Научная статья на тему 'Механизм поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в агропромышленном комплексе России'

Механизм поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в агропромышленном комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КРЕДИТЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / МИНСЕЛЬ-ХОЗ РОССИИ / СУБЪЕКТЫ РФ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ / SUBSIDIES / INVESTMENT CREDITS / INVESTMENT PRO-JECTS / MINISTRY OF AGRICULTURE OF RUSSIA / SUBJECTS OF THE RF / TARGET INDICATORS / LONG-TERM PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Алла Вячеславовна

В статье представлены этапы, порядок и условия субсидирования инвестиционных проек-тов, реализуемых в агропромышленном комплексе России. Проведен анализ распределения суб-сидий из федерального бюджета по федеральным округам и субъектам РФ. Предложены пути по-вышения эффективности использования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF SUPPORT OF THE INVESTMENT PROJECTS REALIZED IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

In article stages, an order and conditions of subsidizing of the investment projects realized in agro-industrial complex of Russia are presented. The analysis of distribution of subsidies from the federal budget for federal districts and subjects of the R F is carried out. Ways of increase of efficiency of use of budgetary funds are offered.

Текст научной работы на тему «Механизм поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в агропромышленном комплексе России»

МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

А. В. ОСИПОВА

В статье представлены этапы, порядок и условия субсидирования инвестиционных проектов, реализуемых в агропромышленном комплексе России. Проведен анализ распределения субсидий из федерального бюджета по федеральным округам и субъектам РФ. Предложены пути повышения эффективности использования бюджетных средств.

Ключевые слова: субсидии, инвестиционные кредиты, инвестиционные проекты, Минсель-хоз России, субъекты РФ, целевые показатели, долгосрочные программы.

Одной из основных мер поддержки, предусмотренной в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (далее - Государственная программа) [1], является повышение доступности сельскохозяйственным производителям кредитов, в соответствии с которым обеспечивается предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, осуществляющими первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Субсидии из федерального бюджета предоставляются на условиях обязательного софинанси-рования из региональных бюджетов. Размер получаемого возмещения устанавливается в процентах к ставке рефинансирования Центрального банка России, действующей на момент заключения кредитного договора и в 2010-2011 гг. предусматривал возмещение из федерального бюджета:

- по инвестиционным и краткосрочным кредитам (займам) в размере 80 % ставки рефинансирования Центрального банка РФ и из региональных бюджетов в пределах 20 % ставки Центрального банка РФ, за исключением кредитов (займов) на техническую и технологическую модернизацию сроком до 10 лет, по которым усло-

вия софинасирования установлены в размере 20 % ставки Центрального банка РФ;

- по краткосрочным кредитам (займам) в целях развития молочного и мясного скотоводства для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством мяса крупного рогатого скота и молока, а также по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями АПК на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота и пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, было сохранено возмещение из федерального бюджета в размере 100 % ставки Центрального банка РФ. При этом софинансирование по этим кредитам (займам) из региональных бюджетов составляет не менее трех процентных пунктов сверх ставки Центрального банка РФ.

Впервые мера поддержки - возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам - была введена в 1999 г. и составляла 500 млн руб., что соответствовало 21,3 % от общей суммы предоставленных сельскому хозяйству дотаций, компенсаций и субсидий из федерального бюджета.

В 2002 г. сельскому хозяйству выделяются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам в сумме

37,1 млн руб., что соответствовало 0,6 % от общей суммы предоставленных сельскому хозяйству дотаций, компенсаций и субсидий из федерального бюджета. Значительные масштабы субсидирование процентных ставок приобрело, на-

чиная с начала реализации Приоритетного национального проекта «Развития АПК» в 2006 г.

В 2010 и 2011 гг. из федерального бюджета было выделено и перечислено получателям

62,8 и 64,9 млрд руб. соответственно, из них 17,7 и 19,0 млрд руб. - субсидии по краткосрочным кредитам и займам, 45,1 и 45,9 млрд руб. - по инвестиционным кредитам или более 57 % всех средств Государственной программы.

В кризисном 2009 г. вводится новый порядок предоставления субсидий по данному направлению. К субсидированию принимались только те инвестиционные кредиты по инвестиционным проектам, которые были одобренные Минсельхо-зом России - Рабочей группой по оценке новых инвестиционных бизнес-проектов, реализация которых начиналась в 2009 г. по направлению «развитие животноводства» (включая проекты по первичной переработке молока и мяса). Другими словами, коммерческие банки выдавали кредиты только тем предпринимателям, чьи инвестиционные проекты были одобрены указанной Рабочей группой.

