УДК: 339.13:664.92/.94
МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
И. Н. ШАФ РАНСКИЙ
УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: [email protected]
(Поступила в редакцию 19.01.2023)
В статье предложен механизма повышения эффективности и конкурентоспособности продукции на мясоперерабатывающих предприятиях АПК, который включает в себя следующие элементы: методику оценки конкурентоспособности продукции; методику оценки эффективности использования ресурсов мясоперерабатывающих предприятий; методику формирования цены на продукцию в зависимости от ее качества; модель программы развития перерабатывающего предприятия с целью роста конкурентоспособности продукции; методику оценки выбора поставщиков сырья и премирования за поставки скота для производства детского питания; методику обоснования размера премии за 1 т мясного сырья в зависимости от его качества. Реализация предлагаемого механизма позволит проводить: диагностику качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, своевременную корректировку ассортиментной политики, совершенствование экономических взаимоотношений с сельскохозяйственными организациями - поставщиками сырья на основе усиления материальной заинтересованности поставщиков в росте качества сырья, увеличение объемов производства и реализации продукции, рост качества выпускаемой продукции, наращивание объемов ее экспорта, сокращение непроизводственных расходов, недопущение производства и реализации убыточной продукции, увеличение объема производства продукции с повышенной добавленной стоимостью, выполнение мероприятий по экономии затрат, реагирование на изменения потребительского спроса на мясо и мясопродукты с целью наиболее полного их удовлетворения запросов потребителей. Совокупность элементов предлагаемого механизма позволит проводить регулярный мониторинг конкурентоспособности выпускаемой продукции и планомерную работу по ее повышению, что окажет влияние на рост экономической эффективности производства мяса и мясной продукции, финансово-экономического состояния не только мясоперерабатывающих предприятий, но и сельскохозяйственных организаций - поставщиков сырья.
Ключевые слова: экономико-математическая модель, перерабатывающие предприятия, эффективность производства, конкурентоспособность продукции.
The article proposes a mechanism for improving the efficiency and competitiveness ofproducts at meat processing enterprises of the agro-industrial complex, which includes the following elements: a methodology for assessing the competitiveness of products; methodology for assessing the efficiency of using the resources of meat processing enterprises; the method of pricing products depending on their quality; model of the development program of the processing enterprise in order to increase the competitiveness of products; methodology for assessing the choice of suppliers of raw materials and bonuses for the supply of livestock for the production of baby food; a methodology for substantiating the size of the premium for 1 ton of raw meat, depending on its quality. The implementation of the proposed mechanism will make it possible to carry out: diagnostics of the quality and competitiveness of products, timely adjustment of the assortment policy, improvement of economic relations with agricultural organizations - suppliers of raw materials based on strengthening the material interest of suppliers in the growth of the quality of raw materials, an increase in production volumes and sales ofproducts, an increase in the quality ofproducts, increasing the volume of its exports, reducing non-production costs, preventing the production and sale of unprofitable products, increasing the volume ofproduction ofproducts with increased added value, implementing cost-saving measures, responding to changes in consumer demand for meat and meat products in order to fully meet the needs of consumers. The combination of elements of the proposed mechanism will allow regular monitoring of the competitiveness ofproducts and systematic work to improve it, which will have an impact on the growth of the economic efficiency of meat and meat products, the financial and economic condition of not only meat processing enterprises, but also agricultural organizations - suppliers of raw materials.
Key words: economic-mathematical model, processing enterprises, production efficiency, product competitiveness.
Введение
Проблема увеличения добавленной стоимости, повышения качества, конкурентоспособности выпускаемой продукции, приобретает особую актуальность и значимость, и становится главным критерием эффективного функционирования сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий АПК [7, с. 23-30]. В этой связи востребованы разработки, направленные на выявление и реализацию резервов повышения эффективности производства.
Производство скота и птицы (в убойном весе) в расчете на душу населения Республики Беларусь с 2000 г. по 2021 г. выросло с 60 до 134 кг и общественный сектор является приоритетным поставщиком сырья на мясокомбинаты. Реализация скота и птицы на убой (в живом весе) с 2015 г. по 2021 г. увеличилась с 1657 до 1711 тыс. т. За 2021 г. в Республике Беларусь произведено 1191,7 тыс. т мяса и пищевых субпродуктов, 287,9 тыс. т колбасных изделий, 279,7 тыс. т мясных и мясосодержащих полуфабрикатов. Уровень самообеспечения населения мясом в 2021 г. достиг 134,2 %. Проведенный анализ показал, что за 2015-2021 гг. на мясоперерабатывающих предприятиях Республики Беларусь наблюдается ряд проблем, среди которых: недостаточная загрузка производственных мощностей; остатки готовой продукции; финансовое положение, связанное с размером кредитного портфеля мясокомбинатов. Сложившаяся ситуация не позволяет отдельным мясокомбинатам, в частности ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат», значительно увеличить производство продукции. Следует отметить, что ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» является ведущим производителем консервы для детского питания в Республике Беларусь.
