Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2019, №3, Том 11 / 2019, No 3, Vol 11 https://esj.todav/issue-3 -2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/69ECVN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Иванова Е.В., Нестерова О.В., Барсукова Е.М. Исследование доступности формального и неформального дополнительного образования в отдаленных районах Москвы: школьный локус // Вестник Евразийской науки, 2019 №3, https://esj.today/PDF/69ECVN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Ivanova E.V., Nesterova O.V., Barsukova E.M. (2019). Study of the availability of formal and non-formal additional education in remote areas of Moscow: school locus. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(11). Available at: https://esj.today/PDF/69ECVN319.pdf (in Russian)
УДК 33/37 ГРНТИ 06.01.05
Иванова Елена Владимировна
ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия
Институт системных проектов Заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=664787
Нестерова Оксана Валерьевна
ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия
Институт системных проектов Ведущий научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2408-0880 РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=394718
Барсукова Екатерина Михайловна
ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия
Институт системных проектов Младший научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур
E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=974103
Исследование доступности формального и неформального дополнительного образования в отдаленных районах Москвы: школьный локус
Аннотация. В статье представлены результаты исследования доступности неформального и дополнительного образования для подростков, проживающих в удаленных районах г. Москвы, полученные с использованием экспертного оценивания и опросных методов. Доступность образовательных услуг и возможностей в рассматриваемых районах города проанализированы по таким критериям, как: пешеходная и транспортная доступность, независимая мобильность, материальная и временная доступность, информационная доступность об образовательных услугах, открытость информации (форумы, реклама и т. п.), вариативность.
Авторами представлены данные о невысоком уровне доступности дополнительного и неформального образования в районах проживания, ориентации на пешеходную доступность и возможность самостоятельного передвижения подростков и необходимости выезжать в другие районы города при посещении кружков и секций из-за отсутствия необходимых и интересных для обучающихся предложений в непосредственной близости.
Обучающиеся выбирают различные формы неформального и дополнительного образования: кружки и курсы в здании своей школы и в организациях своего района, самообразование и занятия дома с репетитором, кружки и секции за пределами своего района.
Социально-экономический аспект доступности дополнительного и неформального образования показывает, что в исследуемых районах необходимо расширять перечень бесплатных образовательных услуг. Существенным фактором выступает материальная доступность услуг дополнительного образования. Отмечается недостаток и потребность в бесплатных кружках, находящихся в пешей доступности от места проживания.
Показано, что родители подростков заинтересованы в проведении образовательных мероприятий в непосредственной близости от дома, но, зачастую, испытывают затруднения в своевременном получении нужной информации о планируемых мероприятиях.
Ключевые слова: доступность образования; неформальное образование; дополнительное образование; пешеходная и транспортная доступность; независимая мобильность; материальная и временная доступность; информационная доступность
Традиционно доступность оценивается с трех точек зрения: социальной, мотивационной и пространственной [1; 2].
Начиная с работ П. Бурдье [3; 4] и Джеймса Коулмэна [5], в ряде исследований (Breen, Jonsson, 2005) [6] описана связь между социально-экономическим статусом семей обучающихся и их академическими достижениями. В исследовании [7] указывается, что при повышении доступности образования на определенном уровне, эффект социального происхождения на данном уровне снижается и переходит на следующий образовательный уровень. Качество образования в связи с проблемами социально-экономического неравенства рассматривается и в работах отечественных исследователей [8; 9; 10; 11; 12; 13; 14]. Авторами подчеркивается необходимость учета социально-экономических характеристик субъектов образования (доход и социальный статус семей, уровень образования родителей) при реализации деятельности образовательной организации по обеспечению качественного образования и условий доступа к нему.
В рамках международных сравнительных исследований выявлен тот факт, что в нашей стране низкий уровень доходов семей компенсируются уровнем образования родителей обучающихся. Как отмечается в докладе Всемирного банка, наличие высокообразованных родителей является важным фактором, влияющим на равенство в сфере образования в Российской Федерации. Более образованные родители не только обеспечивают лучшую поддержку обучающимся в семье, но и принимают более сбалансированное участие в жизни
школы. Стратегии, которые задействуют поддержку родителей и их участие в школьной жизни, в дальнейшем позволят России использовать это существенное преимущество для обеспечения равного доступа к образованию1.
Мотивационный фактор, определяющий доступность образования, затрагивает такие проблемы, как:
• возможность и готовность делать самостоятельный (родителями и ребенком) выбор образовательной организации в соответствии с имеющимися предпочтениями;
• возможность и готовность родителей осуществлять дополнительные вложения в образование ребенка (временные, интеллектуальные, финансовые).
Пространственный фактор доступности, как правило, связан с районом (местом) проживания, развитием образовательной и транспортной инфраструктуры.
Как показывают данные исследования образовательной инфраструктуры субъектов Российской Федерации на уровне дошкольного, общего, дополнительного и профессионального (среднего) образования, наиболее развитыми элементами являются: материально-техническое оснащение дополнительного и профессионального образования; региональная образовательная сеть дошкольного и дополнительного образования, кадровое обеспечение дополнительного образования2.
