УДК 347.73 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10022
МЕХАНИЗМ РАСЧЕТА СТАВКИ ЭКСПОРТНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ И НАЛОГА НА ДОБЫЧУ
_____ __w W _ _
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Марина Анатольевна ОРЛОВСКАЯ, доцент кафедры международного права ИМПЭ имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.04 — финансовое право; налоговое право; бюджетное право
Аннотация. В статье проанализированы отдельные аспекты влияния налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор и получаемые доходы в бюджет, показана их взаимосвязь, роль топливно-энергетического комплекса в формировании основной части доходов в федеральный бюджет Российской Федерации, проанализирована система расчетов ставок таможенных пошлин.
Ключевые слова: налоговая нагрузка, нефтегазовый сектор, экспортная таможенная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, преобразование формулы расчета налога, доходная часть бюджета.
Annotation. In article separate aspects of influence of tax burden of the oil and gas sector and the gained income in the budget are analysed, the shown their interrelation, is shown a fuel and energy complex role in formation of the main part of income in the Federal budget of the Russian Federation, the system of calculations of rates of the customs duties is analysed.
Keywords: tax burden, oil and gas sector, export customs duty, severance tax, transformation of a formula of calculation of a tax, budget revenues.
За последние годы нефтяная промышленность Российской Федерации претерпела масштабную трансформацию, выведшую ее на 2-е место по величине мирового экспорта нефти, что обеспечивает 12% от мировой торговли нефтью. Проблема, связанная с определением цен на нефть, подчеркивает ее роль в международных отношениях и влияние на экономику и политику государства в целом. Нефтегазовая отрасль будет оставаться центральной в экономике Российской Федерации еще долгие годы. Поэтому именно сырьевой вектор должен определять направления экономической политики государства, а также стимулировать и обеспечивать развитие остальных отраслей.
В современных условиях Правительство РФ, определившее новые интенсивные факторы роста экономики Российской Федерации, пытается скорректировать ситуацию, сложившуюся из-за того, что на протяжении долгого времени законодательство РФ о налогообложении нефте-
газовои. отрасли было направлено только на обеспечение должного уровня налоговых поступлении. в федеральныи. бюджет.
Важным приоритетом таможенно-тарифной политики1 является совершенствование механизма применения экспортной пошлины в целях сбалансированности фискальной и конкурентной функций, чтобы в дальнейшем применение таких пошлин не привело к снижению конкурентоспособности (в основном ценовой) товаров Российской Федерации на внешних рынках, т.е. потери рынка сбыта.
В целом в области нефтяного комплекса инструменты таможенно-тарифной политики строятся совместно с государственной политикой в области добычи и переработки газа и нефти, определяются задачами стимулирования развития нефтеперерабатывающего производства, повышением степени обработки нефти, а также интересами в сфере пополнения бюджета (см. табл. 1).
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор и влияние на доходы в 2008 — 2014 гг., в проц. к ВВП
Показатели / Годы 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Налоговые доходы и платежи 36,04 30,88 31,12 34,50 34,97 34,11 34,42
Добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях Налоговые доходы по виду деятельности к ВВП. Всего:
12,00 8,69 9,22 11,17 11,41 10,97 11,66
Налоговые доходы по виду деятельности к ВВП по виду деятельности
88,95 75,21 75,43 78,89 76,84 77,09 81,46
В таблице 1 налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор рассчитана как отношение всех налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН), уплаченных организациями, осуществляющими деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа, и предоставление услуг в этих областях к ВВП; аналоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль к ВВП по виду экономической деятельности рассчитана как отношение налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН) к ВВП по виду экономической деятельности (сумма валовой добавленной стоимости и чистых налогов на продукты).
Поскольку нефтяная отрасль промышленности — одна из основополагающих от-
раслей экономики Российской Федерации, она обеспечивает значительную долю денежных поступлений в бюджетную систему государства. В состав обязательных налоговых отчислений для российских компаний входят налоги на: прибыль — ставка 20% (минимальная ставка может составлять 15,5%); добавленную стоимость — НДС (стандартная ставка — 18%); добычу полезных ископаемых (НДПИ); платежи за пользование недрами; прочие налоги в отношении юридических лиц; таможенные платежи. НДПИ был введен 1 января 2002 г. посредством включения главы 26 в НК РФ (см. табл. 2). Полезные ископаемые выступают объектом налогообложения.
Таблица 2
Динамика ставки НДПИ с 2006 г. по 2017 г.
Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Ставка НДПИ 419 419 419 419 419 419 446 470 493 766 857 919
Согласно ст. 966 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,
газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный и вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти (см. табл. 3).
