Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РИСК / УГРОЗА / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ECONOMIC SECURITY / EDUCATIONAL INSTITUTION / RISK / THREAT / SECURITY MECHANISMS / BUDGET FINANCING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родионов Александр Владимирович, Бурбело Олег Анатольевич, Жокабине Наталья Федоровна

Статья посвящена актуальным вопросам экономической безопасности в высших образовательных учреждениях. Дается анализ различных подходов к определению понятия экономической безопасности образовательного учреждения в современной экономике. Определена роль финансирования высшего образования в обеспечении экономической безопасности, проанализированы фактические данные о финансировании образования. Систематизированы составляющие механизма обеспечения экономической безопасности образовательного учреждения, определены методы его обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Родионов Александр Владимирович, Бурбело Олег Анатольевич, Жокабине Наталья Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to topical issues of economic security in higher educational institutions. The analysis of various approaches to the definition of the concept of economic security of an educational institution in the modern economy is given. The role of higher education financing in ensuring economic security is determined, and the actual data on education financing are analyzed. The components of the mechanism for ensuring the economic security of an educational institution are systematized, and the methods of its provision are determined.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

со

со см о см

<

m О ■=! ш

с; и и

и

О с; О s =г о и

и

УДК: 334.021

РОДИОНОВ Александр Владимирович,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой производственного менеджмента, Луганский государственный университет им. В. Даля, av.box@bk.ru

БУРБЕЛО Олег Анатольевич,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры производственного менеджмента, Луганский государственный университет им. В. Даля, burbelo@ro.ru

ЖОКАБИНЕ Наталья Федоровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента, Луганский государственный университет им. В. Даля, NF.1111@yandex.ru

Alexander V. RODIONOV,

Doctor of Economic Sciences, Professor Head of the Department

of Production Management Lugansk State University named after. V. Dahl

av.box@bk.ru

Burbelo Oleg Anatolievich,

Doctor of Economic Sciences, professor, Professor of the Department of Production Management Lugansk State University named after. V. Dahl burbelo@ro.ru

Zhokabine Natalya Fedorovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Production Management Lugansk State University named after. V. Dahl, NF.1111@yandex.ru

О X

о

m .о x

с;

LO

и <

ш

LO Ш С£

—I <

и и

О _|

О и о

LO

О

Z <

и

о и

=3 m

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

MECHANISM FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE FIELD

OF HIGHER EDUCATION

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам экономической безопасности в высших образовательных учреждениях. Дается анализ различных подходов к определению понятия экономической безопасности образовательного учреждения в современной экономике. Определена роль финансирования высшего образования в обеспечении экономической безо-

Abstract

The article is devoted to topical issues of economic security in higher educational institutions. The analysis of various approaches to the definition of the concept of economic security of an educational institution in the modern economy is given. The role of higher education financing in ensuring economic security is determined, and the actual data on education financing are analyzed.

пасности, проанализированы фактические данные о финансировании образования. Систематизированы составляющие механизма обеспечения экономической безопасности образовательного учреждения, определены методы его обеспечения.

Ключевые слова: экономическая безопасность, образовательное учреждение, риск, угроза, механизм обеспечения, бюджетное финансирование.

The components of the mechanism for ensuring the economic security of an educational institution are systematized, and the methods of its provision are determined.

Keywords: economic security, educational institution, risk, threat, security mechanisms, budget financing.

Введение

Сегодняшние условия развития экономики, ее цифровизация напрямую связаны с качеством образовательных услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями, становясь одним из главных приоритетов развития государства, поскольку качество полученных знаний, высокий уровень умений и навыков дипломированных специалистов становятся основой для технологического развития. В основе обеспечения эффективности и безопасности высшего образования находится государственное регулирование на федеральном и региональном уровнях, так как образование является одной из важных подсистем национальной безопасности, воздействующих на все ее уровни и структурные элементы, обеспечивая устойчивое, эффективное развитие общества и всех граждан. Неоспорим тот факт, что обеспечение высоких темпов и уровня развития современного государства невозможно без высококвалифицированных кадров и научных разработок. Образование призвано стать надежным фундаментом национальной безопасности.

