Научная статья на тему 'Механизм диагностики конкурентоспособности проекта IPTV'

Механизм диагностики конкурентоспособности проекта IPTV Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ДИАГНОСТИКИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / DIAGNOSTIC ENGINE / INTEGRAL INDICATOR OF COMPETITIVENESS INDICATORS / MANAGEMENT COMPETITIVENESS / INTERACTIVE TV / IPTV

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонтов В.А.

В статье рассматривается механизм диагностики конкурентоспособности проекта IPTV, основанный на определении интегрального показателя конкурентоспособности. Определяются показатели конкурентоспособности проекта IPTV, на основании которых рассчитывается интегральный показатель. Предлагается метод определения весомости показателей конкурентоспособности проекта IPTV на основе принципа гармонизации. Дается градация конкурентоспособности проекта IPTV в зависимости от значений интегрального показателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR DIAGNOSIS OF COMPETITIVENESS PROJECT IPTV

This article discusses the mechanism of competitiveness diagnosis project IPTV, based on the definition of the integral index of competitiveness. Defined indicators of competitiveness of the project IPTV, which is calculated on the basis of the integral indicator. Propose a method for determining the weight to the competitive performance of IPTV project based on the principle of harmonization. Given gradation competitive IPTV project, depending on the values of the integral indicator.

Текст научной работы на тему «Механизм диагностики конкурентоспособности проекта IPTV»

МЕХАНИЗМ ДИАГНОСТИКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОЕКТА IPTV

Мамонтов В.А., аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье рассматривается механизм диагностики конкурентоспособности проекта IPTV, основанный на определении интегрального показателя конкурентоспособности. Определяются показатели конкурентоспособности проекта IPTV, на основании которых рассчитывается интегральный показатель. Предлагается метод определения весомости показателей конкурентоспособности проекта IPTV на основе принципа гармонизации. Дается градация конкурентоспособности проекта IPTV в зависимости от значений интегрального показателя.

Ключевые слова: механизм диагностики, интегральный показатель, показатели конкурентоспособности, управление конкурентоспособностью, интерактивное телевидение, IPTV.

MECHANISM FOR DIAGNOSIS OF COMPETITIVENESS PROJECT IPTV

Mamontov V., the post-graduate student, Institute of world economy and informatization

This article discusses the mechanism of competitiveness diagnosis project IPTV, based on the definition of the integral index of competitiveness. Defined indicators of competitiveness of the project IPTV, which is calculated on the basis of the integral indicator. Propose a method for determining the weight to the competitive performance of IPTV project based on the principle of harmonization. Given gradation competitive IPTV project, depending on the values of the integral indicator.

Keywords: diagnostic engine, integral indicator of competitiveness indicators, management competitiveness, interactive TV, IPTV.

Управление конкурентоспособностью проекта 1РТУ должно быть направлено на конечный результат, оценить который можно с помощью показателей конкурентоспособности.

Конкурентоспособность инновационного проекта - это его динамическое свойство, характеризующее его способность быть реализованным в условиях рыночной конкуренции и отражающее привлекательность проекта, как для потребителя, так и для инвесторов, что определяется степенью его экономической эффективности.^]

Для проектов интерактивного телевидения (1РТУ) целесообразно выделить два типа показателей конкурентоспособности:

1)Показатели конкурентоспособности продукта 1РТУ на рынке услуг платного телевидения, к которым относится: уровень качества услуги; уровень качества обслуживания абонентов; подлинность; безопасность; потребительская новизна; имидж; информативность; цена потребления.

2)Показатели конкурентоспособности проекта с точки зрения инвестора, т.е. показатели выгодности инвестирования в проект. В качестве инвестора проекта 1РТУ обычно выступает оператор связи, на чей сети реализуется данный проект. К данным показателям относится: уровень автоматизации процесса подключения абонента к услуге; рентабельность проекта; уровень лояльности клиентов; создание имиджа инновационной компании.

Данные показатели формируют совокупную конкурентоспособность проекта, которую можно выразить через интегральный показатель. С помощью интегрального показателя можно осуществлять диагностику конкурентоспособности проекта, отслеживая позитивные или негативные отклонения.