Исследователями было выявлено, что образовательная инфраструктура г. Москвы имеет значительно более высокий индекс по сравнению с другими регионами [15]. При этом доступность качественного образования различается между административными округами г. Москвы. Так, в проведенном А.Е. Левинтовым исследовании показано, что на 0,8 миллионов человек в ЦАО (это порядка 7 % населения Москвы) в Топ-500 входят 50 школ (10 %), в Топ-100 - 21 школа, в Топ-10 - 4 школы [16].
Данный факт определил интерес к проблеме доступности дополнительного и неформального образования в отдаленных, так называемых «спальных», районах г. Москвы.
Для сравнительного анализа были выбраны два района - район Новой Москвы п. Коммунарка (Троицкий и Новомосковский административный округ) и район Гольяново (Восточный административный округ).
В рамках исследования, результаты которого изложены в данной статье, был проведен опрос среди обучающихся московских школ подросткового возраста (11-16 лет) и их родителей, проживающих в сравниваемых районах г. Москвы. Выборка обучающихся составила 981 человек, родителей - 790 человек.
Доступность услуг дополнительного и неформального образования в рассматриваемых районах города мы анализируем по следующим критериям: пешеходная и транспортная доступность, независимая мобильность, материальная и временная доступность, информационная доступность об услугах, открытость информации (форумы, реклама и т. п.), вариативность.
1 Равенство образовательных возможностей в Российской Федерации. Глобальная практика Всемирного банка по вопросам образования: Доклад P164840 URL: http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/947511544685131252/pdf/127743 -WP-RUSSIAN-P164840-PUBLIC.pdf.
2 Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2016-2017. М.: Издательство «Российский учебник», 2018. - 275 с.
Страница 3 из 25
До проведения опроса среди подростков и их родителей было организовано экспертное оценивание образовательных и повседневных возможностей территории шаговой доступности вокруг школ, в которых обучаются участники исследования.
Доступность услуг формального и неформального дополнительного образования для подростков в районе Новой Москвы
Экспертная оценка образовательных и повседневных возможностей территории
Транспортная доступность территории определена как ниже среднего: есть только один автобусный маршрут, идущий до здания школы. Ожидание составило более 15 минут. За это время также прошло два маршрутных такси, которые оказались переполненными, не принимающими карты обучающихся для оплаты. Территория старой Москвы, таким образом, не может нести полноценный повседневный образовательный потенциал для обучающихся выбранной для анализа школы.
С юго-восточной стороны от школы расположена большая стройка, жилой комплекс «Скандинавия» планируется к заселению с 2020 года (рисунок 1). Получается, что исследуемая зона расположена в пешей доступности на севере и западе относительно школьного здания (рисунок 2).
Рисунок 1. Прилегающая территория. Серым фоном выделена стройка
Рисунок 2. Территория, на которой проводилось исследование
69ECVN319
Со стороны улицы Липовый Парк перед школой расположен ряд жилых домов, на первых этажах которых в коммерческих помещениях находится множество магазинов, салонов красоты, баров и закусочных. Вокруг школьного двора есть несколько детских досуговых клубов и курсов по подготовке к школе, частный детский сад (рисунок 3).
О
Л}
Зеленые галочки - центры досуга и дополнительного образования. Сиреневая галочка - здание школы, желтый круг - торговый центр с единственным на весь район общественным туалетом, розовые значки - спортивные школы
Рисунок 3. Распределение центров досуга и дополнительного образования (составлено авторами)
Для перехода в более насыщенную досуговыми учреждениями часть района, необходимо пересечь улицу Липовый Парк. Для этого есть только два пешеходных перехода, оба они расположены далеко от прямого пути из школы. Рядом с переходом у дома 9 расположен небольшой сквер «Липовый Парк», оснащенный разнообразным спортивным оборудованием и площадками для активных игр. Все находится в хорошем рабочем состоянии.
Главным досуговым учреждением микрорайона является Дом культуры «Коммунарка», расположенный на западе от школы. Площадь перед ДК выглядит ухоженной, установлена елка и ледовые скульптуры (рисунок 6), вокруг гуляет много людей с маленькими детьми. Внутри ДК размещается и районная государственная библиотека №264. Организация предлагает довольно большой выбор бюджетных и внебюджетных (платных) кружков и секций (рисунок
4). По словам администратора, несмотря на большую конкуренцию со стороны частных досуговых центров, загруженность ДК максимальная.
Рядом с ДК расположен большой спортивный центр «Пегас» с ледовой ареной (рисунок
5), но, по словам администратора, все занятия в центре предназначены для детей младшего школьного возраста (до 10 лет), для подростков есть только тренажерный зал. Хоккейную школу могут посещать только те, кто находится в ней с 3-4-летнего возраста или уже является опытным игроком.
Рисунок 4. Площадь перед входом в ДК и расписание занятий (фото авторов)
Помимо этого спортивного центра, на территории исследования находится футбольный клуб «Чемпионика», школа самбо «Три Медведя» (до 14 лет) и несколько взрослых фитнес -клубов (рисунок 3).