Экономическая безопасность отдельного образовательного учреждения касается не только его, а является социально важной характеристикой, ввиду цели его функционирования. Актуализация вопроса экономической безопасности в отношении учреждения образования являются следствием коммерциализации их деятельности. Для отечественных учреждений образования в условиях развития новых технологий актуализировались вопросы конкурентных преимуществ, дефицит ре-

сурсов, качество услуг, репутация как фактор результатов деятельности, коммерциализация интеллектуальной собственности. Повышение уровня конкурентоспособности учреждений высшего образования, особенности управления ими в новых реалиях требуют уточнения условий формирования механизма обеспечения экономической безопасности в сфере высшего образования.

Анализ исследований и публикаций по проблеме

Несколько десятилетий назад видные зарубежные ученые, в том числе работавшие под эгидой ЮНЕСКО, Дж. Гелбрэйт, П. Истон, С. Клис, Р. Акофф и другие обратили внимание на нелинейную зависимость между бюджетным финансированием образования и ростом его качества, а также ростом качества (согласно социально-экономическим критериям) самого общества. Результаты исследований этих ученых привлекли внимание к проблемам экономической безопасности образовательных учреждений.

В современной экономической литературе уделяется большое внимание как теоретическим, так и практическим вопросам безопасности. Исходя из общего понимания безопасности (на любом уровне) как защищенности от внешних и внутренних угроз, опираясь на исследования российских экономистов В. К. Сен-чагова, И.Н. Кондрат, Ю.В. Ишмеева, Т.М. Яр-кова, К.А. Кирсанова, И.Б. Романова, Н.В. Плотникова, А. В. Тараскина и других, целесообразно остановиться на позициях вышеназванных

го

го см о гм

< ш

о ■=1 ш

с; и и

и

О с; О

=г о и

и

о

X

о

т л х

с; ш

и

сс <

ш

1/1 ш С£

—I <

и и о

—I

о и О ю

О <

и

О и

=3 ш

авторов в понимании сущности экономической безопасности системы образования в государстве вообще и образовательного учреждения в частности.

Из многообразия авторских формулировок экономической безопасности образования разных уровней управления можно выделить несколько групп, объединяющих сходные позиции авторов. В частности, среди ряда авторов [2, 10] имеет место функциональный подход к определению экономической безопасности образовательного учреждения, они считают ее внутренней целевой функцией системы или функционированием экономической системы образовательного учреждения. Но такой подход не раскрывает содержание понятия экономической безопасности, хотя в дальнейшем один из авторов уточняет, что в основе ее лежит экономическая возможность устойчивого роста и развития образовательного учреждения.

Ряд авторов [6, 8] предлагает понимать под экономической безопасностью совокупность отдельных значений соответствующих индикаторов и критериев, характеризующих инфраструктуру вуза, его финансово-экономическое состояние.

В ряде работ экономическая безопасность хозяйствующего субъекта трактуется с позиций влияния внешней среды. Другая группа авторов [1, 9] определяет экономическую безопасность образовательного учреждения как состояние защищенности системы от внешних и внутренних угроз, позволяющее выполнять поставленные перед ним задачи. Данная позиция гораздо ближе иных к более глубокому раскрытию содержания экономической безопасности. Однако из приведенных дефиниций категории «Экономическая безопасность» остается неясным, каким образом и какие действия необходимо предпринимать для ее обеспечения.

В публикации [3] содержательно дополнено определение категории «экономическая безопасность сферы образования», под которой понимается система формирования и реализации механизмов обеспечения эффективного роста и устойчивости динамической траектории данной сферы. Автор отмечает, что экономическая безопасность образования

(как внутренняя целевая функция системы образования на всех ее уровнях) достигается посредством разработки и реализации стратегии поведения данной системы в агрессивной внешней среде, обеспечивающей такие значения ее функциональных параметров, при которых система сохраняет возможность устойчиво развиваться.

Плотников Н.В. под экономической безопасностью высшего образования предлагает понимать такое состояние системы высшего образования, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов в сфере высшего образования и развитие этой сферы в соответствии с долгосрочными и среднесрочными потребностями социально-экономического развития страны [5].

