Научная статья на тему 'Механизм интеграции сельскохозяйственного сектора экономики Казахстана в рамках ЕАЭС'

Механизм интеграции сельскохозяйственного сектора экономики Казахстана в рамках ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / экономический союз / инновация / экономическое развитие / маркетинг / аграрная политика / аграрный сектор / integration / economic union / innovation / economic development / marketing / agricultural policy / agricultural sector

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. М. Мадиярова, Т. А. Тюленева, М. Б. Молдажанов, А. А. Аманбаева

В статье рассматриваются основы формирования механизма интеграции аграрного сектора Казахстана в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе опыта проведения интеграционных процессов Европейского союза (ЕС). Для достижения целей разработки и реализации сельскохозяйственной интеграции Казахстана был внимательно изучен опыт Единой аграрной политики (ЕАП) ЕС. ЕАП является единственным мировым опытом межрегионального интеграционного объединения государств с элементами сверхнациональности, проявляющимися в разработке и проведении единой политики в сферах торговли, сельского хозяйства, транспорта и других экономических областях. Исследованием установлено, что сложность развития единого аграрного рынка Казахстана, других стран-членов ЕАЭС и Китая заключается в наличии существенных различий в уровне развития своих экономических, культурных и политических систем. Текущие показатели долей сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП Казахстана и Китая 2015-2018 гг. показали отрицательную динамику на 0,3% и 1,2% соответственно. Данное обстоятельство, требует новых преобразований, связанных с научной разработкой механизма интеграции аграрного сектора экономик Казахстана и Китая для повышения эффективности использования потенциала АПК. В целях формирования нового механизма интеграции сельскохозяйственного потенциала предложено внедрить единую международную политику, направленную на создание нового конкурентоспособного аграрного рынка на основе кластерных технологий. Основные вопросы создания нового механизма интеграции до сих пор мало изучены. Даже само обсуждение ее основных понятий часто сталкивается с трудностями. Существует необходимость конструктивного переосмысления экономических и политических миссий ЕАЭС и Китая. Несмотря на различные политические системы, существующие противоречия и недопонимания между основными европейскими и азиатскими игроками, мобилизация гигантского сельскохозяйственного потенциала ЕАЭС и Китая будет иметь высокий мультипликативных эффект, то есть способствовать устойчивому экономическому росту и повышению уровня жизни казахстанцев и жителей других стран-членов нового экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF INTEGRATION OF THE AGRICULTURAL ECONOMIC SECTOR OF KAZAKHST‐ON IN THE FRAMEWORK OF THE EAEU

The article discusses the basics of the formation of the mechanism of integration of the agricultural sector of Kazakhstan in the framework of the Eurasian Economic Union (EAEU) based on the experience of the integration processes of the European Union (EU). In order to achieve the goals of developing and implementing the agricultural integration of Kazakhstan, the experience of the EU Unified Agrarian Policy (EAP) was carefully studied. The EAP is the only international experience in the inter-regional integration association of states with elements of super-nationality, manifested in the development and implementation of a single policy in the areas of trade, agriculture, transport and other economic fields. The study found that the difficulty in developing a single agricultural market in Kazakhstan, other EAEU member countries and China lies in the significant differences in the level of development of their economic, cultural and political systems. Current indicators of the shares of agriculture, forestry and fisheries in the GDP of Kazakhstan and China 20152018 showed negative dynamics by 0.3% and 1.2%, respectively. This circumstance requires new transformations related to the scientific development of a mechanism for integrating the agricultural sector of the economies of Kazakhstan and China to increase the efficiency of using the potential of the agricultural sector. In order to form a new mechanism for the integration of agricultural potential, it was proposed to introduce a single international policy aimed at creating a new competitive agricultural market based on cluster technologies. The main issues of creating a new integration mechanism are still poorly understood. Even the discussion of its basic concepts often encounters difficulties. There is a need for a constructive rethinking of the economic and political missions of the EAEU and China. Despite the various political systems, the existing contradictions and misunderstandings between the main European and Asian players, the mobilization of the giant agricultural potential of the EAEU and China will have a high multiplier effect, that is, contribute to sustainable economic growth and increase the standard of living of Kazakhstanis and residents of other countries members of the new economic union .

