Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 2. С. 162-170.
УДК 334.72
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
THE MECHANISM OF FORMATIONS OF STRATEGY OF FINANCING DEVELOPMENT OF SUBJECTS SMALL BUSINESS
Т.Н. Кошелева ^N. Kosheleva
Санкт-Петербургский университет управления и экономики
В статье автор делает попытку провести анализ процесса управления финансовыми ресурсами и выделяет некоторые элементы, участвующие в формировании стратегии управления финансовыми ресурсами субъектов малого предпринимательства.
In the article the author attempts to carry out the analysis of managerial process by financial resources and allocates some elements participating in formation of management strategy of financial resources of small business subjects.
Ключевые слова: малое предпринимательство, стратегии финансирования, управляемость финансовыми ресурсами, управляющая и управляемая подсистемы, подсистемы управления, формирование финансовой стратегии, цикл инновационного развития, основные элементы процесса финансирования, финансовые инструменты.
Key words: small business, financing strategy, controllability financial resources, operating and operated subsystems, management subsystems, formation of financial strategy, cycle of innovative development, basic elements of process of financing, financial instruments.
Малое предпринимательство - это элемент конкурентного механизма, включающий в себя малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, взаимосвязи между субъектами малого предпринимательства, взаимоотношения субъектов малого предпринимательства с государственными органами, а также инфраструктуру малого предпринимательства, все остальные механизмы, в том числе производственный, ресурсный, инновационный, финансовый и т. д., присущи и функционируют только на уровне составных элементов малого предпринимательства, т. е. на уровне малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Поэтому процесс разработки стратегии финансирования развития малого предпринимательства, в первую очередь, необходимо рассмотреть на уровне его составных элементов -субъектов малого предпринимательства, т. е. на уровне малых предприятий.
Разработка стратегии финансирования развития субъектов малого предпринимательства (малого предприятия) в первую очередь подразумевает разработку стратегии управления финансовыми ресурсами. Под управлением финансовыми ресурсами малого предприятия
автор понимает прежде всего систему целенаправленных воздействий на деятельность малого предприятия, результаты которых планируются в качестве ближайшего или отдаленного, но реального будущего. Под управляемостью автор понимает адекватное реагирование малого предприятия на управленческие воздействия.
Неуправляемые изменения в экономике, вызванные несовершенством рынков и их государственного регулирования, обусловливают актуальность изучения проблемы управляемости финансовыми ресурсами малого предприятия.
В теории управления, равно как и в повседневной практике, термин «управляемость» используется при решении технических и административных задач. Управленческие воздействия на организацию изучены достаточно полно, однако управляемость организации (адекватное реагирование на управленческие воздействия), в том числе и малого предприятия, в экономическом аспекте еще не достаточно глубоко изучены. В этой связи можно высказать гипотезу, что если интегрировать теорию управления с закономерностями экономичес-
© Т.Н. Кошелева, 2012
кой науки и создать механизм адекватного реагирования на изменение экономических условий в процессе разработки стратегии управления финансами малого предприятия, то это позволит усовершенствовать систему управленческих отношений в сфере формирования системы финансирования предпринимательской деятельности.
В процессе исследования разработки стратегии управления финансами малого предприятия необходимо рассмотреть теорию управления. Основы теории управления оставляют возможность подбирать к любому из общих принципов управления изначально равно привлекательные, приемлемые, но диаметрально противоположные по сути организационные мероприятия. Применение одного принципа без учета конкретного состояния динамического процесса управления финансами малого предприятия может способствовать его развитию, а может и дестабилизировать его.
Как очень верно отмечают К. Клок и Дж. Голдсмит [1, с. 69], врожденным недостатком субъектно-объектной парадигмы управления является отсутствие реалистичной картины обратной реакции на управленческие воздействия.
