Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВТОРИЧНОГО РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

РАЗВИТИЕ ВТОРИЧНОГО РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ / ПАНДЕМИЯ КОРОНОВИРУСА / АВТОМОБИЛИ С ПРОБЕГОМ / РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ / ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ В РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глаголева Светлана Владимировна

Статья посвящена анализу вторичного рынка автомобилей РФ. Выделены тенденции развития данного рынка в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Проведено сравнение развития вторичного и первичного рынка автомобилей, а также сегментация по наиболее популярным брендам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SECONDARY PASSENGER CARS MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE PANDEMIC PERIOD

The article is devoted to the analysis of the secondary car market in the Russian Federation. The trends in the development of this market in the context of a pandemic of a new coronavirus infection are highlighted. Comparison of the development of the secondary and primary car markets, as well as segmentation by the most popular brands is carried out.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВТОРИЧНОГО РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

Первая публичная презентация

туристического бренда г.Сочи состоялась в рамках масштабного пресс-тура, посвященного итогам работы администрации Сочи в 2020 году. Графический логотип Сочи был разработан по поручению Главы города Сочи Алексея Копайгородского.

Команда, в которую вошли представители администрации курорта и специалисты группы компаний VDS, в течение полугода разрабатывала и в результате предложила около 20 качественных графических изображений с концепцией, отражающей основную суть курорта Сочи. Эти варианты были представлены на рассмотрение ведущим сочинским архитекторам и дизайнерам. Также состоялось обсуждение предложенных вариантов на Общественном Совете с лидерами курортной индустрии и представителями СМИ. В итоге мнения экспертов совпали, и был выбран единственный бренд города Сочи.

Новая история города-курорта Сочи началась на рубеже XIX - ХХ веков. В 1926 году Сочи был присвоен статус курорта общегосударственного значения. Особая роль в нем отводилась лечебным возможностям местной природы. Советские архитекторы, инженеры и строители старались подчеркнуть уникальность сочинских пейзажей, гармонично вписав «дворцы для рабочих» -монументальные сооружения, в природный ландшафт. Выбранный ими архитектурный стиль -ампир - с колоннами, лепными карнизами, арочными проемами и классическими мифологическими сюжетами в оформлении интерьеров сформировали узнаваемый архитектурный облик города в 30-50-е годы XX в.

Единый стиль нашел отражение в просторных колоннадах бальнеологического комплекса Мацеста, галереях таких крупнейших здравниц, как санаторий им. Орджоникидзе, «Металлург», «Радуга», «Сочи», «Русь»; в знаменитых «открыточных» культурных объектах: в Летнем

театре, с его стройной колоннадой, Зимнем театре, похожем на древнегреческий Парфенон с его 88-ю колоннами и аллегорическими скульптурами на фронтоне, символизирующими живопись, зодчество и ваяние. Узнаваем классический стиль и в анфиладах знаменитых зданий морского и железнодорожного вокзалов. Архитектурные автографы в летопись Сочи внесли зодчие Жолтовский, Кузнецов, Голубев, Душкин, Карлик, Алабян и многие другие, создавшие неповторимый сочинский стиль.

В целом можно отметить, что информационно-рекламным обеспечением туризма в регионах России занимаются все интенсивнее. Но поскольку в большинстве из них слабо отрегулированы механизмы этой работы и ее четкого, систематизированного и достаточного

финансирования, то поле деятельности по продвижению региональных туристских продуктов в Российской Федерации и за ее пределами еще очень велико.

Список литературы

Новый бренд для курортов Кубани придумает московское агентство//

https://www.yuga.ru/news/456489-brend-kubani. -2021г.

В Сочи представили новый туристический бренд города-курорта// https://sochi.ru/press-sluzhba/novosti/1359/161558/, 2020г.

Конкурс «Туристический бренд Геленджика»// https://gelendzhik-travel.ru/turisticheskij-brend-gelendzhika.html

Профессиональный конкурс

«Туристский бренд: лучшие практики» // Ыф://хп----btbjd4bocmj.xn--p1ai/statute/

Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/726616 48/

РАЗВИТИЕ ВТОРИЧНОГО РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Глаголева Светлана Владимировна

Старший преподаватель Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ),

г. Москва

DEVELOPMENT OF THE SECONDARY PASSENGER CARS MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE PANDEMIC PERIOD

Glagoleva Svetlana Vladimirovna

Senior Lecturer Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI),

Moscow

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу вторичного рынка автомобилей РФ. Выделены тенденции развития данного рынка в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Проведено сравнение развития вторичного и первичного рынка автомобилей, а также сегментация по наиболее популярным брендам.

ANNOTATION

The article is devoted to the analysis of the secondary car market in the Russian Federation. The trends in the development of this market in the context of a pandemic of a new coronavirus infection are highlighted. Comparison of the development of the secondary and primary car markets, as well as segmentation by the most popular brands is carried out.

Ключевые слова: рынок автомобилей, пандемия короновируса, автомобили с пробегом, рынок автомобилей с пробегом, вторичный рынок автомобилей в РФ.

