Научная статья на тему 'Механизм привлечения внебюджетных инвестиций в лесовосстановление'

Механизм привлечения внебюджетных инвестиций в лесовосстановление Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
294
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ / ВЕКСЕЛЬ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FORESTRY / REFORESTATION / BILL / EXTRA-BUDGETARY INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Михайлов Константин Леонидович

Рассмотрены вопросы лесовосстановления и финансирования лесохозяйственных работ. Раскрыты перспективы развития лесопользования и воспроизводства лесов. Обоснована актуальность разработки новых экономических подходов и стимулов ведения лесохозяйственных работ на арендованных лесных участках в таёжной зоне Европейского Севера России. Предложен инвестиционный механизм лесовосстановления на основе корпоративного лесохозяйственного векселя с привлечением внебюджетных средств кредитных организаций (инвестиционных компаний, фондов, банков), с участием специализированных лесохозяйственных организаций, страховых компаний. Обозначены дополнительные условия обращения векселя в виде интеграционных объединений лесного бизнеса, расширения программ льготного налогообложения, форм интеграции в виде государственно-частного партнёрства. Представляемая работа направлена на реализацию подпрограммы «Воспроизводство лесов» государственной программы РФ «Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства РФ № 318 от 15.04. 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Михайлов Константин Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF ATTRACTING EXTRABUDGETARY INVESTMENTS IN FOREST REGENERATION

The problems of reforestation and financing of forestry operations are considered in the article. The prospects of forest utilization and reproduction are revealed. The urgency of new economic approaches and stimuli for conducting forestry operations on leased forest areas in the taiga zone of the European North of Russia is substantiated. The investment mechanism of reforestation, based on the corporate forestry bill, with the extra-budgetary funds of credit institutions (investment companies, funds, banks) being involved and with the participation of specialized forest management organizations and insurance companies, has been suggested. Additional conditions for the bill circulation in the form of integration associations of forest business, expansion of preferential taxation programs and integration forms of public-private partnership are indicated. The research work is aimed at implementation of the subprogram «Reproduction of Forests» of the State Program of the Russian Federation «Forestry Development for 2013-2020», approved by the RF Government Resolution No. 318 of 15.04. 2014.

Текст научной работы на тему «Механизм привлечения внебюджетных инвестиций в лесовосстановление»

Механизм привлечения внебюджетных инвестиций в лесовосстановление*

К.Л. Михайлов, к.э.н., ФБУ Северный НИИ лесного хозяйства

Экономика Архангельской области в значительной степени определяется развитием лесного комплекса и его базовой отрасли — лесного хозяйства. В экономическом смысле лесное хозяйство

обеспечивает возможность использования лесов как важнейшего ресурса экономики и в то же время ответственно за формирование природно-ресурсного национального богатства государства. Общий запас стволовой древесины основных лесообразующих пород в лесах Архангельской области составляет 2,6 млрд м3, из них хвойных — 2,2 млрд м3, в том

* Статья подготовлена по результатам исследования в рамках государственного контракта «Разработка экономических подходов и стимулов повышения эффективности лесного хозяйства таёжной зоны Европейского Севера России», регистрационный номер: АААА-А17-117030110095-8

числе в спелых и перестойных насаждениях — 1,8 млрд м3 (82%). Размер действующей расчётной лесосеки превышает 23,8 млн м3, в том числе по хвойному хозяйству — 15,6 млн м3. Использование расчётной лесосеки находится в пределах 52%. Лесопромышленные холдинги формируют более половины областных объёмов лесозаготовки, производства пиломатериалов и 100% продукции ЦБП. За ними закреплено в аренде около 9 млн м3 расчётной лесосеки, что составляет более 60% аренды лесов по области. Лесопокрытая площадь Архангельской области насчитывает 22,3 млн га, что сравнимо с Финляндией. Но по общему годичному приросту, как потенциально возможному размеру лесопользования, они значительно различаются. Располагая всего 0,5% мировых лесных ресурсов, Финляндия обеспечивает 10% мирового экспорта продукции деревопереработки и 25% — бумаги. На равной с Архангельской областью площади лесов Финляндия за последние 50 лет удвоила годичный прирост своих лесов, методично проводя в жизнь государственные программы по их улучшению [1]. Характеризуя товарную структуру современных эксплуатационных запасов леса Архангельской области, где в составе хвойных пород крупномерная древесина занимает только 1/10 часть древесины на корню, в составе еловых — 8%, а в составе березняков — 4%, академик Н.А. Моисеев отмечал, что на таком объекте практически невозможно организовать высокорентабельные лесозаготовки и лесопиление [2].

