Научная статья на тему 'Технология лесопользования с постоянством дорожно-транспортной схемы освоения лесосек'

Технология лесопользования с постоянством дорожно-транспортной схемы освоения лесосек Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
238
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОСЕКИ / ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ / ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛИ / УХОД ЗА ЛЕСОМ / HARVEST SITES / FOREST RESTORATION / FOREST HARVESTING / FOREST USERS / FOREST TENDING

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Тихонов Иван Иванович, Якушева Татьяна Викторовна

В соответствии с действующим законодательством арендатор участков лесного фонда осуществляет, помимо пользования лесом, комплекс лесохозяйственных работ. В связи с этим возникла необходимость оптимизации систем машин и процессов выполнения лесовосстановления, ухода за лесом, противопожарных мероприятий, а также дорожных работ. Существующие механизмы выполняют зачастую отдельные виды работ, предусмотренные проектом освоения лесного участка. В целях повышения эффективности лесохозяйственных работ предлагается полноповоротная машина с манипулятором и сменными насадками. Данный механизм позволяет проводить комплекс лесозаготовительных работ выборочными и сплошными рубками, а также мероприятия по строительству и реконструкции лесной дорожной сети, лесовосстановлению, уходу за лесом. Наличие постоянных дорожно-транспортных схем освоения лесосек и соответствующих им лесозаготовительных машин позволит лесопользователям более эффективно использовать возможности арендуемых лесных участков, учитывая при этом необходимые с точки зрения лесохозяйственных требований ограничения. Проектируемая машина должна обеспечивать максимальную производительность и в то же время экологичность проводимых операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Тихонов Иван Иванович, Якушева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREST MANAGEMENT TECHNOLOGY WITH CONSTANCY ROAD TRANSPORT DEVELOPMENT SCHEMES FELLING AREA

According to the current legislation, the landholder of the forest land plots, besides the forest utilization, performs a set of forestry activities. In this regard, there was a need to improve systems of machines and measures for forest restoration, forest tending, fire-safety, as well as for roadway maintenance works. The existing measures are usually used for particular types of works, provided by the project of the site utilization. To increase the efficiency of forestry works, a full-circle machine with a grapple and replaceable nozzles is being introduced. This mechanism allows to perform a set of forestry works such as selective and clear felling, as well as to perform construction and reconstruction of a forest road network, forest restoration, and forest tending. The availability of constant traffic and transport roadpatterns and corresponding timber harvesting machines will allow forest users to more effectively use the capabilities of the rented forest plots, considering necessary, from the point of view of silvicultural requirements, restriction as well. The designed machine shall achieve maximum productivity and sustainability of the performed operations at the same time.

Текст научной работы на тему «Технология лесопользования с постоянством дорожно-транспортной схемы освоения лесосек»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Декабрь, № 8. Т. 1

УДК 630*3

Технические науки 2014

ИВАН ИВАНОВИЧ ТИХОНОВ

кандидат технических наук, доцент кафедры технологии лесозаготовительных производств лесоинженерного факультета, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова (Санкт-Петербург, Российская Федерация) tlzp@inbox.ru

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯКУШЕВА

ассистент кафедры сухопутного транспорта леса лесоинженерного факультета, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова (Санкт-Петербург, Российская Федерация) ytvles@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ С ПОСТОЯНСТВОМ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СХЕМЫ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОСЕК

В соответствии с действующим законодательством арендатор участков лесного фонда осуществляет, помимо пользования лесом, комплекс лесохозяйственных работ. В связи с этим возникла необходимость оптимизации систем машин и процессов выполнения лесовосстановления, ухода за лесом, противопожарных мероприятий, а также дорожных работ. Существующие механизмы выполняют зачастую отдельные виды работ, предусмотренные проектом освоения лесного участка. В целях повышения эффективности лесохозяйственных работ предлагается полноповоротная машина с манипулятором и сменными насадками. Данный механизм позволяет проводить комплекс лесозаготовительных работ выборочными и сплошными рубками, а также мероприятия по строительству и реконструкции лесной дорожной сети, лесовосстановлению, уходу за лесом. Наличие постоянных дорожно-транспортных схем освоения лесосек и соответствующих им лесозаготовительных машин позволит лесопользователям более эффективно использовать возможности арендуемых лесных участков, учитывая при этом необходимые с точки зрения лесохозяйственных требований ограничения. Проектируемая машина должна обеспечивать максимальную производительность и в то же время экологичность проводимых операций.