Текст научной работы на тему «Механизм интеграции сельскохозяйственного сектора экономики Казахстана в рамках ЕАЭС»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10399

Д.М. Мадиярова - д.э.н., профессор, профессор кафедры МЭО РУДН., г.Москва Российская Федерация, mdm-diana@mail.ru,

D.M. Madiyarova - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of MEO RUDN., Moscow, Russian Federation;

Т.А. Тюленева - к.э.н., доцент, доцент кафедры управленческого учета и анализа ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева», Кемерово, Российская Федерация, mdm-diana@mail.ru,

T.A. Tyuleneva - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor, Department of Management Accounting and Analysis, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev ", Kemerovo, Russian Federation;

М.Б. Молдажанов - доктор PhD, старший преподаватель кафедры финансы и учет, Казахский Гуманитарно-юридический инновационный университет, Семей, mdm-diana@mail.ru,

M.B. Moldazhanov - Doctor PhD, Senior Lecturer, Department of Finance and Accounting, Kazakh Humanitarian-Legal Innovation University, Semey;

А.А. Аманбаева - доктор PhD заведующая кафедрой экономики и менеджмента. Казахский Гуманитарно-юридический инновационный университет, Семей, mdm-diana@mail.ru,

A.A. Amanbaeva - Dr. PhD Head of the Department of Economics and Management. Kazakh Humanitarian and Law Innovation University, Semey.

МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА В РАМКАХ ЕАЭС MECHANISM OF INTEGRATION OF THE AGRICULTURAL ECONOMIC SECTOR OF KAZAKHST-ON IN

THE FRAMEWORK OF THE EAEU

Аннотация. В статье рассматриваются основы формирования механизма интеграции аграрного сектора Казахстана в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе опыта проведения интеграционных процессов Европейского союза (ЕС). Для достижения целей разработки и реализации сельскохозяйственной интеграции Казахстана был внимательно изучен опыт Единой аграрной политики (ЕАП) ЕС. ЕАП является единственным мировым опытом межрегионального интеграционного объединения государств с элементами сверхнациональности, проявляющимися в разработке и проведении единой политики в сферах торговли, сельского хозяйства, транспорта и других экономических областях.

Исследованием установлено, что сложность развития единого аграрного рынка Казахстана, других стран-членов ЕАЭС и Китая заключается в наличии существенных различий в уровне развития своих экономических, культурных и политических систем.

Текущие показатели долей сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП Казахстана и Китая 2015-2018 гг. показали отрицательную динамику на 0,3% и 1,2% соответственно. Данное обстоятельство, требует новых преобразований, связанных с научной разработкой механизма интеграции аграрного сектора экономик Казахстана и Китая для повышения эффективности использования потенциала АПК.

В целях формирования нового механизма интеграции сельскохозяйственного потенциала предложено внедрить единую международную политику, направленную на создание нового конкурентоспособного аграрного рынка на основе кластерных технологий.

Основные вопросы создания нового механизма интеграции до сих пор мало изучены. Даже само обсуждение ее основных понятий часто сталкивается с трудностями. Существует необходимость конструктивного переосмысления экономических и политических миссий ЕАЭС и Китая. Несмотря на различные политические системы, существующие противоречия и недопонимания между основными европейскими и азиатскими игроками, мобилизация гигантского сельскохозяйственного потенциала ЕАЭС и Китая будет иметь высокий мультипликативных эффект, то есть способствовать устойчивому экономическому росту и повышению уровня жизни казах-станцев и жителей других стран-членов нового экономического союза.

Abstract. The article discusses the basics of the formation of the mechanism of integration of the agricultural sector of Kazakhstan in the framework of the Eurasian Economic Union (EAEU) based on the experience of the integration processes of the European Union (EU). In order to achieve the goals of developing and implementing the agricultural integration of Kazakhstan, the experience of the EU Unified Agrarian Policy (EAP) was carefully studied. The EAP is the only international experience in the inter-regional integration association of states with elements of super-nationality, manifested in the development and implementation of a single policy in the areas of trade, agriculture, transport and other economic fields.