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
Структура доходов федерального бюджета
В млрд руб. / Годы 2011 2012 2013 2014 2015
Налог на прибыль 342,60 375,82 352,21 411,32 491,38
НДС на товары (работы, услуги), реализованные на территории РФ 1985,02 2228 2329,25 2702,25 2976,24
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1543,75 1713,08 1734,30 1821,79 1839,19
Налоги, сборы и региональные платежи за пользование природными ресурсами, в том числе: 2046,82 2442,81 2554,82 2884,62 3181,15
НДПИ 2007,58 2420,51 2535,26 2857,96 3159,99
НДПИ — нефть 1845,83 2132,57 2190,19 2463,56 2703,53
НДПИ — газ горючий природный из всех видов месторождений УВ сырья 136,27 257,39 311,73 357,23 346,45
Госпошлина 65,84 92,33 92,16 90,86 101,74
Прочие доходы 5247,35 5746,11 5645,48 6228,81 4723,09
Доходы. Всего: 11 367,65 12 855,54 13 019,95 14 496,88 13 659,24
Исходя из таблицы 3 отмечаем, что более 40% налоговых поступлений складываются из доходов нефтегазовой отрасли — специальные налоги, уплачиваемые нефтяными и газовыми компаниями — это налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), на углеводороды (нефть, горючий природный газ, газовый конденсат) и экспортная таможенная пошлина на сырую нефть, природный газ, нефтепродукты.
В период с 2011 г. по 2015 г. поступления от налогов и сборов за пользование природными ресурсами увеличилось на 226%. Наблюдается тенденция увеличения поступлений от НДПИ на нефть на протяжении более
Преобразование формулы
четырех лет. Что касается НДПИ на природный горючий газ, то рост просматривается с 2011 г. по 2014 г.; в 2015 г. произошел спад на 3% от предыдущего периода. Таким образом, налоговая нагрузка постепенно увеличивается, и это является доказательством того, что топливно-энергетический комплекс формирует основную часть доходов в федеральный бюджет РФ.
Преобразование формулы расчета НДПИ на нефть с момента введения налога по сегодняшний день приведены в таблице 4.
Таблица 4
расчета НДПИ на нефть
Срок действия Формула расчета НДПИ Основание применения — федеральный закон РФ
01.01.02 — 31.12.03 340 • Кц № 126-ФЗ от 08.08.2001 г.
01.01.04 — 31.12.04 347 • Кц
01.01.05 — 31.12.06 419 • Кц
01.01.07 — 31.12.11 419 • Кц • Кв № 151-ФЗ от 27.07.2006 г.
01.01.12 — 31.12.12 446 • Кц- Кв- Кз № 258-ФЗ от 21.07.2011 г.
01.01.13 — 22.08.13 470 • Кц Кв^ Кз
01.09.13 — 31.12.13 470^ Кц Кв^ Кз Кг Кдв № 213-ФЗ от 23.07.2013 г.
01.01.14 — 31.12.14 493 • Кц Кв^ Кз Кг Кдв № 263-ФЗ от 30.09.2013 г.
01.01.15 — 31.12.15 Кц • 766 — Дм № 366-ФЗ от 24.11.2014 г.
Дм=(КНДПИ • Кц • (1- Кв •Кз •Кд •Кдв^Ккан)
01.01.16 — 31.12.16 Кц • 857- Дм
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
Анализ данных таблицы 4 свидетельствует о том, что формула расчета НДПИ на нефть подвергалась изменениям каждый год. В 201 3г. дважды произошел пересмотр формулы; за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2016 гг. были добавлены такие коэффициенты, как:
Кц; Кд — характеризует степень сложности добычи нефти;
Кдв — характеризует степень выработан-ности конкретной залежи углеводородного сырья;
Кв — характеризует степень выработан-ности конкретного участка недр;
Кз — характеризует величину запасов конкретного участка недр;
Ккан — характеризует регион добычи и свойства нефти.
В целом можно сказать, что одного года достаточно, чтобы оценить эффективность формулы расчета.
В таблице 5 представлены изменения.
Преобразование коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть
Таблица 5
Срок действия Формула расчета НДПИ Основание применения — федеральный закон РФ
01.01.04 — 31.12.04 Кц = (Ц — 8) • Р / 252 № 126-ФЗ от 08.08.2001 г.
01.01.05 — 31.12.06 Кц = (Ц — 9) • Р / 261 № 102-ФЗ от 18.08.2004 г.
01.01.07 — 31.12.08 № 151-ФЗ от 27.07.2006 г.
01.01.09 — наст. время Кц = (Ц — 15) • Р / 261 № 158-ФЗ от 22.07.2008 г.