Ключевые слова: лесосеки, лесовосстановление, лесозаготовительные процессы, лесопользователи, уход за лесом

Согласно действующему Лесному кодексу РФ, вопросами дорожно-транспортного освоения лесосек, лесозаготовкой и лесовосстановлением должны заниматься лесопользователи -арендаторы участков лесного фонда - согласно утвержденным проектам освоения лесов. В настоящей статье предпринята попытка увязать вопросы лесной транспортной инфраструктуры, лесозаготовительные процессы и лесовосстановительные работы с целью минимизации общих затрат при осуществлении данных мероприятий. В случаях, когда на лесосеках проводятся сплошные рубки, зачастую без сохранения подроста, способы лесовосстановления, согласно действующим отраслевым нормативноправовым документам, могут быть следующими: искусственное (посадка сеянцев, саженцев, посев семян), естественное (подготовка почвы, оставление плюсовых семенных деревьев и куртин), комбинированное (включающее элементы предыдущих видов лесовосстановления).

Способ осуществления лесовосстановительных мероприятий определяется документами лесного планирования (лесным планом субъекта Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов участка лесного фонда).

© Тихонов И. И., Якушева Т В., 2014

В процессе подготовки лесосек целесообразно наметить будущие пасеки, пасечные волока, магистральные волока и площадку под верхний склад. Важно подготовить пасечные волока для их использования, в том числе для проведения лесовосстановительных работ, рубок ухода, заготовки древесины, санитарных рубок, противопожарных мероприятий.

Чтобы площадь пасечных, магистральных волоков не превышала 15 % площади лесосек, при выборочных рубках необходимо, чтобы ширина пасеки H была больше ширины волока b в 6,7 раза. Минимальная ширина волока ограничивается шириной машины h и метровым запасом, который необходим для предохранения корневых систем деревьев, расположенных рядом с волоком, от перегрузок [1], [9]:

b = h + 1. (1)

При применении лесных машин на базе полноповоротных экскаваторных машин типа ВПМ, имеющих манипулятор с R-вылетом, соотношение ширины пасеки, равной 2R, к ширине волока должно быть не менее 6,7, то есть [2]

2R

h +1

> 6,7.

(2)

92

И. И. Тихонов, Т. В. Якушева

Следовательно, вылет манипулятора должен быть не менее величины:

R > (h + 1'6,7 > 3,35 ■ (h + 1). (3)

Например, для ВПМ типа ЛП-19, у которой h = 3,15 м, вылет манипулятора должен иметь величину R > 3,35. (3,15 + 1) = 13,9 м.

Машины с таким вылетом манипулятора должны иметь противовес, регулируемый для обеспечения устойчивости машины и уменьшения ее массы [2], [5]. Манипуляторы таких машин целесообразно оснащать съемными устройствами: ковшом для сооружения лесных транспортных путей, лункообразовате-лем и кассетами с посадочным материалом, захватно-рубительным устройством, захватноделительным устройством.

Основой повышения производительности труда в лесном хозяйстве и лесной промышленности является комплексная машинизация всех трудоемких технологических процессов. Современные системы машин должны обеспечивать максимальную производительность и в то же время экологическую эффективность проводимых операций [3], [10]. Модернизация лесной техники является при этом одной из приоритетных отраслевых задач [8].

