Научная статья на тему 'Механизм формирования хooмея'

Механизм формирования хooмея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хоомей / хоомейжи / механизм / гортань / голосовой аппарат / голосовые связки / вестибулярные складки / khoomei / khoomeizhi / mechanism / larynx / vocal apparatus / vocal cords / vestibular folds

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ховалыг Хеймер-Оол Ким-Оолович

В статье поднимается вопрос о звукообразовании тувинского хоомея как принципиально отличительного от механизма формирования голосообразования певца. Автором изучены методы работы голосового аппарата человека и проанализирован механизм формирования звуков при исполнении хоомея. В статье отображен двухэтапный механизм работы сужения связок, в котором вибрируют голосовые и вестибулярные складки гортани при исполнении хоомея. В том числе обнаружены новые особенности механизма при звукоизвлечении стилевых разновидностей каргыраа. В научном плане автор склоняется к использованию термина «гортанное пение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Analysis of Khoomei Vocal Production

The article considers the question of the sound formation of the Tuvan khoomei as fundamentally different from the mechanism of formation of the singer's voice formation. The author has studied the methods of operation of the human vocal apparatus and analyzed the mechanism of sound formation during the performance of khoomei. The article displays a two-stage mechanism of constriction of the ligaments, in which the vocal and vestibular folds of the larynx vibrate during the performance of khoomei. In particular, the author discovered new features of the mechanism for sound production of the style varieties of kargyraa. Scientifically, the author tends to use the term "guttural singing”.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования хooмея»

ЭТНОМУЗЫК0Л0ГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 534.78+784 (571.52)

DOI: 10.24412/3034-1418-2024-1-64-70

ORCID: 0009-0005-0436-9184

Механизм формирования хоомея

Х. К. Ховалыг

Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола, Россия

Аннотация. В статье поднимается вопрос о звукообразовании тувинского хоомея как принципиально отличительного от механизма формирования голосообразования певца. Автором изучены методы работы голосового аппарата человека и проанализирован механизм формирования звуков при исполнении хоомея. В статье отображен двухэтапный механизм работы сужения связок, в котором вибрируют голосовые и вестибулярные складки гортани при исполнении хоомея. В том числе обнаружены новые особенности механизма при звукоизвлечении стилевых разновидностей каргыраа. В научном плане автор склоняется к использованию термина «гортанное пение».

Ключевые слова: хоомей, хоомейжи, механизм, гортань, голосовой аппарат, голосовые связки, вестибулярные складки.

Для цитирования: Ховалыг Х. К. Механизм формирования хоомея // Хоомей и культурное наследие народов Центральной Азии. 2024. № 1(1). С. 64-70.

An Analysis of Khoomei Vocal Production

Kheimer-ool K. Khovalyg

Kyzyl Art College named after A.B. Chyrgal-ool, Russia

Abstract. The article considers the question of the sound formation of the Tuvan khoomei as fundamentally different from the mechanism of formation of the singer's voice formation. The author has studied the methods of operation of the human vocal apparatus and analyzed the mechanism of sound formation during the performance of khoomei. The article displays a two-stage mechanism of constriction of the ligaments, in which the vocal and vestibular folds of the larynx vibrate during the performance of khoomei. In particular, the author discovered new features of the mechanism for sound production of the style varieties of kargyraa. Scientifically, the author tends to use the term "guttural singing”.

Keywords: khoomei, khoomeizhi, mechanism, larynx, vocal apparatus, vocal cords, vestibular

folds.

For citation: Khovalyg, Kheimer-ool K. (2024). An analysis of khoomei vocal production, In Khoomei and Cultural Heritage of the Peoples of Central Asia, no. 1(1), pp. 64-70.

Хоомей (тув. хөөмей - горловое пение) - вокальный феномен, который удивлял слушателей в XX веке и продолжает удивлять в наши дни. В современном музыкальном мире он стал одним из узнаваемых брендов.

Впервые хоомей К. Ондара и С. Кыргыса был записан на грампластинку в 1934 году. Мир узнал о хоомее на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году, благодаря исполнению Максима Дакпая. В конце 1980-х - начале 1990-х годов Геннадий Чаш, Геннадий Тумат, Олег Куулар, ансамбль «Тыва» (руководители - Геннадий Тумат, Зоя Кыргыс; солисты - Конгар-оол Ондар, Кайгал-оол Ховалыг, Анатолий Куулар) и другие мастера представили хоомей слушателям Европы, США и Японии.

