Научная статья на тему 'Механизм государственного прямого окладного подушного налогообложения в белорусских губерниях Российской империи в первой половине XIX в.'

Механизм государственного прямого окладного подушного налогообложения в белорусских губерниях Российской империи в первой половине XIX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Прямые налоги / окладные подати / подушное налогообложение / белорусские губернии / Российская империя / Direct taxes / salary taxes / per capita taxation / Belarusian provinces / Russian Empire

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерошевич Александр Владимирович

В статье раскрывается правовой механизм государственного прямого окладного подушного налогообложения в белорусских губерниях Российской империи в первой половине XIX в. Определено место и выявлена роль белорусских земель в подушной системе налогообложения Российской империи. Установлено, что в целом правовой механизм подушного налогообложения на белорусских землях в первой половине XIX века для крестьян и мещан был идентичен процессу налогообложения в европейской части императорской России. Региональная специфика подушной системы налогообложения в белорусских губерниях Российской империи сводилась к наличию ряда категорий населения, освобожденных от выплаты подушной подати или имевших временные налоговые льготы, характеризовалась значительным удельным весом горожан-евреев среди налогоплательщиков подушной подати. В определенные периоды времени особые подушные оклады имели отдельные социальные и этно-конфессиональные (евреи) группы податного населения. К тому же до 1851 г. в состав подушной подати сельского населения входила пошлина за право свободного винокурения и продажи вина. Отмечены различия в принципах разверстки подушных окладов в отдельных белорусских губерниях. Выявлен удельный вес белорусских губерний в начисленных подушных сборах императорской России. Сделан вывод, что накануне масштабных реформ 1860‑х гг. белорусский регион имел невысокую степень обременения прямыми подушными податями в рамках обширного российского государства. Обращено внимание, что государственная подушная система налогообложения порождала фискально-крепостническое угнетение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of State Direct Salary per Capita Taxation in the Belarusian Provinces of the Russian Empire in the First Half of the 19th Century

The article discusses the legal mechanism of state direct salary per capita taxation in the Belarusian provinces of the Russian Empire in the first half of the 19th century. The place and role of Belarusian lands in the per capita taxation system of the Russian Empire is determined. It has been established that, in general, the legal mechanism of per capita taxation on Belarusian lands in the first half of the 19th century for peasants and townspeople was identical to the taxation process in the European part of Imperial Russia. The regional specificity of the per capita taxation system in the Belarusian provinces of the Russian Empire boiled down to the presence of a number of categories of the population that were exempt from paying the per capita tax or had temporary tax breaks, and was characterized by a significant proportion of Jewish townspeople among the per capita tax payers. At certain periods of time, certain social and ethno-confessional (Jews) groups of the tax-paying population had special per capita salaries. In certain periods of time, certain social and ethno-confessional (Jews) groups of the tax-paying population had special per capita salaries. In addition, until 1851, the per capita tax of the rural population included a duty for the right to freely distill and sell wine. Differences are noted in the principles of allocation of per capita salaries in individual Belarusian provinces. The share of Belarusian provinces in the accrued per capita taxes of Imperial Russia has been revealed. t is concluded that on the eve of large-scale reforms in the 1860s. The Belarusian region had a low degree of burden with direct poll taxes within the vast Russian state. Attention is drawn to the fact that the state capitation taxation system gave rise to fiscal-serfdom oppression.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного прямого окладного подушного налогообложения в белорусских губерниях Российской империи в первой половине XIX в.»

JEL classification: H24, N23, N93 § ■

J 2 I

УДК 94(476) g;

DOI 10.17150/2308-2488.2024.25(1).153-182 j$ ■

А.В. Ерошевич j

Белорусский государственный экономический университет,

г. Минск, Республика Беларусь \

Механизм государственного прямого окладного подушного налогообложения в белорусских губерниях Российской империи в первой половине XIX в. \

Аннотация. В статье раскрывается правовой

механизм государственного прямого окладного по- ! душного налогообложения в белорусских губерниях

Российской империи в первой половине XIX в. Опре- §

делено место и выявлена роль белорусских земель в |

подушной системе налогообложения Российской им- ^

перии. Установлено, что в целом правовой механизм ^

подушного налогообложения на белорусских землях ®

в первой половине XIX века для крестьян и мещан был ^

идентичен процессу налогообложения в европейской I

части императорской России. Региональная специ- |

фика подушной системы налогообложения в бело- §

русских губерниях Российской империи сводилась к ц

наличию ряда категорий населения, освобожденных §

от выплаты подушной подати или имевших времен- I

ные налоговые льготы, характеризовалась значитель- §

ным удельным весом горожан-евреев среди налого- §

плательщиков подушной подати. В определенные §

периоды времени особые подушные оклады имели |

отдельные социальные и этно-конфессиональные s (евреи) группы податного населения. К тому же до 1851 г. в состав подушной подати сельского населения

входила пошлина за право свободного винокурения -§ и продажи вина. Отмечены различия в принципах разверстки подушных окладов в отдельных белорусских губерниях. Выявлен удельный вес белорусских губерний в начисленных подушных сборах импе-

раторской России. Сделан вывод, что накануне мас- |

153

© Ерошевич А.В., 2024

GO

се

штабных реформ 1860-х гг. белорусский регион имел невысокую степень обременения прямыми подушными податями в рамках обширного российского государства. Обращено внимание, что государственная подушная система налогообложения порождала фискально-крепостническое угнетение.

Ключевые слова. Прямые налоги, окладные подати, подушное налогообложение, белорусские губернии, Российская империя.

Информация о статье. Дата поступления 1 февраля 2024 г.; дата принятия к печати 20 марта 2024 г.; дата онлайн-размещения 28 марта 2024 г.

A.V. Yerashevich

Belarusian State Economic University, Minsk, the Republic of Belarus

Mechanism of State Direct Salary per Capita Taxation in the Belarusian Provinces j of the Russian Empire in the First Half

? of the 19th Century

«

I Abstract. The article discusses the legal mechanism

:§ of state direct salary per capita taxation in the Belarusian

| provinces of the Russian Empire in the first half of the

a 19th century. The place and role of Belarusian lands in

Ц the per capita taxation system of the Russian Empire is

u determined. It has been established that, in general, the

^ legal mechanism of per capita taxation on Belarusian

If lands in the first half of the 19th century for peasants and

$ townspeople was identical to the taxation process in the

^ European part of Imperial Russia. The regional specificity

•I of the per capita taxation system in the Belarusian provinces of the Russian Empire boiled down to the presence of a number of categories of the population that were ex-

^ empt from paying the per capita tax or had temporary tax

^ breaks, and was characterized by a significant proportion

■| of Jewish townspeople among the per capita tax payers.

At certain periods of time, certain social and ethno-con-

§ fessional (Jews) groups of the tax-paying population had

special per capita salaries. In certain periods of time, certain social and ethno-confessional (Jews) groups of the tax-paying population had special per capita salaries. In addition, until 1851, the per capita tax of the rural population included a duty for the right to freely distill and sell wine. Differences are noted in the principles of allocation of per capita salaries in individual Belarusian provinces. The share of Belarusian provinces in the accrued per capita taxes of Imperial Russia has been revealed. t is concluded that on the eve of large-scale reforms in the 1860s. The Belarusian region had a low degree of burden with direct poll taxes within the vast Russian state. Attention is drawn to the fact that the state capitation taxation system gave rise to fiscal-serfdom oppression.