В таблице 5 обозначения означают следующее:
Ц — средний уровень цен нефти Urals за налоговый период;
Р — среднее значение курса доллара к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ за налоговый период.
Анализ данных таблицы свидетельствует о том, сама формула расчета НДПИ не претерпевала изменений с момента ввода в действие; реформации подвергся необлагаемый налоговый минимум в 2005 г. и 2007 г. — фиксированный показатель — «261», представляющий собой произведение курса доллара к минимальной цене нефти сорта «Юралс».
Таким образом, прямая зависимость НДПИ от мировых цен на нефть и курса доллара сохраняется. Фиксированные показатели «15» и «261» не учитывают текущую конъюнктуру и ценовые изменения.
Государственная энергетическая политика Российской Федерации в нефтеперерабатывающей отрасли в течение последних двух десятилетий в целом способствовала ориентации предприятий Российской Федерации на производство нефтепродуктов низкого качества. Ввиду сложившейся специфики налогообложения максимальная рентабельность (порядка 30%) характерна для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) с простой перегонкой, выпускающих низкие сорта топ-лив, а наименьшая (немногим более 10%) — для предприятий со сложными технологическими процессами нефтепереработки (см. табл. 6).
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
Анализ основных показателей переработки
Компания Мощности по пере- Индекс Нель- Де структивные Облагораживаю -
работке нефти, млн сона процессы, проц. щие процессы,
т проц.
Conoco Phillips 6,7 10,8 59,1 108,3
Exxon Mobil 3,0 7,5 55,1 74,2
Total 5,1 6,9 35,6 82,2
Средний в мире 6,7 36,0 65,7
показатель
Газпромнефть 14,5 5,2 21,8 51,7
Лукойл 10,7 4,9 29,2 43,2
Роснефть 9,1 3,9 16,0 36,8
Средний показа- 4,4 23,2 45,0
тель по РФ
Ныне Российская Федерация занимает твердые позиции в десятке крупнейших стран по величине запасов нефти в мире. На Российскую Федерацию, по данным статистики, приходится примерно 5—7% (79 млрд баррелей) мировых разведанных запасов нефти.
В связи с этим можно выделить основные недостатки НПЗ в Российской Федерации: высокая степень изношенности основных фондов НПЗ, что обусловливает высокий уровень энергопотребления (коэффициент полезного действия печных агрегатов в РФ не превышает 60%, а в Европе составляет около 90%); низкое качество нефтепродуктов и низкий уровень их конкурентоспособности на мировом рынке; существенно отстает от развитых государств по производству катализаторов для нефтепереработки (60-е место в мире).
В долгосрочной перспективе актуальными останутся такие направления развития нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации, как: улучшение качества производимых моторных топлив с приближением его к новым европейским стандартам; наращивание глубины переработки на основе новейших технологий; тенденция утверждения зависимости роста объемов нефтепереработки от объемов потребления автомобильных бензинов в стране и возможностями экспорта их избытков в государства АТР и ЕС; интенсификация сроков обновления ввода новых мощностей и замены имеющихся технологических установок.
Экспортная пошлина наряду с НДПИ — способ изъятия государством ресурсной ренты у компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых. Однако у экспортной
пошлины есть и другая функция: поскольку это налог, уплачиваемый только при продаже за границу, цена ресурса внутри государства без НДС2 оказывается ниже мировой примерно на величину пошлины.
Другими словами, происходит неявное субсидирование всей промышленности, использующей энергоресурсы: такая ситуация эквивалентна продаже ресурса внутри страны по мировой цене, сбору в виде налога (например, НДПИ), соответствующих доходов и выдаче субсидии потребителям ресурса в размере, равном разности в стоимости всей проданной в Российской Федерации нефти в мировых и отечественных ценах.
Длительное применение такого механизма субсидирования одновременно с меньшими в относительном выражении экспортными пошлинами на нефтепродукты приводит, например, к тому, что отечественная нефтепереработка, не имея существенных стимулов для модернизации, по-прежнему создает отрицательную добавленную стоимость в мировых ценах: с точки зрения технологического процесса выгоднее продавать на экспорт всю направляемую в нефтепереработку Российской Федерации нефть — на вырученные средства можно приобрести большее количество нефтепродуктов, а прямые потери составляют десятки миллиардов долларов в год.
1 См. об этом, напр.: Галузо В.Н. Таможенное право: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
2 См. об этом, напр.: Галузо В.Н. Налог на добавленную стоимость в системе таможенных платежей в Российской Федерации // Финансы и управление. 2015. № 1. С. 34—43.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018