Научная статья на тему 'Механизм последовательного наращивания экономического потенциала производственного предприятия'

Механизм последовательного наращивания экономического потенциала производственного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ВЕКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ENTERPRISE / THE VECTOR OF STRATEGIC DEVELOPMENT / ECONOMIC POTENTIAL AND FAVORABLE INVESTMENT CLIMATE AND INNOVATION / INNOVATIVE PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сельсков А. В., Сельскова Т. В., Вогман О. С.

В статье рассмотрен процесс поэтапного формирования вектора стратегического развития и представлена его бизнес-карта. Основное внимание уделено описанию принципиальной схемы наращивания экономического потенциала производственного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сельсков А. В., Сельскова Т. В., Вогман О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM CONSISTENT BUILDING ECONOMIC CAPACITY MANUFACTURING FACILITY1GASIS HSE «Higher school of economics»

This article describes the process of the gradual formation of a vector of strategic development and presented his business card. The focus is on the description of the concept of capacity building of economic production company.

Текст научной работы на тему «Механизм последовательного наращивания экономического потенциала производственного предприятия»

ввод. ст., с. 11-106, коммент. Е. М. Майбурда]; Рос. АН, Ин-т экономики. М.: Наука, 1993, с. 55.

8. Сэй Жан Батист. Трактат по политической экономии / Жан-Батист Сэй. Экономические софизмы; Экономические гармонии / Фредерик Бастиа; [Вступ. ст. и коммент. сост. М. К. Бункиной и А. М. Семенова]. М. : Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации : Дело, 2000.

9. Хайтун А. Россия на энергетическом рынке Европы: URL: \\

http://www.opec.ru/1140937.html

10. Щеголевский В.А. Адам Смит - разрушитель феодальной доктрины общественной иерархии и первые попытки моделирования рыночного общества \\ Вопросы экономики и права. 2011. № 5. с. 63 - 66.

11. Щеголевский В.А. Либеральные основания классической политической экономии (научное издание). М.: Изд-во Рос. экон. Акад., 2003.

МЕХАНИЗМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО НАРАЩИВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Сельсков А.В., д.э.н., профессор Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ «Высшая школа

экономики»

Сельскова Т.В., к.э.н., доцент МАМИ Вогман О.С., к.э.н., ст. преподаватель Тверского государственного университета

В статье рассмотрен процесс поэтапного формирования вектора стратегического развития и представлена его бизнес-карта. Основное внимание уделено описанию принципиальной схемы наращивания экономического потенциала производственного предприятия.

Ключевые слова: предприятие, вектор стратегического развития, экономический потенциал, благоприятный инновационный и инвестиционный климат, инновационный продукт.

MECHANISM CONSISTENT BUILDING ECONOMIC CAPACITY MANUFACTURING FACILITY

Selskov A., Doctor of Economics, professor of Institute of Advanced vocational GASIS HSE «Higher school of economics»

Selskova T., Ph.D., associate professor of MAMI Vogman O., Ph.D., Head Lecturer, Tver State University

This article describes the process of the gradual formation of a vector of strategic development and presented his business card. The focus is on the description of the concept of capacity building of economic production company.

Keywords: enterprise, the vector of strategic development, economic potential and favorable investment climate and innovation, innovative product.

Процесс стимулирования хозяйственного развития подразумевает такую ресурсную поддержку выбранного направления, в результате которой происходит прирост экономического потенциала, определяющего новые возможности хозяйствующего субъекта в отношении устойчивого роста показателей экономической эффективности.

Последовательное наращивание величин экономических потенциалов направлений развития экономического цикла или численный потенциальный рост соответствует формированию качественного вектора стратегического развития.

Креативный метод формирования вектора стратегического развития заключается в последовательном наращивании величин инновационных потенциалов отдельных направлений экономической деятельности, определяющих алгоритм экономически эффективного выполнения хозяйственного цикла производственного предприятия. Тогда, «креативный» механизм последовательного прироста хозяйственных возможностей экономического цикла основан на первом законе диалектического развития «переходе количества в качество».

Рассмотрим процесс поэтапного формирования вектора стратегического развития. На рис.1 этот вектор располагается в радиальной системе координат, где в качестве угла поворота вектора выступает время развития экономического цикла, а скалярная величина определяется как потенциал хозяйственного развития (JE). Внутренний экономический цикл (inter) определяет текущий уровень развития хозяйствующего субъекта, табл. 1. Внешний экономический цикл (exter) определяет новый уровень развития хозяйственного цикла, который соответствует благоприятным экономическим условиям. Благоприятные условия развития определяются факторами стабилизации, стимулирования и адаптации к этим условиям направлений развития производственного предприятия.