Keywords: car market, coronavirus pandemic, used cars, used car market, secondary car market in the Russian Federation.

Вторичный рынок автомобилей представляет собой одну из частей автомобильного рынка, но товаром на нем выступают автомобили уже, бывшие в употреблении. Возникновение данного рынка обосновывается тем, что автомобили характеризуются достаточно длительным периодом эксплуатации. Одновременно с этим производители автомобилей стремятся к активному обновлению своих модельных линеек, в связи с чем те или иные автомобили достаточно часто морально устаревают, а, следовательно, реализуются на вторичном рынке.

С целью более качественного исследования отдельных тенденций развития выбранного рынка, детализируем его до вторичного рынка легковых автомобилей.

Актуальность исследования выбранной проблематики обосновывается тем, что рынок автомобилей (в общем) является достаточно быстро развивающимся, причем как в технологическом плане, так и в экономическом плане (наблюдается рост объема спроса и предложения, изменяются цены и т.д.).

Одновременно с этим сегодня наблюдаются некоторые проблемы в развитии первичного рынка автомобилей, что, в значительной степени, связано с современным кризисом полупроводников, который повлек за собой кризис в сфере производства чипов, являющихся неотъемлемой частью всех новых автомобилей. В связи с чем сегодня наблюдается существенный рост объема спроса на вторичном рынке [1].

Временными рамками исследования являются 2018-2020 гг. (для некоторых показателей - 2019 г. -май 2021 гг.). Выбор именно этого периода обосновывается влиянием новой короновирусной инфекции на многие, в том числе и на исследуемый рынок. При исследовании воспользуемся статистическими данными, представленными специализирующимися на таких исследованиях компаниями.

Первым и наиболее важным показателем, характеризующим вторичный рынок автомобилей, является динамика объема зарегистрированных сделок купли-продажи в ГИБДД. Данный показатель проиллюстрирован ниже.

Декабрь Ноябрь Октрябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь

455,4

476,1

551,2

100

200 300 400

■ 2021 ■ 2020 ■ 2019

500

600

Рисунок 1. Динамика зарегистрированных сделок на вторичном рынке автомобилей в РФ, тыс. шт. [2]

Анализ представленных на рисунке данных позволяет говорить о том, что на протяжении последних трех лет наблюдается существенный рост объема сделок на вторичном рынке. Набольший объем сделок приходится на конец 2020 - начало 2021 года. В значительной степени это обосновывается следующими аспектами:

— изменения потребительских ожиданий на рынке автомобилей привело к тому, что многие граждане стремились к «замораживанию» средств в тех или иных активах в связи с быстрым ростом инфляционных ожиданий граждан;

— большая часть продавцов первичного рынка (официальные представительства и дилеры) не могла работать в связи с введенными на региональных уровнях ограничительных мер,

связанных с предотвращением распространения новой короновирусной инфекции;

— последние несколько лет, по оценка экспертов аналитического агентства «Автостат» наблюдался спад уровня реализации первичных автомобилей, что, в долгосрочном периоде, может привести к сокращению объема вторичного рынка легковых автомобилей в РФ.

При анализе вторичного рынка легковых автомобилей необходимо также провести его сравнение с первичным. Необходимость анализа в данном направлении обосновывается тем, что первичный и вторичный рынок тесно связаны между собой. Для проведения анализа данные проиллюстрированы рисунком 2.

8

2018 2019 2020

■ Новые автомобили ■ Автомобили с пробегом

Рисунок 2. Соотношение первичного и вторичного рынка легковых автомобилей в РФ [2]

Анализ структуры рынка легковых что цены на вторичном рынке ниже, чем на автомобилей позволяет отметить превалирование первичном, при наличии возможности выбора как автомобилей с пробегом. Это обосновывается тем, среди моделей (в том числе и уже не реализуемых

0

6

4

2

0

на рынке), так и среди брендов. Однако, медленное развитие первичного рынка может сформировать существенные проблемы для развития вторичного рынка: из-за небольших объемов реализации могут сформироваться риски нехватки предложения (что можно наблюдать сегодня), а также необоснованный рост цен на вторичном рынке.

При анализе развития вторичного рынка автомобилей в РФ необходимо рассмотреть и территориальные особенности спроса на

автомобили. Для проведения исследования также рассмотрим динамику спроса на первичном и вторичном рынке в территориальном разрезе (рис. 3). В процессе анализа не будут использованы показатели по Москве и Санкт-Петербургу, поскольку данные города характеризуются излишним уровнем спроса. Также для более качественного сравнения анализ будет проведен на основе федеральных округов РФ.