В 2010 г. ужесточается порядок предоставления субсидий по данному направлению: в постановление Правительства РФ «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах от 4 февраля 2009 г. № 90» от 31.12.2010 (далее - Постановление Правительства РФ № 90) [6] вносится изменение, в соответствии с которым Минсельхоз России оставляет за собой право устанавливать порядок отбора инвестиционных проектов, на реализацию которых коммерческие банки уже выдали инвестиционные кредиты в 2010 г.

В соответствии с Приказом Минсельхоза России (№ 41 от 10.02.2010 г.) отбор инвестиционных проектов, представленных субъектами РФ, осуществлялся в пределах средств, определенных в федеральном бюджете на 2010 финансовый год и на плановый период 2011-2012 гг. [5].

Были определены направления поддержки, которые включали строительство, реконструкцию и модернизацию:

- животноводческих объектов, в том числе птицеводческих (включая племенные хозяйства);

- объектов по первичной переработке мяса и молока;

- сахарных заводов;

- мощностей для первичной подработки и хранения зерна.

Изменение порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по вновь привлекаемым инвестиционным кредитам и сокращение направлений поддержки объяснялось оптимизацией расходов федерального бюджета в 2010, 2011 гг.

Субъекты РФ представляли в Минсельхоз России два перечня инвестиционных проектов: в первый перечень включались проекты с объемом кредитных ресурсов до 150 млн руб., при этом субъекты РФ самостоятельно проводили экспертизу указанных проектов и принимали решение об их поддержке, во второй перечень включались проекты с объем кредитных ресурсов свыше 150 млн руб. Кроме того, часть инвестиционных проектов, одобренных в 2009 г. Рабочей группой, также должны были пройти экспертную оценку второй раз.

Для отбора была создана Комиссия по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса (далее - Комиссия) [2]. Инвестиционные проекты, представленные субъектами РФ и превышающие объем кредитных ресурсов в 150 млн руб. , в Комиссии проходили экспертную оценку на предмет:

1. Соответствия инвестиционного проекта целям социально-экономического развития субъекта РФ и законодательству в области охраны окружающей среды.

2. Экономической целесообразности его реализации в данном субъекте РФ с учетом балансов сельскохозяйственной продукции.

3. Достижения положительных социальных эффектов, связанных с реализацией указанного инвестиционного проекта: создание (сохранение) рабочих мест и улучшение жилищных условий привлекаемых специалистов.

4. Обоснования невозможности реализации указанного инвестиционного проекта без государственной поддержки.

Инвестиционные проекты подлежали отбору при условии соответствия критериям финансовой, экономической и социальной эффективности:

1. Увеличение объема производства (переработки) сельскохозяйственной продукции.

2. Срок окупаемости инвестиционного проекта (не более 10 лет).

3. Индекс рентабельности инвестиций - при значении индекса >1 или =1.

Всего в Минсельхоз России в 2010 г. было представлено 1546 инвестиционных проектов, при этом к субсидированию были приняты только

748 или 48,4 %, из них 168 проектов - превышающие объем кредитных ресурсов 150 млн руб., 552 - с объемом кредитных ресурсов до

150 млн руб., 28 - одобренные в 2009 г. Рабочей группой. На строительство, реконструкцию и модернизация животноводческих объектов приходится 78,5 % кредитных ресурсов и 76,6 % субсидий из федерального бюджета.

Объем субсидируемых инвестиционных проектов составляет 197,3 млрд руб. кредитных ресурсов. В 2009 г. было привлечено субсидируемых инвестиционных кредитов на сумму 112,7 млрд руб., что составляет 57,1 % к уровню 2010 г.

Необходимо отметить, что отбор проводился по формальным признакам и не касался оценки экономической и производственной эффективности указанных проектов. Главным критерием отборы было наличие заключенного кредитного договора. Кроме того, был значительно сокращен перечень инвестиционных проектов, на которые распространяются субсидии в соответствии с Постановление Правительства РФ № 90. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1. На инвестиционные проекты, которые не вошли в перечень проектов, подлежащих отбору, приходится 1,6 % от общего объема субсидируемых кредитов.

Таблица 1

Перечень инвестиционных проектов, субсидируемых Минсельхозом России в 2010 г. (по направлениям)

Направления Количество проектов Сумма кредитов, млрд руб. Сумма субсидий из федерального бюджета, млрд руб.