Keywords. Direct taxes, salary taxes, per capita taxation, Belarusian provinces, Russian Empire.

Article info. Received February 02, 2024; accepted March 20, 2024; available online March 28, 2024.

В Российской империи в первой половине XIX в. со *

всех лиц мужского пола податных сословий взимались к

прямые окладные подати. Основным видом подобных I

прямых личных налогов была подушная подать. 1

Интерес к изучению подушной подати прояв- К

лялся в связи с необходимостью реформирования |

системы прямого личного налогообложения и об- Ц

суждения проектов налоговых преобразований фи- §

нансовым ведомством Российской империи в 1860- §

1870-х гг. В период действия правительственной § комиссии, высочайше учрежденной для пересмотра

системы податей и сборов при Министерстве финан- |

сов, ее чиновником И.П. Руковским был подготовлен 1

историко-статистический очерк о подушных пода- К

тях1. О подушной подати в императорской России §

написал небольшой очерк М.М. Алексеенко — пред- 3

ставитель досоветской харьковской школы науки 1

--к

1 Историко-статистические сведения о подушных податях / ^ сост. И.П. Руковский // Труды Комиссии, высочайше учрежденной для пересмотра системы податей и сборов. Санкт-Петербург : 1 Тип. В. Безобразова и К°, 1863. Т. 1: Прямые налоги. С. 1-216.

финансового права [1]. Достоинства и недостатки подушной подати обсуждались в публицистике на страницах ряда российских периодических изданий [2]. В российской досоветской и постсоветской историографии значительное внимание было уделено исследованию введения самой системы подушного » налогообложения при Петре I, а также финансовой = политике царизма в 20-х — 60-х гг. XVIII в. до цар-= ствования Екатерины II. Сведения об отдельных ; элементах системы подушного налогообложения в ; интересующий автора период были представлены в с очерке М.К. Шацилло на страницах коллективного ; труда российских историков, посвященного истории налогов в России в IX — начале ХХ в. [3]. Особенного сти налогообложения крестьянства России во второй I половине XIX — первой трети XX века в Среднем По-£ волжье представлены в монографии О.И. Марискина ■| [4]. Тем не менее, особенности механизма подушной | системы налогообложения в белорусских губерниях и (Виленской, Гродненской, Минской, Витебской, Мой гилевской) Российской империи в первой половине | XIX в. не получили развернутого изложения в науч-| ной исторической литературе.

^ Окладные налоги в различных регионах Россий-

¡§ ской империи в первой половине XIX в. В соответ-5 ствии с действующим законодательством Российской | империи в конце XVIII — первой половине XIX в. ^ под государственными «податями» подразумевались $ окладные сборы, которые взимались с разных лиц в | счет государственного дохода определенным количе-I ством и в установленный законом срок2. Государственные прямые окладные налоги включали следующие § виды: 1) подушный налог; 2) оброчный сбор; 3) на-^ логи различных наименований, которые взимались ?! вместо вышеназванных (подымный, поземельный и

Л _

2 Свод законов Российской империи издания 1857 года (далее — СЗРИ 1857 г.). СПб., 1857. Т. 5. Свод уставов о податях. Ст. 1.

другие); 4) сборы с городской недвижимости и торго- 22«

г 3 ■

во-промышленные сборы. - •

Согласно правовым актам отдельных законополо- § < жений, особые правила и порядок прямого окладного налогообложения предусматривались для этно-кон- ■ фессиональных групп населения ряда южных, восточных, северных окраинных регионов императорской России (в Таврической, Екатеринославской, Херсон- ; ской, Ставропольской, Астраханской губерниях, За- 5 кавказье, Бессарабии, Тобольской, Томской губерниях « и других отдаленных территориях Сибири, Архангельской и Пермской губерниях и др.). Специальные { оклады государственных прямых налогов сохранялись для отдельных национально-вероисповедных групп населения «инородцев»: в Екатеринославской губер- м нии для мещан-греков и армян, поселян из армян, | грузин, греков, в том числе мариупольских, в Таври- 1 ческой губернии — для мещан-греков, армян, татар, * ногайских и татарских поселенцев, ремесленников К и рабочих из числа магометан, в Херсонской губер- I нии — для мещан-армян, армянских поселенцев, ру- 1 мелийских выходцев, в Астраханской губернии — для К мещан-армян и татар, поселенных татар, калмыков, в | Ставропольской губернии — для мещан-россиян, гре- Ц ков, армян, калмыков, кочевых народов, в Сибири — § для киргизов, других кочевых и оседлых народов, § жителей островов Охотского моря и северо-западной § части Америки, в Пермской и Архангельской губер- § ниях — для вогулов и самоедов, в Бессарабии — для |

ее жителей, в некоторых городах — для мещан и цехо- 1

3 к

вых из армян3. к

К тому же, в некоторых территориальных райо- §

нах Российской империи сохранялась прежняя прак- 3

тика внесения смешанных натуральных и денежных 1

сборов. Так, бухарцы и ташкентцы Западной Сибири ^ платили подымный налог и оброчный сбор с дымов.

а

--5

3 СЗРИ 1857 г. Т. 9. С. 69-70, 169-177, 246. 1

С кочевых народов (вогулов и самоедов) Пермской и Архангельской губерний взимался натуральный ясак. Кочевые народы Сибири сдавали сборы в Кабинет Е.И.В. в любом виде (в натуральной и денежной формах), сибирские киргизы — ясак скотом, чукчи — на* туральную дань4.

Щ В ряде областей империи Романовых довольно

Щ долгое время сохранялись прежние государственные ёё налоги. Так, царане Бессарабской области платили !§ бир (посемейный налог), как это было при турецком " господстве. В Закавказье, как и Бессарабии, со времени присоединения к Российской империи с дымов взима-=§ лись небольшие сборы различных наименований, которые существовали при последнем царе, или деньга-§ ми, или натурой (хлебом и скотом)5. I Подушный налог были обязаны платить все пред-

£ ставители так называемых податных сословий корен-•| ного населения в различных регионах Российской | империи. Тем не менее, по военно-стратегическим, геи ополитическим, геоэкономическим, политико-идео-й логическим мотивам процесс унификации подушной 'Ц системы налогообложения по образцу великороссий-| ских губерний в окраинных районах императорской ^ России растянулся до 1830-х гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ц На белорусские земли подушная подать распро-

5 странялась поэтапно по мере их присоединения к | Российской империи после разделов Речи Посполи-^ той в 1772, 1793, 1795 гг. После первого отторжения $ территорий польского государства в 1772 г. сначала | она была установлена сразу в белорусских губерни-I ях (белорусских провинциях Псковской, выделенных -55 позднее в Полоцкую губернию, Могилевской). Второй

^ 4 СЗРИ 1857 г. Т. 9. С. 178-195; Канкрин Е.Ф. Краткое обозре-

^ ние российских финансов 1838 г. // Сборник Русского историче-I ского общества. СПб., 1880. Т. 31. С. 20.

.г 5 Полное собрание законов Российской империи: собр. пер-

Ц вое (далее — ПСЗ-1). СПб., 1830. Т. 33. № 25935. С. 274-275; ПСЗ-1. * Т. 38. № 29680. С. 1297-1299.