Государственной программой развития лесного хозяйства до 2020 года особое внимание уделяется возобновлению вырубаемых площадей. В связи с этим предусматривается разработка интенсивных технологий искусственного лесовосстановления на базе комплексной машинизации работ путем создания лесных культур на вырубках по эколого-ресурсосберегающим технологиям. Разработанные ранее технологии лесовосстановления не в полной мере отвечают требованиям устойчивого неистощительного управления лесами в условиях рыночной экономики, в значительной степени они базируются на использовании тракторов и лесохозяйственных агрегатов устаревших модификаций, которые характеризуются значительными трудозатратами и не обеспечивают в должной степени постоянство функционирования дорожно-транспортной сети [4]. В настоящее время лесовосстановительные мероприятия регламентируются Приказом МПР РФ от 05.11.2013 № 479 «О внесении изменений в Приказ Рослесхоза». По данным Рослес-хоза, план по лесовосстановлению в 2013 году в РФ был перевыполнен: в общей сложности лесовосстановление проведено на площади 854 347 га (103,2 % от плана), в том числе создание лесных культур - на площади 184 тыс. га. На долю арендаторов приходится более 70 % работ - на площади 610 тыс. га.

Объемы лесовосстановления содержатся в утверждаемых проектах освоения лесов. Лесовосстановительные мероприятия на каждом лес-

ном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления (См.: Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 ноября 2013 г. № 479). Проект лесовосстановления должен содержать:

• характеристику и расположение лесного участка (наименование лесничества), участкового лесничества, номер квартала, номер выдела, площадь лесного участка;

• характеристику природно-климатических условий лесного участка;

• характеристику вырубки (количество пней на единице площади, состояние очистки от порубочных остатков и валежной древесины, характер и размещение оставленных деревьев и кустарников, степень задернения и минерализации почвы и др.);

• характеристику имеющегося подроста лесных древесных пород (породный состав, средний возраст, средняя высота, количество деревьев и кустарников на единице площади, размещение их на площади лесного участка, состояние лесных насаждений и др.);

• обоснование проектируемого способа лесовосстановления, а также породного состава восстанавливаемых лесов;

• сроки, способы, технологии выполнения работ по лесовосстановлению;

• показатели восстанавливаемых лесов для оценки работ по лесовосстановлению (возраст, состав пород, средняя высота и др.). Уход за лесами осуществляется в целях повышения продуктивности лесов и сохранения их полезных функций путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий и должен осуществляться в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами производится лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Рубка леса при заготовке древесины населением для собственных нужд, проводимая в порядке ухода за лесом, осуществляется в соответствии с проектом рубок ухода, технологической картой разработки лесосек и обязательным клеймлением растущих деревьев, подлежащих вырубке. В период действия лесохозяйственного регламента лесничества уход за лесами должен производиться в соответствии с «Правилами ухода за лесами», утвержденными приказом МПР России от 16.07.2007 № 185.

Технология лесопользования с постоянством дорожно-транспортной схемы освоения лесосек

93

В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются следующие виды рубок ухода за лесами:

• осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев главной древесной породы;

• прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев главной древесной породы, а также на продолжение формирования породного и качественного состава лесных насаждений;

• прореживания, направленные на создание благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны деревьев;

• проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев;

• формирования ландшафта, направленные на формирование лесопарковых ландшафтов и повышение их эстетической, оздоровительной ценности и устойчивости.

Уход за лесами путем проведения агролесомелиоративных мероприятий заключается в создании на лесных участках защитных лесных насаждений, обеспечивающих повышение противоэрозионных, водорегулирующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов. К иным мероприятиям по уходу за лесами относятся: реконструкция малоценных лесных насаждений (включая рубки реконструкции), уход за плодоношением древесных пород (в частности кедра), обрезка сучьев деревьев, удобрение лесов, уход за опушками, уход за подлеском, уход за лесами путем уничтожения нежелательной древесной растительности и другие мероприятия.

