Научная статья на тему 'МЕДСЕСТРА БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

МЕДСЕСТРА БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДСЕСТРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акрамова С.А.

Статья посвящена дискуссии оценки деятельности медсестер. Описаны текущие требования, предъявляемые к медсестрам. Обсуждается новые предложения по улучшению работы профориентации медсестер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NURSE OF FUTURE GENERATION

The article is devoted to discussion the issue of estimation of nursing activity. The current requirements being shown to nurses are described. The new offers for improvement of work of proforientation nurses.

Текст научной работы на тему «МЕДСЕСТРА БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Результаты статистических обработок показали, что 34,6% студентов являются эмоционально лабильными.

Отношение к выбранной профессии, главным образом интерес к медицине были изучены методикой "Карта интересов". 85% студентов показали высокий интерес к науке медицины, получая баллы от 8 до 12 баллов. Выводы: Студенты факультета Высшего медсестринского дела имеют высокий интерес к профессиям медицинской сферы. В дальнейшем они будут заниматьтся своей профессией с большим удовольствием. Но, профессионально важные характерологические черты, таких как доброта, вежливость, внимательность и ответственность найдены высокими не у всех студентов. Дальнейшая работа преподавателей направлена на профессионалному формированию и развитию студентов должно быть направлено именно на повышение личностных качеств описанные выше, с учётом гендерных тенденций [3]. Исследования показали, что эти качества зависят не только от наследственных факторов [4], а это означает возможность их развития.

Использованные источники:

1.С.Н.Козлова. Роль индивидуальных особенностей студентов и преподавателей в подготовке медицинских работников. // Журнал «Школа педагогики», № 2, 2010, С. 59-62.

2.И.О.Авдеева. Профессиография и её роль в развитии профессионализма. // Общество: социология, психология, педагогика, № 2, 2013, С.40-44.

3.Akbarova S.N. et al. GENDER DISTINCTION IN RESULTS OF CATTELL'S 16 PF QUESTIONNAIRE AT STUDENTS OF MEDICAL INSTITUTE //ISJ Theoretical & Applied Science. -2016. -T.10. -№. 42. -С. 95 -99.

4.Акбарова С.Н. Шахс характерининг ташки белгилари. 2015, 143б.

Акрамова С.А. студент

Ташкентский Педиатрический Медицинский институт

Узбекистан, Ташкент Akramova S.A. student

Tashkent Pediatric Medical institute Uzbekistan, Tashkent МЕДСЕСТРА БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ THE NURSE OF FUTURE GENERATION Аннотация. Статья посвящена дискуссии оценки деятельности медсестер. Описаны текущие требования, предъявляемые к медсестрам. Обсуждается новые предложения по улучшению работы профориентации медсестер.

Ключевые слова: профессия, медсестра, деятельность, личность, профессиограмма.

Abstract: The article is devoted to discussion the issue of estimation of nursing activity. The current requirements being shown to nurses are described. The new offers for improvement of work ofproforientation nurses.

Kee words: profession, nurse, activity, person, professiogramm.

Как известно, развитие любого общества, социальная, политическая и экономическая стабильность зависеть от степени развитости интеллектуальной и нравственной сферы граждан. Поскольку, нравственное обновление общество, формирование социально направленной рыночной экономики и формирование демократического правового общество, которое ведет к присоединению мировому сообществу также могут зависеть от национальной задачи подготовки кадров. Поэтому, первый президент Республики Узбекистон правильно констатировал, что создание условий и действенных механизмов всестороннего развития и благополучия личности, изменение устаревших мышлений и поведений является основной целью и действенной силой осуществляющихся реформ. Потому что, формирование новой системы безупречной подготовки кадров, основываясь на богатое интеллектуальное наследие народа и на общечеловеческие ценности, опираясь на новые достижения современной культуры, экономики, науки, техники и технологий, стало важным условием развития Республики Узбекистан.

На сегодняшний день основной задачей министерства Высшего и средне-специального образования на государтсвенном уровне является обучение молодёжи профессиям, выбору профессии по своему интересу и желанию, формирование чувства преданности к своей профессии на всю свою жизнь.

Профессии разнообразны. Из них профессия медсестры имеет важное значение в системе здравоохранения. Деятельность медицинского персонала, а также медсестры хорошо описаны в многочисленной литературе, научных изданиях и документах установленных законодательством.

На сегодняшний день в республике Узбекистан медицинские сестры и медбраты выпускаются в 78 средне-специальных профессиональных колледжах и 7 высших учебных заведениях.

