Научная статья на тему '2. 9. Некоторые подходы к вопросу о государстве как системе по обеспечению безопасности'

2. 9. Некоторые подходы к вопросу о государстве как системе по обеспечению безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / THE STATE / NATIONAL SAFETY / THE PERSON / A SO-CIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куковский Антон Александрович

Научная статья посвящена исследова-нию вопроса определения государства как целост-ной системы по обеспечению национальной безопас-ности. Проводится теоретико-правовой анализ оп-ределения понятия государства, анализируется современное законодательство, регулирующее обеспечение национальной безопасности на терри-тории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO A QUESTION ON THE STATE AS TO SYSTEM ON MAINTENANCE OF NATIONAL SAFETY

The article is devoted research of a question of definition of the state as complete system on mainten-ance of national safety. The theoretic-legal analysis of de-finition of concept of the state is carried out, the modern legislation regulating maintenance of national safety in ter-ritory of the Russian Federation is analyzed.

Текст научной работы на тему «2. 9. Некоторые подходы к вопросу о государстве как системе по обеспечению безопасности»

2.9. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕ КАК СИСТЕМЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

Куковский Антон Александрович, аспирант. Место учебы: кафедра Теории и истории государства и права, юридический факультет, Южно-Уральский государственный университет. E-mail: arm-group@mail.ru

Аннотация: Научная статья посвящена исследованию вопроса определения государства как целостной системы по обеспечению национальной безопасности. Проводится теоретико-правовой анализ определения понятия государства, анализируется современное законодательство, регулирующее обеспечение национальной безопасности на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: государство, национальная безопасность, личность, общество.

SOME APPROACHES TO A QUESTION ON THE STATE AS TO SYSTEM ON MAINTENANCE OF NATIONAL SAFETY

Kukovskij Anton Aleksandrovish, postgraduate student.

Place of study: Theory and history of state and law chair, law department, South Urals state university. E-mail: arm-group@mail.ru

Annotation: The article is devoted research of a question of definition of the state as complete system on maintenance of national safety. The theoretic-legal analysis of definition of concept of the state is carried out, the modern legislation regulating maintenance of national safety in territory of the Russian Federation is analyzed.

Keywords: the state, national safety, the person, a society.

В современной юридической науке существует значительное количество подходов к определению понятия государства. В связи с этим Л.Гумплович отмечал, что: «сколько существовало государствоведов и философов, столько существовало и определений госу-1

дарства» .

Т. Гоббс рассматривал образование государства как следствие страха, который толкает людей к объединению в государство посредством заключения общественного договора на уровне каждого индивида.

Парсонс обнаружил в этой схеме парадокс: если люди вдруг решат не угрожать друг другу и солидарность между индивидами восторжествует, общественный договор распадается. То есть, солидарность, создающая социум, должна пожрать сама себя2.

В зарубежной юридической науке под государством понимают «...независимую централизованную социально-политическую организацию для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по

1 Гумплович Л. Общее учение о государстве.М., 1994. С.36.

2 Савельев А. Проблемы теории национальной безопасно-сти.М., 2005. С. 147.

крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности»3.

Э. Геллнер определяет государство как «...специализированную и концентрированную силу поддержания порядка, как институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка, которая существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни»4.

В.И. Власов указывает на смешение понятия «государство» и тех социальных классов, которые управляют общими делами организованного общества, например: «в этом государстве.» и «государство настаивает на более интенсивном вмешательстве в экономику»5

И.В. Питеркин предлагает множество существующих определений условно разделить на несколько групп: понимание государства как союза людей, как сообщества (Аристотель, Г.Гроций, Б.Чичерин и др.); государство как сложный механизм (А.Н.Радищев, В.И.Ленин и др.); отождествление государства и аппарата государства свойственно представителям западной кон-цекпции (в частности, П.Пернталер рассматривает государство как систему, управляющую обществом, как особый аппарат, выделившийся из общества)6.

Л.Е. Гринин указывает на то, что «государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий»7.

Лазарев В.В. предлагает следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»8.

Исходя из приведенных определений государства можно сделать вывод о том, что большинство авторов выделяют такие признаки в определении государства как наличие единой территории и суверенитета; населения, образующего особую политическую организацию общества; верховенство закона на всей территории государства; наличие аппарата управления, состоящего из специальных органов государства; наличие экономической системы. По нашему мнению, на современном этапе развития государства и общества можно было бы выделить систему по защите общества и самого государства от внешних и внутренних угроз, имея в виду, что под системой мы подразумеваем совокупность множества взаимосвязанных объек-

3 Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255.

