Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ У ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРОГО КИТАЯ'

МЕХАНИЗМ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ У ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРОГО КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ У ЧЕЛОВЕКА / СТАРЫЙ КИТАЙ / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HUMAN INFORMATION PROCESSING / ANCIENT CHINA / HISTORY / THE CULTURE OF PSYCHICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронов Игорь Анатольевич, Куликова Ольга Юрьевна

Древние религиозные ритуалы были привязаны к календарю, который, в свою очередь, привязывался к эмпирически наблюдаемым (т.е. визуально регистрируемым) изменениям в психических состояниях и психофизиологическом статусе населения. Эти закономерности, отраженные в календарях, легли, с одной стороны, в основу ритуалов различных религий, а, с другой - стали базисом создания систем психотелесных упражнений в боевых искусствах и оздоровительных гимнастиках Старого Китая. Основным механизмом, связывающим внутреннюю психофизиологическую (хронобиологическую) составляющую и внешнюю полевую (физические поля) представляется механизм переработки информации у человека. Этот нюанс постоянно игнорируют многие исследователи Старого Китая, акцентируя свое внимание либо на внешне-ритуальных аспектах, либо на физических упражнениях - не обращая внимание на этот, по сути, естественнонаучный базис исследования, беря, в качестве методологической основы, либо культурологическую компоненту, либо этнографическую, либо антропологическую. Это неверно. Авторы предлагают в качестве методологической основы исследований древних мистерий и ритуалов избрать теорию переработки информации у человека в контексте его зависимости от хронобиологических компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF HUMAN INFORMATION PROCESSING AND ITS REFLECTION IN THE CULTURE OF PSYCHICAL ACTIVITY IN ANCIENT CHINA

Ancient religious rituals were linked to a calendar, which, in turn, was linked to empirically observed (i.e. visually recorded) changes in the mental states and psychophysiological status of the population. These patterns, reflected in the calendars, formed, on the one hand, the basis of rituals of various religions, and, on the other hand, became the basis for creating systems of mind-body exercises in the martial arts and health-improving gymnastics of Ancient China. The main mechanism connecting the internal psychophysiological (chronobiological) component and the external field (physical fields) is the mechanism of human information processing. This nuance is constantly ignored by many researchers of Ancient China, focusing their attention either on external ritual aspects, or on physical exercises-not paying attention to this, in fact, natural scientific basis of research, taking, as a methodological basis, either the cultural component, or ethnographic, or anthropological. This is incorrect. The authors propose to use the theory of human information processing in the context of its dependence on chronobiological components as a methodological basis for research of ancient mysteries and rituals.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ У ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРОГО КИТАЯ»

УДК 94(510)01:159.9.01 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-6-11

ВОРОНОВ И.А., КУЛИКОВА О.Ю. МЕХАНИЗМ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ У ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРОГО КИТАЯ

Ключевые слова: механизм переработки информации у человека, Старый Китай, история, культура психической деятельности.

Древние религиозные ритуалы были привязаны к календарю, который, в свою очередь, привязывался к эмпирически наблюдаемым (т.е. визуально регистрируемым) изменениям в психических состояниях и психофизиологическом статусе населения. Эти закономерности, отраженные в календарях, легли, с одной стороны, в основу ритуалов различных религий, а, с другой - стали базисом создания систем психотелесных упражнений в боевых искусствах и оздоровительных гимнастиках Старого Китая. Основным механизмом, связывающим внутреннюю психофизиологическую (хронобиологическую) составляющую и внешнюю полевую (физические поля) представляется механизм переработки информации у человека. Этот нюанс постоянно игнорируют многие исследователи Старого Китая, акцентируя свое внимание либо на внешне-ритуальных аспектах, либо на физических упражнениях - не обращая внимание на этот, по сути, естественнонаучный базис исследования, беря, в качестве методологической основы, либо культурологическую компоненту, либо этнографическую, либо антропологическую. Это неверно. Авторы предлагают в качестве методологической основы исследований древних мистерий и ритуалов избрать теорию переработки информации у человека в контексте его зависимости от хронобиологических компонент.

