Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ'

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвин Геннадий Владимирович, Соколов Алексей Павлович

В статье исследуются теоретические и практические аспекты реализации национальных программ социально-экономического развития России, анализируются проблемы в данной сфере. Даются рекомендации по совершенствованию системы реализации приоритетных национальных проектов социально-экономического развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF PRIORITY NATIONAL PROGRAMS FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS

The article examines the theoretical and practical aspects of the implementation of national programs for the socio-economic development of Russia, analyzes all problems in this area. Recommendations are given for improving the system for implementing priority national projects for the socio-economic development of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_4_382 УДК 338.3

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Литвин Геннадий Владимирович,

аспирант кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия

Соколов Алексей Павлович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративного управления и инноваций, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия; профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, е-mail: sokolovalexpav@ gmail.com

В статье исследуются теоретические и практические аспекты реализации национальных программ социально-экономического развития России, анализируются проблемы в данной сфере. Даются рекомендации по совершенствованию системы реализации приоритетных национальных проектов социально-экономического развития Российской Федерации.

Ключевые слова: национальные программы; социально-экономическое развитие регионов; качество жизни.

UDC 338.3

MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF PRIORITY NATIONAL PROGRAMS FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS

Litvin Gennady Vladimirovich,

Postgraduate Student, Department of Corporate Governance and Innovation, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia

Sokolov Alexey Pavlovich,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Corporate Governance and Innovations, Russian University of Economics. Named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia; Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University. Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia, e-mail: [email protected]

The article examines the theoretical and practical aspects of the implementation of national programs for the socio-economic development of Russia, analyzes all problems in this area. Recommendations are given for improving the system for implementing priority national projects for the socio-economic development of the Russian Federation.

Keywords: national programs; socio-economic development of regions; the quality of life.

В условиях санкций, негативного влияния коронавирусной инфекции на экономику страны, и других трудностей решение проблем социально-экономического положения граждан весьма актуально. Приоритетные национальные проекты являются тактическими звеньями реализации стратегии развития Российской Федерации, способствуют решению сложных проблем, развитию проектного подхода в сфере государственного управления.

Россия накопила с 2005 г. свой опыт реализации национальных проектов, который можно разделить на три этапа:

1. 2005-2007 гг. - реализация первых четырех национальных проектов;

2. 2010-2017 гг. - продолжение реализации нацпроектов и трансформация нацпро-ектов в национальные программы;

3. 2018-2024 гг. - подготовка и реализация 12 нацпроектов и других форм целевого бюд -жетного финансирования.

В значительной степени первые четыре национальных проекта («Здоровье», «Образование», «Доступное жилье», «Развитие АПК») были направлены на решение базовых социальных проблем и ориентированы на финансирование текущих задач функционирования этих направлений. Ощутимого улучшения социальной сферы по итогам ре-

ализации первых национальных проектов не произошло.

Во второй период национальные проекты продолжали работать, однако многие из них приняли форму федеральных целевых программ (ФЦП), были инициированы поправки в законы.

При реализации нацпроектов на третьем этапе целесообразно учитывать опыт первых двух этапов, существующие ограничения и риски, а также постоянно оценивать изменения условий внешней среды.

В настоящее время на федеральном уров -не Российской Федерации используется несколько форм программно-целевого планирования и бюджетного финансирования:

- 27 государственных программ, которые приняты в 2012-2016 гг.;

- 10 федеральных целевых программ, принятых в 2018 г.;

- 12 национальных проектов, принятых в 2018 г.;

- комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.

Система национальных проектов разработана по трем направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост» (табл. 1).

Таблица 1 - Национальные проекты Российской Федерации

Направление Национальный проект

Человеческий капитал «Демография»

«Здравоохранение»

«Образование»

«Культура»

Комфортная среда для жизни «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

«Жилье и городская среда»

«Экология»

Экономический рост «Наука»

«Производительность труда и поддержка занятости»

«Цифровая экономика»

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

«Международная кооперация и экспорт»

Национальный проект в современном его представлении является совершенно конкретным отражением социально-экономических и исторических условий. Эта новая форма российского права определяется как его содержанием, так и служебным назначением.

Следует отметить, что ряд ученых предприняли попытки представить научное определение самого понятия «национальный проект». По мнению Р. Е. Артюхова, он представляет собой «комплексную систему мероприятий с четко обозначенными социально-экономическими ориентирами и

контролируется государством» [1]. А. С. Мат-ненко считает, что данное понятие можно рассматривать как «механизм программно-целевого решения важнейших задач развития страны» [2]. А. С. Бедняков и Л. А. Миэринь полагают, что «приоритетные национальные проекты - это инструмент реализации целей национального развития» [3].

