Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 4, с. 1(51—166
161
УДК 34
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
© 2016 г. В.Е. Сизов
Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орел
Поступалк к редчкцаю 01.06.2016
Анализируются предпосылки возникновения и особенности социального регулирования, ряд его методов. На этой основе выделены предпосылки формирования механизма правового регулирования, особенности деятельности государства по формированию данного механизма. Рассмотрены социальные характеристики механизма правового регулирования. Охарактеризована социальная природа механизма правового регулирования, его место в системе социального регулирования общества, проанализированы некоторые социальные элементы в его составе, выделены зависимости механизма и его структурных элементов от тенденций общественного развития.
Ключекые слокч: социальное регулирование, механизм правового регулирования, методы правового регулирования.
Одна из важнейших особенностей права как социального регулятора заключается в его действенности. Возникая в силу потребностей общества и государства в организации социальных процессов и отношений, оно должно на всех этапах общественного развития эффективно выполнять свои задачи - определять общественные отношения, реализовываться в действиях физических и юридических лиц, в ходе и направленности общественных процессов. И поэтому каждая попытка изучения любых аспектов правового регулирования обязательно затронет вопросы функционирования права, его структуры, взаимосвязи и взаимодействия его структурных элементов, а следовательно, те или иные аспекты правового механизма.
Не случайно в кругу наиболее актуальных вопросов, стоящих перед современной юридической наукой, именно изучению механизма правового регулирования данной проблемы по праву принадлежит одно из главных мест. Об этом достаточно убедительно свидетельствует появление в последние годы значительного количества трудов, непосредственно посвященных анализу данного механизма, его отдельным элементам, а также исследований, в той или иной мере затрагивающих различные аспекты данной проблемы [1-4]. Результатами проведенных исследований явилось определение сущности правового механизма, под которым понимается совокупность юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование, выявлены его элементы и некоторые особенности функционирования [5].
Высоко оценивая труды ученых, вносящих весомый вклад в изучение рассматриваемой проблемы, логично предположить, что, несмотря на количество и бесспорное качество работ, далеко не все аспекты и особенности столь сложного правового явления, каким является правовой механизм, уже нашли свое полное отражение в научной литературе.
В первую очередь, на наш взгляд, сказанное можно отнести к социальной природе механизма правового регулирования, недооценивать которую невозможно, поскольку данный механизм существует в обществе и призван регулировать общественные процессы и отношения. Другими словами, данный механизм социален по своей сути, тесно связан с обществом и может рассматриваться как составная часть более широкого механизма социального регулирования, включающего наряду с правом такие социальные регуляторы, как обычаи, ритуалы, традиции, религиозные нормы, мораль и т. д.
Как целостная самостоятельная система, механизм социального регулирования зарождается уже на ранних этапах существования общества одновременно с появлением первых социальных норм, регулирующих поведение человека. Не останавливаясь на причинах и процессе зарождения как самих социальных норм, так и механизма их реализации, поскольку эти вопросы не относятся к рассматриваемой нами проблеме и в различных версиях охарактеризованы в научной литературе достаточно подробно [6], выделим ряд положений в качестве основы для дальнейших рассуждений:
- социальное регулирование возникает в силу общественного характера жизни человека как одна из форм удовлетворения потребности общества в организации общественных отношений и определении правил взаимодействия людей;
- социальное регулирование в первую очередь возникает в виде запретов и предписаний, устанавливающих границы поведения человека.
Отмеченное выше позволяет логично заключить, что социальное регулирование возникает как «закономерный результат сложных взаимосвязей и взаимозависимостей, многообразных и многочисленных аспектов и проявлений взаимодействия людей и обусловлено спецификой этого взаимодействия» [7]. В результате сторонами, участниками процесса социального регулирования, становятся не только люди, действующие в своих собственных интересах, но также и общество в целом, которое, как социальная, экономическая и культурная целостность, руководствуется интересами своего воспроизводства и стабилизации. При этом своеобразие положения общества в этом процессе заключается в том, что оно выступает в нем как активный субъект, своими действиями предотвращающий возможные конфликты, порождаемые различиями в интересах, мнениях, предпочтениях людей, способствует формированию необходимых для этого соответствующих регуляторов. А с другой стороны, само попадает под их действие, реагируя на происходящее в соответствии с возникающими социальными нормами.
