Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ПЕРВИЧНОГО СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕХАНИЗМ ПЕРВИЧНОГО СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / детский спорт / спортивный отбор / спортивная ориен-тация / дети / результаты тестирования / комплексное спортивное тестирование / physical education / children’s sports / sports selection / sports orientation / children / test re-sults / comprehensive sports testing

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Терентьев Алексей Евгеньевич, Быкова Лариса Валентиновна, Шешукова Александра Игоревна

Статья посвящена проблеме отбора и спортивной ориентации детей как основопола-гающего фактора для последующих достижений в различных видах спорта. Приводится анализ трактовок понятия «спортивный отбор». Авторами обосновывается необходимость учета индивиду-альных, психофизиологических и функциональных особенностей организма детей на этапе пер-вичного отбора для занятий спортом. Определяется степень влияния психофизиологических осо-бенностей на возможность достижения успешности в конкретных видах спорта. Одним из эффек-тивных способов привлечения детей к систематическим занятиям физической культурой и спор-том, а также развития массового спорта и спорта высших достижений является внедрение ком-плексной обоснованной системы спортивного отбора и спортивной ориентации. В статье представ-лен и обобщен опыт первичного отбора детей для занятий спортом при тестировании на аппаратно-программном комплексе «Стань чемпионом». В рамках тестирования также учитывается психоло-гическое консультирование родителей как компонент сопровождения процесса развития спортсме-на. Результаты исследования, а именно рекомендуемые виды спорта, рассматриваются во взаимо-связи друг с другом. Алгоритм, по которому осуществляется получение результата функционально-го тестирования, учитывает более 50 конкретных видов спорта (по 7 группам).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Терентьев Алексей Евгеньевич, Быкова Лариса Валентиновна, Шешукова Александра Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF PRIMARY SPORTS SELECTION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of selection and sports orientation of children as a fun-damental factor for subsequent achievements in various sports. An analysis of interpretations of the con-cept of “sports selection” is given. The authors substantiate the need to take into account the individual, psychophysiological and functional characteristics of the children’s body at the stage of primary selection for sports. The degree of influence of psychophysiological characteristics on the possibility of achieving success in specific sports is determined. One of the effective ways to attract children to systematic physical education and sports, as well as to develop mass sports and high-performance sports is the introduction of a comprehensive, well-founded system of sports selection and sports orientation. The article presents and summarizes the experience of the primary selection of children for sports activities during testing on the hardware and software complex “Become a Champion”. The testing also takes into account psychological counseling of parents as a component of supporting the athlete's development process. The results of the study, namely the recommended sports, are considered in relation to each other. The algorithm by which the results of functional testing are obtained takes into account more than 50 specific sports (in 7 groups).

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ПЕРВИЧНОГО СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 796.015.865.14+37.037

ББК Ч511.3+Ч420.055 ГРНТИ 14.27.05 Код ВАК 5.8.2

Терентьев Алексей Евгеньевич,

SPIN-код: 3126-4495

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления в сфере физической культуры и спорта, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620078, Россия, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, i; e-mail: [email protected]

Быкова Лариса Валентиновна,

SPIN-код: 6810-2240

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Уральский государственный аграрный университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; e-mail: [email protected]

Шешукова Александра Игоревна,

эксперт отдела взаимодействия с российским движением детей и молодежи и координации детско-юношеского и школьного спорта, Региональный центр развития физической культуры и спорта со структурным подразделением «Спортивная школа по каратэ»; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 56; e-mail: [email protected]

МЕХАНИЗМ ПЕРВИЧНОГО СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическая культура; детский спорт; спортивный отбор; спортивная ориентация; дети; результаты тестирования; комплексное спортивное тестирование

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме отбора и спортивной ориентации детей как основополагающего фактора для последующих достижений в различных видах спорта. Приводится анализ трактовок понятия «спортивный отбор». Авторами обосновывается необходимость учета индивидуальных, психофизиологических и функциональных особенностей организма детей на этапе первичного отбора для занятий спортом. Определяется степень влияния психофизиологических особенностей на возможность достижения успешности в конкретных видах спорта. Одним из эффективных способов привлечения детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также развития массового спорта и спорта высших достижений является внедрение комплексной обоснованной системы спортивного отбора и спортивной ориентации. В статье представлен и обобщен опыт первичного отбора детей для занятий спортом при тестировании на аппаратно-программном комплексе «Стань чемпионом». В рамках тестирования также учитывается психологическое консультирование родителей как компонент сопровождения процесса развития спортсмена. Результаты исследования, а именно рекомендуемые виды спорта, рассматриваются во взаимосвязи друг с другом. Алгоритм, по которому осуществляется получение результата функционального тестирования, учитывает более 50 конкретных видов спорта (по 7 группам).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Терентьев, А. Е. Механизм первичного спортивного отбора детей младшего школьного возраста в организациях дополнительного образования / А. Е. Терентьев, Л. В. Быкова, А. И. Шешукова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. -№ 4. - С. 356-361.

