УДК 343
Аведян Аркадий Аведикович
преподаватель кафедры уголовного права и криминологии,
Краснодарский университет МВД России
Milena.555@mail. ru
Arkadiy A. Avedyan
lecturer in criminal law and criminology,
Krasnodar University of the MIA of Russia
Milena.555@mail. ru
Взаимоотношения жертвы и преступника на стадии предкриминальной ситуации
The relationship between the victim and perpetrator at the stage precriminal situation
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются взаимоотношения потенциальной жертвы (потерпевшего) и преступника, способствовавшие возникновению преступного мотива и принятию решения о совершении преступления или созданию условий для его совершения. Предложена своя классификацию форм возникновения взаимоотношений жертвы и преступника на стадии предкриминальной ситуации.
Ключевые слова: жертва преступления, преступник, взаимоотношения жертвы и преступника, форма поведения, предкриминальные ситуации, виктимизация.
Annotation: This article examines the relationship of the potential victim (victim) and the offender that contributed to the emergence of criminal motive and the decision to commit a crime or create conditions for its Commission. Proposed his own classification of the forms of occurrence of the relationship between the victim and the offender at the stage precriminal situation.
Keywords: crime victim, the offender, relationship of victim and perpetrator, form of behavior, precriminal situation victimization.
Человеческие взаимоотношения меняются с течением времени. Состояние движения, ход развития, изменение какого-нибудь явления под влиянием действующих на него факторов означает его динамику (от греческого dynamis» - сила).
Динамика человеческих взаимоотношений приводит к замене одних ролей другими, что свидетельствует о качественном преобразовании содержания отношений. Объектом изучения криминологии являются такие динамические процессы, при которых вполне нормальные отношения превращаются в криминальные. Под предкриминальными взаимоотношениями, на наш взгляд, следует понимать такие взаимоотношения потенциальной жертвы (потерпевшего) и преступника,
которые в результате своего развития способствовали возникновению преступного мотива и принятию решения о совершении преступления или создали условия для его совершения.
Из предложенного нами определения следует, что предкриминальные взаимоотношения представляют собой динамическое явление, они образуются, развиваются и приводят к определенному негативному последствию, например, в виде возникновения преступного мотива или созданию условий для совершения преступления. Указанные последствия свидетельствуют о девиации в процессе развития нормальных, в начале образования взаимоотношений. Этот этап характеризуется своими конкретными социально-психологическими процессами то есть, поведением субъектов относительно друг друга и их взаимодействием.
Взаимоотношения потерпевшего с виновным и обстоятельства, связанные с ними, наряду с поведением потерпевшего, являются самостоятельным компонентом криминогенной и криминальной ситуаций. Взаимоотношения потерпевшего с виновным в совершении преступления имеют уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминологическое значение. Поэтому мы соглашаемся с Д.В. Ривманом в необходимости изучения отношений «будущего потерпевшего» с «будущим преступником» [1].
С точки зрения криминологии важно выяснить роль взаимоотношений между потерпевшим и виновным, а также обстоятельства, относящиеся к личности потерпевшего во взаимосвязи с виновным до, во время и после совершения преступления. Это необходимо для установления конкретных причин и условий совершения преступного деяния.
В.И. Полубинский считает, что взаимоотношения потенциальной жертвы и преступника являются специфической способностью человека стать жертвой преступления [2]. С этим справедливым выводом следует согласиться потому, что потенциальная жертва много времени проводит с будущим преступником или даже постоянно находится рядом с ним. Такая связь позволяет субъектам лучше узнать друг друга, понять, какие субъективные черты, пороки, слабости имеет лицо. Также у потенциального преступника есть возможность узнать такие объективные данные, как: расписание дня, физические возможности потенциальной жертвы и много другой необходимой информации, которую можно использовать для реализации преступного умысла; то есть специфические взаимоотношения являются признаком индивидуальной виктимности.
