Научная статья на тему 'Механизм формирования финансовой стратегии предприятия'

Механизм формирования финансовой стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4960
2145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / КРИТЕРИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журова Л.И.

В статье дается определение финансовой стратегии, рассматриваются ее базовые элементы, приводится классификация финансовых стратегий предприятия, обосновывается методология формирования финансовой стратегии, выделяются критерии оценки эффективности реализации финансовой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования финансовой стратегии предприятия»

Финансовая политика

УДК 65.01

механизм формирования

финансовой стратегии предприятия

л. и. ЖУРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: ludm_zh@mail.ru Волжский университет имени В. н. Татищева, г. Тольятти

В статье дается определение финансовой стратегии, рассматриваются ее базовые элементы, приводится классификация финансовых стратегий предприятия, обосновывается методология формирования финансовой стратегии, выделяются критерии оценки эффективности реализации финансовой стратегии.

Ключевые слова: финансы, политика, стратегия, классификация, критерии, эффективность.

Современные условия хозяйствования предприятий характеризуются высокой динамичностью экономических процессов, разнонаправленными темпами их развития, существенной неопределенностью в выборе наиболее рациональных направлений развития, значительным воздействием на параметры предприятия факторов внешней среды. Данное обстоятельство приводит к резкому возрастанию роли и значения долговременных программ развития предприятия, которые обычно выражаются в виде стратегии развития.

Формирование стратегически ориентированных программ развития предприятия требуется для того, чтобы снизить риски деятельности, обеспечить прогнозирование перспектив, оценить внутренний потенциал и ресурсные возможности, скоординировать действия всех подсистем управления для достижения поставленных целей.

Основной целью формирования стратегии развития является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется на основе

оценки совокупности конкурентных преимуществ, которыми обладает предприятие. Формирование и развитие конкурентных преимуществ возможны на различных этапах цепочки создания ценности:

— материально-техническое обеспечение;

— производство;

— маркетинг и сбыт;

— НИОКР;

— управление персоналом;

— финансы.

Для эффективного управления элементами таких цепей необходима разработка соответствующей политики и стратегии для каждого элемента, согласованных с политикой и стратегией других элементов цепи, развивающих их конкурентные преимущества. Такой процесс требует соответствующего ресурсного обеспечения (в значительной мере — финансового) и предполагает формирование различных финансовых стратегий, адекватных стратегиям формирования и развития конкурентных преимуществ в данных элементах.

Приоритеты развития и цели финансовой стратегии для каждого элемента цепочки создания ценности представлены в табл. 1.

Однако для обоснования и подробной структуризации элементов финансовой стратегии необходимо обобщить и выделить взаимосвязь между финансовой политикой и финансовой стратегией, дать определение в целом и отдельным элементам категории «финансовая стратегия».

Таблица 1

Приоритеты развития и цели финансовой стратегии для каждого элемента цепочки создания ценности

Элемент Приоритет развития конкурентное преимущество Цель

Материально- техническое обеспечение Своевременное обеспечение предприятия материальными ресурсами соответствующего качества, минимизация затрат на размещение заказа Качество материальных запасов, эксклюзивный доступ к материальным ресурсам, высокое качество работы поставщиков, доступ к более дешевому сырью Обеспечение потребности в капитале для формирования производственных запасов, установление рациональных финансовых отношений с поставщиками

Производство Обеспечение бесперебойного процесса производства продукции, минимизация производственных затрат, обеспечение качества выпускаемой продукции Высокий технический уровень производства, качество выпускаемой продукции, рациональная организация производства, возможность переключиться на выпуск другой продукции, более низкие затраты на производство продукции по сравнению с конкурентами Обеспечение финансовыми ресурсами бесперебойного процесса производства продукции, финансовое обеспечение прироста объемов выпуска продукции и расширения ассортимента продукции