Материал и методы исследования. Ведение лесного хозяйства на землях лесного фонда, не переданных в аренду, осуществляется за счёт бюджетных средств. Выполнение полномочий субъектов РФ по управлению федеральными лесами финансируется перечислением субвенций, методика расчёта которых вызывает критику учёных и специалистов [3]. Воспроизводство лесов в границах арендованных лесных участков осуществляется арендаторами за свой счёт с одновременным внесением арендных платежей, размер которых не зависит от объёмов лесохозяйственных работ и расходов на их выполнение. При этом государство не интересует, обладает ли арендатор необходимыми специальными знаниями, соответствующей техникой

и технологиями, финансовыми средствами для выполнения обязательств по воспроизводству лесов. Приведённые в таблице данные отражают возрастание участия бизнеса в мероприятиях по воспроизводству лесов к 2015 г. до 80%.

По данным Рослесхоза, арендаторами в 2015 г. лесовосстановление проведено на площади более 650 тыс. га при общей площади 800 тыс. га. Однако к качеству проводимых арендаторами работ у Рослесхоза есть претензии. С целью изменения ситуации Минприроды России совместно с Рослес-хозом разработали и представили к рассмотрению в Государственную Думу проект федерального закона, вносящего изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, который направлен на реализацию национального плана по сохранению и повышению лесистости территории государства. Согласно законопроекту лесистость должна стать ключевым показателем эффективности лесного хозяйства. Её увеличение предложено определить одним из основных принципов лесного законодательства. Важный аспект предлагаемых изменений касается нового порядка создания компенсационных лесов на площадях, вырубаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, строительстве трубопроводов, автомобильных дорог, линий электропередачи, размещении в лесу объектов переработки древесины. Основной принцип — территория, охваченная лесовосстановительными работами, должна быть не менее площадей вырубленных лесов. Кроме того, законопроектом предусмотрено, что лица, которые ходатайствуют о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, также обеспечивают создание компенсационных лесов на площадях, не менее исключаемых из лесного фонда. Такие компенсационные леса будут создаваться в границах того субъекта Российской Федерации, на территории которого вырубаются лесные насаждения под объекты или переводятся в земли иных категорий. Предлагаемые изменения в Лесной кодекс РФ нацелены на создание условий для выполнения работ по лесовосстановлению создаваемыми специализированными лесохо-зяйственными организациями, которые должны иметь необходимую инфраструктуру, технику, оборудование. Арендатор лесного участка сможет

Площадь лесов и лесовосстановление в России [4]

Год

2011 2012 2013 2014 2015

Площадь покрытых лесом земель лесного фонда РФ, тыс. га 770621,2 772039,2 770700,5 770627,4 770123,1

Площадь земель, покрытых лесом, в процентах от общей территории РФ, % 46,62 46,6 46,5 46,51 46,5

Площадь проведения лесовосстановительных мероприятий, всего, тыс. га 857,0 839,5 870,3 863,0 802,8

Площадь лесных участков проведения лесовосстановительных мероприятий арендаторами, тыс. га 569,8 599,6 626,6 621,1 653,2

и самостоятельно выполнять работы, но должен будет соответствовать нормативам обеспеченности инфраструктурой лесовосстановления. Таким образом, предлагаемый законопроект направлен на развитие рынка лесохозяйственных услуг, что должно положительно повлиять на объёмы и качество лесовосстановления [5]. С принятием законодательных изменений арендаторы могут рассчитывать на преференцию в виде снижения арендной платы при добросовестном выполнении лесовосстановитель-ных работ. Но, как отметил руководитель Рослесхоза И. Валентик, выступая 30 марта 2017 г. в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на заседании «круглого стола» на тему «Законодательное обеспечение воспроизводства лесов: задачи, проблемы и пути их решения»: «...они (преференции)... всё-таки должны предоставляться по факту за достижения приемлемого качественного результата» [6].