Если в технической системе управляющая и управляемая подсистемы взаимодействуют жестко, то в системе финансовых отношений управляемая подсистема не всегда предсказуемо реагирует на управляющее воздействие, тем более, если ранее сформированные ожидания изменяются. Управляющая подсистема (руководитель малого предприятия) вынужден в условиях постоянно изменяющейся среды ситуативно изменять не только свои цели, но и различно реагировать даже на одинаковые ситуативные воздействия окружающей среды. Ситуативные отличия реакций, связанные с негативным изменением изначальных правил, на практике нарушают ожидания как самих малых предпринимателей (руководителей малых предприятий), так и их партнеров. В этой связи необходимо выделить ситуативный подход в управлении. Ситуация - это конкретный набор обстоятельств, которые воздействуют на малых предпринимателей и само малое предприятие в конкретное время. Несмотря на конкретность, ситуация, рассматриваемая в отрыве от экономической основы воздействия и реагирования без учета ретроспективы, накладывает на малых предпринимателей существенные ограничения при определении перспективы. К таким ограничениям можно отнести квалификационные и социально-психоло-
гические особенности отдельного малого предпринимателя.
Как правило, управление рассматривается как процесс отдания сверху приказов и распоряжений, а управляемость - как их исполнение. Но в отношении управления стратегией финансирования развития малого предприятия процесс управления выглядит несколько иначе. Управление стратегией финансирования подразумевает процесс планирования доходов и расходов малого предприятия, планирования источников финансирования деятельности малого предприятия, выбор из этих источников наиболее оптимальных и разработку структуры доходов и расходов на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Малые предприниматели редко задумываются о пределе возможного наложения искусственных закономерностей управления на процесс управления стратегией финансирования малого предприятия, который автор предлагает характеризовать состоянием управляемости. Как отмечал Нобелевский лауреат Р. Фриш, в глубине человеческой природы таится непреодолимое желание концентрировать все физические и умственные силы в попытке решить трудноразрешимую проблему [2, с. 48]. К одной из них можно отнести возможность глубокого познания и применения социально-экономических закономерностей управляемости процесса финансирования малого предприятия при неустойчивой институциональной динамике.
Проявления закономерности управляемости присутствуют всегда и в любых системах и подсистемах управления, однако их восприятию препятствует очевидная терминологическая путаница. Под термином «управление» в частности и под «системой управления» в общем понимается разнообразие характеристик. Для преодоления такого многообразия, опираясь на идеи Т. Парсонса [3; 4; 5], из общей системы управления выделим четыре группы иерархических подсистем в зависимости от принадлежности видов деятельности малого предприятия к тому или иному уровню иерархии в системе финансовых потоков.
Первая группа - это подсистема управления производством определенной продукции. Она составляет «технический», или «первичный», уровень. Это конечная ступень управления задачами, которой выступает организация непрерывного поступления финансовых средств на производство, их распределение и организация поступления новых финансовых средств от своевременной реализации выпущенной продукции.
Вторая группа объединяет управление видами деятельности в производстве и распределении. Она образует уровень «организации малого предприятия», или, как его называет Парсонс, «менеджериальный» уровень, к которому относятся менеджеры и управляющие, занимающиеся организацией производства, сбытом товаров, заготовкой материалов, набором кадров и т. д. Этот уровень действует, однако не от собственного имени, а уполномочен более высоким уровнем.
Третья группа - это управление видами деятельности, составляющими «институциональный» уровень, задача которого состоит в выработке правил для менеджериального уровня. Институциональный уровень в малом предпринимательстве представлен управлением оказания услуг как напрямую потребителям, так и производителям.
Четвертая группа объединяет управление видами деятельности занятых в правительственных органах, определяющих политику государства. Они составляют высший, «социе-тальный» уровень управления, который, в конечном счете, олицетворяет целостность общественной системы.
Если малый предприниматель - руководитель малого предприятия - последовательно не прошел иерархическую лестницу от технического до институционального уровня, он не имеет объективного представления о деятельности нижних уровней управления финансовыми потоками. Необходимо также отметить, что руководители малого предприятия каждой иерархической ступени, которая представляет собой отдельный вид деятельности, порождают новую информацию, которая по своей природе субъективна, рассеянна, фрагментарна и нуждается в систематизации воздействий и реакций, т. е. возникает необходимость управляющего воздействия за организацией финансовых потоков самих малых предприятий в рамках отрасли или региона. В качестве таких структур могут выступать отраслевые или региональные кластеры.
