Научная статья на тему 'Мегапроекты индустриализации космоса: ракета, космический лифт, StarTram, общепланетарное транспортное средство'

Мегапроекты индустриализации космоса: ракета, космический лифт, StarTram, общепланетарное транспортное средство Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
77
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общепланетарное транспортное средство (ОТС) / космический лифт (КЛ) / StarTram / звёздный трамвай / неракетная индустриализация космоса / космическая пушка / надувной лифт / ракета

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Юницкий А.Э., Надеев И.И.

Рассмотрены основные актуальные способы индустриализации околоземных орбит, описаны их сравнительные характеристики по следующим параметрам: теоретический КПД технологии, воздействие на планетарную экологию, удельная полезная нагрузка, стоимость вывода на низкие околоземные орбиты (НОО), годовая производительность, удельный грузооборот на одного землянина. Сделаны выводы о необходимых требованиях и критериях к оптимальному способу индустриализации околоземного космического пространства (с технологической, экологической и финансовой точек зрения) и к основанному на нём геокосмическому транспорту (ГКТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мегапроекты индустриализации космоса: ракета, космический лифт, StarTram, общепланетарное транспортное средство»

УДК 629.78

Мегапроекты

индустриализации космоса: ракета, космический лифт, 81агТгат, общепланетарное транспортное средство

ЮНИЦКИЙ А.Э. (г. Минск), НАДЕЕВ И.И. (г. Санкт-Петербург)

Рассмотрены основные актуальные способы индустриализации околоземных орбит, описаны их сравнительные характеристики по следующим параметрам: теоретический КПД технологии, воздействие на планетарную экологию, удельная полезная нагрузка, стоимость вывода на низкие околоземные орбиты (НОО), годовая производительность, удельный грузооборот на одного землянина. Сделаны выводы о необходимых требованиях и критериях к оптимальному способу индустриализации околоземного космического пространства (с технологической, экологической и финансовой точек зрения) и к основанному на нём геокосмическому транспорту (ГКТ).

Ключевые слова:

общепланетарное транспортное средство (ОТС), космический лифт (К/1), StarTram, звёздный трамвай, неракетная индустриализация космоса, космическая пушка, надувной лифт, ракета.

з

Ч^а прошедшие с самого начала космической деятельности человечества 60 лет достигнуты значительные успехи в исследовании и использовании космоса для развития науки, решения задач в обороне, экономике, охране окружающей среды. За этот период преодолен рубеж становления космонавтики как полноценной сферы деятельности общества, затрагивающей не только национальные, но и глобальную экономики. При этом накопился ряд проблем и противоречий из-за отставания космической индустрии в переходе к новому технологическому укладу с эффективными и чистыми технологиями. Мы подошли к очередному рубежу, своеобразной вехе на пути в космос -самое время подвести итоги и оценить перспективы развития космонавтики, её влияния на земную цивилизацию в целях выживания и развития рода людского.

Этот рубеж предполагает выбор новой стратегии развития космонавтики, запускающей практическую реализацию сверхглобальных проектов освоения космоса, основанных на экологичных технологиях - соответствующих или опережающих экологические нормы, не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, а также обладающих свойствами рационального потребления природных ресурсов [1]. Каждый из таких мегапроектов нацелен на обеспечение безопасности и развития человечества на Земле и вне её, а также на освоение внеземных ресурсов и объектов, создание орбитальных и космических поселений, космической цивилизации.

Определяя стратегию развития космонавтики, важно не ошибиться не только в инструментарии - технологиях, лежащих в основе того или иного мегапроекта, - но и в выборе приоритетов: освоение околоземных орбит, Луны или Марса. Для каждого из сверхглобальных мегапроектов (выходящих за пределы Земли, социального пространства человечества и планетарных связей) напрашивается проверка на экологичность и техническую состоятельность: мегапроекты варьируются от больших пушек (в том числе ядерных) до лазерного запуска, от рамп электромагнитного ускорителя до космического лифта. Комплексно подобная научная оценка всех известных и перспективных геокосмических транспортных систем для освоения околоземного космического пространства была дана ещё более 20 лет назад в работах инженера А.Э. Юницкого [2], в которых кроме прочего показана бесперспективность ракетного вектора индустриализации космоса, широкомасштабного освоения Луны и Марса.

