Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТОГО РЕГИОНА'

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕСТНЫЙ РЫНОК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иовлева Ольга Владимировна

На пути становления и развития малых предприятий существенным препятствием являются вопросы производственно-технологической и инновационно-технологической поддержки малых предприятий на всех этапах их жизненного цикла. При ограниченности ресурсов решение этого вопроса возможно только при условии максимального задействования потенциала, имеющегося на региональном и муниципальном уровнях. Автор вводит в научный оборот понятие «стратегический предпринимательский потенциал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF FORMATION OF THE ENTREPRENEURIAL CLIMATE IN AN INDUSTRIALLY DEVELOPED REGION

A significant obstacle to the formation and development of small enterprises is the issues of production and technological and innovation-technological support of small enterprises at all stages of their life cycle. With limited resources, the solution of this issue is possible only if the potential available at the regional and municipal levels is used to the maximum. The author introduces the concept of "strategic entrepreneurial potential" into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТОГО РЕГИОНА»

из-за пандемии новой короновирусной инфекции, приведшими к отрицательной динамике развития первичного рынка.

Следует выделить и то, что в будущем, на протяжении 2022 года можно прогнозировать рост объема вторичного рынка автомобилей, что обосновывается кризисом в производстве новых автомобилей из-за проблем с полупроводниками и другими сложностями, характерными для автомобилестроения в 2020 году. В связи с чем можно говорить об актуальности дальнейших исследований вторичного рынка автомобилей в РФ.

Литература:

1. Глаголева С.В., Быкова Н.П. «Рынок автотранспортных услуг в РФ и его основные проблемы». Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Сборник научных трудов. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). Москва, 2018. С. 84-88.

2. Вторичный рынок автомобилей: как пандемия изменила автобизнес в России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/open-

апа1у1^МопсЬпуу-гупок-ауйтоЫ1еу-как-pandemiya-izmeni1a-avtobiznes-v-rossii/ (дата

обращения: 13.09.2021)

3. Калмыков Н.Н., Исаев А.П, Елсуков М.Ю., Ходачек В.М., Фомин И.Ф. О стратегии развитии автомобильной промышленности на период до 2025 г // Вопросы инновационной экономики. 2019. №2. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyber1enшka.ru/artic1e/n/o-strategii-razvitiya-avtomobi1noy-promysh1ennosti-na-period-do-2025-g (дата обращения: 13.09.2021)

4. Коротков, А. В. Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей / А. В. Коротков, А. С. Морозова // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 161-164.

5. Сабери Бехзад. Современные тенденции развития автомобильной промышленности и перспективы российского автопрома // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. №42. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-avtomobi1noy-promysh1ennosti-i-perspektivy-rossiyskogo-avtoproma (дата обращения: 13.09.2021)

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТОГО РЕГИОНА

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.2.73.501 Иовлева Ольга Владимировна

кандидат экон. наук, доцент Уральский государственный экономический университет

г. Екатеринбург

THE MECHANISM OF FORMATION OF THE ENTREPRENEURIAL CLIMATE IN AN INDUSTRIALLY DEVELOPED REGION

Iovleva Olga Vladimirovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ural State University of Economics Yekaterinburg

АННОТАЦИЯ

На пути становления и развития малых предприятий существенным препятствием являются вопросы производственно-технологической и инновационно-технологической поддержки малых предприятий на всех этапах их жизненного цикла. При ограниченности ресурсов решение этого вопроса возможно только при условии максимального задействования потенциала, имеющегося на региональном и муниципальном уровнях. Автор вводит в научный оборот понятие «стратегический предпринимательский потенциал».

ABSTRACT

A significant obstacle to the formation and development of small enterprises is the issues of production and technological and innovation-technological support of small enterprises at all stages of their life cycle. With limited resources, the solution of this issue is possible only if the potential available at the regional and municipal levels is used to the maximum. The author introduces the concept of "strategic entrepreneurial potential" into scientific circulation.