Предприятие выпускает высококачественные, экологически чистые мясные продукты и консервы, которые пользуются спросом не только у белорусских потребителей, но и за пределами республики.
С целью повышения экономической эффективности производства в 2020 г. на базе ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» создано Оршанское агропромышленное объединение, в состав которого включены 25 сельскохозяйственных организаций. Вышеизложенное диктует необходимость разработки методик и практических рекомендаций повышения конкурентоспособности и экономической эффективности производства мяса и мясной продукции, обоснования перспективной программы развития мясоперерабатывающего предприятия.
Основная часть
Для реализации данной цели разработан механизм повышения эффективности и конкурентоспособности продукции на мясоперерабатывающих предприятиях АПК, который включает в себя следующие элементы: методику оценки конкурентоспособности продукции; методику оценки эффективности использования ресурсов мясоперерабатывающих предприятий; методику формирования цены на продукцию в зависимости от ее качества; модель программы развития перерабатывающего предприятия с целью роста конкурентоспособности продукции; методику оценки выбора поставщиков сырья и премирования за поставки скота для производства детского питания; методику обоснования размера премии за 1 т мясного сырья в зависимости от его качества [2, с. 184-185] (рис. 1).
Рис. 1. Механизм повышения эффективности и конкурентоспособности продукции на мясоперерабатывающих предприятиях АПК
Предлагаемая методика оценки конкурентоспособности продукции базируется на использовании таких критериев, как доля экспорта продукции, доля выручки от реализации продукции в общей выручке, рентабельность продукции. Применение этой методики позволит мясокомбинатам проводить мониторинг конкурентоспособности продукции и своевременно корректировать ее ассортимент с целью получения более высоких результатов хозяйственной деятельности.
Особенность методики оценки эффективности использования ресурсов перерабатывающих предприятий заключается в алгоритме расчета средней и предельной производительности ресурсов, что
позволяет количественно оценить выявленные тенденции формирования показателей, обосновать причины дифференциации в использовании ресурсов и определить рациональные параметры их окупаемости. Установлено, что результаты финансовой деятельности мясоперерабатывающих предприятий напрямую связаны с количеством и качеством поступающего сырья. Так, рост сырья на 1 % приводит к увеличению добавленной стоимости мясокомбинатов на 1,2 %.
Предложена методика формирования цены, обеспечивающая при заданном уровне качества конкурентоспособность продукции, особенность которой заключается в учете оценки удовлетворенности потребителей ее качеством, определенным с использованием метода экспертных оценок (рис. 2). Ее применение позволяет перерабатывающему предприятию своевременно корректировать ассортиментную политику, реагировать на изменения запросов потребителей с целью увеличения конкурентоспособности продукции.
Рис. 2. Методика формирования цены, обеспечивающая при заданном уровне качества конкурентоспособность продукции
Кроме того, она использована для обоснования исходной информации усовершенствованной оптимизационной модели (ЭММ) программы развития мясоперерабатывающего предприятия на основе роста конкурентоспособности его продукции. Особенностью предложенной ЭММ является использование различных сценариев, учет формирования добавленной стоимости и удовлетворения запросов потребителей, учет эффекта от повышения качества продукции, обусловливающего рост ее конкурентоспособности [1, с. 162-166; 2, с. 269-272; 3, с. 38-41; 4, с. 59-62; 5, с. 169-175; 6, с. 444-445]. Применение данной модели позволяет обосновать рациональное использование сырьевых ресурсов, провести оптимизацию объемов производства и реализации продукции на внешнем и внутреннем рынках с целью повышения конечных результатов хозяйствования мясокомбината на основе роста качества и конкурентоспособности продукции.
Предложены практические рекомендации по совершенствованию экономических взаимоотношений перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий, в соответствии с которыми предложено осуществлять выбор поставщиков сырья, предназначенного для производства детского питания, в соответствии с их конкурентным потенциалом, учитывающим при расчете среднегодовое поголовье животных, среднесуточный прирост их живой массы, себестоимость 1 т прироста живой массы, расстояние от поставщика до мясокомбината, общий коэффициент качества сырья. Реализация данных рекомендаций позволит не только повысить качество поступающего на переработку сырья, но и обеспечит снижение убытка от реализации животных сельхозпредприятиям.
В дополнение к этому предложена методика обоснования размера премии за 1 т сырья в зависимости от его качества. Данная методика реализуется с помощью разработанной ЭММ оптимизации выплаты премий сельхозпредприятиям - поставщикам сырья [2, с. 177-180; 3, с. 26-28]. Особенностью предлагаемой ЭММ является детальных учет поставок животных для убоя по видам и категориям
скота, что позволяет обосновать оптимальную договорную закупочную цену, размер премии, стимулирующие качество поставляемого сырья с целью максимизации уровня рентабельности сельхозпредприятий [2, с. 181-183].
