Механизм обеспечения устойчивости развития сельских территорий
Гатауллин Ринат Фазлтдинович
д.э.н., профессор, Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение ФГБНУ Уфимского федерального исследовательского центра РАН, [email protected]
Сагатгареев Рафик Минифатихович
к.э.н., доцент, Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, гаШ[email protected]
В статье механизм развития сельских территорий рассматривается как система, определяющая инструменты, связи и которые определяют в них взаимообусловленность сельскохозяйственного производства, социальной сферы и экологии. Для преодоления негативных изменений в развитии села в постсоветский период, которые создали серьезные проблемы для устойчивости данных территорий, предложены меры по обновлению механизма управления, способствующие к обеспечению устойчивости их развития. Даны структура и функциональное назначение механизма обеспечения устойчивости развития сельских территорий, включающие стратегическое планирование их развития, финансово-бюджетные отношения и программы по решению существующих проблем села, страховую поддержку сельского хозяйства и государственный закуп сельхозпродукции. В качестве самостоятельных элементов данного механизма рассматриваются реорганизация системы местного самоуправления на селе, повышение эффективности функционирования местного самоуправления.
Ключевые слова: сельские территории, тенденции, устойчивость развития, меры, механизм, институты.
Статья выполнена в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН на 2018-2019 гг.
Введение. Актуальность исследования данной проблемы определяется переходом на стратегический метод управления муниципальными образованиями, масштабами накопившихся на селе экономических, социальных, демографических проблем и степенью их изучения.
Теоретической и методологической основой нашего исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области устойчивого развития сельских территорий, агропромышленного производства и развития местного самоуправления. В качестве информационной базы для расчетов использованы материалы органов статистики.
Основная часть. Сельские территории представляют собой систему взаимосвязанных экономических, социальных и экологических элементов, в которой системообразующую роль играют сельскохозяйственное производство и исторически обусловленный им определенный тип расселения и образа жизни населения.
Использование системного подхода в изучении проблем сельских территорий обусловлено:
1. Множественностью элементов, обуславливающих содержание данной системы.
2. Их иерархичностью.
3. Спецификой внешних связей каждого элемента.
4. Изменчивостью внутренних связей в данной системе.
В настоящее время сельские территории, как социально-экономическая система, характеризуются большей открытостью. Только численность работающих по вахтовому методу в сельских районах Республики Башкортостан в 2,8 раза превышает занятость в сельскохозяйственных предприятиях, составляя 9,3% от всего трудоспособного населения на селе. Еще больше сельского населения вовлечены во внутренние миграции. В пригородных районах преобладающая часть сельского населения охвачена маятниковой миграцией.
При социализме основными работодателями на селе являлись сельскохозяйственные предприятия. Кадровый потенциал села, соответственно, был представлен профессиями присущими сельскохозяйственному производству. Сегодня произошла диверсификация профессий и занятости на селе. Главными работодателями на селе стали бюджетные учреждения, которые все более концентрируются в крупных населенных пунктах.
В условиях, когда исчезли животноводческие фермы, увеличились брошенные площади под пашню, сократились рабочие места, особенно в небольших селах.
В Республике Башкортостан в 1990-2017 гг. площади под пашню сократились более чем на 1,2 млн га, в том числе в сельскохозяйственных организациях на 1,9 млн га. Сокращение площадей под пашню в сельскохозяйственных организациях в некоторой степени были компенсированы их ростом в крестьянских и личных подсобных хозяйствах граждан [1].
До сих пор наиболее трудоемким на селе остается производство животноводческой продукции. В 2017 году поголовье крупного рогатого скота составило 1,1 млн голов, против дореформенного 1990 г. в 2,4 млн голов. Существующее поголовье чуть превышало цифру за довоенный 1916 г. Поголовье скота после революции на таком уровне было только в 1942-1958 гг.
Поголовье коров сегодня составило 460 тыс. голов против 813 тыс. в 1990 г. Значение данного показателя было заметно ниже цифр столетней давности (1916- г. - 584 тыс. голов), чуть превышая уровень 1941-1957 гг.
