Научная статья на тему 'Механизм реализации информационной открытости в деятельности органов внутренних дел'

Механизм реализации информационной открытости в деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / МЕХАНИЗМ / ОТКРЫТОСТЬ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PRINCIPLE / TRANSPARENCY / LEGAL ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Павел Анатольевич

Рассматривается понятие механизма реализации открытости в деятельности органов внутренних дел, определяются проблемы, препятствующие реализации данного принципа, а также меры по совершенствованию правового обеспечения реализации принципа открытости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреев Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF INFORMATION TRANSPARENCY AMONG OF THE INTERIOR

The notion transparency in the mechanism for implementing the internal affairs bodies shall be determined challenges to implementation of this principle, as well as measures to improve the legal enforcement of principle of open.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации информационной открытости в деятельности органов внутренних дел»

9.3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Андреев Павел Анатольевич, адъюнкт. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: alla-hod@mail.ru

Аннотация. Рассматривается понятие механизма реализации открытости в деятельности органов внутренних дел, определяются проблемы, препятствующие реализации данного принципа, а также меры по совершенствованию правового обеспечения реализации принципа открытости.

Ключевые слова и словосочетания: принцип, механизм, открытость, правовое обеспечение.

MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF INFORMATION TRANSPARENCY AMONG OF THE INTERIOR

Andreev Pavel Anatolievich, adjunct. Place of study: Academy of Management Interior Ministry of Russia. E-mail: alla-hod@mail.ru

Annotation: The notion transparency in the mechanism for implementing the internal affairs bodies shall be determined challenges to implementation of this principle, as well as measures to improve the legal enforcement of principle of open.

Keywords: principle, transparency, legal enforcement.

В системе мер повышения эффективности деятельности органов государственной власти, включая полицию, политическим руководством страны особое внимание акцентируется на обеспечении их открытости.

Открытость и публичность сегодня называются основными принципами деятельности органов внутренних дел. В ст. 8 «Открытость и публичность» Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» говорится о том, что «деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации...». При этом в самом Законе понятия открытости и публичности полиции не раскрываются, что требует обращения к различным научным источникам.

Так, с точки зрения психологии, «открытость - это готовность пускать партнера в свой социальный мир, давать ему интересующую информацию». В толковом словаре Ефремовой открытость трактуется как «информированность общества о ключевых решениях, свобода убеждений, правдивость». То есть, открытость информации, в первую очередь, связана со свободой обмена информацией. Это позволяет многим ученым, исследующим данную проблематику, оперировать понятием «информационная открытость».

С этой точки зрения А.В. Шарова, под информационной открытостью органов государственной власти можно понимать относительную доступность в получении информации гражданами и общественными объединениями об их деятельности. Ю.Н. Старилов считает, что под информационной открытостью можно понимать возможность информировать других, то есть возможность искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять информацию о деятельности органов государственной власти. В.А. Монаховым предпринята попытка дать определение понятия

информационной открытости через его юридическое содержание. С точки зрения ученого, последняя представляет собой «организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий иным участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о структуре, целях, задачах, финансовых и иных условиях деятельности».

Речь, таким образом, в целом идет, как считает В.И. Ярочкин, о возможности человека (организации) получать информацию не только касающуюся их самих (если такая информация имеется у каких-либо государственных организаций и учреждений), но также информацию, связанную с социальными, политическими, государственными, региональными и другими вопросами. Сходной точки зрения придерживаются в своих работах такие отечественные и зарубежные ученые, как О.В. Афанасьева, Д. Банисар, С.Ю. Минаев, Дж. Майкл, А.Н. Райков, Э.В. Сигакова, Ю.В. Смирнов, С.С. Собянин, Л.К. Терещенко, К.Г. Холодковский и другие.

То есть, открытость предполагает относительно широкий доступ ко всем видам документированной информации и отсутствие запретов на ее обнародование. Между тем, декларация самого принципа информационной открытости в законодательстве и его реализация в деятельности органов внутренних дел -разные вещи. Скорее можно утверждать о необходимости доведения декларируемого принципа до стадии механизма его реализации в деятельности органов внутренних дел.

