Научная статья на тему 'Механизм принятия решения при долгосрочном планировании ресурсного обеспечения пожарных подразделений МЧС России'

Механизм принятия решения при долгосрочном планировании ресурсного обеспечения пожарных подразделений МЧС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм принятия решения при долгосрочном планировании ресурсного обеспечения пожарных подразделений МЧС России»

МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРИ ДОЛГОСРОЧНОМ ПЛАНИРОВАНИИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ

А.А. Рыженко, научный сотрудник, к.т.н.

Д.В. Псарев, старший научный сотрудник А.П. Сатин, заместитель начальника кафедры, к.т.н., доцент

Академия ГПС МЧС России, г.Москва

Задачи планирования любой степени сложности требуют достаточно мощных современных математических и логических моделей формирования стратегии. Экономическое развитие многих организаций достаточно жестко привязано к актуальности и своевременности принятия решений менеджерами-управленцами. Логичность и тактическая последовательность принятых решений задают условия дальнейшего развития организации, а также возможные внешние и внутренние отношения. Более того, условия современного рынка часто требуют от организаций немедленных изменений, существенно влияющих на дальнейшую стратегию функционирования.

Как правило, в данных условиях крупноблочно выделяют несколько классов организаций. Большую часть из них занимают промышленные, ресурсные и аналогичные отрасли. Задачи оперативного вмешательства в план функционирования нечасты и не так существенны, как для организаций, занимающихся в сфере всевозможных услуг. Второй класс более выгоден для современных государств, гибкость возможной адаптации сферы услуг к постоянно меняющимся рыночным требованиям обуславливают как быстрый рост самой организации, так и дальнейшее развитие возможных холдингов, корпораций и т.д. до уровня Министерств. Пожарные подразделения (1111), как структурный элемент МЧС России и как организации среднего уровня в сфере услуг, попадают во второй класс. Оперативность принимаемых решений в кратчайшие сроки обуславливают возможное дальнейшее функционирование. Решаемые задачи ликвидации возможных ЧС, запланировать которые заранее невозможно накладывают ряд дополнительных ограничений и условностей на дальнейшее планирование функционирования подразделений.

С другой стороны, современные исследования в области планирования экономического развития организаций разного уровня предлагают множество статистических и вероятностных математических моделей. Изучение возможных теоретических подходов позволило выявить несколько плановых тенденций, способных адаптироваться (с учетом вносимых изменений) в экономическую модель пожарных подразделений.

Условность быстрой коррекции планов функционирования в связи с фактическими изменениями текущей ресурсной базы для организаций данного типа не позволяют использовать только прямые (по факту) или обратные (по плану) задачи. Более того, требования оперативности выявляют задачи типа: «1+1=1», «1+1=3», или «2+1=1» и т.п., что классическими моделями можно решить только при условии использования «мнения» экспертов или лиц, принимающих решения, что не всегда возможно. Причем, в данных выражениях могут участвовать как объекты, так и процессы, а аргументами выражений не могут быть части, только целые или системы. В качестве варианта решения данной проблемы принято использование разрабатываемой в УНК АСИТ Академии ГПС МЧС России модели «алгебры от целого», позволяющей производить математические действия с вариативным результатом не имеющего заранее предопределенного конкретного решения [1]. В рамках поставленной цели решены задачи планирования ресурсного обеспечения подразделений:

1. Разработан метод корректирующего планирования ресурсного обеспечения в условиях прямой и обратной задачи формирования необходимого (план) и достаточного (факт) остатка (резерва). Особенностью данного метода является фактическое управление ресурсной базой с учетом плановых резервов и фактических затрат в условиях оперативных изменений (рис. 1). Необходимым условием является наличие по факту используемых ресурсов, а также целевого плана ежегодных (или на другой период) закупок.

Планируемый резерв

Управляющее воздействие

Планируемый остаток

Фактический резерв

Фактический остаток

5р,^иЬр1ап)-планируемый расход, .^(subfact)-фактический расход.

Рис. 1. Принцип взаимодействия прямой и обратной задачи в условиях оперативных

изменений

Представленную модель (в частной форме) можно продемонстрировать с использованием классической теории множеств

(диаграммы Эйлера-Венна), где решение представлено в виде пересечения нескольких множеств (рис. 2).