Terentyev Alexey Evgenievich,

Candidate of Pedagogy Associate Professor of Department of Management in the Sphere of Physical Culture and Sports, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

Bykova Larisa Valentinovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Physical Education and Sports, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia

Sheshukova Alexandra Igorevna,

Expert of the Department of Interaction with the Russian Movement of Children and Youth and Coordination of Children's and Youth and School Sports, Regional Center for the Development of Physical Culture and Sports with the structural subdivision "Sports School of Karate", Ekaterinburg, Russia

THE MECHANISM OF PRIMARY SPORTS SELECTION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

KEYWORDS: physical education; children's sports; sports selection; sports orientation; children; test results; comprehensive sports testing

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of selection and sports orientation of children as a fundamental factor for subsequent achievements in various sports. An analysis of interpretations of the concept of "sports selection" is given. The authors substantiate the need to take into account the individual, psychophysiological and functional characteristics of the children's body at the stage of primary selection for sports. The degree of influence of psychophysiological characteristics on the possibility of achieving success in specific sports is determined. One of the effective ways to attract children to systematic physical education and sports, as well as to develop mass sports and high-performance sports is the introduction of a comprehensive, well-founded system of sports selection and sports orientation. The article presents and

© Терентьев А. Е., Быкова Л. В., Шешукова А. И., 2024

summarizes the experience of the primary selection of children for sports activities during testing on the hardware and software complex "Become a Champion". The testing also takes into account psychological counseling of parents as a component of supporting the athlete's development process. The results of the study, namely the recommended sports, are considered in relation to each other. The algorithm by which the results of functional testing are obtained takes into account more than 50 specific sports (in 7 groups).

FOR CITATION: Terentyev, A. E., Bykova, L. V., Sheshukova, A. I. (2024). The Mechanism of Primary Sports Selection of Children of Primary School Age in Organizations of Additional Education. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 356-361.

Введение. Потребность в определении у детей склонности к занятиям определенным видом спорта является актуальной задачей на протяжении длительного периода времени. Целенаправленная подготовка и воспитание спортсменов - это сложный процесс, результативность которого определяется многочисленными факторами. Своевременное выявление спортивной ориентации на основании индивидуальных способностей к определенным видам двигательной деятельности выступает одним из основных таких факторов.

Для обеспечения высокого уровня спортивных достижений в различных видах спортивной деятельности, а также для дальнейшего совершенствования тренировочного процесса необходим поиск новых механизмов и технологий. Неправильный выбор спортивной деятельности приводит к большому отсеву на начальном этапе спортивной подготовки, при этом, возможно, травмируется как психика, так и здоровье ребенка. В связи с этим тренер-преподаватель должен обладать определенными знаниями о критериях спортивного отбора и прогнозирования развития юных спортсменов, в том числе о функциональных, психофизиологических и спортивных особенностях занимающегося.

В настоящие время при совершенствовании спортивных результатов достаточно редко учитывается совокупность внутренних условий организма. Проблема состоит в том, что многие начинающие спортсмены рано уходят из выбранного вида спорта, не успев раскрыть свои потенциальные возможности. Причиной этого может являться недостаточный учет индивидуальных, психофизиологических, функциональных особенностей организма.

Существуют различные подходы к определению спортивного отбора [1-4; 6; 9; 11; 12; 14]. В. П. Губа связывает спортивный отбор со своевременным распознаванием индивидуальной предрасположенности к достижениям в каком-либо виде спорта. П. К. Лысов под спортивным отбором понимает комплекс, включающий педагогические, психологические, медико-биологические и социологические методы исследования, на основании которых выявляются способности к определенному виду или группе видов спорта [5; 7].

В. Н. Платонов при первичном и предварительном отборе в случае отсутствия явных противопоказаний для занятий спортом отмечает, что оценка носит в основном рекомендательный характер. Л. П. Матвеев также отмечает, что для приобщения к систематической спортивной деятельности необходимы определенные предпосылки, к числу которых относятся индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интересы. Вероятность того, что процесс спортивного совершенствования будет формироваться в оптимальном варианте, зависит также от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта и, соответственно, обеспечивается спортивная ориентация [8; 10].

