УДК 342
МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А. А. Куковский, аспирант кафедры теории и истории государства и права Южно-
Уральского государственного университета
Освещается совершенствование подходов к пониманию феномена механизма государства в связи с динамичным развитием государства и общества, анализируются подходы к определениям «орган государства», «система обеспечения безопасности государства».
Ключевые слова: национальная безопасность, государство, общество, интересы.
Механизм государства есть та организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Мы придерживаемся той точки зрения, где функции, а, следовательно, и сам механизм государства представлены в динамике, постоянно видоизменяясь и подстраиваясь под конкретно сложившуюся ситуацию. Можно сказать, что «механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства»1.
До недавнего времени широкое распространение имело определение механизма государства, предложенное В. В. Копейчико-вым: «Механизм государства включает в себя всю систему советских государственных организаций - организованных государством коллективом людей, обеспечивающих руководство и непосредственное осуществление функций... государства. Государственные организации, образующие в своей совокупности механизм государства, в зависимости от существа стоящих перед ними задач (своего основного назначения) и вытекающих отсюда различий в компетенции, порядке образования, внутренней структуре и т.д. делятся на органы государства, государственные предприятия и государственные учреждения»2.
В юридической литературе имеют место также и иные определения понятия механизма государства. М. И. Байтин описывает механизм современного государства «как пронизанную едиными, законодательно закрепленными принципами, основанную на разделении властей и располагающую необходимыми материальными придатками систему государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства»3.
Н. А. Пьянов считает, что органу государства можно дать следующее краткое определение: это структурно обособленная часть государственного аппарата, которая наделена властными полномочиями и с помощью которой осуществляются определенные задачи и функции государства. Вместе с тем данное определение не раскрывает в полной мере понятия государственного органа, поскольку не охватывает всех существенных его призна-
4
КОВ .
С. С. Алексеев определяет государственный орган как организацию или учреждение, выполняющее государственные задачи и наделенное соответствующими властными полномочиями5.
Основополагающими принципами государственного регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности являются ориентация на государственно-правовой механизм противодействия угрозам национальной безопасности и реализация национальных интересов и целей. Исполняя политическую и социальную функции, Российское государство целенаправленно воздействует на сферу обеспечения национальной безопасности с помощью определенных средств и системы своих органов - в этом проявляется сущность государственного регулирования деятельности по обеспечению национальной безопасности.
Механизм обеспечения национальной безопасности может быть представлен в узком и широком смысле. При рассмотрении в узком смысле он выступает как составная часть государственного механизма и представляет собой систему государственных организаций, органов, учреждений, а также негосударственных институтов, специально создаваемых для обеспечения безопасности либо наделяемых специальной функцией на опре-
Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
деленный период времени, взятую в их взаимодействии и практическом функционировании. Элементами механизма обеспечения безопасности в этом случае выступают: 1) государственные органы и организации, осуществление функции обеспечения безопасности для которых является основной; 2) государственные органы и организации, осуществление функции обеспечения безопасности для которых является производной и реализуется в случае возникновения соответствующих угроз; 3) негосударственные организации, привлекаемые государством либо непосредственно создаваемые обществом для выполнения функции обеспечения национальной безопасности6.
В широком смысле механизм обеспечения национальной безопасности представляет собой систему средств, с помощью которых осуществляется результативное воздействие на подвергшиеся угрозам общественные отношения и социальные процессы с целью защиты жизненно важных интересов общества и государства. В качестве таких средств, помимо собственно организаций, осуществляющих функцию обеспечения безопасности, выступают нормативно-правовая база, лежащая в основе формирования и функционирования соответствующих организаций и их взаимодействия по достижению цели обеспечения безопасности; методы, способы, приемы, используемые субъектами обеспечения безопасности для решения стоящих перед ними задач7.