Величина (да) определяет временной интервал между началом развития или приростом экономического потенциала направления хозяйственного развития. Прирост вектора стратегического развития определяется как Уср(0^) и соответствует ^)-му направлению хозяйственного развития экономического цикла производственного предприятия. Вертикальное направление Уср(ф£0) со-

ответствует состоянию экономического кризиса перепроизводства, когда предлагаемые рынком свойства продукта (БП) не соответствуют требованиям общественного спроса (ОС). Это условие формирует отсутствие прироста величины экономического потенциала 710=0.

Процесс обучения и развития управленческого и производственного персонала направлен на поиск продукта, удовлетворяющего новому уровню общественного развития. В этих обстоятельствах возникает общественная потребность в создании новых свойств конечного продукта, что для проектного направления ф означает формирование прироста экономического потенциала (7^1) в виде модификации свойств инновационного продукта. Новый проект модификации или проектный потенциал (Jext—^7Г J) определяется как ^р(0С1), что соответствует перспективным свойствам продукта. Текущее значение вектора стратегического развития Vср(Q£l) соответствует текущему уровню экономического потенциала Л^Л^ производственного предприятия.

В условиях завершения поиска проектного решения в°з-

никает необходимость в формировании прироста финансового потенциала (ЛБХ необходимого для успешного выполнения проекта. В этих обстоятельствах производится реализация кредитной и инвестиционной политики (Б) коммерческого предприятия, размеры которой обеспечивают решение проектных, производственных и рыночных проблем. Инновационный потенциал (Fext—^7£2) определяется как Vср(Q£2), что соответствует требуемым объемам финансового ресурса. Текущее значение вектора стратегического развития Vср(Q£2) соответствует текущему уровню экономического потенциала л^л^ производственного предприятия.

После определения необходимого объема финансовых ресурсов возникает производственная потребность в создании бизнес-плана ^), определяющего последовательность решения хозяйственных задач. Прирост этого организационно-планового потенциала (ЛУ позволяет завершить формирование бизнес-планов по решению производственных задач в соответствии с возможностями финансирования, выявленными на предыдущем этапе. Организационно-плановый потенциал (Lext—^7Г 3) определяется как Vср(Q£3), что соответствует плановой реализации финансового ресурса. Те-

кущее значение вектора стратегического развития Vср(Q£3) соответствует текущему уровню экономического потенциала 713=712+Л;ь производственного предприятия.

Дальнейший рост экономического потенциала происходит в несколько этапов. На первом этапе процесс наращивания экономического потенциала производится в направлении модернизации производственных мощностей (Р) в соответствии с планами по производству и выпуску конечного продукта. Прирост производственного потенциала (лр) позволяет наращивать производственные мощности в соответствии с требованиями товарного рынка. Производственный потенциал (Pext—^4) определяется как Vср(Q£4), что соответствует возможностям модернизированных средств производства. Текущее значение вектора стратегического развития ^р(0[4) соответствует текущему уровню производственных мощностей Я4=713+7СР производственного предприятия.

На втором этапе процесс наращивания экономического потенциала производится в направлении выпуска требуемых объемов инновационного продукта (Т). Прирост товарного потенциала (ТТТ) позволяет удовлетворять количественные и качественные общественные потребности в конечном продукте. Товарный потенциал (Тext—^5) определяется как Vср(Q[5), что соответствует плановым возможностям модернизированных средств производства. Текущее значение вектора стратегического развития Vср(Q£5) соответствует текущему объему выпуска конечного продукта 7С 5=7Е4+7ЕТ производственного предприятия.

На третьем этапе процесс наращивания экономического потенциала производится в направлении поставок требуемых объемов инновационного продукта на товарный рынок (М). Прирост рыночного потенциала (7[М) позволяет удовлетворять общественные потребности в конечном продукте с одной стороны, а с другой плановая реализация продукции в условиях рыночной среды дает возможность производственному предприятию производить расчеты по кредитным линиям. Рыночный потенциал (Мext—^6) определяется как Vср(0£6), что соответствует объемам реализации инновационного продукта на товарном рынке. Текущее значение вектора

стратегического развития Уср(0£б) соответствует текущим возможностям 7С6=7С5+7ЕМ товарного рынка по удовлетворению общественных потребностей.