Целью исследования является анализ системы спортивного отбора детей. В статье дается характеристика тестов, при помощи которых возможно выявить уровень развития тех или иных способностей и качеств будущих спортсменов.

Материал и методы исследования. В настоящие время наиболее часто поднимается вопрос о необходимости поиска новых механизмов с целью раннего выявления способностей у детей в спортивной деятельности. Одним из механизмов решения данного вопроса становится спортивное тестирование на аппаратно-программном комплексе «Стань чемпионом». Данный комплекс был разработан при поддержке Министерства спорта Российской Федерации в сотрудничестве с Национальным государственным университетом им. Петра Францевича Лесгафта.

Комплексная система отечественного программно-аппаратного комплекса на основе скрининговой оценки психофизиологических, антропометрических и функциональных характеристик организма объединяет в себе широкий комплекс современных технологий прогнозирования спортивных достижений.

Для реализации методики спортивного отбора детей необходимо вначале обратить внимание на морфотип будущего спортсмена. В различных видах спорта доминирующую роль играют разные параметры. Например, в таких видах спорта, как баскетбол, легкая атлетика или академическая гребля важную роль играет высокий рост

спортсмена, именно он дает ему определенные преимущества.

На этапе антропометрического исследования проводится измерение: роста и массы тела, обхватанных размеров тела, а именно: грудная клетка (в покое, на максимальном вдохе, на максимальном выдохе), талия, обхват бедер, размах рук. Данные исследования необходимы для расчета индивидуальных параметров будущего спортсмена, а также для определения предрасположенности к видам спорта.

Далее на этапе функционального исследования проводится анализ биоимпеданс-ных обменных процессов с помощью программного обеспечения «Медасс». На основе полученных данных по классификации Хит-Картера определяется предрасположенность тестируемого к занятиям видами спорта. При соотношении роста и веса определяется индекс массы тела, и тем самым можно косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной.

Также в рамках функционального исследования дается оценка вариабельности сердечного ритма по критериям, разработанным Н. И. Шлык. Вариабельность сердечного ритма является важным исследованием при спортивном отборе для занятий физической культурой и спортом, которое позволяет оценить внутренние резервы организма человека для достижения спортивных результатов [15].

Далее исследуется эффективность работы сердечно-сосудистой системы с определением типа кровообращения. Данное исследование проводится с помощью интегральной реографии методом М. И. Тищен-ко. В заключение проводится спирометрия с помощью программного обеспечения «Спиро-Спектр», дается оценка функции внешнего дыхания.

Оценка психофизиологических способностей осуществляется с помощью компьютерного комплекса для психофизиологического тестирования «НС-Психотест». Психофизиологическое тестирование состоит из пяти тестов. Для оценки силы и слабости нервной системы используется теппинг-тест. Динамика изменений частоты движений характеризует свойства нервной системы. Например, для видов спорта на выносливость характерна сильная нервная система с большой устойчивостью к монотонной работе. Спортсмены игровых и сложно-координационных видов спорта обычно отличаются слабой нервной системой с большой чувствительностью к изменениям в окружающей среде. Далее исследуются простая зрительно-моторная реакция для определения подвижности нервных процессов, реакция на движущийся объект (определя-

ется уравновешенность нервных процессов), динамометрия (оценка мышечной силы кистей рук). Например, сила и слабость нервной системы позволяют определить способности к сложно-координационным видам спорта, а контроль произвольных движений необходим в видах спорта, в которых требуется точность двигательного действия.

В рамках спортивного тестирования в заключительной части определяются показатели силовых способностей, физической работоспособности, координационных и скоростно-силовых способностей, гибкости, вестибулярной устойчивости. На данном этапе тестирования осуществляется определенный перечень тестов, в частности выкруты прямыми руками, наклон вперед из положения стоя, стойка на одной ноге с закрытыми глазами (15 секунд), метание теннисного мяча в цель, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в высоту и в длину, подъем туловища лежа на спине, бросок набивного мяча, челночный бег.

Заключение с рекомендациями по выбору конкретных видов спорта, в которых ребенок способен достичь наиболее высоких результатов, формируется по итогам комплексного исследования всех вышеперечисленных тестов. Заключение с рекомендациями по выбору конкретных видов спорта разрабатывается в автоматизированном режиме. Результаты исследования, а именно рекомендуемые виды спорта, рассматриваются во взаимосвязи друг с другом. Алгоритм, по которому осуществляется получение результата функционального тестирования, учитывает более 50 конкретных видов спорта (по 7 группам).

