Научная статья на тему 'Механизм финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса'

Механизм финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3586
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / МОДЕЛЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ORGANIZATIONAL ECONOMIC MECHANISM / MODEL / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротина Наталья Юрьевна, Блинов Андрей Олегович, Бухтиярова Татьяна Ивановна

Представлены подходы к разработке теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на оценку потребности малых и средних предприятий в ресурсах. Повышение эффективности их финансовой поддержки требует разработки усовершенствованной модели организационно-экономического механизма формирования и реализации финансовой политики развития малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коротина Наталья Юрьевна, Блинов Андрей Олегович, Бухтиярова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF FINANCIAL SUPPORTING DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

The authors present approaches to developing abstract theorems and practical recommendations aimed at evaluating demands of small and medium enterprises in resources. To increase effectiveness of their financial support it is necessary to develop the improved model of organizational economic mechanism of forming and realizing the financial police of developing small and medium business.

Текст научной работы на тему «Механизм финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса»

УДК 33.338.1

механизм

финансовой поддержки развития

малого и среднего

бизнеса

Коротина Наталья Юрьевна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, заведующий кафедрой экономики, финансов и бухгалтерского учёта, кандидат экономических наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: armada2005@mail.ru

I Блинов Андрей Олегович,

Филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Домодедово, профессор кафедры экономики и управления, доктор экономических наук, профессор, г. Москва, Россия. E-mail: aoblinov@mail.ru

Бухтиярова Татьяна Ивановна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор, г. Челябинск, Россия. E-mail: viola_1_49 @mail.ru

Аннотация

Представлены подходы к разработке теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на оценку потребности малых и средних предприятий в ресурсах. Повышение эффективности их финансовой поддержки требует разработки усовершенствованной модели организационно-экономического механизма формирования и реализации финансовой политики развития малого и среднего предпринимательства.

Ключевые понятия: организационно-экономический механизм, модель, малый бизнес.

Социально-экономическое развитие России определяется перспективами развития предпринимательства. Малые и средние предприятия любой сферы экономики - одно из приоритетных направлений решения проблемы экономической безопасности государства, благосостояния населения.

Решение проблем развития малого и среднего предпринимательства требует комплексного подхода и координации действий всех заинтересованных сторон. Существенный вклад в разработку исследований процессов развития систем бизнеса внесли Л.И. Абалкин, И.И. Баканов, Л.Т. Гиляровская, И.Н. Буздалов, С.Г. Чернова и др. Однако в разработке направлений повышения эффективности поддержки малого и среднего бизнеса, в определении системы критериев оценки эффективности финансовой поддержки развития предпринимательства существуют некоторые нерешенные вопросы.

Финансовая поддержка института малого предпринимательства - это форма стимулирующего воздействия государства, реализуемая посредством ограниченного числа финансовых инструментов в рамках государственных и муниципальных программ поддержки развития малого и среднего предпринимательства, осуществляемая адресно на конкурсной основе [3].

Эффективность государственной поддержки - мера достижения цели государства при наиболее полном использовании условий и факторов, выделяемых на достижение цели хозяйствующему субъекту.

Реализация системы поддержки малого предпринимательства предусматривает в качестве основных: принцип развития организационно-экономической системы; принцип непрерывности; принцип системности; принцип управляемости; принцип равноправного партнерства бизнеса и власти; принцип функциональной интеграции; принцип открытости территорий и внешнеэкономических связей; принцип адаптивности и равновозможности; принцип информационной доступности и объективности [3].

Указанные принципы в полной мере реализованы в механизме государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (рис. 1).

Государственная финансовая поддержка данного сегмента экономики рассматривается в рамках государственного

Механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Субъекты: предпринимательские структуры и органы федеральной, региональной, муниципальной власти

Объект: предпринимательская

среда

Принципы: приоритетность, целевая ориентация, обеспеченность, достаточность

Ожидаемые результаты

- создание новых субъектов малого и среднего предпринимательства - обеспечение занятости населения

- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства

- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в общем объеме валового регионального продукта

- увеличение объема налоговых поступлений в бюджеты разного уровня

- рост экономических показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Рисунок 1. механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [3]

финансового регулирования в форме воздействия государства на объекты предпринимательства в виде стимулирования (или сдерживания) в целях обеспечения сбалансированного развития экономики в целом, устранения (или недопущения) диспропорций, возникающих в условиях рыночной конкуренции.

Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций в целях содействия развитию рассматриваемого сегмента осуществляется в следующих формах:

- государственная финансовая поддержка (субсидирование процентных ставок,

государственные и муниципальные гарантии, бюджетные инвестиции);

- льготное кредитование (льготные ставки по кредитам организациям);

- инвестирование (секьюритизация портфелей кредитов малого и среднего предпринимательства и участие ОАО «МСП Банк» как инвестора с возможностью требования);

- финансирование в целях последующего оказания финансовых услуг);

- организация закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иные гарантии (прямые гарантии, контргарантии и синдицированные гарантии).

На основании стратегической карты развития малого и среднего бизнеса устанавливаются элементы и обосновываются факторы каждой стадии жизненного цикла бизнеса (для определения видов государственной поддержки с учетом факторов предпринимательского риска) и инструменты повышения эффективности государственной поддержки.

Инструменты прямого государственного воздействия используются путем выделения бюджетных средств, объем которых зависит от возможностей бюджетов территорий. Совершенствование инструментов государственной финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства касается и финансовых инструментов косвенного воздействия [3].

В структуру поддержки малого бизнеса на разных уровнях входят: международные организации, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства; небанковские микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, ассоциации, объединения кредитных кооперативов, агентства поддержки малого и среднего бизнеса, центры поддержи и развития предпринимательства и бизнес-центры, консалтинговые и информационно-аналитические организации.

Государственная финансовая поддержка малого бизнеса не всегда оказывается достаточной и эффективной в силу несовершенства самого механизма предоставления такой помощи (несовершенство оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки, алгоритма отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на получение государственного субсидирования и контроля за реализацией проектов получателей поддержки и т.д.) [3].

Оценка основных направлений повышения действенности государственной поддержки должна учитывать две составляющих: доступность и качество.

В контексте темы развития малого и среднего предпринимательства пристальное внимание должно быть акцентировано на проблемах повышения эффективности и результативности финансирования и ресурсного обеспечения целевых программ в реализации государственной политики развития малого и среднего предпринимательства. При этом, рассматривая исключительно результат деятельности, сложно

определить результативность, а для определения эффективности необходимо сравнение полученных результатов и затрат на осуществление государством экономической политики (экономическая эффективность), экономического роста, инвестиций (эффективность процессов и явлений), социальной политики государства, общества (социальная эффективность), природоохранных мер (экологическая эффективность), экологического сотрудничества на международной арене (внешнеэкономическая эффективность).

На основе единства цели улучшения финансового обеспечения института малого предпринимательства для всех субъектов предпринимательской деятельности рекомендациями по расширению применения инструментов поддержки, могут быть: квотирование государственного субсидирования относительно субъектов малого предпринимательства при условии их контрагентских соглашений с представителями этого же сегмента, действующих в приоритетных для региона отраслях; субсидирование процентных ставок путем полной их компенсации при ограничении срока предоставления такой компенсации на один год, это позволит избежать субсидирования неэффективных проектов и расширить круг получателей поддержки; субсидирование части инвестиций бизнес-ангелов в проекты малых предприятий, функционирующих в приоритетных отраслях региона; гарантии по отношению к бизнес-инкубаторам и другим формам предпринимательской деятельности в регионе; гарантии по исполнению контрактов в крупных предприятиях представителями института малого предпринимательства; целевые финансовые гарантии по кредитам, процентов по ним, полученным предприятиями приоритетных отраслей региона.

В целях расширения доступности субъектов малого и среднего предпринимательства к страховым и кредитным продуктам на основе зарубежного опыта необходимо: создание института взаимных поручительств при совместном его финансировании государством и рыночными финансовыми институтами; разработка схемы альтернативного предоставления гарантий; страхование института малого предпринимательства и схема обратного факторинга; включение института взаимных поручительств в создаваемую национальную гарантийную систему для получения синергетического эффекта в области расширения финансовых возмож-

ностей малого и среднего предпринимательства. При этом полномочия по надзору за данным институтом целесообразно передать Агентству кредитных гарантий [3].

Следует отметить, что, несмотря на наличие развернутой инфраструктуры поддержки, отсутствует адаптированный организационно-экономический механизм интеграции региональной экономики и отдельных предприятий в глобализирующее мировое экономическое пространство, не классифицированы национальные интересы, не определены интересы территорий, не учтена специфика и сложившиеся структурные перекосы в экономике России и отдельных ее регионах [5].