раздел Речи Посполитой в 1793 г. привел к внедрению 22!

подушной подати в Минской губернии в 1795 г. На бе- - ■

4 !

лорусских территориях, включенных в состав Россий- §§ ской империи после третьего окончательного раздела Речи Посполитой в 1795 г., в Литовских губерниях ■ (при Екатерине II — в Виленской и Слонимской, при Павле I — в Литовской, при Александре I — в Вилен- | ской и Гродненской) до 1811 г. была сохранена преж- : няя подымная система налогообложения, а обязательные фискальные платежи осуществлялись в основном серебряной монетой.

Субъекты окладных налогов. В городах и уездах j в отношении условий, порядка и характера взимания прямых окладных налогов выделялись податные,

льготные и неподатные (привилегированные) состоя- м

ния. §

||

К податным состояниям принадлежали все поло- 1

женные в подушный оклад ревизские души мужского *

пола. К городским жителям, причисленным в нало- К

говый оклад, относились все урожденные горожане, I

люди, которые поселились в городах, имели там не- 1

движимую собственность (дома и другие здания, зем- К

лю), все лица, записанные в гильдии или цехи, го- §|

родские службы, местное и иногороднее гильдейское Ц

купечество, граждане из бывшей шляхты, мещане §

или посадские, ремесленники или цеховые, рабочие §

люди, вольные люди в городах Виленской, Гроднен- §

ской, Минской губерний6. В сельской местности к воз- ^

можным налогоплательщикам принадлежали люди, |

которые находились на землях удельных (крестьяне 1

дворцовые или удельные), казенных (крестьяне госу- к

дарственные или казенные, однодворцы, колонисты, §

вольные люди), ведомственных (крестьяне городские, 3

учебных заведений, приписанные к монастырям мо- 1

настырские и к архиерейским домам архиерейские ^ служители, военные поселенцы), собственных (од-

6 СЗРИ 1857. Т. 9. С. 87.

нодворцы, вольные люди, крестьяне государственные, колонисты, панцирные бояре), владельческих (крепостные или помещичьи крестьяне и дворовые люди, однодворцы, вольные люди, колонисты, панцирные бояре). В белорусских уездах к лицам мужского пола податных состояний, с которых полагалось » взимать подушные подати, относились все категории = сельского населения, в том числе казенного ведомства = (крестьяне казенные, старостинские, экономические, § церковные, фундушевые, духовные, монастырские, ; поиезуитские первые и вторые, ленные), пахотные с солдаты, панцирные бояре или казаки, вольные люди, ; вольные хлеборобы, однодворцы, зарубежные колонисты, русские поселенцы, татары и цыгане), кре-§ стьяне приписные или ведомственные (Вольного I экономического общества, городские магистратские, £ Виленского университета), а также крестьяне удель-•| ные, помещичьи, дворовые люди, евреи-земледельцы | и однодворцы на помещичьей земле, граждане, шляхи та на казенной земле в Могилевском уезде. К инород-й цам-налогоплательщикам относились евреи в черте 'Ц их постоянной оседлости, которые могли в ее преде-« лах переселяться и приобретать недвижимое имуще-^ ство, кроме населенных имений. Отдельные общества Ц еврейских налогоплательщиков были в городах и ме-5 стечках, создавались в сельской местности для евре-| ев-земледельцев7. На податные сословия распростра-^ нялся принцип наследственности обладания прав и $ обязанностей по выполнению ряда государственных | денежных и натуральных повинностей. I На некоторые категории населения до проведе-

на ния новой ревизии (купцы, мещане, государственные § крестьяне, евреи-земледельцы, евреи и раскольники ^ «вредных сект», иноверцы, которые приняли православную веру, однодворцы, вольные люди, военно-,« пленные, беженцы, иностранные колонисты, дворовые

а

7 СЗРИ 1857. Т. 9. С. 128, 289.

160

2024, уо1. 25, по. 1, рр. 153-182

люди, безземельные крестьяне после записи в мещане) 22!

распространялся временный льготный порядок лич- -!

ного налогообложения8. Согласно данных окладной §: книги за 1859 г. в 48 губерниях европейской части Российской империи было 408 108 душ, состоящих на налоговой льготе (с Бессарабской областью и Сибирью

494 043 чел.), или 1,4 % жителей Европейской России. !

В 5 белорусских губерниях были зарегистрированы 32 |

413 налоговых льготника или 7,9 % из общего их ко- ! личества в европейской части императорской России. Основную часть представителей льготных состояний представляли воспитанники приказов общественного призрения, незаконнорожденные и другие люди в

количестве 13 961 чел. (43,1 %), 9 671 мещан, цеховых 1

ремесленников и граждан (29,8 %), 7 987 евреев-земле- м

дельцев (24,6 %), с дополнением 657 государственных |

крестьян на казенных (2 %) и 49 на собственных землях 1

(0,2 %), 84 гильдейских купцов (0,3 %), 4 крестьян го- *

родских и магистратских (0,01 %)9. К

Ряд отдельных категорий населения освобожда- I

лись от выплат личных подушных налогов: высшие 1

привелигированные сословия тогдашнего общества К

(дворяне, духовенство), разночинцы, почетные граж- 1

дане, ряд профессиональных групп населения, в том Ц

числе люди творческих занятий (артисты, худож- §

ники и др.), работники в области охраны здоровья §

(ученики лекарей, фельдшеры, оспопрививатели), §

лица, которые находились на службе

(чиновники), военной и после ее окончания выходи- |

ли в отставку (отставные солдаты), люди, получив- 1

к

шие ученые, медицинские и академические степени, к

выпускники Горыгорецкого земледельческого ин- |§§

ститута и земледельческого училища, иностранцы, 3 --э

8 СЗРИ 1857 г. Т. 5. С. 107-108, 109, 111, 112-113, 114. «

9 Подсчитано по: Историко-статистические сведения о по- ^ душных податях / сост. И.П. Руковский // Труды Комиссии, высочайше учрежденной для пересмотра системы податей и сборов. 1 СПб., 1863. Т. 1. С. 105; Ведомость № 21 А.

представители этно-конфессиональной группы татар. Неплатежеспособными считались лица с ограниченными физическими возможностями (состарев-шие, изувеченные, сироты, малолетние дети и др.), преступники (ссыльные и каторжные), ассоциальные * элементы (бродяги)10. В целом, от уплаты окладных Ц податей были освобождены лица привиллегиро-Щ ванных сословий (дворянство, духовенство, купцы), мужчины, которые находились на действительной службе (гражданские чиновники, военные) и после выхода в отставку (отставные военнослужащие, члены их семей и потомки), люди, которые выполняли государственные работы (мастеровые) и несли военную службу (казаки), ряд коренных народов (в Сибири, башкиры, татары, мещеряки, киргизы и др.). Ряд категорий налогообязанного населения, хоть и были исключены от взноса подушных денег, несли •3 другие государственные повинности, и выплачивали платежи налогового характера (гильдейские купцы, лесные сторожа).