Заметно сокращение поголовья свиней. Сегодня эта цифра составляет 430 тыс. голов, 1195 тыс. - в 1990 г. В пореформенный период овцеводство в Республике Башкортостан перестало быть отраслью специализации. За анализируемый период поголовье овец и коз сократилось с 2479 тыс. голов до 836 тыс.
Структурные изменения в сельскохозяйственном производстве, связанные с вымыванием крупных многопрофильных хозяйств, перемещением функции основного производителя продуктов питания в сектор ЛПХ, превратили отрасль в достаточно уязвимую сферу деятельности [2]. В новых условиях снизился технический уровень
О £
ю
5
V
2 е
9
«
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
производства, использование минеральных удобрений и пестицидов. Ухудшилось также качество ветеринарного обслуживания скота и птицы, усилилась угроза распространения ящура, птичьего гриппа и других болезней.
Разрушение системы семеноводства, работы над улучшением породности скота подрывают устойчивость развития отрасли, что не может не отразиться в социальном развитии села.
В дореформенный период несельскохозяйственные виды деятельности на селе (строительство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, энергетика, торговля) были тесно взаимосвязаны с сельскохозяйственным производством. Была налицо системообразующая роль сельского хозяйства [3].
В настоящее время доходы сельского населения перестали определяться состоянием дел в отрасли сельскохозяйственного производства. Первичная переработка сельскохозяйственной продукции, обслуживание сельского хозяйства (ветеринарное, энергетическое, химическое, ремонтно-механическое и т.д.) остались в истории. Даже торговля на селе, которое через систему потребительских обществ как-то обеспечивало более или менее сбалансированный обмен товаров между городом и селом, исчезла. Несельскохозяйственные виды деятельности все более концентрируются в пригородных села. В данном случае инвесторов привлекает и относительная дешевизна земли [4].
В новых условиях системообразующая функция сельскохозяйственного производства в развитии сельских территорий выступает не совсем явно. Вместо сельскохозяйственного производства на эту роль все более претендует сельский образ жизни в целом, чья специфика выражена в возможности:
- вести ЛПХ, на продукцию которого до сих пор приходится значительная часть личного потребления на селе;
- реализовать полнее трудовой потенциал, в том числе пожилых людей, подростков и инвалидов;
- обеспечить семье более высокий уровень потребления нежели это можно было достигнуть при существующем объеме денежных доходов;
- жить в экологически чистой территории;
- сохранить существующие традиции и ценности предыдущих поколений.
Иерархичность видов деятельности на селе в новых условиях представлена не в такой явной форме, но системооб-
Рис. 1. Обеспечение устойчивости развития сельских территорий
разующую роль сельскохозяйственного производства нельзя принизить. Иначе вместо села мы бы получили совокупность неких мелких населенных пунктов, отличающихся от городов только численностью населения. Перечисленные выше особенности сельских территорий будут определять их суть и в будущем.
Связь с землей, и в этом случае остается важнейшим фактором. Внутри системы связи, конечно, усложняется, они не будут реализовываться на базе административно-командных методов управления. Личные интересы в новых условиях должны обеспечить использование всех преимуществ села во благо людей.
Вместо плановых заданий на производство сельскохозяйственной продукции уже давно используется система государственного закупа на основе рыночных методов. Но до сих пор большая часть сельской элиты, определяя будущее родной земли все еще уповает на помощь государства. Сегодня селяне сами должны устроить свое будущее. Конечно, в условиях существующего монополизма товаропроводящих сетей, дисбаланса цен селяне не могут без помощи государственных органов решать все свои проблемы. Поэтому основная функция государства сегодня по отношению к селу - создать справедливый обмен резуль-
татами труда, без которого нельзя обеспечить устойчивость развития сельских территорий. Другое направление обеспечения устойчивости сельских территорий - их переориентация на инновационный путь развития [5].
В экономической литературе существует мнение, что подход к региону, как к социуму (общности людей, живущих на определенной территории), выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения [6].
На рисунке 1 на примере системы социально-экономического развития сельских территорий показан механизм обеспечения устойчивости сельских территорий.