Рисунок 5. Спортивный центр «Пегас» (фото авторов) Обобщая результаты экспертной оценки, следует подчеркнуть:
Исследуемый район Новой Москвы п. Коммунарка (ТиНАО) насыщен небольшими частными клубами и досуговыми центрами, но спрос пока еще превышает предложение (со слов жителей и администрации). Охвачены в основном интересы маленьких детей, в нехватке подростковые центры, творчество (театр, изо и т. д.), спорт.
Низкая транспортная доступность приводит к росту зависимости подростка от родителей, которым приходится вывозить его на машине в досуговые центры за пределами района.
Результаты опроса подростков и их родителей
Полученные результаты показывают, что фактор пешеходной и транспортной доступности, независимой мобильности для родителей подростков, проживающих в районе Новой Москвы, имеет большое значение при выборе программ дополнительного образования, кружков, секций и пр. Так, например, в ответах на вопрос «Что для Вас значимо при выборе внешкольных форм активности?» около 50 % родителей указывают на «возможность ребенка самостоятельно добираться на место» (51 %), «пешеходную доступность» (47,1 %) и «транспортную доступность» (17,8 %) (рисунок 6).
Рисунок 6. Ответы родителей на вопрос «Что для Вас значимо при выборе внешкольных форм активности?» (НоваяМосква) (составлено авторами)
Именно фактор доступности определяет то, что в районе Новой Москвы большинство детей подросткового возраста занимаются в кружках и секциях либо в здании школы, либо в организациях, расположенных в своем районе. По данным опроса родителей в задании школы посещают кружки 44 % после занятий и 7 % в выходные и каникулы, в своем районе посещают кружки/курсы/секции почти 42 % детей (рисунок 7).
Рисунок 7. Ответы родителей на вопрос «Помимо школьной программы, где ещё получает образование Ваш ребенок?» (Новая Москва) (составлено авторами)
По данным опроса обучающихся в задании школы посещают кружки 37 % после занятий и 11 % в выходные и каникулы, в своем районе посещают кружки/курсы/секции почти 22 % детей (рисунок 8). При этом большинство из организаций, которые посещают дети в рамках образовательной деятельности, находятся в пешеходной доступности (рисунок 9). Об этом свидетельствуют данные опроса детей, которые отвечают, что ходят в школу пешком (почти 80 %) и организации, в которых они могут заниматься в кружке или студии, находятся в пешей доступности (41 %).
Рисунок 8. Ответы обучающихся на вопрос «Помимо школьной программы, где ещё ты получаешь образование?» (НоваяМосква) (составлено авторами)
69ECVN319
Рисунок 9. Пешеходная доступность образовательных услуг (Новая Москва) (составлено авторами)
В то же время представленные выше данные показывают, что около 20 % детей при посещении школы и организаций для занятий в кружках и секциях пользуются общественным транспортом, 16 % детей выезжают для этого в другой район города.
Данные о том, что дети учатся только по школьной программе, различаются по результатам опроса обучающихся (29 %) (рисунок 8) и родителей (19 %) (рисунок 7), но свидетельствуют о том, что определенное количество подростков ограничивают свою образовательную активность только рамками обязательной образовательной программы. Возможно, причина этого кроется в мотивации самих школьников, но нельзя исключать тот факт, что выбор секций и кружков, которые были бы интересны подросткам, ограничен в силу отсутствия материальной или временной доступности.
О важности материальной доступности свидетельствуют данные, представленные выше на рисунке 6 - 48 % родителей указывают на то, что при выборе внешкольных форм активности для них имеет значение размер оплаты за занятия. Кроме того, отвечая на вопрос «Каких кружков не хватает в вашем районе (школе)?» почти 45 % родителей отмечают недостаточное количество бесплатных кружков (рисунок 10).
Рисунок 10. Ответы родителей на вопрос «Каких кружков не хватает в вашем районе (школе)?» (Новая Москва) (составлено авторами)
69ECVN319
О важности временной доступности неформального образования свидетельствуют ответы родителей, 35 % которых отмечают, что при выборе внешкольных форм активности для них имеет значение график работы объектов дополнительного образования (рисунок 6).
Как показали результаты исследования, большинство обучающихся тратят на дорогу в школу и в организации дополнительного образования до 30 минут (рисунок 11). Это подтверждает факт того, что при выборе форм неформального образования дети и их родители ориентируются, прежде всего, на организации, которые расположены поблизости (фактор пешей доступности).
Рисунок 11. Временная доступность образовательных услуг (Новая Москва) (составлено авторами)
В то же время полученные данные показывают, что более четверти от общего количества обучающихся тратят на дорогу для посещения занятий вне школы более 1 часа (19,5 %) и более 2 часов (8,2 %) времени (рисунок 11). Все это может свидетельствовать о том, что в районе Новой Москвы (Коммунарка, Бунино) в настоящее время отмечается недостаточное количество доступных и, главное, интересных для подростков и отвечающих их образовательным потребностям форм неформального образования.