VORONOV, I.A., KULIKOVA, O.Yu.

THE MECHANISM OF HUMAN INFORMATION PROCESSING AND ITS REFLECTION IN THE CULTURE OF PSYCHICAL ACTIVITY IN ANCIENT CHINA

Key words: Human Information Processing, Ancient China, history, the culture of psychical activity.

Ancient religious rituals were linked to a calendar, which, in turn, was linked to empirically observed (i.e. visually recorded) changes in the mental states and psychophysiological status of the population. These patterns, reflected in the calendars, formed, on the one hand, the basis of rituals of various religions, and, on the other hand, became the basis for creating systems of mind-body exercises in the martial arts and health-improving gymnastics of Ancient China. The main mechanism connecting the internal psychophysiological (chronobiological) component and the external field (physical fields) is the mechanism of human information processing. This nuance is constantly ignored by many researchers of Ancient China, focusing their attention either on external ritual aspects, or on physical exercises-not paying attention to this, in fact, natural scientific basis of research, taking, as a methodological basis, either the cultural component, or ethnographic, or anthropological. This is incorrect. The authors propose to use the theory of human information processing in the context of its dependence on chronobiological components as a methodological basis for research of ancient mysteries and rituals.

В современной науке вопросы о механизмах переработки информации у человека (в западной науке - Human Information Processing) ставятся во главу угла в ряде наук: механике, информационных технологиях (ранее - кибернетике), биологии, психологии, и мн. др. [1, 4, 7, 8, 10, 13, 14, 15].

Вопросы алгоритмизации переработки информации в европейской науке становятся актуальными с момента появления машин и проблем управления ими. От «демонов» Максвелла до кибернетики Винера мы наблюдаем этап становления управления «в животных и машинах» на основе обратной связи. От биомеханики Бернштейна до антиципационных систем Розена мы наблюдаем этап смещения акцентов с обратной на прямую связь в управлении. В системах управления учитываются обе связи в настоящее время. В современной биологии наблюдается явный интерес к системам моделирования прямой связи, т.к. это связано с прогнозированием и антиципацией и, следовательно, с выживанием биологических объектов различного уровня. В отечественной психологии этот процесс, мягко выражаясь, запаздывает, хотя ряд публикаций психологов на тему прямой связи мы уже видим в последние годы [7, 11].

Конструкт «прямая или обратная связь» в психологии довлеет над многими школами. Если мы обратим наш взгляд на теории трех великих ученых ХХ века, идеи которых легли в основу соответствующих психологических школ по вопросу бессознательного (одного из ключевых понятий современной психологии), то мы заметим, что З. Фрейд связал бессознательные процессы с прошлыми событиями жизни, особенно с детскими воспоминаниями, а не с ожидаемым будущим - бессознательная психика стала пониматься как совокупность травмирующих воспоминаний и разочарованных желаний, а не как способность предвидеть события. И.П. Павлов разделял эту интерпретацию бессознательных процессов с Фрейдом, несмотря на все их яростные разногласия. В отличие от Фрейда, Павлова и многих других, Н.А. Бернштейн делал акцент именно на определении действия на будущее. Он особо отмечал: «В процессах управления движениями

встречаются ситуации, при которых большую, иногда решающую важность имеют коррекции предвосхищающего, антеципирующего характера [т.е. прямая связь - прим. автора], становящиеся особенно заметными в тех случаях, когда на протяжении какого-то отрезка движения коррекции следящего типа [т.е. обратная связь - прим. автора] становятся вообще невозможными. ... На подобном же "заглядывании в будущее" целиком базируется и огромный класс психофизиологических процессов, носящих название установки, лишь к последнему времени достигшей признания всей ее значимости» [2].

Современные ученые в основном рассматривают организм человека как активный преобразователь информации, анализирующий и синтезирующийвнешние данные. Родоначальником этого направления - Human Information Processing - считается американский математик Норберт Винер (1894-1964). Его книга «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» сыграла важную роль в развитии современной науки [4].