The study found that the difficulty in developing a single agricultural market in Kazakhstan, other EAEU member countries and China lies in the significant differences in the level of development of their economic, cultural and political systems.

Current indicators of the shares of agriculture, forestry and fisheries in the GDP of Kazakhstan and China 20152018 showed negative dynamics by 0.3% and 1.2%, respectively. This circumstance requires new transformations related

to the scientific development of a mechanism for integrating the agricultural sector of the economies of Kazakhstan and China to increase the efficiency of using the potential of the agricultural sector.

In order to form a new mechanism for the integration of agricultural potential, it was proposed to introduce a single international policy aimed at creating a new competitive agricultural market based on cluster technologies.

The main issues of creating a new integration mechanism are still poorly understood. Even the discussion of its basic concepts often encounters difficulties. There is a need for a constructive rethinking of the economic and political missions of the EAEU and China. Despite the various political systems, the existing contradictions and misunderstandings between the main European and Asian players, the mobilization of the giant agricultural potential of the EAEU and China will have a high multiplier effect, that is, contribute to sustainable economic growth and increase the standard of living of Kazakhstanis and residents of other countries members of the new economic union .

Ключевые слова: интеграция, экономический союз, инновация, экономическое развитие, маркетинг, аграрная политика, аграрный сектор

Keywords: integration, economic union, innovation, economic development, marketing, agricultural policy, agricultural sector

Постановка проблемы. В конце второго десятилетия XXI века Казахстан, встал на новый путь дальнейшего развития сферы сельского хозяйства путем интеграции аграрного сектора экономики в рамках ЕАЭС. Казахстан имеет огромный потенциал, который выражается географической зональностью почвенных и растительных слоев. На территории степи и лесостепи находится около 10% земли, в пустынях - 60%, в горах - 5%. Суммарная площадь территории, отведенной для сельского хозяйства составляет более 225 миллионов гектар, из которых около 24 миллиона используется для пашни, для сена - 5 миллионов, а для выгона животных - 190 миллионов гектар. Казахстан - это один из крупных поставщиков пшеницы и муки (один из лидирующих в мире), экспортер хлопока и шерсти, а также цитадель для развития животноводства и экспорта мяса. Вышеизложенный потенциал АПК Казахстана, неизмеримые возможности повышения эффективности сельскохозяйственного сектора экономик России, Китая и а также других стран ЕАЭС, требуют новых преобразований, что актуализирует разработку и реализацию интеграции аграрного сектора в целях повышения эффективности и создания нового конкурентоспособного рынка.

Достижению целей интеграции аграрного сектора экономики Казахстана мешают барьеры в рамках ЕАЭС и Китая, которые требуют создания экономического, валютного и политического союзов. Таким образом, для разработки и реализации сельскохозяйственной интеграции стран ЕАЭС и Китая нужно внимательно изучать опыт Европейского союза. Результаты исследования призваны способствовать разработке механизма интеграции аграрного сектора экономики стран-членов ЕАЭС.

Исследование. Единственным реализованным опытом интеграции аграрного сектора экономики следует признать формирование Единой Аграрной Политики (ЕАП) ЕС в 1957 году, которому уже более 50 лет.

По мнению Borisas Melnikas сплоченность ЕС является особо важным фактором интеграционных процессов, а также процессов аграрной интеграции и расширения Европейского Союза [1].

Предпосылки и причины аграрной интеграции заключаются в том, что любая из сторон, участвующих в процессе интеграции, обладает всегда своими собственными интересами, пытаясь решить свои собственные насущные проблемы благодаря совместным усилиям. Подобных причин существует огромное множество, к ним можно отнести:

- желание открыть доступ на более емкий рынок сбыта сельско-хозяйственной продукции;

- получение доступа к более дешёвым факторам производства;

- улучшение торговых условий;

- сокращение издержек благодаря «эффекту масштаба» в производстве;

- достижение устойчивого экономического роста аграрного сектора экономики;

- привлечение прямых зарубежных инвестиций, которые привлекательны на больших рынках.

