АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ
МЕХАНИЗМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: КОНЦЕПЦИЯ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
A MECHANISM FOR PROVIDING STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN ELECTRONIC FORM: CONCEPT, PRINCIPLES, DIRECTIONS OF DEVELOPMENT
УДК 342.951
В.И. ЕВТУШЕНКО,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Белгород) [email protected]
VLADIMIR I. EVTUSHENKO,
Candidate of Law, Associate Professor (Belgorod National Recearch University, Belgorod, Russia)
М.О. РЕЗНИЧЕНКО,
магистрант
(Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Белгород) [email protected]
MAKSYM О. REZNICHENKO,
master student (Belgorod National Recearch University, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье подробно рассматриваются основные принципы становления и развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде как один из элементов концепции электронного государства и электронного правительства, составная часть развития системы государственного управления в Российской Федерации. Проведенный в статье анализ показывает, что системе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде присущи не только основополагающие принципы, заложенные в Федеральном законе Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», такие как правомерность их предоставления, заявительный порядок их предоставления, принцип открытости предоставления государственной и муниципальной услуги и т.д., но и принципы, характерные только для механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Данные принципы связаны в первую очередь с необходимостью достижения уровня функционирования механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, при котором они должны стать не менее доступными для населения, с достижением цифрового равенства населения, обеспечением информационной безопасности лица, обратившегося за предоставлением государственной и муниципальной услуги в электронном виде, и т.д.
Ключевые слова: электронное государство, электронное правительство, информационная безопасность.
Для цитирования: Евтушенко В.И., Резниченко М.О. Механизм предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде: концепция, принципы, направления развития // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 4. С. 50-53.
Abstract: the article discusses in detail the basic principles of formation and development of the system of public and municipal services in electronic form as one of the elements of the concept of electronic state and e-government, an integral part of the development of public administration in the Russian Federation. The analysis carried out in the article shows that the system of providing state and municipal services in electronic form is characterized not only by the fundamental principles laid down in the Federal law of the Russian Federation «On the organization of public and municipal services», such as the legality of their provision, the application procedure for their provision, the principle of openness of public and municipal services, etc., but also on the principles inherent only to the mechanism of providing state and municipal services in electronic form. These principles are connected, first of all, with the need to achieve the level of functioning of the mechanism of providing state and municipal services in electronic form, in which they should be no less accessible to the population, the achievement of digital equality of the population, ensuring information security of the person who applied for the provision of state and municipal services in electronic form, and so on.
Keywords: electronic government, electronic government, information security.
For citation: Evtushenko V.I., Reznichenko M.O. A mechanism for providing state and municipal services in electronic form: concept, principles, directions of development // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 4. P. 50-53.
Новым этапом развития системы государственного управления в Российской Федерации является формирование и становление концепции электронного государства и электронного правительства. Данная система, по замыслу его авторов, базируется на ценностях демократического гражданского общества и достижениях современных информационных систем и технологий [7].
Создание системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде должно основываться в первую очередь на тех принципах, которые заложены в Федеральном законе Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»1.
Среди них можно выделить несколько основополагающих принципов, перечисленных в ст. 4 названого Федерального закона и распространяющихся в том числе и на предоставление государственных услуг в электронном виде [2, с. 21]:
1. Правомерность их предоставления, то есть государственные услуги оказываются только теми государственными и муниципальными органами, которые уполномочены на их предоставление в пределах установленной компетенции.
2. Заявительный порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, то есть
1 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.07.2017 № 236-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4179.
непременным условием предоставления государственной и муниципальной услуги является поданный в установленном порядке запрос. Именно официальный запрос, направленный либо физическим, либо юридическим лицом, которое, по сути, является услугополучателем, и есть юридическое основание данного правоотношения. Правовая природа данного правоотношения не идентична иным правоотношениям, в которые вступают данные государственные и муниципальные органы, ибо «...правовая природа государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и местного самоуправления, не идентична правовой природе функций, реализуемых ими» [1]. Это в первую очередь выражается в том, что в большинстве случаев в паре «государственный орган / орган муниципальной власти - физическое лицо / юридическое лицо» инициатором правоотношения выступает орган исполнительной власти.
3. Принцип открытости, который предполагает в случае предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде наличие на сайте полного описания предоставляемой услуги и постоянную актуализацию данной информации [4].
4. Вышеперечисленные требования должны в полной мере соблюдаться и в отношении выполнения межведомственных запросов государственных и муниципальных органов, также предоставляющих соответствующие услуги; обязательно наличие возможности получать от них аналогичные документы, информацию, ответы на запросы и т.д. в порядке, установленном законом [3].
5. Предоставляемые государственные и муниципальные услуги не должны стать менее доступными для населения в связи с их предоставлением в электронном виде, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по зрению. Так, например, в качестве обязательного условия для сайта государственного и муниципального органа власти, предоставляющего соответствующие услуги, стало размещение версии для слабовидящих2. Данное требование находится в рамках требований Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «...равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»3 для всех обратившихся за получением государственной или муниципальной услуги является гарантией одинакового подхода и отсутствия дискриминации при её предоставлении.
6. Принцип качественного и своевременного предоставления государственных и муниципальных услуг при оказании их в электронном виде, сформулированный в Федеральном законе Российской Федерации «Об организации
2 См.: Дорожная карта [Электронный ресурс] // Госуслуги в электронном виде. URL. http://gosuslugi. kck.ru/web/guest/ view_road_map (дата обращения: 22.06.2018).