Маркетинг и сбыт Обеспечение заданных объемов продаж, повышение уровня лояльности покупателей, выход на новые рынки сбыта Привлекательность продукции (услуг) компании для ее клиентов, эксклюзивность товаров компании, эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания, низкие затраты на продвижение продукции Обеспечение заданных объемов/рост доходов и прибыли, обеспечение стабильности денежных поступлений, рост рентабельности продаж

НИОКР Увеличение количества изобретений, патентов, ноу-хау, обеспечивающих инновации и их коммерциализация Доступ к прогрессивным технологиям, возможность применения имеющихся нематериальных активов для выпуска продуктов-аналогов или других видов продукции Обеспечение потребности в капитале для финансирования НИОКР

Кадры Обеспечение предприятия квалифицированными кадрами определенных профессий Повышение мотивации труда, повышение уровня квалификации кадров, более низкие затраты на оплату труда Обеспечение потребности в денежных ресурсах для оплаты труда, подготовки и повышения квалификации

Финансы Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами текущей и инвестиционной деятельности предприятия Высокий уровень самофинансирования предприятия, доступ к внешним источникам финансирования, высокий уровень кредитоспособности предприятия Обеспечение финансовой безопасности, рост рыночной стоимости, эффективное использование финансовых ресурсов, снижение затрат на привлечение капитала

Вопросы стратегического планирования нашли широкое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов: И. Ансоффа, О. Виханского, Г. Клейнера, М. Портера, Р. Фатхут-динова [2, 6, 8, 9, 10]. Отдельные аспекты формирования финансовой стратегии отражены в работах В. Акулова, В. Белашева, И. Бланка, Н. Горицкой, Г. Клейнера [1, 3, 4, 7, 8]. Однако в научной литературе не получил теоретического развития единый концептуальный (системный) подход к формированию финансовой стратегии предприятия. Между тем отсутствие системности в процессе управления финансами приводит к низкой результативности деятельности предприятия и распылению имеющихся финансовых ресурсов.

Финансовая стратегия предприятия определяется финансовой политикой предприятия и требует обобщения и систематизации их взаимосвязи и выделения особенностей в выработке и финансо-

вой политики, и финансовой стратегии. В работах В. Акулова, И. Бланка, Н. Горицкой [1, 4, 7] финансовая политика предприятия определяется как составная часть общей экономической политики и выражает совокупность базовых направлений эффективного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия. Финансовая политика является основой для разработки финансовой стратегии.

Финансовая стратегия—одна из функциональных стратегий предприятия наряду с товарно-рыночной, ресурсно-рыночной, технологической, интеграционной, социальной. При этом предприятие в зависимости от направлений операционной и финансовой деятельности может реализовать несколько видов финансовой стратегии. Таким образом, финансовая политика предприятия в формализованном виде представлена совокупностью финансовых стратегий.

В экономической науке нет единого подхода к определению финансовой стратегии предприятия. Например, В. Белашев, Н. Горицкая, Г. Клейнер под финансовой стратегией понимают генеральный план действий (совокупность стратегических решений) по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и их эффективному использованию [3, 7, 8]. При этом Г. Клейнер выделяет понятие «финансово-инвестиционная стратегия». В. Бочаров подчеркивает взаимосвязь финансовой политики и финансовой стратегии и определяет последнюю как долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия [5]. И. Бланк дает более полное определение финансовой стратегии, выделяя ее основные элементы:

— долгосрочные финансовые цели;

— пути их достижения;

— финансовые ресурсы;

— условия внешней среды;

— финансовые отношения предприятия [4].

С точки зрения автора, необходимо конкретизировать определение финансовой стратегии, учитывая следующие аспекты:

— взаимосвязь финансовой стратегии и финансовой политики предприятия, так как финансовая политика определяет ключевые направления финансовой деятельности предприятия и является основой для разработки финансовой стратегии;

— ориентация финансовой стратегии на решение стратегических задач предприятия, поскольку финансовая стратегия как одна из функциональных стратегий носит подчиненный характер по отношению к принятой операционной (базовой, корпоративной) стратегии и призвана обеспечить эффективную ее реализацию;

— объекты финансового управления, в качестве которых выделяют финансовые ресурсы и финансовые отношения предприятия;

— нестабильность факторов внешней среды и учет их воздействия на объекты финансового управления и выбор методов эффективного управления ими.