Таким образом, процесс формирования и функционирования системы социального регулирования можно рассматривать как процесс объективный, хотя и стихийный в своей основе. Он обусловлен тем, что, существуя в обществе, человек не может избежать взаимодействия с другими людьми, зависимости от их действий и интересов. Возникающие в ходе таких взаимозависимостей и взаимодействий социальные нормы представляют собой непосредственную реакцию, закрепляющуюся позднее в виде обычаев, традиций и запретов. При этом стихийность процесса нормообразования не исключает участия в нем общественной воли, выдвигающей наиболее оптимальные или приемлемые с точки зрения общественной пользы варианты действий и формирующей их в виде общепринятых стандартов и правил поведения.
Более того, именно общество и только оно способно в своем развитии корректировать собственные действия и по истечении некоторого времени исправлять как их, так и ошибки любо-
го из входящих в его состав субъектов. В результате общество, как активный, деятельный субъект процесса созидания механизма социального регулирования, может ошибаться в оценке жизненных реалий, однако во всех случаях его действия и решения будут оправданны и объективны, поскольку будут отражать естественный ход вещей, определяться самой жизнью. Поэтому возникающие регуляторы в виде правил, обычаев, ритуалов воспринимались обществом в целом и всеми его членами как единственно возможный вариант действий и поведения, а любые другие, не совпадающие с правилами поступки выводили человека за пределы общественной группы и превращали его в чужака [8].
Одновременно с системой социальных норм-регуляторов складывались методы их реализации, представляющие собой еще один элемент механизма социального регулирования. Ими становятся запреты определенных поступков и предписание обязательного совершения других действий. Возникнув в глубокой древности как наиболее простые и эффективные (а по сути, наверное, тогда единственно возможные) варианты воздействия на поведение, эти способы сохраняют свое значение и сегодня. Можно предположить, что дозволение как способ регулирования появляется позднее, т.к. предполагает возможность выбора варианта действий, что невозможно без достаточно развитых материальных условий жизни, определенного уровня сознания, моральных ограничений и т. д.
Таким образом, взаимодействие людей, интересы консолидации общества и его самовоспроизводства вполне естественно формируют механизм социального регулирования, т. е. систему организации общежития людей, охватывающую социальную и хозяйственную сферы. Структурно, на наш взгляд, такой механизм можно рассматривать как систему, включающую в качестве составных элементов как самих членов социума, с присущими им целями, способами, формами поведения и действия, так и сформировавшиеся в социуме общественные институты, регулирующие поведение и взаимодействие людей. Обоснованность предлагаемого понимания, как представляется, вполне подтверждается пониманием данного механизма как механизма в первую очередь социального, другими словами, неотделимого от жизнедеятельности общества, ею порожденного и ею же выраженного.
Как особая социальная система, неразрывно связанная с обществом и вызванная к жизни общественными потребностями, механизм социального регулирования изменяется и усложняется вместе с породившим его обществом. Поэтому усложнение общества, а, по мнению
Мехчназм прчкоково ревуларокчная кчк соцачлвно-прчкокчя кчтеворая
163
А.В. Коротаева, догосударственное общество на пике своего развития по уровню сложности социальной организации не уступало государственному [9], влекло за собой соответствующее изменение и совершенствование регулирующей системы. При этом движущими силами трансформации механизма социального регулирования стали появлявшиеся в связи с усложнением общества и увеличением количества его членов новые виды хозяйствования, общественных отношений и взаимосвязей, формирование новых социальных групп, усиление контактов с соседними племенами и т. д. Как следствие, процесс развития механизма социального регулирования вполне закономерно должен был носить как количественный, так и качественный характер, поскольку сложная система (а социальный механизм не может быть иным) всегда стремится к усложнению своей внутренней структуры, расширению сферы своего проявления, своего действия. Поэтому в механизме социального регулирования процессы изменения должны были проявляться не только в увеличении количества социальных норм, но и в их дифференциации, т.е. выделении моральных, корпоративных, религиозных и иных разновидностей норм. Принципиально новым явлением стало зарождение норм, регулирующих межродовые и межплеменные контакты, т.е. норм, выходящих за бытовые отношения. Как следствие, социальные нормы начинают не только регулировать поведение и взаимодействие внутри человеческого сообщества, обеспечивая тем самым его устойчивость, но и, как справедливо отмечает И.Л. Честнов, повышают адаптивность родовых групп, их конкурентоспособность в новых усложняющихся условиях [10].