Ключевые слова: малое предпринимательство, предпринимательский климат; стратегический предпринимательский потенциал, местный рынок.

Keywords: small business, entrepreneurial climate; strategic entrepreneurial potential, local market.

Поддержка предпринимательства и технической политики в РФ. В законодательных

конкуренции в сфере науки и техники, в том числе нормах предусматривается обязанность

на основе рыночных отношений, вошли в число федеральных органов содействовать развитию

основных принципов государственной научно- деятельности малого предпринимательства путем

создания на местах специальной инфраструктуры ее поддержки. Государственная поддержка научно-технической и инновационной деятельности в регионах РФ по качеству организации, системности осуществления, широте охвата, достигла значительных успехов. Одновременно шла важная работа по подготовке научно-методического обеспечения механизма формирования основных организационных элементов инфраструктуры, в том числе инновационных бизнес-инкубаторов, научно-технологических парков и

производственно-технологических центров. Важно этот ценный опыт распространить на другие сферы деятельности малого предпринимательства, прежде всего на производственную сферу.

При ограниченности ресурсов решение проблем поддержки производственного малого предпринимательства возможно только при условии максимального задействования потенциала, имеющегося на региональном и муниципальном уровнях: экономических вузов (факультетов), отраслевой и вузовской науки, малых предприятий - победителей региональных конкурсов и ведущих крупных предприятий -обладателей передовых технологий.

В специальной литературе под предпринимательским климатом понимается совокупность социально-экономических,

политических, финансово-инвестиционных,

инновационных, культурных и других условий, созданных в регионе для функционирования предпринимателей.

В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, ввести в научный оборот понятие «стратегический предпринимательский потенциал». Здесь необходимы два уточнения. Во-первых, потенциал является стратегическим в том случае, когда его величина и структура могут быть существенно изменены лишь путем принятия и реализации адекватных стратегических решений. Во-вторых, для более детальной характеристики составляющих предпринимательского потенциала должны быть специфицированы условия, в которых будет протекать деятельность отдельных групп предпринимателей в отдельных регионах.

Система поддержки малого

предпринимательства должна быть

дифференцирована в разрезе трех этапов жизненного цикла предприятия:

1) создание нового малого предприятия;

2) становление малого предприятия;

3) развитие существующего бизнеса.

Методика разработки механизма

формирования предпринимательского климата для промышленно развитого региона реализована нами в Свердловской области.

Во-первых, при разработке механизма выделены четыре этапа:

I - выявление предпринимательского потенциала региона, т.е. потенциала развития малого бизнеса;

II - оценка рисков, характерных для предпринимателей малых, средних и крупных

предприятий; для начинающих предпринимателей, которые хотят открыть собственное дело, а также для предпринимателей, которые хотели бы успешно развивать свой существующий бизнес;

III - разработка условий предпринимательского климата, способствующих наращиванию предпринимательского потенциала региона;

IV - исследование и формирование условий предпринимательского климата, нацеленного на эффективное использование предпринимательского потенциала региона и на создание благоприятных условий для функционирования предпринимателей. Следует отметить, что наименее разработан в специальной литературе этап III.

Во-вторых, определены основные источники пополнения предпринимательского потенциала. К ним относятся:

1. Руководители предприятий и специалисты, переход которых в бизнес был обусловлен приватизаций. Они стали предпринимателями в результате смены формы собственности на их предприятиях.

2. Работники, идущие в собственный бизнес в результате утраты прежних мест работы.

3. Работники предприятий ищущие возможность реализовать свои способности.

4. Выпускники учебных заведений.

В качестве стратегического

предпринимательского потенциала нами приняты предприниматели групп 2, 3, 4, которых объединяет тот факт, что все они не имеют навыков работы на реальном рынке. Необходимо признать, что действующие учебные планы и программы до сих пор воспроизводят прежнюю систему образования, направленную, в основном, на

узкопрофессиональную подготовку специалистов для работы во внутренней среде предприятия.