Цепочка воздействий между подсистемами управления в структуре видов деятельности малого предпринимательства предполагает причинно-следственные последовательности, протяженные во времени. Само отдельное воздействие есть не что иное, как внесение изменения, что неразрывно связано с понятием времени. Исполнение решения также предполагает учет фактора времени. В таких случаях используется термин «управляемость», относящийся в основном только к решению техниче-
ских и административных проблем без учета дополнительных условий и фактора времени. Именно явление потери управляемости и связанная с ним проблематика состояния управленческой деятельности побуждают конкретизировать условия, разграничивать время на предшествующее изменению, время самого процесса изменений и время получения результата этих изменений. Но в условиях отраслевых или региональных кластеров термин «управляемость» в отношении формирования финансовых потоков приобретает несколько иное значение, а именно процесс формирования устойчивых взаимовыгодных хозяйственных связей, которые подразумевают формирование финансовых взаимовыгодных отношений, управление которыми закладывается в стратегию финансирования развития малого предприятия.
Управляемость рассматривается как «существенная качественная характеристика организации управления финансовыми ресурсами малого предприятия, в широком смысле чувствительность предпринимательской среды к процессу формирования устойчивых взаимовыгодных хозяйственных связей, которые оказывают определенное управленческое воздействие на формирование финансовых взаимовыгодных отношений. Благодаря этому малое предприятие, как поддающееся управлению, приобретает способность к достижению цели, не выходя при этом за ограничения по финансовым ресурсам.
Управляемость финансовыми ресурсами малого предприятия на уровне социетальной подсистемы управления - это реальная возможность рационального вмешательства и влияния на процесс развития малого предпринимательства в желательном для общества направлении» [6, с. 121], который может выражаться в различных государственных механизмах финансовой поддержки малого предпринимательства.
Управляемость - это реакция, реагирование, отклик, реализуемость, результативность, выполнимость, достижимость, исполнимость, адаптивность, чувствительность, оправданное ожидание, некая детерминация. Согласно В. Л. Тамбовцеву, «управляемость как категория характеризует управляющуюся систему, включающую объект управления и систему управления, содержит как минимум два аспекта. Во-первых, это наличие принципиальной возможности целенаправленно воздействовать на объект управления, т. е. на финансовые потоки малого предприятия. Во-вторых, это адекватность средств, используемых систе-
мой управления для влияния на объект управления, т. е. реально направляет деятельность малых предпринимателей в те сферы деятельности, которые необходимы государству и обществу в целом» [7, с. 3].
Таким образом, в проблеме управляемости финансовыми ресурсами малого предприятия есть определенное противоречие между решением и исполнением, между контролем и автономией, между руководством и подчинением, между стимулами и потребностями, в общем, между возможностями управления финансовыми ресурсами и границами управления [8, с. 252]. В то же время при динамичных изменениях нельзя упускать из вида существующие различия и взаимодополнения во временном разрыве между управлением (воздействием) и управляемостью (контрдействием).
Закон ситуации - это один из законов управляемости. В каждой конкретной экономической ситуации, в деятельности каждого малого предприятия можно наблюдать реализацию экономических закономерностей управления и управляемости финансовыми ресурсами. Являясь «двумя сторонами одной медали», именно они формируют динамичную среду взаимодействия. С точки зрения функционирования конкретного малого предприятия, управление финансовыми ресурсами возникает в нем, создает и изменяет его. Управляемость же характеризует динамичное состояние фирмы, ибо изменения в этом состоянии могут быть управляемыми, а потому видимыми для управления, но могут быть и неуправляемыми и не очевидными для него.
Стратегию управления финансовыми ресурсами можно представить как создание бесчисленного множества связей между государством и обществом, производителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые переплетаясь и сочетаясь, образуют неоднородную институциональную среду, т. е. стратегию управления можно охарактеризовать как создание правил, а управляемость - как их реализацию.
Институциональная среда рассматривается зарубежными и отечественными учеными с двух противоречивых точек зрения [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16].
Институционалисты представляют среду финансовых отношений как взаимодействие институтов-организаций: коммерческих, социальных организаций, организаций законодательной, исполнительной и судебной властей. Неоинституционалисты - как совокупность взаимодействия институтов-правил: законов,
стереотипов, предписывающих нормы поведения организациям в сфере финансовых отношений.