Следует согласиться с позицией авторов [7],что под экономической безопасностью территориальной образовательной системы высшего образования можно понимать состояние совокупности высших учебных заведений, объединенных единым территориальным пространством, при котором данная динамическая система способна противостоять возникающим угрозам нарушения равновесия и придерживаться выбранной траектории развития, с одной стороны, а также адаптировать хозяйственную деятельность к изменяющимся условиям для достижения поставленных целей в максимально короткие сроки - с другой стороны.

Основной материал (Результаты исследований)

Образовательная система " особая социальная сфера, которая охватывает все слои общества, одновременно является общегосударственной и личной проблемой каждого человека. Поэтому все, что с ней связано, требует серьезного подхода и внимания. В общественном сознании укрепилось мнение, что экономическую безопасность образования следует рассматривать на нескольких уровнях - государственном, региональном и на уровне хозяйствующих субъектов (организаций, учреждений). Важно понимать, что экономическая безопасность образования на любом его уровне представляет собой совокупность общественных отношений, ориентированных на про-

тиводействие рискам и угрозам различного происхождения, оказывающим влияние на экономические национальные интересы государства. Угрозы, о которых идет речь, формируются экономикой в результате степени развитости общества и его индивидуумов, а также целесообразностью, своевременностью и эффективностью политических и экономических решений со стороны органов власти.

На микроуровне экономическая безопасность проявляется в обеспечении стабильного и эффективного функционирования субъектов хозяйствования и определяется учеными как «сложная категория, характеризующая способность созданной системы противостоять дестабилизирующему действию внутренних и внешних факторов с целью обеспечения эффективного использования его ресурсов (капитала, персонала, информации, техники и технологий), имеющихся конкурентоспособных возможностей, а также выполнения других уставных задач в текущем периоде и на перспективу».

Для максимального использования возможностей образовательных систем высшего образования необходима регулярная оценка их экономической безопасности. Адекватность и объективность такой оценки зависят от корректного выбора индикаторов. В содержательно-методическом смысле совокупность оцениваемых показателей может быть представлена в форме коэффициентов функциональности, что позволяет перейти от частных показателей продуктивности и регионального развития образовательной системы к ее интегральной и обобщающим оценкам. В качестве одной из действенных мер представляется создание при администрации региона центра мониторинга и аналитики экономической безопасности, одна из основных целей которого - экспертно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений в сфере образования на соответствующем уровне государственного управления [7].

Финансирование высшего образования в России является важным показателем его нынешнего состояния и отражает перспективы его дальнейшего развития. От уровня его финансирования и качества выпускаемых спе-

циалистов во многом зависит появление новых технологий во всех отраслях экономики, конкурентоспособность выпускаемых товаров и услуг, востребованность специалистов на рынке труда, обороноспособность страны, качество жизни.

В определенной степени уровень финансирования можно представить лишь исходя из данных официальной статистики, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме. При изучении экономической безопасности образования следует выделять необходимые условия, при выполнении которых возможно ее обеспечение. Во-первых, система должна обладать достаточной степенью экономической свободы. Во-вторых, система должна располагать внутренними механизмами эффективного управления, позволяющими осуществлять разработку и реализацию единой эффективной стратегии поведения. В-третьих, внешняя среда должна в достаточной степени адекватно реагировать на действия системы, в частности при разработке механизмов и программ внешнего финансирования ее деятельности, реализующей стратегические цели функционирования системы образования [5]. По мнению авторов, не менее важным условием, не смотря на свою очевидность, является финансирование системы образования в необходимых объемах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование высшего образования осуществляется на основе следующих принципов:

- компенсационный принцип: нехватка средств государственного (регионального) бюджета должна быть компенсирована дополнительными законодательно определенными полномочиями, предоставленными ВУЗу государством (местными властями);

- принцип наделения высшей школы дополнительными правами в налогообложении;

- принцип ориентации на вложение средств в развитие высшей школы как субъекта рыночной экономики: инвестирование в перспективные направления деятельности ВУЗа, поддержка развития предпринимательства в высшей школе;

- реинвестиционный принцип - предоставление высшей школе права на предпринимательский оборот госбюджет-

