Научная статья на тему 'Механизм формирования имиджа губернатора как лидера общественного мнения в условиях новых медиа'

Механизм формирования имиджа губернатора как лидера общественного мнения в условиях новых медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
губернатор / имидж / новые медиа / лидер общественного мнения / социальные сети / governor / image / new media / opinion leader / social networks

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Янушевич Анастасия Вадимовна, Филиппова Тамара Алексеевна

Статья посвящена изучению специфики формирования имиджа лидера общественного мнения в условиях новых медиа. Особое внимание уделяется социальным сетям как важнейшему аспекту политической коммуникации и их роли в процессе формирования имиджа политического субъекта. В ходе исследования проведен анализ публикаций персональной страницы губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова за 2019 г., которые показали, что новые медиа играют роль ценнейшего информационного капитала региональной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Янушевич Анастасия Вадимовна, Филиппова Тамара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of image formation of the governor as an opinion maker in the context of new media

The article analyzes the specifics of the image of an opinion maker formation through the new media. Social media are seen as the vital aspect of political communication and the process of image making of a political subject. The analyze of the Aleksandr D. Beglov’s official personal page publications by 2019 had illustrated the significance of the use of the new media as the most valuable information capital for the regional authorities.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования имиджа губернатора как лидера общественного мнения в условиях новых медиа»

УДК 17.022.1 ББК 88.50

А.В. Янушевич, Т.А. Филиппова

Механизм формирования имиджа губернатора как лидера общественного мнения в условиях новых медиа

Статья посвящена изучению специфики формирования имиджа лидера общественного мнения в условиях новых медиа. Особое внимание уделяется социальным сетям как важнейшему аспекту политической коммуникации и их роли в процессе формирования имиджа политического субъекта. В ходе исследования проведен анализ публикаций персональной страницы губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова за 2019 г., которые показали, что новые медиа играют роль ценнейшего информационного капитала региональной власти.

Ключевые слова: губернатор, имидж, новые медиа, лидер общественного мнения, социальные сети

Развитие информационных и коммуникационных технологий в первые десятилетия XXI в. способствовало появлению «новых медиа», которые следует понимать как форму коммуникации, обеспечивающую производство, распространение и потребление контента на различных площадках с помощью сетей взаимодействия пользователей. Они имеют существенные отличия от традиционных средств массовой информации и предполагают, в первую очередь, цифровой формат создания, потребления и распространения информации. К ним принято относить интернет-сми, электронные ресурсы традиционных сми, социальные сети, блоги и т. д. [Иовва 2020, с. 66]. Таким образом, произошло трансформирование традиционной, в том числе и политической, медиасистемы: совершился

© Янушевич А.В., Филиппова Т.А., 2023

Статья написана в рамках проекта «Официальные Интернет-порталы правительств регионов как инструмент формирования имиджа глав субъектов Российской Федерации» при поддержке Конкурса «Студенческие проектные научные коллективы».

переход от односторонней к двусторонней симметричной модели коммуникации, где роль потребителя и производителя информации объединяется в каждом субъекте, тем самым активнее вовлекая граждан в политический процесс - подавляющая доля политического контента в интернете создается и распространяется самими пользователями.

О необходимости изучения феномена «новых медиа», которые получили свое распространение сначала за рубежом, а затем и в России, писали Г.М. Маклюэн, Н. Больц, А.Г. Петухов и др. В частности, как отмечал А.Г. Петухов, «со времени принятия Закона о СМИ (№ 2124-1 от 27.12.1991) толкование "средства массовой коммуникации" претерпело существенные расширения и уже не может полностью удовлетворить читателя и исследователя» [Пастухов 2015, с. 183].

Активное использование интернета меняет формат коммуникации - с переходом в онлайн не только увеличивается скорость обмена информацией, но и меняются каналы ее доставки: аудитория сегментируется, к средствам массовой информации, предназначенным для распространения новостей для широкой аудитории, присоединяются и нишевые источники, ориентированные на отдельные группы, внутри которых роль потребителя информации может объединяется с ролью автора в одном индивидууме.

В условиях подобной демократической трансформации медиа власть больше не может рассчитывать исключительно на силовые приемы и классические РЯ-стратегии в рамках политической борьбы, процесс формирования правильного имиджа усложняется. С приходом новых коммуникационных технологий меняются не только стратегии завоевания власти, но и требования к ней: решающим фактором в политической борьбе, помимо прочего, становится правильное позиционирование политической фигуры в интернет-пространстве, которое может стать решающим фактором в политической борьбе.