Условие задачи (рис. 2): для ликвидации ЧС в оперативной обстановке использовано три плановых на текущий месяц ресурса (запас огнетушащего вещества пожарной автоцистерны ПЧ-1 (пенообразователь), рабочая рукавная линия (в зимний период пожарные рукава замерзли) и генератор пены средней кратности ГПС-600 (не возможно отсоединить от замерзшей рукавной линии), т.е. sp■ = 3) и два внеплановых фактических

(запас огнетушащего вещества пожарной автоцистерны ПЧ-2 (для локализации пожара пришлось внепланово, по заданию руководителя тушения пожара, развернуть вторую рукавную линию от автоцистерны ПЧ-2) аппарат на сжатом воздухе (пришлось производить разведку пожара и использовать запас воздуха) и ствол высокократной пены СВП, т.е.

= 2), показатели i и у могут не совпадать. Причем, количество пожарных

рукавов и пожарно-технического вооружения ограничено существующими нормативами [2] - дополнительное условие. При тушении пожара пришлось перекрыть часть автомобильных дорог, из-за чего на дорогах образовались пробки и оперативная замена пожарных рукавов, пожарно-технического вооружения и баллонов со сжатым воздухом для проведения повторной разведки пожара в непригодной для дыхания среде оказалась невозможна. При этом произошло повторное возгорание. Так как подачу воды в рукавные линии пришлось прекратить при локализации пожара, то пожарные рукава в магистральных и рабочих линиях оказались замороженными. Пожарно-техническое вооружение (генераторы пены ГПС-600 и стволы высокократной пены СВП) которое не отсоединили от рукавных линий, оказалось размороженным и для дальнейшего использования требует либо отогревания, либо ремонта.

Рис. 2. Пример использования модели на диаграмме Эйлера-Венна

Для обоснования дополнительных расходов необходимо определить функцию потерь, выполнить коррекцию плана ресурсов с учетом показателей текущего этапа (на указанный временной период): плановый комплекс потребностей (X) и требуемый согласно проекта размер ресурсной базы

Решение: воспользуемся правилами метода [1], составим выражение для формирования затрат ресурсов, получим:

Тогда для данного примера получим следующее выражение:

6

+

5

3+3

+

2+3

^ 5

-111

где «11» - общее количество ресурсов для использования или показатель целого; равен сумме планового показатели и фактического на заданный период времени, «5» - количество итоговых требуемых проектом ресурсов. Исключение проектных ресурсов из плана представлено в виде:

[3М2] 5 ^2

где «2» - показатель требуемых ресурсов с учетом слияния в единое целое (учет дополнительного условия). Следовательно, результирующее выражение с учетом исключения примет вид:

РМ3],, ^5

Данное выражение можно использовать в информационной системе поддержки управления, использующей множественный результат в следующем виде:

[3 + 35 ] + [25 + 3] 11^5

Простота формирования итогового выражения позволяет сократить время принятия решения информационной системой в несколько раз.

2. Разработан алгоритм этапного планирования ресурсного обеспечения с учетом корректирующих воздействий под влиянием внешних возмущений. Особенностью алгоритма является использование нелинейных этапов или функции рекурсивности с единственным выходом в виде переменной константы. Условие выхода из вероятного зацикливания этапов обусловлено итогом решения сопоставления функции взаимодействия прямой и обратной задач при переходе от одного этапа к другому.

3. Разработан механизм систематизации распределения ресурсного обеспечения с учетом взаимного влияния деятельности пожарных подразделений (рис. 3).

Рис. 3. Схематичное представление работы механизма

Особенностью заключается то, что один или несколько ресурсов могут породить множество вариантов ресурсов, т.е. учитывается результат, формируемый по требуемому принципу как «1+1^1», так и «1+1^3». Формальный вид результирующей функции представлен системой:

>Pi + - + + ТЛ7

г п —> W

Список использованной литературы

1. Максимов И.А., Топольский Н.Г., Рыженко А.А. Способ моделирования разрушенных зданий при анализе материалов страхового фонда документации по чрезвычайным ситуациям / И.А. Максимов, Н.Г. Топольский, А.А. Рыженко // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности» (http://ipb.mos.ru/ttb) Вып. № 2(54), 2014.

2. Приказ МЧС от 25.07.2006 № 425 «Об утверждении норм табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.