Неоинституционалисты выделяют формальные и неформальные правила поведения организаций в сфере финансовых отношений. Формальные правила поведения устанавливаются законодательными и нормативными актами. Тем самым формальные правила изначально характеризуют наиболее важные особенности правопорядка и предполагают иерархическую структуру принятия решений в сфере финансовых отношений. В свою очередь, неформальные правила - это стереотипы поведения, которые дополняют формальные правила или противостоят им. Дополнение и противопоставление правил поведения непрерывно изменяет состояние институциональной среды финансовых отношений, накладывая си-туативность проявлений на правовые аспекты.
В управлении финансовыми ресурсами можно выделить внешнюю и внутреннюю среду. Под внешней средой финансовых отношений малого предприятия будем понимать среду, в которой оно функционирует, под внутренней - ту, которой оно может управлять. Многочисленные предприятия и организации разных отраслей образуют внешнюю среду финансовых отношений малого предприятия. Структуру внешней среды финансовых отношений малого предприятия можно рассматривать с различных точек зрения: с точки зрения региональной географической локализации источников финансовых средств, с точки зрения отраслевого подхода (включающего в себя формирование устойчивых процессов, обусловленных наличием единой технологической цепочки) и с точки зрения институционального подхода (который предусматривает расширение числа инвесторов за счет исполнительных органов, ассоциаций и отраслевых объединений).
Структуру внутренней среды финансовых отношений малого предприятия можно рассматривать с точки зрения функционального подхода, который, по мнению автора, основан на понимании основных функций данного малого предприятия и его бизнес-единиц, влияющих на формирование готового продукта, независимо от организационной структуры и видов деятельности малого предприятия. Малые предприниматели стремятся зачастую в процессе предпринимательской деятельности, в том числе и на своих малых предприятиях, сочетать несколько функций, например производственные и торговые, посреднические и торговые и т. д. В зависимости от функций дея-
тельности меняется и потребность, и регулярность, и величина необходимых финансовых средств, варьируются и возможные источники финансирования.
Вне зависимости от существующей функциональной специфики малых предприятий всегда будут существовать риски несвоевременного поступления финансовых ресурсов и спровоцированные этими событиями кризисные ситуации, определяющие финансовую устойчивость малого предприятия на рынке. Вероятность возникновения подобных ситуаций определяется внешними и внутренними факторами развития малого предприятия и состоянием экономики в целом. Поэтому малые предприниматели жизненно заинтересованы в понятных и устоявшихся правилах поведения как во внешней, так и во внутренней среде самого малого предприятия. В связи с этим, во внешней среде малого предпринимательства, выступающего организационной основой малых предприятий, необходимо, с точки зрения коммуникационного подхода, дополнить существующую предпринимательскую инфраструктуру отраслевыми ассоциациями малого предпринимательства. Отраслевые ассоциации смогут выступать гарантами финансовой устойчивости и платежеспособности своих членов на основе выстраивания устойчивых партнерских взаимосвязей в отрасли и взаимной заинтересованности партнеров в стабильном развитии друг друга. Отраслевые ассоциации в качестве общественных организаций переводят проявляющиеся самоорганизационные аспекты управления финансовыми отношениями в регионе на уровень межорганизационных связей.
По данным Петростата, по состоянию на 31 декабря 2010 г. в Петербурге работали более 300 тысяч субъектов малого предпринимательства. В том числе 207 тысяч малых и микро предприятий, а также 94 тысячи предпринимателей без образования юридического лица. За прошлый год количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 25 тысяч [17]. По словам заместителя председателя думского Комитета по промышленности Елены Паниной, число малых предприятий, работающих в инвестиционной сфере, в строительстве, в сельском хозяйстве несколько увеличилось. Но пока более 60 % предприятий малого бизнеса по-прежнему работают в сфере оптово-розничной торговли, услуг и операций с недвижимым имуществом. Тогда как в обрабатывающих отраслях занято лишь 10,3 % малых предприятий, а научными исследованиями и разработками занимаются только 0,8 %. У ма-
лого бизнеса объем инвестиций в основной капитал составил 346 млрд руб., из них за счет средств федерального бюджета - только 1 %. Куда эти инвестиции направлялись? Главным образом в сферу недвижимости - офисные помещения очень дороги, аренда и та ложится тяжелым грузом на бюджет предприятия. В производственную сферу ушло только 12 % инвестиций [18]. Можно выделить очевидные финансовые ограничения, которые сдерживают развитие малого предпринимательства, среди которых есть внешние ограничения, влиять на которые малые предприниматели не в состоянии, и внутренние, снятие которых возможно с помощью механизмов управления финансовыми ресурсами малого предприятия. К внешним финансовым ограничениям можно отнести неопределенность экономической ситуации в стране, высокий процент кредита, а также сложный механизм получения кредита на инвестиционные проекты. Недостаточный спрос на продукцию также можно отнести к внешним финансовым ограничениям, но на снятие данного ограничения малые предприятия могут повлиять с помощью повышения качества продукции или оказания услуг, рекламных акций, изучения лучшего опыта конкурентов и его внедрения и т. д. К внутренним финансовым ограничениям можно отнести недостаток собственных финансовых средств.
