МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
БАО ШАНЯНЬ
В статье рассмотрены проблемы развития малого предпринимательства в лесном секторе. Применительно к региону дана оценка состояния малых предприятий. Показано, что в малолесной зоне мало арендаторов лесных участков, устойчиво и эффективно работающих в современных условиях. Ограничения, накладываемые на лесозаготовительную деятельность в лесах малолесной зоны, влияют на предпринимательские интересы и выступают фактором, снижающим привлекательность территорий для малых предприятий. Несмотря на то, что объемы недревесных лесных ресурсов невелики, в этой сфере возможно развитие малого предпринимательства. В этих целях необходимо создание нормативной базы для оценки запасов различных видов лесных ресурсов. В основу механизма развития малого предпринимательства в системе лесопользования положено совершенствование юридической и нормативно-методической базы осуществления арендных отношений, путем дифференцированного подхода к установлению минимального срока аренды лесных участков. Механизм включает методику оценки состояния лесных участков, на которых ведется заготовка недревесных ресурсов.
Ключевые слова: малое предпринимательство, лесное хозяйство, лесопользование, механизм развития.
Малые предприятия являются важнейшим элементом экономики всех государств, они во многом определяют основные показатели экономического развития: темпы экономического роста, структуру валового национального продукта, уровень занятости.
В настоящее время предприятия малого бизнеса обеспечивают занятость около 50 % населения в мире и до 60 % производства национального продукта. По разным оценкам в настоящее время в России функционируют около 400 тысяч предприятий субъектов малого и среднего предпринимательства, однако для реализации возлагаемых на предпринимательство функций, число предпринимательских структур в различных секторах экономики России должно быть увеличено в 10-20 раз.
В мировой практике особо выделяется региональная и отраслевая направленность малого
Развитие малого и среднего предпр
и среднего предпринимательства. При этом малые и средние предприятия являются базой для обеспечения конкурентоспособности экономики региона.
Малое предпринимательство несет в себе потенциал роста отраслей, и уровень его развития напрямую влияет на инновации и развитие сегментов экономики. В Воронежской области малое предпринимательство является стратегическим ресурсом развития территории, на конец 2012 г. было зарегистрировано 21941 малых средних и микро предприятий (табл. 1). Анализируя основные экономические показатели деятельности малых предприятий в области, можно отметить рост общей численности предприятий, сопровождающийся возрастанием объемов производства и реализации продукции.
Таблица 1
дательства в Воронежской области
Показатель Значение на конец года
2009 2010 2011 2012
Число предприятий, единиц 15902 16981 18602 21941
Число предприятий в расчете на 1000 жителей области, единиц 10,4 11,1 12,1 14,3
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), млн руб- 111107,1 158361,1 202139,1 214782,2
Нельзя не отметить, что в 2011 и 2012 гг. имеет место увеличение доли созданных предприятий (рис. 1), то есть предпринимательство становиться
активным участником экономических процессов, формируя новый, мобильный сектор, способный дать импульс экономике региона.
8000
6000
4000
2000
0
2007
2008
2009
2010
2011
2012
□ Вновь создано 0 Количество малых предприятий
Рис. 1. Динамика численности малых предприятий (юридические лица)
Проведенный анализ структуры малых предприятий по сферам хозяйственной деятельности по оценке на 2012 г. позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день в Воронежской области лидирует количество предприятий торговли и услуг (их доля составляет более 35 %). В настоящее время доля малых предприятий, занятых в сфере торговли, составляет 37,2 %, а среди индивидуальных предпринимателей - 62 %, для сравнения в сфере производства соответственно 13,7 % и 4,2 %, сельского хозяйства - 12,7 % и 5,0 %, транспорта и связи - 5,0 % и 12,0 %.
Структура малого предпринимательства Воронежской области представлена основными следующими сферами: оптовая и розничная торговля -
37,2 %, обрабатывающие производства - 13,7 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -12,7 %, операции с недвижимым имуществом -
12,3 %, строительство - 10,0 %, транспорт и связь -4,8 %.