Для нейтрализации данных недостатков необходимы организация системного контроля хода реализации программных документов, проверки инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, на предмет их эффективности [5].

Проведенный абстрактно-логический, диалектический, макроэкономический анализ экономических явлений и процессов системы результативности деятельности малых и средних предприятий свидетельствует о низкой эффективности системы не внешнего, а внутреннего контроля использования системы поддержки малого и среднего предпринимательства, отсутствии системы управления рисками при реализации инвестиционных и инновационных проектов, отсутствии использования современных информационных технологий в оценке эффективности инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства1.

Разработка механизма государственной поддержки развития регионального малого и среднего предпринимательства определена отсутствием государственной системы управления инфраструктурой поддержки (отсутствие механизма развития институциональной среды), нормативного общегосударственного подхода при формировании современных моделей и методик оценки эффективности государственной поддержки.

Основную роль в развитии института малого предпринимательства должны играть региональные и муниципальные программы финансовой поддержки.

Неполное и несвоевременное освоение бюджетных средств в регионах свидетельствует о необходимости проведения ежегодной оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки института малого предпринимательства.

В регионах, чаще всего для оценки результативности реализации государственных программ, используются следующие критерии: степень достижения результата, полнота использования бюджетных ассигнований, эффективность расходования бюджетных средств и выполнение запланированных мероприятий.

Несмотря на использование различных критериев, подходов к их оценкам, «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»2в качестве основной цели предусматривает инновационное развитие бизнеса, с одной стороны, и социальное развитие и обеспечение стабильно высокого уровня качества жизни населения - с другой стороны (обеспеченность кадрами, уровень средней заработной платы, уровень обеспеченности жильем, уровень доступности образовательных, культурных, медицинских услуг и др.).

В действующей практике многими регионами при оценке критерия «эффективность расходования бюджетных средств на реализацию программы» оценивается их результативность, а не эффективность. Кроме того, несмотря на важность социальной составляющей любой программы, критерий социальной эффективности до сих пор достаточно не разработан.

Все вышеизложенное определяет необходимость формирования единой модели оценки поддержки изменений малого и среднего предпринимательства, что позволит [3]:

во-первых,сконцентрировать источники финансирования в создаваемом институте финансовой поддержки;

во-вторых, обеспечить обоснованность управленческих решений при изменении воздействий внутренних и внешних условий, нарастающем многообразии факторов;

в-третьих, разработать новые инструментальные средства оценки (при выполнении первых двух условий).

1 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации за период до 2030 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1083-р.

2 Там же.

Рассматриваемая методика должна совмещать два критерия оценки эффективности финансовой поддержки - финансово-экономические показатели и темп роста финансово-экономических показателей.

Оценка проводится на основе данных финансовой отчетности и дополнительных данных (показатели прогнозирования условий развития бизнеса, показатели оценки рыночной составляющей развития, показатели производственного, кадрового информационного потенциала). По итогу оценки могут быть выделены категории предприятий и для каждой категории определены приоритетные инструменты поддержки [4]. Прогнозировать способы и методы поддержки позволяет подбор инструментов согласно представленной методике.

Рациональность российской системе поддержки малого бизнеса призван придать максимальный контроль со стороны общественных предпринимательских объединений сферы малого бизнеса. Обязательность этой помощи закреплена федеральным и региональным законодательством. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны оказывать поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения.

Государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства должна осуществляться путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций, а также для проведения организационных или публичных мероприятий, привлечения представителей союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства к подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предоставления возможностей для использования средств массовой информации в целях популяризации идей малого предпринимательства.

В конечном счете предприниматели сферы малого бизнеса участвуют в работе предпринимательских общественных объединений ради достижения трех основных целей: а) лоббирование и защита частных и групповых интересов перед государственными и преимущественно крупными частными структурами; б) улучшение институциональной среды бизнес-деятельности субъекта малого бизнеса за счет ресурсов объединения предпринимателей (получение от объединения предпринимателей льготных услуг в виде деловой, правовой и технологической информации; получение возможности льготного повышения квалификации работников малого предприятия, содействие объединения предпринимателей в благополучном разрешении деловых конфликтов субъекта малого бизнеса); в) рационализация функций регулирования и контроля предпринимательской деятельности путём реализации задач управления и регулирования, ранее выполняемых государственными или муниципальными органами власти (т.е. через саморегулирование).