Свобода от взноса в государственные кассы личных денежных повинностей предоставлялась отдельным социально-сословным группам и определенным профессиональным категориям населения местностей как Российской империи в целом, так и белорусских губерний в частности. Так, с 1836 г. из подушного оклада исключались фундушевые крестьяне Минско-^ го архиерейского дома, а также Пинского и Слуцкого православных монастырей, которые поступали в штатные служители, а в 1848 г. служители из государ-

¡а о

а

•2

;; ственных крестьян заштатных римско-католических

■1 монастырей, населенные имения которых были при-

няты в государственную казну

11

10 СЗРИ 1857 г. Т. 5. С. 7-9, 69; ПСЗ-1. Т. 31. № 24837. С. 885; Т. 34. № 27186. С. 918-920; ПСЗ-2. Т. 9-2. № 7667. С. 267; Т. 12-2. | № 10661. С. 844-846.

* 11 ПСЗ-2. Т. 12-1. № 9918. С. 72; Т. 23-1. № 22458. С. 485-486.

Согласно данным 10-й ревизии в 1859 г. в Российской империи были зарегистрированы ряд неокладных состояний, отличавшихся по этно-конфес-сиональной принадлежности, сословному статусу и месту размещения. Всего около 10,5 % общей численности жителей европейкой части Российской империи были освобождены от платежа подушной подати. Среди этих неподатных категорий населения отметим казаков (500 тыс. чел.), башкир, татар и мещеряков (435 тыс. чел.), мастеровых и крестьян, приписанных к казенным промышленным предприятиям (326 тыс. чел.), дворян (326 тыс. душ мужского пола), духовенство (298 тыс. чел.), ясачных инородцев из числа коренных народов Сибири (280 тыс. чел.), купцов (239 тыс. чел.), отставных солдат (232 тыс. чел.), чиновников (150 тыс. чел.), киргизов (85 тыс. чел.)12 и др. В | 5 белорусских губерниях было зарегистрировано 160 1 835 чел. из неокладных состояний, или 5,2 % из общего * их количества в 48 губерниях европейской России13. К Возрастание сумм подушных сборов было возмож- I но достичь за счет роста численности налогоплатель- 1 щиков (в результате естественного прироста и мигра- К ций населения, перечисления мужчин в окладные §| состояния, в случае лучшего качества ревизского уче- Ц та и т.д.), увеличения налоговых ставок, повышения § денежных поступлений от взыскания недоимок про- 1 шлых лет. й

о

Изменения в количестве окладных душ. Количе- § ство окладных душ или плательщиков государствен- | ных окладных прямых налогов отдельно по каждому 1

К

12

м

Историко-статистические сведения о подушных податях / §§

3

сост. И.П. Руковский // Труды Комиссии, высочайше учрежденной для пересмотра системы податей и сборов. СПб., 1863. Т. 1. С. 91, 286-287. К

13 Подсчитано по: Историко-статистические сведения о по- ^ душных податях / сост. И.П. Руковский // Труды Комиссии, вы- 3 сочайше учрежденной для пересмотра системы податей и сборов. 1 СПб., 1863. Т. 1. Ведомость № 20 А, Б, В.

уезду, поселению (городу, местечку, деревне), обществу определяли периодические ревизские переписи населения. По данным регулярных ревизий подушным налогом облагалось все учтенное мужское ревизское население податных сословий. Исчисление окладных душ по городским и сельским поселени-» ям не изменялось между переписями за счет людей = умерших, рожденных, беглецов, сданных в рекруты, = сосланных за преступления. Между ревизиями есте-; ственное движение наличного сельского и городско-i го населения властями целиком не учитывалось: в с основном не делались исключения из оклада нало-; говых душ, число которых уменьшалось вследствие различных случаев, а также в списки не вносились § вновь прибывшие. Причисление душ мужского пола в I оклад после окончания ревизии и исключение из него

£ в связи с переходом некоторых налогоплательщиков а

з в неокладные состояния осуществлялись только в со-| ответствии с распоряжениями местных казенных пасе лат. Подушному обложению подлежали все ревизские й мужчины (независимо от возраста, состояния здоро-а вья, имущественного положения), не отправлявшие | государственной службы, основой благосостояния ко-^ торых, как правило, была земля или промыслы. При Ц ревизском учете регистрировалось не наличное, а по-5 датное приписное население к определенному месту | платежа подушных налогов независимо от места дей-^ ствительного жительства.

$ По нашим подсчетам, между 5-й (1795 г.) и 10-й

| (1857 г.) ревизиями в 5 белорусских губерниях с Бе-

I лостокской областью общее количество податного населения увеличилось с 1 897 111 до 2 142 890 душ муж-

< чин (в 1,13 раза), в том числе крестьян с 1 779 265 до

^ 1 875 124 чел. (в 1,05 раза), а городских состояний с 117

?! 846 до 267 766 чел. (в 2,27 раза). Удельный вес сельских состояний, обязанных платежом подушных податей,

I уменьшился с 93,8 до 87,5 % (в Российской империи в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целом упал с 95,5 до 92,9 %), а число городских сословий выросло с 6,2 до 12,5 % (в императорской России с 4,5 до 7,1 %). В белорусском регионе Российской империи в 1795 г. было учтено 11,1 % податного населения, в 1857 г. — 8,3 %. Относительная доля белорусского региона от общеимперского показателя количества сельских податных состояний уменьшилась с 10,9 % в 1795 г. до 7,8 % в 1857 г. Отметим, что по количеству податнообязанных горожан, преимущественно из-за роста их числа в результате переселения еврейского населения из сельской местности в города и местечки, белорусские губернии занимали значительное место: в 1795 г. их относительная часть в Российской империи составляла 15,3 % (почти в 3,4 раза выше), а в 1857 г. — 14,5 % (более чем в 2 раза более общеимперского уровня) (подсчитано по: [5, с. 111-118, 123-129, 135-142, 147-154, 159-166, 171-178]). 1

Налоговый оклад (ставка). Для подушной подати * были характерны единые равные налоговые ставки К (для каждой категории налогоплательщиков). Други- I ми словами, суммы налогового оклада и ставки совпа- 1 дали. Оклады подушной подати начислялись только К на ревизские души мужского пола, которые независи- §| мо от возраста, физических качеств, имущественного Ц состояния были расчетной, основной раскладочной § единицей обложения подушным налогом. Отметим, 1 что ревизская душа мужского пола, наличная на мо- § мент проведения народной переписи, не была ре- § альной платежеспособной единицей. В общества на- | логоплательщиков входили люди, умершие между 1

К

ревизиями, искалеченные, престарелые, младенцы, к

беглецы и т.д. Эти мнимые фискальные единицы §

включали реальных работников в сельской местности 3

или городах, домохозяйства, имеющие объекты дви- 1

жимой и недвижимой собственности, определенное ^

хозяйственное имущество, количество земельных уго- 3

3

дий, финансовые активы. 5

Оклад подушного налога взимался с каждой ревизской души мужского пола как предмета обложения и налоговой базы, в одинаковом размере независимо от величины дохода и имущества субъектов налогообложения. В результате существовала разница между субъектом и единицей обложения. Практическая реа-» лизация сбора подушной подати была невозможной = без прикрепления податнообязанных лиц к местам их = постоянной оседлости. Подушная фискально-нало-; говая система Российской империи сосуществовала и ; дополняла крепостническую.

