Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ / УСЛОВИЯ ДОСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Елена Валерьевна

В статье рассматривается современные проблемы доступности дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых. Предпринята попытка анализа понятия и сущности категории «доступность образования» с позиции разных подходов. Описаны перспективы повышения доступности дополнительных образовательных услуг населению. Сделан вывод, что приоритетными направления обеспечения доступности являются: систематическое информирование и адресная работа с населением; обеспечение вариативности и разноуровневости дополнительных образовательных программ; формирование адекватной ценовой политики исходя из возможностей различных социальных категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR ENSURING THE ACCESSIBILITY OF ADDITIONAL EDUCATION

The article deals with modern problems of accessibility of additional educational services for children and adults. An attempt was made to analyze the concept and essence of the category «accessibility of education» from the standpoint of different approaches. The prospects for increasing the availability of additional educational services to the population are described. It is concluded that the priority areas for ensuring accessibility are: systematic informing and targeted work with the population; ensuring the variability and diversity of additional educational programs; formation of an adequate pricing policy based on the capabilities of various social categories of the population.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья Original article УДК 330.1

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_12_720

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

MECHANISM FOR ENSURING THE ACCESSIBILITY OF ADDITIONAL

EDUCATION

Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

^jUyPHM

Васильева Елена Валерьевна, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», E-mail: vasileva_upravl@mail.ru

Vasilieva Elena Valerievna, Senior Lecturer FSBEI HE «Smolensk state University», E-mail: vasileva_upravl@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается современные проблемы доступности дополнительных образовательных услуг для детей и взрослых. Предпринята попытка анализа понятия и сущности категории «доступность образования» с позиции разных подходов. Описаны перспективы повышения доступности дополнительных образовательных услуг населению. Сделан вывод, что приоритетными направления обеспечения доступности являются: систематическое информирование и адресная работа с населением; обеспечение вариативности и разноуровневости дополнительных образовательных программ; формирование адекватной ценовой политики исходя из возможностей различных социальных категорий населения.

Abstract. The article deals with modern problems of accessibility of additional educational services for children and adults. An attempt was made to analyze the concept and essence of the category «accessibility of education» from the standpoint of different approaches. The prospects for increasing the availability of additional educational services to the population are described. It is concluded that the priority areas for ensuring accessibility are: systematic informing and targeted work with the population; ensuring the variability and diversity of additional

educational programs; formation of an adequate pricing policy based on the capabilities of various social categories of the population.

Ключевые слова: система образования, дополнительное обучение, дополнительное образование, доступность образование для детей и взрослых, условия доступности

Key words: education system, additional education, additional education, accessibility education for children and adults, accessibility conditions

Введение

В современных рыночных условий происходит перестройка социально-экономических отношений в обществе, в том числе в системе образования. Данная трансформация обусловлена следующими факторами:

1. Получение образовательных услуг происходит неравномерно вследствие непропорционального проникновения образовательных программ в территориальную конъюнктуру рынка. Таким образом, районы и сельская местностьвыпадают из данного процесса.

2. Снижение реальных доходов и рост цен на услуги дополнительного образования, формирование финансового барьера для малообеспеченных слоев населения.

3. Ограниченное информирование потенциальных потребителей услуг дополнительного образования. Тотальная цифровизация основательно вошла в повседневную жизнь населения, тем не менее проблема доступа к своевременной и актуальной информации об образовательных продуктах до сих пор остается нерешенной.

В одном из майских Указов Президента РФ № 599 от 07.05.2012 также говорится о том, «что существующие практики реализации дополнительных общеобразовательных программ не позволяют реализовать новые задачи государственной образовательной политики в отношении повышения качества и доступности дополнительного образования детей» [5]. Данная проблема также характерна для образовательных программ, ориентированных на взрослое население.

Описанные процессы побуждают хозяйствующих субъектов к поиску новых возможностей удовлетворения потребности в услугах дополнительного образования.

В этой связи особенно актуальной становится задача создания эффективного механизма обеспечения доступности услуг дополнительного образования, что позволит обеспечить более высокое качество работы региональных систем дополнительного образования.

Методы

При подготовке исследования, использовались такие методы научного познания, как анализ и синтез, а также обработка аналитических и статистических данных, позволяющие обеспечить высокий уровень репрезентативности итоговых выводов.

Результаты и обсуждение По статистическим данным на конец 2022 года количество организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы для взрослых на всей территории РФ, составляет 4952 (таблица 1) [3].