Согласно Наставлениям по рубкам ухода (1993), для проведения рубок ухода с применением транспортных (трелевочных) машин и погрузочных средств осуществляется технологическая организация территории участков леса (или технологическое устройство) путем проектирования и создания постоянной технологической сети, основой которой является система технологических коридоров (волоков) согласно представленным выше зависимостям и погрузочных пунктов. Технологическая сеть участка леса создается с учетом целевого назначения лесов и по возможности вписывается в существующую дорожную сеть, дополняя ее недостающими элементами. Для соответствующих видов рубок ухода должны использоваться машины, габариты которых по ширине не менее чем на 1 м меньше ширины коридора. При работе машин от внешнего края движителя до стволов ближайших деревьев, ограничивающих коридор, должно быть не менее 0,4-0,5 м.

Погрузочные пункты располагаются по возможности у дорог и квартальных просек на по-

лянах, прогалинах и других не покрытых лесом землях. При этом погрузочные пункты необходимо располагать таким образом, чтобы они дополняли уже существующие в пределах квартала или блока кварталов и могли использоваться при необходимости проведения рубок на соседних участках. Величина погрузочного пункта -не более 0,2 га, общая их площадь на участках до 8 га - не более 0,2 га, на участках 9-15 га - не более 0,3 га, на участках свыше 15 га и при поквартальной организации работ - не более 2 % от общей площади. Количество погрузочных пунктов намечается из расчета 1 на площадь в среднем 8-11 га.

На рубках ухода используются в основном технологии на базе машин, передвигающихся только в технологических коридорах, развороты их допускаются в местах, где рядом с волоками нет оставляемых деревьев и подроста. В соответствии с величинами Н, R, b производится разметка лесосеки еще на стадии подготовки волоков, а затем их использования: при посеве и посадке будущих древостоев; при осветлении; при прореживании; при рубке лесных насаждений для заготовки древесины.

Передовые лесопользователи, в настоящее время и в обозримом будущем это крупные вертикально-интегрированные структуры, планируют эффективное освоение арендной базы с учетом постоянства и непрерывности эксплуатации дорожно-транспортной сети, затрачивая на эту работу несколько больше на первоначальном этапе подготовки лесных дорог (в том числе веток, усов, волоков, погрузочных площадок). Таким образом, создаваемые как лесовозные, лесные дороги используются для осуществления лесовосстановительных и лесозащитных мероприятий, особенно в пожароопасные сезоны и при создании лесных культур.

Базой основной машины, выполняющей комплекс работ (рис. 1-3) должна являться полноприводная машина с манипулятором и сменными насадками - ковшом, фрезой или лункообразовате-лем, посадочно-посевным устройством, срезающе-рубительной головкой, срезающе-раскряжевочной головкой, срезающе-накопительной головкой и срезающе-делительной головкой [6].

Для уменьшения массы машины требуется перемещающийся противовес, автоматически уравнивающий нагрузку на манипулятор [2], [5].

Для осветлений и прореживаний применимо технологическое оснащение базовой машины срезающе-рубительной головкой, а также системой подачи щепы в прицепной или навесной бункер [7]. Щепа, получаемая в процессе рубок ухода, содержит не только древесину, но и кору, зелень кроны и применима в основном в качестве топливной, но возможно рассмотреть ее использование в плитном производстве, в производстве картона, небеленой целлюлозы.

94

И. И. Тихонов, Т. В. Якушева

Рис. 2. Осветления и прореживания

Рис. 3. Рубки первого и второго приемов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьев И. В., Макуев В. А., Былев А. Б., Хахина А. М., Григорьева О. И., Калинин С. Ю. Оценка уплотнения почвогрунта при ударных воздействиях на расстоянии от места удара // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. 2014. № 2. С. 30-35.

2. Григорьев И. В., Тихонов И. И., Никифорова А. И., Григорьева О. И. Совершенствование конструкции валочно-пакетирующей машины // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2014. № 2 (203). С. 57-60.