Механизм реализации информационной открытости в деятельности органов внутренних дел представляет собой способ организации и функционирования органов внутренних дел, выражающийся в формировании и достижении конкретных целей (стратегических, тактических, оперативных) по обеспечению информационной открытости путем воздействия на конкретные факторы управления (элементы объекта управления и их связи - информация, органы обеспечения информационной открытости и др.), на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей, путем использования конкретных ресурсов и потенциалов (информационные, материальные, финансовые, интеллектуальные, кадровые) с опорой на избранные принципы, формы, технику, методы управления (правовые, организационные, экономические, моральные, культурные, мотивационные).

Взаимосвязь элементов механизма реализации информационной открытости в деятельности органов внутренних дел должна быть выведена на новый качественный уровень. Такой уровень взаимосвязи должен выражаться в способности данного механизма обеспечивать гибкость управления подразделениями органов внутренних дел по обеспечению информационной открытости; проведение необходимых структурных преобразований, позволяющих оперативно реагировать на новые требования гражданского общества; выработку необходимой информационной стратегии и тактики в данной области; оптимальное сочетание форм и методов воздействия субъекта на объект управления, а также их корреспонденцию с результатами управляющих воздействий; последовательность процедур и операций в интересах выработки алгоритма достижения государственных правоохранительных целей по обеспечению информационной открытости.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ

Андреев П.А.

В этом смысле ближайшая задача полиции как федерального органа исполнительной власти - развитие способов и средств обеспечения конституционного права граждан на доступ к официальной информации как непосредственно, так и через средства массовой информации. В частности, подразделения полиции, чья деятельность непосредственно связана с обслуживанием потребностей граждан, общественных объединений и предпринимательских структур, должны разработать с участием общественности и опубликовать стандарты государственных услуг.

К практическим задачам полиции в сфере информационной открытости можно отнести:

формирование доступных гражданам информационных ресурсов по вопросам деятельности полиции;

радикальное обновление структур, задач, методологии, критериев деятельности уже существующих информационных служб полиции;

преодоление ситуации, когда расширяется область ведомственных тайн, ограничивается доступ гражданина к ведомственной информации; разработка с помощью общественных организаций минимального стандарта общественно значимой официальной информации и обучение сотрудников полиции практической работе в условиях информационной открытости;

установление каналов двусторонней связи с общественными организациями, занимающимися однородными с полицией.

Список литературы:

Открытость и публичность - основные принципы деятельности органов внутренних дел. О результатах совещания при заместителе министра внутренних дел Российской Федерации С.П. Булавине. FORMSMI.RU. 7 августа 2011 г.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

Энциклопедия практической психологии. - М., 2008. С. 186.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь Ефремовой. - М., 2000. С 234.

Шаров А.В. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. 2005. № 4.

С. 25.

Старилов Ю.Н. Административная реформа: политико-правовые особенности и первые итоги // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2004. № 10. С. 4-5.

Монахов В.А. Информационная открытость: политико-правовые аспекты // Гражданин, общество, государство: контексты российской действительности и проблемы доступа к информации. Материалы «круглого стола». - М., 1998. С. 68.

Ярочкин В.И. Информационная безопасность. - М., 2005. С. 34.

Афанасьева О.В. Доступ к информации как институт национального государства // Полис. 2010. № 5. С. 146-154;

Афанасьева О.В. Доступ к информации: российское и международное законодательство // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 118-134;

Д. Банисар. Свобода информации в мире 2006 год. Общий обзор законодательства по доступу к правительственной информации в мире / 1"|Нр://адммрг^асу international.org/foi/foisurvey2006rus.pdf;

Дж. Майкл. Открытое правительство или как достичь свободы официальной информации / http://www.ypc.am/Old/russian/collegues/pressclub/11.199 7Z5-9.htm.;

Минаев С.Ю. Информационная открытость - составная часть национальных институтов России в информационной сфере // Информационно-аналитический журнал. 2002. № 10. С. 38-44;