По результатам проведенного нами анализа материалов уголовных дел, в подавляющем большинстве случаев насильственных преступлений, между жертвой и преступником имело место межличностное взаимодействие. Такие преступления, как правило всегда и достаточно легко раскрываются (поскольку потерпевший прямо указывает на преступника), а дела доходят до судебного разбирательства.
По форме возникновения В. И. Полубинский различает три вида взаимоотношений между жертвой и преступником: 1) случайные, которые
возникают произвольно, то есть не зависят от воли и желания субъектов;
2) неопределенные, те что образовались благодаря инициативе правонарушителя. Автор подчеркивает, что такие отношения являются не длительными и обычно инициируются будущим преступником;
3) отношения, которые были заранее определены и характеризуются относительно долгой продолжительностью (к этой группе автор относит семейные, родственные, дружеские и другие)[3].
Как мы уже говорили выше, структура взаимоотношений характеризуется определенным взаимодействием субъектов, которая заключается в отношении друг к другу, зависимости друг от друга и поведении субъектов. Все эти факторы влияют на формирование преступной мотивации. Анализируя механизм преступления, В.С. Минская негативное поведение потерпевшего относит к элементам ситуации, Л.В. Франк к обстоятельствам, способствующим совершению преступления, П.С. Дагель к причинам и условиям совершения преступления. И, наконец, А.Б. Сахаровым высказано мнение, что «неподобающее поведение» потерпевшего относится к внешним обстоятельствам, влияющим на проявление антиобщественных взглядов и побуждений в преступном посягательстве.
Как известно, взаимоотношения между людьми невозможны без общения. Оно составляет основу взаимодействия субъектов взаимоотношений. Под общением понимают "сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека" [4].
Социальный смысл общения состоит в том, что оно является средством передачи форм культуры и общественного опыта. Прежде всего, в процессе общения раскрывается субъективный мир одного человека для другого. В общении человек раскрывает свои индивидуальные особенности. Общение субъектов, между которыми существует определенная социальная связь, является показателем степени взаимодействия этих субъектов. Мы можем классифицировать общение по следующим критериям: 1) по характеру (официальное, неофициальное); 2) по общей коммуникативной установки (дружеское, конструктивное, конфронтационное, доминирование одного субъекта над другим); 3) по интенсивности (непосредственное, опосредованное), чем теснее общение, тем интенсивнее взаимодействие субъектов.
Предкриминальные взаимоотношения являются динамическими и имеют определенные этапы своего существования. В повседневной жизни мы видим много примеров, когда отношения начинались с активного общения субъектов, но через некоторое время или вследствие жизненной ситуации (конфликт, обида, переезд на новое место жительства) постепенно прекратились или перешли на другой уровень, например, опосредованного (переписка). Продолжительность общения, а равно и самих взаимоотношений, зависит как от объективных, так и субъективных
факторов. Так, смена места работы и переезд на другое место жительства являются объективными факторами, а отношение субъектов друг к другу, наличие взаимного интереса, желание поддерживать связь - это субъективные показатели. Вполне возможно, что у одного из субъектов может исчезнуть желание продолжать общение и поддерживать взаимоотношения. Таким образом, общение может прекратиться, но наличие связи останется. Связи могут принять и иную социальную форму, например, из коллег по работе они превратятся в просто знакомых в связи с изменением места работы, и ограничатся случайным общением. Или наоборот, если интерес и желание в дальнейшем общении не уменьшается, а растет, (например, между мужчиной и женщиной) то взаимоотношения с уровня «знакомых» могут перейти на уровень «супружеских». То есть, интенсивность и характер общения зависят как от объективных, так и субъективных факторов.
Опыт практической деятельности показывает, что продолжительность предкриминальных взаимоотношений имеет значение и в практической повседневной работе правоохранителей. Например, если в полицию поступает заявление о том, что имуществом потерпевшего мошенническим путем завладел кто-то, с кем он познакомился накануне, такой материал, вероятнее всего, будет принят к производству как уголовное дело. Если же поступает такое же заявление, но заявитель обвиняет кого-то из близких родственников или друзей, то такой материал может стать «отказным», или если дело и будет возбуждено, то следствие будет сопровождаться волокитой, а до суда может не дойти вообще. Сотрудники полиции обычно предлагают в таких ситуациях обращаться в суд, мотивируя тем, что в данном случае имеют место гражданско-правовые отношения. Как следствие, появляются жалобы в прокуратуру. Такие факты не единичны, они способствуют увеличению уровня латентности данного вида преступлений.
