УДК 340
DOI 10.23672/u 1862-4782-2858-s
Вишневецкий Кирилл Валерьевич
доктор юридических наук,
профессор,
начальник кафедры
уголовного права и криминологии,
Краснодарский университет МВД России
kvishnevecky@mail.ru
Kirill V. Vishnevetskiy
Doctor of Law, Professor,
Head of the Department Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia kvishnevecky@mail.ru
Механизм поведения жертвы
и преступника на стадии предкриминальной ситуации
The mechanism
of behavior of the victim and the criminal at the stage of the pre-criminal situation
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы межличностных отношений и поведения жертвы и преступника на стадии предкриминальной ситуации. В ней дана классификация таких отношений, а также делается вывод о том, что на поведение субъектов взаимоотношений во время совершения преступления влияют предкриминальные взаимоотношения между ними, степень доверия друг другу, влияние внешней среды и индивидуальные особенности лиц, а также, характер взаимоотношений, отношение субъектов друг к другу и длительность их знакомства.
Ключевые слова: криминология, виктимология, жертва, преступник, предкриминальная ситуация.
Annotation. The article deals with the issues of interpersonal relations and the behavior of the victim and the criminal at the stage of the pre-criminal situation. It gives a classification of such relationships, and also concludes that the behavior of the subjects of the relationship during the commission of a crime is influenced by the pre-criminal relationship between them, the degree of trust in each other, the influence of the external environment and individual characteristics of individuals, as well as the nature of the relationship, the attitude of the subjects to each other and the duration of their acquaintance.
Keywords: mminology, victimology, victim, criminal, pre-criminal situation.
Под криминальными отношениями потерпевшего и преступника следует понимать поведение и отношение субъектов друг к другу, а также, корректировку своих действий преступником во время совершения преступления под влиянием взаимоотношений с потерпевшим.
Определение «криминальные» несет в себе определенную противоправность действий одного из субъектов взаимоотношений, специфически враждебную, негативную среду, в которой оказываются субъекты. Таким образом, чтобы дать максимально полную характеристику криминальных взаимоотношений, необходимо рассмотреть поведение и отношение субъектов друг к другу непосредственно во время преступления и во время возникновения криминальной ситуации, потому что именно в поведении реализуются социальный и нравственно-правовой аспекты человеческой активности. Виды такой активности зависят от обстановки и среды, в которой оказываются субъекты, что является одной из составляющих объективной стороны преступного посягательства. На поведение субъектов также влияет и эмоциональная составляющая: их эмоциональное состояние и отношение друг к другу, которое предшествовало криминальной ситуации. Их поведение зависит от оценки и восприятия
ситуации, что характеризует субъективную сторону преступления. Существенное влияние на активность субъектов во время совершения преступления оказывают их личностные качества -состояние, самочувствие, возраст, физические и умственные возможности и т.д. Поэтому при рассмотрении личности потерпевшего и преступника во время совершения преступления этим характеристикам необходимо уделять отдельное внимание. Это поможет нам определить, как развиваются «предкриминальные взаимоотношения» в криминальной ситуации.
Особую роль в механизме «преступления взаимоотношений» играет субъект, то есть, лицо, с которым потерпевший находится в какой-либо связи. Развитие преступных событий может зависеть от того, кем является преступник для потерпевшего и как он к нему относится в повседневной жизни, находясь в предкриминальных взаимоотношениях.
Так, негативные взаимоотношения характеризуются враждебным отношением субъектов друг к другу. Общение субъектов негативных взаимоотношений носит напряженный, агрессивный характер и может сопровождаться угрозами, оскорблениями, запугиванием, драками или игнори-
рованием друг друга. Негативное, агрессивное отношение субъектов может быть взаимно направленно на обоих субъектов, когда они неприязненно относятся друг к другу, испытывают одинаковые отрицательные чувства. Но физические возможности или другое положение субъектов в таких взаимоотношениях может, как совпадать, так и различаться. Например, один может быть физически сильным, другой - слабым, или один - руководитель, другой - подчиненный. В зависимости от этого, один из субъектов может испытывать ощущения страха, незащищенности и находиться в состоянии ожидания каких-то не желаемых для себя событий. Другой -наоборот, ощущает превосходство и безнаказанность, что влияет на его поведение. Такие взаимоотношения свидетельствуют о том, что в их отношениях имело место какая-то конфликтная жизненная ситуация, которая повлияла на отношение людей друг к другу. Негативные взаимоотношения имеют повышенный конфликтный риск, очередная конфликтная ситуация может привести к созданию криминальной ситуации.