Главными механизмами ЕАП ЕС являются гарантированные общие цены, установленные в «Euro», и

общие организации рынков [2]. Такая финансовая интеграция позволила снизить межгосударственные трения финансовых институтов.

О проблемах несовершенной финансовой интеграции говорили Jordi Mondria и Thomas Wu [3]. Ими было отмечено, что несовершенная финансовая интеграция является следствием проблем в развитии всех сфер экономики, в том числе и аграрного сектора [3].

Разные исследователи изучали историю формирования ЕАП в зависимости от целей. Одни фиксировали хронологические события без определённой классификации, не выделяя этапы ЕАП и не распределяя их во времени [4, 5]. Другие выделили только начальные этапы развития ЕАП, без отдельных инструментов и показателей [6,7].

Исследованием были установлены положительные и отрицательные стороны аграрной интеграции в рамках ЕС (табл. 1).

Таблица 1 - Положительные и отрицательные стороны аграрной интеграции ЕС

Положительные стороны Отрицательные стороны

1 реализованный Масштабный и Инновационный проект аграрной интеграции Отсутствие информационной маркетинговой поддержки товаропроизводителей (хотя аграрная интеграция в ЕС развивалась даже без маркетинговых инструментов)

2 Трансформация аграрного рынка является сложным процессом, поскольку объединила множество идеологических, финансовых и политических интересов Слабый ориентир повышения инвестиционной привлекательности товаропроизводителей

3 Финансовые инструменты и структурное управление интеграции оказались стабильными в течение всего срока формирования аграрной интеграции Отсутствие научно-исследовательского института проблем выпуска конкурентоспособных кадров и внедрения инноваций в аграрную интеграцию

Выводы

1 Эффективность становления интеграции Незначительные недостатки формируются по причине интенсивного развития экономики, информационных технологий и кадрового потенциала, а также отсутствия кластерных технологий

Сложность развития единого аграрного рынка Казахстана, других стран-членов ЕАЭС и Китая состоит в том, что в Европе страны на момент начала интеграции по своему экономическому и политическому развитию были более или менее сопоставимы. То есть, страны-члены ЕАЭС и Китай имеют существенные различия в уровне развития своих экономических, культурных и политических систем. Данные о ВВП Казахстана и Китая за 2015-2018 гг. представлены на рисунке 1 [8, 9].

На расширение торгово-экономического влияния ЕАЭС влияет экономический подъем Китая. Высокие темпы развития других стран Азиатского региона сопровождаются субрегиональными, региональными и межрегиональными инициативами, направленными на развитие диалога, нацеленного на экономическое сотрудничество, в том числе и создание единого аграрного рынка. Генерирование этих инициатив происходит на фоне роста взаимозависимости и взаимодополняемости экономик, проявления стремлений учитывать национальные и региональные интересы. Их реализация вызывает соперничество мировых лидеров (в частности США и Европу) за влияние на изучаемом рынке. Казахстан и Китай имеют потенциальные возможности оказывать определенное влияние на происходящие в Азиатском регионе процессы, направленные на интеграцию экономик.

15000

10000

11015,5

13608,2

5000

Казахстан Китай

184,4

2015

2016

2017

179,3

2018

0

млрд. долл. США

Рисунок 1 - ВВП стран Казахстана и Китая по состоянию на 2015-2018 гг.

Примечание: на момент исследования показателей 2019 года в базе данных databank.worldbank.org не предоставлено

Согласно данных рисунка 1 объем ВВП Китая превышает объем ВВП Казахстана в среднем на 11809,33 млрд. долл. или более чем на 71 раз.

При этом динамика ВВП Казахстана за исследуемый период в 2017 и 2018 гг. показал рост до 4,1%, что на 3% и 2,9% выше предыдущих периодов 2016 и 2015 гг. соответственно (рис. 2). Иначе обстоит с ростом ВВП в Китае, которая показала отрицательную динамику в среднем на -0,2% от базисного периода - 2015 года.

*- в процентах

Рисунок 2 - доля сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП Казахстана и Китая по состоянию на 2015-2018 гг.