Рассматривая вопрос доступности неформального образования в районе Новой Москвы, необходимо затронуть такие параметры, как информационная доступность об образовательных услугах и открытость информации о проводимых в районе мероприятиях. Важность данных факторов при выборе внешкольных форм активности отмечают около 16 % и 3 % родителей соответственно (рисунок 1). При этом основным источником информации о мероприятиях, проводимых в районе, как для родителей (46,2 %), так и для подростков (64 %) являются друзья и знакомые (рисунок 12-13).
Значимость других источников информации в группах подростков и взрослых отличаются. В таблице 1 представлено их ранжирование.
Рисунок 12. Мнение родителей об источниках информации о районных мероприятиях (Новая Москва) (составлено авторами)
Рисунок 13. Мнение обучающихся об источниках информации о районных мероприятиях (Новая Москва) (составлено авторами)
Источники информации о районных мероприятиях (Новая Москва)
Таблица 1
Обучающиеся Родители
От друзей От друзей, знакомых
Из рекламы в интернете Нахожу самостоятельно
Мне об этом говорят родители Из социальных сетей, сообществ, на сайтах организаций
Из социальных сетей, сообществ, на сайтах организаций Мне об этом говорят учителя в школе
Мне об этом говорят учителя / в школе Мне говорит об этом сам ребенок
Нахожу самостоятельно Из рекламы в интернете
Из рекламы на улице Из рекламы на улице
Меня не интересуют мероприятия вне школы Нас не интересуют мероприятия вне школы
Полученные данные показывают, что родители занимают более активную позицию в поисках информации о различных образовательных активностях, которые могут посетить их дети. Взрослые самостоятельно занимаются поиском необходимой информации, создавая для этого социальные группы из друзей и знакомых, как в реальной жизни, так и в социальных сетях. Подростки, как правило, узнают о мероприятиях от друзей и, в силу своей онлайн активности, из интернета и сообществ.
Ответы родителей и обучающихся, полученные на вопрос о том, в каких районных мероприятиях дети принимают участие, позволяют констатировать, низкую вариативность
такого рода активностей (рисунок 14-15). В большинстве случаев это спортивные мероприятия - на них указывают почти 42 % родителей и 34 % обучающихся. Подростки также участвуют в различных фестивалях (танцевальных, художественных, музыкальных), мероприятиях по защите окружающей среды, народных гуляниях и пр. Однако доля детей и родителей, отметившие данные варианты времяпровождения незначительна.
Рисунок 14. Ответы родителей на вопрос «В каких районных мероприятиях принимает участие Ваш ребенок?» (Новая Москва) (составлено авторами)
Рисунок 15. Ответы обучающихся на вопрос «В каких районных мероприятиях ты принимаешь участие?» (Новая Москва) (составлено авторами)
Показательным в ответах на данный вопрос является тот факт, что в группе обучающихся наибольшее количество набирает вариант «Меня не интересуют такие мероприятия» (почти 40 %) и «Такие мероприятия не проводятся» (около 10 %). В ответах родителей эти варианты встречаются в 7 % ответов. Кроме низкой мотивации и заинтересованности обучающихся, данные показатели говорят о низкой информированности жителей района о жизни и деятельности социальных организаций. Мероприятия, проводимые в районах Новой Москвы, недостаточно известны и требуют большего рекламного и pr-сопровождения. Целесообразно ориентировать данную информацию на родителей в силу их большей заинтересованности и мотивированности, о чем свидетельствуют ответы родителей на вопрос о том, каких кружков не хватает в районе (школе).
Для того, чтобы конкретизировать перечень необходимых для жителей района образовательных активностей, более детально проанализируем данные, представленные выше на рисунке 10. Только 13,9 % родителей считают, что в районе их проживания «все есть, всего достаточно». По мнению остальных родителей, наибольший интерес и нехватка отмечается в спортивных организациях (35,4 %), также не хватает таких школ, как: художественные (18,3 %), музыкальные (16,3 %), актерского мастерства (16,2 %), танцевальные (13,6 %). Родители отмечают, что для их детей нужны такие курсы, как: изучение иностранных языков (17,7 %) (причем отмечается интерес к восточным языкам), программирования (16,6 %), дополнительные занятия в школе по профильным предметам (15,9 %).
Не знаю
1 Все есть, всего достаточно
о
£ Никуда, ничем
|Г>
^ Торгово-развлекательный центр
5 Кинотеатр, парк развлечений игровые зоны
2 Дополнительные занятия в школе по профильным предметам
л Бесплатные кружки и хорошие репетиторы
Р >| Курсы программирования
с «в Изучение иностранных языков
г
Школа актерского мастерства
у
с: Музыкальная школа
В к
° Художественная школа
т
§ Школа (кружки) танцев
Спортивные секции/спорте ал/спортивный комплекс
Рисунок 16. Ответы обучающихся на вопрос «Куда хотелось бы пойти заниматься, но этого нет в районе?» (Новая Москва) (составлено авторами)
В ответах обучающихся выявлена схожая с родительскими пожеланиями картина, хотя выраженность тех или иных активностей ниже по сравнению с ответами взрослых (рисунок 16). Подростки, в первую очередь, отмечают (почти 21 %), что им не хватает спортивных организаций, а именно: батутный центр, бассейн, футбольный стадион, стрелковый клуб, секции боевых искусств (самбо, китайская борьба, тайский бокс, рукопашный бой, тхэквондо, карате и т. п.), стрелковый клуб, каток и секции по фигурному катанию; возможность заниматься гимнастикой, теннисом, баскетболом, волейболом, акробатикой, легкой атлетикой; площадки для скейтбординга, картинга, мотокросса.