Для расчета комплексного интегрального показателя (ИП), сначала необходимо определить значение каждого из единичных показателей. При этом количественные значения различных несравнимых между собой показателей нужно каким-то образом привести к одному виду, для того чтобы в итоге получить ИП. Для этого применим методику, используемую в экономической практике при определении единичных показателей конкурентоспособности. Единичный показатель находится по следующей формуле:

ц = X а,* Р;

1=1 . (1)

Где qi- единичный показатель конкурентоспособности по ьму частному индикатору; ai - весомость ього частного индикатора; Pi - частный индикатор по ьму параметру. Весомость частного индикатора определяется на основе принципа "золотой пропорции". Подробнее этот принцип будет рассмотрен ниже. В том случае если показатель определяется с помощью единственного частного индикатора, его весомость будет равна единице.

Так как конкурентоспособность определяется всегда относительно некоторого объекта, каждый из частных индикаторов можно рассчитать как отношение количественного параметра данного проекта, к параметру образцового проекта 1РТУ. Частный индикатор

рассчитывается по формуле:

Pi = Ai/Aio (2)

(3)

Где Pi- частный индикатор по i-му параметру; Ai - величина i-ого параметра анализируемого проекта IPTV; Aio- величина i-ого параметраобразцового проекта IPTV, взятого за базу сравнения.

Формулы (2) или (3) применяются в зависимости от того, в каком случае рост частного индикатора соответствует улучшению параметра анализируемого проекта. В том случае если значение параметра анализируемого проекта лучше чем значение параметра образца, то такое соотношение все равно следует приравнять к единице, так как превосходство в значении параметра проекта над образцовым проектом не дает ему конкурентного преимущества.

Далее интегральный показатель конкурентоспособности проекта IPTV находится по формуле:

ИП = X w,* qi

¡=1 (4)

где ИП - интегральный показатель конкурентоспособности проекта IPTV; wi - весомость i-ого показателя; qi- единичный показатель конкурентоспособности по i-му частному индикатору.

Весомость показателей обычно в экономической литературе принято определять методом экспертной оценки. Однако данный метод имеет в себе большую долю субъективного восприятия, что может снизить его истинность. При этом, как уже отмечалось, проекты IPTV реализуются в условиях большой неопределенности, характерной для рынка телекоммуникационных услуг. Неопределенность является следствием малоистенности знаний о рыночной среде в которой реализуется проект, вытекающей из большого количества воздействующих на проект факторов, а так же быстрого темпа развития телекоммуникационных технологий. В условиях малоистенности знаний целесообразным является определение весомости показателей конкурентоспособности на основании принципов гармонизации. Это связанно с тем, что принципы гармонизации характерны для такой первопричины всех экономических процессов как человеческое мышление. Вот что по этому поводу пишет в своей докторской диссертации Иванус А.И. "Поскольку знания по своей природе являются продуктом мышления человека, то вполне логично, что и в управленческих решениях, сформированных на базе произведенных знаний, с целью увеличения эффективности управления должны отражаться параметры процессов мышления человека. Как показали исследования, именно такие алгоритмы управления, основанные на моделировании процессов мышления человека, но только лишь при наличии условий неопределенности исходных данных, сводятся к алгоритмам гармонизации параметров экономических систем". [2]

Принцип гармонизации заключается в том, что целое стремится к гармоничным пропорциям составляющих её частей. Гармоничная пропорция выражается посредством пропорции Фибоначчи