Вслед за ним, ведущими исследователями данной проблематики, как правило, называют Петера Линдсея и Дональда Норманна [8], книга которых «Переработка информации у человека. Введение в психологию» исследует прикладные проблемы кибернетики [14]. Система «Пандемониум» описывает 4 этапа обработки информации: 1. Узнавание информации; 2. Выделение признаков; 3. Опознавание информации; 4. Принятие решения. Добавляя идею обратной связи Норберта Винера и дополняя «Пандемониум» еще двумя этапами, получаем:

5. Обратная связь; 6. Окончательное принятие решения. Этот алгоритм мы встречаем не только в биологических системах, но и в технических системах распознавания образов, где теория [1, 4, 13] подкреплена ныне практикой [7] и где на его основе строится искусственный интеллект. Примером тому является «искусственный глаз» - всем привычный нам ныне сканер для перевода аналоговой информации на бумажном, например, носителе в цифровую форму.

Отечественные ученые проблемами кибернетики, переработки информации у человека и её моделирования заявляли о себе еще во времена создания автоматических космических аппаратов. Определенный вклад в эту проблему внести отечественные физиологи и психологи. В той или иной мере ее касались И.П. Павлов (учение об условных рефлексах), Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев (роль процесса отражения в активной психической деятельности человека), Б.Г. Ананьев (теория современного человекознания), А.Р. Лурия (анализ процессов переработки информации у человека), П.К. Анохин (теория функциональных систем), Н.А. Бернштейн (теории физиологии рефлексов и физиологии активности).

Современную модель переработки информации у человека можно представить в виде алгоритма из шести этапов [5], причем этап прямой связи (установки) - предшествует этому алгоритму, поэтому он следует как «нулевой этап», на чем делают акцент экологические психологи: 0. Прямая связь; 1. Ощущение - фиксация сигналов / информации; 2. Выделение признаков; 3. Распознавание информации; 4. Принятие решения; 5. Обратная связь;

6. Окончательное принятие решения. В некоторых моделях, например у П.К. Анохина [1], этап прямой связи мы видим встроенным в четвертый этап - принятия решения. На самом деле, если под прямой связью понимать антиципацию и установку, то она - прямая связь может быть «вмонтирована» в любой из указанных этапов данной модели, в зависимости от того, на каком уровне мы рассматриваем процессы антиципирования [9, 11].

Итак, прямая связь, как бы предваряет не только процесс переработки информации у человека, но и направляет его, ставит перед ним конечную цель, отвечая на вопрос «как должно быть?»

Если европейская наука активно - и в теории, и на практике - проанализировала механизм переработки информации у человека и отстраивает ныне на его основе системы искусственного интеллекта, то, по сути, это наблюдается только в последние полтора столетия. А вот в Восточной Азии, как это ни парадоксально, этот алгоритм был открыт, и стал одной из основных моделей в системе «соединения человека, земли и неба» начиная не позднее XII века до н.э.

Безусловно, мистические основы древнекитайского мировоззрения и современная научная методология имеют мало общего, но не следует забывать, что прагматизм Востока и технократизм Запада - оба базируются на эмпирике.

Опуская, в силу ограниченности объема журнальной статьи, некоторые исторические нюансы, укажем, что алгоритм переработки информации у человека в восточноазиатских

классических трактатах мы встречаем в «Книге перемен» (И-цзин которая по некоторым

источникам, была написана императором Фу Си в 3462 году до н.э. (до сих пор не выяснено существовал ли в действительности такой человек, либо это легендарная личность); по другим источникам, годы жизни его соответствуют 2852-2737 гг. до н.э. «Книга перемен» описывает последовательность из 64-х гексаграмм (гуа изображенных на рисунке 1. Каждая гексаграмма представляет собой фигуру из шести горизонтальных черт (яо ШШ), расположенных друг над другом. С помощью этих черт яо передается текущее состояние системы из шести шагов в

двоичном коде: прерывистой чертой (- -) обозначается «0», сплошной чертой (-) «1».