с Отдельные оклады подушных сборов имели «ино-

; родцы» различных наименований, населявшие южные, юго-восточные, северные территории император-§ ской России, в том числе Сибирь, острова Охотского I моря, северо-западный берег русской Америки и др., £ включая вогулов и самоедов Пермской и Архангельской губерний, жителей Бессарабии, киргизов и др. | Особый порядок налогообложения на белорусских

и землях предусматривался для отдельных социальных й и этно-конфессиональных (евреи) групп податного | населения. В частности, на еврейских мещан с 1794 г. | до 1817 гг. налагались двойные оклады подушных ^ сборов по сравнению с христианами14. Евреи, кото-¡§ рые добровольно поселялись на помещичьих землях 5 отдельными поселениями (евреи-земледельцы) или | принимали православную веру, освобождались на ^ разные сроки от платежа всех казенных налогов. На $ некоторые сословно-социальные группы и категории | полусвободного населения западных губерний (пан-I цирные бояре, вольные люди, иностранные ремесленники, граждане, однодворцы, колонисты, евреи-зем-§ ледельцы и т.д.) распространялись особенные оклады ^ подушной подати. После осуществления в западных I губерниях реформы П.Д. Киселева в государствен-

14 ПСЗ-1. Т. 24. № 18015. С. 635; Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 295. Оп. 1. Д. 70. Л. 349.

ной деревне с крестьян и других категорий населения 2! мужского пола, выделенных в дворы тяглые, огород- - ■ ные, бобылей, взимались поземельные и в небольшом 8! количестве (1,4 % от общей суммы) личные оброчные сборы.

Состав подушной подати. Подушный налог, как вид прямого личного налогообложения, состоял из нескольких частей: главной или первоначальной и различных так называемых накладных или дополнительных сборов (на строительство больших государственных дорог, на обустройство водных путей сообщения, на содержание присутственных мест, за право винокурения и продажи вина)15. Одним словом, кроме основных ставок, подушный налог включал ряд целевых дополнительных выплат подушных денег, кото- м рые присоединялись к первоначальному подушному | окладу. |

В частности, пошлина за право свободного виноку- £ рения в размере 2 р. с окладной души в конце 1830-х гг. » собиралась в губерниях Белорусских (Витебской, Мо- I гилевской), Литовских (Виленской, Гродненской), | Минской, а также в 2-х малороссийских (Полтавской I и Черниговской), Харьковской, Киевской, Волынской, = Подольской, Лифляндской, Курляндской, в земле во- Ц йска Донского. Ее были обязаны вносить сами землев- | ладельцы за своих крестьян. В Белостокской области 1 с прусских времен собирался питейный акциз за право пропинации (свободного винокурения и продажи вина), а 2-рублевый подушный оклад не взимался. |

Рост подушных окладов. Величина оклада по- | душной подати зависела от социально-сословного I статуса налогоплательщика. Фискальные интересы | государственной казны в увеличении поступлений 3 доходов вместе с падением курса ассигнационного | рубля в первой четверти XIX в. вызвали увеличение ^ окладов подушной подати для всех категорий нало-

а

--5

15 СЗРИ 1857 г. Т. 5. Ст. 3. 1

гообязанного населения. При подсчете роста окладов подушной подати нужно учитывать падение курса ассигнаций и уменьшение покупательской силы бумажных денег, принимать во внимание естественный рост числа налогоплательщиков, учитывать дополнительные сборы к «основному» окладу подушной подати. » С 1798 по 1840 г. номинальные оклады подушно-

= го налога вместе с накладными для мещан выросли в = 3,3 раза (в перерасчете на серебряную монету увели; чились в 1,3 раза), для крестьян — в 2,6 раза (на сере; бро — в 1,15 раза с 1816 по 1840 г., исключая период £ 1799-1815 гг.). С 1840 г. все государственные подати ; выплачивались только серебряной монетой или другими бумажными знаками ценности по ее устойчи-§ вому курсу. Отныне оклад подушного сбора с мещан I и цеховых составлял 2,38 р., с вольных людей и евре-£ ев-земледельцев на казенных и частновладельческих •| землях — 2,09 р., с крестьян всех категорий и евре-| ев-земледельцев на собственных землях — 95 к. с души и мужского пола. С 1830-х гг. с дымов или окладных й душ граждан и однодворцев собирался подымный 'Ц либо подушный сбор. Крестьяне, свободные люди, | однодворцы были обязаны платить до 1851 г. вино-^ куренную пошлину в размере 58 к. с окладной души. Ц Также ежегодно собирались отдельные общегосудар-5 ственные сборы: для приращения капитала обеспе-| чения народного продовольствия (с вольных людей и ^ государственных крестьян по 6 к., с мещан и цеховых, $ граждан — по 5 к., с крестьян — по 3 к. с души мужско-| го пола) и на усиление земской полиции по указу от I 9 января 1835 г. (со всех налоговых состояний, кроме ■§ городских жителей, в размере 9 к. с окладной души). < Помимо общегосударственных, практиковались так ^ называемые местные общегубернские целевые сборы земских общих и частных повинностей, оклады которых менялись обычно каждые 4 года, сборы городские, I общественные. В отдельных белорусских губерниях и

за определенное время взимали сборы на улучшение 22«

Королевского канала, на Брестский кадетский корпус - ■

24

и др. §§

Принципы организации системы раскладки : окладов подушных сборов. Механизм исчисления сбора общей суммы платежей определялся количеством ревизских душ мужского пола соответствующего общества. Суммарный размер налоговых обязанностей общин определялся путем механического умножения количества ревизских душ мужчин на величину оклада (налоговую ставку) подушного сбора. В целом, процедура исчисления прямых денежных сборов касалась не столько отдельных представителей, сколько всех консолидированных членов корпорации. Основой для общественной раскладки служил м окладной лист казенной палаты, в котором указыва- §| лось количество переписных душ, ревизский оклад 1 сбора, величина сбора текущих налогов и взыскания * недоимок прежних лет. К

Основные принципы системы раскладки, сбора и I

взноса окладных налогов касались отдельно крестьян 1

казенного ведомства (сумму сбора распределяли меж- К

ду собою соответственно состояния), мещан и цеховых =

в губернских, уездных, заштатных городах и местеч- Ц

ках (раскладку осуществляли мещанские общества §

под надзором магистратов или ратуш), обитателей в 1

помещичьей деревне (юридическая ответственность §

за сбор подушной подати возлагалась на помещиков §

с помощью общины). Общества не только распределя- |

ли суммы сборов государственных окладных налогов 1

5

между своими членами, но и определяли порядок их к

сбора, формы счетоводства, механизм хранения де- §

нежных средств. 3

Подушная раскладочная система налогообложе- 1

ния в деревне касалась взысканий государственных ^

окладных налогов в денежной и натуральной (хлебом) 3

формах. На характер податной раскладки и объем вы- 15

I

полнения государственных повинностей оказывали влияние следующие факторы: 1) количество, состав, структура государственных повинностей (общегосударственные, губернские земские, городские, мирские); 2) единица обложения и распределения платежей и повинностей (ревизская душа, рабочая душа » (тягло), семья, двор (дым), десятина или волока земли, = «венец»); 3) способ разверстки (соответственно коли-= честву земли, рабочей силы, в зависимости от состоя; тельности семьи, платежеспособности двора). Выделя-; лись следующие формы раскладки государственных с денежных повинностей по определенным единицам ; налогообложения: по дворам, по надельной земле, по расчетным ревизским «платежным», «податным» или § «окладным душам» мужчин.