Райков А.Н. Устойчивость государственного управления и открытость информационной сферы. - М., 1996;

Сигакова Э.В. Информационная ответственность государственных органов как фактор влияния на экономический рост. - М., 2008;

Смирнов Ю.В. Информационная ответственность государственных интернет - ресурсов в интересах молодежи. - М., 2008;

Собянин С.С., Терещенко Л.К. Обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти // Административная реформа в России. - М., 2006;

Холодковский К.Г. Доступ к информации как демократический институт // Полис. 2010. № 5. С. 155-160.

Literature list:

Openness and publicity - the basic principles of internal affairs bodies. The results of the meeting with Deputy Minister of Internal Affairs of the Russian Federation, SP Bulavin. FORMSMI.RU. August 7, 2011

Laws of the Russian Federation. 2011. Number 7. Of Art. 900.

Encyclopedia of Applied Psychology. - M., 2008. , P. 186.

Ephraim TF Explanatory Dictionary of Ephraim. - M., 2000. With 234.

Sharov, AV The key elements of administrative reform / / Journal of Russian law. 2005. Number 4. , P. 25.

Starilov JN Administrative reform: political and legal characteristics and first results / / FES: Finance. The economy. Strategy. 2004. № 10. S. 4-5.

Monks, VA Information transparency: political and legal aspects / / Citizen, Society and State: Contexts of Russian reality and problems of access to information. Proceedings of the "round table". - M., 1998. 68.

Yarochkin VI Information security. - M., 2005. , P. 34.

O. Afanasiev Access to information as the institution of the nation-state / / Polis. 2010. Number 5. S. 146-154;

O. Afanasiev Access to information: the Russian and international law / / Social Sciences and the present. 2010. Number 3. S. 118-134,

D. Banisar. Freedom of information in the world in 2006. An overview of legislation on access to government information in the world / http://www.privacyinternational. org/foi/foisurvey2006rus.pdf;

J. Michael. Open government, or how to achieve freedom of official information / http://www.ypc.am/ Old/russian/collegues/pressclub/11.1997/5-9.htm.;

Minaev SJ Information transparency - an integral part of the national institutes of Russia in the field of information / / Information and analytical magazine. 2002. № 10. C. 3844;

Raikov AN Sustainability governance and transparency of the information sphere. - M., 1996;

Sigakova EV Information responsible government as a factor of influence on economic growth. - M., 2008,

Smirnov YV Responsibility of government information online - resources for youth. - M., 2008,

SS Sobyanin, Tereshchenko, LK Openness of executive authorities / / Administrative reform in Russia. - Moscow, 2006;

Kholodkovsky KG Access to information is a democratic institution / / Polis. 2010. Number 5. S. 155-160.

Рецензия

на статью П.А. Андреева «Механизм реализации информационной открытости в деятельности органов внутренних дел»

Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с реализацией принципа информационной открытости в деятельности органов внутренних дел. Действительно, актуализация принципа информационной открытости произошла в период осуществления административной реформы, когда указанный принцип был объявлен основополагающим в совершенствовании государственного аппарата.

Впоследствии в период обсуждения и принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» данный принцип наряду с принципом публичности был закреплен в ст. 8 Закона и стал определенным императивом деятельности полиции как федерального органа исполнительной власти.

Однако провозгласить принцип, и даже закрепить его нормативно не есть гарантия того, что данный принцип будет реализовываться в практике.

Именно поэтому автор статьи настаивает на том, что необходимо формировать реальный механизм обеспечения информационной открытости. Это в частности предполагает совершенствование нормативного обеспечения реализации данного принципа, выработку конкретных мер по реализации данного принципа.

Изложение в статье логично, последовательно, аргументировано.

Предлагаю издать статью П.А. Андреева в открытой печати .

Заместитель начальника кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел доктор юридических наук, профессор Т.Н. Кильмашкина Научный руководитель д.ю.н., проф. Р.Р. Алиуллов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.