Соответственно, полное количество состояний, в которых может находиться система из 6-ти шагов, равно шестидесяти четырем. [5, 12]

Рис. 1. 64 гексаграммы в форме круга и квадрата, обозначающие соответственно Небо и Землю.

Структура мироздания в китайской традиции символизируется Небом, а структура мышления человека - Землёй. Соответственно, психически зрелый человек, «познавший Путь (дао)» и умеющий управлять своими эмоциями и поведением, символизировался тождеством структур «Земли» и «Неба». Другими словами, считалось, что психика такого человека адекватно отражает явления объективного мира [5, 12]. По сути, набор из 64 гексаграмм представляет собой модель всех возможных состояний модели переработки информации у человека. Каждому из этих состояний, соответствует, по китайской модели мира, строго определенное психофизическое состояние человека в конкретный момент времени. Эта закономерность была даже положена в основу мистической системы прогнозирования событий - «гаданий по Книге Перемен».

Китайский мистицизм предлагает и конкретную схему привязки каждой черты яо к телу человека, что проиллюстрировано на рисунке 2 [12].

Аналогичные схемы мы встречаем у Елены Блаватской и, позднее, у Вильгельма Райха (в силу их популярности здесь эти схемы не приводим). Если первая считается в Европе основоположником мистического учения о «чакрах», то второй - основоположником научного направления телесно-ориентированной психотерапии. Ни та, ни другой, правда, вряд ли знали о «переработке информации у человека». Но заметьте, в настоящее время, с каких бы позиций мы не относились к их системам, и та и другая, насчитывают очень большое число поклонников и последователей. Т.е. на практике, какую бы методологическую основу не подводили под указанные модели, они работают. Наша задача разобраться в этих механизмах с естественнонаучных позиций.

Последовательность гексаграмм в «Книге перемен» передает космологическую структуру изменений состояния алгоритма переработки информации у человека и является своеобразной константой структуры личности в Восточной Азии, основанной на календарных изменениях. Один из таких «календарей» приведен в [5] и проиллюстрированы в таблице 1 (64 гексаграммы, описывающие 64 состояния механизма переработки информации у человека, расположены в так называемой последовательности Вэнь-вана).

Приведенная на рисунке 1 последовательность гексаграмм моделирует очередность сбоев алгоритма переработки информации у человека в зависимости от положения Земли на гелиоцентрической орбите [5]. Такую зависимость можно отнести за счет так называемого хронобиологического фактора. Более того, мы можем считать, что в этом случае солнечный календарь является некой координатной шкалой, указывающей на положение Земли относительно Солнца. В этом случае каждое состояние шестидесяти четырех гексаграмм мы можем соотнести с датой календаря, что указано в таблице 1.

В указанные дни года с максимальной вероятностью отмечаются болезненные ощущения в определенных биологически активных точках (БАТ), в определенных «энергетических» каналах цзин-ло (из китайской рефлексотерапии); наблюдаются отклонения в психических и психофизиологических состояниях человека. Эти данные подтверждены не только с позиции «житейской психологии». С целью проверки этой теории, на базе госпиталя Маунт Лебанон Хоспитал (Ливан, Бейрут), пилотажные исследования провела Т.А. Бочарова [3], проанализировавшая статистику обращений по поводу несчастных случаев в отделение скорой помощи госпиталя за несколько лет. В результате пилотажного исследования, основываясь на статистических данных, удалось выделить, в числе прочего, и цикл в 64 дня (табл. 1) в солнечном году, когда возрастает «травматизм и случаи проявления неадекватного поведения» [3].

Таблица 1.