4 Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. — М., 1991. С.28.

5 Власов В. И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 70-75.

6 И.В. Питеркин Безопасность - цель создания государства. СПб, 2007. С. 214.

7 Гринин Л. Е. 1997. Формации и цивилизации: социальнополитические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20

8 Лазарева В. В. Общая теория права и государства. М.1994,

с.23

ГОСУДАРСТВО КАК СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ

Куковский А. А.

тов, обладающих свойствами организации, связанности и совокупности9.

В античности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Стоики истолковывали систему как мировой порядок. Платон и Аристотель большое внимание уделяли особенностями системы знания и системе элементов (основных качеств и свойств) мировоззрения. Понятие системы органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры, иерархии, мно-гоуровневости и др.

В настоящее время определение понятия «система» многозначно. Понимание данной категории рассмотрено в работах Л. фон Берталанфи, А. Холла, У. Гос-линга, Р. Акоффа, К. Уотта и др.

Л. Фон Берталанфи определил систему как “комплекс взаимодействующих компонентов” или как “совокупность элементов, находящихся в определенных

’--и 10

отношения друг с другом и со средой .

В.Г. Афанасьев, опираясь на категорию целостность, пишет: «. следует определить целое, целостную систему как совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегральных качеств, не свойственных образующим ее частям компонентам»11. Далее В.Г. Афанасьев отмечает: «Целостная система - это такая система, в которой внутренние связи частей между собой являются преобладающими по отношении к движению этих частей и к внешнему воздействию на них».

А.Н. Аверьянов понимает систему как ограниченное множество взаимодействующих элементов.

В основу определения системы берут категорию «организация»

Так А.Д. Урсул считает, что всякая реальная система обладает организацией, но не всякая организация выступает как система. Любая система в большой или меньшей мере организация. Организацию же рассматривают в двух аспектах: как свойство материи и как продукт деятельности человека. «Организационная система - это целостное образование направленного действия, состоящее из организационно взаимосвязанных элементов (людей, коллективов) и обладающее функцией»12.

А.В. Поздняков рассматривает государство как целостную самоорганизующуюся систему, структура которой определяется строгими функциональными отношениями между составляющими это государство частями. В их качестве должны выступать территориальные социально-экономические единицы, наделенные, независимо от населяющих их народов, равными управляющими функциями. Отсюда следует, что разделение государства по национальным признакам есть не только незакономерный процесс, не соответствующий общественным тенденциям развития, но и не отвечающий объективно действующим принципам самоорганизации и потому ведущий к деградации социосистем.

Система обеспечения национальной безопасности — это совокупность органов, сил и средств, осуществляющих в соответствии с законом меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспече-

9 Информационный ресурс// www.wikipedia.org

10 Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003. С. 123.

11 Емельянова А.А. Системный анализ в управлении. М., 2003. С. 125.

12 Акимова Т.А. Теория организации. М., 2003. С. 217.

ние безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Действие государства как системы по обеспечению безопасности можно рассматривать по объекту защиты, выделив в качестве объектов государство и общество, тем самым обозначив направления обеспечения безопасности - внешнее и внутреннее. Защита государством самого себя возможно от угроз по нарушению его территориальной целостности извне, или изменение существующего государственного строя изнутри. Защита же общества осуществляется государством исходя из реальных угроз жизненно важным интересам совокупности индивидов. Тем самым государство как система обеспечения безопасности по отношению к обществу защищает прежде всего личность, ее права и свободы, гарантирующие само существование человека.

За государством признается активная объективная роль в обеспечении безопасности личности, гарантировании ей прав и свобод, то есть государство берет на себя целый круг обязательств по отношению к безопасности личности. Взаимоотношения личности и государства, личности и общества строятся на основе единства их прав и обязанностей по отношению друг к другу. Следует отметить, что только при таком соотношении осуществляется баланс интересов личности, общества и государства, только таким способом возможно достичь стабильности, мирного разрешения возникающих проблем и конфликтов13.

Государство это гарант безопасности личности и общества, который посредством реализации своей социальной и иных функций обеспечивает безопасность личности и всего общества. Выполнение функций субъекта обеспечения безопасности личности определяло надклассовый характер государства, которое должно в равной степени заботиться о соблюдении интересов всех слоев общества посред-

14

ством права14.