8 В рамках вотчинно-полицейского режима в по-

£ мещичьей деревне имперские власти использовали ■| традиционные сельские общины («мир») в фискаль-| ных целях. Финансово-налоговая функция общины и заключалась в разверстке государственных и мир-й ских повинностей. Сохранялся принцип круговой | ответственности (поруки). Сельский сход проводил | разверстку ревизского оклада на окладные души и ^ распределял сумму подушного сбора по поселениям. ¡§ Принципы и варианты раскладок зависели от типа и 5 вида владения, региона. Практиковались разверстки | окладов с учетом местных традиций на тяглы в соот-^ ветствии с количеством имеющихся реальных рабо-$ чих, а также окладных или платежных ревизских душ. | М.М. Сперанский в обзоре «Настоящего положения I финансов» (1830 г.) отметил, что ревизские оклады -55 распределялись на имеющихся сельских работников в

зависимости от количества надельной земли16.

^ Горожане имели право проводить отдельные

раскладки по участкам, образуемым по профессио-

| 16 Отдел рукописей Российской национальной библиотеки

* (ОР РНБ). Ф. 731. Оп. 1. Д. 219. Л. 5-14.

нальному (различные занятия), вероисповедному и национальному признакам. Отдельные налоговые корпорации создавались для мещан (христиан и евреев), граждан, татар-магометан, цеховых ремесленников (христиан и евреев), иностранных ремесленников. Внутренняя раскладка общей суммы предоставлялась с разрешения городских дум, магистратов или ратуш отдельным обществам. Руководство городских товариществ налогоплательщиков распределяло сумму государственных налогов на наличные окладные души по мере их материальной состоятельности, а также отсутствующих лиц. Оно должно было наблюдать, чтобы сумма по окладным листам разлагалась на наличных, преимущественно зажиточных и несемейных плательщиков (числящие по ревизии умершие и выбылые мужские души не исключались из оклада),

а не на несостоятельные семьи с многочисленными 1

«

детьми, не на малолетних сирот и домохозяйства, ко- £

торые пострадали и имели материальный ущерб от I

разных несчастных случаев. Письменный приговор I

закреплял, сколько в общинах было душ или дворов |

и какую сумму прибавочного сбора за неимущих дол- I

жен был вносить каждый домохозяин (глава семьи) в =

отдельном семействе. Таким образом, в городах прак- Ц

тиковалось общественное разделение суммы оклад- |

ных сборов по числу ревизских душ мужчин между 1

домохозяйствами. й

о

При раскладках сумм окладных налогов наблюда- Ц

лись злоупотребления местных общин относительно |

их распределения между членами товариществ. Осо- |

бенно часто злоупотребления были отмечены во вре- I

мя разверстки сумм сборов кагалами между евреями и |

в общинах казенных крестьян. 3

Срок взноса государственных окладных налогов | в уездные казначейства. Согласно действовавшему ^ законодательству налоговый период (срок взноса государственных окладных налогов) разделялся на две |

половины года: 1) с января по март и 2) с октября по январь, с добавлением 15-дневного льготного срока для выплат с 1 марта или с 1 января до 16 числа каждого месяца. Таким образом, государственные окладные налоги полагалось взимать равными частями дважды за каждый год с 1 января до 15 марта и с 1 октября до 15 января17. Закон не запрещал предварительный взнос государственных окладных налогов частью или полностью раньше определенных сроков.

Срок сбора государственных окладных налогов за первую половину текущего года был непригоден, поскольку крестьяне — основная по численности категория налогоплательщиков — к этому времени уже исчерпывали сельскохозяйственные запасы и не имели возможностей значительных дополнительных заработков из-за отсутствия навигации по водным путям сообщения. Период взноса государственных оклад-•| ных налогов за вторую половину года был более целесообразен, однако в то же время после уборки урожая наблюдалось снижение рыночных цен на сельскохозяйственные продукты.

Очередность в системе зачетов государственных платежей подтверджала, что сначала нужно было собирать текущие оклады податей, а уже потом взыскивать недоимки. 5 Ответственность по сбору подушных плате-

| жей. Принцип круговой поруки. За выплату об-^ щей суммы государственных денежных повинно-$ стей отвечала вся корпорация консолидированных | налогоплательщиков на основе принципа круговой I поруки, который обуславливал контрибуционный прием (характер) взыскания государственных пря-< мых налогов всякого рода с коллективного субъекта ^ налогообложения. Взыскание общей суммы государственных окладных налогов с общества требовала необходимость выплаты платежей с фактических душ

а

* 17 СЗРИ 1857 г. Т. 5. С. 12-13.

172

3

£

*

в месте приписки за выбывших из семей по различным случаям (умерших, взятых в рекруты, беглых и т.д.), безземельных, потенциально освобожденных от налоговых обязанностей общинами в результате пожаров, падежей скота, потерь работников и других обстоятельств. Льготный порядок налогообложения предусматривался для старост и других должностных лиц обществ. Корпорации налогоплательщиков были обязаны погашать недоимки за малоимущих. Общества же принимали меры воздействия против недоимщиков после окончания сроков взноса текущих платежей (направление на заработки, отбор земли, продажа имущества), а также были вынуждены платить за неплатежеспособных (задолженности раскладывались «миром» на всех членов).

В законодательных актах Российской империи подробно регламентировался механизм взыскания государственных окладных сборов с крестьян казенного ведомства, мещан и цеховых в губернских, уездных, заштатных городах и местечках, с помещичьих кре- I стьян и дворовых. 1

Преимущества и недостатки подушной системы К налогообложения, ее значение для финансовой ад- = министрации и плательщиков. Подушная система налогообложения имела ряд достоинств и недостат- § ков как для государства, так и для налогоплательщи- § ков. Основные преимущества подушной окладной § подати для правительства заключались в дешевизне § налогового администрирования. Отметим такие чер- |

ты как пригодность и легкость вычисления подушных 1

5

окладов соответственно количеству ревизских муж- к

ских душ, относительно неизменную (стабильную) §

заранее известную сумму расчета поступлений по- 3

душного налога в казенный денежный фонд. К тому 1

же сбор суммы обеспечивался внедрением принципа ^

солидарной ответственности коллективных обществ 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

консолидированных налогоплательщиков. Закрепле- |

I

ние принципа круговой поруки обществ являлось для государственного казначейства определенной гарантией от уменьшения сумм подушных сборов из-за потери окладных душ от разных случаев или уклонения их от исполнения налоговых обязанностей. Тем самым система подушного обложения уве» личивала роль института общин, усиливала власть их : руководства, которое не только распределяло общую = сумму надлежащих денежных сборов между члена; ми товариществ, но и имело право распоряжения ' их имуществом, использования средств воздействия I с возможностью ограничения прав и свобод налого-; плательщиков (продажа имущества неплательщиков, привлечение их на дополнительные заработки, сдача § в рекруты и др.).

I Основным недостатком подушной системы на-

£ логообложения была признанная официальными к

з властями невозможность достижения принципа ре-| альной уравнительности распределения налоговых и сборов между плательщиками. С точки зрения фи-й зических лиц субъектов налогообложения основной | изъян сводился к неравномерности фактической раз-| верстки подушных окладов между членами обществ ^ при формальном единообразии окладов и частично ¡§ механического уравнивания их распределения между 5 налогоплательщиками. Поскольку подушный налог | не имел материальной основы, для его исправного ^ поступления было необходимо прикрепление кре-$ стьян — основной по численности категории налого-| плательщиков — к местам оседлости (земле) ревизской I припиской с обеспечением выполнения их налоговых обязанностей использованием принципа круговой § поруки, которая ослабляла личную ответственность ^ индивидуальных плательщиков в денежных платежах, ограничивала их личные свободы.