Наиболее низкий процент занятости субъектов малого и среднего предпринимательства имеет место в лесном хозяйстве, что связано как с общими проблемами: использование дорогостоящего оборудования, проблема с поиском профессионального персонала по соответствующим специальностям, незащищенность предприятий местного товаропроизводителя и др., так и с частными характерными для данного вида деятельности.
Следует также отметить, что реформирование Лесного Кодекса РФ открыло новые возможности для развития лесного предпринимательства, и как следствие - значительное увеличение числа предпринимателей за период с 2009 по 2011 гг. мы наблюдаем, в том числе и в лесном секторе (рис. 2).
Рис. 2. Динамика развития предпринимательства в лесном секторе РФ
Известно, что лесопользование в малолесной зоне ограничивается защитным назначением лесов, их малой площадью в структуре земельных угодий, их особой экологической и социальной ценностью [2]. Данное обстоятельство делает непривлекательным такой вид лесопользования, как за-
готовка древесины, однако стимулирует организацию таких лесопользований, как заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели и деревья других пород для новогодних праздников, мох,
лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы), заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы), ведение сельского хозяйства (сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и иная сельскохозяйственная деятельность), выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, осуществление рекреационной деятельности. Лес -поставщик многих видов лекарственно-технического сырья и пищевых продуктов, которые используются для собственных нужд регионов или вывозятся за пределы района заготовки. Юридически эти виды пользований регулируются статьями Лесного кодекса (статьи 32-35, 38, 39 71-74, 78-80 и другие) и рядом основных документов [1; 5; 3; 4].
Запасы недревесных лесных ресурсов достаточно велики, однако в различных регионах страны процент использования может значительно колебаться. Так, в некоторых субъектах Европейской части России он достигает 40-50 % и более. Сенокосы на территории России занимают около 1,8 млн га, распределяясь примерно поровну по Европейско-Уральской и Азиатской частям России. Пастбища занимают примерно 11,5 млн га, 95 % из них находится в Азиатской части РФ.
Однако в Воронежской области в период 2008-2012 гг. сохраняется невысокий интерес у предпринимательских структур к данным видам деятельности, да и в целом малое предпринимательство в лесном хозяйстве продолжает стагнировать. Так, количество работающих на малых предприятиях лесного сектора области составило 1151 чел., что лишь на 2 % больше чем в 2009 г. (табл. 2).
Таблица 2
Численность работающих в лесном секторе экономики Воронежской области (тыс. чел.)
Показатели 2006 2007 2009 Среднемесячная заработная плата, руб.
Занято в экономике области 1061,7 1062,0 1042,4 13314
Численность работников, занятых в лесном секторе, всего, в том числе: 2,8 2,7 1,5 11319
1есоводство и лесозаготовки 1,7 1,6 1,0 9314
предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок 1,1 1,1 0,5 15184
]рля численности работников, занятых в лесном секторе в >бщей численности в экономике области, % 0,26 0,25 0,14
Анализируя причины неудовлетворительного состояния малого предпринимательства в данных видах лесопользований, отметим, что ранее сбор недревесных лесных ресурсов относился к побочному лесопользованию и осуществлялся на основании лесного билета, выдаваемого лесничеством, что являлось краткосрочным лесопользованием. Соответственно, промышленные предприятия легитимно закупали пищевые лесные ресурсы у физических лиц, оформляя покупку торговозакупочным актом. Новый Лесной Кодекс РФ определил вышеназванные виды лесопользований как предпринимательскую деятельность (ст.32 ЛК РФ), которая осуществляется на основании договоров аренды лесных участков. В тоже время при этом процесс заключения договора аренды лесного участка для сбора недревесных лесных ресурсов не регламентирует вопросы, связанные с сезонным характером данной деятельности, коррекции объемов сырья в разные по урожайности года и другие. Более того, сам процесс заключения договора аренды не только трудоемкий, но и затратный. В этой связи значительное количество субъ-
ектов малого предпринимательства не имеет возможности получать стабильный доход и утрачивает предпринимательский интерес к данной деятельности.
Известно, что в настоящее время для заготовки недревесных ресурсов леса заключено 59 договоров аренды, для пищевых и лекарственных -239, для ведения сельского хозяйства 2355 договоров и для выращивания плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений - 66 договоров аренды в целом по стране.