го

со см о см

< ш

о ■=1 ш

с; и и

и

О с; О

=г о и

и

о

X

о

т л х

с; ш

и

сс <

ш

1/1 ш С£

—I <

и о

—I

о и О ю

О <

и

ных средств в целях увеличения инвестиционных возможностей; - принцип равнозначности государственных и негосударственных высших учебных заведений исходит из того, что негосударственные учебные заведения обеспечивают удовлетворение потребностей в образовании, более чутко реагируют на рыночную конъюнктуру, способствуют повышению уровня конкурентности высшего образования, обеспечивают разгрузку государственной системы высшей школы. В таблице 1 проанализированы данные о фактическом финансировании образования за период 2019-2023 гг. В соответствии с таблицей 1 с 2019 года по 2023 год государственные расходы на образование увеличились на 167,89%, при этом наибольшее увеличение (на 850%) наблюдается в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Это свидетельствует о том, что на государственном уровне формируются приоритеты развития профессионального образования в соответствии с потребностями экономики и региональными запросами, планируется развитие образовательных учреждений с целью дальнейшего получения высококвалифицированных специалистов.

Механизм обеспечения экономической безопасности образовательного учреждения -сложная многоуровневая конфигурация элементов, проникающих во все сферы, уровни и направления обеспечения текущей деятельности и устойчивого развития ВУЗа: управленческую деятельность, финансово-экономическую сферу, деятельность по обеспечению высоко-

го уровня профессорско-преподавательского состава и учебно - вспомогательного персонала, деятельность по созданию и развитию учебной материально-технической базы, инструментов отбора абитуриентов, комплексной концепции внутренней безопасности, организации внутреннего и внешнего взаимодействия.

Механизм обеспечения экономической безопасности образовательного учреждения направлен на: сохранение имеющихся ресурсов, уменьшение рисков потери ресурсов, противодействие факторам безопасности, обеспечение стабильности функционирования и дальнейшее развитие. В таблице 2 систематизированы составляющие механизма обеспечения экономической безопасности образовательного учреждения.

Внедрение инструментария обеспечения экономической безопасности образовательного учреждения, представляющего собой неотъемлемую составляющую механизма, предусматривает, что управленческие решения, принимаемые в любой сфере деятельности, должны обязательно рассматриваться и получать оценку с точки зрения их влияния на экономическую безопасность, как в текущем состоянии, так и на перспективу, поэтому компоненты механизма обеспечения экономической безопасности должны охватывать задачи стратегического управления по поддержке развития образовательного учреждения и такие, которые являются специфическими для текущего управления экономической безопасностью.

Ограничения по защищенности образовательного учреждения от угроз требуют информационно-аналитического обеспечения механизма обеспечения экономической безо-

Таблица 1

Фактическое финансирование высшего образования за период 2018-2023 гг., в млрд. рублей

Показатель Год Отклонение 2019/2023

2019 2020 2021 2022 2023 абсол. +/- относ. %

Государственные расходы на высшее образование в текущих ценах 531,1 844,1 1285,8 1366 1422,8 891,7 167,89

Расходы на образование по видам расходов: высшее образование 388,6 640,6 933,1 992,3 1061,7 673,1 173,21

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 9,2 13,2 86,9 94,4 87,4 78,2 850

Прочие расходы 133,3 190,3 265,8 279,3 273,7 140,4 105,32

о и

=3 ш

Источник: составлено авторами по данным [4].

пасности для выявления и предупреждения угроз, оценки их влияния, изменений в финансово - экономическом состоянии, достаточности его ресурсного обеспечения.

Стратегическая ориентация экономической безопасности на развитие обязывает принимать гибкие стратегические решения в сфере инновационных образовательных технологий с учетом и согласованием интересов субъектов внешнего окружения, предусматривать меры по защите интересов в перспективе.

Механизм экономической безопасности в соответствии целям развития обеспечивается такими методами как: адаптивность, достигаемая гармонизацией интересов и целей, надежностью и соответствием организационных структур; устойчивость, которая создается за счет конкурентоспособности и устойчи-

вой позиции на рынке образовательных услуг, финансово-экономического состояния и эффективности функциональных сфер деятельности; социальная ответственность, реализуемая соблюдением социальных стандартов.