Примечание: на момент исследования показателей 2019 года в базе данных databank.worldbank.org не предоставлено

Анализ показателей доли сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП Казахстана и Китая 2015-2018 гг. показали стабильную отрицательную динамику. Так в Казахстане снижение в течении трех лет имеют стабильный характер и соответствует 0,1%, или 4,4% в 2018 году против 4,7% показателя 2015 года. Аналогично выглядит динамика и в Китае, 7,2% -2018 году против 8,4% в 2015 году.

То есть показатели долей сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП Казахстана и Китая снизились на 0,3% и 1,2% соответственно, что свидетельствует о повышении доли ВВП в других секторах экономики. Результаты данного анализа развития аграрного сектора стран усиливают актуальность и новизну исследования, связанного с научной разработкой механизма интеграции аграрного сектора экономик Казахстана в рамках ЕАЭС и Китая.

Страны-члены ЕАЭС и Китай на международном уровне должны обсудить дальнейшее сотрудничество в целях создания интеграции и формирования единого аграрного рынка. При этом механизм создания и реализации аграрной интеграции может быть более эффективен с учетом опыта интеграции ЕС и использованием предложений, сформированных на основе проведенного исследования, а именно:

1) внедрение в интегрируемые процессы систему информационного маркетинга в рамках внедрения цифровой экономики;

2) внедрение метода факторного анализа для определения степени инвестиционной привлекательности аграрного рынка инвесторам и обеспечение качественного кадрового потенциала, предложенного в работах Lubyova, М., Vojtkova, М., предложенного на основе анализа национальных экономик более 134 стран с точки зрения многонациональных производителей [10];

3) создание института исследования проблем современных инноваций и центра кластерных технологий, с целью централизации деятельности исследуемых объектов и достижения результатов в краткосрочной перспективе;

4) расширение знаний о разработке и внедрении научно-технического прогресса в процессы интеграции, так как только научно-технический прогресс может способствовать преобразованию знаний в инновации [11].

Исследовательская методология. Для исследования организационно-экономических мер создания и развития аграрного сектора экономики в рамках ЕАЭС предложена система оценки, основанная на использовании двух методов: первый предполагает разработку количественных параметров оценки состояния экономики, второй основывается на использовании интуитивного метода, когда достаточно трудно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта [12].

Достаточно точно и сопоставимо оценить состояние агропромышленного производства разных стран позволяют относительные коэффициенты эффективности факторов экономического развития.

Отношение показателя эффективности по региону к показателю по стране позволяет определить значение коэффициента соответствующего экономического фактора [12]:

к Ы (1)

1 N ■ N ■

где,

К; - значение коэффициента соответствующего экономического фактора.

i - отчетный год анализируемого периода; геа'1 - показатель эффективности региона;

^гед.1

Ус1

—- - показатель эффективности в среднем по стране;

Nс .1

Для определения уровня экономического развития рассчитан комплексный показатель, который учитывает особенности проявления экономических факторов в каждом конкретном случае [12].

К1,п=— X £ К], п (2)

т

где,

К1 - интегральный показатель фактора экономического развития;

т - число экономических факторов, включаемых в расчет интегрального показателя;

Ку, п - значение коэффициента экономического фактора п-го региона.

Используемая методика позволила установить группировку регионов по значимости в зависимости от близости к среднему показателю по Евразийскому региону, следующим образом [12]:

- первый уровень - это регион, наиболее удачно вписывающийся в новые экономические условия, его К1 более или равен 1;

- второй уровень - это регион, которому пока еще удается контролировать ситуацию и сохранять потенциальную возможность экономического роста, его К1 от 0,8 до 1;

- третий уровень - это регион, сложившаяся структура которого не приспособлена к изменившимся условиям хозяйствования, его К1 менее 0,8.

В методике комплексной оценки можно применить модели формирования финансово-экономических, социально-экономических и других параметров [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, основными показателями, отражающими степень развития интеграции Евразийского региона, являются параметры производственной эффективности - это объем производства продукции на единицу земельной площади, производительность труда, а также показатели социального характера - производство продукции на душу населения: зерна, молока, мяса, овощей, картофеля [12].