Устойчивость развития сельских территорий предполагает опережающие темпы формирования человеческого капитала, что требует серьезных сдвигов в уровне доходов сельского населения и в развитии социальной инфраструктуры села.
В области занятости основной акцент сегодня должен быть сделан на диверсификацию сельской экономики, на развитие несельскохозяйственных видов деятельности. Что касается сельхозпро-
Рис. 2. Механизм обеспечения устойчивости развития сельских территорий
изводства, требуется рост производства конкурентоспособной продукции и сохранение нынешнего значения ЛПХ.
В различных стратегиях и программах по развитию сельских территорий говорится о необходимости улучшения качества жизни населения [7]. Это соответствует функциональной роли человеческого фактора в развитии экономики. Системообразующим фактором и в развитии сельских территорий остается человек. По этому принципу сельские территории не отличаются от городов. Различие только в том, что в воспроизводстве данного фактора на селе выше роль земли, природного фактора. И в этом случае земля и природа в целом остаются фактором развития человека, а не наоборот.
Обеспечение устойчивости развития сельских территорий возможно лишь при опережающем росте человеческого капитала территории. При отсутствии надлежащих условий нельзя говорить о конкурентоспособности сельских территорий как места жительства.
Рассмотрим структуру механизма обеспечения устойчивого развития сельских территорий (рис.2).
Механизм обеспечения устойчивого развития сельских территорий включает такие его инструменты как стратегическое планирование развитием сельских территорий, финансово-бюджетные отношения по развитию сельских территорий, государственные закупки, программы по решению проблем сельских тер-
риторий и страховая поддержка в сельских территориях. Кроме этого обеспечение устойчивости развития сельских территорий требует реорганизации системы самоуправления на селе, создание муниципальных образований смешанного типа, включающих как городские, так и сельские поселения, что нацелено на обеспечение их финансовой самостоятельности. Устойчивое развитие сельских территорий также предполагает борьбу с коррупцией и повышение уровня квалификации управленцев.
Устойчивое развитие сельских территорий базируется на законодательстве, которое регулирует решение данных проблем и объединяет федеральные и региональные правовые акты.
Как уже отмечалось, устойчивость развития сельских территорий в настоящее время определяется посредством формирования человеческого капитала и его конкурентоспособности. Поэтому описываемый механизм направлен на человека, на создание в конкретной территории всех условий для формирования конкурентоспособного человеческого капитала. Отсюда: все индикаторы разрабатываемых стратегий социально-экономического развития муниципальных образований сельских территорий должны образовать иерархическую систему, направленную на решение данной задачи.
При этом можно отметить следующие актуальные задачи, решение которых должно обеспечить устойчивое развитие сельскихтерриторий:
- рост личных доходов сельских жителей;
- создание дополнительных рабочих мест, снижение безработицы;
- обеспечение положительной динамики численности населения;
- повышение кадрового потенциала территорий;
- повышение качества деятельности учебных заведений, учреждений здравоохранения и культуры на селе;
- рост доходов местных бюджетов;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- увеличение объема привлекаемых инвестиций;
- повышение доли инновационной продукции;
- рост производства сельскохозяйственной продукции по ее видам.
Особое значение сельскохозяйственного производства для развития сельских территорий требует решение следующих специфических задач:
- восстановление пашенных угодий до уровня начала реформ;
- восстановление поголовья скота;
- привлечение инвестиций на развитие сельскохозяйственного производства;
- развитие кооперации на селе;
- подготовка кадров сельскохозяйственного профиля.
Угрозой для устойчивого развития сельских территорий является существующая разнонаправленность векторов в принятии мер по его осуществлению. В результате возникают диспропорции между их экономическим, социальным и демографическим развитием, что приводит к немалым потерям, росту миграции сельского населения, когда оно как бы «голосует ногами».
Данная проблема может быть решена при следующих условиях:
- повышения ответственности глав администраций муниципальных образований;
- укрепления ресурсной базы последних.
Важным условием обеспечения устойчивости развития сельских территорий является качественный мониторинг данного процесса со стороны региональных органов власти. И не только в плане оценки ситуации, но и своевременного купирования нежелательных тенденций.