В-третьих, в качестве условия предпринимательского климата, призванного способствовать наращиванию стратегического предпринимательского потенциала, создается рыночно-производственная база для рыночной адаптации будущих предпринимателей внутри крупного предприятия, безработных и студентов -во внешней среде предприятия на основе местного рынка элементов готовой продукции и услуг.

Субъекты местного рынка: продавцы -внутренние, структурные, монотехнологические подразделения ведущих предприятий

Свердловской области (цехи, службы); покупатели - НИИ, изобретатели, крупные, средние и малые предприятия машиностроения и металлообработки, металлургии, отраслей топливно-энергетического комплекса, химической и нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов, лесной и деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, строительства, транспорта, связи и т.д.

Объектом их отношений является товар: полуфабрикаты, детали и другие элементы готовой продукции, производственные, технологические,

научно-исследовательские, опытно-

производственные и другие виды услуг как конечный продукт деятельности внутренних структурных подразделений предприятия.

Местный рынок элементов готовой продукции и услуг - это свободный рынок, являющийся сферой обращения на территории одной или более административно -территориальных единиц.

Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в долгосрочном периоде зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства в конкретной сфере. С одной стороны, предпринимательская способность является особым фактором производства, соединяющим все остальные факторы в единую экономическую систему. С другой стороны, вовлекаемые сегодня в производство труд и капитал меняют свое качество и производительность на базе новых технологий, что позволяет резко повысить уровень хозяйствования. Рано или поздно, но предпринимателю независимо от размера и организационно-правовой формы предприятия приходится обращаться к

инновационным возможностям для преодоления ограничений в производстве и сбыте продукции. Как показывает практика, в большинстве случаев промедление приводит к потере

конкурентоспособности, снижению объемов производства и даже прекращению бизнеса из-за его неэффективности [1, с.24].

Поэтому центральным вопросом является рассмотрение вопросов производственно-технологической и инновационно-технологической поддержки малых предприятий на всех этапах их жизненного цикла.

Конечной целью является не просто создание среды, благоприятной для конкретных хозяйствующих субъектов, а обеспечение существования их совокупной деятельности в интересах общества.

Список литературы:

1. Конкурентно-инновационный подход к управлению предприятием // Проблемы управления в социально-экономических системах: теория, методология, практика: монография -Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - 216 с.

ПРИНЦИПЫ ESG, КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Черненко Владимир Анатольевич

д.э.н., профессор

Балтийский государственный технический университет

ВОЕНМЕХ им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт - Петербург Лядова Юлия Олеговна аспирант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт - Петербург

ESG PRINCIPLES AS AN INTERNAL FACTOR AFFECTING THE FINANCIAL STABILITY OF AN ENTERPRISE

Chernenko Vladimir

Doctor of Economics, Professor Baltic State Technical University of Military Academy named after D.F. Ustinov

Saint-petersburg Lyadova Yulia graduate student St. Petersburg State University of Economics

Saint-petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается значимость финансовой устойчивости предприятия в современных экономических условиях, рассматриваются факторы внешней и внутренне среды, влияющие на финансовую устойчивость, а также представлены их классификация у различных авторов. Сделан акцент на том, что классификация подвергается постоянным корректировками и изменениям и каждый раз появляются все новые факторы. Одними из примеров таких новых факторов послужили описанные в статье распространение вируса COVID-19, цифровизация и принципы ESG

ABSTRACT

This article reveals the importance of the financial stability of an enterprise in modern economic conditions, examines the factors of the external and internal environment that affect financial stability, and also presents their classification by various authors. The emphasis is placed on the fact that the classification is subject to constant adjustments and changes, and every time new factors appear. One of the examples of such new factors was the spread of the COVID-19 virus described in the article and the principles of ESG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.