ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 40-42
УДК 398.4
МЕДВЕЖЬИ ПЕСНИ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ1
Т. А. Молданов
Медвежьи песни это песни (песнопения), исполняемые на медвежьих игрищах от имени медведя. Медвежьи же игрища (медвежьи пляски), в свою очередь, это сложный комплекс представлений и обрядовых действий, включающий в себя различные напластования, что, свидетельствует о длительности его существования. В основе ритуала - охотничий промысловый культ, который развивался, усложнялся под влиянием различных этнических контактов. Медвежьи игрища - многодневный ритуал.
Для данной публикации, в качестве примера, нами взята медвежья песня, исполненная в первый день медвежьих игрищ, прошедших в с. Казым Белоярского района Ханты-Мансийского ав-
2 3
тономного округа - Югра с 1 по 4 марта 2015 года . Это песнопение «Ткрум щир йкх» 'По Торуму живущего народа песня', родовая песня одной из территориальных подгрупп казымских хантов.
Первая часть песни вводит нас в описание территории, на которой живет данная подгруппа хантов. Географические объекты описываются глазами и чувствами медведя через яркие типические фольклорные обороты. Медведь обходит земли рода, залегает в берлогу.
Далее, посредством эпических формул, подробно описывается то время года, когда охотник обнаруживает берлогу и приезжает за медведем, чтобы «низвести его» (вухлклиы). Это чётко фиксированный моментом в цикличном непрерывном времени, на нём концентрируется особое внимание, отсюда пойдет отчет времени до следующего медвежьего праздника.
Медведь «низводится», чтобы его душа, спущенная на землю и оказавшаяся в облике хищного зверя, вновь стала свободной и возвратилась к отцу-Торуму.
Момент смерти, т.е. момент трансформации медвежьей души передаётся формулой:
«Кару уурпийл уурэу пушклн-в пкхнупуаущ-е,
Двух пухи-йв шивлу хку-в веруащаущ-в.
Тврэм сыр кцэу лй ввруем ввцицэмлц
Йвм йухи-йв кусец кнуэп-в ввцуыцаущ-в.
Кару нврпи-йв нврэу лй пуу-в ихуыцэмщ-в,
Пори ввснлу-в цлпэу лн хкныцатщ-в...
«С железным дулом, с дулом ружьё спускают,
В затуманенном доме божьего сына я просыпаюсь.
Из рода Торума маленький ворт4 был,
Из черёмухового дерева с обручем колыбель, в колыбель меня укладывают.
С железной дугой, с дугой маленький котёл ставят...»
После «низведения» медведя, охотник приносит благодарственную жертву, он ставит жертвенные блюда, созывает всех лесных духов.
Далее медведь доставляется в стойбище своего добытчика. Вновь с помощью фольклорных оборотов описывается «путь медведя», теперь уже духа. Каждый раз, проезжая особо значимые или памятные места охотники останавливаются и фиксируют свою остановку, три
1 Статья подготовлена в рамках гранта Российского государственного научного фонда и Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Разработка научно-методических и практических основ формирования эффективного механизма управления информацией о культурно-историческом и социальном развитии коренных малочисленных народов ХМАО-Югры».
2 Песнопение исполнено Т.А. Молдановым.
3 Торум - верховное божество хантов.
4 Ворт - обычно божество мужского рода, в данном случае мужчина-богатырь.
Т.А. Молданов. МЕДВЕЖЬИ ПЕСНИ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
раза выкрикивая наименование данной местности. Анализируемая песня знакомит нас с достопримечательными территориями рода, остановимся на некоторых из них. Например, первая достопримечательность это сопка «мужчины без пупа» - пукэнцы ики ввнт пай. Она призвана актуализировать легенду, согласно которой с этой точки земного пространства одна хантыйская семья поднялась в небо.
Другое примечательное место, на котором акцентируется особое внимание «Вал йухатца вутэц йвш» - «Шире, чем длинна хорея, широкая дорога». Это дорога, по которой согласно легенде каслала на р. Казым Касум ими 'Казымская женщина (богиня)', дух-покровитель людей рода Торум щир йох.
Третье значимое место - само стойбище охотника Мацэц вври, и в то же время согласно легендам, это то самое поселение, где в первоначальный период своего прибытия на Казым-ской земле Касум ими «жила» в помещение, в доме старейшины рода.
Как гласят предания, через несколько лет она стала просить людей, чтобы ей построили собственный лабаз в отдалении от людей. С тех пор она находится в лесу, в священном лабазе.
Через день после прибытия медведя в стойбище, согласно песнопению охотники направляются в Юильское городище. И вновь фиксация достопримечательных мест. Первая остановка - жертвоприношение, так называемому хорею Казымской богини (пупи щащи вал). В реальности это особое дерево, растущее в сосновом бору: сосна с верхушкой берёза. После жертвоприношения присутствующие направляются в городище, где согласно поверьям, восседает дух - покровитель Юильского городища. Вновь жертвоприношение, только после этого все возвращаются обратно в стойбище Мацэц вври, и проводят игрища.
Цель всех этих действий, связанных с перемещением медведя, это воспроизводство мифологии через посредство актуализации сакрального пространства. А конечная цель праздника - ублажение души медведя, поднятие одной из его души обратно к отцу Торуму для последующей реинкарнации. Считается, что после возвращения на небо, медведь поведает отцу Торуму о своем пребывании на земле, поведает о том, насколько почтительно люди рода охотника «встретили» его, а в последующем, в зависимости от расположения небесного бога, будет зависеть охотничья удача добытчика.
Как известно, у медведя, как и у человека четыре (пять) душ, в зависимости от пола животного. С помощью особых песнопений одна из душ будет направлена на родовое священное место, другая останется духом-охранителем в доме охотника. В общем случае идея медвежьих песен заключается в распределение бессмертных душ медведя по сферам сакрального пространства, усиление силы священных мест, приобретение дополнительного домашнего духа-покровителя, о чем однозначно повествуется в медвежьих песнях.
Ввн-Тврэма-Ащэма, Нуви картап картац поц Нвмэн лысаньщийэцтэм, Нуви тухцап тухцац поц Нвмэн лысаньщаийэцтэм. И пэлэка сэмац вой-в Марэц исэм ввцицэмац. Тарн хойца-в сайпац цвцха, Суцэц хоты-в суцэма Щив-в омсы-в-ийэццэм. Ввнт войи мишац цвцх Ма-в омсы-в-ийэццэм...
У Великого-Торума-Отца Железной стрелой1 из светлого железа
1 Железная стрела - фольклорный эпитет сыновей божеств.
Формирование поликультурного пространства урала и Зауралья: история, теория, практика
Вверху прикрепляюсь, С белым пером с перо (имеющей) стрелой Вверху прикрепляюсь. С одной стороны в глазастом звере Шумная (моя) душа-ис была, От проникающего зла защищающим божеством В угол (имеющем) доме в угол Там я воссяду,
Лесных зверей, удачу [приносящим] божеством Я воссяду...
Таким образом, пример одного песнопения из цикла медвежьих песен показывает, что эти песни были направлены на воспроизводство мифологической картины мира, актуализацию сакральности определенных пространств земли и космоса, на упорядочение нарушенного равновесия в природе. Конечная же цель обрядовых действий и основное назначение обряда - упрочение психологического благополучия людей. В более узком смысле, ритуал направлен на магическое воспроизводство промыслового зверя через идею реинкарнации.