УДК 338.14
Явкин Вячеслав Владимирович, студент ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
e-mail: slavec 96@mail. ru
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье на основе анализа механизма противодействия коррупции в организации определяется уровень антикоррупционной защищенности. Приводится оценка степени эффективности механизма и анализ индикаторов коррупционного противодействия.
Ключевые слова: экономическая безопасность, коррупция, антикоррупционный механизм, противодействие коррупции
Yavkin Vyacheslav V., student of National Research Mordovia State University
e-mail: slavec 96@,mail ru
MECHANISM OF FORMATION OF ANTI-CORRUPTION COUNTERACTION IN THE ORGANIZATION
Abstract. The article based on the analysis of the mechanism of combating corruption in an organization determines the level of anti-corruption protection. An assessment of the degree of effectiveness of the mechanism and analysis of indicators of corruption counteracting are given.
Key words: econ economic security, corruption, anti-corruption mechanism, anticorruption
Коррупция является одной из наиболее острых системных проблем российской экономики. В современной России проблема коррупции и коррумпированных государственных органов власти является одной из наиболее серьезных проблем, представляющих угрозу экономической безопасности страны,
нарушающих ситуацию стабилизации общественной жизни, негативно влияя на эффективное функционирование всей экономической сферы, тормозя развитие рыночных отношений, отрицательно отражаясь на формировании экономического сознания социума.
Для исследования выбран один аспект этой значительной проблемы -исследование механизма проведения антикоррупционной политики в органах государственной власти (на примере Министерства экономики, торговли и предпринимательства РМ).
Поскольку решение задачи по внедрению антикоррупционных механизмов актуально не только для федеральных, но и для региональных органов власти, перед субъектами Федерации встает вопрос о необходимости разработки и внедрения собственных эффективных мер по предупреждению коррупции, вовлечения в данный процесс наиболее социально и политически активных слоев населения, формирования условий для последовательной и системной борьбы с коррупционными проявлениями. Коррупция в органах государственной власти и управления современной России является наиболее острой проблемой, без комплексного решения которой невозможно устойчивое развитие экономики государства.
На сегодняшний день проблема коррупции в государственных органах власти изучается специалистами в данной области, но решение ее требует создания системы эффективных мер, выявления основных причин, способов и методов по ликвидации данной ситуации.
Рассматривая состояние антикоррупционного законодательства РФ на начало 2010 г., авторитетная некоммерческая организация «Глобальная честность» (Global Integrity) оценивала нормативную базу противодействия коррупции весьма высоко (89 баллов из 100). Вместе с тем правоприменительную практику эксперты организации оценили неудовлетворительно (52 из 100), что говорило о неэффективности применения Федерального закона «О противодействии коррупции». По мнению международной организации «Глобальная честность», задача по формированию законодательных основ противодействия коррупции была успешно решена. Однако, с точки зрения экспертов «Глобальной честности»,
отсутствие в системе государственного управления независимого органа, ответственного за противодействие коррупции, является серьезной проблемой в механизме реализации законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции. Отсутствие независимого антикоррупционного органа и наличие множества институтов, формально отвечающих за противодействие коррупции, не способствует снижению уровня коррупции и ликвидации условий, порождающих ее. В этом случае противодействие коррупции носит эпизодический и малопродуктивный характер. Вероятно, наличие такого органа актуально еще и потому, что для современного российского общества характерны правовой нигилизм и отсутствие законопослушного поведения у части граждан. В погоне за сенсацией СМИ часто публикуют непроверенные факты, подпитывая тем самым этот нигилизм и создавая неблагоприятную информационную среду для реализации антикоррупционной политики. [1]
Исходя из опыта многочисленных исследований, мы пришли к выводу, что самым подходящим методом диагностирования состояния выбранной сферы является индикативный анализ. При использовании данного метода уровень проявления угроз экономической безопасности определяется на основе сравнения фактических и пороговых значений индикативных показателей. Полагаем верным применить данный метод и к оценке эффективности функционирования антикоррупционной политики в государственных органах власти. На законодательном уровне для оценки эффективности антикоррупционной политики с позиции безопасности закреплены следующие индикаторы (таблица 1).
Таблица 1. - Индикаторы оценки эффективности антикоррупционного механизма в органах государственной власти_
№ Наименование Единица измерения Пороговое значение
1. Внедрение внутреннего контроля и антикоррупционных механизмов в кадровую политику процентов 100
2. Доля законодательных и иных нормативных правовых актов, принятых без проведения антикоррупционной экспертизы процентов 0
3. Принятие плана (программы) противодействия коррупции в Министерстве экономики Республики Мордовия ед. 1
4. Доля обращений граждан и организаций, сталкивающихся с проявлениями коррупции в результате проверки которых выявлены правонарушения % от общего количества 0
Выбор, поиск и определение методов действия гражданского общества, заинтересованного в качественном согласовании с государством в борьбе с коррупцией, в соединении общества и антикоррупционной политики государства. К основным задачам взаимодействия государства и гражданского общества относится создание правовых механизмов общественного наблюдения за работой институтов гражданского общества и органов государственной власти; искоренение коррупции; обеспечение открытости и гласности власти; пресечения несоразмерного воздействия интересов некоторых групп на общественную власть; демократизация власти.