Заключение
Реализация научно-обоснованной и эффективной государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий означает не только обес-
© £
Ю
I
V
2 е
9
печение достойной жизни для десятков миллионов сельчан, но и использование преимуществ нашей страны в смысле высокого уровня землеобеспечения, наличия экономически чистых зон для проживания в целях повышения качества жизни всего населения, предотвращения его оттока в другие страны.
Литература
1. Галикеев Р.Н. Оценка степени влияния ресурсов на эффективность сельскохозяйственного производства // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2014. - № 4 (120). - С. 60-65
2. Галикеев Р.Н., Мударисов М.М. Эффективность использования земельных ресурсов в Республике Башкортостан // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - № 4. - С.1762-1766.
3. Институциональные основы модернизации агропромышленного комплекса региона (на примере Республики Башкортостан): коллективная монография / Гатауллин Р.Ф. и др. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2014. - 200 с.
4. Ахметов В.Я. Этническое предпринимательство и его роль в развитии экономики современного села (на примере юго- и северо-восточных районов Республики Башкортостан // Экономика сельского хозяйства России. - 2018. -№ 5. - С. 77-81
5. Гатауллин Р.Ф., Гайфуллин А.Ю., Каримов А.Г. Устойчивость и безопасность в социально-экономическом развитии регионов: монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - 184 с.
6. Федотова М.Ю., Ломакин А.А. Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования: монография. - Пенза: РИО ПГСХА, 2013. - 200 с.
7. Ахметов В.Я., Якшимбетова Г.И. «Точки роста» экономики современного села (на примере сельских районов Республики Башкортостан) [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. -2018. - № 2. - Режим доступа: https:// esj.today/PDF/66ECVN218.pdf (доступ свободный).
Ensuring sustainable development of rural
territories Gataullin R.F., Sagatgareev R.M.
Ufa Federal Research Centre of Russian Academy of Sciences
In the article the mechanism of development of rural areas is considered as a system that determines the tools, connections and which determine in them the interdependence of agricultural production, social sphere and ecology. To overcome the negative changes in the development of rural areas in the postSoviet period, which created serious problems for the sustainability of these areas, measures to update the management mechanism, contributing to the sustainability of their development. The structure and functional purpose of the mechanism of sustainable development of rural areas, including strategic planning of their development, financial and budgetary relations and programs to address the existing problems
of the village, insurance support for agriculture and public procurement of agricultural products. The reorganization of the system of local self-government in rural areas, improving the efficiency of local self-government are considered as independent elements of this mechanism.
Key words: rural areas, trends, sustainable development, measures, mechanism, institutions. References
1. Galikeev R.N. Assessment of the impact of
resources on the efficiency of agricultural production // Economics and Management: a scientific journal. - 2014. - № 4 (120). - p. 60-65
2. Galikeev R.N., Mudarisov M.M. Efficiency of
land use in the Republic of Bashkortostan // Bulletin of the Bashkir University. - 2012. - V. 17. - № 4. - C.1762-1766.
3. Institutional bases of modernization of the agro-
industrial complex of the region (on the example of the Republic of Bashkortostan): a collective monograph / Gataullin R.F. and others. - Ufa: ISEI USC RAS, 2014. - 200 p.
4. Akhmetov V.Ya. Ethnic entrepreneurship and its
role in the development of the economy of the modern village (on the example of the south- and north-eastern regions of the Republic of Bashkortostan // Economics of Agriculture of Russia. - 2018. - № 5. - P. 7781
5. Gataullin R.F., Gaifullin A.Y., Karimov A.G.
Sustainability and safety in the socio-economic development of regions: a monograph. - Ufa: RIC BashGU, 2015. - 184 p.
6. Fedotova M.Yu., Lomakin A.A. Sustainable
development of rural areas as a direction of their functioning strategy: monograph. - Penza: RIO PGSA, 2013. - 200 p.
7. Akhmetov V.Ya., Yakshimbetova G.I. «Points of
growth» of the economy of the modern village (on the example of rural areas of the Republic of Bashkortostan) [Electronic resource] // Bulletin of Eurasian science. - 2018. - № 2. -Access mode: https://esj.today/PDF/ 66ECVN218.pdf (free access).