Цель данной статьи состоит в изучении возможных способов масштабного освоения околоземных орбит, оценке возможности их реализации сегодня и перспек-

тивности их применения в будущем. Затраты на подобные мегапроекты являются весьма спекулятивными, и затраты на запуск ракет могут не включать государственную субсидируемую инфраструктуру запуска, поэтому в работе не приводится никаких прямых сравнений стоимости. Методологическую основу составляют научные исследования отечественных и зарубежных учёных по данной проблематике.

Начнём обзор с имеющегося сегодня у человечества единственного «космического багажа» - ракетоносителя: на протяжении последних 60 лет движущей силой в космонавтике являются только термохимические реактивные двигатели, которые на шкале тяговых космических систем являются наиболее примитивными [3].

Запуски российских ракет «Протон» с Байконура вызывают ионосферную турбулентность над территорией Горного Алтая, а также снижение вертикальной составляющей геомагнитного поля. Вследствие этого галактические

космические лучи и высокоэнергетические электроны из радиационного пояса Земли вторгаются в атмосферу. При взаимодействии с плотной атмосферой они порождают рентгеновские лучи, способные проникать ещё ближе к поверхности Земли. Учитывая, что при старте космических аппаратов происходит образование не только озоновых, но и ионосферных «дыр», то трасса полёта ракеты по своей сути служит коридором для проникновения высокоэнергетических частиц к поверхности Земли с сильнейшим негативным воздействием на живые организмы.

Ракетный способ освоения околоземных орбит наносит огромный вред экологии планеты: гибнет скот - четвероногие травятся травой, на которую оседают продукты сгорания ракетного топлива, по этой же причине гибнет растительность; кислотные дожди, выпадающие по курсу следования космических аппаратов, губят флору и фауну планеты. Запуски ракет влияют и на климат планеты: на высотах 15-50 км происходит разрушение озоносферы

продуктами сгорания топлива ракетных двигателей. Этот слой атмосферы защищает всё живое на Земле от ультрафиолетового излучения Солнца, поэтому увеличение количества больных раком кожи связывают с истончением озонового слоя. Кроме того, в «Протоне» в качестве топлива используется высокотоксичный и мутагенный гептил (650 тонн), в четыре раза более ядовитый, чем, например, синильная кислота. Топлива с одной заправки «Протона» достаточно, чтобы отравить всё современное человечество, все 7,7 млрд людей.

Вслед за запуском ракетоносителя проходит волна повышения циклонической активности и резко падает атмосферное давление у земной поверхности, в среднем на 10-15 мм рт. ст. Причём последствия регистрируются на огромных территориях в миллионы квадратных километров. В результате эти воздействия каждый раз порождают не менее двух дополнительных мощных атмосферных циклонов. Каждый старт ракеты создаёт в ионосфере планеты коридор с малой электронной концентрацией. «Случайная» функция запусков, их различные мощность и географическое положение пусковых площадок (общее число пусков за годы освоения космоса уже превысило величину 5800) создают волноводы для перекачки сейсмической энергии в ионосферу и космических, и солнечных потоков в земную кору. Весь этот комплекс негативных влияний приближает нас к точке невозврата, когда биосферу планеты будет невозможно восстановить [4].

Кроме всего прочего, глобальную проблему создают и отходы деятельности современной космонавтики - космический мусор, который выступает не столько в роли отражателя части солнечного света, сколько, нагреваясь, способствует дополнительному прогреву верхних частей атмосферы. Фактически с помощью ракет за 60 лет космической эры создана мусоросфера Земли с количеством крупных (размером более 10 см), средних (размером от 1 см до 10 см) и мелких (размером от 1 мм до 1 см) обломков, соответственно: 34тыс., 900 тыс. и 128 млн штук [5]. Даже небольшой сантиметровый обломок при скорости 8 км/с способен пробить танковую бронютолщиной в полметра, не говоря уже о тонкой обшивке любого типа космического аппарата, с которым может столкнуться на орбите (это касается каждого из рассматриваемых в данной статье мегапроектов). Следовательно, весь этот мусор представляет серьёзную опасность для будущей космической индустрии. Сегодня на орбитах высотой 200-5500 км скопилось более 10 тыс. тонн мусора, что составляет более 1 % от общей массы газа в верхней атмосфере. Данная проблема требует скорейшего решения, иначе она сформирует тупик в будущей индустриализации космоса.