Таблица 1. Организации. реализующие дополнительные

профессиональные пр о гр а ммы д л я в зр о с л ых

2019 2020 2021

Ор г а ни за ции д о по л ните л ь но г о профессионального образования 2117 2021 2134

Профессиональные образовательные организации 2051 1952 2126

Иные организации 623 617 692

Количество организации, предоставляющие дополнительные образовательные услуги для детей 11352, причем анализируя показатели с 2019 года, мы можем наблюдать отрицательную динамику, происходит сокращение подобных организаций (таблица 2) [3].

Таблица 2. Организации. предоставляющие дополнительные образовательные услуги для детей

2019 2020 2021

Всего 11726 11474 11352

Города и ПГТ 8356 8180 8132

Сельская местность 3370 3294 3220

Рассматривая рынок дополнительных образовательных услуг отдельного субъекта РФ

— Смоленской области, можно отметить, что в системе дополнительного образования функционируют около 160 организаций дополнительного образования различной направленности. В нее включено более 1400 дополнительных общеобразовательных программ. Особено востребованными направлениями являются:

— физкультурно-спортивное (32%):

— художественное (30%);

— естественнонаучной (9%),

— технической направленности (8%).

Анализ доступности дополнительного образования целесообразно начать с теоретического обоснования данной категории. Термин «доступность образования» находит свое отражение в нормативно-правовых документах и научно-исследовательских работах. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ трактует «доступность образования» как «недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования» [4].

В Концепции развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 № 1726-р представлено обновленное содержания программ и внедрение моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями.

Ряд исследователей теоретиков дают понятие «общая доступность». Такой подход позволяет рассматривать данное понятие, как совокупную характеристику образования включая экономический, географический и академический аспекты доступности [2].

Экономический аспект доступности интерпретируется с точки зрения ценовой политики образовательных продуктов и возможности их приобретения для потенциальных стейкхолдеров.

Географический аспект доступности (территориальный или организационный) рассматривается с позиции отдаленности или близости организаций дополнительного образования для получателей услуги на территории субъектов федерации.

Академический аспект доступности дает возможность обучающимся удовлетворять разнообразные образовательные потребности в зависимости от индивидуальных и социально-психологических особенностей личности.

Данную логическую последовательность можно продолжить, добавив еще организационный аспект доступности образования. Он позволяет получать образовательную услугу в удобном графике и формате, что обеспечивает возможность проходить обучения без отрыва от производства и независимо от территориального местонахождения.

Такие авторы как Лазарчук Е. В., Чечина В. И. понятие «доступность» рассматривают как социально-экономическую категорию, считая, что доступность образования это «доступность основных структурных элементов учебных заведений, которые предоставляют услуги высокого качества, независимо от их организационно-правовых

форм, типов и видов, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, для основной массы населения независимо от социально-экономических факторов» [1].

Обобщая представленные выше подходы, можно отметить, что доступность дополнительного образования представляет собой совокупность условий, обеспечивающих создание единого пространства дополнительного образования, гарантирующего равный доступ к программам дополнительного образования на уровне разных субъектов РФ.

Для достижения обозначенной цели необходимо обеспечить интегрированное взаимодействие между органами управления на уровне муниципалитетов и руководителями организациями дополнительного образования для решения организационно-правовых задач.

1. Создание открытого информационного окна. Систематическое размещение актуальных информационных материалов о дополнительных программах на официальных сайтах организаций дополнительного образования, освещение на постоянной основе деятельности в социальных сетях (ВКонтакте), на канале Телеграм. Создание единого сообщества слушателей программ дополнительного образования.

Адресное информирование целевой аудитории о деятельности дополнительного образования, применение таргетированной рекламы, т.е. расширение присутствия организаций дополнительного образования на информационном поле, СМИ, различных массовых мероприятиях

Создание кластера дополнительных образовательных программ на базе общеобразовательных организаций по принципу преемственности дошкольные учреждения - школа - СПО, высшие учебные заведения. Развитие профориентационной деятельности среди школьников городов, ПГТ и сельской местности. Формирование регионального навигатора образовательных программ.

Построения «пути движения клиентов» (Customer Journey Map) и анализа всех моментов взаимодействия с клиентом (так называемых «точек касания клиента») для выявления слабых мест и оптимизации процесса взаимодействия, для продвижения дополнительных образовательных услуг.

2. Немаловажной стратегической задачей является обеспечение вариативности и разноуровневости дополнительных образовательных программ исходя из запросов, интересов, жизненного самоопределения и профессиональных предпочтений детей и

взрослых. Создание условия для индивидуализации образовательных траекторий и профессиональной маршрутизации слушателей для их профессионального и личностного роста.

Применение «конструктора» дополнительных программ, позволяющего формировать из тематических модулей дополнительные программы под запрос потребителя.