Необычность звуков хоомея оставляет у слушателей оригинальные представления о голосовом аппарате исполнителя (тув. хөөмейжи), как о миниатюрном музыкальном инструменте. Поэтому актуальной задачей при преподавании хоомея является передача студентам знания, выходящего за рамки представлений о классическом механизме формирования речи и пения. Для этого, в первую очередь, надо знать анатомию голосового аппарата человека и физиологию взаимодействия органов речи в процессе его формирования.

В связи с этим основными задачами данной работы являются: анализ литературы и научных работ, посвященных изучению голосового аппарата человека, слуховые ощущения хоомейжи и формирование источников двух звуков в горловом пении.

При изучении механизма речи, пения и горлового пения нужно помнить, что голос - это дополнительная функция дыхательной системы человека. Дыхательная система состоит из легких, бронхов, трахеи, гортани, глотки, ротовой и носовой полостей (рис. 1).

Голос формируется в конце трахеи, представляющей собой щель. Подвижность краям щели и возможность их вибрации (колебания) обеспечивают эластичные мышцы, управляемые черпаловидными отростками. Конец трахеи со щелью в физиологии называют гортанью (рис. 2), а щель с мышцами в гортани - голосовыми складками (связками).

Процесс формирования голоса наглядно показан на схеме (рис. 4). На основе этого составлена схема гортани (рис. 3), сжатие и расширение щели, вызывающие перепады давления в потоке воздуха при выдохе (рис. 4). Чередующиеся сужения и расширения щели (колебания) происходят по сигналу из мозга. При сужении щели скорость потока возрастает, а давление в нем падает, при расширении, наоборот, скорость потока падает, а давление возрастает. Эти изменения условно показаны на рисунке 5.

Гортань расположена напротив адамова яблока, или кадыка (тув. боостаа борбаа). В атласе Теодора Даймона «Анатомия голоса» гортань - это узкоспециализированный и сложный голосовой орган, расположенный в верхней части трахеи. Гортань представляет собой в основном вибрационный механизм.

Он содержит производящие звук голосовые складки и может сводить их вместе так, что они будут вибрировать, когда между ними проходит воздух (который является источником энергии), и разводить их во время нормального дыхания. Он также может напрягать и растягивать голосовые складки различными способами, изменяя громкость, высоту тона и типы возникающих вибраций (Даймон, 2023: 33).

Речь человека - это его голос, измененный благодаря артикуляции, т.е. благодаря изменениям формы органов речи в ротоглоточной области. Частоты основного тона голоса у мужчин 130-260 Гц, у женщин - 180-300 Гц. Спектр голоса человека занимает диапазон частот 130-5500 Гц.

Л. Б. Дмитриев в своей работе «Основы вокальной методики» обнаружил, что источником певческого голоса являются голосовые связки (складки) человека, которые, будучи сближены и напряжены, начинают колебаться. Это вызывает

периодическое сгущения и разряжения, возникающие вследствие повышенного подскладочного давления воздушной струи (Дмитриев, 2004: 7).

Голосовые связки находятся на слизистой оболочке гортани. Воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение. Когда мы молчим - голосовые складки разомкнуты. Когда мы произносим звук или поем - голосовые складки смыкаются и начинают вибрировать, между ними образуется щель, с помощью которой и получается звук. Когда мы поем - голосовые складки у нас находятся в разном режиме натяжения (Комарова, 2019) (см. рис. 6).

Республиканский врач-пульмонолог С. Ы. Сарыглар в своей работе «Тувинское сольное двухголосие» пишет, что при общеизвестном физиологическом механизме гортани в одноголосной фонации тувинских певцов хоомея невозможно объяснить механизм формирования тувинского горлового пения. С этой целью ранее, в период 1975-1979 гг. была проведена исследовательская работа «Двухголосная фонация тюркских народов Сибири» в Туве, Башкирии и Хакасии под руководством Л. Б. Дмитриева, Б. П. Чернова и В. Т. Маслова (Сарыглар, 2021: 38).

В Кызыле 26 апреля 1975 г. по инициативе Министерства культуры Тувинской АССР и ректората Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки в составе доцента Б. П. Чернова и городского врача-фониатра В. Т. Маслова были обследованы три тувинца, где впервые была составлена принципиальная схема работы голосового аппарата при двухголосном пении (рис. 7) (Дмитриев, Чернов, Маслов, 1992: 16).

В октябре 1975 г. был предпринят второй этап экспедиции с приглашением доктора искусствоведения, кандидата медицинских наук, профессора Л. Б. Дмитриева. Он предложил провести рентгенографическое обследование, чтобы доказать одновременное участие в образовании голосо-свиста голосовых складок и «сфинктерной преграды» входа в гортань (там же).