С другой стороны, ракетные технологии достигли вершины своего технического совершенства, при этом ракетная космонавтика так и не стала широкодоступной для общего потребления, для использования в народном хозяйстве планеты Земля. Можно сделать вывод, что ракетоносители не подходят для индустриализации космоса -слишком дороги в эксплуатации и вредны для экологии. Ввиду этого назрела необходимость в рассмотрении иных способов индустриализации космоса.

Земля

Вращение Земли \

Кабина лифта >

Якорь на экваторе Северный полюс

Противовес 100 ООО км

Геостационарная / орбита / 36 ООО км

Рисунок! - Схема космического лифта

Космический лифт (КЛ) представляет собой сверхпрочный самонесущий трос, расширяющийся кверху, длиной порядка 100 ООО км (для варианта с космической станцией в качестве противовеса), одним концом закреплённый на поверхности Земли, а вторым - на геостационарной орбите за противовес (рисунок 1). Для того чтобы трос постоянно находился в состоянии натяжения, ему необходим противовес, в качестве которого может выступить космическая станция или астероид [6]. Грузы на орбиту поднимаются «альпинистом» - специальным подъёмником, который в лучшем случае будет находиться в пути 11 суток (в одну сторону).

На первый взгляд данный мегапроект привлекает относительной простотой и лёгкостью исполнения, однако проблемы кроются в деталях.

1. Трос лифта по своей инженерной сути представляет собой очень длинную и гибкую «бельевую верёвку», поперечную нагрузку на которую создаёт не вес белья, а сила Кориолиса от движущейся кабинки лифта.

При построении математической модели космического лифта, учитывающей возможность изгиба троса и конструктивные особенности механизма подъёмника (рисунок 2), становятся очевидными колебания троса со всё возрастающими во времени амплитудами (на рисунках 3-4 [7] показаны соответствующие графики зависимости углов а, и аг от времени), приводящими к раскачке космического лифта - не только от самого движения подъёмника, но и по мере увеличения массы поднимаемого груза. Эти явления обусловлены действием силы Кориолиса (и силой инерции Кориолиса, растущей пропорционально массе груза), которая стремится отклонить трос от местной вертикали. Стоит отметить, что масса груза для космического лифта имеет верхний предел - её увеличение смещает центр масс лифта к Земле. В случае если расстояние между центрами масс Земли и лифта станет меньше критического значения, то лифт попросту упадёт на Землю [8]. Исходя из этих ограничений, годовая производительность космического лифта не может быть высокой - она оценивается в величину не более 5000 т/год, т. е. того же порядка, что и у ракетоносителей.

Рисунок 2 - Механическая система космического лифта

2. Поскольку скорость движения лифта не может быть высокой, то даже при скорости 100 м/с (360 км/ч)

со х 10~5, рад

аг х Ю-5, рад

Рисунок 4 - График изменения координат а, и а; для различных масс груза

путешествие в одну сторону займёт более 11 суток, что резко сокращает привлекательность данного типа геокосмического транспорта (ГКТ) для перевозок пассажиров -за этот срок человек получит смертельную дозу радиации при прохождении через поля Ван Аллена [9]. Кроме этого, космическое излучение может приводить и к ухудшению конструктивов самого лифта, появлению дефектов и даже обрыву каната.

3. Поскольку сила тяги подъёмника должна превышать его вес, то при скорости в 100 м/с для движения вверх небольшого 10-тонного модуля потребуется подводить к нему мощность, превышающую 10 МВт, т. е. как у высокоскоростного поезда. На Земле к нему достаточно легко подвести электричество, протянув вдоль трассы высоковольтную линию электропередач, смонтировав через 20-30 км многотонные понижающие подстанции и снабдив всю дорогу контактной сетью. Однако в случае с космическим лифтом все эти электрические коммуникации общей массой в сотни тысяч тонн будут висеть на несущем канате, и без того

усложняя конструктив и задачу строительства объекта, длина которого может превысить протяжённость всей сети железных дорог России.

4. По своей сути КЛ является однопутной железной дорогой крайне низкой производительности - образно говоря, чтобы доставить космическую продукцию обратно на Землю, нужно дождаться последнего вагона, идущего с поверхности планеты.