Итак, можно сформулировать следующее определение финансовой стратегии — это система долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и финансовой политикой, а также система методов, средств, организационных механизмов и инструментов их достижения с помощью эффективного управления процессами формирования,

распределения и использования финансовых ресурсов, а также финансовыми отношениями предприятия в условиях нестабильности факторов внешней среды и ограниченности ресурсов.

Целью финансовой стратегии является выработка и реализация конкретных действий в системе выбранных направлений по улучшению финансовых параметров экономического объекта с учетом существующих и потенциальных условий и ограничений на ресурсы, способы деятельности и достижимость целей.

В соответствии с данным определением финансовой стратегии выделим ее базовые элементы:

— стратегические цели финансовой деятельности организации, представляющие собой описание в формализованном виде желаемых параметров ее стратегической финансовой позиции;

— результаты воздействия финансовой стратегии, выраженные в финансово-экономических показателях деятельности предприятия;

— период действия финансовой стратегии;

— полнота представления и способы формализации финансовой стратегии. Финансовая стратегия представлена в виде системы тактических планов, программ, бюджетов;

— организационная структура системы управления финансами предприятия, представленная финансовой службой и моделями решения финансовых задач;

— кадровый состав финансовой службы и методы его стимулирования;

— методы и инструменты управления финансовыми ресурсами. К методам финансового управления относятся методы финансового учета, финансового анализа, финансового планирования, финансового прогнозирования, финансового контроля, финансового регулирования, бюджетирование, финансовый реинжиниринг бизнеса. К финансовым инструментам управления можно отнести: показатели устойчивости экономического состояния (эффективности финансовой стратегии), отражающие наличие, размещение и использование финансовых ресурсов в целях достижения состояния с наилучшими параметрами в пределах выделенных средств, и методы их оценки; информационное обеспечение процесса управления финансовой деятельностью организации; технические средства управления;

— финансовые ресурсы и их характеристики;

— источники финансовых ресурсов;

— финансовые отношения предприятия;

— риски (ограничения) финансовой деятельности.

Таким образом, финансовая стратегия конкретизирует цели финансовой деятельности, пути их достижения посредством выбора конкретных методов, средств, организационных механизмов и инструментов эффективного управления процессами формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Для систематизации финансовых стратегий можно использовать общую классификацию стратегий развития [6, 8, 9, 10]. Однако это не позволяет выделить отличительные особенности финансового управления. Поэтому следует дополнить данную классификацию признаками, которые отражают принципы, достижимость цели, инструменты формирования финансовой стратегии и элементы, на которые они направлены.

Для этого необходимо выделить указанные классификационные признаки в части элементов и принципов управления. Так, И. Бланк выделяет финансовые стратегии в зависимости от этапа жизненного цикла предприятия [4], Г. Клейнер предлагает классифицировать финансово-инвестиционные стратегии в зависимости от структуры

источников финансирования деятельности и развития предприятия [8]. В дополнение к данным признакам классификации финансовых стратегий автор предлагает использовать следующие:

—цель, достигаемая финансовой стратегией,

— инструменты реализации финансовой стратегии,

— функции финансового менеджмента,

— уровень принимаемых стратегических решений (табл. 2).

Рассмотрим некоторые виды финансовых стратегий, сгруппированных по основным классификационным признакам.

В зависимости от инструмента реализации выделим стратегии диверсификации, концентрации и интеграции финансовой деятельности предприятия.

Стратегия диверсификации предполагает диверсификацию операционной и, соответственно, финансовой деятельности предприятия в рамках определенной группы отраслей, что позволяет существенно снизить уровень предпринимательских и финансовых рисков.