В феврале 1976 г. был совершен третий этап исследования тувинских певцов-горловиков (участвовали В. Монгуш, В. Соян и Д. Очур) в Ленинградском НИИ Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова с помощью кинорентгенотелевизионного аппарата. В результате на рентгенограмме были видны два сужения: первое, нижнее сужение, сформировано голосовыми складками, как при обычном одноголосном пении; второе, верхнее, специфическое сужение в виде «сфинктерной преграды» входа в гортань, образованное вестибулярными складками, верхушками черпаловидных хрящей и бугорком надгортанника, возникает только во время двухголосного пения (Дмитриев, Чернов, Маслов: 19).

По исследованию ученых, при исполнении хоомея происходит механизм двойного сужения гортани: первое сужение истинных голосовых связок и второе сужение ложных вестибулярных складок в виде сфинктерной преграды, а при обычном пении сужение происходит только в нижней части, т.е. сужение истинных голосовых складок.

Кандидат физико-математических наук М. А.-Х. Ондар пришел к мысли, что в таких состояниях могут поочередно находиться вибрирующие края дна глотки и, естественно, ложные голосовые складки. Выдвинул гипотезу об участии ложных голосовых связок в возникновении горлового пения и показал жизнеспособность идеи. Этот метод автор назвал методом «звучащих» спектров (Ондар, Сарангов, 2012).

В своей монографии «Тувинское горловое пение» этномузыколог З. К. Кыргыс пишет, что гортань изменяет тембр голоса, являясь одним из вспомогательных органов для образования щели, и участвует лишь в управлении воздушным потоком. Для сравнения: в тувинском хөректээр важнейшим органом управления воздушным потоком является грудной резонатор (Кыргыс, 2002: 44). В качестве определения автор применяет понятие хөректээр, хөрек-биле ырлаар - «петь с опорой на грудь» (Кыргыс, 2002: 79).

Как утверждает Л. Б. Дмитриев: «Пытаться выделить функцию одной части голосового аппарата как основную и оценивать остальные отделы его как второстепенные - принципиально неверно. Певческий звук может сформироваться только тогда, когда все части голосового аппарата функционируют полноценно и координированно.

Функции гортани и дыхания настолько тесно связаны между собой в процессе образования звука, что нельзя рассматривать одну из них без учета другой. Ведь затвором, препятствующим свободному вытеканию дыхания в процессе звукообразования, служит голосовая щель. В колебаниях же голосовых складок непременно участвуют дыхательная струя. Поэтому работа дыхания в пении всегда подразумевает и работу гортани и наоборот» (Дмитриев, 2004: 140).

Хочется отметить, что при исполнении стилевых разновидностей каргыраа нами выявлены механизмы формирования двухголосия, отличительные от стиля хоомей, например:

1) Технический прием при исполнении Даг-каргыраазы1 - начальный звук образуется при сжатии нижней части (нижняя позиция) глотки. Когда истинные голосовые связки сужаются, в дополнение происходит сжатие вестибулярных складок в гортани;

2) Технический прием при исполнении Хову-каргыраазы2 - основной звук формируется за счет сжатия средней части (средняя позиция) глотки. Когда истинные голосовые связки сужаются, в дополнение происходит сжатие вестибулярных складок в гортани;

3) Технический прием при исполнении Алдын-оол Севектиң каргыраазы - когда истинные голосовые связки сужаются, в дополнение механизм формирования звука происходит при сжатии верхней части ротоглоточного канала.

Таким образом, механизм формирования хоомея базируется на двухэтапном свойстве гортани: нижнем сжатии мышц истинных голосовых складок и на верхнем сужении ложных голосовых (вестибулярных) складок. Но это только при исполнении базового вида хөөмей, поскольку в каргыраа образуются иные механизмы. При исполнении стиля сыгыт вспомогательным органом является язык, который упирается в верхнее нёбо и создает свист. Для корректного определения хоомея можно прийти к термину «гортанное пение» башкирского музыковеда Х. С. Ихтисамова (Ихтисамов, 1988), потому что механизм формирования звуков тувинского хоомея воспроизводится за счет функционирования гортани.

Литература:

Даймон, Теодор. Анатомия голоса: иллюстрированное руководство для певцов, преподавателей по вокалу и логопедов / Теодор Даймон; илл. Дэвида Брауна; пер. с англ. К. С. Мищенко. М.: Эксмо, 2023. 112 с.

Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004. 368 с.

Дмитриев Л. Б., Чернов Б. П., Маслов В. П. Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста. Новосибирск, 1992. 88 с.