Таким образом, к моменту возникновения государства механизм социального регулирования уже в достаточной мере сформировался. Он представлял собой вполне развитую целостную систему, которая в своей структуре и способах функционирования отражала особенности и интересы общества, присущие ему сферы и способы взаимодействия, сложившиеся в нем общественные институты и ценности, то есть практически весь спектр присущих обществу элементов и отношений.
Именно данный механизм, а также его составные элементы и стали основой для формирования права как специфического, сугубо государственного способа организации общественных отношений и соответствующего механизма реализации правовых норм. При этом государство активно использовало для создания собственного механизма регулирования уже
имеющиеся элементы в виде различного рода социальных норм, способов воздействия на отношения и т.д., подкрепляя их своим авторитетом и принудительной силой.
Процесс становления права, как отмечается в научной литературе, происходил в трех основных формах, первой из которых являлось санкционирование обычаев. Несколько позднее к обычаям добавляется система прецедентов, а ряд норм устанавливается решением правителя или органа власти [11]. Таким образом, формирующееся право сочетало в себе как исторически сложившиеся и уже оправдавшие себя запреты и требования, так и новые предписания, отражавшие не только изменившуюся объективную реальность, но и присущие законодателю взгляды, интересы и предпочтения.
Логично предположить, что и происходившее параллельно формирование правового механизма проистекало столь же противоречиво, сочетая в себе объективную и субъективную стороны. В одних случаях государство, выступая как созидатель новой системы регулирования, полностью определяло процесс формирования, его формы, методы и цели, инициировало и направляло его, руководствуясь при этом в первую очередь собственными интересами и потребностями, в других - закрепляло созданное в ходе естественного отбора, дополняя его отдельными органами регламентации и контроля.
Каждый из этих вариантов действий имел свои достоинства и недостатки. В первом случае возникающий правовой механизм не всегда соответствовал общественным реалиям, ориентировался в большей мере на интересы и идеологию государства, но обладал большей гибкостью и скоростью реакции на изменение обстановки. Во втором - вырастал из признанных обществом норм-обычаев, совпадал с ними, а следовательно, легче и проще воспринимался обществом. Но в силу своей специфики процесс формирования механизма был чрезвычайно медлителен, а сам механизм не всегда успевал реагировать на изменение общественной жизни. Указанные отличия определили, как представляется, и круг основных источников правовых систем. В первом из указанных вариантов основным источником становится нормативно-правовой акт, закрепляющий и превращающий в закон волю государства. А для второго - роль главного источника играет правовой обычай, дополненный судебным прецедентом, который, по сути, сходен с обычаем, поскольку также опирается на авторитет принятого ранее решения.
На наш взгляд, именно эти различия процесса формирования правового механизма и зало-
жили основы различий современных правовых систем.
Другими словами, возникающий правовой механизм не только активно использовал всю систему социального регулирования, созданную обществом, но и видоизменял ее, вносил в нее не свойственный ей ранее субъективный элемент, проявлявшийся в воле законодателя. Поэтому новые правовые регуляторы формировались как проявление присущих законодателю взглядов, интересов и предпочтений, а в результате не всегда соответствовали обществу, его интересам и представлениям.
При этом выбор конкретной формы становления механизма правового регулирования, преобладание в нем объективной или субъективной стороны зависели от специфики конкретного общества, его культуры, политической организации, особенностей исторического этапа. Представляется, что именно этим в немалой степени объясняется наличие ряда различий между современными правовыми семьями и системами.
Отмеченная особенность процесса формирования права естественно проявляется и в правовом механизме, в первую очередь в его структуре. Как создаваемая государством организующая система, он включает в свой состав правовые средства. Как социальная, связанная с обществом система - элементы общественного порядка. Поэтому, наряду с нормами права, юридическими актами, правоотношениями и другими правовыми средствами, в структуру механизма правового регулирования столь же обоснованно входят и социальные элементы. К ним принадлежат специфические методы организации и управления, критерии и принципы совместной жизнедеятельности, знания, информация, практически все разновидности общественных отношений, органы управления и контроля различного уровня, а также и другие составные части любой сложной социальной системы. И причина этого заключается в том, что, включая все необходимое для своего функционирования и структурной целостности, социальный механизм не имеет четко очерчиваемого содержания. Необходимо также добавить, что, естественно, не все перечисленные выше социальные институты непосредственно входят в состав правового механизма, однако именно они в немалой степени определяют направления правового регулирования, виды правового режима, эффективность права и другие важнейшие особенности.