Начисляемый единый размер равного подушного оклада на расчетные единицы рабочей силы или

личного рабочего капитала — налоговые окладные 2 I

души — зависел от количества записанных по реви- -;

4 |

зии душ, и не налагался на реально имеющихся лю- 8'

дей и всех наличных работников. В процессе налого- ! обложения подушным окладом по единой норме не учитывалась разница в платежеспособности и средствах конкретных плательщиков и налогообязанных категорий населения: его должны были выплачивать фактически только трудоспособные лица независимо от величины валовых доходов, прибылей, хозяйственных ресурсов, имущественного состояния отдельных налогоплательщиков.

Прямое налогообложение идеального трудоспособного и полагаемого властями платежеспособным

работника, или подушное обложение крепостной ра- м

боты, давало определенные гарантии властям в полу- |

чения сумм подушных сборов в государственную каз- |

ну, без увеличения норм личных подушных окладов £

в результате потенциального роста дополнительных I

доходов или имущества крестьян от земледельческой I

работы и отхожих промыслов, а также и доходов их |

землевладельцев. Но в случае неурожаев и других I

стихийных бедствий налоговая база подушного нало- =

гообложения снижалась. При планировании денеж- Ц

ных поступлений от прямого налогообложения не |

учитывались ни параметры развития крестьянского 1

хозяйства (распределение земельных угодий (про- | блема малоземелья), объемы

хозяйственной продукции, региональные и местные |

особенности от роста доходности земледелия и про- |

мыслов), ни имущественные изменения и разграниче- I

ния среди земледельцев (имущественная дифферен- |

циация плательщиков, расширение имущественного 3

и социального расслоения крестьян). |

Реальная практика взыскания полной суммы ^ окладных сборов с учтенных ревизией мужчин на

определенной территории приводила к тому, что ||

трудоспособные члены определенных товариществ налогоплательщиков были вынуждены платить налоговые сборы за отсутствующих членов общин или выбывших из оклада по разным причинам (умерших между ревизиями, беглецов, взятых в рекруты), нетрудоспособных (малолетних детей, больных, слишком старых), неимущих.

Размеры подушной подати в белорусских губерниях, их место и роль в начисленных подушных сборах Российской империи. Насчитанные властями суммы сбора подушной подати в белорусских губерниях увеличились с 1812 до 1845 г. в 1,68 раза, в том числе с 1830 по 1835 г. — в 1,8 раза, с 1830 по 1845 г. — в 1,56 раза. Уменьшение сумм подушных сборов в 2,17 раза между 1812 и 1816 г. объяснялось разрушительными последствиями войны с Напо-

■| В 1859 г. на одну ревизскую душу мужчин в сред-| нем приходилось 1,05 р. подушного налога, на каи ждое налогообязанное лицо — 2,13 р. всех сборов, й на крестьянский двор в Европейской России при-| мерно 3,23 р. подушного налога19. Данные распреде-« ления запланированных сумм сбора подушной по-^ дати с крестьян всех именований (95 к. с окладной Ц души), мещан и цеховых (238 к.) за 1859 г. в 49 гу-5 берниях Европейской части императорской России | свидетельствуют, что примерно 7,46 % окладных ^ душ белорусских губерний должны были внести в $ государственное казначейство только 4,2 % суммы | подушных денег (с учетом 49 губерний Европей-| ской России, Бессарабской области и Сибири 7,1 % окладных душ должны были сдать в государствен-

^ 18 Подсчитано по: Дакументы i матэрыялы па псторьи Бела-

^ руа. Т. 2 / пад рэд. Н.М. Нжольскага ^ шш.]. Мшск, 1940. С. 121. "12 19 Историко-статистические сведения о подушных податях /

сост. И.П. Руковский // Труды Комиссии, высочайше учрежден-| ной для пересмотра системы податей и сборов. СПб., 1863. Т. 1. * С. 106-108.

леоном

ную кассу еще меньше — только 3,9 % общей суммы 22!

подушной подати)20. - ■

Таким образом, в первой половине XIX в. подуш- 8! ный налог с основных категорий налогоплатель- ! щиков — крестьян разных именований и мещан — оставался основным источником доходной части государственного бюджета от прямого окладного налогообложения.

Способами потенциального увеличения сумм подушной подати выступали такие средства как увеличение количества плательщиков за счет общего приращения народонаселения окладных состояний, рост окладов обязательных государственных денежных сборов, улучшение налогового администрирования

и усиление взыскания недоимок. Естественное движе- м

ние и «недвижимость» налогообязанного населения |

закрепляли ревизии, которые определяли количество 1

налогоплательщиков и позволяли рассчитывать на *

получение почти постоянных сумм налоговых подуш- К

ных сборов. Величина окладов при подушной системе I

налогообложения зависела от сословной принадлеж- 1

ности мужчин. Увеличение налоговых ставок (окла- К

дов) между ревизиями расширяло нормы налогового =

бремени, содействовало усилению неравномерности Ц

налогообложения, способствовало накоплению подат- §

ных недоимок. 1

Местная финансово-налоговая администрация §

имела дело с обществами, а не отдельными налогопла- ^

тельщиками. Общую сумму сбора окладных прямых |

налогов с определенного общества определяли, как 1

правило, механическим умножением количества аб- к

страктных ревизских душ мужчин на размер оклада. §

Поскольку подушный налог не имел объекта обложе- 3

ния, то для государственной казны средствам обеспе- 1

20 Труды Комиссии, высочайше учрежденной для пересмо- 3 тра системы податей и сборов. СПб., 1863. Т. 1. Ведомости. № 1, 1

3, 19Б.

чения в случае невзноса сумм служила коллективная ответственность налогоплательщиков на основе принципа круговой поруки. Внутренняя раскладка сумм подушных сборов распределялась обществами на ревизское мужское население, а фактический платеж на трудоспособное наличное население податных состояний. На практике способ внутриобщинной оценки I ресурсов налогоплательщиков был неудовлетвори-= тельным, не основывался на единых принципах. Рас-I пределение сумм подушных сборов в отдельных то; вариществах было чрезвычайно неравномерным, но £ внутриобщинная раскладка окладных сборов на тягла ; в деревне смягчала недостаток земельных угодий и частично придавала подушному налогу характер позе-§ мельного сбора. Институт налоговых обществ затруд-I нял свободу перемещения его членов, ограничивал их (£ права, нивелировал чувство личной ответственности ■| физических лиц.

| Подушная система налогообложения привязывала

и людей, в том числе и безземельных, к месту постоян-й ного жительства. Прикрепление крестьян к земле по | месту жительства с целью платежа государственных « налогов и выполнения натуральных и денежных по-^ винностей в пользу государства и землевладельца ¡§ ограничивала развитие промышленности ввиду пре-5 пятствия свободной миграции и формирования ка-| дров постоянных рабочих. Основой экономичного ^ потенциала белорусских земель в первой половине $ XIX в. было сельское хозяйство. Подушная система | налогообложения, при наличии свободных земель, I косвенно стимулировала увеличение посевных площадей пахотных земель, содействовала росту выпуска < земледельческой продукции за счет расширения эк-^ стенсивных методов хозяйствования, способствовала Ц увеличению количества трудоспособного и нетрудоспособного населения. Но рост товарности земледе-I лия происходил не за счет смены системы земельных

угодий и укоренения передовых агротехнических 2

приемов хозяйствования. Подушное налогообложе- - ■

ние создавало благоприятные условия для развития 8 < и роста отдельных ветвей народного хозяйства (сельское хозяйство), но замедляло и тормозило рост других сфер (промышленность).