Национальный проект является важнейшим средством реализации социально-экономической политики государства, активного воздействия на социальные, экономические, технологические процессы для достижения конечных целей, выраженных в конкретных показателях.

Национальные проекты раскрывают свою сущность с двух сторон:

- в социальном плане национальные проекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека;

- в юридико-техническом плане «национальный проект - это документ, имеющий уникальный правовой характер. Это выражается в том, что, во-первых, в национальном проекте отсутствуют нормы права в их узком,

формально-юридическом смысле, подразумевающем абстрактные правила поведения, при этом он включает в себя специфический вид правовых норм; во-вторых, национальный проект имеет характер прогнозного правового акта; в-третьих, национальный проект в силу особого юридического стиля изложения, логичной организации своего текста, взаимосвязанности частей документа, приобретает четкую целевую направленность правового воздействия и должную правовую эффективность своего действия» [1].

Достижение целей, целевых показателей и решение задач нацпроекта обеспечивается путем исполнения сводного плана мероприятий по реализации нацпроекта, состоящего из планов мероприятий по реализации федеральных проектов.

Соответственно разработка федеральных проектов предусматривает дальнейшую детализацию целей, целевых показателей нац-проектов.

В свою очередь, региональные проекты, сформированные в субъектах Российской Федерации, должны быть направлены на реализацию национальных и федеральных проектов и достижение соответствующих целей и показателей. Схема, характеризующая иерархию проектов, приведена на рис. 1.

Рисунок 1 - Иерархия проектов, подлежащих разработке в целях реализации национальных проектов

Целью этапа реализации национального проекта является:

- получение результатов, достижение показателей и целей проекта;

- проверка соответствия проекта целям;

- поиск и принятие решений по наиболее эффективным способам достижения целей.

Документом, регламентирующим порядок реализации проекта (программы), является его паспорт, где указываются основные параметры и условия реализации проекта: стоимость, исполнители, заказчик, сроки завершения, целевые нормативы и др. Паспорт должен отражать итоговые оценки как создаваемого объекта (процесса), так и порядка его создания.

При реализации национальных проектов особое значение занимает мониторинг реализации национальных и федеральных проектов. Он представляет собой систему мероприятий по измерению их фактических параметров, расчету отклонения фактических параметров от плановых, анализу их причин, прогнозированию хода реализации национальных проектов и федеральных проектов, принятию управленческих решений по определению, согласованию и реализации возможных корректирующих воздействий.

В ходе мониторинга реализации национальных, федеральных и региональных проектов формируются ежемесячные и ежеквартальные отчеты.

Отчет о ходе реализации национального проекта подготавливается на основании информации, содержащейся в отчетах по федеральным проектам, входящим в состав национального проекта, а также иных сведений о рисках, выявленных в ходе реализации национального проекта. В отчет о ходе реализации федерального проекта включается информация о реализации региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и результатов федерального проекта.

Таким образом, переход к выдвижению целей национального развития России и намечаемая их реализация на основе национальных проектов представляет собой ответственный и важный шаг в направлении создания механизмов развития экономики и общества.

Главной особенностью национальных проектов является наличие особой структуры и системы управления, которая подразумевает постоянное участие руководящего звена национального проекта в его мониторинге и реализации, а также непосредственное участие федеральных и региональных органов власти.

Основным предназначением национальных проектов является определение целей деятельности государства для решения важнейших задач для Российской Федерации и путей их достижения.

В целях прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены национальные цели и целевые показатели развития Российской Федерации [4].

Законодательное определение понятия «национальный проект» содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.10. 2018 № 1288 (ред. от 17.03.2022) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [5].

В соответствии с указанным нормативным правовым актом под национальным проектом понимается проект, направленный на достижение национальных целей и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Он обеспечивает достижение общественно значимых результатов и их показателей, а также задач, не являющихся общественно значимыми результатами, и их показателей по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

Управление национальными проектами, их реализация обеспечены стройной системой органов, обладающих необходимой компетенцией.

Конечно, первостепенную роль в реализации национальных проектов играют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, однако применительно к национальным проектам были созданы специальные органы. К их

числу следует отнести, прежде всего, Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, который действует на основании Положения о Совете, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2018 № 444 (ред. от 20.07.2021) «Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации» [6].

Структура национальных проектов и их содержание нашли закрепление в ряде нормативных правовых актов. Одним из основных являются Методические указания, утвержденные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 14.10.2019 № 12) [7].

В указанном нормативно-правовом акте определены:

- принципы подготовки национальных проектов и федеральных проектов;

В первую очередь данные министерства несут ответственность за расчет целевых показателей нацпроекта.