Повторимся, что негативное отношение может быть направлено как на одного из субъектов (на потенциальную жертву или преступника), так и на обоих субъектов одновременно. Например, в первом случае это - взаимоотношения матери, которая любит своего сына, злоупотребляющего спиртным, ворующего у нее деньги и т.д. Или аналогичные взаимоотношения жены с мужем, которая терпит его издевательства над собой из-за чувства любви к нему или по другим причинам, но может быть и другая ситуация, когда жена ненавидит своего мужа за эти постоянные издевательства.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что субъект, который до совершения преступления находился с потерпевшим в негативных отношениях, является субъектом с повышенным риском создания криминальной ситуации и носителем повышенной общественной опасности.
Иначе обстоит дело с лицом, которое совершает преступление, находясь с потерпевшим в хороших отношениях. Обычно, положительные отношения характеризуются доброжелательностью, уважением субъектов друг к другу. Общение людей носит уравновешенный, спокойный характер и способствует атмосфере доверия и открытости между людьми. Совершение преступления субъектом таких взаимоотношений, обычно, удивляет потерпевшего и окружающих. Преступления позитивных взаимоотношений можно разделить на две группы: это - преступления, совершенные в среде взаимоотношений, которые характеризуются устойчивой связью, и преступления, совершенные, благодаря существованию специально созданных взаимоотношений (например, мошенничество или кража путем свободного доступа). И в первом, и во втором случаях субъект преступления можно охарактеризовать как случайного преступника.
Нейтральные взаимоотношения заключаются в ограниченном общении и, обычно, в равнодушном отношении субъектов друг к другу. Примером
могут служить отношения людей, живущих в многоэтажном доме, или сотрудников на крупном предприятии. Совершение краж или причинение телесных повреждений и других умышленных и неосторожных преступлений в такой среде имеют все черты, присущие общей преступности. Таким образом, субъект, совершивший преступление в кругу нейтральных взаимоотношений, ничем не отличается от субъекта преступления, который не был ранее знаком со своей жертвой.
Для криминологической характеристики непосредственного события преступления является важным анализ поведения субъектов во время его совершения. Исследуя криминальные взаимоотношения жертвы и преступника, необходимо уделить особое внимание поведению обоих субъектов, поскольку именно механизм преступного и виктимного поведения раскрывает их содержание.
Как справедливо заметил С.В. Познышев: «Главные силы, определяющие поведение человека, совпадают по двум категориям:
- во-первых, различное влияние на личность среды, и, прежде всего, социальной;
- во-вторых, более-менее устойчивые и постоянные психические комплексы, которые составляют элемент духовной личности человека и служат призмой, через которую преломляются воздействия среды» [1].
Как нам представляется, эти высказывания ученого имеют существенное значение для выяснения роли отношений жертвы и преступника во время совершения преступления. Среда, в которой находятся субъекты преступления, оказывает на них свое как субъективное, так и объективное влияние. Она влияет на их действия, поступки в отношении друг друга, а также на отношение друг к другу, то есть, на их поведение.
Наиболее широко поведение определяется как человеческая активность, связанная с воздействием на внешнюю среду. «Каждое действие и бездействие человека в целом - это, прежде всего воздействие, изменение действительности», - писал С.Л. Рубинштейн [2].
Социальная психология связывает понятие «поведение» не с природными (физическими), а с социальными объектами и условиями жизни. Таким образом, поведение есть превращение внутреннего состояния человека в действия по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой систему действий (поступков) людей, которую можно наблюдать снаружи, в которой реализуются внутренние побуждения человека.