Обобщая изложенные результаты, следует отметить, что:
1. Жители района Новой Москвы при выборе форм дополнительного и неформального образования, прежде всего, ориентируются на пешеходную доступность и самостоятельное передвижение детей до места проведения занятий. Поэтому большинство подростков посещают кружки и секции в школе или в организациях своего района. Напрямую с пешеходной связана и временная доступность в интервале 30 минут и график работы организаций, оказывающих образовательные услуги.
2. При выборе форм неформального образования существенным фактором выступает материальная доступность кружков, секций и пр. Выявлено, что в районе отмечается недостаток и потребность в бесплатных кружках, находящихся в пешей доступности от места проживания. Особенный интерес жители района, как взрослые, так и дети, проявляют к спортивным организациям, секциям, мероприятиям.
3. Выявлено, что жители района недостаточно информированы о мероприятиях, которые могут посетить дети подросткового возраста. При этом родители занимают достаточно активную позицию при поиске такого рода информации, но основным источником при этом выступает социальное окружение. Необходимо организовывать специальные каналы информирования, ориентируясь на родительское сообщество в силу того, что подростки в меньшей степени, чем их родители, заинтересованы в таких мероприятиях.
4. Установлено, что в районе Новой Москвы отмечается ограниченное количество форм неформального образования, в которых принимают участие и заинтересованы подростки. Все они преимущественно спортивного характера. Необходимо повышать вариативность программ и форм образовательных активностей, для удовлетворения различного рода образовательных потребностей.
Доступность услуг формального и неформального дополнительного образования для подростков в районе Гольяново
Экспертная оценка образовательных и повседневных возможностей территории
Школа расположена в спальном районе Гольяново на окраине Москвы, в 30 минутах пешком от метро Щелковская и Щелковского автовокзала, недалеко от МКАД, в тихом дворе (рисунок 17).
Рисунок 17. Вид на здание школы (фото авторов)
В пятиминутном пешем пути вокруг школы расположен торговый центр «Манго» и McDonalds. Близко расположено множество небольших магазинчиков, дома быта и аптека.
В прилегающем к школе районе расположено сразу 4 муниципальных библиотеки (рисунок 18), из которых одна - юношеская и одна - детская. Школьники знают об их наличии и даже цитировали расписание, но, по их словам, пользуются услугами библиотек не очень охотно и только чтобы взять учебники.
Рисунок 18. Библиотеки Гольяново на карте google
Во дворе в непосредственной близости от школы есть спортивная площадка с оборудованием для воркаута и ОФП (рисунок 19). Оборудование стандартно, но позволяет заниматься разными видами активности. Таких площадок на территории района несколько. По словам местных жителей, вечерами спортивные площадки довольно популярны.
Рисунок 19. Вид на спортивную площадку (фото авторов)
Самая популярная спортивно-оздоровительная зона района - побережье Гольяновского пруда (рисунок 20). Там расположены теннисные корты с пометкой «бесплатно», но закрытые на кодовый замок (рисунок 21), есть столы для настольного тенниса, беговые и велосипедные дорожки и множество тренажеров. Все оборудование активно используется.
Рисунок 20. Гольяновский пруд (фото авторов)
Рисунок 21. Объявление о свободном бесплатном использовании и кодовый замок на теннисных кортах (фото авторов)
Во время исследования на территории пришкольного локуса радиусом в 5-10 минут ходьбы не было обнаружено ни одного досугового или образовательного учреждения. Согласно электронным картам, там расположены курсы иностранных языков, несколько небольших танцевальных студий и спортивно-досуговый клуб Форвард3, однако местные жители об их расположении не знали и дорогу показать не смогли.
Обобщая результаты экспертной оценки, можно констатировать, что тихое зеленое пространство с маленькими магазинчиками, спортплощадками и скверами под внимательным взглядом оказывается спланированным без учета требований безопасного дизайна и социально неблагополучным. Кажется, что на территории нет своей интеллектуальной среды, все жители, которым нужно саморазвитие, стремятся ездить за знанием в прилегающее Измайлово или другие более отдаленные районы города.
Результаты опроса подростков и их родителей
По результатам, полученным в рамках опроса подростков и их родителей, проживающих в районе Гольяново, среди параметров доступности образования наибольшее значение имеет материальная доступность. Как показано на рисунке 22 именно фактор размера оплаты за занятия, после интересов и потребностей ребенка, отмечают большинство родителей (68 %), отвечая на вопрос о том, что для них значимо при выборе внешкольных форм активности.
Кроме того, отвечая на вопрос «Каких кружков не хватает в вашем районе (школе)?» 50 % родителей подростков, проживающих в районе Гольяново, отмечают недостаточное количество бесплатных кружков (рисунок 23).