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
предоставления государственных и муниципальных услуг», приобретает необходимость обеспечения органов исполнительной власти, оказывающих государственные и муниципальные услуги, соответствующим техническим и программным обеспечением, введения в штат соответствующе подготовленных государственных и муниципальных служащих [8].
7. Принцип возможности получения государственных и муниципальных услуг в той форме, которую выбирает лицо, получающее соответствующую государственную и муниципальную услугу, в том числе и в электронном виде [5]. Данный принцип предоставления государственных и муниципальных услуг непосредственно связан с формированием электронного государства и цифрового равенства населения [9].
Однако главным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, причем присущим только данному виду оказания услуг, является принцип, получивший в научной литературе название «принцип информационной безопасности заявителя при предоставлении государственных и муниципальных услуг» [6].
Данный принцип подразумевает в первую очередь:
- обеспечение защиты персональных данных заявителя в интернет-пространстве, систему защиты от угрозы возможного несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
- защищенность от случайного или преднамеренного вмешательства в процесс обращения заявителя за предоставлением государственной или муниципальной услуги;
- конфиденциальность обращения заявителя за предоставлением государственной или муниципальной услуги.
Литература
1. Докучаева И.М. Понятие «публичные услуги» и некоторые проблемы их правового регулирования [Электронный ресурс] / Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник научных статей / под общ. ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. - Москва: Волтерс Клувер, 2007. Доступ из СПС «Гарант».
2. Киселева Н.В. Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 5. С. 21-25.
3. НикифоровН. Электронные сервисы в СМЭВ должны функционировать круглосуточно [Электронный ресурс]. URL: http:// corp.cnews.ru/news/line/index.shtml?2014/03/13/564200.
4. Погодина Е.А., Мингачев Р.М. Организация и оценка качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 6 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-otsenka-kachestva-predostavleniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uslug-v-elektronnom-vide
5. Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / отв. ред. И.Ю. Богдановская. - Москва: Юстицинформ, 2009. 344 с.
6. Толмачев В.А. Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг // Правовая наука и реформа юридического образования. 2012. № 2 (25). С. 131-136.
7. Федосеева Н.Н., Чайковская М.А. Понятие и сущность концепции электронного государства // Российская юстиция. 2011. № 11. С. 6-10.
S. Фионова Л.Р., Катышева М.А., Медведев А.Н. Предоставление государственных услуг в электронном виде II Делопроизводство. 2012. № 1. С. 20-23.
9. Акаткин Ю.М., Дрожжинов В.И., Конявский В.А. Устойчивость системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде II Информационные ресурсы России. 2014. № 4 (140). С. 2-S.
10. Бабабева З.К. К вопросу о принципах предоставления государственных и муниципальных услуг II Известия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15. Вып. 3. С. 334-342.
References
1. Dokuchaeva I.M. Ponyatie «publichnye uslugi» i nekotorye problemy ikh pravovogo regulirovaniya [Elektronnyi resurs] I Publichnye uslugi: pravovoe regulirovanie (rossiiskii i zarubezhnyi opyt): sbornik nauchnykh statei I pod obshch. red. E.V. Gritsenko, N.A. Shevelevoi. - Moskva: Volters Kluver, 2007. Dostup iz SPS «Garant».
2. Kiseleva N.V. Printsipy predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug II Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2014. № 5. S. 21-25.
3. NikiforovN. Elektronnye servisy v SMEV dolzhny funktsionirovat' kruglosutochno [Elektronnyi resurs]. URL: http:llcorp.cnews. rulnewsllinelindex.shtml?2014l03l13l564200.
4. Pogodina E.A., Mingachev R.M. Organizatsiya i otsenka kachestva predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug v elektronnom vide [Elektronnyi resurs] II Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2012. № 6 (42). URL: https:llcyberleninka.rularticlelnlorganizatsiya-i-otsenka-kachestva-predostavleniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uslug-v-elektronnom-vide
5. Pravo na dostup k informatsii. Dostup k otkrytoi informatsii I otv. red. I.Yu. Bogdanovskaya. - Moskva: Yustitsinform, 2009. 344 s.
6. Tolmachev V.A. Osnovnye printsipy predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug II Pravovaya nauka i reforma yuridicheskogo obrazovaniya. 2012. № 2 (25). S. 131-136.
7. Fedoseeva N.N., Chaikovskaya M.A. Ponyatie i sushchnost' kontseptsii elektronnogo gosudarstva II Rossiiskaya yustitsiya.
2011. № 11. S. 6-10.
S. Fionova L.R., Katysheva M.A., MedvedevA.N. Predostavlenie gosudarstvennykh uslug v elektronnom vide II Deloproizvodstvo.
2012. № 1. S. 20-23.
9. Akatkin Yu.M., Drozhzhinov V.I., Konyavskii V.A. Ustoichivost' sistemy predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug v elektronnom vide II Informatsionnye resursy Rossii. 2014. № 4 (140). S. 2-S.
10. Bababeva Z.K. K voprosu o printsipakh predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug II Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2015. T. 15. Vyp. 3. S. 334-342.
(статья сдана в редакцию 03.09.201S)