Внешнее поведение выражается в практических (физических) действиях людей или является вербальной (словесной). Отмечая, что до этих форм, в конечном счете, сводится все многообразие внешней человеческой активности. И.М. Сеченов писал: «Чтобы помочь читателю поскорее примириться с этой мыслью, я ему напомню рамку, созданную умом народов, и в которую уклады-
ваются все вообще проявления мозговой деятельности, рамка эта - слово и дело» [3].
Против ограничения юридического значения поведения внешними действиями свидетельствует то обстоятельство, что юриспруденция предусматривает еще и категорию «бездействие». Таким образом, право регулирует и такую активность человека, которая ничем не выражена.
Поведение субъектов во время совершения преступления также может влиять на характер обстановки совершения преступления. И, наоборот, во многих случаях обстановка, в большей или меньшей степени, влияет на преступника и потерпевшего и на их поведение. Составляющими такой обстановки могут быть различные факторы, связанные с потенциальным потерпевшим или преступником.
Особенности враждебной среды и ее влияние на потерпевшего выступают той чертой, которая отличает поведение человека в обычной бытовой или профессиональной сфере от поведения на момент преступного посягательства. Если преступник имел отношения с жертвой до преступления, то, конечно, он имеет определенное представление о ее личностных характеристиках и может спрогнозировать, как будет вести себя жертва в данной ситуации.
Если поведение потерпевшего лишь способствует преступному посягательству, то оно создает объективные благоприятные условия для преступления, которые ускоряют вызревание преступного умысла и облегчают его реализацию. Как правило, виновный сознательно использует подобную ситуацию для достижения своих целей. Такое использование «удобной», «подходящей» ситуации фактически выступает как один из способов совершения преступления, который облегчает его совершение.
Что касается провоцирующей роли потерпевшего, то, в данном случае, независимо от действий виновного, потерпевшим создается реальная возможность для общественно опасного варианта поведения, которая, чаще всего, является поводом к соответствующей негативной реакции виновного на действия потерпевшего.
В преступлениях общеуголовного характера практически очень сложно найти такие обстоятельства, которые бы давали повод к преступному посягательству. По мнению ученых, это -дела о кражах, грабежах и разбоях. Но в случае, когда между потерпевшим и преступником существуют отношения, обстоятельства, которые выступают поводом к совершению преступления, аккумулируются этими отношениями.
Таким образом, в качестве факторов, способствующих насильственным посягательствам, обычно выступают такие обстоятельства, которые выражают ослабленное или беспомощное состояние потерпевшего, его ограниченную способность противостоять насилию (малолетний, пожилой возраст или сильное физическое недомогание,
психические дефекты, сильное опьянение и прочее).
Разграничение в конкретном преступном акте провоцирующих и предрасполагающих факторов, которые касаются поведения потерпевшего, - вопрос факта, который отражает различную роль в преступном генезисе причин и условий антиобщественного поведения.
Предупредительное значение имеют ситуации, в которых потерпевший принимает меры для предотвращения или пресечения общественно опасного посягательства, например, имеет собственную охрану или, имея потребность в сиделке или домашней работницы, обращается к услугам проверенного агентства, а не размещает извещение в газете. Такими действиями потерпевший снижает свою виктимность и создает условия, не благоприятные для преступного покушения.
Дать правильную оценку преступлению можно, лишь детально рассмотрев все внутренние связи обстоятельств, которые, в своей совокупности, сделали возможным его совершение, определили решимость преступника, повлияли на формирование умысла и мотивации, то есть, те, которые характеризуют субъективную сторону преступного поведения.
По нашему мнению, признаки, характеризующие потерпевшего, также должны отражаться в субъективной стороне преступления, в сознании виновного, - иначе они не могут иметь уголовно-правового значения и влиять на ответственность субъекта. Говоря о восприятии самим потерпевшим своего поведения, отдельные ученые пытались обосновать это обстоятельствами, также относящимися к субъективной стороне. При этом использовались термины «вина потерпевшего», «неосторожность пострадавшего», «умысел потерпевшего», «мотив потерпевшего».