Таким образом, структура правового механизма складывается из двух взаимосвязанных подсистем - собственно правовой и социальной.
Первая из них правовая, состоящая из правовых средств, обеспечивает регулирование общественных отношений, формирование и реализацию норм права. Вторая, социальная подсистема увеличивает возможности права, позволяя включить в сферу его влияния общественное сознание и культуру, систему воспитания, экономику и т.д., другими словами, практически всю гамму общественных отношений и процессов. Именно она раздвигает границы правового регулирования и в немалой мере определяет его возможности. И именно такое сочетание собственно юридического и социального позволяет праву реализовываться в общественных отношениях в двух основных формах - в виде правового регулирования и в виде правового воздействия.
Говоря о социальной составляющей правового механизма, нельзя забывать еще об одной ее характеристике. Именно она связывает право, как государственную систему регулирования, и общество, позволяет считывать информацию с любой точки общественного пространства, передавать информацию, корректируя на этой основе как развитие права, так и реакции общества на его изменение.
Сказанное позволяет сделать вывод, что механизм правового регулирования представляет собой совокупность всех юридических и социальных средств и институтов, обеспечивающих реализацию права и организацию общественных отношений. Как система организующая, он призван обеспечивать ряд специфических функций. Наряду с отмеченными выше регулированием и воздействием, к числу таких функций необходимо отнести обеспечение сбалансированности и рациональности общественных отношений, сохранение общественной стабильности. Другими словами, данный механизм призван обеспечивать важнейшие условия для сохранения и воспроизводства общества.
Сложность и значимость решаемых механизмом задач позволяет предполагать соответствующую им сложность функционирования. Организуя общественные отношения, упорядочивая их, механизм правового регулирования сам в свою очередь подчиняется объективным общественным закономерностям, зависит от особенностей жизни общества, его уклада и политической системы. С другой стороны, как система, встроенная в общественные отношения, он зависит от организуемых отношений, реагирует на их изменения, особенности и состояния. При этом нельзя исключать и наличие собственных закономерностей, свойственных любой сложной системе. Сочетание трех отмеченных характеристик определяет не только
Механизм правового регулирования как социально-правовая категория
165
процесс развития данного механизма, но и его характеристики.
Говоря об особенностях процесса формирования и развития механизма правового регулирования, естественно, невозможно не выделить в качестве одного из важнейших факторов деятельность государства. Формируя этот механизм, реформируя и развивая его, государство исходит из имеющихся представлений и целей, руководствуется прогнозами и представлениями, отталкивается от сложившихся политических и организационных структур. Поэтому государство, как и любой действующий, активный субъект, может ошибаться, да и сами регулируемые процессы не всегда совпадают с прогнозами и представлениями, сами в определенной мере являются случайностями. Поэтому деятельность государства по созданию и совершенствованию механизма правового регулирования носит вероятностный характер.
Таким образом, изменение механизма правового регулирования представляет собой сложное сочетание объективного и субъективного, случайного и закономерного. Возникающий в результате механизм будет представлять собой сложную систему, реакции которой на все внешние воздействия будут носить избирательный характер. Изменить такую систему путем простой модернизации, включением новых элементов вряд ли возможно. Ее реакции на воздействие будут проявляться в приспособлении внешних воздействий к своим интересам.
На наш взгляд, решение задачи совершенствования в данном случае предполагает усиление открытости механизма правового регулирования. В философской теории систем решение проблемы повышения открытости системы достигается путем создания многочисленных центров, задача которых заключается в получении и переработке информации. Применительно к правовому механизму можно предположить, что увеличение точек связи системы и общества, регуляторов и общественных интересов повысит обоснованность и рациональность принимаемых решений, обеспечит обязательность их выполнения. Другими словами, повысит эффективность действия механизма правового регулирования.
