвязь якорных предприятий нефтехимического кластера РТ: ОАО «НЗТУ» - ОАО «Нижнекамский завод технического углерода»; ОАО «КОС» - ОАО «Казаньоргсинтез»; ОАО «ННХ» - ОАО «Нижнекамскнефтехим»
Таблица 2
Ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Казаньоргсинтез»
Название продукта Отрасль промышленности последующего использования произведенного продукта
Поликарбонат Электроника, оптика, автомобилестроение, оптика
Полиэтилен высокого давления Производство пищевых и технических пленок, изоляционных материалов
Пластмассовые изделия Ирригационные системы, газоснабжение, системы технологических трубопроводов
Органические продукты Нефтегазовая промышленность, парфюмерия, текстильная промышленность, теплообменные аппараты, двигатели внутреннего сгорания
Фенол Производство медицинских препаратов, синтетические смолы, гербициды, смазочные масла
Ацетон Лакокрасочные материалы, растворители
Бисфенол Смолы, лаки, клей
Таблица 3
Ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Нижнекамскнефтехим»
Название продукта Отрасль промышленности дальнейшего использования продукта.
Изопреновый каучук Оборонная промышленность, автомобилестроение
Бутиловый каучук Автомобилестроение
Галобутиловый каучук Автомобилестроение
Бутадиеновый каучук Шинная промышленность
Стирол, полистирол. Латексная промышленность
Неонол Производство синтетических моющих средств
Этиленгликоль Сырье для производства полиэтилена
Таблица 4
Капитализированная стоимость предприятий нефтехимического кластера РТ
Предприятие нефтехимического кластера РТ Капитализированная стоимость предприятия в 2011 г., млн руб. Капитализированная стоимость предприятия в 2012 году, млн руб.
ОАО «Казаньоргсинтез» 6961,8 9832,7
ОАО «Нижнекамскнефтехим» 52600 71779
Таблица 5
Динамика роста чистых активов ОАО «Нижнекамский завод технического углерода»
ОАО «НЗТУ» 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Средний темп роста, %
Чистые активы, млн руб. 759,0 782,0 814,0 825,0 2,0
в состав нефтехимического кластера РТ, а именно: ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО«Казаньоргсинтез», то можно отметить следующее, Данные предприятия объединены в подгруппу в
соответствии с типом интеграции в кластер: вертикальная интеграция в рамках единой технологической цепочки, Рисунок показывает сложившуюся кооперационную цепь среди якорных предприятий нефтехимического кластера Республики Татарстан,
Таблица 6
Величина чистых активов ОАО «Нижнекамский завод технического углерода»
в прогнозном периоде
Абсолютная величина, млн руб. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Чистые активы 841,5 858,3 885,5 893,0 910,87
Дисконтирующий множитель 0,806 0,650 0,524 0,423 0,341
Дисконтированная стоимость чистых активов 678,63 558,2 459,19 377,71 310,71
Как видно из рисунка ОАО «Казань-оргсинтез» является потребителем нефтехимического сырья - этилен-гликоль и технический углерод, -поставщиками которых являются ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нижнекамский заводтехниче-ского углерода». На данный момент ОАО «Казаньоргсинтез» обеспечивает потребности таких отраслей промышленности, как электроника, машиностроение, строительство, нефтегазо-химия, текстильная промышленность, парфюмерия. В таблице 2 рассмотрены ассортимент выпускаемой продукции и отрасли промышленности дальнейшего использования продукта. Положение в нефтехимической отрасли ОАО «Нижнекамскнефтехим» характеризуется следующим производством товаров, отраженных в таблице 3.
В результате внедрения эффективной системы корпоративного управления данные предприятия имеют высокую капитализацию ценных бумаг на фондовом рынке. Об этом свидетельствуют данные таблицы 4.
Таблица 4 показывает, что на данных предприятиях происходит рост их рыночной стоимости, что является основополагающим критерием оценки качества корпоративного управления на данных предприятиях и в рамках всего кластера в целом. ОАО «Нижнекамский заводтехниче-ского углерода», являясь акционер-
ным обществом, на данный момент не имеет котировки ценных бумаг на фондовом рынке, поэтому мы будем рассматривать динамику роста его чистых активов в таблице 5.
Для расчета дисконтированной стоимости чистых активов нарастающим итогом воспользуемся следующими данными:
1) Для определения требуемой ставки доходности рассчитаем рентабельность активов за 2011 г.: валовая прибыль составила 278627 тыс. руб., активы предприятия 1175822 тыс. руб.
2) Требуемый уровень доходности по данному предприятию составил 24%.
3) Дисконтированная стоимость чистых активов в прогнозном периоде 20122016 гг. нарастающим итогом ОАО «Нижнекамский завод технического углерода» составила 2384,4 млн руб. Исходные данные для проведения расчетов представлены в таблице 6.
Вывод
Приведенные показатели капитализированной стоимости и стоимости чистых активов по предприятиям ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамский завод технического углерода» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» доказывают эффективность применения и реализации корпоративной стратегии управления данными предприятиями, о чем свидетельствует рост их рыночной стоимости.
Литература
1, Годовые отчеты ОАО «Казань-оргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», размещенные на официальных сайтах данных предприятий,
2, Лобанова Е,Н, Корпоративный финансовый менеджмент: учебно-практическое пособие, - М,: Издательство «Юрайт», 2012, - 990 с,
3, Марков Л,С, Экономические кластеры как форма функционирования и развития промышленных кластеров высоких технологий (на примере кластера высоких технологий
г, Новосибирска): дисс, ... канд, экон, наук: 08,00,05, - Новосибирск, 2006, -с, 83-84,
4, Наумов В,А, Формирование межотраслевых кластерных образований в промышленности: дисс, ... канд, экон, наук: 08,00,05, - Москва, 2007, - с, 41-44,
5, Портер М, Конкуренция: пер, с англ, - М,: Издательский дом «Вильямс», 2006, - 608 с,
6, Андрющенко П,Н, Корпоративное управление и стоимость компаний // Экономика, предпринимательство и право, - 2011, - № 4 (4), - с, 13-20, - 1"1^р://шшш,сгеа^уесопоту,ги/ а|Ис!ез/15406/,
Yulia S. Tsertseil
Candidate of Economical Sci., Senior Professor, Academic Department of Financial Management, Kazan Federal University
The realization mechanism of corporate management strategy at a manufacturing plant, which is part of the cluster
_Abstract
Introduction of corporate management methods into Russian enterprises practices improves investment attractiveness of companies both in Russian and foreign markets.
Keywords: The Republic of Tatarstan,corporate management strategy, corporate management methods, cluster, enterprise value, capitalization, net assets