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что одним из существенных факторов, которые влияют на поведение потерпевшего во время преступления, является характер его взаимоотношений с преступником.
Анализ уголовных дел показывает, что это зависит от того, какие предкриминальные взаимоотношения предшествовали криминальной ситуации. Так, корыстные преступления, обычно, совершаются в отношении лица, которое позитивно, доверительно относится к потенциальному преступнику. Жертва преступления не сразу понимает поведение преступника, испытывает растерянность, заторможенность после его совершения. В корыстных преступлениях, таких, как завладение чужим имуществом мошенническим путем (например, при подписании доверенности на продажу квартиры), жертва может и не понимать, что в отношении нее совершается преступление, ибо она доверяет преступнику. Аналогичная ситуация возникает при кражах, которые совершаются детьми у собственных родителей или среди
сотрудников или в других случаях, когда потерпевшие, как правило, не подозревают таких преступников и не принимают меры по сохранению ценных вещей, потому что у них существует определенный уровень доверия к своему окружению. Когда выясняется, что кражу совершил близкий человек, это часто удивляет потерпевшего и выступает для него определенным разочарованием. Возможны и обратные ситуации, когда люди, которые вместе живут, принимают меры для сокрытия определенных ценностей даже от своих родных.
В насильственных преступлениях, таких, как изнасилование, положительные взаимоотношения между потерпевшим и преступником также выступают как обстоятельства, способствующие преступному деянию. Жертва, вполне доверяя преступнику, может сесть с ним в машину или уединиться в отдельной комнате, в результате чего дальнейшие, даже активные, действия по самозащите будут менее эффективными.
При отрицательных взаимоотношениях между потерпевшим и преступником потерпевший, как правило, настроен агрессивно по отношению к преступнику и часто, находясь рядом с потенциальным преступником, пребывает в состоянии ожидания. Конечно, это - ее субъективное отношение, сформированное под влиянием эмоций, но оно говорит об определенном уровне готовности к негативным действиям со стороны преступника. При таких обстоятельствах жертва более активна, а ее поведение является достаточно агрессивным во время преступного посягательства.
Таким образом, поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от:
1) предкриминальных взаимоотношений с преступником, степени доверия потерпевшего к преступнику;
2) влияния внешней среды;
3) индивидуальных особенностей лица.
В преступлениях взаимоотношений поведение преступника в момент совершения преступления имеет примерно одинаковые с поведением потерпевшего зависимости. Так, оно зависит от:
1) предкриминальных взаимоотношений с жертвой, степени доверия жертвы к преступнику;
2) влияния внешней среды, в том числе, поведения жертвы во время совершения преступных действий;
3) индивидуальных особенностей лица.
Итак, подытоживая вышеизложенное, отметим следующее: на поведение субъектов взаимоотношений во время совершения преступления влияют:
- предкриминальные взаимоотношения между ними, степень доверия друг другу;
- влияние внешней среды и индивидуальные особенности лиц, а также, характер взаимоотношений, отношение субъектов друг к другу и длительность их знакомства.
Литература:
1. Познышев С.В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности / С.В. Познышев; Сост. и предисл. В.С. Овчинского, А.В. Федорова. М. : ИНФРА-М, 2007. 302 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М. : Учпедгиз, 1946. URL : http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rubin/index. php
3. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения / И.М. Сеченов. М. : Политиздат, 1947. 645 с.
Literature:
1. Poznyshev S.V. Criminal psychology: Criminal types. About the psychological study of the personality as a subject of behavior in general and about the study of the personality of the offender in particular / S.V. Poznyshev; comp. and foreshadowed. V.S. Ov-chinsky, A.V. Fedorov. M. : INFRA-M, 2007. 302 p.
2. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology / S.L. Rubinstein. M. : Uchpedgiz, 1946. URL : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ rubin/index.php
3. Sechenov I.M. Selected philosophical and psychological works / I.M. Sechenov. M. : Politizdat, 1947. 645 c.