Последовательность сбоев алгоритма переработки информации у человека в зависимости от

Солнечного^ календаря [3]

1 1 октября 17 31 декабря 33 1 апреля 49 2 июля

2 7 октября 18 6 января 34 7 апреля 50 9 июля

3 13 октября 19 11 января 35 13 апреля 51 15 июля

4 19 октября 20 17 января 36 19 апреля 52 21 июля

5 24 октября 21 23 января 37 12 апреля 53 27 июля

6 30 октября 22 28 января 38 30 апреля 54 1 августа

7 5 ноября 23 3 февраля 39 6 мая 55 6 август

8 10 ноября 24 9 февраля 40 11 мая 56 12 август

9 16 ноября 25 15 февраля 41 17 мая 57 18 август

10 22 ноября 26 20 февраля 42 23 мая 58 23 август

11 28 ноября 27 26 февраля 43 29 мая 59 29 август

12 3 декабря 28 4 марта 44 3 июня 60 3 сентября

13 8 декабря 29 9 марта 45 8 июня 61 8 сентября

14 14 декабря 30 15 марта 46 14 июня 62 14 сентября

15 19 декабря 31 21 марта 47 20 июня 63 20 сентября

16 25 декабря 32 27 марта 48 26 июня 64 26 сентября

Эти закономерности, отраженные в календарях, легли, с одной стороны, в основу ритуалов различных религий, а, с другой стороны, стали базисом создания систем психотелесных упражнений в боевых искусствах и оздоровительных гимнастиках Старого Китая. Однако данный

03 верхнее яо пятое яо

Км • V щ четвертое яо

И ^ У | третье яо

I НА второеяо

/ Щх* первое яо

Рис. 2. Схема шести сегментов человеческого тела в китайской психотелесной традиции [12].

нюанс постоянно игнорируют многие исследователи Старого Китая, акцентируя свое внимание либо на внешне-ритуальных аспектах, либо на физических упражнениях - не обращая внимание на этот, по сути, естественнонаучный базис исследования, беря, в качестве методологической основы, либо культурологическую компоненту, либо этнографическую, либо антропологическую.

Итак, древние религиозные ритуалы были привязаны к календарю, который, в свою очередь, привязывался к эмпирически наблюдаемым (т.е. визуально регистрируемым) изменениям в психических состояниях и психофизиологическом статусе населения. Эти закономерности, отраженные в календарях, легли, с одной стороны, в основу ритуалов различных религий, а, с другой стороны, стали базисом создания систем психотелесных упражнений в боевых искусствах и оздоровительных гимнастиках Старого Китая. Основным механизмом, связывающим внутреннюю психофизиологическую (хронобиологическую) составляющую и внешнюю полевую (физические поля) представляется механизм переработки информации у человека. Этот нюанс практически всегда игнорируют многие исследователи Старого Китая, акцентируя свое внимание либо на внешне-ритуальных аспектах, либо на физических упражнениях - не обращая внимание на этот, по сути, естественнонаучный базис исследования, беря, в качестве методологической основы, либо культурологическую компоненту, либо этнографическую, либо антропологическую. Это, по мнению авторов настоящей публикации, неверно. Авторы предлагают в качестве методологической основы исследований древних мистерий и ритуалов избрать теорию переработки информации у человека в контексте его зависимости от хронобиологических компонент. Или, по меньшей мере, ее не игнорировать.

Литература и источники

1. Анохин П.К. Принципы системной организации функций: сборник статей. - М.: Наука, 1971. - 315 с.

2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990. - 488 с.

3. Бочарова Т.А., Воронов И.А. Хронопсихотелесные причины травматизма и случаев проявления неадекватного поведения// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 36-41.

4. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - М.: Наука, 1983. - 344 с.

5. Воронов И.А. Восточно-Азиатская психотелесная теория личности в отечественной системе спортивных единоборств (историко-психологическое и экспериментальное исследование): дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2005. - 481 с.

6. Воронов И.А. Опыт перевода и расшифровки методики подготовки единоборцев китайского генерала Ци Цзигуана (XVI век) // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - №1. - С.129-138.

7. Жданов А.Б. Моделирование высшей нервной деятельности // Наука и жизнь - 2000. - №1, 2.

8. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию/ Пер. с англ. - М.: Мир, 1974. - 552 с.

9. ЛомовБ.Ф., СурковЕ.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980. - 280 с.

10. Максвелл Д.К. О регуляторах // Максвелл Д.К., Вышеградский И.А., Стодол А. Теория автоматического регулирования. -М.: изд. АН СССР, 1949. - С. 9-29.