5. Передача мощности в 10 МВт вдоль лифта по проводам на расстояние в десятки тысяч километров приведёт к огромным потерям энергии. По этой причине для запитки КЛ энергией разумнее было бы применить беспроводные средства передачи энергии или использовать локальные средства производства энергии. Например, за счёт солнечного излучения или атомной энергетики, но в настоящее время не существует готовых решений для КЛ.

6. Поскольку окружная скорость груза, доставляемого в космос, соответствует первой космической только на одной орбите - геосинхронной (высота 35 786 км) с орбитальной скоростью 3,07 км/с (первая космическая на этой высоте), то груз не может быть доставлен на более низкие орбиты - он или упадёт обратно на планету, или перейдёт на эллиптические орбиты с низким перигеем.

7. Космический лифт, масса которого составит миллионы тонн, придётся строить не от Земли в космос, а из космоса к Земле, поэтому без ракет здесь не обойтись. По самым скромным подсчётам доставка в космос только материалов для строительства лифта обойдётся в сумму более 10 трлн USD. При этом срок его строительства может растянуться на тысячи лет (исходя из суммарной предельной грузоподъёмности запущенных в 2018 г. ракет -1082 тонны) [10,11,12].

8. Сверхпрочный материал для троса пока не изобретён - не подходят даже углеродные нанотрубки, считающиеся на сегодняшний день самым прочным материалом.

Вывод. Концепция космического лифта не выдерживает обоснованную критику по критериям функциональности, производительности, срокам строительства, надёжности конструкции и стоимости.

Надувной лифт для отправки в космос космических аппаратов (КА) и кораблей предлагает миру канадская компания Thoth Technology (рисунок 5) [13]. Башня Thoth высотою 20 км (при ширине 230 м) является прототипом космического фонтана и состоит из армированных надувных секций с внутренним лифтом. Основным предназначением башни станет запуск КА с её верхней части (башня тем

самым заменяет первую ступень ракетоносителя, сокращая её затраты на треть), а также для посадки и дозаправки.

Для обеспечения динамической устойчивости сооружения от ветровой нагрузки предполагается использование системы маховиков, которые будут действовать в качестве компрессоров для конструкции: смогут регулировать давление и вращение, компенсировать любой изгиб башни и будут держать её в фиксированном состоянии всё время.

Основной недостаток надувного лифта заключается в том, что он представляет собой активную структуру и поэтому требует постоянного подвода энергии, иначе

Рисунок 5 - Схема надувного лифта Thoth Technology

конструкция, в полном соответствии с законами физики, рухнет на Землю (хоть и не сразу, а через несколько часов без энергопотребления). Несмотря на то что существуют все материалы и технологии, необходимые для строительства данного мегапроекта, сам он по сути выступает в качестве надувного костыля для хромающей на обе ноги современной космонавтики: вроде и есть, да опереться невозможно.

Космическая пушка, которую иногда называют пистолетом Жюля Верна (из-за его появления в романе «От Земли до Луны»), является методом запуска объекта в космическое пространство с использованием большого пистолета или пушечной конструкции [14]. Этот способ имеет нисколько не лучшие характеристики.

1. Гиперскорость снаряда (порядка 10 км/с) при прохождении плотных слоев атмосферы приведёт к образованию мощных ударных волн, значительным потерям энергии и интенсивному обгоранию снаряда (поэтому он должен вылетать с более высокой скоростью, чем первая космическая).

2. Короткий ствол. Даже при длине ствола в 10 км снаряд будет разгоняться всего около 2 с с ускорением порядка 5000 м/с2 (500 д), поэтому не каждый груз выдержит подобную перегрузку (рисунок 6) [15]. При этом мощность такой пушки должна быть порядка 50 млн кВт на каждую тонну груза, выводимую в космос.

3. Вектор движения груза при выстреле не отвечает ни одной круговой орбите. Следовательно, движение снаряда необходимо будет корректировать с помощью реактивного двигателя, иначе снаряд либо упадёт обратно на Землю, либо улетит в космическое пространство (если будет выпущен со скоростью выше второй космической).