Отдельно важно отметить: при исследовании кардиоритмограммы, если определен V тип вегетативной регуляции работы сердечно-сосудистой системы, означающий неоптимальное состояние функциональных систем организма, или при низких значениях жизненной емкости легких, а именно ниже 70% от должного объема, ребенку в итоговом заключении рекомендуется общая физическая подготовка без определения предрасположенности к виду спорта.

В данном тестировании необходимо учитывать такой немаловажный фактор, как психологическое консультирование родителей, а также консультации со спортивным врачом. Такой подход позволяет рассматривать спортивное тестирование не только в рамках первичного отбора спортивно одаренных детей, но и с точки зрения выполнения частично функции «сопровождения». Сопровождение процесса развития спортсмена является основой успешной адаптации в спортивной деятельности.

На начальном этапе спортивной подго-

товки необходимо определить и его психологическую готовность к занятиям этим видом спорта, в том числе и через формирование конструктивного отношения родителей к выбранной спортивной деятельности. Так, помимо высоких достижений в выбранной спортивной деятельности встает вопрос о необходимости получения удовольствия от занятий в выбранном виде спорта. Также существует важность правильного выбора двигательной активности для детей с различными заболеваниями. Для таких детей физическая культура становится необходимостью в части реабилитации.

Результаты и их обсуждение. На данный момент спортивное тестирование на аппаратно-программном комплексе «Стань чемпионом» в Свердловской области осуществляется на базе государственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области «Региональный центр развития физической культуры и спорта со структурным подразделением "Спортивная школа по каратэ"». Данное спортивное тестирование прошли более 200 человек. По результатам исследования выделены группы детей:

- 10% детей, которые не определились с избранным видом спорта, выявлены слабые показатели, при которых рекомендованы занятия общей физической подготовкой;

- 15% детей, занимающихся избранным видом спорта, выявлены слабые показатели, при которых рекомендованы занятия общей физической подготовкой;

- 20% детей, которые уже занимаются

определенным видом спорта, в заключении выявлено совпадение с избранным видом спорта;

- 55% детей, в заключении вид спорта отличался от избранного.

Заключение. С целью дальнейшего совершенствования системы выявления и отбора спортивно отдаренных детей необходимо выстраивание траектории для каждой отдельной выявленной группы в ходе исследования. Это позволит осуществить более целесообразный выбор перспективных путей развития будущих спортсменов, а также раскрыть спортивный потенциал детей, которые уже проходят спортивную подготовку. Проблема спортивного отбора и спортивной ориентации остается актуальной и требует дальнейшего осмысления. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей является одним из приоритетных направлений политики в области физической культуры и спорта.

Первичный отбор является одним из наиболее важных и определяющих этапов. Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей - помочь ребенку правильно выбрать вид спорта, в котором он сможет достичь наиболее высоких результатов. Тренерам-преподавателям в процессе первичного отбора необходимо учитывать факторы антропологии и физиологии, от которых зависят физическое развитие, формирование двигательных качеств, величина прироста функциональных возможностей в процессе спортивной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аббясов, Р. Р. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки юных спортсменов / Р. Р. Аб-бясов, Т. М. Трегубова. - Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры : сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием : в 2-х томах, Казань, 16-17 февраля 2023 года. - Казань : Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2023. -С. 176-179. - ЕБЫ Л77Хта.

2. Акопова, Н. А. Проблемы индивидуального и командного психологического сопровождения в детском и юношеском спорте на начальных этапах подготовки / Н. А. Акопова. - Текст : непосредственный // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2023. - № 13. - С. 19-22. -

3. Берлин, П. В. Потенциальные возможности цифровых технологий для повышения результативности спортивных тренировок / П. В. Берлин. - Текст : непосредственный // Образование и наука в XXI веке: математика, физика, информатика и технологии в смарт-мире : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 23-24 мая 2023 года. - Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2023. - С. 277-280.

4. Власюк, А. О. Психологическое сопровождение как фактор улучшения результатов в детском спорте / А. О. Власюк, Е. О. Беляева. - Текст : непосредственный // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2023. - № 13. - С. 53-55. - ЕБЫ ЛМОБУМ.

5. Губа, В. П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В. П. Губа. - М. : Советский спорт, 2008.- 302 с. - Текст : непосредственный.