Таблица 2

шсовых стратегий

Признак Вид финансовых стратегий

Цель, достигаемая финансовой стратегией Стратегии, направленные на обоснование и формирование необходимого уровня финансовых ресурсов для достижения общесистемных целей. Стратегии, определяющие направления достижения рационального уровня финансовых ресурсов. Стратегии, направленные на поиск внешних источников финансирования с минимальной стоимостью. Стратегии, направленные на обоснование механизмов и инструментов эффективного использования финансовых ресурсов для различных видов и сфер деятельности экономического объекта. Стратегии, оптимизирующие денежный оборот экономической системы. Стратегии, обеспечивающие эффективный уровень прибыли и капитала экономического объекта во временном периоде. Стратегии, ориентированные на формирование оптимальной структуры капитала

Инструменты реализации финансовой стратегии Стратегия диверсификации финансовой деятельности компании. Стратегия концентрации финансовой деятельности компании. Стратегия интеграции финансовой деятельности компании

Этап жизненного цикла предприятия Стратегия ускоренного (интенсивного) роста потенциала компании. Стратегия ограниченного роста потенциала компании. Стратегия сокращения (сжатия)

Источники финансирования и условия их привлечения Стратегии, использующие собственные источники формирования финансовых ресурсов. Стратегии, использующие заемные источники формирования финансовых ресурсов. Стратегии, использующие смешанные источники формирования финансовых ресурсов

Функции финансового менеджмента Стратегия управления активами. Стратегия управления капиталом. Стратегия управления инвестициями (инвестиционная стратегия). Стратегия управления денежными потоками. Стратегия управления финансовыми рисками. Стратегия антикризисного финансового управления (антикризисная финансовая стратегия)

Уровень принимаемых стратегических решений Корпоративные (портфельные, базовые) стратегии. Конкурентные стратегии. Функциональные стратегии

Стратегия концентрации предполагает концентрацию операционной и финансовой деятельности предприятия в одной отрасли. Данная стратегия связана с более высоким уровнем финансовых рисков, поэтому может быть использована лишь на первых стадиях жизненного цикла предприятия.

Стратегия интеграции предполагает объединение хозяйствующими субъектами своих ресурсов, в том числе финансовых, технологий, факторов производства, сбытовых сетей, долей рынка и других ценностей для достижения общих целей и удовлетворения своих интересов на период действия этих целей. Одной из важных целей объединения является получение синергетического эффекта от интеграции ценностей экономических объектов.

В зависимости от этапов жизненного цикла предприятия различают стратегии:

— ускоренного роста;

— ограниченного роста;

— сокращения.

Реализация стратегии ускоренного роста потенциала компании ведет к существенному повышению значений критериев достижения целей над уровнем предыдущего года и предполагает интенсификацию усилий предприятия по завоеванию рынка и расширению своих потенциальных возможностей. Данная стратегия применяется компаниями в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями, а также компаниями, ориентирующимися на расширение диверсификации деятельности. Финансовая стратегия в этом случае носит наиболее сложный характер за счет необходимости обеспечения высоких темпов развития финансовой деятельности, ее диверсификации по различным формам, регионам и т. п.

Стратегия ограниченного роста потенциала компании предполагает сосредоточение и поддержку существующих направлений бизнеса. Для нее характерно установление целей «от достигнутого». Соответственно финансовая стратегия предприятия направлена в первую очередь на эффективное обеспечение воспроизводственных процессов и прироста активов, приводящих к ограниченному росту объемов производства и реализации продукции.

При выборе стратегии сокращения уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Эта стратегия основана на принципе «отсечение лишнего», предусматривающем сокращение объема и ассортимента выпускаемой продукции, уход с отдельных сегментов рынка и т. п. Финансовая стратегия при этом призвана обеспечить эффективное дезинвестирование и высокую

маневренность использования высвобождаемого капитала в целях обеспечения дальнейшей финансовой стабилизации предприятия.