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2014 | 41

Таблица 1 - Веса показателей конкурентоспособности проекта 1РТУ

Показатели конкурентоспособности Весомость показателей

Совокупная весомость показателей конкурентоспособности продукта 1РТУ 0,62

Уровень качества услуги 0,15

Уровень качества обслуживания абонентов 0,06

Подлинность 0,03

Безопасность 0,05

Потребительская новизна 0,09

Имидж 0,09

Информативность 0,06

Цена потребления 0,09

Совокупная весомость показателей конкурентоспособности проекта 1РТУ 0,32

Уровень автоматизации процесса подключения абонента к услуге 0,05

Рентабельность проекта 0,15

Уровень лояльности клиентов 0,09

Создание имиджа инновационной компании 0,09

ИТОГО 1

0,62:0,38, т.е. целое (единица) есть сумма двух неравных частей (0,62 и 0,38) Именно такое соотношение частей считается гармоничным и называется еще "золотой пропорцией". При условии "золотой пропорции" если целое (единица) делится на большее чем два количества частей, то его структура выстраивается в виде фрактала, т.е. части разной величины находятся в определенном соотношении друг с другом и с целым. Целое относится к большей части как большая часть относится к меньшей. Гармоничную пропорцию можно представить в виде уравнения: 1/Х= Х/(1-Х). Решение данного уравнения на первом этапе деления дает пропорции: большая часть целого ХН"0,62, меньшая часть 1-ХН"0,38; на втором этапе деления большая часть делится на элементы 0,38 и 0,24, а меньшая на элементы 0,24 и 0,14 и т.д.

Итак, общая весомость всех показателей конкурентоспособности равна единице. Основываясь на принципе гармонизации, общую весомость разделим между двумя группами показателей. Совокупную весомость показателей конкурентоспособности продукта 1РТУ определим равной 0,62, так как именно от успеха конечного продукта на рынке в большей степени зависит конкурентоспособность проекта. Соответственно, совокупная весомость показателей конкурентоспособности проекта с точки зрения инвестора равняется 0,38. Далее распределим весомость по каждому показателю конкурентоспособности. Следует отметить что само присвоение того или иного числового значения весомости каждому из представленных показателей является субъективным и зависит от политики компании, а так же ситуации на рынке. Главное чтобы числовое значение весомости каждого из показателей отвечало "золотой пропорции". Веса показателей конкурентоспособности проекта ГРТУ, рассчитанные на основе принципа "золотой пропорции" представлены в таблице.

Согласно формуле (4) перемножив каждый единичный показатель конкурентоспособности на соответствующий ему коэффициент и сложив указанные значения мы получим интегральный показатель конкурентоспособности. Чем ближе значение ИП к единице, тем выше конкурентоспособность проекта ГРТУ, так как максимальное значение каждого из единичных показателей равно единице и сумма всех весовых значений тоже равна единице.

В связи с этим можно предложить следующую градацию конкурентоспособности проектаГРТУ в зависимости от значений интегрального показателя: от 0 до 0,5 проект не конкурентоспосо-

бен; от 0,5 до 0,7 низкая конкурентоспособность проекта; от 0,7 до 0,8 средняя конкурентоспособность проекта; от 0,8 до 1 высокая конкурентоспособность проекта.

На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что предложенный способ оценки конкурентоспособности проекта с помощью интегрального показателя является эффективным механизмом диагностики. Данный способ основан на методах используемых для определения конкурентоспособности различных продуктов и предприятий, а так же принципах гармоничного управления, получивших активное развитие в отечественной экономической науке.

Предложенный в работе механизм диагностики, основанный на определении интегрального показателя, позволяет сделать вывод о конкурентоспособности проекта ГРТУ всего лишь по одному числовому значению, в котором заключен целый ряд важней единичных показателей. На основании данного ИП можно так же оценить результативность мероприятий по повышению конкурентоспособности проекта и соответственно их влияние как на конкурентоспособность проекта в целом, так и на отдельные показатели конкурентоспособности.

Литература:

1. Барсуков Д.П., Скорчеллетти Д.С. Конкурентоспособность инновационного проекта: содержание, факторы, оценка // Рос. предпринимательство. - 2012. - № 4. - С. 49.

2. Иванус А.И. Гармонизация управления инновационным развитием экономики на основе когнитивной технологии (теория и практика): дис. ... д-ра. экон. наук: 08.00.05 / Иванус Александр Иванович. - Москва, 2013.

42 ТЯАШРОЯТ БШШЕВВ Ш КШБТА | №4 2014 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.