3. Григорьев И. В., Хитров Е. Г., Никифорова А. И., Григорьева О. И., Ку ницкая О. А. Определение энергоемкости продуктов лесопользования в рамках методики оценки экологической эффективности лесопользования // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Естественные и технические науки». 2014. №. 5. С. 1499-1502.

4. Григорьев И. В., Тихонов И. И., Никифорова А. И., Григорьева О. И. Устройства для контроля за

весом груза на сухопутном лесовозном транспорте // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2014. № 6 (207). С. 53-56.

5. Тихонов И. И., Григорьев И. В., Семенов С. К., Никифорова А. И., Григорьева О. И., Кисе-

лев Д. С. Валочно-пакетирующая машина. Патент на полезную модель № 116013. Опубл. 20.05.2012.

Технология лесопользования с постоянством дорожно-транспортной схемы освоения лесосек

95

6. Тихонов И. И. Заготовка древесины полудеревьями. СПб.: СПбГЛТУ, 2013. 108 с.

7. Тихонов И. И., Григорьев И. В., Якушева Т. В. Срезающе-рубительно-трелевочная машина. Патент на полезную модель № 142763. Опубл. 10.07.2014.

8. Тюрин Н. А., Григорьев И. В., Григорьева О. И. Проблемы подготовки специалистов лесозаготовительного производства для устойчивого лесопользования // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: Сб. науч. тр. по материалам междунар. заочной научно-практ. конф. 25-27 марта 2014 г. № 2. Ч. 3 (7-3). Воронеж: ВГЛТА, 2014. С. 363-367.

9. Шапиро В. Я., Григорьев И. В., Лепилин Д. В., Жукова А. И. Моделирование уплотнения почвогрунта в боковых полосах трелевочного волока с учетом изменчивости трассы движения // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер. «Естественные и технические науки». 2010. № 6 (111). C. 61-64.

10. Grigoriev I., Khitrov E., Ivanov V., Kalistratov A., Bozhbov V. New approach for forest production stocktaking based on energy cost // 14th SGEM geoconference on water resources. Forest, marine and ocean ecosystems: Conference proceedings. Bulgary, 2014. Vol. 2. P. 407-414.

Tikhonov I. I., St. Petersburg State Forest Technical University (St. Petersburg, Russian Federation) Yakusheva T. V., St. Petersburg State Forest Technical University (St. Petersburg, Russian Federation)

FOREST MANAGEMENT TECHNOLOGY WITH THE CONSTANT TRAFFIC AND TRANSPORT ROADPATTERN

According to the current legislation, the landholder of the forest land plots, besides the forest utilization, performs a set of forestry activities. In this regard, there was a need to improve systems of machines and measures for forest restoration, forest tending, fire-safety, as well as for roadway maintenance works. The existing measures are usually used for particular types of works, provided by the project of the site utilization. To increase the efficiency of forestry works, a full-circle machine with a grapple and replaceable nozzles is being introduced. This mechanism allows to perform a set of forestry works such as selective and clear felling, as well as to perform construction and reconstruction of a forest road network, forest restoration, and forest tending. The availability of constant traffic and transport roadpatterns and corresponding timber harvesting machines will allow forest users to more effectively use the capabilities of the rented forest plots, considering necessary, from the point of view of silvicultural requirements, restriction as well. The designed machine shall achieve maximum productivity and sustainability of the performed operations at the same time.

Key words: harvest sites, forest restoration, forest harvesting, forest users, forest tending

REFERENCES

1. Grigor’ev I. V., Makuev V. A., Bylev A. B., Khakhina A. M., Grigor’eva O. I., Kalinin S. Yu. Evaluation of soil consolidation under shock impact on the distance from the impact point [Otsenka uplotneniya pochvogrunta pri udarnykh vozdeystviyakh na rasstoyanii ot mesta udara]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa. Lesnoy vestnik [Bulletin of Moscow state University-theta forest Forest Bulletin]. 2014. № 2. P. 30-35.