Предлагаемый методологический алгоритм исследования призван объективно распределять территории по степени успешности производственно-хозяйственной деятельности, а также оценивать влияние внешний среды или изменение соотношения внутренних факторов развития [12].

Комплексный показатель отражает сопоставимую оценку характера и устойчивости изменений экономического развития территории, исключается необходимость пересчета по индексам дефлятора.

В результате проведенной оценки выяснилось, что аграрный сектор экономики ЕАЭС относится ко второму уровню экономического развития - это регионы, которым еще удается контролировать ситуацию и сохранять потенциальную возможность экономического роста.

Обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства связано, на наш взгляд, с преодолением отрицательного влияния природных и экономических факторов, дестабилизирующих сельскохозяйственное производство.

Каждая территория имеет свои результаты воздействия того или иного фактора. В результате исследования нами выделены следующие факторы развития агропромышленного комплекса с учетом приоритетности факторных условий и ключевых проблем развития АПК [12]:

1. Финансовые инструменты (наличие специализированных программ по кредитованию АПК, стимулирование интеграции перерабатывающей промышленности с первичным сектором, государственные субсидии).

2. Географическая зональность почвенных и растительных слоев и другие условия природного характера (обеспеченность сохранения и повышения плодородия почвы, повышение засухоустойчивости сельскохозяйственных культур, сокращение периода их созревания, борьба с переувлажнением).

3. Научно-технический прогресс и инновации (кооперация с отраслевой наукой, разработка и внедрение технологий для АПК).

4. Внутренняя экономическая политика (необходимость повышения уровня развития перерабатывающей промышленности, эффективная таможенная защита от импорта).

5. Логистика и инфраструктура (необходимость развития сектора транспортных услуг, увеличение плотности автодорог, снижение тарифов на железнодорожные перевозки).

6. Стейкхолдеры (коллективные интересы сельхозтоваропроизводителей целесообразней представляют различные общественные организации - ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов).

7. Услуги сторонних организаций (обеспечение транспортировки, хранения, страхования рисков, переработки).

8. Международный рынок (развитая экспортная инфраструктура (логические центры) и отсутствие барьеров для доступа на целевые рынки).

9. Человеческий потенциал (снижение оттока населения, повышение предпринимательской активности и знания современных технологий).

10. Законодательство (эффективное формирование правовых основ деятельности хозяйствующих субъектов, определение правил землепользования, порядка и размеров государственной поддержки хозяйств, прочие полномочия).

11. Энергоресурсы в сельских районах (разумные тарифы на электроэнергию).

12. Национальные традиции и местные обычаи.

Для определения значения каждого фактора использован метод экспертной оценки (способ «попарного» сравнивания), который был нами адаптирован к существующей ситуации с учетом специфики данного исследования.

Целью методики является выявление приоритетных факторов, снижение негативного влияния некоторых из них и определение мер по активизации зависимых от проводимой политики, способствующих решению задач устойчивого развития АПК.

По горизонтали и вертикали расположили факторы (в нашем случае их 12). По горизонтали обозначили факторы Х^ по вертикали Х] Поскольку Х1=Х1; Х2=Х2; Х3=Х3 и т.д., построили диагональ соответствия и в каждой клетке данной диагонали записали цифру 1 [12].

Оценили преимущество ]-го показателя по сравнению с ьм. Для определения значимости рекомендуется начать с первого фактора по горизонтали и сравнить его с другими факторами по вертикали. Наиболее приоритетному фактору отдали два балла.

Соответственно между суммой Xi и X] будет тождество. Для определения значения фактора использовалась следующая формула [12]:

щ

_ £п=

(3)

где,

Wj - вес важности показателя;

Тт=1 X] - сумма оценок, которая должна стремиться к максимальному значению;

Еп=г - сумма оценочных баллов. Результатом исследования влияния факторов на устойчивость развития интеграции АПК регионов Евразии стало ранжирование по степени важности каждого показателя с учетом анализа критичности развития факторных условий экономики Евразийских регионов (таблица 1) [12].