6. Ефремова, А. И. Дети и спорт / А. И. Ефремова. - Текст : непосредственный // Современные проблемы физического воспитания и спорта в системе высшего образования : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летнему юбилею кандидата педагогических наук, профессора Николая Алексеевича Соловьева, Ижевск, 16-17 мая 2023 года. - Ижевск : Удмуртский государственный аграрный университет, 2023. - С. 219-222. - ЕБЫ СО^М8.

7. Лысов, П. К. Анатомия (с основами спортивной морфологии) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению «Медицина» / П. К. Лысов, Д. Б. Никитюк, М. Р. Сапин. - М. : Можайский полиграфический комбинат, 2003. - 125 с. - Текст : непосредственный.

8. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - М. : Советский спорт, 2010. - 340 с. - Текст : непосредственный.

9. Мысенко, Г. В. Проблемы детского спорта и пути их решения с помощью PR-технологий / Г. В. Мысенко, Д. В. Бабин. - Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития в сфере современного научного знания : материалы VII Всероссийской научной конференции : в 2-х частях, Красково, 17 апреля 2024 года. - М. : Издательство «Перо», 2024. - С. 111-114. - EDN OPWBFS.

10. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2015. - 679 с. - Текст : непосредственный.

11. Рекутина, Н. В. Инновационные модели организации спортивного соперничества в практике детского спорта / Н. В. Рекутина, И. В. Блаженец. - Текст : непосредственный // Физическая культура, спорт и молодежная политика в условиях глобальных вызовов : материалы Международного научного конгресса, посвященного 90-летию Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ, Екатеринбург, 14-20 ноября 2022 года / под общей редакцией Л. А. Рапопорта. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2023. - С. 393-397. - EDN RVSKCW.

12. Ульихина, В. В. Основы отбора юных спортсменов / В. В. Ульихина. - Текст : непосредственный // Стратегия развития физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : материалы II Международной научно-практической конференции, Тамбов, 14-16 ноября 2022 года / отв. редактор Е. Ю. Мукина. - Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2022. - С. 67-74. - EDN OLXUYK.

13. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования / В. Д. Фискалов. - М. : Советский спорт, 2010. - 391 с. - Текст : непосредственный.

14. Шалайкин, Л. Ю. Ранняя спортивная специализация и студенческий спорт (на примере борьбы самбо) / Л. Ю. Шалайкин, В. В. Новиков. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования : тезисы докладов XVI Всероссийской научно-методической конференции, Ярославль, 28-29 марта 2024 года. - Ярославль : Общество с ограниченной ответственностью «Филигрань», 2024. - С. 624-625. - EDN AZWBKP.

15. Шлык, Н. И. Вариабельность ритма сердца в экспресс-оценке функционального состояния спортсмена / Н. И. Шлык, Е. А. Гаврилова. - Текст : непосредственный // Прикладная спортивная наука: наука о здоровье. - 2015. - № 7. - С. 25-27.

REFERENCES

1. Abbyasov, R. R., Tregubova, T. M. (2023). Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie podgotovki yunykh sportsmenov [Psychological and Pedagogical Support for the Training of Young Athletes]. In Problemy i perspektivy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoi trenirovki i adaptivnoifizicheskoi kul'tury: sbornik materialov V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem: v 2-kh tomakh, Kazan', 16-17 fevralya 2023 goda. Kazan, Povolzhskii gosudarstvennyi universitet fizicheskoi kul'tury, sporta i turizma, pp. 176-179. EDN AZZXUZ.

2. Akopova, N. A. (2023). Problemy individual'nogo i komandnogo psikhologicheskogo soprovozhdeniya v detskom i yunosheskom sporte na nachal'nykh etapakh podgotovki [Problems of Individual and Team Psychological Support in Children's and Youth Sports at the Initial Stages of Preparation]. In Resursy konkurentosposobnos-ti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii. No. 13, pp. 19-22. EDN OAZDZD.

3. Berlin, P. V. (2023). Potentsial'nye vozmozhnosti tsifrovykh tekhnologii dlya povysheniya rezul'tativnosti sportivnykh trenirovok [The Potential of Digital Technologies to Improve Sports Training Performance]. In Obra-zovanie i nauka v XXI veke: matematika, fizika, informatika i tekhnologii v smart-mire: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Krasnoyarsk, 23-24 maya 2023 goda. Krasnoyarsk, Krasnoyarskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. V. P. Astafeva, pp. 277-280.