Внешние финансовые ограничения снимаются с помощью разработки вариантов финансового плана. Внутренние финансовые ограничения можно снять с помощью следующих инструментов: кредитование малого предпринимательства, микрофинансирование и инструменты государственной поддержки малого предпринимательства.
Поручительство гарантийных фондов при кредитовании в банках получают чуть более 1 % предпринимателей, т. е. можно отметить, что эта система реально не работает. Причина этому - низкая капитализация гарантийных фондов и полный разнобой в их работе. На сегодняшний день гарантийные фонды созданы и функционируют практически в каждом регионе страны - в 78 субъектах они созданы в рамках программы минэкономразвития, еще два появились самостоятельно и до конца 2011 г. гарантийный фонд должен будет заработать в каждом из 83 регионов страны [19]. Таким образом, фактически вся система гарантийных фондов создана на государственные средства, но при этом никакого единообразия в правилах их работы нет. На специальном семинаре, прошедшем весной 2011 г. в минэкономразви-
тия, посвященном гарантийному кредитованию, все выступающие банкиры назвали отсутствие единых правил основным препятствием в работе с гарантийными фондами [19]. В действительности стандарты работы гарантийных фондов существуют, и они описаны в специальном приказе министерства, однако там отсутствуют четкие цифры и правила их функционирования. По сути, минэкономразвития предложило фондам некое рамочное законодательство, в пределах которого руководители таких структур могут делать что угодно [19].
Доля кредитов субъектов малого предпринимательства, которые могут потенциально закрываться гарантийными фондами, незначительна и оценивается на сегодняшний момент на уровне 2 % от общего объема их кредитования [19].
Также возникает проблема долгосрочного финансирования, которая остается одной из самых актуальных для развития среднего и малого предпринимательства. По данным исследования «Эксперт РА», в 2010 г. доля займов на срок свыше трех лет выросла с 15 % до 18 % от среднего кредитного портфеля среди опрошенных агентством банков [20]. Доля длинных кредитов до кризиса была намного меньше, сейчас доля длинных кредитов постепенно увеличивается. С одной стороны, роль сыграл отчасти технический фактор: у самих банков появляется больше длинных денег. С другой - после кризиса многие банки сделали для себя принципиальный вывод: если предприниматель просит короткий кредит, а по отчетности видно, что есть насущная потребность именно в долгосрочном финансировании, то одалживать ему деньги на полгода-год формально на пополнение оборотных средств гораздо хуже, чем предложить сразу кредит на три года. Если, например, у предприятия краткосрочные кредиты составляют 60 % от годовой выручки, а производственный цикл длится четыре месяца, значит, часть ресурсов на оборотные средства не требуется, и они используются в совершенно другом месте. Такую задолженность, как показал кризис, надо переводить в долгосрочную. Сверхпривлекательность кредитов на три месяца понятна: они значительно дешевле. Но потом, чтобы погасить такой кредит, предприятию приходилось вытаскивать деньги из оборотных средств, а затем снова брать взаймы. В итоге значительная часть проблем в минувший кризис на предприятиях, в том числе на малых предприятиях, случилась из-за того, что в погоне за экономией на ставке, инвестиционные программы фон-
дировались за счет коротких кредитов, при этом в итоге банки, вынужденные попросить вернуть одолженное, пострадали не меньше своих заемщиков. Исходя из вышесказанного, очевидно, что цифра 18 % не отражает полную картину, и учесть данные обстоятельства опросы не в силах. Поэтому в реальности, по предварительным оценкам экспертов издания «Эксперт РА», доля кредитов, используемых предприятиями для финансирования долгосрочных проектов, может превышать треть ссудного портфеля банков [20]. С одной стороны, это, конечно, хорошо, так как инвестиций в основной капитал намного больше, чем принято думать. С другой - инвестиции в основные средства через короткие кредиты подрывают устойчивость и будущее не только самого заемщика и банка, но и хрупкое отечественное среднее и малое предпринимательство в целом.