Таблица 2 - Определение ранговых коэффициентов

Факторы

развития АПК 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ^ ранг

1 1 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0 19 0,13 2

2 2 1 2 2 2 2 2 2 0 2 2 2 21 0,15 1

3 0 0 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 19 0,13 3

4 0 0 0 1 0 2 2 2 0 2 2 2 13 0,09 6

5 0 0 0 2 1 2 2 2 2 2 2 0 15 0,10 5

6 0 0 0 0 0 1 2 2 0 2 2 2 11 0,08 7

7 0 0 0 0 0 0 1 2 0 2 2 2 9 0,07 8

8 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 2 3 0,02 12

9 0 2 0 2 0 2 2 2 1 0 2 2 15 0,10 4

10 0 0 0 0 0 0 0 2 2 1 2 0 7 0,05 10

11 0 0 0 0 0 0 0 2 0 0 1 2 5 0,03 11

12 2 0 0 0 2 0 0 0 0 2 0 1 7 0,05 9

XX] 5 3 5 15 9 15 13 21 9 13 19 17 144 1,00 -

Определены наиболее значимые факторы устойчивого развития интеграции АПК стран-членов ЕАЭС и Китая: условия природного характера, доступ к капиталу, инновации, кадры и т.д.

Предлагаемая модель эффективной системы управления региональным развитием агропромышленной интеграции, включающая направления организационно-экономических мер, позволяет использовать положительное проявление факторов и определяет пути дальнейшего развития интеграции АПК стран-членов ЕАЭС и Китая.

Выводы и предложения. На основе исследования зарубежного опыта аграрной интеграции были получены достаточные данные для формирования организационно-экономического механизма интеграции сельскохозяйственного сектора экономики Казахстана в рамках ЕАЭС на основе кластерных технологий.

Создание интеграции сельскохозяйственного сектора экономики Казахстана в рамках ЕАЭС, адаптированной к условиям современной конкурентоспособной казахстанской экономики и стран-членов ЕАЭС является инновацией в Евроазиатском регионе. Реализация механизма будет качественно способствовать повышению эффективности использования потенциала АПК, формированию конкурентных преимуществ на рынке сельскохозяйственной продукции как стран-участниц, так и в Евроазиатском регионе, в целом.

В исследовании предусматривается формирование организационно-экономических мер создания и развития аграрного сектора экономики в рамках ЕАЭС с использованием методов комплексной оценки. Для оценки состояния, ранжирования по уровню развития агропромышленного производства разных стран, выявления внешних и внутренних факторов влияния предложен метод расстояний. Оценка степени влияния каждого фактора основывается на использовании интуитивного метода (способа «попарного» сравнения), тогда как достаточно трудно учесть влияние множества факторов из-за значительной сложности объекта.

Реализации проекта интеграции аграрного сектора Казахстана позволит получить следующие результаты: интегрировать удаленные и разрозненно действующие в сфере АПК субъекты в информационное пространство научного сообщества; разработать программы дистанционного консультирования для отдельных сельскохозяйственных субъектов, бизнес-инкубатора, программы интегрированных информационно-маркетинговых и научно-технических коммуникаций для отдельных районов страны; создать и практически апробировать конкретные инструменты интегрированной системы.

Целевыми потребителями полученных результатов являются субъекты ЕАЭС и Китай, предприятия и объекты инфраструктуры АПК, население региона, централизованные и местные государственные органы и организации.

Социальный эффект от реализации отечественной модели формирования механизма интеграции сельскохозяйственного сектора экономики Казахстана в рамках ЕАЭС будет связан с повышением благосостояния жителей сельских регионов, развитием современной коммуникации в селах и малых городах, внедрением новых образовательных технологий обучения, повышением квалификации местных предпринимателей страны в целом.