Вывод

Высшие образовательные учреждения являются не только важным институтом общества, а и выступают одновременно проводниками инноваций и центрами знаний, при этом имеют много общих характеристик с хозяйствующими субъектами, в результате чего к их деятельности применимо понятие «экономическая безопасность». Сегодня активно распространяется мнение, что в современной системе образования должны осуществляться не только подготовка будущих специалистов с оп-

Таблица 2

Систематизация составляющих механизма обеспечения экономической безопасности

образовательного учреждения

Составляющая механизма обеспечения экономической безопасности Инструментарий обеспечения экономической безопасности образовательного учреждения

Стойкость конкурентной позиции Инновационная активность Организационная адаптивность Социальная ответственность

Концептуальная Формирование конкурентной концепции Идентификация ценности, уникальности, коммерциализация инноваций Концепция гармонизации целей развития Выработка принципов социальной ответственности, соответствующих ожиданиям общества и информационной прозрачности

Планово-проектная Разработка политики и стратегии развития Разработка программ, планов, инновационных проектов Разработка планов, программ организационного развития и сотрудничества с партнерами Разработка программ и проектов социального развития

Информацион- но-аналити- ческая Правовая защита. Презентация образовательных услуг на сайтах и в СМИ -выпуск брошюр, тематических изданий, статей Поисковая оптимизация, методы Web-аналитики Идентификация и анализ интересов сотрудничества, совместных результатов и эффективности сотрудничества, оценка надежности партнеров Доступность и достоверность информации о социальной политике, наличие обратной связи, внедрение социальных программ

Технико-технологическая Внедрение инновационных технологий организации образовательного процесса Модернизация, техническое перевооружение, реконструкция, обновление Участие в трансфере технологий, проведение совместных инновационных проектов Техническое переоснащение, внедрение энергосберегающих технологий

Организационная Формирование организационной гибкости и адаптивности Активизация сотрудничества с применением новых организационных форм межорганизационного взаимодействия Выбор и обоснование стратегии организации взаимоотношений. Мотивация кадров на развитие Формирование положительного общественного имиджа

Источник: составлено авторами.

ределенными компетенциями, но и создание, В основу механизма обеспечения эконо-

коммерциализация инноваций и интеллекту- мической безопасности в сфере высшего об-

ального продукта, в том числе и для образо- разования должно быть положено системное

вательного процесса. Образовательные уч- сочетание инструментария обеспечения: на

реждения рассматриваются как экономичес- микроуровне " финансовые и материальные

кие агенты, деятельность которых направле- ресурсы, образовательная деятельность, про-

на на генерацию и коммерциализацию знаний цесс управления деятельностью высшего учеб-

¡^ в таких формах как предоставление образо- ного заведения; на макроуровне " государство

вательных услуг в соответствии с запросами в лице органов государственного и местного

ш

потребителей и по требованиям государствен- управления, потребители образовательных

ных образовательных стандартов. услуг и общество.

и

О

ЛИТЕРАТУРА

1. Бастрыкин С.В. Формирование механизмов обеспечения экономической безопасности государствен-

ного вуза / С.В. Бастрыкин, О. А. Воробьева, Н.С. Обухова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Экономика. 2016. № 3. С. 68-74. - ШЬ: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-mehanizmov-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstvennogo-vuza.

2. Ишмеев Ю.В. Экономическая безопасность образовательной организации / Ю.В. Ишмеев // Эконо-и мическая безопасность: финансовые, правовые и 1Т-аспекты: Материалы первой Всероссийской научно-практической онлайн-конференции, Иркутск, 31 марта 2017 года / под редакцией А. А. Шелупа-нова, А.П. Киреенко. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2017. С. 60-64. ЕРЫ YLWKVB.

3. Кондрат И.Н. Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее институциональное обеспечение: монография / И.Н. Кондрат. СПб.: СПбГУ, 2005. 136 с. ЕРЫ ИМТЫРЯ.

т

4. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 132 с.

5. Плотников Н.В. Особенности и проблемы формирования механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования / Н.В. Плотников // Вестник Северо-Кавказского федерального

университета. 2015. № 5. C. 102-107. EDN VHLQGX. ^ 6. Пугач В.Н. Экономическая безопасность образовательного учреждения / В.Н. Пугач, К.А. Кирсанов //

^ Российский экономический интернет-журнал. 2009. № 4. С. 655-661. EDN PFAERD.