Практическими шагами на этом пути могут
стать предусмотренные действующим законодательством общественные обсуждения законопроектов, референдумы, общественные слуша-нья и т.д. Широкое использование этих средств, их развитие позволят в значительной мере повысить эффективность системы, увеличат ее гибкость и приспособляемость к изменению условий. Этот теоретический вывод, как нам представляется, подтверждается реальными процессами развития правового регулирования в современных условиях.
Отмеченная закономерность позволяет еще раз подчеркнуть общественный характер механизма правового регулирования. Являясь составной частью общего механизма социального регулирования, он не может существовать вне общества и общественных связей, вне деятельности людей. Этим и объясняется его строение, особенности и закономерности функционирования.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001. 752 с.
2. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995. 320 с.
3. Афанасьев В.С., Афанасьева Л.В. Государство и механизмы действия права // Актуальные вопросы российской государственности: Труды Академии управления. М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 2001. 229 с.
4. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 8-е изд., испр. и доп. М. - СПб.: Изд-во Юридического института, 2012. 608 с.
5. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова [и др.]; отв. ред. М.Н. Марченко. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 816 с.
6. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Высшая школа, 2004. 235 с.
7. Сизов В.Е. Теория реализации экологической функции современного государства. Орел [б.и.], 2003. 186 с.
8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: АСТ, 2005. 560 с.
9. Коротаев А.В. Сабейские этюды. Некоторые общие тенденции и факторы сабейской цивилизации. М.: Восточная литература, 1997. 224 с.
10. Честнов И.Л. Постклассическая теория права: Монография. СПб.: Алеф-Пресс, 2012. 650 с.
11. Рулан Н. Историческое введение в право. М.: Nota Bene, 2005. 672 с.
References
THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION AS A SOCIO-LEGAL CATEGORY
V.E. Sizov
The article examines the background and features of social regulation as well as some of its methods. We consider the preconditions for the formation of the legal regulation mechanism, the state's participation in this process and social characteristics of the legal regulation mechanism. The social nature of the mechanism of legal regulation and its place in the system of social regulation of society are characterized. Some social elements in this mechanism are analyzed, the dependence of the mechanism and its structural elements on social development trends is considered.
Keywords: social regulation, mechanism of legal regulation, methods of legal regulation.
166
B.E. CU3OB
1. Alekseev S.S. Voskhozhdenie k pravu. Poiski i resheniya. M.: Norma, 2001. 752 s.
2. Alekseev S.S. Teoriya prava. M.: BEK, 1995. 320 s.
3. Afanas'ev V.S., Afanas'eva L.V. Gosudarstvo i mek-hanizmy dejstviya prava // Aktual'nye voprosy rossijskoj gosudarstvennosti: Trudy Akademii upravleniya. M.: Izd-vo Akad. upravleniya MVD Rossii, 2001. 229 s.
4. Komarov S.A. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. 8-e izd., ispr. i dop. M. - SPb.: Izd-vo Yuridicheskogo instituta, 2012. 608 s.
5. Yuridicheskij ehnciklopedicheskij slovar' / M.O. Buyanova [i dr.]; otv. red. M.N. Marchenko. M.: TK Velbi, Prospekt, 2006. 816 s.
6. Kashanina T.V. Proiskhozhdenie gosudarstva i prava. M.: Vysshaya shkola, 2004. 235 s.
7. Sizov V.E. Teoriya realizacii ehkologicheskoj funkcii sovremennogo gosudarstva. Orel [b.i.], 2003. 186 s.
8. Gumilev L.N. Ehtnogenez i biosfera Zemli. M.: AST, 2005. 560 s.
9. Korotaev A.V. Sabejskie ehtyudy. Nekotorye ob-shchie tendencii i faktory sabejskoj civilizacii. M.: Vos-tochnaya literatura, 1997. 224 s.
10. Chestnov I.L. Postklassicheskaya teoriya prava: Monografiya. SPb.: Alef-Press, 2012. 650 s.
11. Rulan N. Istoricheskoe vvedenie v pravo. M.:
Мничназм npKKoKoro pнвулapo6чнaN кчк coцaчлвнo-npч606ЧN кчmнвopaN 167
Nota Bene, 2005. 672 s.