4. Vlasyuk, A. O., Belyaeva, E. O. (2023). Psikhologicheskoe soprovozhdenie kak faktor uluchsheniya rezu-l'tatov v detskom sporte [Psychological Support as a Factor in Improving Results in Children's Sports]. In Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya ipraktika realizatsii. No. 13, pp. 53-55. EDN AMGBYM.

5. Guba, V. P. (2008). Teoriya ipraktika sportivnogo otbora i rannei orientatsii v vidy sporta [Theory and Practice of Sports Selection and Early Orientation in Sports]. Moscow, Sovetskii sport. 302 pi.

6. Efremova, A. I. (2023). Deti i sport [Children and Sports]. In Sovremennye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta v sisteme vysshego obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 90-letnemu yubileyu kandidata pedagogicheskikh nauk, professora Nikolaya Alekseevicha Solov'eva, Izhevsk, 16-17 maya 2023 goda. Izhevsk, Udmurtskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet, pp. 219222. EDN COIQMS.

7. Lysov, P. K., Nikityuk, D. B., Sapin, M. R. (2003). Anatomiya (s osnovami sportivnoi morfologii) [Anatomy (with the Basics of Sports Morphology)]. Moscow, Mozhaiskii poligraficheskii kombinat. 125 p.

8. Matveev, L. P. (2010). Obshchaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty [General Theory of Sports and Its Applied Aspects]. Moscow, Sovetskii sport. 340 p.

9. Mysenko, G. V., Babin, D. V. (2024). Problemy detskogo sporta i puti ikh resheniya s pomoshch'yu PR-tekhnologii [Problems of Children's Sports and Ways to Solve Them Using PR Technology]. In Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya v sfere sovremennogo nauchnogo znaniya: materialy VII Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii: v 2-kh chastyakh, Kraskovo, 17 aprelya 2024 goda. Moscow, Izdatel'stvo «Pero», pp. 111-114. EDN OPWBFS.

10. Platonov, V. N. (2015). Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiiskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [The System of Training Athletes in Olympic Sports. General Theory and Its Practical Applications]. Kiev, Olimpiiskaya literatura. 679 p.

11. Rekutina, N. V., Blazhenets, I. V. (2023). Innovatsionnye modeli organizatsii sportivnogo sopernichestva v praktike detskogo sporta [Innovative Models of Organizing Sports Competition in the Practice of Children's Sports]. In Rapoport, L. A. (Ed.). Fizicheskaya kul'tura, sport i molodezhnaya politika v usloviyakh global'nykh vyzovov: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, posvyashchennogo 90-letiyu Instituta fizicheskoi kul'tury, sporta i molodezhnoi politiki UrFU, Ekaterinburg, 14—20 noyabrya 2022 goda. Ekaterinburg, Ural'skii federal'nyi universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'tsina, pp. 393-397. EDN RVSKCW.

12. Ulyikhina, V. V. (2022). Osnovy otbora yunykh sportsmenov [Fundamentals of Selection of Young Athletes]. In Mukina, E. Yu. (Ed.). Strategiya razvitiya fizicheskogo vospitaniya, sportivnoi trenirovki, ozdo-rovitel'noi i adaptivnoi fizicheskoi kul'tury: materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Tambov, 14—16 noyabrya 2022 goda. Tambov, Izdatel'skii dom «Derzhavinskii», pp. 67-74. EDN OLXUYK.

13. Fiskalov, V. D. (2010). Sport i sistema podgotovki sportsmenov [Sport and the System of Training Athletes]. Moscow, Sovetskii sport. 391 p.

14. Shalaikin, L. Yu., Novikov, V. V. (2024). Rannyaya sportivnaya spetsializatsiya i studencheskii sport (na primere bor'by sambo) [Early Sports Specialization and Student Sports (Based on Sambo Wrestling)]. In Ak-tual'nye problemy sovershenstvovaniya vysshego obrazovaniya: tezisy dokladov XVI Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii, Yaroslavl', 28—29 marta 2024 goda. Yaroslavl, Obshchestvo s ogranichennoi ot-vetstvennost'yu «Filigran'», pp. 624-625. EDN AZWBKP.

15. Shlyk, N. I., Gavrilova, E. A. (2015). Variabel'nost' ritma serdtsa v ekspress-otsenke funktsional'nogo sos-toyaniya sportsmena [Heart Rate Variability in the Express Assessment of the Functional State of an Athlete]. In Prikladnaya sportivnaya nauka: nauka o zdorov'e. No. 7, pp. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.