Также необходимо повысить долю программ, реализуемых в сетевой форме. включая программы, осуществляемые совместно с центрами социальной защиты с целью обеспечения принципа инклюзивности, расширяя возможности получения образовательных услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях высокой загруженности граждан целесообразным становится оцифровка и перевод части программ в онлайн-формат, что обеспечит гибкость и адаптивность данных образовательных продуктов и обеспечит главное преимущество — снижение зависимости ценообразования и старта программа от количественных нормативов. 3. Ключевой задачей обеспечения доступности дополнительного образования становится формирование адекватной для потенциального потребителя ценовой политики. По статистическим данным абсолютным лидером по потреблению дополнительных образовательных услуг является Москва, данный факт объясняется тем, что средняя зарплата в столице в два-три раза выше, чем в других регионах. Низкий уровень безработицы и большое количество вакансий обеспечивают высокое качество жизни. В то время как в дотационных регионах возможности получения дополнительных образовательных услуг ограничены вследствие низких доходов. В этой связи необходимо создание гибкой системы оплаты дополнительных образовательных услуг за счет предложения различных тарифных планов и комплексных пакетов услуг, рассрочки оплаты обучения с учетом возможностей отдельных социальных групп.

Перспективным вариантом решения этой задачи также может стать государственно-частное партнерство. В современных условиях наблюдаются определенные точки взаимодействии государства и сферы дополнительного образовании. Подтверждением этому является реализуемые на сегодняшний день проекты, такие как:

— Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;

— Национальный проект «Образование»;

— Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»;

— Федеральный проект «Содействие занятости».

Государственные структуры в рамках такого взаимодействия выступают регулятором рынка дополнительного образования и способствуют росту потенциальных слушателей.

Заключение

Проблема доступности дополнительного образования имеет достаточно масштабный характер и требует ее рассмотрения с позиции разных аспектов: территориального, нормативно-организационного, финансового и нравственно-социального. Возрастающая потребность населения в дополнительных образовательных услугах может быть удовлетворена только путем совместной работы органов управления на уровне муниципалитетов и руководителей организаций дополнительного образования в вышеуказанных направлениях. Такой подход будет способствовать модернизации социальной сферы, ускорению трансформации производственной структуры, развитие приоритетных научных и технологических направлений за счет гармоничного и всестороннего развития личности, что в сою очередь возможно при высокой степени доступности дополнительного образования для населения.

Список источников

1. Аникина Е. А., Иванкина Л. И. Доступность высшего образования: проблемы, возможности, перспективы: монография. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. 144 с. 204 Аникина Е. А., Лазарчук Е. В., Чечина В. И. Доступность высшего образования как социально-экономическая категория // Фундаментальные исследования. 2015. Выпуск 12-2. С. 358

2. Золотарева Ангелина Викторовна, Куличкина Мария Алексеевна, Синицын Игорь Сергеевич Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. №6. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obespecheniya-dostupnosti-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm

3. Образование в цифрах: 2022 : краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2022. - 132 с.

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/b819c620a8c698de35861ad 4c9d9696ee0c3ee7a/

5. О реализации Указов Перезидента РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 120971/d040c0c759a501 cf765ff2bc b6e89ac1b972d4c9/

References

1. Anikina E. A., Ivankina L. I. Availability of higher education: problems, opportunities, prospects: monograph. Tomsk: Publishing House of the Tomsk Polytechnic University, 2010. 144 p. 204 Anikina E. A., Lazarchuk E. V., Chechina V. I. Accessibility of higher education as a socio-economic category // Fundamental Research. 2015. Issue 12-2. S. 358

2. Zolotareva Angelina Viktorovna, Kulichkina Maria Alekseevna, Sinitsyn Igor Sergeevich The concept of ensuring the availability of additional general education programs // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018. №6. [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obespecheniya-dostupnosti-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm

3. Education in numbers: 2022: a brief statistical collection / L.M. Gokhberg, O.K. Ozerova, E.V. Sautina and others; National research University «Higher School of Economics». — M. : NRU HSE, 2022. — 132 p.

4. On education in the Russian Federation [Electronic resource] federal law of December 29, 2012 No. 273-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/b819c620a8c698de35861ad 4c9d9696ee0c3ee7a/

5. On the implementation of the Decrees of the President of the Russian Federation [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120971/d040c0c759a501cf765ff2bcb6e89a c1b972d4c9/

Для цитирования: Васильева Е.В. Механизм обеспечения доступности дополнительного образования // Московский экономический журнал. 2022. № 12. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-12-2022-23/

© Васильева Е.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.