Научная статья на тему 'Пожарно-спасательные автомобили для работы в тоннелях'

Пожарно-спасательные автомобили для работы в тоннелях Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
447
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пожарно-спасательные автомобили для работы в тоннелях»

ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ ДЛЯ РАБОТЫ В

ТОННЕЛЯХ

Д.Ю. Бутко, Н.Л. Сафонова, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Автодорожные тоннели являются транспортными объектами повышенной опасности. Опыт эксплуатации автотранспортных тоннелей указывает на высокую вероятность аварий и дорожно-транспортных происшествий, сопровождающихся пожарами. Вероятность пожара на транспортном средстве считается наиболее опасной из всех видов опасности в тоннеле. По данным статистических исследований, ДТП в тоннелях в 1,4 раза чаще приводят к пожарам, чем на скоростном шоссе. Так, например, в марте 2016 года в Японии на скоростном шоссе на участке, где проходит глухой тоннель, произошло возгорание. Сильный пожар привел к тому, что в западне оказались сразу 12 машин, которые столкнулись внутри тоннеля. В результате массового ДТП в тоннеле протяженностью более 800 метров погибли двое, 58 человек отравились дымом, еще пятеро получили ранения. Спасателям было трудно добраться до места ЧП из-за большого скопления автомобилей в узком пространстве тоннеля. На ликвидацию возгорания ушло 2,5 часа [3].

Повышенная пожарная опасность автодорожных тоннелей обусловливается следующими факторами:

- высокой интенсивностью движения автотранспортных средств со значительным количеством топлива и горючих материалов;

- высокой скоростью развития пожара и интенсивностью задымления в тоннельных сооружениях;

- быстрое повышение температуры в месте пожара и распространение теплового излучения;

- большим количеством людей, которые могут быть вовлечены в аварийную ситуацию;

- сложностью развертывания сил и средств пожарной охраны, в том числе связанной не только с возникновением пробок в автодорожных тоннелях и на подъездах к ним при возникновении пожара, но и в силу того, что затрудненное (вплоть до пробок) движение, особенно в крупных городах, имеет место и в штатных ситуациях;

- ограничениями объемно-планировочного характера, связанными с размещением в автодорожных тоннелях противопожарного оборудования;

- ограниченной возможностью эвакуации и спасения людей из подземного сооружения.

Пожарно-спасательный автомобиль с реверсивным движением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в тоннелях решает следующие основные задачи:

- тушение пожаров в тоннелях;

- проведение аварийно-спасательных работ в тоннелях;

- доставка к месту пожара личного состава (для ликвидации чрезвычайных ситуаций), пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ (воды, пенообразователя);

- подача непосредственно в очаг пожара огнетушащих веществ через лафетные стволы;

- подача непосредственно в очаг пожара огнетушащих веществ по напорным пожарным рукавам при помощи пожарных ручных стволов;

- оказание первой медицинской помощи на месте ЧС;

- подача непосредственно в очаг пожара огнетушащих веществ по магистральным напорным пожарным рукавным линиям из водоисточника;

- подача воды в емкости автоцистерн, автонасосов, передвижных лафетных и воздушно-пенных стволов по рукавным линиям;

- доставка к месту ЧС средств спасения с высоты;

- доставка к месту ЧС комплекта аварийно-спасательного инструмента;

- освещение места проведения работ в темное время суток.

Для решения данных задач в 2011 году был построен первый отечественный пожарно-спасательный автомобиль ПСА-Т. ПСА-Т укомплектован пожарно-техническим вооружением и средствами тушения и может одинаково хорошо двигаться вперед и назад по тоннелям. Боевой расчет способен выполнять задачи при задымлении территории и в условиях нехватки воздуха. В автомобиле есть средства для оказания первой медицинской помощи, а также для спасения и эвакуации пострадавших. Автомобиль ПСА-Т с двумя кабинами смонтирован на полноприводном шасси 1УЕСО-ЛМТ Тгаккег. Для уменьшения радиуса разворота и лучшей манёвренности обе оси управляемые. Полная масса составляет 18 тонн, конструкторам удалось добиться идеальной развесовки - 50:50. На машине установлена автоматическая коробка передач. Гидротрансформатор и возможность переключения передач без разрыва потока мощности. Между КП и раздаточной коробкой установлен реверс-редуктор. Он обеспечивает одинаковые скорости движения машины в обе стороны. Автомобиль способен перевозить до 4000 л воды и 2500 л пенообразователя. Специальный отвал с изменяемой геометрией, установленный перед первой кабиной, предназначен для расталкивания автомобилей. Под второй кабиной вместо двигателя установлен комбинированный насос, который состоит из последовательно соединённых насосов нормального и высокого давления, объединённых общим приводом, отличаются своей универсальностью. Они способны подавать огнетушащую жидкость под нормальным и высоким давлениями одновременно. В 2012 году была выпущена модель - «Челнок» ПСА-Ч-20 (6339)-57ВР. Её главное предназначение - оказание первой помощи и эвакуация пострадавших при пожарах в тоннелях. Внутри пожарно-спасательного челнока находится бокс для эвакуации людей, который оборудован дыхательными масками и самоспасателями для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. Разместиться здесь и получить медицинскую помощь могут не менее 20 человек. Бокс имеет служебные двери с широким проёмом, облегчающим погрузку возможных раненых или пострадавших. При полной массе 19,1 тонн машина

разгоняется до 90 км/ч. Как и предыдущая модель, имеет специальную систему орошения, защищающую от перегрева, с баком на 500 л. Для защиты двигателя от дыма система питания снабжена баллонами со сжатым воздухом ёмкостью 1200 л.

Конструкция тоннельных автомобилей является уникальной и состоит из:

- специального базового шасси с кабиной водителя и дополнительной кабиной для реверсного движения;

- кузова для размещения пожарно-технического вооружения, специального аварийно-спасательного оборудования и инструмента;

- системы жизнеобеспечения боевого расчета (фильтровентиляционная установка, система подпора воздуха);

- системы орошения кабины для защиты от теплового воздействия (подача распыленной воды);

- системы мониторинга окружающего пространства в условиях повышенной задымленности (роботизированный комплекс обнаружения и тушения пожаров, автоматический поиск открытого пламени);

- система обеспечения работы двигателя в условиях задымления (до 40 минут).

Обе модели с успехом доказали свою эффективность в обеспечении пожарной безопасности при проведении Олимпиады в Сочи в 2014 году. Эти же автомобили были на готовности при проведении Кубка Конфедераций. В Сочи 32 тоннеля, различной протяженностью. Один из них более четырех км. Именно для таких городов жизненно необходимы пожарно-спасательный автомобиль тоннельный (ПСА-Т) и автомобили типа «Челнок».

Список использованной литературы

1. «Грузовик Пресс» [Электронный ресурс] http://www.gruzovikpress.ru/artirie/4184-spetsialnye-avtomobilleri (дата обращения 12.09.2017 г.).

2. «МЧС России» [Электронный ресурс] http://www.mchs.gov.ru/document/2578010 (дата обращения 12.09.2017 г.).

3. Информационное агентство REGNUM [Электронный ресурс] https://regnum.ru/news/2099275.html (дата обращения 12.09.2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.