Как видно, подобный способ не только негативно воздействует на атмосферу (акустически, химически и в тепловом аспекте), но и большинство грузов попросту может сгореть из-за аэродинамического нагрева или будет разорвано аэродинамическим сопротивлением. Кроме этого, данный способ не подходит для создания космического человечества - организм людей совсем не приспособлен к перегрузке в 500 д.

Звёздный трамвай ^агТгат), как и несколько схожих с ним идей (электромагнитная катапульта, орбитальная пушка), основаны на запуске в космос объектов посредством электромагнитно ускоренного «выстрела» из огромного орудия, с передачей достаточной скорости, чтобы «снаряд» в полёте использовал минимум топлива и нёс максимум груза.

81агТгат - это вакуумированная пусковая труба с окном из плазмы на конце и длиною в 1500 км (для системы поколения 2, допускающего пассажирские перевозки, -перегрузка в 3 д), которая магнитно поднимается над поверхностью Земли, вплоть до высоты 22 км. Пусковая труба левитирует благодаря силе магнитного отталкивания, возникающей между сверхпроводящими кабелями, прикреплёнными к трубе, и кабелями, закреплёнными на Земле. Эти силы поднимают пусковую трубу диаметром 7 м, стабилизированную как вертикально, так и горизонтально от воздействия суммарной направленной вверх магнитной силы и сил ветра, с помощью оттяжек, закреплённых на Земле. Внутри пусковой трубы движется космический аппарат многоразового использования 51агТгат, который левитирует на магнитах и ускоряется почти до орбитальной скорости в вакуумированном туннеле (рисунок 7) [16].

X

Рисунок 6 - Схема космической пушки со стартом из воды

Данный проект имеет следующие основные недостатки.

1. Сложность возведения пусковой вакуумированной трубы, основание которой будет испытывать значительные усилия, вызванные собственным весом и ветровой нагрузкой на весь стартовый туннель, левитирующий до высоты 22 км. Например, нижние километры туннеля будут испытывать сжатие от атмосферного давления в 10 т/м2, поэтому он будет достаточно массивным - как сверхтяжёлый железнодорожный состав массой в десятки тысяч тонн,

Рисунок7 - Схема звёздного трамвая поколения 2

который к тому же должен левитировать не на высоте в несколько сантиметров от путевой структуры, а на высотах во многие километры.

2. Сопротивление воздуха в нижних слоях атмосферы потребует жаростойкого исполнения оболочки «снаряда», что значительно снизит величину его полезной нагрузки, причём выход гиперскоростного снаряда из вакуумиро-ванного туннеля в атмосферу с инженерной точки зрения практически нереализуем.

3. Для воссоздания магнитной левитации такого объекта необходим источник питания с чудовищной силой тока в 280 МА, плюс более «слабый» ток в 14 МА, который должен быть направлен в противоположном направлении по поверхности трубы, поэтому дополнительно необходимо использовать высокотемпературные сверхпроводники.

Вывод. Такая система обещает удельный годовой грузооборот всего в 15 г на каждого землянина. У пассажира, помещённого в электромагнитную катушку такой мощности на столь продолжительное время, может спро-воцироваться потеря памяти и летальный исход.

Общепланетарное транспортное средство (ОТС) -

это геокосмический транспортный комплекс многоразового использования для безракетного освоения ближнего космоса. ОТС способно за один рейс выводить на орбиту порядка 10 млн тонн грузов и 10 млн человек. За один год ОТС сможет выходить в космос до 100 раз, при удельных затратах на доставку полезного груза на орбиту менее 1000 О/т (рисунок 8) [17].

Это единственно возможный обратимый ГКТ с двусторонним грузопотоком - он как взлетает, так аналогично и садится обратно на планету, в то время как другие геокосмические транспортные системы осуществляют спуск груза торможением капсулы в земной атмосфере (кроме космического лифта].

а) б)

Рисунок 8 - Визуализация общепланетарного транспортного средства: а) во время взлёта с эстакады (слева), б) во время пристыковки к космическому индустриальному ожерелью «Орбита» с находящимися на нём тороидальными ЭкоКосмоДомами (справа)

Данный геокосмический летательный аппарат использует для выхода в космос только свои внутренние силы и имеет с позиций физики один-единственный возможный вариант исполнения: три кольцевые структуры - корпус и два ленточных маховика, охватывающие планету в плоскости экватора. Кольцевые структуры имеют возможность вращаться вокруг планеты и относительно друг друга со скоростями, превышающими первую космическую, причём маховики движутся в ва-куумированных каналах. Они также могут удлиняться при увеличении диаметра в процессе выхода на орбиту (на 1,57 % на каждые 100 км подъёма), имеют по своей длине линейные приводы, способные разгонять и тормозить их относительно друг друга.