2. Grigor’ev I. V., Tikhonov I. I., Nikiforova A. I., Grigor’eva O. I. Improvement of the felling-and-bunching machine [Sovershenstvovanie konstruktsii valochno-paketiruyushchey mashiny]. Spravochnik. Inzhenernyy zhurnal spriloz-heniem [Handbook. Ingeneering magazine with an app.]. 2014. № 2 (203). P. 57-60.

3. Grigor’ev I. V., Khitrov E. G., Nikiforova A. I., Grigor’eva O. I., Kunitskaya O. A. The definition of energy products forestry in the context of the methodology for assessing the environmental performance of forest management [Opredelenie energoemkosti produktov lesopol’zovaniya v ramkakh metodiki otsenki ekologicheskoy effektivnosti lesopol’zovaniya]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki [Tambov University. Series: Natural and Technical Sciences]. 2014. №. 5. P. 1499-1502.

4. Grigor’ev I. V., Tikhonov I. I., Nikiforova A. I., Grigor’eva O. I. Device for monitoring the weight of the cargo on land-timber-transport [Ustroystva dlya kontrolya za vesom gruza na sukhoputnom lesovoznom transporte]. Spravochnik. Inzhenernyy zhurnal sprilozheniem [Directory. Engineering journal app]. 2014. № 6 (207). P. 53-56.

5. Tikhonov I. I., Grigor’ev I. V., Semenov S. K., Nikiforova A. I., Grigor’eva O. I., Kiselev D. S. Valochno-paketiruyushchaya mashina. Patent na poleznuyu mo-del’ № 116013, opubl. 20.05.2012 [Feller-Bunchers machine. Patent for useful mo del no 116013 publ. 20.05.2012].

6. Tikhonov I. I. Zagotovka drevesinypoluderev’yami [Harvesting paludarium]. St. Pretersburg, SPbGLTU Publ., 2013. 108 p.

7. Tikhonov I. I., Grigor’ev I. V., Yakusheva T. V. Srezayushche-rubitel ’no-trelevochnaya mashina. Patent na poleznuyu model’№ 142763, opubl. 10.07.2014 [Criseyde-chipping-skidding machine. Patent for useful model № 142763 publ. 10.07.2014.]

8. Tyurin N. A., Grigor’ev I. V., Grigor’eva O. I. Problems of training SPE-specialists timber production for sustainable forest management, Current research directions of the XXI century: theory and practice. [Problemy podgotovki spetsialistov lesozagotovitel’nogo proizvodstva dlya ustoychivogo lesopol’zovaniya]. Aktual’nye napravleniya nauchnykh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika: Sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 25-27 marta 2014 g. [Proceedings of the proceedings of the international correspondence scientific-practical conference 25-27 March, 2014]. Voronezh, VGLTA Publ., 2014. № 2. Part 3 (7-3). P. 363-367.

9. Shapiro V Ya., Grigor’ev I. V., Lepilin D. V., Zhukova A. I. simulation of the compaction of soil in the side bands of the skidding track with regard to change-stability of the track movement // [Modelirovanie uplotneniya pochvogrunta v bokovykh polosakh trelevochnogo voloka s uchetom izmenchivosti trassy dvizheniya]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: "Estestvennye i tekhnicheskie nauki" [Proceedings of Petrozavodsk State University. Natural and Ingineering Sciences.]. 2010. № 6 (111). P. 61-64.

10. Grigoriev I., Khitrov E., Ivanov V, Kalistratov A., Bozhbov V. New approach for forest production stocktaking based on energy cost // 14th SGEM geoconference on water resources. Forest, marine and ocean ecosystems: Conference proceedings. Bulgary, 2014. Vol. 2. P. 407-414.

Поступила в редакцию 02.06.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.