11. Пантелеева Г.В. Антиципация в парадигме «прямой связи» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019.

- № 3 (169). - С. 441-446.

12. Чжоу, Ц. Дао И-цзина. - К.: София, 1996. - 368 с.

13. Rosen, R. Anticipatory Systems. Philosophical, Mathematical, and Methodological Foundations / Robert Rosen. - Second Edition.

- New York, London: Springer New York Dordrecht Heidelberg London, 2012. - 533 р.

14. Selfridge, O. Pandemonium: A paradigm for learning. In symposium on the mechanization of thought processes / O. Selfridge. -London, HM Stationery Office. 1959. - 567 p.

15. Welford, A.T. Fundamentals of Skill / A.T. Welford. Methuen, London, UK. - 426 р. Welford, A.T. Fundamentals of Skill / A.T. Welford. Methuen, London, UK. - 426 р.

References and Sources

1. Anohin P.K. Principy sistemnoj organizacii funkcij: sbornik statej. - M.: Nauka, 1971. - 315 s.

2. Bernshtejn N.A. Ocherki po fiziologii dvizhenij i fiziologii aktivnosti// Bernshtejn N.A. Fiziologiya dvizhenij i aktivnost'. -M.: Nauka, 1990. -488 s.

3. Bocharova T.A., Voronov I. A. Hronopsihotelesnye prichiny travmatizma i sluchaev proyavleniya neadekvatnogo povedeniya// Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. - № 9 (103). - S. 36-41.

4. Viner N. Kibernetika, ili upravlenie i svyaz' v zhivotnom i mashine. - M.: Nauka, 1983. - 344 s.

5. Voronov I.A. Vostochno-Aziatskaya psihotelesnaya teoriya lichnosti v otechestvennoj sisteme sportivnyh edinoborstv (istoriko-psihologicheskoe i eksperimental'noe issledovanie): dis. ... d-ra psihol. nauk. - SPb., 2005. - 481 s.

6. Voronov I.A. Opyt perevoda i rasshifrovki metodiki podgotovki edinoborcev kitajskogo generala Ci Cziguana (XVI vek) // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur. - 2016. - №1. - S.129-138.

7. Zhdanov A.B. Modelirovanie vysshej nervnoj deyatel'nosti // Nauka i zhizn' - 2000. - №1, 2.

8. Lindsej P., Normann D. Pererabotka informacii u cheloveka: Vvedenie v psihologiyu/ Per. s angl. - M.: Mir, 1974. - 552 s.

9. Lomov B.F., Surkov E.N. Anticipaciya v strukture deyatel'nosti. - M.: Nauka, 1980. - 280 s.

10. Maksvell D.K. O regulyatorah // Maksvell D.K., Vyshegradskij I.A., Stodol A. Teoriya avtomaticheskogo regulirovaniya. - M.: izd. AN SSSR, 1949. - S. 9-29.

11. Panteleeva G.V. Anticipaciya v paradigme «pryamoj svyazi» // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2019. - № 3 (169). - S. 441-446.

12. Chzhou, C. Dao I-czina. - K.: Sofiya, 1996. - 368 s.

13. Rosen, R. Anticipatory Systems. Philosophical, Mathematical, and Methodological Foundations / Robert Rosen. - Second Edition. - New York, London: Springer New York Dordrecht Heidelberg London, 2012. - 533 r.

14. Selfridge, O. Pandemonium: A paradigm for learning. In symposium on the mechanization of thought processes / O. Selfridge. - London, HM

Stationery Office. 1959. - 567 p.

15. Welford, A.T. Fundamentals of Skill / A.T. Welford. Methuen, London, UK. - 426 r. Welford, A.T. Fundamentals of Skill / A.T. Welford. Methuen, London, UK. - 426 r.

ВОРОНОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор психологических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, Восточно-Европейский Институт психоанализа, г. Санкт-Петербург (woronoff1960@mail.ru).

КУЛИКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - кандидат исторических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (oksovetnik09@gmail.com).