По функциям финансового менеджмента различают следующие виды финансовых стратегий:

— стратегия управления активами — направлена на оптимизацию состава активов с позиций эффективности комплексного их использования, обеспечение ликвидности отдельных видов оборотных активов и ускорение цикла их оборота, выбор эффективных форм и источников их финансирования;

— стратегия управления капиталом — направлена на обеспечение потребности в капитале для финансирования формируемых активов предприятия, оптимизацию структуры капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования;

— стратегия управления инвестициями — предусматривает формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия, оценку инвестиционной привлекательности реальных проектов и финансовых инструментов в целях формирования программы реального инвестирования и портфеля финансовых инвестиций, выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций;

— стратегия управления денежными потоками — заключается в оптимизации денежных потоков предприятия в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, их синхронизации по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективном использовании остатка временно свободных денежных активов;

—стратегияуправления финансовымирисками— предполагает формирование системы мероприятий по профилактике и минимизации отдельных видов финансовых рисков;

— стратегия антикризисного финансового управления — заключается в определении форм и методов использования внутренних механизмов антикризисного финансового управления предприятием, а при необходимости — форм его внешней санации или реорганизации.

В зависимости от уровня принимаемых стратегических решений выделяют:

— корпоративные финансовые стратегии — предполагают формирование общего направления финансового развития предприятия или интегрированной (корпоративной) экономической системы в целом и обоснование решений о финансовом обеспечении бизнес-портфеля хозяйствующего субъекта. Основной целью корпоративной стратегии является выбор тех ориентиров и элементов систе-

мы, в которые следует перенаправить финансовые ресурсы и которые позволят получить необходимый уровень эффективности и устойчивости;

— конкурентные финансовые стратегии — разрабатываются конкретными хозяйственными подразделениями предприятия. Их целью является обеспечение эффективного финансирования бизнес-планов развития отдельных процессов, направлений, подразделений;

— функциональные финансовые стратегии — принимаются в интересах отдельных служб предприятия. Каждая функциональная структура (производство, маркетинг, финансы, НИОКР, персонал) планирует свой уровень финансирования и инструментарий управления как способ достижения локальной цели процесса, функции, подразделения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В табл. 3 показано соответствие элементов финансовых стратегий их основным типам (для примера представим классификацию финансовых стратегий по этапам жизненного цикла предприятия).

Под механизмом формирования финансовой стратегии предприятия будем понимать последовательность действий, состояний, инструментов и правил, определяющих процесс достижения финансовых целей.

На основе исследования общих подходов и принципов формирования стратегии предприятия [4, 6, 8, 10] выделим следующие этапы процесса разработки и реализации финансовой стратегии предприятия с учетом рассмотренных элементов финансовой стратегии (см. рисунок).

Таблица 3

соответствие элементов финансовых стратегий их типам

Элемент стратегии стратегия ускоренного роста потенциала стратегия ограниченного роста потенциала стратегия сокращения

Стратегические цели Обеспечение высоких значений финансовых параметров Поддержание существующих значений финансовых параметров Снижение затрат и обеспечение финансовой стабилизации предприятия

Результаты воздействия финансовой стратегии Факторы, обеспечивающие ускоренный рост (инновации, сбытовая политика, инвестиции) Факторы, обеспечивающие ограниченный рост (ассортиментная политика, рекламная политика) Факторы, обеспечивающие финансовую стабилизацию (затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов)

Период действия финансовой стратегии Долгосрочный Среднесрочный Краткосрочный

Способы формализации финансовой стратегии: приоритеты бюджетов Бюджет капитальных вложений Бюджет доходов и расходов Бюджет затрат, платежный бюджет

Организационная структура системы управления финансами: приоритет центров ответственности Центр инвестиций Центры доходов и затрат Центр затрат

Кадровый состав финансовой службы, функции управления Менеджеры широкого профиля, менеджеры по управлению инвестициями Менеджеры широкого профиля, функциональные менеджеры Менеджеры широкого профиля, антикризисные менеджеры