Повышение эффективности лесного хозяйства не является новой задачей лесной науки. Отличительная особенность современных условий заключается в том, что происходит переход к новой концепции освоения лесного пространства. Если раньше практиковался экстенсивный подход освоения лесных территорий, то сегодня всё чаще встаёт вопрос о хозяйственной деятельности на освоенных территориях (во вторичных лесах) с преимущественным акцентом на лесовосстанов-ление и лесопользование на постоянной основе. С 2017 г. Рослесхозом инициирована исследовательская работа по изучению наиболее актуальных направлений сфер приложения организационно-управленческих усилий, стимулов и мотивации решения проблем лесного хозяйства с использованием эффективных экономических инструментов. В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение, что внедрение новых рыночных финансовых инструментов для финансирования мероприятий лесного хозяйства обеспечит появление дополнительных эффектов при обеспечении лесовосстановления на арендуемых лесных участках, а также будет способствовать повышению эффективности лесного хозяйства и привлечению в отрасль внебюджетных финансовых средств. Задачами исследования предусмотрено проведение компаративного анализа развития отрасли в регионах, а также стратегических намерений лесного бизнеса, соответствие сложившейся рыночной ситуации в лесном комплексе с документами стратегического развития территорий и отраслевыми программами развития экономики. Запланировано проведение экспертного опроса арендаторов лесных участков в Архангельской области по выявлению проблем лесопользования и воспроизводства лесов. Итоговым документом должны стать рекомендации по применению экономических механизмов стимулирования лесохозяйственных мероприятий в субъектах Российской Федерации.

Результаты исследования. Значимым этапом выполнения обязательств по лесовосстановлению является получение лесными участками статуса земель, покрытых лесной растительностью, т.е. официальное признание наличия молодого леса на инвентаризируемой территории. Техническими указаниями определены процедуры принятия таких земель [7]. Так, при искусственном лесовосстанов-лении основными показателями оценки качества лесных культур при переводе их в лесопокрытую площадь являются: достаточное количество растений на 1 га и равномерность распределения на участке деревьев главной породы; наступление в культурах стадии смыкания крон; общая средняя высота культур; прирост по высоте за последний год. По информации от крупных арендаторов лесных участков в Архангельской области, актуально привлечение ответственных профессиональных исполнителей, способных к выполнению многолетнего комплекса лесохозяйственных работ по лесовосстановлению до получения формального статуса арендованной территории как покрытой лесной растительностью. На практике договоры заключаются, как правило, на отдельные лесохо-зяйственные мероприятия со сроком исполнения, не превышающим один год или сезон. Реализация долгосрочных целевых лесохозяйственных работ по выведению территории в ранг покрытых лесной растительностью предлагается проводить с использованием инвестиционного механизма лесовосстановления на основе корпоративного лесохозяйственного векселя. Предварительный анализ опроса арендаторов лесных участков в Архангельской области (преимущественно для лесозоготовки), показал, что серьёзной проблемой является недостаточность финансовых средств и специальных знаний для проведения необходимого лесовосстановления, слабое представление о финансовых инструментах для развития бизнеса, отсутствие достаточной информации о современных возможностях инвестирования в лесное хозяйство.

Схематично инвестиционный механизм лесовосстановления на основе корпоративного лесо-хозяйственного векселя представлен на рисунке.

Структурными элементами указанного механизма являются: 1 — арендатор лесного участка, принимающий решение о финансировании ле-совосстановительных работ посредством выпуска векселя; 2 — кредитные организации (инвестиционные компании, фонды, банки), приобретающие вексель и финансирующие лесохозяйственные мероприятия по лесовосстановлению; 3 — специализированные лесохозяйственные организации, получающие вексель и реализующие лесохозяй-ственные мероприятия на средства кредитных организаций; 4 — страховые компании, страхующие вексель, кредитные сделки, лесохозяйственные мероприятия, посадочный материал. Напомним, что вексель как ценное обязательство привлека-

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Аренда лесного участка под заготовку древесины. Арендатор лесного участка.

Обязательства по лесовоссгановлению Заготовка древесины

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Перевод лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью. Выполнение обязательства

Лесохозяйственные

мероприятия

по лесовоссгановлению 1

ФИНАНСОВЫЕ ТРАНСАКЦИИ

Вексель

Специализированная лесохозяйсгвенная организация

Кредитная организация

Страховая компания

Рис. - Разработка и внедрение инвестиционного механизма лесовосстановления на основе корпоративного лесохозяйственного векселя

телен своей простотой выпуска, ликвидностью, доходностью. Гарантией оплаты векселя выступают доходы от экономической деятельности, активы компании, арендуемый лесной участок. Повышает надёжность вексельного обязательства участие эмитента в региональных интеграционных хозяйственных объединениях (кластерах, холдингах), а также включение в региональные программы государственных гарантий. Запуск рассматриваемого механизма позволяет активизировать деятельность по лесовосстановлению в регионах. Вексель размещается на публичных торгах, что обеспечивает прозрачность и конкуренцию за ресурс. Арендаторы получают возможность сосредоточиться на основной коммерческой деятельности, передавая выполнение обязательств профессиональным исполнителям работ, улучшают свои рыночные позиции, формируют себе статус социально ответственного хозяйствующего субъекта, повышают капитализацию своего бизнеса. У кредитных организаций появляется возможность финансирования новых видов деятельности, приносящих доход. Активизируется страховой рынок при общем снижении страховых рисков. Государство восстанавливает использованный в экономике ценный природный ресурс. На покрытой растительностью территории начинают реализовываться экосистемные, клима-тоформирующие, защитные, ландшафтные и другие присущие лесу функции.