Общественное мнение - важнейший объект воздействия политических субъектов в рамках политической борьбы. Одним из инструментов его формирования является технология лидеров мнений [Ильиных 2019, с. 115-116]. Понятие «лидеры мнений» было введено в научный оборот в 1944 г. американскими социологами П. Лазарс-фельдом и Э. Катцом. Лидеры мнений, отличающиеся своим более высоким статусом и высокой долей информативности, получают способность целенаправленно влиять на оценку тех или иных событий в определенных группах населения посредством публикации собственной интерпретации информаций через личные информационные каналы (личный блог, микроблог, группа в социальных сетях и т. д.) и постоянного присутствия в медиапространстве. Имидж лидера мнений всегда характеризуется такими качествами, как лич-

ная вовлеченность, активная жизненная позиция, уверенность, заинтересованность и контактность, готовность общаться со своей аудиторией и отвечать ее запросам.

Исходя из природы общественного мнения и политической потребности его контролировать и на него влиять, будет справедливо предположить, что применение технологии формирования имиджа лидера мнений в рамках информационных кампаний политического субъекта в интернете повышает эффективность политической рг-кампании как в контексте предвыборной гонки, так и в рамках перманентной политической борьбы.

В 2012 г. актуализировался вопрос о формировании имиджа и рг-стратегии представителей региональной власти. Выстраивание нового формата взаимоотношений с избирателями было обусловлено возвращением прямых выборов глав региона после семилетнего перерыва.

Спустя годы проблема выбора и использования интернет-рг-механизмов в рамках политической борьбы на региональном уровне не утратила своей актуальности. Интернет крепко укоренился в повседневной практике граждан. Так, исходя из данных опроса жителей Санкт-Петербурга независимого социологического проекта «Открытое мнение», мы можем утверждать о тенденции к повышению интернет-включенности граждан: в 2019 г. 59% респондентов отметили интернет-порталы основным источником информационного потребления1.

Целевая аудитория главы субъекта Российской Федерации широка и неоднородна, однако можно выделить некоторые общие требования граждан России к идеальному губернатору - это чуткий и честный политик, которому свойственна простота и открытость к общению с гражданами, он понимает насущные проблемы жителей региона и лично контролирует все процессы, при этом умея делегировать задачи и правильно организовывать командную работу [Рогач 2021, с. 412-413]. Тем не менее для удачного медиапродвижения губернатора недостаточно транслировать лишь эти универсальные качества в публичном поле в силу различающейся культурной идентичности российских региональных сообществ. Так, говоря об образе идеального губернатора для жителей Санкт-Петербурга, опираясь на результаты опроса «Открытого мнения»2, можно прийти к выводу, что большинство жителей города предпочли бы видеть во главе

1 Образ идеального губернатора (ОМ - Санкт-Петербург). [Аналитический отчет] // Открытое мнение [официальный сайт]. URL: https://openopinion. ru/uploads/s/f/k/0/fk0srziydgwh/file/DZ30NmCk.pdf?preview=1 (дата обращения 25.03.2023).

2 Там же.

города коренного петербуржца или человека, много лет прожившего и проработавшего в городе, это иллюстрирует особое значение городской культурной идентичности для населения. Среди острых для горожан проблем выделяются те, что связаны с качеством среды: благоустройство города, общественный транспорт, социальная инфраструктура и градостроительство.

Соответственно в применении технологии формирования имиджа лидера общественного мнения представителя региональной власти можно выделить несколько важных факторов:

1) создание канала коммуникации с гражданами в социальной сети;

2) активное ведение персональной страницы: нативно рассказывать о себе, о событиях и проблемах региона, давать свое мнение;

3) освещение своей деятельной активности, отражающее заинтересованность не только в созидании, но и в решении социально значимых проблем;

4) прямая коммуникация с аудиторией, что демонстрирует открытость субъекта к гражданам, готовность вести диалог.

Важно уточнить, что в научной среде актуален спор о полноте синонимичности слов «имидж» и «образ». Принято считать, что заимствованный из английского языка «имидж» является полным эквивалентом «образа», однако если мы обратимся к социологическому словарю3, можно найти фундаментальное различие этих понятий -имидж конструируется целенаправленно, в призвании оказать конкретное воздействие на определенную группу, тогда как образ формируется стихийно.

В контексте этого исследования имидж определяется как один из механизмов воздействия на аудиторию с помощью определенного образа, который может быть контролируемым и методично выстроенным.