У данного проекта технологических недостатков обнаружить не удалось. Из прочих необходимо отметить его планетарную масштабность, вследствие которой придётся не только садиться за стол переговоров практически всем странам мира, но и менять достаточно много действующих международных правовых актов (Договор о космосе, Конвенция по морскому праву и др.).

Наиболее важные характеристики представленных в обзоре мегапроектов, позволяющие обозначить основные требования к оптимальному ГКТ для планеты Земля, сведены к табличному виду (таблица).

По результатам исследования можно сформулировать основные выводы о необходимых требованиях и критериях к оптимальному ГКТ (с инженерной, экологической и финансовой точек зрения).

1. Человечеству для перехода к очередному этапу освоения космоса крайне необходим технологически состоятельный сверхглобальный проект, основанный на экологичных технологиях - отправная точка для устойчивого развития нашей технократической цивилизации, которая не сможет отказаться и в будущем от индустриального вектора своего развития. Успешная реализация любого сверхглобального проекта возможна лишь при переходе к новому технологическому укладу, с принципиально новыми эффективными и чистыми технологиям.

2. Для успешной индустриализации космоса космическая индустрия должна быть размещена на низких круговых орбитах в плоскости экватора, а не на Луне или на Марсе. Сам ГКТ должен обеспечивать годовую грузоём-кость в миллионы, а в перспективе и в миллиарды тонн -космическая индустрия по своим масштабам должна быть соизмерима с земной. Только система с использованием внутренних сил может обеспечить такие грузо- и пассажиропотоки без какого-либо негативного воздействия на биосферу планеты, микроскопической частью которой

Таблица - Сравнение основных способов индустриализации околоземных орбит

Способ индустриализации околоземных орбит Удельная полезная нагрузка, т (пасс.) Оценочная стоимость вывода на НОО, USD/t Годовая производительность, т Будущий грузооборот на одного землянина, кг/чел. в год Максим, теоретический КПД технологии, % Нагрузка на пассажира (перегрузка), м/с2 Уровень готовности технологии*

1. Ракетоноситель 118 (6) 3 000 000 2000 0,0003 2 90 9

2. Космический лифт 18 (10) 400 000 5000 0,0006 90 10 4

3. Надувной лифт 40(0) 2 300 000 15 000 0,002 90 30 2

4. Космическая пушка 0,45 (0) 500 000 50 000 0,007 7 5000 6

5. Звёздный трамвай ^агТгат) 35(0) 200 000 150 000 0,02 90 30 3

6. ОТС 10 000 000 (10 000 000) <1000 > 100 000 000 >100 99 2 5

* 1 - базовые принципы; 2 - примерная концепция; 3 - теоретическое доказательство; 4 - лабораторные тесты; 5 - практические испытания подсистем; 6 - демонстрационный прототип; 7 - действующий прототип; 8 - успешные испытания; 9 - успешная эксплуатация.

является само человечество (масса всех людей на планете составляет около 1/50 ООО от массы живого вещества).

3. При создании внеземной индустрии должны соблюдаться физические законы сохранения (энергии, импульса, момента импульса и движения центра масс системы), а ГКТ - работать лишь на внутренних силах системы, без каких-либо механических и энергетических взаимодействий с окружающей средой в процессе перевозок, в том числе без механических взаимодействий с атмосферой планеты и её озоновым и ионосферным слоями.

4. ГКТ должен одновременно обеспечивать перевозку не только грузов, но и пассажиров в обоих направлениях. При этом ускорение при разгоне должно быть комфортным для пассажиров и грузов и не превышать 1,5 м/с2, для чего время выхода на низкие круговые орбиты должно составлять не менее 1,5-2,5 ч. Из чего следует, что путь разгона в условиях Земли должен быть значительным - более 20 ООО км, т. е. он должен быть свёрнут в кольцо.