Чтобы создать эффективный механизм антикоррупционного противодействия, следует ввести комплекс мер по пресечению и полному уничтожению всех дестабилизирующих факторов, для этого необходимы:
- полноценная законодательная экономическая база, удобоисполнимая, продуманная и в целом реализуемая на всех уровнях;
- подготовка высококвалифицированных кадров, четкий регламентированный характер исполняемых ими процедур и способов их реализации в отношении фактов правонарушений, связанных с экономической сферой;
- продуманный механизм исполнения решений и выполнения своих обязательств исполнительной и судебной властью через принятие мер, ограничивающих доступ к субъективному волеизъявлению в отношении расследуемых дел, что уже на этом этапе сможет ограничить доступ к определенной позиции в коррупционном соглашении;
- усиление контроля за ограничением деятельности организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.);
- ужесточение меры наказания для коррупционеров, установление тотального контроля за деятельностью чиновников со стороны органов, уполномоченных в исполнении данной функции;
- принятие закона «О незаконном обогащении», осуществляя меры в отношении полученного дохода не только к самим чиновникам, но и к их
родственникам (жена, несовершеннолетние дети). Как правило, эта схема давно отработана и в обороте активов участвуют более дальние родственники и друзья;
- введение поправки к налогу на роскошь, поскольку большинство объектов недвижимости крупных чиновников и бизнесменов не может быть фактически оправдано их доходами, а наличие подобного налога в определенной мере позволит ограничить преступную деятельность, связанную с незаконным обогащением;
- проведение мониторинга на различных уровнях исследования экономической безопасности уполномоченными органами для предотвращения развития криминализации экономики;
- формирование зрелого экономического сознания и культуры человека, начиная с раннего возраста через стремление его к правильному, законному поступку, с помощью которого он сможет жить и осуществлять свою работу полноценно, нежели через незаконную деятельность;
- в конечном итоге, в нашей стране на сегодня для противостояния криминогенной ситуации необходимы такие законы, которые будут работать на человека, а не на абстрактное государство, к которому принадлежат избранные, для которых и пишутся и осуществляются данные законы. [4]
Таким образом, в нашей стране на сегодня реализуются многие меры в отношении пресечения преступной экономической деятельности, осуществляемые на уровне всех подразделений, правомочных действовать в данном направлении. При этом данную работу сложно пока назвать достаточно эффективной и продуманной в отношении урегулирования вопросов преступной экономической деятельности. Так глобальной проблемой, проникающий на все уровни экономической сферы в стране, является проблема ее разрушения из-за коррупционной зависимости.
Невозможность одних достичь своих целей из-за власти и нечестности других порождает высокое социальное напряжение, которое уже сейчас достаточно сильно заметно, и, с каждым годом, оно становится все выше. Прогнозы социологов неутешительны и с ними невозможно не согласиться. Для урегулирования вышеизложенных проблем необходимы серьезные меры, среди которых мы предлагаем выделить: меры по усовершенствованию законодательной базы,
подготовке высококвалифицированных кадров для работы в области экономических преступлений, усиление контроля за ограничением деятельности преступных формирований «нелегальных» предприятий, ужесточение меры наказания коррупционеров, формирование зрелого экономического сознания и принятие законов, направленных на благополучие и процветание человека. [2]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проблема криминализации экономики является актуальной проблемой, требующей детализированного исследования и понимания сути. Являясь частью теневой экономики, криминальная экономика имеет тенденции к развитию в той ситуации и в той стране, где нет слаженного механизма и серьезных мер для ее предупреждения, ограничения и уничтожения.
Для исследования и урегулирования проблем криминогенной ситуации в экономике существуют определенные методы, база которых в сегодняшней мировой практике не всегда применима и реализуема в силу разных обстоятельств. Существует установленный институциональный механизм обеспечения экономической безопасности с позиции снижения криминализации экономики, который включает в нашей стране Президента, правительство, правоохранительные и специальные организации, отвечающие за исполнение законодательной базы. При этом не последняя роль отводится в исполнении этого механизма и традициям, устоям, ментальности человека и общества.
Для реализации мер безопасности, применяемых институциональным механизмом через систему требований, необходимо и важно осуществлять систематический мониторинг экономической безопасности, который позволяет не только отслеживать, но и предотвращать ситуации правонарушений в экономике.
Проблема криминализации экономики в нашей стране является одной из наиболее серьезных проблем на протяжении нескольких десятилетий. Для ее урегулирования на уровне нашей страны необходимы эффективные меры, поскольку статистический анализ подтверждает наши предположения, что мы находимся не в самом благоприятном положении в отношении стабилизации экономики и эффективного функционирования всей экономической сферы.
Исследовав нормативно-правовую базу борьбы с криминализацией российской экономики, мы обнаружили, что в настоящий момент именно она не соответствует многим необходимым параметрам для эффективного функционирования всей системы - отсутствует полноценная законодательная база, квалифицированные кадры, четкие механизмы исполнения своих функций правоохранительными органами, нет должен форм и методов пресечения коррупционной деятельности и т.д. В отношении данных проблем мы предложили меры по их урегулированию и решению, среди которых выделили меры по усовершенствованию законодательной базы, ужесточение меры наказания коррупционеров, формирование зрелого экономического сознания и принятие законов, направленных на благополучие и процветание человека.
Библиографический список
1. Рогоу А. Власть, коррупция и честность / А. Рогоу, Лассуэл, Д. Гарольд.; науч. ред. рус. изд. Т. Н. Самсонова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М. : Изд-во РАГС, 2005. - 172 с.
2. Россинская Е. Р. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики : [монография] / Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина. - М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2014. - 160 с.
3. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / С. Роуз-Аккерман ; пер. с англ. О. А. Алякринского. - М. : Логос, 2010. -344 с.
4. Скобликов П. А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России / П. А. Скобликов. - М. : Норма, 2007. - 272 с.
5. Сорокин Р. С. Прекращение государственно-служебных отношений вследствие несоблюдения законодательства о противодействии коррупции : монография / Р. С. Сорокин. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. - 117 с.