Формирование имиджа происходит многоэтапно:

1) определение целевой аудитории и ее потребностей;

2) создание информационных каналов взаимодействия;

3) ведение активной коммуникации с аудиторией.

В данной статье мы обратимся к процессу формирования имиджа губернатора Санкт-Петербурга Александра Дмитриевича Беглова в социальных сетях, потому как именно Беглов, один из первых представителей региональной власти, начал активно использовать социальные сети как коммуникационную площадку с гражданами, благодаря чему стал одним из самых цитируемых губернаторов

3 Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Норма, 2008.

России, занимая лидирующие позиции в медиарейтингах глав ре-гионов4. Для изучения механизма формирования имиджа Беглова был выбран метод контент-анализа его постов в социальных сетях. Особое внимание при анализе уделялось освещаемым губернатором политическим и социальным проблемам, что позволяло выявить основные аспекты, формирующие образ губернатора как лидера общественного мнения. При анализе учитываются также используемые средства речевого воздействия, такие как эмоциональные апелляции, логические аргументы и риторические приемы, а также знаки и образы, в них заключенные. Принимался в расчет и формат постов. Все это поможет выявить, какие средства использует политик для создания положительных ассоциаций и эмоций у своей потенциальной аудитории. Выбор 2019 года обусловлен проходившими тогда губернаторскими выборами в Санкт-Петербурге. Во время выборной кампании активно проводилась агитация, и для Александра Беглова как никогда стало актуальным успешное формирование имиджа.

Работа над формированием имиджа А.Д. Беглова как лидера общественного мнения началась в период избирательной кампании перед выборами губернатора Санкт-Петербурга 2019 г. Начальным этапом этой работы в пространстве новых медиа стало создание личной страницы Беглова ВКонтакте. В своем первом посте5, на тот момент еще врио, Беглов отмечает высокое значение социальных сетей как площадки для конструктивного общения граждан и власти. На этом этапе было важно получить положительный общественный резонанс, поэтому посты Беглова в социальных сетях посвящены темам благоустройства города, развитию социальной инфраструктуры, проблемам транспорта и градостроительства.

В стремлении показать губернатора как лицо вполне досягаемое и приземленное особое внимание в постах уделяется встречам с общественностью. Так, первым «другом» Александра Беглова в социальной сети становится финалист петербургского молодежного проекта «Академия талантов», о чем врио пишет отдельный пост6.

Чтобы завоевать доверие и поддержку аудитории, Беглов использовал не только текстовые форматы публикаций, но и видео. Появляется рубрика «Беглов в движении», где Беглов в неформальной обстановке, преимущественно в машине, отвечает на вопросы и рассказывает о встречах с населением. Из этих видео мы узнаем, что А.Д. Беглов предпочитает лично разговаривать с жителями, не

4 Губернаторы. 2019 год // Медиалогия [Сайт]. URL: https://www.mlg.ru/ ratings/vlast/governors/7108/ (дата обращения 25.01.2023).

5 Александр Беглов // ВКонтакте [Сайт]. URL: https://vk.com/wall535438957? offset=1160&own=1&w=wall535438957_4 (дата обращения 15.01.2023).

6 Там же.

доверяет столоначальникам и общается со своим электоратом «без пиджака» - положительно акцентирует обращение «дядя Саша» к себе со стороны детей, которые во время проверок являются его «разведчиками». Еще одним демонстрирующим общедоступность губернатора форматом становятся опросы. Так, 12 июля 2019 г. Александр Беглов спросил у аудитории: поддерживают ли пользователи решение участия в дебатах, где большинство дало положительный ответ. Таким образом, губернатор демонстрирует открытость к диалогу с аудиторией.

Согласно медиарейтингу губернаторов «Медиалогия»7, уже к апрелю 2019 г. Беглов занял 1-е место среди губернаторов и, уступив в дальнейшем лишь мэру Москвы С.С. Собянину, продержался в лидерах рейтинга до конца года.

Для публичного имиджа Беглова характерно двойное обращение к аудитории - «петербуржцы-ленинградцы» и «ленинградцы-петербуржцы». Такая конструкция представляет собой попытку консолидации двух групп аудитории: людей, идентифицирующих себя как ленинградцы (преимущественно пожилая аудитория), и тех, кто значительную часть жизни провел уже в Петербурге, молодое поколение. Обращение «ленинградцы-петербуржцы» закрепилось после выборов губернатора, в нем синтаксический упор делается на первое слово, это отражает попытку губернатора заручиться поддержкой, в первую очередь, более взрослого и более консервативно настроенного электората.