Снизить остроту проблемы доступа к финансовым ресурсам могут фонды, агентства поддержки предпринимательства и кредитные кооперативы, бизнес-ангелы.
Объединение бизнес-ангелов - это объединение частных инвесторов, целью которого также является донесение до предпринимателей информации, как грамотно подготовить компанию к инвестированию: написать бизнес-план, финансовый план, рассчитать рынок сбыта и т. д., куда могут обращаться авторы инновационных идей и презентовать свои инновации. В Тюмени планируют создать такое объединение бизнес-ангелов [21].
Основными получателями кредитов в агентстве поддержки предпринимательства являются в основном компании, занятые в приоритетных сферах деятельности (производство, строительство, ЖКХ) и начинающие предприниматели.
Но, по мнению автора, для большей эффективности деятельности такого агентства поддержки предпринимательства, а также одним из подходов формирования финансовой стратегии выступает не просто кредитование субъектов малого предпринимательства, но и в дальнейшем сопровождение предпринимательской деятельности в целом, будь то получение субсидий или ведение финансовой отчетности и т. д. А такую важную проблему кредитных организаций, как отсутствие или недостаток залогового обеспечения заемщиков - малых предпринимателей можно попробовать решить с помощью Гарантийного фонда региона. В процессе формирования финансовой стратегии малого предпринимательства важно создать способный самостоятельно раз-
виваться институт финансирования, который в перспективе не требовал бы административного вмешательства.
Процесс формирования финансовой стратегии включает в себя этапы: оценки имеющихся механизмов и ресурсов для разработки стратегии; процесс разработки стратегии (динамический процесс) и саму реализацию финансовой стратегии.
Любая стратегия, в том числе и финансовая, как правило, включает в себя ряд продуманных целенаправленных мероприятий, а также действия и мероприятия, которые представляют собой заранее проработанные варианты реакции на вероятное развитие событий как результат усилившейся конкурентной борьбы.
Финансовую стратегию, также как и общую стратегию развития, можно рассматривать, в соответствии с мнением одного из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления М. Портера, с трех основных точек зрения: лидерства в минимизации издержек, специализации в производстве продукции, а также фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий на выбранном рыночном сегменте.
В отличие от общей стратегии развития, финансовую стратегию невозможно уложить в четыре базовых подхода к росту организации (стратегии концентрированного, интегрированного и диверсифицированного роста, стратегии сокращения). Автор предлагает в качестве подходов к формированию системы финансирования использовать основные элементы процесса финансирования на протяжении одного цикла инновационного развития малого предпринимательства.
Под циклом инновационного развития малого предпринимательства автор предлагает понимать все этапы инновационного цикла формирования одного конкретно взятого новшества, т. е. этап создания идеи, ее разработки, доведение идеи до конкретного готового новшества, включая изготовление опытных образцов и выведение новшества на рынок. Но поскольку цикл инновационного развития подразумевает конкретную разработку и внедрение новшества, а малое предпринимательство -это элемент конкурентного механизма, включающий в себя малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, которые и осуществляют разработку и внедрение новшества, то необходимо определить, что автор понимает под малым предприятием, а также рассмотреть формирование системы финансирования инновационного развития малого пред-
приятия в частности и малого предпринимательства в целом. Под малым предприятием автор предлагает понимать небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего небольшим ограниченным числом работников от 15 человек (торговля) до 200 человек (промышленность) и занимающее небольшую долю по профильному объему деятельности малого предприятия на рынке страны или региона [22].
Среди основных элементов процесса финансирования инновационного развития малого предпринимательства выступают цели финансирования, источники финансирования, финансовые инструменты, сроки финансирования и сроки возврата вложенных средств, механизмы возврата вложенных финансовых средств, финансовые риски. Причем роль каждого из приведенных элементов не одинакова на разных этапах всего цикла инновационного процесса.