7. Тараскина А.В. Оценка экономической безопасности территориальных образовательных систем высше-£ го образования в региональном управлении / А.В. Тараскина, Н.С. Обухова, С.В. Золотова // Экономичес-^ кий анализ: теория и практика. 2017. № 4(463). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ekonomicheskoy-

bezopasnosti-territorialnyh-obrazovatelnyh-sistem-vysshego-obrazovaniya-v-regionalnom-upravlenii.

8. Чекмарёв В.В. Экономическая безопасность образования: опыт обобщения постановки проблемы в работах российских ученых / Вл. В. Чекмарёв // Экономика образования. 2012. № 4. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-obrazovaniya-opyt-obobscheniya-postanovki-problemy-v-rabotah-rossiyskih-uchenyh.

9. Чернова В.В. Экономическая безопасность системы образования в современных условиях / В.В. Чернова // Вестник ТГУ. 2008. № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-sistemy-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah.

10. Яркова Т.М. Экономическая безопасность высшего образования, ее роль и влияние на безопасность экономики отраслей / Т.М. Яркова // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5. № 1. С. 193-208. DOI 10.18334/ecsec.5.1.114358.

5 REFERENCES

1. Bastrykin S. V. Formirovanie mehanizmov obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstvennogo vuza. S.V. Bastrykin, O.A. Vorob'eva, N.S. Obuhova. VestnikAstrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Ser.: Jekonomika, 2016, no. 3, pp. 68-74. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mehanizmov-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstvennogo-vuza.

2. IshmeevJu.V.Jekonomicheskaja bezopasnost' obrazovatel'noj organizacii. Jekonomicheskaja bezopasnost': finansovye, pravovye i IT-aspekty: Materialy pervoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii, Irkutsk, 31 marta 2017 goda. Pod redakciej A.A. Shelupanova, A.P. Kireenko. Irkutsk: Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet, 2017. Pp. 60-64. EDN YLWKVB.

3. Kondrat I.N. Jekonomicheskaja bezopasnost' proizvodstva obrazovatel'nyh uslug i ee institucional'noe obespechenie: monografija. I.N. Kondrat. SPb.: SPbGU, 2005. 136 p. EDN NMTNPR.

4. Obrazovanie v cifrah: 2022: kratkij statisticheskij sbornik. L.M. Gohberg, L.B. Kuz'micheva, O.K. Ozerova i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: NIU VShJe, 2022. 132 p.

5. PlotnikovN.V. Osobennosti i problemy formirovanija mehanizma obespechenija jekonomicheskoj bezopasnosti vysshego obrazovanija. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 2015, no. 5, pp. 102-107. EDN VHLQGX.

6. Pugach V.N. Jekonomicheskaja bezopasnost' obrazovatel'nogo uchrezhdenija. V.N. Pugach, K.A. Kirsanov. Rossijskij jekonomicheskij internet-zhurnal, 2009, no. 4, pp. 655-661. EDN PFAERD.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Taraskina A.V. Ocenka jekonomicheskoj bezopasnosti territorial'nyh obrazovatel'nyh sistem vysshego obrazovanija v regional'nom upravlenii. A.V. Taraskina, N.S. Obuhova, S.V. Zolotova. Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika, 2017, no. 4(463). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7otsenka-ekonomicheskoy-bezopasnosti-territorialnyh-obrazovatelnyh-sistem-vysshego-obrazovaniya-v-regionalnom-upravlenii.

8. Chekmarjov V.V. Jekonomicheskaja bezopasnost' obrazovanija: opyt obobshhenija postanovki problemy v rabotah rossijskih uchenyh. Jekonomika obrazovanija, 2012, no. 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskaya-bezopasnost-obrazovaniya-opyt-obobscheniya-postanovki-problemy-v-rabotah-rossiyskih-uchenyh.

9. Chernova V.V. Jekonomicheskaja bezopasnost' sistemy obrazovanija v sovremennyh uslovijah. Vestnik TGU, 2008, no. 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-sistemy-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah.

10. Jarkova T.M. Jekonomicheskaja bezopasnost' vysshego obrazovanija, ee rol' i vlijanie na bezopasnost' jekonomiki otraslej. Jekonomicheskaja bezopasnost', 2022, vol. 5, no. 1, pp. 193-208. DOI 10.18334/ecsec.5.1.114358.

Статья поступила в редакцию 03.11.23; Принята к публикации 29.11.23. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 03.11.23; accepted for publication 29.11.23. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.