Базовые методы управления финансовыми ресурсами Методы финансового прогнозирования и планирования Методы финансового регулирования, финансовый реинжиниринг Методы финансового контроля, финансовый реинжиниринг

Направления вложения финансовых ресурсов Значительные инвестиции в основной капитал и прирост товарно-материальных ценностей Низкие объемы инвестиций в основной капитал и прирост товарно-материальных ценностей Дезинвестирование средств

Источники финансовых ресурсов Заемные источники финансирования Собственные источники финансирования, доступ к заемным источникам Собственные источники финансирования, отсутствие доступа к заемным источникам

Приоритет в финансовых отношениях Отношения с инвесторами Отношения с покупателями, подразделениями предприятия Отношения с кредиторами, государством

Риски финансовой стратегии Дефицит собственных источников финансирования, риски инвестиционной деятельности Замедление темпов роста рыночной стоимости компании, риск стагнации и спада Низкий уровень платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, отсутствие доступа к заемным источникам

Основные этапы процесса разработки финансовой стратегии предприятия

ются срок, на который разработана корпоративная стратегия, степень достижимости стратегических целей и уровень выделяемых для реализации стратегии ресурсов управления.

2. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия. Главная цель управления финансами — максимизация рыночной стоимости предприятия. Она требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития предприятия. В качестве целей финансовой деятельности предприятия могут выступать:

— формирование необходимого уровня финансовых ресурсов для достижения общесистемных целей;

— обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов для различных видов и сфер деятельности предприятия;

— оптимизация денежного оборота предприятия;

— обеспечение эффективного уровня прибыли;

Раскроем основные этапы процесса разработки финансовой стратегии.

1. Определение длительности действия финансовой стратегии. Главными условиями определения срока действия финансовой стратегии предприятия явля-

— формирование оптимальной структуры капитала и т. д.

Система стратегических целей должна обеспечивать выбор наиболее эффективных направлений финансовой деятельности, формирование доста-

точного объема финансовых ресурсов и оптимизацию их состава, приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т. п.

3. Анализ финансовой среды функционирования предприятия. В составе общей финансовой среды функционирования предприятия выделяют внешнюю и внутреннюю финансовую среду. Соответственно анализ финансовой среды включает ряд этапов.

3.1. Анализ факторов внешней финансовой среды — предполагает изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и прогноз возможных их изменений в предстоящем периоде, анализ конъюнктуры финансового рынка и факторов, ее определяющих, а также разработку прогноза конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью предприятия.

3.2. Анализ факторов внутренней финансовой среды предприятия — предполагает оценку уровня финансового потенциала предприятия. На этом этапе необходимо определить — обладает ли предприятие достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, а также выявить, какие внутренние его характеристики ослабляют результативность финансовой деятельности.

3.3. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия. Данный этап интегрирует результаты анализа предыдущих этапов анализа и заключается в оценке стратегической финансовой позиции предприятия в пространстве из двух координат: горизонтальной, по которой откладывается значение финансового потенциала, и вертикальной, отражающей состояние финансовой среды (стратегических условий финансовой среды, климата). Произведение потенциала и климата дает основной результат аналитической стадии — значение стратегической финансовой позиции предприятия. Стратегическая финансовая позиция предприятия является всего лишь статической «массой». Ее реальная сила определится лишь при определенном уровне стратегической активности руководства, специалистов и всего персонала.

4. Уточнение стратегических целей финансовой деятельности. В зависимости от значения стратегической финансовой позиции предприятия уточняются стратегические финансовые цели и обосновываются соответствующие стратегические решения.

5. Формирование портфеля финансовых стратегий. Реализация данного этапа предполагает следующую последовательность действий.

5.1. Определение потребности в финансовых ресурсах, исходя из масштабов предстоящей операционной и инвестиционной деятельности предприятия.

5.2. Определение потребности в собственном и заемном капитале, условий их привлечения и стоимости.

5.3. Формирование бюджета реализации финансовой стратегии.