3 http://clubforvard.ru/.
Рисунок 22. Ответы родителей на вопрос «Что для Вас значимо при выборе внешкольных форм активности?» (район Гольяново) (составлено авторами)
Рисунок 23. Ответы родителей на вопрос «Каких кружков не хватает в вашем районе (школе)?» (район Гольяново) (составлено авторами)
Можно предположить, что именно фактор материальной доступности, а точнее недоступности, объясняет полученные в результате анкетирования подростков района Голяново данные (рисунок 24), а именно - почти 35 % обучающихся указывают, что помимо
школьной программы они занимаются самообразованием. Почти такое же количество обучающихся (33 %) занимаются дома с репетиторами, которые живут рядом. При выборе дополнительного образования 27 % обучающихся выезжают заниматься в секции и кружки в другом районе, 25 % - посещают занятия в организациях своего района и 25 % - кружки и курсы в здании своей школы после уроков. Следует отметить, что при ответе на вопрос о том, где дети занимаются помимо школьной программы, у респондентов была возможность указать несколько вариантов.
Рисунок 24. Ответы обучающихся на вопрос «Помимо школьной программы,
где ещё ты получаешь образование?» (район Гольяново) (составлено авторами)
Фактор пешеходной и транспортной доступности, независимой мобильности для родителей подростков, проживающих в районе Гольяново, также имеет значение при выборе программ дополнительного образования, кружков, секций и пр. Так, например, в ответах на вопрос «Что для Вас значимо при выборе внешкольных форм активности?» 40 % родителей указывают на «возможность ребенка самостоятельно добираться на место», 41 % - на «пешеходную доступность» и 18 % - на «транспортную доступность» (рисунок 22).
Другими словами, родители подростков, проживающие в районе Гольяново, при организации дополнительного образования своих детей ориентируются на организации, находящиеся в пешей доступности, которые ребенок мог бы посещать самостоятельно. В настоящее время, как показывают результаты опроса обучающихся, большая часть секций и кружков, которые посещают дети, находятся «недалеко, но нужно ехать на транспорте» (рисунок 25).
Для сравнения - если в школу подростки в основном ходят пешком, и дорога занимает не более 5 минут, то на дополнительные занятия время в пути увеличивается до интервала 10-30 минут и зачастую дети пользуются общественным транспортом (рисунки 25, 26).
При оценке доступности неформального образования имеет значение такой параметр, как информационная доступность и открытость информации о проводимых в районе мероприятиях. При выборе форм неформального образования значимость данного фактора для родителей подростков, проживающих в районе Гольяново, ниже по сравнению с жителями Новой Москвы (около 9 % и 2 % в районе Гольяново и около 16 % и 3 % в Новой Москве).
/1111
2 л | * Не занимаюсь в кружках (студиях) 2 1 Ь >. Э? т.
Р 8 =| н ? I т = Выезжаю в другой район города ® о V — _ = о с т Л ^ с!
х 5 г Р ^ ? ч а. * з " Недалеко, но нужно ехать на транспорте и а. г =
I
2" 5 ° ° 5 з •«я- 5 ® Близко, в пешей доступности Р
¿с Ч. Л. гг, " ' i В Г ^ _.
10 15 20 25 30 35
Рисунок 25. Пешеходная и транспортная доступность образовательных услуг (район Гольяново) (составлено авторами)
Рисунок 26. Временная доступность образовательных услуг (район Гольяново) (составлено авторами)
При этом источники информации, которыми пользуются подростки и их родители для того, чтобы узнать о проводимых мероприятиях, не имеют существенных различий в сравниваемых районах.
Основным источником информации о мероприятиях, проводимых в районе, как для родителей (63 %), так и для подростков (65 %) являются друзья и знакомые (рисунок 27-28). Кроме этого, обучающиеся в основном узнают о мероприятиях из социальных сетей (60 %) и от родителей (48 %), а родители занимаются самостоятельным поиском (48 %), скорее всего, используя при этом социальные сети (46 %). Так же, как и в районе Новой Москвы, родители подростков, проживающих в районе Гольяново, более активны и целенаправленны в поиске информации о возможностях образовательного досуга своего ребенка.
Рисунок 27. Мнение родителей об источниках информации о районных мероприятиях (район Гольяново) (составлено авторами)
Рисунок 28. Мнение обучающихся об источниках информации о районных мероприятиях (район Гольяново) (составлено авторами)
Ответы родителей и обучающихся, полученные на вопрос о том, в каких районных мероприятиях дети принимают участие, позволяют констатировать, достаточно низкую вариативность такого рода активностей (рисунок 29-30). В большинстве случаев это спортивные мероприятия - на них указывают почти 42 % родителей и 28 % обучающихся. Подростки также участвуют в различных фестивалях (танцевальных, художественных, музыкальных), мероприятиях по защите окружающей среды, народных гуляниях и пр. Однако доля детей и родителей, отметившие данные варианты времяпровождения существенно ниже по сравнению с выбором спортивных мероприятий.