Одним из условий неустойчивости подушной системы налогообложения была нестабильность денежного оборота, и нехватка денежных знаков ценности разных номиналов в публичном обращении в целом. В то же время подушный налог, как основа системы прямого налогообложения, должен был обеспечить устойчивость государственных финансов Российской империи.

Существовала разница в способах получения де- м

нежных доходов в городе и деревне. Для большинства |

крестьян земля выступала постоянным источником |

дохода и финансовых средств от реализации на рын- £

ке земледельческой продукции. В городах и местечках I

преобладали неопределенные в финансовом плане и I

зачастую случайные, незапланированные способы по- |

лучения денежных средств от ремесла, промышлен- I

ности, торговли, разнообразных услуг. В то же время, =

с точки зрения приобретения денег для уплаты госу- Ц

дарственных налогов, города и местечки, по сравне- |

нию с сельской местностью, имели преимущества из- 1

за концентрации и циркуляции в них больших сумм | финансовых средств, повышенной емкости рынка и

платежеспособности групп постоянного и временно |

пребывающего населения. |

Рост государственных денежных доходов от пря- I мого подушного налогообложения соотносился с | казенными платежами на душу тяглого населения. 3 Потенциальными производителями поземельно- | го дохода, как основной налоговой базы в деревне, ^ были работники всех возрастов (и взрослые, и старики, и дети). Темпы роста налоговой базы и пла- ||

I

со ав

нируемой суммы сбора государственных налогов отставали от увеличения количества рабочего населения.

Государственная подушная система налогообложения порождала фискально-крепостническое угнетение. Выплату окладных податей определяли ус» ловия, уровень и качество жизни крестьян, которые : рассматривались землевладельцами как имуществен-= ный актив и источник выплаты окладных налогов. ; На уровне домохозяйства лично самостоятельным за ' взнос податей был глава крестьянской семьи, однако I ответственность в целом за их сбор падала на обще; ство целого поселения.

В целом, правовой механизм подушного налогоо-§ бложения на белорусских землях в первой половине I XIX века для крестьян и мещан был идентичен процес-£ су налогообложения в европейской части император-■| ской России. Региональные особенности подушной | системы налогообложения в белорусских губерниях и заключались в наличии ряда категорий населения, й освобожденных от выплаты подушной подати или | имевших временные налоговые льготы. В отличие от | великороссийских губерний, в структуре податноо-^ бязанного населения белорусские территории имели ¡§ более значительный удельный вес горожан-евреев. В 5 определенные периоды времени особые подушные | оклады были характерны для отдельных социальных ^ и этно-конфессиональных (евреи) групп податно-$ го населения. В состав подушной подати сельского | населения входила пошлина за право пропинации. I Наблюдались отличия в принципах разверстки подушных окладов в деревне на территории Витебской (кроме инфлянтских уездов) и Могилёвской губерний, где господствовало общинное землепользование Ц и в Виленской, Гродненской, Минской и инфлянтских уездах Витебской губернии, где преобладало подворное землепользование.

Накануне масштабных реформ 1860-х гг. в белорусских губерниях Российской империи наблюдалось несоответствие количества мещан и крестьян, как основных по численности налогоплательщиков, к общей сумме начисленных подушных сборов (примерно в 1,8 раза), что свидетельствовало о невысокой степени обременения белорусского региона прямыми подушными податями в рамках обширного российского государства.

Список использованной литературы

1. Алексеенко М.М. О подушной подати в России / М.М. Алексеенко. — Харьков : Унив. тип., 1870. — 29 с.

2. Кошелев А. О подушных податях [Отдельный оттиск] / А. Кошелев // Беседа. — 1871. — Кн. 1. — 21 с.

3. Захаров В.Н. История налогов в России IX — начало XX в. / В.Н. Захаров, Ю.А. Петров, М.К. Шацилло. — Москва : РОССПЭН, 2006. — 296 с. |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Марискин О.И. Государево тягло : налогообложение « крестьянства России во второй половине XIX — первой трети ¡за XX века : (по материалам Сред. Поволжья) / О.И. Марискин. — ^ Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 2004. — 240 с. — EDN QOWLJH. |

5. Кабузан В.М. Изменения в размещении населения Рос- | сии в XVIII — первой половине XIX в. : (по материалам реви- ^ зий) / В.М. Кабузан. — Москва : Наука, 1971. — 190 с. |

S

References i

о

1. Alekseenko M.M. About the Poll Tax in Russia. Kharkov, 1 Universitetskaya tipografiya Publ., 1870. 29 p. i

2. Koshelev A. About Poll Taxes. Beseda = Conversation, 1871, § bk. 1, 21 p. (In Russian). ?

3. Zakharov V.N., Petrov Yu.A., Shatsillo M.K. Tax History in ^ Russia, IX — Beginning of XX Century. Moscow, ROSSPEN Publ., | 2006. 296 p. ^

4. Mariskin O.I. Sovereign Tax. Taxation of the Russian Peasantry | in the Second Half of the 19th — First Third of the 20th Century: (Based 3 on Materials from the Middle Volga Region). Saransk, Mordovian Uni- g versity Publ., 2004. 240 p. EDN: QOWLJH. i

5. Kabuzan V.M. Changes in the Distribution of the Russian Po- § pulation in the 18th — First Half of the 19th Centuries. Moscow, Nauka "§ Publ., 1971. 190 p. §

GO

се

Информация об авторе

Ерошевич Александр Владимирович — кандидат исторических наук, доцент, кафедра экономической истории, Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь; e-mail: erash06@rambler. ru. © https://orcid.org/0000-0002-6555-5176; SPIN-код: 2697-i 5753; AuthorlD РИНЦ: 931646.

Author

I Aliaksandr V. Yerashevich — Ph.D. in History, Associate

■ Professor, Department of Economic History, Belarusian State I Economic University, Minsk, the Republic of Belarus; e-mail: erash06@rambler.ru. © https://orcid.org/0000-0002-6555-! 5176; SPIN-Code: 2697-5753; AuthorlD RSCI: 931646.

I Для цитирования

s

JS Ерошевич А.В. Механизм государственного прямого

а окладного подушного налогообложения в белорусских гу-

| берниях Российской империи в первой половине XIX в. /

| А.В. Ерошевич. — DOI 10.17150/2308-2488.2024.25(1).153-

« 182 // Историко-экономические исследования. — 2024. —

! Т. 25, № 1. — С. 153-182.

f For Citation

з Yerashevich A.V. Mechanism of State Direct Salary per

•t Capita Taxation in the Belarusian Provinces of the Russian

^ Empire in the First Half of the 19th Century. Istoriko-ekonomi-

^ cheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History

If of Economics, 2024, vol. 25, no. 1, pp. 153-182. (In Russian).

1 DOI: 10.17150/2308-2488.2024.25(1).153-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.