Запуск рассматриваемого инвестиционного механизма связан с решением вопросов, имеющих региональную специфику. Для территорий, в которых лесной комплекс играет важную роль в экономике, социальной сфере, а восстанавли-

ваемые лесные ресурсы раскрывают перспективы диверсификации регионального хозяйства (экологический туризм, экосистемные услуги, компенсационные экологические проекты), региональным властям необходимо активнее использовать новые подходы для стимулирования лесовосстановления арендаторами. В частности, в Архангельской области следует распространить меры поддержки арендаторов через предоставление государственных гарантий при заключении договоров со специализированными лесохозяйственными организациями в рамках государственно-частного партнёрства [8]. Данные гарантии обеспечат повышенную надёжность финансовых обязательств арендаторов, сделают корпоративный лесохозяйственный вексель привлекательной ценной бумагой с высокой доходностью. Другим стимулом надлежащего выполнения лесохозяйственных работ, а также компенсации выплат процентов за использование векселей при предъявлении к оплате является предлагаемая в упомянутом проекте изменения лесного законодательства сниженная арендная плата. Для бизнеса в Архангельской области крайне актуально получить и сохранить за собой арендованные лесные участки. Предлагаемая законодательная норма открывает возможности для внедрения проверенного и хорошо себя зарекомендовавшего в других сферах экономики такого финансового инструмента, как вексель.

Выводы. Проведённый анализ показал улучшение институциональных и рыночных условий для активизации работ по лесовосстановлению на арендованных лесных участках. Опрос арендаторов в Архангельской области выявил основные пробле-

мы лесовосстановления — отсутствие финансовых средств в необходимом объёме и специальных знаний для проведения лесохозяйственных работ, слабое представление о финансовых инструментах для развития бизнеса, недостаточность информации о возможностях инвестирования в лесное хозяйство, при этом отмечается готовность к развитию партнёрских отношений с государством. Необходимо разрабатывать и активно внедрять новые формы партнёрских отношений различных участников экономической деятельности (хозяйствующих субъектов — арендаторов, специализированных лесохозяйственных организаций, кредитных организаций, страховых компаний, профессиональных объединений, региональных корпораций развития) на основе коммерческой привлекательности, способствующих решению вопроса лесовосстановления в необходимых объёмах. Адаптированные к особенностям лесного хозяйства финансовые инструменты позволяют решать традиционные задачи лесопользования и воспроизводства лесов, способствуя формированию новых лесных отношений на рыночной основе.

Литература

1. Лейнонен Т., Туртиайнен М., Сиеккиенен А. Лесовосста-новление на Северо-Западе России и сравнение с Финляндией / НИИ леса Финляндии. Йоэнсуу, 2009.

2. Моисеев H .А. Леса и лесной сектор Архангельской области: историческая роль и место в национальной лесной политике России // Лесной журнал. 2012. № 4. С. 7—15.

3. Гагарин Ю., Петров А. Субвенции из федерального бюджета на управление лесами и ведение лесного хозяйства: проблемы, решения // Устойчивое лесопользование. 2016. № 4 (48). С, 2-5.

4. В Совете Федерации обсуждены актуальные вопросы лесной отрасли [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. rosleslioz.gov.ra/media/news/4013 [дата обращения: 03.04.2017].

5. Компенсационные леса — законопроект. Рослесхоз озабочен восстановлением лесов // Экология и жизнь. 07.10.2016. [Электронный ресурс].URL: http://www.ecolife.rii [Дата обращения: 02.05.2017].

6. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». М.: Минприроды России; НИА — Природа. 2016. 639 с.

7. Технические указания по проведению инвентаризации лесных культур, защитных лесных насаждений, питомников, площадей с проведёнными мерами содействия естественному возобновлению леса и вводу молодняков в категорию ценных древесных насаждений. Утв. Госкомлес СССР 08.12.1989 г. [Электронный ресурс]. URL: http: // Consultant.ru>cons/cgi/ online.cgi...^aTa обращения: 02.05.2017].

8. Об участии Архангельской области в проектах государственно-частного партнёрства. Областной закон № 332-24-03 от 30.09.2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http: // www. dvinaland.ru. [Цата обращения 18.04.2017].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.