5. Мощность двигателя ГКТ в пересчёте на тонну груза должна быть относительно невысокой, порядка 100 кВт, на уровне относительно недорогого легкового автомобиля (можно представить себе, сколько стоил бы автомобиль

с мощностью двигателя в 10ОО ООО кВт/т, каку космической ракеты?), при этом для своей работы он должен использовать наиболее экологически чистую энергию - электрическую.

6. Сам ГКТ должен быть выполнен не как стационарное сооружение, а как самонесущий летательный аппарат с теоретическим КПД, близким к 100 %, который можно смонтировать относительно недорого на поверхности Земли, а не в космосе, как, к примеру, космический лифт.

Из всех представленных в данном обзоре ГКТ отвечает всем этим шести требованиям лишь ОТС: за счёт внутренних сил - по экологии; из-за бесконечного пути разгона - по комфортности подъёма человека на орбиту; из-за громадного сечения продуктопровода (в космос выходит не поперечным размером, относительно небольшим, а всей своей длиной, равной 40 000 км) - по высокой производительности и т. п. Его и можно считать наиболее перспективным, эффективным и основанным на чистых природных технологиях мегапроектом по индустриализации околоземного космического пространства. Остальные же представленные в исследовании способы ведут в космический тупик.

/

т

Литература

1. Кричевский, С. В. Перспективы космической эры: сверхглобальные проекты и экологичные технологии / С. В. Кричевский // Воздушно-космическая сфера. -2018. - № 1. - С. 6-15.

2. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в космосе: науч. издание / А. Э Юницкий. - Гомель: Инфотрибо, 1995. - 557 е.: ил.

3. Идеи К.Э. Циолковского в инновациях науки и техники: материалы 51-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского, Калуга, 01 сентября 2016 г. - СПб.: Эйдос, 2016. - 465 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Михайлов, В. П. Ракетные и космические загрязнения: история происхождения /В.П. Михайлов - М.: Издательство Института истории естествознания и техники РАН, 1999. -227 с.

5. Space debris by the numbers / European Space Agency (ESA) [Electronic resource], - Mode of access: https.// www.esa.int/Our_Activities/Space_Safety/Space_Debris/ Space_debris_by_the_numbers/. - Date of access: 0105.2019.

6. Edwards, Bradley C. The Space Elevator / NASA Institute for Advanced Concepts [Electronic resource], - Mode of access: http://www.niac.usra.edu/files/studies/final_ reportA72Edwards.pdf/ - Date of access: 01.05.2019.

I. Ледков, А. С., Пи кал OB, PC. Исследование влияния движения подъёмника на динамику космического лифта / А. С. Ледков, PC. Пикапов // Наука и образование. - 2014 -№ 5. - С. 206-214.

8. Aslanov, V.S. Dynamics of space elevator after tether rupture/V.S. Aslanov, A.S. Ledkov, A.K. Misra, A.D. Guerman// Journal of Guidance, Control, and Dynamics. - 2015. -Vol. 56, No. 4.-P 986-992. DOI: 10.2514/1.59578.

9. Less radiation in inner Van Allen belt than previously believed / Los Alamos National Laboratory [Electronic resource], - Mode of access: https://www.lanl.gov/ discover/news-release-archive/2017/March/05.20-less-radiation-in-van-allen-beltphp. - Date of access: 12.05.2019.

10. Космический лифт/Материал из Википедии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Kocмичecкий_лифт/. - Дата доступа: 12.05.2019.

II. Declining costs to enter orbit / Lifeboat Foundation [Electronic resource] - Mode of access: https://lifeboat. com/blog/2017/05/2-5/. - Date of access: 12.05.2019.

12. Список космических запусков в 2018 году / Материал из Википедии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru. wikipedia.org/wiki/Список космических запусков в 2018 году/. - Дата доступа: 12.05.2019.

13. Соловьёв, В. Космический лифт/ Spacegid.com [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://spacegid. com/kosmicheskiy-lift.html - Дата доступа: 16.05.2019.

14. Space gun / Wikipedia [Electronic resource] - Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/Space_gun/. -Date of access: 15.05.2019.

15. Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.

16. StarTram / Wikipedia [Electronic resource] - Mode of access: https://en.wikipedia.org/wiki/StarTram/. - Date of access: 16.05.2019.

17. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание/А.Э. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, 2019. - 576 е.: ил.

© Юницкий А.Э., 2019 © Надеев И.И., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.