Таким образом, в качестве базовых подходов к формированию системы финансирования инновационного развития малого предприятия автор предлагает использовать следующие: цели финансирования, источники финансирования, механизмы возврата вложенных финансовых средств и финансовые риски.
Базовый подход к формированию системы финансирования, с точки зрения его целей, по мнению автора, предусматривает направление выбора всех финансовых инструментов и использования финансовых механизмов в зависимости от конкретной цели финансирования на каждом этапе инновационного процесса, т. е. от определенной цели, поставленной перед каждым этапом инновационного процесса, по созданию, разработке и внедрению новшества и подчинение ей остальных элементов системы финансирования. Подход к формированию системы финансирования с точки зрения его источников, по мнению автора, предусматривает направление выбора финансовых инструментов в зависимости от потребностей в финансовых ресурсах, от возможностей малого предприятия по использованию собственных средств на каждом этапе инновационного процесса и имеющейся финансовой инфраструктуры. Подход к формированию системы финансирования, с точки зрения возможностей малого предприятия по возврату вложенных финансовых средств, по мнению автора, предусматривает направление выбора финансовых инструментов в зависимости от возможностей малого предприятия по возврату заемных и вложенных сторонними инвесторами финансовых
средств и применяемых им финансовых инструментов, а также от перспектив по внедрению новшества и получению от этого внедрения прибыли, покрывающей задолженность малого предприятия.
Самым неоднозначным выступает подход к формированию системы финансирования с точки зрения анализа финансовых рисков и снижения их негативного влияния. Так как полный учет и анализ рисков малого предприятия в процессе инновационной деятельности достаточно проблематичен, а снижение их негативного влияния не всегда возможно вследствие высокой вероятности проявления случайных не учтенных рисков и высоких затрат по их устранению или снижению их влияния.
В процессе исследования подходов к формированию стратегии финансирования развития малого предпринимательства необходимо проанализировать проблемы, возникающие в том числе и в сфере финансирования малого предпринимательства. Труднее всего заниматься предпринимательской деятельностью в Москве, а самые лучшие условия - в Татарстане, считают российские предприниматели. Общая проблема всех регионов - налоговая нагрузка. Двумя равнозначными проблемами для развития предприниматели назвали налоги и доступ к финансированию. Больше всего налогообложением недовольны в Татарстане (46 % опрошенных назвали это главной проблемой), Калужской и Ростовской областях (44 и 33 % соответственно). Речь идет не только о высоких ставках, но и о проблемах с администрированием, отметила представитель Российской экономической школы Наталья Волчкова. Именно в администрировании скрыт потенциал для снижения налоговой нагрузки на предпринимателей, ведь возможности регионов регулировать ставки ограничены. Доступ к финансированию считают главной проблемой в Москве (31 % опрошенных), Томской и Тверской областях (25 и 24 % соответственно). В Москве и Тверской области лишь 20 % предприятий брали кредит в банке, а в Томской области - 40 %. Необходимо развивать конкуренцию в банковском секторе, в том числе усиливать диверсификацию кредитных портфелей банками, которая может стимулировать рост кредитования малого предпринимательства. Многое зависит от желания регионов улучшать инвестклимат. Система межбюджетных отношений де-стимулирует регионы привлекать инвестиции, отмечал президент «Деловой России» Александр Галушка: почти все несырьевые регионы - дотационные, но приток капитала не уве-
личивает их общие доходы, а лишь снижает дотации [22].
На снижение административных барьеров, препятствующих работе кредитных кооперативов, направлено и внимание Госдумы, которая собирается рассмотреть соответствующий законопроект. На сегодняшний день в создании саморегулируемых организаций должно участвовать не менее 100 кредитных кооперативов или не менее пяти кредитных кооперативов, совокупное число пайщиков которых превышает 100 тысяч. Законопроект предусматривает снижение нормативов по созданию саморе-гулируемых организаций в данной сфере до 25 кредитных кооперативов или не менее пяти кредитных кооперативов с совокупным числом пайщиков 10 тысяч. Это позволит субъектам кредитной кооперации сопрягающихся регионов путем частичного объединения регистрировать соответствующие саморегули-руемые организации кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней. Принятие законопроекта может дать дополнительный стимул для развития саморегу-лируемых организаций и позволит снизить уровень администрирования работы кредитных кооперативов, которые являются субъектами малого предпринимательства и сами оказывают существенную помощь предпринима-телям-пайщикам [23].