На четвертом этапе процесс наращивания экономического потенциала производится в направлении удовлетворения общественных потребностей в качественном продукте (П). Прирост продуктового потенциала (7СП) позволяет удовлетворять общественные потребности в качественном конечном продукте. Продуктовый потенциал (Пех!—^7) определяется как Уср(0[7), что соответствует таким свойствам инновационного продукта, которые позволяют временно перейти к экстенсивному типу производства конечного продукта вплоть до момента не полного соответствия свойств продукта требованиям общества. Текущее значение вектора стратегического развития Уср(0£7) соответствует текущим возможностям 717=716+7СП конечного продукта по удовлетворению общественных потребностей.

На пятом этапе процесс наращивания экономического потенциала производится в направлении удовлетворения общественных потребностей (ОС) в качественном продукте за счет возможностей модернизированных средств производства (БП). Прирост инновационного потенциала или человеческих возможностей (ЛН) позволяет определить потребность в изменении свойств инновационного продукта. Инновационный потенциал (Hext—^8) определяется как Уср(Д£8), что соответствует моменту принятия решения по модификации свойств продукта или по продолжению выпуска традиционного продукта. Текущее значение вектора стратегического развития Уср(0£8) соответствует текущим возможностям 7t8=7l7+7tH человеческого ресурса по изменению или по консервации свойств инновационного продукта в зависимости от общественных потребностей.

Таким образом, непрерывное наращивание экономического потенциала позволяет привести в соответствие или сбалансировать возможности производственного предприятия по выпуску инновационного продукта (внутренней среды internal) с требованиями общественного развития (внешней среды external). Этот процесс

Рис.1. Рост экономического потенциала (Т£) внутреннего хозяйственного цикла (іпіег) предприятия реального сектора экономики в соответствии с параметрами благоприятного инновационного и инвестиционного климата (6x16г) внешней среды.

Таблица 1. Бизнес-карта формирования параметров вектора стратегического развития (Уср)

№ inter Наименование Потенциал exter BSC

Направление вектора (Vcp) стратегического развития 0 H Определение свойств конечного продукта (8П) Нех,^7Г„ (ОР) Обучение и развитие управленческого и производственного персонала.

1 J Создание проекта в соответствии с (8П) П]=Щ+Щ Jexl—^7t 1 (ИП) Спектр инновационных проектов

2 F Формирование инвестиционной политики К2~И\~^~Кр Fext—»7T2 (ФИН) Определение требуемого объема инвестиций

3 L Создание бизнес-плана 71з=ТІ2~^И]_ T ext /гг-L —>7Гз (СБП) Формирование текущего плана финансирования

4 P Модернизация средств производства 7Г4—71з“Ь7Гр Pexl—>7T4 (ВВП) Определение процессов эффективного ресурсного обмена между административными, производственными и коммерческими структурами.

5 T Выпуск коммерческого продукта 7I -; 7Ц+7I [ Гх,^7Г5 (КП) Формирование полезных свойств конечного продукта

6 M Определение конкурентных преимуществ п6=ж5+пм Mext—»7І6 (КБ) Поддержка традиционной и создание новой клиентской базы

7 П Создание свойств конечного продукта (БП) л7=Яб+Яп next _ 11 —>Tlj (SnOC) Формирование соответствия полезных свойств конечного продукта и параметров общественного спроса.

8 H Соответствие свойств конечного продукта и общественного спроса 7tg=rt7+7lH HexUTT8 (ОРН) Формирование нового поколения производственного персонала

осуществляется в условиях стабилизации, стимулирования и адаптации внутренней среды в направлении развития общества. Само же общество со своей стороны формирует условия благоприятного развития инновационного и инвестиционного климата для производственного предприятия.

Литература:

1. Егоров А.Ю., Сельсков А.В. Рынок инновационных проектов. М:, Изд-во «Палеотип», 2008 г.

2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. М.: Изд-во ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008 г.

3. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюктуры и теория предвидения. М: Изд-во «Экономика», 2002 г.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. М: Изд-во «ДЕЛО», 2001 г.

5. Пилипенко А.В. Инновационная активность российских предприятий. М: Изд-во «Маркет-ДС», 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.