Необходимость решения социально-экономических проблем, повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса определяет в качестве наиболее эффективного инструмента развитие системы коммуникаций между различными организациями, вовлеченными в этот процесс.

Актуальными для всех стадий жизненного цикла бизнеса остаются мероприятия по развитию стандартов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса3, введение коэффициентов аллокации капитала под кредит, увеличение объема финансирования в рамках одного проекта, развитие страхования вкладов и национальной гарантийной системы поддержки предпринимательства, систем синдицированного кредитования, механизмов секьютиризации кредитов, лизинга, субсидирования затрат.

Таким образом, основные параметры эффективности деятельности малых и средних предприятий с применением механизма государственной финансовой поддержки (совокупность подсистем господдержки и взаимодействие между ними и малым и средним предпринимательством) в конечном итоге создают благоприятные финансовые условия развития бизнеса.

3 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации за период до 2030 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1083-р.

1. Федотова, Г.В. Развитие методологии программно-целевого планирования экономических процессов на основе институциализации обратных связей в управлении [Текст]: авт. дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05 / Федотова Гилян Васильевна. Курск, 2015. 35 с.

2. Фомина, С.И. Развитие региональной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях современной России [Текст]: авт. дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Фомина Светлана Ивановна. Волгоград, 2013. 25 с.

3. Хайруллова, А.И. Государственная финансовая поддержка института малого предпринимательства [Текст]: авт. дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.10 / Хайруллова Алина Ильсу-ровна. Казань, 2015. 25 с.

4. Щеглов, Е.В. Развитие организационно-экономического механизма формирования и реализации промышленной политики [Текст]: авт. дис.... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Щеглов Евгений Вячеславович. Нижний Новгород, 2015. 24 с.

5. Якушев, А.А. Современный финансовый механизм и инструментарий развития малого и среднего предпринимательства: монография. [Текст] / А.А. Якушев. Челябинск: Издательский центр «Фотохудожник», 2015. 230 с.

References

1. Fedotova G.V. (2015) Razvitie metodologii programmno-celevogo planirovanija jekonomicheskih processov na osnove institucializacii obratnyh svjazej v upravlenii. Kursk, 35 p. [in Rus].

2. Fomina S.I. (2013) Razvitie regional'noj siste-my gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v uslovijah sovremennoj Rossii. Volgograd, 25 p. [in Rus].

3. Hajrullova A.I. (2015) Gosudarstven-naja finansovaja podderzhka instituta malogo predprinimatel'stva. Kazan', 25 p. [in Rus].

4. Shheglov E.V. (2015) Razvitie organizacionno-jekonomicheskogo mehanizma formirovanija i real-izacii promyshlennoj politiki. Nizhnij Novgorod, 24 p. [in Rus].

5. Jakushev A.A. (2015) Sovremennyj finansovyj mehanizm i instrumentarij razvitija malogo i sredne-go predprinimatel'stva. Cheljabinsk, Izdatel'skij centr «Fotohudozhnik», 230 p. [in Rus].

UDC 33.338.1

mechanism of financial supporting development of small and medium business

Korotina Natalya Yuryevna,

Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration,

Chelyabinsk Branch,

Head of the Department Chair of

Economics, Finance and Accounting,

Cand. Sc. (Economics),

Associate Professor,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: armada2005@mail.ru

Blinov Andrey Olegovich,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Branch of Russian State Humanitarian University in Domodedovo, Professor of the Department Chair Of Economics and Management, Doctor of Economics, Professor, Moscow, Russia. E-mail: aoblinov@mail.ru

Bukhtiyarova Tatyana Ivanovna,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch, Professor of the Department Chair of Economics, Finance and Accounting, Doctor of Economics, Professor, Chelyabinsk, Russia. E-mail: viola_1_49 @mail.ru

Annotation

The authors present approaches to developing abstract theorems and practical recommendations aimed at evaluating demands of small and medium enterprises in resources. To increase effectiveness of their financial support it is necessary to develop the improved model of organizational economic mechanism of forming and realizing the financial police of developing small and medium business.

Key concepts:

organizational economic mechanism, model,

small business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.