Источники:

1. Borisas Melnikas. Cohesion Processes in Internal and External Spaces of the European Union the New Priorities // Inzinerine Ekonomika-Engineering Economics. - 2013. - №24, вып. 3. - С. 456-467

2. Ritson C., Harvey, D.R. The Common Agricultural Policy. 2nd edition. - UK: CAB International, 1997. - с. 440

3. Jordi Mondria, Thomas Wu. Imperfect financial integration and asymmetric information: competing explanations of the home bias puzzle? // Canadian Journal of Economics. - 2013. - №46, вып. 1. - С. 310-337

4. Nello S.S. The European Union: Economics, Policies and History, 2nd edition. - UK: McGraw-Hill Education, 2008. - с. 512

5. Fennel Rosemary. The Common Agricultural Policy: Continuity and Change. - Oxford: Oxford University Press, 1997. - с. 456

6. Tracy Michael. Maisto pramone ir zemes ukis rinkos ekonomikos sqlygomis. Zemes ukio politika Europos Sjngoje. -Vilnius, Briuselis: Diemedis, 1998. - c. 387

7. Navickas Valentinas. Europos Sjngos rink^ ypatumai. - KTU leidykla: Technologija, 2010. - с. 188

8. База данных Всемирного Банка. Показатели мирового развития Казахстана. Режим доступа. http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&country=KAZ#. 03.06.2020.

9. База данных Всемирного Банка. Показатели мирового развития Китая. Режим доступа. http://databank.worldbank.org/data/country/CHN/556d8fa6/Popular_countries. 03.06.2020.

10. Lubyova M., Vojtkova, M. Analysis of the Degree of the Attractiveness of National Economies for Foreign Investors in the New Globalized Environment. In Ekonomicky casopis // Journal of Economics. - 2014. - № 62, вып. 6. - С. 557-578.

11. Mersedes Rodrigues. Innovation, Knowledge and High-Tech Services in European regions // Inzinerine Ekonomika-Engineering Economics. - 2014. - №25, вып. 1. - С. 31-39

12. Молдажанов М.Б., Жанабилова Э.С., Дюсенбекова А.К. Основы создания евразийской интеграции аграрного сектора экономики // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. - 2016. - № 5. вып 31. - С. 44-48

References:

1. Borisas Melnikas. Cohesion Processes in Internal and External Spaces of the European Union the New Priorities // Inzinerine Ekonomika-Engineering Economics. - 2013. - No. 24, no. 3. - S. 456-467

2. Ritson C., Harvey, D.R. The Common Agricultural Policy. 2nd edition. - UK: CAB International, 1997. - p. 440

3. Jordi Mondria, Thomas Wu. Imperfect financial integration and asymmetric information: competing explanations of the home bias puzzle? // Canadian Journal of Economics. - 2013. - No. 46, issue. 1. - S. 310-337

4. Nello S.S. The European Union: Economics, Policies and History, 2nd edition. - UK: McGraw-Hill Education, 2008 .-- p. 512

5. Fennel Rosemary. The Common Agricultural Policy: Continuity and Change. - Oxford: Oxford University Press, 1997 .-- p. 456

6. Tracy Michael. Maisto pramone ir zemes ukis rinkos ekonomikos sqlygomis. Zemes ukio politika Europos Sqjungoje. -Vilnius, Briuselis: Diemedis, 1998 .-- c. 387

7. Navickas Valentinas. Europos Sjngos rink^ ypatumai. - KTU leidykla: Technologija, 2010 .-- p. 188

8. World Bank Database. World development indicators of Kazakhstan. Access mode. http://databank.worldbank.org/data/re-ports.aspx?source=2&country=KAZ#. 06/03/2020.

9. World Bank Database. World Development Indicators of China. Access mode. http://databank.worldbank.org/data/coun-try/CHN/556d8fa6/Popular_countries. 06/03/2020.

10. Lubyova M., Vojtkova, M. Analysis of the Degree of the Attractiveness of National Economies for Foreign Investors in the New Globalized Environment. In Ekonomicky casopis // Journal of Economics. - 2014. - No. 62, no. 6. - S. 557-578.

11. Mersedes Rodrigues. Innovation, Knowledge and High-Tech Services in European regions // Inzinerine Ekonomika-Engi-neering Economics. - 2014. - No. 25, issue. 1. - S. 31-39

12. Moldazhanov M.B., Zhanabilova E.S., Dyusenbekova A.K. Fundamentals of the creation of the Eurasian integration of the agricultural sector of the economy // Bulletin of the Kazakh Humanitarian and Legal Innovation University. - 2016. - No. 5. Issue 31. - S. 44-48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.