На этом этапе, исходя из стратегических целей финансовой деятельности предприятия и его стратегической финансовой позиции, определяются возможные стратегии финансового развития предприятия и формируется портфель альтернативных стратегических подходов к реализации намеченных целей.

6. Оценка и выбор финансовой стратегии. Оценка разработанной финансовой стратегии осуществляется по следующим параметрам:

— соответствие финансовой политике предприятия;

— согласованность с корпоративной стратегией предприятия, предполагаемыми изменениями внешней финансовой среды, внутренним потенциалом предприятия;

— внутренняя сбалансированность параметров финансовой стратегии;

— реализуемость финансовой стратегии;

— экономическая и внеэкономическая эффективность реализации финансовой стратегии.

Для проведения оценки и выбора оптимального варианта можно использовать эвристические, формализованные и специфические методы принятия эффективных решений. По результатам оценки в разработанную финансовую стратегию вносятся необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации.

7. Формирование обеспечивающих функций процесса реализации финансовой стратегии. Данный этап предполагает создание на предприятии необходимых предпосылок для осуществления предусматриваемой финансовой поддержки его корпоративной стратегии и успешного достижения конечных стратегических целей его финансового развития (проведение необходимых организационных изменений, найм/обучение персонала в области управления финансами, стимулирование механизма реализации, обеспечение процесса реализации необходимыми ресурсами и полномочиями, формирование оптимального бюджета реализации стратегии и т. п.).

Финансовая стратегия предприятия разрабатывается финансовым руководством. Ее же реализаци-

ей занимаются финансовые службы, производственные структуры и другие подразделения и отдельные работники предприятия. Поэтому особое значение на этом этапе имеют формирование оптимальной организационной структуры предприятия и разработка эффективной модели финансовой структуры посредством выделения соответствующих центров финансовой ответственности (центры дохода, затрат, прибыли, инвестиций).

8. Организация контроля за реализацией финансовой стратегии. Такой контроль осуществляется на основе стратегического финансового контроллинга, отражающего ход реализации основных стратегических целевых параметров финансовой деятельности предприятия. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения финансовых целей и целями финансовой стратегии. Основные задачи контроля за процессом реализации стратегии следующие:

— определение наиболее «узких» этапов реализации стратегии и методологии самого контроля, включая базовые показатели и их нормативы;

— оценка состояния процесса реализации стратегии на базе сравнения текущих и нормативных значений контрольных показателей;

— выяснение причин отклонений фактических значений показателей от нормативных;

— осуществление корректировки используемых ресурсов, целей, методов и инструментов реализа-

ции финансовой стратегии, если она необходима и возможна.

9. Организация мониторинга эффективности финансовой стратегии. Эффективность стратегии характеризуется уровнем финансового состояния предприятия, определяемого совокупностью финансово-экономических показателей, которые достигаются в процессе преобразования исходного состояния в целевое. Целевое финансовое состояние экономического объекта является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений и поэтому определяется совокупностью всех производственно-хозяйственных факторов на данный момент времени. При этом следует определить степень влияния каждого фактора на результативность стратегии.

Факторы, влияющие на выбор того или иного типа финансовой стратегии, и критерии ее эффективности представлены в табл. 4 (в качестве примера приведена группировка финансовых стратегий по этапам жизненного цикла предприятия).

Аналогично можно выделить критерии выбора и оценки эффективности финансовых стратегий, сгруппированных по другим классификационным признакам.