Как было сказано ранее, период длительности взаимоотношений имеет существенное значение при оценке преступного поведения субъекта преступления и поведения потерпевшего. Но существенным является не только срок существования взаимоотношений, но вид и характер этих взаимоотношений. Известно, что негативные взаимоотношения, так же как и позитивные, могут существовать как короткое время, так и достаточно долго. Общения субъектов негативных взаимоотношений протекает в форме конфликтов, конфронтаций, споров, которые продолжаются постоянно и повторяются. Постоянный негатив накапливается и приобретает агрессивные формы, что часто приводит к возникновению криминального конфликта. Предлагаем подробно рассмотреть этапы динамики предкриминальных взаимоотношений потенциальных жертвы и преступника.
Первым этапом динамики предкриминальных взаимоотношений является их возникновение. Возникновение взаимоотношений имеет много форм. Мы предлагаем следующую классификацию форм возникновения взаимоотношений:
1) по способу возникновения:
- взаимоотношения, которые возникли случайно;
- взаимоотношения, созданные нормативно;
- взаимоотношения, которые образовались естественным путем;
2) по субъекту инициирования:
- инициируемые потенциальным преступником;
- инициируемые потенциальным потерпевшим;
- инициированные третьими лицами.
Первый вид возникновения взаимоотношений предполагает случайное знакомство, то есть знакомство на улице, в общественном транспорте, в ресторане или любом другом общественном месте. Намерение на знакомство у субъектов также возникло случайно (обычно желание о знакомстве возникает у одного из субъектов), например, вследствие внешней привлекательности одного из них для другого.
Второй вид возникновения взаимоотношений - это созданные нормативно. Этот вид охватывает все взаимоотношения, которые образовались вследствие предписаний в различных документах: приказа администрации при оформлении на работу, оформления опекунства и прочее. К этой группе мы отнесли и взаимоотношения, которые образовались в результате создания правоотношений, то есть, например, в результате возбуждения уголовного дела. Этот вид отношений характерен тем, что субъекты уже с момента создания связаны определенными обязательствами друг к другу. Они обязательно имеют какой-то совершенно конкретный общий предмет своих интересов, хотя интересы каждого относительно этого предмета могут и не совпадать, в отличие, например, от случайно созданных взаимоотношений, в начале которых субъекты не имеют друг перед другом никаких обязательств и общих интересов.
Третий вид возникновения взаимоотношений - это взаимоотношения, образованные естественно, то есть возникшие в результате биологических родов - родители и дети, а также взаимоотношения между кровными родственниками.
Следующим этапом динамики взаимоотношений является их развитие. Он характеризуется дальнейшим относительно постоянным или постоянным общением субъектов, появлением совместных интересов, желанием дальнейшего общения и прочее. Развитие может быть кратковременным или длительным в зависимости от начала отношений, до начала реализации криминальной ситуации.
Развитие взаимоотношений - это этап, который играет существенную роль в формировании преступной мотивации. Процесс общения субъектов сопровождается разнообразными жизненными ситуациями (конфликтными или, наоборот, приятными, доброжелательными), которые влияют на их субъективное отношение друг к другу, сопровождаясь различным эмоциональным состояниям. Вследствие этого у субъектов возникает желание продолжать общение, укрепить взаимоотношения или прекратить общение и разорвать отношения. В связи с отмеченными выше коммуникативными установками, взаимоотношения имеют три направления
развития и формы существования: 1) положительные; 2) отрицательные; 3) нейтральные.