Апробация ЭММ размерностью m*n = 286*168 произведена на примере ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат». Рост объемов поставок сырья на мясоконсервный комбинат на 31,2 % позволит увеличить объемы выработки мяса и субпродуктов с 8501 до 11426 т (табл. 1).
Таблица 1. Основные показатели функционирования ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»
Показатели Факт Расчет Расчет в % к факту
Поступило скота на переработку, т 15286 20055 131,2
Выработано:
мяса и субпродуктов, т 8501 11426 134,4
в т.ч. говядины, т 4029 6499 161,3
свинины, т 3259 3670 112,6
колбасных изделий, т 1664 2186 131,4
мясных полуфабрикатов, т 2041 2590 126,9
жиров пищевых, т 158 218 138,2
консервы мясные, туб 12390 16565 133,7
консервы мясорастительные, туб 202 275 136,1
сухих животных кормов, т 315 419 133,1
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 72065 95126 136,2
Доля экспорта в выручке от реализации продукции, % 20,5 23,8 3,3 п.п.
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 65820 85895 130,5
Прибыль (убыток) от реализации продукции, тыс. руб. 6245 9231 116,2
Рентабельность продаж, % 8,7 9,7 1,0 п.п.
Рентабельность продукции, % 9,5 10,7 1,2 п.п.
Примечание: Таблица составлена автором по результатам исследования.
В процессе оптимизации обоснованы внутренние резервы предприятия, сделан акцент на усиление конкурентного преимущества по снижению материально-денежных затрат и обоснованию объемов производства и реализации наиболее конкурентоспособных видов продукции. Исследования показали, что значительное увеличение объемов производства произойдет по консервам и колбасным изделиям. Рост объемов поставок сырья, оптимизация его распределения по направлениям переработки, обоснование объемов производства продукции с более высокой добавленной стоимостью позволят мясоконсервному комбинату довести прибыль от реализации продукции до 9231 тыс. руб., рентабельность продаж - до 9,7 %.
Заключение
Выработанные рекомендации по росту эффективности производства, повышению эффективности и конкурентоспособности продукции ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» в рамках функционирования Оршанского агропромышленного объединения, направлены на: рост материальной заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в росте качества сырья; рациональное использование сырьевых ресурсов; переход к высокотехнологичному безотходному и ресурсосберегающему производству; своевременную корректировку ассортиментной политики предприятия с учетом инновационных продуктов; рост качества выпускаемой мясной продукции; оптимальную загрузку производственных мощностей; увеличение объемов производства и реализации продукции; цифровизацию, направленную на обеспечение контроля безопасности и качества продукции мясокомбината в соответствии с практикой прослеживаемости по всей технологической цепи «от фермы до прилавка»; недопущение производства и реализации убыточной продукции; диверсификацию экспорта и наращивание объемов экспортируемой продукции; увеличение объема производства продукции с максимально возможной степенью переработки и высокой добавленной стоимостью; реагирование на изменения запросов покупателей в зависимости от имеющихся у них требований к качеству и цене мясной продукции с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Применение математических методов в управлении АПК Беларуси и России: монография / Н. М. Светлов [и др.] / Под науч. редакцией Н. М. Светлова, В. И. Буць. - М.: ЦЭМИ РАН, 2020. - 177 с.
2. Сайганов, А. С. Механизм повышения конкурентоспособности мясной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК: монография / А. С. Сайганов, И. Н. Шафранский. - Горки: БГСХА, 2019. - 332 с.
3. Сайганов, А. С. Повышение конкурентоспособности продукции перерабатывающих предприятий АПК: рекомендации / А. С. Сайганов, И. Н. Шафранский, И. В. Шафранская. - Горки: БГСХА, 2020. - 42 с.
4. Шафранская, И. В. Моделирование в маркетинговых исследованиях: практикум / И В. Шафранская. - Горки: БГСХА, 2020. - 197 с.
5. Шафранская, И. В. Системный анализ и моделирование программы развития аграрных организаций / И. В. Шафранская, О. М. Недюхина, И. Н. Шафранский. - Горки: Белорус. гос. с.-х. акад., 2016. - 290 с.
6. Шафранская, И. В. Стратегическое планирование программы развития мясоперерабатывающего предприятия / И. В. Шафранская, И. Н. Шафранский // Маркетинг, тдприниэмництво [ торгаля: сучасний стан, напрямки розвитку: ко-лективна монограф1я. ОНАХТ. - Роздшьна: Вид-во «Лерадрук», 2020. - С 433-459.
7. Шафранский, И. Н. Методика оценки конкурентоспособности продукции перерабатывающих предприятий АПК: рекомендации / И. Н. Шафранский, И. В. Шафранская, Н. П. Панасюга. - Горки: БГСХА, 2020. - 48 с.