VORONOV, IGOR A. - doctor of Psychology, Professor, Vice-rector for research, Eastern European Institute of psychoanalysis, St. Petersburg (woronoff1960@mail.ru)

KULIKOVA, OLGA Yu. - Ph.D. in History, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg (oksovetnik09@gmail.com).

УДК 94(44).026:336.746«1337/1453» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-1-11-17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НУЖДИН О.И.

ДЕНЬГИ, ЧУТЬ НЕ ПОГУБИВШИЕ КОРОЛЕВСТВО: К ИСТОРИИ МОНЕТНОГО ОБРАЩЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ В НАЧАЛЕ XV В.

Ключевые слова: монетарная политика, Столетняя война, экономический кризис, девальвация, Французское королевство, Карл VI, Генрих V, дофин Карл.

В статье рассматриваются проблемы монетарной политики властей во Французском королевстве в первой четверти XV в. Исследуя особенности денежной политики, автор акцентирует внимание на причинах и последствиях девальвации денег, которая произошла в период с 1415 по 1422 гг. Показано, что специфику данного процесса определило совпадение нескольких факторов. В числе ключевых причин девальвации особо выделены: общеевропейский кризис, связанный с нехваткой драгоценных металлов, политический кризис в самой Франции, который привел к противостоянию короля Карла VI, герцогов Бургундии и дофина Карла, а также начавшееся английское завоевание. Эти объективные условия привели к распаду Франции на четыре сферы влияния. Связанная с этим борьба различных политических сил вызвала стремительную девальвацию серебряных денег и повлекла за собой экономический кризис, в принципе, облегчивший королю Генриху V завоевание Франции. Отмечается, что процесс девальвации денег усилил стремление не только к объединению страны, но и к восстановлению полноценной монеты.

NUZHDIN, O.I MONEY, ALMOST DESTROYING THE KINGDOM: TO THE HISTORY OF COIN CIRCULATION IN FRANCE AT THE BEGINNING OF THE XV CENTURY

Key words: monetary policy, Hundred Years War, economic crisis, devaluation, The French kingdom, Charles VI, Henry V, Dauphin Charles.

In the article considers the problems of the monetary policy of the authorities in the French kingdom in the first quarter of the XV century. Exploring the features of monetary policy, the author focuses on the causes and consequences of the devaluation of money, which occurred in the period from 1415 to 1422. It is shown that the specificity of this process was determined by the coincidence of several factors. Among the key reasons for the devaluation are highlighted: the pan-European crisis associated with a shortage of precious metals, the political crisis in France itself, which led to the confrontation between King Charles VI, the Dukes of Burgundy and the Dauphin Charles, as well as the beginning of the English conquest. These objective conditions led to the disintegration of France into four spheres of influence. The related struggle of various political forces caused a rapid devaluation of silver money and entailed an economic crisis, in principle, making it easier for King Henry V to conquer France. It is noted that the process of money devaluation has strengthened the desire not only to unite the country, but also to restore a full-fledged coin.

Причины стремительного завоевания Англией северной Франции в первой четверти XV в. по-прежнему вызывают вопросы и нуждаются в объяснении. Видимо, дело здесь не только в военном превосходстве английской армии и полководческом таланте Генриха V. Одна из причин, на наш взгляд, заключается в особенностях экономического состояния королевства Валуа в начале 20-х гг. XV века.

Известно, что к этому времени Французское королевство стало распадаться на части. Виной тому стал как внутренний кризис, вызванный противостоянием группировок арманьяков и бургиньонов, так и начавшаяся английская экспансия на континенте. Одним из немногих объединяющих моментов, продолжавших символизировать становившееся призрачным единство королевства Валуа, оставались деньги. Как это ни удивительно, но именно они сохранялись на всем пространстве противоборства, имели один и тот же вид и чеканились от имени одного и того же короля - Карла VI. Деньги являлись символом суверенитета вплоть до 1421 г., так как хождение по территории Франции английских ноблей официально не признавалось.

Денежное обращение Франции существовало во взаимосвязи с Европой, а для ее экономики существенной проблемой в начале XV в. стало отсутствие собственных источников золота и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.