Помимо всего прочего, к основным документам, определяющим единые правила реализации национальных проектов, можно отнести:

1. Методические указания по разработке национальных проектов (программ) и разъ-

- порядок инициирования проектов, подготовки проекта и паспорта национального и федерального проекта;

- реализация проекта, в том числе разработка и согласование проектов актов Правительства Российской Федерации, подготавливаемых в рамках реализации федерального проекта;

- мониторинг реализации национальных проектов и федеральных проектов;

- внесение изменений в национальные проекты и федеральные проекты;

- порядок завершения федерального и национального проекта.

Также следует отметить, что по каждому национальному проекту есть свои министерства, которые решают некоторые вопросы реализации национальных проектов.

Министры и их заместители соответствующих национальных проектов являются руководителями и администраторами национальных проектов (табл. 2).

яснения по заполнению форм паспортов национальных проектов (программ) и федеральных проектов.

2. Методические указания по применению типов результатов и стандартизированных контрольных точек федеральных проектов.

3. Методические указания по мониторингу и внесению изменений в национальные проекты (программы) и федеральные проекты и

Таблица 2 - Министерства, ответственные за реализацию национальных проектов

Национальный проект Министерство

«Демография» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

«Здравоохранение» Министерство здравоохранения Российской Федерации

«Образование» Министерство просвещения Российской Федерации

«Культура» Министерство культуры Российской Федерации

«Безопасные и качественные автомобильные дороги» Министерство транспорта Российской Федерации

«Жилье и городская среда» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

«Экология» Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

«Наука» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Производительность труда и поддержка занятости» Министерство экономического развития Российской Федерации

«Цифровая экономика» Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Министерство экономического развития Российской Федерации

«Международная кооперация и экспорт» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

разъяснения по заполнению форм отчетов о ходе реализации национальных проектов, федеральных проектов и запросов на изменение паспортов национальных проектов и паспортов федеральных проектов.

4. Методические указания по порядку и типовой форме заключения соглашения между руководителем федерального проекта и руководителем регионального проекта о реализации на территории субъекта Российской 5. Методические рекомендации по подготовке региональных проектов (письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 30.11.2018 № 9861п-П6).

6. Методические рекомендации по определению уровня достижения национальных

проектов (программ) и федеральных проектов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что первоочередными документами, в которых отражаются все основные вопросы реализации национальных проектов, являются их паспорта. В них содержатся не только целевые показатели на каждый год, но и задачи, которые необходимо решить до 2024 года, объем выделенных для этого средств и др. Исходя из данных, содержащихся в этих документах, можно делать вывод о результативности нацпроектов, о том, насколько реализован каждый из проектов, и при необходимости скорректировать их показатели.

Список литературы_

1. Артюхов Р. Е. Роль Федерального казначейства в обеспечении «прослеживаемости» хода реализации приоритетных национальных проектов // Финансовая безопасность. 2020. № 26. C. 6-10.

2. Бедняков А. С., Миэринь Л. А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 4 (118). С. 20-25.

3. Матненко А. С. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства. Омск : Русь, 2019. 142 с.

4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http: www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_357927 (дата обращения: 20.11.2022).

5. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 (ред. от 17.03.2022) // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151 (дата обращения: 20.11.2022).

6. Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 19.07.2018 № 444 (ред. от 20.07.2021) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302869 (дата обращения: 20.11.2022).

7. Методические указания по разработке национальных проектов (программ): утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 14.10.2019 №12 474 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339394/ (дата обращения: 20.11.2022).

References_

1. Artyukhov R. E. The role of the Federal Treasury in ensuring the «traceability» of the implementation of priority national projects. Financial security. 2020. No. 26. Pp. 6-10.

2. Bednyakov A. S., Mierin L. A. National projects of Russia: problems and solutions. Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics. 2019. No. 4 (118). Pp. 20-25.

3. Matnenko A. S. Priority national projects and budgetary activities of the state. Omsk : Rus, 2019. 142 p.

4. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of 21.07.2020. SPS «ConsultantPlus». URL: http: www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_357927 (date of appeal: 11/20/2022).

5. On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation dated 10/31/2018 No. 1288 (ed. from 03/17/2022). ConsultantPlus: [website]. URL: http: www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151 (accessed: 20.11.2022).

6. On streamlining the activities of advisory and advisory bodies under the President of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 07/19/2018 No. 444 (ed. dated 07/20/2021). SPS «ConsultantPlus». URL: http: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302869 (accessed: 11/20/2022).

7. Methodological guidelines for the development of national projects (programs): approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects on 14.10.2019 No. 12 474. SPS «ConsultantPlus». URL: http: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339394 / (accessed: 11/20/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.