Показатели эффективности финансовой стратегии должны удовлетворять следующим требованиям:

Таблица 4

Основные критерии выбора и оценки эффективности финансовой стратегии

тип Цель Факторы, обусловливающие выбор финансовой стратегии Условия применения Целевые критерии эффективности

Стратегия ускоренного роста потенциала компании Обеспечение высоких темпов операционной (а также финансовой) деятельности предприятия Высокий уровень экономического потенциала предприятия. Стадия жизненного цикла предприятия: юность или ранняя стадия зрелости. Наличие доступа к внешним источникам финансирования. Сильная конкурентная позиция предприятия на рынке Применяется компаниями в динамично развивающихся отраслях, а также компаниями при диверсификации их деятельности Обеспечение высоких темпов роста доходов и прибыли. Высокий уровень рентабельности. Рост чистого денежного потока. Рост рыночной стоимости компании. Обеспечение эффекта синергизма

Стратегия ограниченного роста потенциала компании Обеспечение сбалансированности параметров ограниченного роста операционной деятельности и необходимого уровня финансовой безопасности предприятия Высокий и средний уровень экономического потенциала предприятия. Высокий уровень финансовой устойчивости. Стадия жизненного цикла предприятия: зрелость. Наличие собственных финансовых ресурсов и доступ к внешним источникам финансирования. Сильная или средняя конкурентная позиция предприятия на рынке Применяется компаниями на стадии зрелости, а также компаниями в отраслях со стабильными технологиями Поддержание необходимого уровня финансовой безопасности предприятия. Обеспечение заданных объемов доходов и прибыли. Обеспечение стабильности денежных поступлений. Эффективное использование финансовых ресурсов

Окончание табл. 4

Цель Факторы, обусловливающие выбор финансовой стратегии Условия применения Целевые критерии эффективности

Стратегия сокращения Финансовая стабилизация предприятия в процессе выхода его из кризиса Низкий уровень экономического потенциала предприятия. Стадия жизненного цикла предприятия: последняя стадия зрелости, старость. Дефицит собственных оборотных средств, отсутствие доступа к внешним источникам финансирования. Низкая конкурентная позиция предприятия на рынке Избирается предприятиями, находящимися на последних стадиях жизненного цикла, а также в стадии финансового кризиса Восстановление платежеспособности. Повышение финансовой устойчивости. Формирование достаточного уровня финансовой безопасности предприятия

— адекватно отражать условия контекста, в которых этот процесс функционирует, т. е. эти характеристики через соответствующие методы должны быть связаны с обобщенной целью процесса, ключевыми факторами и метриками эффективности;

— быть количественно измеряемыми, т. е. для показателя эффективности имеется возможность определить: единицу измерения; базовое значение, которое принимает эта характеристика в настоящее время; целевое значение, которое эта характеристика должна принимать в будущем.

Изложенная последовательность этапов процесса разработки финансовой стратегии предприятия может быть уточнена и детализирована с учетом особенностей финансовой деятельности предприятия и уровня стратегического мышления его финансовых менеджеров. Реализацию финансовой стратегии следует считать успешно завершенной, если достигнуты все основные стратегические цели финансового развития предприятия при планируемых затратах на реализацию стратегии.

Таким образом, сформулировано авторское определение категории «финансовая стратегия» с учетом объектов финансового управления, воздействия факторов внешней среды на результаты финансовой деятельности, взаимосвязи с финансовой политикой и ориентацией на достижение базовых стратегических задач предприятия. Определены базовые элементы финансовой стратегии, расширена классификация финансовых стратегий, обоснована методология формирования финансо-

вой стратегии предприятия, выделены основные критерии выбора и оценки эффективности финансовой стратегии предприятия, предполагающей достижение целей, гарантирующих эффективное целевое состояние с точки зрения финансового положения экономического объекта.

Список литературы

1. Акулов В. Б. Финансовый менеджмент. М.: Флинта. 2007.

2. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. / под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика. 1989.

3. Белашев В. Как разработать финансовую стратегию // Финансовый директор. 2007. № 4.

4. Бланк И. А. Финансовый менеджмент: учеб. курс. Киев: Эльга. 2007.

5. Бочаров В. В. Современный финансовый менеджмент. СПб.: Питер. 2006.

6. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Экономист. 2006.

7. Горицкая Н. Финансовая стратегия // Финансовый директор. 2005. № 11.

8. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Дело. 2008.

9. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. // под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения. 1993.

10. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М.: Дело. 2008.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.