Ихтисамов Х. С. К проблеме сравнительного изучения двухголосного пения и инструментальной музыки у тюркских и монгольских народов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка / общ. ред. Е. В. Гиппиуса. М.: Сов. композитор, 1988. Часть II. С. 197-216.

Комарова З. Н. Голосовой аппарат вокалиста: Методическое пособие (иллюстрации) / / Официальный сайт МАОУ ДО ДЮЦ «Синяя птица», г. Томск, 2019. URL: https://www.sinayaptica.tomsk.ru/files/img/ pedagogy/Komarova/metod/metod_Stroenie_golosovogo_apparata.pdf (дата обращения: 19.12.2023).

Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение: Этномузыковед. иссл.- Новосибирск: Наука, 2002. 236 с.

Ондар М. А.-Х., Сарангов С. В. Методы изучения природы хоомея // Вестник Тувинского государственного университета. Технические и физико-математические науки. 2012. №3. С.87-89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-izucheniya-prirody-hoomeya (дата обращения: 20.04.2023).

Сарыглар С. Ы. Тувинское сольное двухголосие: медицинские и социальные аспекты сохранения, профилактики нарушений голоса и способности исполнения сольного двухголосия. Кызыл, 2021. 160 с.

References:

Dimon, Theodore (2023). Anatomiya golosa [Anatomy of the Voice]: An Illustrated Guide for Singers, Vocal Teachers, and Speech-Language Pathologists,Ill. by David Brown, trans. by K. S. Mishchenko, Publishing House "Eksmo”, Moscow, 112 p. (in Russian)

Dmitriev, L. B. (2004). Osnovy vocal'noi metodiki [Fundamentals of vocal techniques], Publishing House "Muzyka”, Moscow, 368 p. (in Russian)

Dmitriev, L. B., and B. P. Chernov, and V. P. Maslov (1992). Taina tuvinskogo “dueta" ili svoistvo gortani cheloveka formirovat mekhanizm aerodinamicheskogo svista [The mystery of the Tuvan “duet" or the property of the human larynx to form an aerodynamic whistle mechanism], Novosibirsk, 88 p. (in Russian)

Ikhtisamov, Kh. S. (1988). K probleme sravnitel'nogo izucheniia dvukhgolosnogo peniia i instrumen-tal'noy muzyki u tyurkskikh i mongol'skikh narodov [On the problem of comparative study of two-voice singing and instrumental music among the Turkic and Mongolian peoples], In Narodnye muzykal'nye instrumenty i instrumental'naya muzyka [Folk musical instruments and instrumental music], Ed. by Ye. V. Gippius, Part 2, Publishing House "Sovetskii kompozitor”, Moscow, pp. 197-216. (in Russian)

Komarova, Z. N. (2019). Golosovoi apparat vokalista [Vocal apparatus of a vocalist]: Methodological manual (illustrations), In Official website of MAOU DO Youth and Youth Center “Blue Bird", Tomsk. URL: https://www.sinaya- pti-ca.tomsk.ru/files/img/pedagogy/Komarova/metod/metod_Stroenie_golosovogo_apparata.pdf (date of access: 12/19/2023). (in Russian)

Kyrgys, Z. K. (2002). Tuvinskoegorlovoe penie [Tuvan throat singing]: Ethnomusicological research, Publishing House "Nauka”, Novosibirsk, 236 p. (in Russian)

Ondar, M. A.-Kh. & Sarangov, S. V. (2012). Metody izucheniia prirody khomeia [Methods for studying the nature of khoomei], In Vestnik TuvGU. Tekhnicheskie i fiziko-matematicheskie nauki [Bulletin of Tuvan State University. Technical and physical and mathematical sciences], no. 3, pp. 87-89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-izucheniya-prirody-hoomeya (access date: 04/20/2023). (in Russian)

Saryglar, S. Y. (2021). Tuvinskoesol'noe dvukhgolosie: meditsinskie i sotsial'nye aspekty sokhraneniia, pro-filaktiki narushenii golosa i sposobnosti ispolneniia sol'nogo dvukhgolosiia [Tuvan solo two-voice: medical and social aspects of preservation, prevention of voice disorders and the ability to perform solo two-voice]. Kyzyl, 160 p. (in Russian)

Об авторе

Ховалыг Хеймер-оол Ким-оолович - преподаватель, Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола, Кызыл, Россия. Эл. адрес: khei82@mail.ru

About the author

Kheimer-ool K. Khovalyg - Teacher, Kyzyl Art College named after A.B. Chyrgal-ool, Kyzyl, Russia. E-mail: khei82@mail.ru

© Ховалыг Х. К., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.