60 50 40 30 20 10 0

СЗФО ЦФО УФО ДВФО СФО ЮФО ПФО СКФО

■ Новые автомобили ■ Автомобили с пробегом

Рисунок 3. Продажи новых и подержанных автомобилей на каждую 1000 жителей в федеральных округах России по состоянию на начало 2021 года, шт. [2]

Представленная динамика спроса на первичном и вторичном рынке автомобилей в РФ позволяет выделить, что во всех федеральных округах наблюдается существенное превышение объема реализуемых автомобилей с пробегом над реализуемыми новыми автомобилями. Важно отметить и то, что сегодня выделяется три достаточно больших округа (ДВФО, СФО и СКФО), где первичный рынок не развит вовсе. Это обосновывается культурой пользования автомобилями в данных регионах, а также особенностями спроса - к примеру, в

Дальневосточном федеральном округе достаточно большой спрос предъявляется на автомобили, в которых руль располагается справа, в связи с чем многие граждане предпочитают приобретать автомобили с пробегом из Японии или других стран.

При исследовании вторичного рынка автомобилей необходимо рассмотреть структуру спроса на отдельные марки автомобилей. Аналогично другим характеристикам рынка на рисунке 4 проиллюстрированы данные для анализа.

| ВАЗ ■ Toyota ■ Nissan ■ Hyundai ■ KIA

Рисунок 4. Доля Топ-5 марок автомобилей в общих продажах на вторичном рынке в России, % [2]

Представленные на рисунке данные говорят о том, что наибольшим спросом на вторичном рынке РФ пользуются отечественные автомобили производства ПАО «АвтоВаз». Это обосновывается тем, что сегодня отечественные автомобили характеризуются относительно низкими ценами, а также большим объемом предложения. Важно выделить, что вторым по

объему рынка являются корейские автомобили. Это обосновывается тем, что бренд Hyundai и бренд KIA относятся к Hyundai Motor Group.

Таким образом, можно говорить о том, что на протяжении 2019-2021 года наблюдался рост объема спроса и предложения на вторичном рынке автомобилей. Это обосновывается изменениями, происходящими в рамках национальной экономики

из-за пандемии новой короновирусной инфекции, приведшими к отрицательной динамике развития первичного рынка.

Следует выделить и то, что в будущем, на протяжении 2022 года можно прогнозировать рост объема вторичного рынка автомобилей, что обосновывается кризисом в производстве новых автомобилей из-за проблем с полупроводниками и другими сложностями, характерными для автомобилестроения в 2020 году. В связи с чем можно говорить об актуальности дальнейших исследований вторичного рынка автомобилей в РФ.

Литература:

1. Глаголева С.В., Быкова Н.П. «Рынок автотранспортных услуг в РФ и его основные проблемы». Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Сборник научных трудов. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). Москва, 2018. С. 84-88.

2. Вторичный рынок автомобилей: как пандемия изменила автобизнес в России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/open-

analytics/vtorichnyy-rynok-avtomobiley-kak-pandemiya-izmenila-avtobiznes-v-rossii/ (дата

обращения: 13.09.2021)

3. Калмыков Н.Н., Исаев А.П, Елсуков М.Ю., Ходачек В.М., Фомин И.Ф. О стратегии развитии автомобильной промышленности на период до 2025 г // Вопросы инновационной экономики. 2019. №2. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strategii-razvitiya-avtomobilnoy-promyshlennosti-na-period-do-2025-g (дата обращения: 13.09.2021)

4. Коротков, А. В. Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей / А. В. Коротков, А. С. Морозова // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 161-164.

5. Сабери Бехзад. Современные тенденции развития автомобильной промышленности и перспективы российского автопрома // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. №42. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-avtomobilnoy-promyshlennosti-i-perspektivy-rossiyskogo-avtoproma (дата обращения: 13.09.2021)

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТОГО РЕГИОНА

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.2.73.501 Иовлева Ольга Владимировна

кандидат экон. наук, доцент Уральский государственный экономический университет

г. Екатеринбург

THE MECHANISM OF FORMATION OF THE ENTREPRENEURIAL CLIMATE IN AN INDUSTRIALLY DEVELOPED REGION

Iovleva Olga Vladimirovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ural State University of Economics Yekaterinburg

АННОТАЦИЯ

На пути становления и развития малых предприятий существенным препятствием являются вопросы производственно-технологической и инновационно-технологической поддержки малых предприятий на всех этапах их жизненного цикла. При ограниченности ресурсов решение этого вопроса возможно только при условии максимального задействования потенциала, имеющегося на региональном и муниципальном уровнях. Автор вводит в научный оборот понятие «стратегический предпринимательский потенциал».

ABSTRACT

A significant obstacle to the formation and development of small enterprises is the issues of production and technological and innovation-technological support of small enterprises at all stages of their life cycle. With limited resources, the solution of this issue is possible only if the potential available at the regional and municipal levels is used to the maximum. The author introduces the concept of "strategic entrepreneurial potential" into scientific circulation.

Ключевые слова: малое предпринимательство, предпринимательский климат; стратегический предпринимательский потенциал, местный рынок.

Keywords: small business, entrepreneurial climate; strategic entrepreneurial potential, local market.

Поддержка предпринимательства и технической политики в РФ. В законодательных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкуренции в сфере науки и техники, в том числе нормах предусматривается обязанность

на основе рыночных отношений, вошли в число федеральных органов содействовать развитию

основных принципов государственной научно- деятельности малого предпринимательства путем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.