Последний этап - это фиксация предкриминальних взаимоотношений потенциальных жертвы и преступника, которая происходит в случае образования устойчивой социальной связи. Определить устойчивость или фиксированность взаимоотношений является наиболее сложной задачей. Об устойчивости взаимоотношений, на наш взгляд, можно говорить, когда у субъектов появляется общий предмет их взаимоотношений или устанавливается определенная зависимость одного субъекта от другого. Она может проявляться на эмоциональном, нормативном или социальном уровне. Устойчивость связи определяется как объективными, так и субъективными критериями. В состав объективных критериев следует отнести активность в поддержании общения со стороны субъекта, который не является инициатором создания взаимоотношений. Такая активность может проявляться, например, в разнообразных предложениях со стороны этого субъекта о совместных действиях. Субъективные критерии отражают внутреннее отношение субъекта, который не является инициатором создания взаимоотношений, к другому субъекту. Показателем такого внутреннего отношения есть доверие, отсутствие страха за имущество или здоровье и жизнь, желание продолжать дальнейшее общение. Это критерии оценки фиксации положительных взаимоотношений.
Развитие негативных взаимоотношений также имеет показатели их фиксированности в таком состоянии. Одним из таких критериев является конфликт, вследствие которого субъекты принимают решения, например, о разрыве отношений. Такое решение может приниматься как обоими, так и одним из субъектов. Также, к обозначенным критериям следует отнести плохой поступок или такую жизненную ситуацию, которая заставила одного из субъектов изменить отношение к другому, вызывала у него чувство опасности, сомнения, обиды и тому подобное. То есть какое-то событие, действие или поступок (конкретная жизненная ситуация, связанная с другим субъектом), которые объективно вызвали у субъектов определенную субъективную - психическую, эмоциональную и, наконец, мыслительную деятельность, которая привела к принятию того или иного решения. Принятие такого решения является толчком, который заставляет думать субъектов друг о друге и действовать определенным образом, например, при случайной встрече, что поддерживает возникшие взаимоотношения.
Нейтральные взаимоотношения характеризуются ограниченностью общения, равнодушным отношением субъектов друг к другу. Такие взаимоотношения характерны для людей, которые знакомы друг с другом и между ними не существует устойчивого социальной связи, они не имеют общей, одинаково существенной для каждого заинтересованности. Такие взаимоотношения, оставаясь на данном уровне, очень редко приводят к созданию криминальной ситуации. Как правило, преступления в следствие таких взаимоотношений носят спонтанный, незапланированный характер и характеризуются внезапно возникшим умыслом. Обычно такому
преступлению предшествует конкретная жизненная ситуация, которая послужила поводом для совершения преступления и побудила виновного к преступным действиям. Что касается корыстных преступлений, например, краж, между субъектами нейтральных взаимоотношений, то, как правило, они носят общий характер и совершаются только под влиянием различных социальных факторов и собственных психических черт субъекта преступления.
Говоря о роли предкриминальных взаимоотношений в развитии преступного поведения, можно констатировать, что они либо являются причиной совершения преступления, либо выступают в качестве своеобразного условия для его совершения.
Литература:
1. Ривман Д. В. Криминальная виктимология /Д. В Ривман. - СПб. : Питер, 2002. - 304 с. - (Серия «Учебники для вузов»).
2. Полубинский В. Ы. Криминальная виктимология. Что это такое? /В. И. Полубинский. - М. : Знание, 1977. - 64 с.
3. Там же: стр. 35-38
4. Психология [ Текст ] : Словарь / Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
Literature:
1. Rivman D. V. Criminal viktimologiya/. In Rivman. - SPb.: St. Petersburg, 2002. - 304pages - (Textbooks for Higher Education Institutions series).
2. Polubinsky V. Y. Criminal viktimologiya. What is it? / V.I. Polubinsky. -M.: Knowledge, 1977. - 64pages.
3. In the same place: p. 35-38
4. Psychology [Text]: Dictionary / Edition. A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. - 2nd prod., испр. and additional - M.: Politizdat, 1990. - 494 pages.