Строительство, реконструкция и модернизация животноводческих объектов, в том числе птицеводческих (включая племенные хозяйства) 492 154,81 2,36

Строительство, реконструкция и модернизация мощностей для первичной подработки и хранения зерна 105 25,99 0,34

Строительство, реконструкция и модернизация объектов по первичной переработке мяса и молока 43 7,75 0,18

Строительство, реконструкция и модернизация сахарных заводов 29 4,52 0,13

Приобретение племенной продукции 55 1,0 0,026

Строительство, реконструкция и модернизация теплиц 11 2,3 0,016

Строительство, реконструкция и модернизация хранилищ картофеля, овощей и фруктов 9 0,5 0,013

Строительство, реконструкция и модернизация объектов по переработке льна 1 0,3 0,013

Строительство жилья для граждан, проживающих и работающих в сельской местности 3 0,1 0,001

Итого: 748 197,3 3,08

В 2010 г. такое мероприятие Государственной программы, как закладка многолетних насаждений, осталось без поддержки. Ограничение на субсидирование инвестиционных кредитов на закладку многолетних насаждений, строительство тепличных комплексов, овощехранилищ, фруктохранилищ и других направлений отрицательно влияет на развитие отраслей и может привести к необратимым последствиям в отраслях, лишенных всякой поддержки со стороны государства. Так, Государственной программой в 2010 г. была предусмотрена закладка многолетних насаждений на площади 9,4 тыс. га, а фактически она составила 4,5 тыс. га или 47,8 %. При этом необходимо отметить, что в 2009 г. выполнение данного показателя составило 124,1 %.

Проведенный анализ отобранных инвестиционных проектов показал, что Центральный федеральный округ (ЦФО) является лидером по инвестиционным проектам, которые реализуются в сельском хозяйстве. На его долю приходилось 38 % выданных кредитных ресурсов на 1 января 2010 и в 2010 г. в новых инвестиционных проектах он занимает 56,2 %. При этом на долю ЦФО в 2010 году приходится 50,1 % субсидий из федерального бюджета. Доли трех федеральных округов (ЦФО, Приволжский и Северо-Западный) в кредитных ресурсах составляла в 2010 г. 85,1 % и

86,1 % в полученных субсидиях из федерального бюджета. На долю остальных округов приходится менее 15 % (табл. 2).

Таблица 2

Перечень инвестиционных проектов, субсидируемых Минсельхозом России в 2010 г. (по федеральным округам)

Федеральный округ Количество проектов Сумма кредитов, млрд руб. Сумма субсидий из федерального бюджета

млрд руб. %

Центральный 288 110,9 1,55 50,1

Приволжский 211 23,8 0,81 26,4

Северо-Западный 56 25,1 0,3 9,6

Южный 49 9,6 0,14 4,6

Сибирский 63 6,7 0,11 3,7

Северо-Кавказский 39 7,6 0,07 2,2

Уральский 24 10,6 0,06 1,8

Дальневосточный 18 3,0 0,04 1,6

Итого: 748 197,3 3,08 100

Проведенный анализ показал, что 61,7 % кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих объектов приходится на ЦФО, этому объему кредитов соответствует

50,8 % субсидий из федерального бюджета. Соответственно по таким направлениям, как приобретение племенной продукции 90 и 88,5 %, строительство, реконструкция и модернизация хранилищ картофеля, овощей и фруктов 80,0 и 84,6 %. В 2010 г. Комиссия отдала приоритет по субсидированию инвестиционных кредитов предприятиям ЦФО. С учетом инвестиционных проектов, реализация которых приходится на 2011 г., на долю ЦФО приходится 39,6 %, Приволжского -

27,2 %, что составляет 66,8 % от общего объема субсидируемых кредитов [2].

В 2009 г. 37 субъектов РФ перевыполнили взятые на себя обязательства по привлечению субсидируемых инвестиционных кредитов. Среди значимых в производстве продукции сельского хозяйства субъектов РФ привлекли кредиты существенно ниже запланированных объемов Курская (на 51 %), Орловская (на 33 %), Ульяновская (на 35 %), Тюменская и Челябинская области, Красноярский край (на 16 %), Республики Дагестан (на 44 %), Калмыкия (на 70 %), Мордовия (на 32 %). В этих субъектах такое положение частично объясняется завышенными плановыми обязательствами: так Курская и Орловская области планировали субсидировать в 2009 г. по 16 млрд руб. кредитов, Республика Мордовия - 14 млрд руб., в то время как перевыполнившая свои обязательства в шесть раз Рязанская область, производящая столько же валовой продукции сельского хозяйства, как и Орловская область, -всего 2 млрд руб.

В 2010 г. ситуация повторилась: перевыполнили взятые на себя обязательства 53 субъекта РФ. Среди субъектов РФ выполнивших целевые индикаторы менее чем на 50 % отмечены следующие: Республики Ингушетия (17,7 %), Саха (Якутия) (35,4 %), Калмыкия (36,1 %) и Тыва (38,1 %).

Несмотря на значительные объемы валовой продукции сельского хозяйства, некоторые субъекты РФ недовыполнили обязательства по достижению целевых индикаторов, в том числе Приморский край (59 %), Орловская область (63 %), Республики Дагестан (69 %), Удмуртия (78 %), Мордовия (79 %), Курская область (81 %).