Механизм обеспечения национальной безопасности - динамическая система, в рамках которой можно выделить следующие стадии: формулирование интересов, защита которых будет обеспечиваться; выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества и государства; выработка системы мер по противодействию угрозам; нейтрализация угроз; осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности. Эффективность механизма обеспечения национальной безопасности во многом определяется тем, насколько он способен содействовать сохранению единства нации, стабильности общественных отношений, воспроизводству национально-культурных ценностей, преодолению политических, военных, экономических, социальных кризисов, может ли создать предпосылки стабильного развития. Это не только главный критерий эффек-
тивности механизма обеспечения государственных интересов и национальной безопасности, но и его непосредственная задача8.
Основным структурным элементом механизма государства является система его государственных органов и учреждений, обеспечивающих защиту основных интересов государства и общества. Субъектная составляющая феномена «безопасность» также предполагает наличие системы органов, осуществляющих решение проблем в сфере безопасности личности, общества и государства, обеспечивающих «защищенность» и «ориентацию на прогрессивное развитие», которые находят свое проявление в «состоянии защищенности личности, имущества, общества и государства»9; «обеспечении личной безопасности граждан», «обеспечении общественной безопасности»10; «обеспечении экономической безопасности»11 и др. Одним из важнейших субъектов обеспечения безопасности личности, общества и государства может рассматриваться правоохранительная система государства - целостная совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность личности, общества и государства от противоправных действий12.
Интересной представляется точка зрения Н. С. Лабуша, который параллельно с традиционным механизмом государства выделяет альтернативные группы органов, при помощи которых государство осуществляет некоторые свои функции: «...в механизме государства предлагается различать органы, осуществляющие все его основные функции, и органы, осуществляющие представительные функции... различные органы отраслевого управления и такие специальные органы и учреждения, как суд, прокуратура, армия, милиция и др. Среди многообразия функций государства возможно выделение однородных, которые осуществляются преимущественно силовыми (насильственными) средствами, и таких внешних функций, как оборонная - защита границ и территории страны - и военноагрессивная - вмешательство в дела других стран, захват территории и т.д. Объединив органы, выполняющие однородные функции государства преимущественно средствами принуждения и обеспечивающие их, мы можем говорить о совокупности силовых структур государства, образующих силовой механизм»13.
10
Вестник ЮУрГУ, № 38, 2010
Куковский А. А.
Механизм обеспечения национальной безопасности
По нашему мнению, именно базовая потребность общества в безопасности, защите от внешних и внутренних угроз и определила возникновение системы органов, осуществляющих функции защиты. Государственные органы по осуществлению безопасности государства и общества должны быть выделены в особую, базовую систему органов государства, составив, таким образом, основной элемент механизма государства.
Представляется правильным выделить из системы органов государственного управления систему органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, определив их как государственно-властные органы, включающие систему оперативных подразделений и должностных лиц, специально созданных для охраны внешней и внутренней безопасности государства, обеспечивающих незыблемость конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан и действующих на основании и в строгом соответствии с законом.
1 Теория государства и права: курс лекций / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 153.
2 Копейчиков В. В. Механизм социалистического государства. М., 1968. С. 30.
3 Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3. С. 9.
4 Вопросы теории и истории государства и права // Консультации по теории государства и права. СЮВ. 2002. № 1.
5 Алексеев С. С. Государство и право. М., 1994.
6 Нижник Н. С. // Национальная безопасность: концептуальные основания и феноменологическая характеристика // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности: сборник научных докладов: в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. В. В. Грохотова, Б. Н. Ковалев, Е. А. Макарова. Великий Новгород, 2008.
7 Колокольцев В. А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: дис.... д-раюрид. наук. СПб., 2005.
8 Нижник Н. С. Указ. соч.
9 См.: Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.
10 Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 2000. № 46. Ст. 4537.
11 См.: Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 24 февраля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 1.
12 Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. // Правоохранительная система как субъект обеспечения безопасности личности, общества и государства // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности: сборник научных докладов: в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. В. В. Грохотова, Б. Н. Ковалев, Е. А. Макарова. Великий Новгород, 2008.
13 Лабуш Н. С. Силовой механизм государства и обеспечение национально безопасности // Геополитика. М., 2004. С. 413.
Статья поступила в редакцию 22 сентября 2010 г.