Рисунок 29. Ответы родителей на вопрос «В каких районных мероприятиях принимает участие Ваш ребенок?» (район Гольяново) (составлено авторами)
Рисунок 30. Ответы обучающихся на вопрос «В каких районных мероприятиях ты принимаешь участие?» (район Гольяново) (составлено авторами)
Так же, как и в ответах респондентов, проживающих в районе Новой Москвы, в ответах обучающихся наибольшее количество набирает вариант «Меня не интересуют такие мероприятия» (30 %) и «Такие мероприятия не проводятся» (9 %). Наряду с данными о том, что около 15 % обучающихся занимаются только по школьной программе (рисунок 24), низкая заинтересованность в образовательных мероприятиях свидетельствует о том, что существенная доля подростков района Гольяново не принимают активного участия в жизни района и не стремятся расширить свои образовательные возможности за счет форм неформального образования.
Рисунок 31. Ответы обучающихся на вопрос «Куда хотелось бы пойти заниматься, но этого нет в районе?» (район Гольяново) (составлено авторами)
Еще одна особенность, характерная для района Гольяново, заключается в том, что по сравнению с подростками, проживающими в районе Новой Москвы, они гораздо чаще участвуют в мероприятиях, проводимых в других районах города, выезжают в другие районы и центр города. Это может быть обусловлено близостью района и его включенностью в городскую образовательную и социальную инфраструктуру, с одной стороны. С другой стороны, необходимость выезда в другие районы для участия в интересных для подростков мероприятиях может быть связана с недостаточным количеством такого рода мероприятий в своем районе. Подтверждением этого является то, что на вопрос «Куда хотелось бы пойти
заниматься, но этого нет в районе?» только 25 % обучающихся (рисунок 31) и 14 % родителей (рисунок 23) отмечают, что вариант «Все есть, всего достаточно». Хотя эти показатели значительно выше по сравнению с ответами жителей Новой Москвы.
По сравнению с результатами, полученными в районе Новой Москвы, представления подростков района Гольяново о желаемых в их районе кружках и секциях более дифференцированные. Помимо спортивных секций, которые лидируют во всех ответах, они проявляют интерес к курсам иностранного языка, школе актерского мастерства, курсам программирования.
Обобщая изложенные результаты, следует отметить, что:
Жители района Гольяново при выборе форм дополнительного и неформального образования, прежде всего, ориентируются на материальную доступность занятий в кружках, секциях и пр. Выявлено, что в районе отмечается недостаток и потребность в бесплатных кружках, находящихся в пешей доступности от места проживания. Большинство подростков занимаются самообразованием, в кружках и секциях в своей школе или выезжают в другие районы города.
При выборе форм неформального образования существенным фактором выступает пешеходную доступность и самостоятельное передвижение детей до места проведения занятий. Выявлено, что в настоящее время большая часть детей для занятий в кружках и секциях пользуются общественным транспортом. Также для участия в городских образовательных мероприятиях многие подростки выезжают в другие районы города.
Жители района Гольяново не придают большого значения фактору информационной доступности об организациях, реализующих программы дополнительного или неформального образования, или о мероприятиях, которые могут посетить дети подросткового возраста. Хотя родители занимают достаточно активную позицию при поиске такого рода информации, но основным источником при этом выступают социальное окружение.
Установлено, что в районе Гольяново отмечается ограниченное количество форм неформального и дополнительного образования, в которых принимают участие и заинтересованы подростки. Необходимо повышать вариативность программ и форм образовательных активностей, посещение которых подростки могли бы осуществлять самостоятельно, не выезжая за пределы своего района.
По итогам анализа доступности дополнительно и неформального образования в двух районах г. Москвы можно сделать следующие обобщающие выводы:
В исследуемых районах доступность дополнительного и неформального образования в интегральном значении следует оценивать как невысокую. Образовательные возможности территорий не удовлетворяют имеющиеся у проживающих на них подростках и их родителей потребностей.
В районе Новой Москвы можно выделить два образовательных локуса: школа, в которой обучаются дети, и ДК «Коммунарка». В данных организациях сконцентрированы основные предложения образовательных услуг. Именно эти организации посещают большинство подростков в рамках неформального и дополнительного образования. В районе Гольяново школа, хотя и берет на себя функцию по организации дополнительного образования подростков, большинство из них удовлетворяют свои познавательные потребности иными ресурсами: самообразование через интернет, занятия с репетиторами, выезд в кружки и секции
Выводы
в другие районы города. При этом значимым фактором доступности для жителей районов выступает пешеходная доступность и возможность посещать занятия подростками самостоятельно. Следовательно, на территории отдаленных районов г. Москвы необходимо расширять возможности для занятий подростков в кружках и секциях различных направлений.
Социально-экономический аспект доступности дополнительного и неформального образования показывает, что в исследуемых районах необходимо расширять перечень бесплатных образовательных услуг. Фактор материальной (финансовой) доступности дополнительного и неформального образования имеет значение для всех родителей подростков, принявших участие в опросе, но особенно вопрос оплаты занятий актуален для жителей района Гольяново.