Занимательно и отношение Беглова к теме политики. Формирование имиджа Беглова в рамках предвыборной рг-кампании непо-литизировано, более того, тема политики в публикациях и выступлениях не обсуждается. Так, в опубликованном на странице видео дебатов 20 августа 2019 г. на телеканале «Россия 1» выстраивается определенная дихотомия: участие в митингах противопоставлялось реальному решению проблем. Эта черта была отмечена и в других исследованиях имиджа губернатора Санкт-Петербурга [Донай, Щеглов 2021, с. 96-97]. Беглов, работая над имиджем губернатора - лидера общественного мнения, тем самым акцентирует на том, что он не очередной безликий политик, а «крепкий хозяйственник» и «командный игрок», впечатление человека дела создается утверждениями «мы не митингуем, а работаем», «это будет новость, когда мы это сделаем, мы работаем над этим»8. Беглов деполитизирует выбо-

7 Губернаторы. Апрель 2019 // Медиалогия [Сайт]. URL: https://www.mlg. ru/ratings/vlast/governors/6649/ (дата обращения 19.01.2023).

8 Александр Беглов. Беглов в движении - электрички и единый проездной билет // ВКонтакте [Сайт]. - URL: https://vk.com/video/@a_beglov?z=video5354 38957_456239026%2Fpl_535438957_-2 (дата обращения 15.01.2023).

ры, выводя предвыборный дискурс на комфортную для него почву, а именно на темы социально-экономического развития и благоустройства.

Таким образом, определив актуальные для петербуржцев проблемы, был создан канал взаимодействия А.Д. Беглова с жителями города в социальной сети ВКонтакте, где губернатор непосредственно взаимодействовал с представителями общественности с помощью разноформатных публикаций (видео, текстовые публикации, опросы и т. д.), призванных сформировать имидж общедоступного и открытого к коммуникации представителя власти, также анализ контента личной страницы губернатора показал совпадение с наиболее острыми для горожан проблемами [Донай, Щеглов 2021, с. 94]: социальные выплаты, финансирование города из центра, детские площадки, низкая эффективность местных чиновников и т. д.

В стремлении создать имидж лидера мнений не упускается и значение культурной идентичности горожан: Беглов подчеркивает самоидентификацию петербуржца, показывает лояльность и поддержку легендарным местам (спас от закрытия «легендарную пирожковую на Московском проспекте»9) и спортивному клубу «Зенит». Уделяя большое внимание ведению личной страницы и разноформатным публикациям в социальной сети, губернатор Беглов, показывая готовность к коммуникации с аудиторией, получает кредит доверия со стороны граждан, что придает легитимность победе на выборах 2019 г.

Таким образом, на примере формирования имиджа лидера мнения губернатора Санкт-Петербурга в социальной сети ВКонтакте можно сделать следующие выводы. Благодаря информатизации общества и высокой активности граждан в интернете продвижение в социальных сетях и работа над имиджем лидера мнений позволяет с меньшими затратами влиять на формирование общественного мнения через правильное расставление смысловых акцентов в публикациях на личной странице в социальных сетях. Будучи новым оперативным и общедоступным инструментом формирования общественного мнения, новые медиа играют роль ценнейшего информационного капитала региональной власти, консолидирующего общественность и формирующего доверительные отношения между властью и обществом.

9 Александр Беглов // ВКонтакте [Сайт]. - URL: https://vk.com/wall5354389 57?q=пирожковая&w=wall535438957_15071 (дата обращения 15.01.2023).

Литература

Донай, Щеглов 2021 - Донай Л., Щеглов М.Ю. Дискурсивный имидж современной губернаторской власти Санкт-Петербурга // РоШВоок. 2021. № 1. С.81-100.

Ильиных 2019 - Ильиных Е.М. Лидеры мнений как инструмент формирования общественного мнения в период избирательных кампаний // Скиф. 2019. № 9 (37). С. 113-116.

Иовва 2020 - Иовва Н.И. Новые медиа: понятие и особенности. Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы. Екатеринбург, 2020. С. 65-67.

Пастухов 2015 - Пастухов А.Г. О границах медиа: Новые медиа и новая медийная культура // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2015. № 1 (64). С. 182-188.

Рогач 2021 - Рогач Н.Н. Идеальные политики в восприятии российских граждан: сравнительный анализ образов // ПОЛИТЭКС. 2021. № 4. С. 406-416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.