М.Ю.Зеленков15, В.М. Редкоус16, С.М. Миронов указывают на то, что в качестве основных признаются такие положения, как: приоритет безопасности государства; отсутствие естественных прав человека на безопасность; отрицание ограничения власти государства правами человека; приоритет права государства; поглощение государством гражданского общества, либо контроль над ним; приоритет социальноэкономических прав личности; уничтожение частной собственности как средства эксплуатации человека человеком; контроль государства за сферой науки и образования17.

Государство осуществляет функции по защите общества и государства от внутренних и внешних угроз через аппарат государства, наделяя его специальными полномочиями, оставаясь при этом надсистемой по

13 Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2003. С. 31.

14 Н. С. Нижник Национальная безопасность: концептуальные основания и феноменологическая характеристика. М., 2007. С. 115.

15 М.Ю.Зеленков//Правовые основы общей теории безопасности российского государства в XXI веке//

16 Основные приоритеты правового регулирования отношений в области обеспечения национальной безопасности в государст-вах-участниках СНГ в современных условиях//Право и государство: теория и практика. 2008. № 4(40). С. 72-78.

17 Н.С. Нижник Национальная безопасность: концептуальные основания и феноменологическая характеристика. М., 2007. С. 64.

отношению к системе органов государственной власти.

Определенный интерес представляет позиция Ю.А. Аврутина, который рассматривает государство как субъект правоохранительной системы, а определяющий его как субъект юридической ответственности, который обладает объективным основанием для ее обеспечения - казной. Интересы государства охраняют и защищают правоохранительные органы (ими и представлено государство в правоохранительной системе), от эффективности деятельности которых зависит результативность функционирования правоохранительной системы, состояние законности и право-порядка18, уровень обеспеченности безопасности личности, общества и государства.

Для значительного большинства граждан государство, государственность являются ценностью как институт, обеспечивающий гарантии безопасности и защиту прав человека. События, связанные с ликвидацией СССР, проблематичность устойчивого существования СНГ, различные конфликты выдвинули на первый план проблему защиты самого государства от различных внешних и внутренних посягательств.

Не только государство является субъектом обеспечения национальной безопасности, но и личность, социальные общности и институты, то есть общество в целом. Государство выступает основным субъектом в силу того, что оно наделено соответствующими правами и полномочиями, имеет специальные институты, органы и службы, с помощью которых осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности.

Заявленные в Конституции РФ приоритет прав личности, гражданина и понимание безопасности как равной, неделимой для всего человеческого сообщества показывают, что и другие субъекты играют важную роль в обеспечении национальной безопасности, к ним относятся и религиозные организации. Такой подход нашел отражение в федеральном законе «О безопасности»: «граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом».

Государство есть видоизменяемая и динамичная система, установленная обществом для выполнения функций защиты посредством системы государственных органов, которую условно можно было назвать «государство для общества» и эволюционировавшая в самостоятельную, независимую систему «единое государство», автоматически выполняющая функции защиты от внешних и внутренних посягательств, номинально зависящая от интересов общества, подчиненная небольшой группе «управляющих» этой системой.

При этом все прежние признаки государства, а именно публичная власть, аппарат управления, система права, суверенитет, гражданство, налоговые сборы, территория и границы, политическая деятельность, собственная денежная система, государственные символы, вооружённые силы сохраняются, но под влиянием различных внешних или внутренних факторов могут видоизменяться.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью аспирата кафедры Теории и истории государства и права Юридического факультета Южно-Уральского государственного университета Куковского Антона Александровича •«Некогорые по.паш к вопросу о юсудярстяе как системе по обеспечению бе топасиоо н»

Проблемы обеспечения национальной безопасности являются актуальными на современном этапе развития общества и государства.

Представленная тема исследования позволяет акцентировав внимание на теоретическом и правовом аспектах разрешения ключевой проблемы рассмотрении государства как системы по обеспечению безопасности.

Научная новизна определяется тем, что данная научная работа является одной ю первых работ, в которой предметом комплексного изучения стал теоретико-правовой анализ определения понятия государства в рамках системы по обеспечению безопасности.

Особый интерес представляет проведенный автором аншни определения понятия государства с позиции авторов различных исторических эпох.

Кроме того, немаловажным для разрешения проблемы определения государства как системы обеспечения безопасности является изучение автором законодательства Российской Федерации.

Итучеинс палов формирования представлений о государстве кок системе по обеспечению безопасности позволяет выделить основные сущностные признаки, принципы и основные направления деятельности государства, составляющие общее определение понятия категории

Доктор юридических наук, профессор кафедры

«Теории и истории государства и права»

Юридического факультета

18 Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: (опыт системного исследования). СПб, 1998, С. 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.