Жители районов недостаточно информированы об образовательных мероприятиях, которые могут посетить дети подросткового возраста районах их проживания. При этом родители занимаются целенаправленным самостоятельным поиском информации. Необходимо организовывать специальные каналы информирования, ориентируясь на родительское сообщество в силу того, что подростки в меньшей степени, чем их родители, заинтересованы в таких мероприятиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Niedzielski M., Boschmann E. (2014) Travel Time and Distance as Relative Accessibility in the Journey to Work. Annals of the Association of American Geographers, vol. 104, no 6, pp. 1156-1182.
2. Абанкина И.В., Филатова Л.М. Доступность дошкольного образования. Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 3. С. 216-246.
3. Breen R., Jonsson J.O. (2005) Inequality of Opportunity in Comparative Perspective: Recent Research on Educational Attainment and Social МоЫШу // Annual Review of Sociology. Vol. 31. P. 223-243.
4. Bourdieu P., Passeron J.C. (1970) La reproduction éléments pour une théorie du système d'enseignement. Paris: Editions de Minuit.
5. Coleman J.S. (1966) Equality of Educational Opportunity // Integrated Education. Vol. 6 No 5. P. 19-28.
6. Breen R., Jonsson J.O. (2005) Inequality of Opportunity in Comparative Perspective: Recent Research on Educational Attainment and Social МоЫШу // Annual Review of Sociology. Vol. 31. P. 223-243.
7. Adrian E. Raftery and Michael Hout Maximally Maintained Inequality: Expansion, Reform, and Opportunity in Irish Education, 1921-75 Sociology of Education Vol. 66, No. 1 (Jan., 1993), pp. 41-62.
8. Агранович М.Л. Оценка эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти в сфере образования // Журнал руководителя управления образованием, 2010. - № 6. - С. 39-50.
9. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 гг. М.: Институт социологии РАН, 2011.
10. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСПиМ, 2013.
11. Ястребов Г.А., Бессуднов А.Р., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Проблема контекстуализации образовательных результатов: школы, социальный состав учащихся и уровень депривации территорий // Вопросы образования. 2013 № 4 С. 188-246.
12. Прахов И.А., Юдкевич М.М., Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза // Вопросы образования, 2012. - № 1. - С. 126-147.
13. Рощина Я.М., Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования, 2012. - № 1. - С. 257-271.
14. Дербишинир Н.С., Пинская М.А. Управленческие стратегии директоров эффективных школ // Вопросы образования, 2016. - № 3. - С. 110-129.
15. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А. Индекс образовательной инфраструктуры регионов Российской Федерации: эффекты организационно-управленческих решений URL:
https://ioe.hse.ru/data/2017/02/21/1167684959/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0% B5%D0%BA%D 1%81%20%D0%BE%D0%B1%D 1%80%D0%B0%D0%B7%D0% BE%D0%B2%D0%B0%D 1%82%D0%B5%D0%BB%D 1%8C%D0%BD%D0%BE %D0%B9%20%D0%B8%D0%BD%D 1 %84%D 1%80%D0%B0%D 1%81%D 1%82% D 1%80%D 1%83%D0%BA%D 1%82%D 1%83%D 1%80%D 1%8B+%D0%A1%D0% 97%D0%91+%D0%A2%D0%9C_21.02.pdf.
16. Левинтов А.Е. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка и апробация методологии анализа реализации проектов в рамках субсидий ДОгМ, выделяемых университетам, расположенным в городе Москве», 2018.
Ivanova Elena Vladimirovna
The Moscow city university, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Nesterova Oksana Valeryevna
The Moscow city university, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Barsukova Ekaterina Mikhailovna
The Moscow city university, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Study of the availability of formal and non-formal additional education in remote areas of Moscow: school locus
Abstract. The article presents the results of a study on the availability of non-formal and supplementary education for adolescents living in remote areas of Moscow, obtained using expert assessment and survey methods. Accessibility of educational services and opportunities in the considered districts of the city are analyzed by such criteria as: pedestrian and transport accessibility, independent mobility, material and time accessibility, information accessibility about educational services, openness of information (forums, advertising, etc.), and variability.
The authors presented data on the low level of accessibility of supplementary and non-formal education in areas of residence, orientation to pedestrian accessibility and the possibility of independent movement of adolescents, the need to travel to other districts of the city when visiting supplementary education services due to the lack of necessary and interesting offers for students in the immediate vicinity.
Students choose various forms of non-formal and additional education: circles and courses in the building of their school and in organizations of their area, self-education and classes at home with a tutor, circles and sections outside their district.
The socio-economic aspect of the accessibility of supplementary and non-formal education shows that in the studied districts it is necessary to expand the list of free educational services. A significant factor is the material accessibility of supplementary education services. There is a lack and need for non-paid classes that are within walking distance from the place of residence.
It is shown that parents of adolescents are interested in conducting educational activities in the immediate vicinity of their residence, but, often, have difficulties in timely receipt of the necessary information about the planned activities.
Keywords: accessibility of education; non-formal education; supplementary education; pedestrian and transport accessibility; independent mobility; material and time accessibility; information accessibility