Существует еще один фактор, влияющий на привлекательность лесопользования и определенный Лесным Кодексом. В статье 11 Лесного кодекса РФ указано, что граждане имеют право бесплатно и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов, что формирует дисбаланс в сфере лесных правоотношений: одна сторона - это предпринимательская деятельность со всеми обязательными платежами,
с другой - свободная и бесплатная заготовка ресурсов, как правило, в неограниченных количествах. В дополнение к сказанному отметим, что в ряде случаев на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, произрастают и недревесные продукты, но данный вид лесопользования не включается в договор аренды лесных участков, что приводит к истреблению или нерациональному их использованию.
В связи с этим важным становится вопрос об обеспечении привлекательности данных видов лесопользования для малых предпринимательских структур, для чего необходима разработка соответствующих механизмов.
На наш взгляд, одним из действенных механизмов стимулирования арендных отношений в сфере использования недревесных лесных ресурсов, является уменьшение, дифференцирование минимального срока аренды лесных участков (в настоящее время минимальный срок аренды лесных участков составляет 10 лет). Считаем необходимым введение инструмента краткосрочного пользования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих заготовительную деятельность на неарендованных лесных участках и для осуществления заготовительной деятельности как дополнительного вида пользования на арендованных лесных участках с иным видом лесопользования. Далее необходимо совершенствование юридической базы, регламентирующей заготовку пищевых и лекарственных ресурсов леса посредством закупки их у населения, что позволит, с одной стороны, осуществлять контроль над заготовкой недревесных ресурсов, обеспечив больших объемов пищевых и лекарственных ресурсов, а с другой стороны содействовать развитию микро-предприятий в районах локализации сырьевых баз. Кроме того, необходима, с нашей точки зрения, разработка методики оценки состояния лесных участков, на которых ведется заготовка недревесных ресурсов. Такая оценка должна проводиться перед сдачей участка в аренду и по окончании срока аренды, и, возможно, в ходе аренды. И, наконец, необходимо создание нормативной базы для оценки запасов различных видов лесных ресурсов. В этом плане предоставляется возможным осуществить зонирование лесных участков, выделив лесные участки для свободного доступа граждан и лесные участки для промышленной заготовки (по договорам аренды со всеми вытекающими последствиями). Однако для этого необходимо разграничить понятия: заготовка пищевых лесных ресурсов для собственных нужд и заготовка пищевых лесных ресурсов как вид предпринимательской деятельности.
Данные инструменты позволят обеспечить развитие малого предпринимательства в лесном хозяйстве и повысить привлекательность деятельности по заготовке недревесных ресурсов.
Литература
1. Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006. № 200-ФЗ.
2. Морковина С. С., Денисова Ю. Г. Детерминанты развития предпринимательства в лесном хозяйстве // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 9 (043).
3. Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. Утв. приказом Рос-лесхоза от 05.12.2011 № 511; зарегистрированы в Минюсте 16.04.2012 № 23849. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства. Утв. приказом Рослесхоза от
05.12.2011 № 509; зарегистрированы в Минюсте
12.04.2012 № 23817. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Правила сбора и заготовки недревесных лесных ресурсов. Утв. приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 512. зарегистрированы в Минюсте 16.04.2012 № 23850. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
* * *
THE MECHANISM OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN FOREST EXPLOITATION SYSTEM
Bao Shanian
In article problems of development of small business in forest sector are considered. In relation to the region the assessment of a condition of small enterprises is given. It is shown that in a low-forest zone there aren't enough tenants of the timberland, steadily and effectively working in modern conditions. The restrictions imposed on logging activity in the woods of a low-forest zone, influence enterprise interests and act as the factor reducing appeal of territories for small enterprises. In spite of the fact that volumes of non-wood forest resources are insignificant, in this sphere development of small business is possible. For this purpose creation of regulatory base for an assessment of stocks of different types of forest resources is necessary. Improvement of legal and standard and methodical base of implementation of the rent relations is the basis for the mechanism of development of small business in system of forest exploitation, by the differentiated approach to establishment of the minimum term of rent of the timberland. The mechanism includes a technique of an assessment of a condition of the timberland on which preparation of non-wood resources is conducted.
Key words: small business, forestry, forest exploitation, development mechanism.