Данная ситуация существует уже в течение трех лет, отмечается в Национальном докладе о ходе и результатах реализации Государственной программы в 2010 г. [3] и частично объясняется завышенными плановыми обязательствами. Так, плановые показатели Курской и Орловской областей в 2010 г. составили 20,1 и 18,7 млрд руб. инвестиционных кредитов соответственно, Республики Мордовия - 14,2 млрд руб. Это составляет более 13 % обязательств, взятых на себя всеми регионами РФ, при этом доля в производстве валовой продукции сельского хозяйства этих субъектов составляет 3,6 %. Другой пример - Липецкая область, производящая объем валовой продукции сельского хозяйства, эквивалентный объему Курской области взяла на себя обязательства по привлечению инвестиционных кредитов в размере 5,8 млрд руб. и перевыполнила их 2,5 раза. Ситуация является аналогичной и для Рязанской области, где объем валового производства сопоставим с объемом валового производства Орловской области. Однако, взяв на себя обязательства

в размере 2,5 млрд руб., Рязанская область перевыполнила их в 5,4 раза.

В 2011 г. перевыполнили взятые на себя обязательства 55 субъектов РФ из 80, подписавших Соглашения о реализации мероприятий Государственной программы. Среди субъектов РФ, выполнивших целевые индикаторы менее чем на 50 %, отмечены следующие: Республики Ингушетия (14 %), Тыва (34 %), Саха (Якутия) (35 %), Калмыкия (38 %) [4].

Наибольшие объемы субсидируемых инвестиционных кредитов традиционно привлекаются Белгородской областью и Республикой Татарстан: на эти два субъекта приходится почти треть всех обязательств - 27,5 %. В 2010 г. они субсидировали соответственно 91,4 и 80,1 млрд руб. инвестиционных кредитов (в 2009 г. соответствующие показатели были 64 и 46 млрд руб., в 2011г. -103,9 и 99,2 млрд руб.). В 2010 г. они сумели перевыполнить свои обязательства в 1,5 и 1,6 раза.

Сложившаяся ситуация объясняется Мин-сельхозом России неспособностью руководства субъектов РФ организовать и спланировать потребности по данному направлению использования средств государственной поддержки.

Скорее всего причина кроется в несовершенстве механизма предоставления субсидий по данному направлению. Как было сказано выше, только 48 % инвестиционных проектов, представленных в Мин-сельхоз России субъектами РФ в 2010 г., прошли отбор через Комиссию; кроме того, вызывает сомнение сам плановый показатель «объемы привлеченных субсидируемых кредитов», так как в условиях рыночной экономики спрогнозировать этот показатель с большой вероятностью практически не возможно. Кроме того, возникает проблема с оценкой эффективности субсидирования процентных ставок. В Национальном докладе о ходе и результатах реализации Государственной программы в 2011 г. отмечено, что наблюдается значимая корреляционная зависимость между объемами государственной поддержки и инвестициями в основной капитал сельского хозяйства [4]. Однако при заключении Соглашений субъектов РФ с получателями субсидий по данному направлению индикатором служит условие, связанное с целевым использованием кредитных ресурсов. Считаем, что назрела необходимость в качестве целевых индикаторов применять сроки ввода в эксплуатацию и достижение первоначально заявленных объемов производства сельскохозяйственной продукции в инвестиционных проектах.

С целью повышения эффективности использования бюджетных средств на поддержку инвестирования в сельскохозяйственное производство

все вновь начинаемые инвестиционные проекты должны быть включены в долгосрочные региональные программ развития отрасли, на реализацию которых должно быть заложено финансирование в региональном бюджете субъекта РФ.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы. URL: http://www.mcx.ru

2. Комиссия по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса. URL: http:// www.mcx.ru

3. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012годы. URL:http:// base.consultant.ru

4. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. URL:http://mcx.ru

5. О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: постановление Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 90 от 31.12.2010. URL: http:// www.mcx.ru

6. О порядке отбора инвестиционныхпроектов: приказ Минсельхоза России № 41 от 10.02.2010 г. URL:http://www.mcx.ru

* * *

THE MECHANISM OF SUPPORT OF THE INVESTMENT PROJECTS REALIZED IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

A. V. Osipova

In article stages, an order and conditions of subsidizing of the investment projects realized in agro-industrial complex of Russia are presented. The analysis of distribution of subsidies from the federal budget for federal districts and subjects of the R F is carried out. Ways of increase of efficiency of use of budgetary funds are offered.

Key words: subsidies, investment credits, investment projects, Ministry of Agriculture of Russia, subjects of the RF, target indicators, long-term programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.