Одним из важнейших элементов в процессе формирования стратегии финансирования инновационного развития малого предпринимательства выступает создание информационного портала о российских нанотехнологических компаниях, так называемый инфраструктурный проект компании «Роснано», где инновационные компании могут заявить о своих планах и проблемах, в том числе и о финансовых проблемах. Директор департамента программ стимулирования спроса «Роснано» Александр Морозов в рамках проходившего в Томске форума «Тппоуш 2011» представил портал «Эффективные нанотехнологические решения», который должен связать производителей и покупателей инновационной продукции с помощью Интернета [24], а также может обеспечить взаимосвязь между субъектами малого предпринимательства и потенциальными инвесторами инновационной деятельности. Компания «Роснано» в июне 2011 г. запустила портал, который, по идее его создателей, должен сочетать в себе магазин, информационный ресурс и площадку для общения. Посетители портала могут узнать о производителях, способах применения инновационной продукции
в качестве сырья, компонента или комплектующего, его стоимости и возможностях более выгодных форм оплаты. В настоящее время в России пока нет рынка инновационной продукции, что затрудняет и поиск инвестора, и поиск нужного оборудования, нужного сырья, а также и поиск интересной для инвестора инновационной компании или инновационного проекта интересного инвестору.
1. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии. - СПб. : Питер, 2004. - 364 с.
2. Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России / под ред. Ю. В. Яковца. -СПб. : Гуманистика, 2003. - 967 с.
3. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования. -М. : Политиздат, 1973. - 390 с.
4. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. - М. : Политиздат, 1977. - 382 с.
5. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы / под ред. Р. К. Мертона, Л. Брума, Л. С. Котрелла. - М. : Прогресс, 1965. - С. 25-67.
6. Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. - 324 с.
7. Тамбовцев В. Л. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. -М., 1997. - 125 с.
8. Пригожин А. И. Методы развития организаций. - М. : МЦФЭР, 2003. - 864 с.
9. Веблен Т. Теория делового предприятия: пер. с англ. - М. : Дело, 2007. - 288 с.
10. Институциональная экономика : учебник / под общ. ред. А. Олейника. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 704 с.
11. Капелюшников Р. И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. -М. : Изд-во ГУ ВШЭ, 2001. - 309 с.
12. Кузьминов Я. И., Бендукидзе К. А., Юдкевич М. М. Курс институциональной эко-
номики: институты, сети, транзакционные издержки, контракты : учебник для студентов вузов. - М. : Издат. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 442 с.
13. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: пер. с англ. / под. ред. Б. З. Мильнера. - М. : Фонд экономической книги «Начала», 1997. -180 с.
14. Одинцова М. И. Институциональная экономика : учеб. пособие. - 2-е изд. - М. : Издат. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 397 с.
15. Таха Х. А. Введение в исследование операций: пер. с англ. - 7-е изд. - М. : Вильямс, 2005. - 912 с.
16. Шаститко А. Е. Новая институциональная экономическая теория. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М. : Изд-во МГУ: ТЕИС, 2002. - 591 с.
17. Агентство бизнес-новостей. - иКЬ :
http://www.abnews.ru/ (дата обращения
28.06.2011).
18. Официальный сайт газеты «Российская Бизнес-газета». - ИКЬ : http://www.rg.ru /2011/05/24/malii-biznes.html (дата обращения 20.07.2011).
19. Официальный сайт газеты «Российская Бизнес-газета». - ИКЬ : http://www.rg.ru/ 2011/06/28/ (дата обращения 28.06.2011).
20. Официальный сайт газеты «Ведомости». - иКЬ : http://www.vedomosti.ru/ (дата обращения 21.04.2011).
21. Информационное агентство «Вслух. ру». - иКЬ : http://www.vsluh.ru/ (дата обращения 10.06.2011).
22. Современный экономический словарь. - иКЬ : http://slovari.yandex.ru (дата обращения 17.04.2011).
23. Информационное агентство «Клерк. Ру». - иКЬ : http://www.klerk.ru/ (дата обращения 18.04.2011).
24. Информационное агентство «Альянс Медиа». - иКЬ : http://www.allmedia.ru/ (дата обращения 19.04.2011).