При выборе профессии важное значение имеет профориентационная работа проводимая в школах и в центрах профориентации. Основным методом для изучения склонностей и способностей к различным профессиям является психологические тесты, главным образом, на сегодняшний день пользуются «Карта интересов» Е.А.Голомштока и ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) А.Е.Климова. Существуют также и другие тесты, но они не пользуются меньше. Насколько эти тесты способны определить склонность и способность к профессии медсестра и медбрата? Рассмотрим несколько психологических тестов, ориентируясь на этот вопрос. Как известно, «Карта интересов» направлена на изучение интересов по 29 направлениям. Среди них 4-направление называется «Медицина». Но выявленный интерес к медицине ещё не полностью говорит о профессии

медсестры, хотя среди вопросов имеется 2 вопроса относительно уходу за больными. Также тест ДДО имеет только 3 вопросов относительно деятельности медсестер. Таким образом, выбор профессии медсестер происходит самостоятельно, полагаясь на свои внутренние эмоции и интересы, анализируя собственные данные деятельности медсестер. При этом, не все имеют полное представление о работе медсестер. Выбор любой профессии будет адекватным, когда представление о ней является полным и всесторонним. Например, будущая медсестра должна знать, что профессии медсестры имеет следующие доминирующие моменты деятельности: уход за больными; наблюдение за состоянием больного; выполнение лечебных процедур, назначенных врачом; оформление и выписка больных; контроль за питанием и санитарным состоянием больных; оказание помощи врачу на приеме; контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в отделении и палате; контроль, учет и хранение медикаментов; оказание квалифицированной помощи по уходу за новорожденными; оказание своевременной медицинской помощи в экстренных ситуациях; оказание посильной психологической помощи и поддержки больным; осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий; проведение санитарно-просветительной работы среди населения; осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением; оформление медицинской документации [1].

Немаловажную роль играет при выборе профессий знание о специальных способностей и личностных качеств, способствующих эффективному выполнению профессиональных обязанностей. Мы остановимся подробно на личностных качествах. Так, медсестра и медбрат должны иметь следующие личностные качества: терпеливость и выдержанность; доброжелательность и приветливость; ответственность; аккуратность; тактичность; чуткость; внимательность; добросовестность.

А также, выявлено, что существуют качества, препятствующие работе успешной медсестер: брезгливость, безответственность, невнимательность, эгоистичность, жестокость, эмоциональная неуравновешенность, нетерпимость, рассеянность.

Уведомленность о профессии с акцентом на профессиограмму является начальным фактором для развития профессионализма, поскольку профессиограмма состоит из самых необходимых данных относительно той или иной профессии [2].

Как можно оценить личностные качества описанные выше? Психология имеет различные тесты для изучения личностных качеств. Например, 16-факторный опросник Кеттелла изучает все существующие личностные черты, где баллы варьируются от 0 до 10.

Можно ли развить личностные качества описанные выше? Ученые, изучающие формирование личностных черт, утверждают, что каждая личностная черта имеет определенную наследственную основу. Чем больше наследственность, чем ниже вероятность развития личностных черт на

высоком уровне [3]. Анализ литератур показал, что например, агрессивность [4] и доброта [3] имеют наследственную основу, и они могут отражаться в дерматоглифике.

Уделение внимания в первую очередь, на наследственные основы, необходимые личностные черты, склонности и способности обеспечивают развитие профессионализма на высшем уровне. Наследственная почва - это первый, важнейший фактор всех начинаний на высокоэффективном уровне. Но, к сожалению, на сегодняшний день, мало кто обращает на эти важные стороны становления профессионализма.

Поступление в те или иные высшие учебные заведения осуществляется путем тестирования в установленном порядке, следуя закону «Об образовании» и «Национальной программы подготовки кадров» Узбекистана. Безусловно, этот метод обеспечивает обучение в непрерывном порядке, учитывая необходимые знания для продолжения профессиональной подготовки. Но, в то же время мы пропускаем другой аспект описанный в профессиограмме. Мы имеем в виду психологическую сторону -психограмму.

В дальнейшем, задача психологов состоит из изучения наследственных предпосылков того или иного личностного качества. Нужно найти пути их диагностики и оценки будущих вероятных изменений.

Подведя итоги, мы можем сказать, что выбор профессии очень сложный процесс, и, поэтому наука должна заниматься именно теми сторонами профориентации, которые могли бы обеспечить наиболее результативными, эффективными методами уточнения соответствия личности к той или иной сфере деятельности.

Использованные источники:

1.http:// studopedia. su/15_107418_professiogramma-meditsmskaya-sestra-medsestra.html

2.И.О.Авдеева. Профессиография и её роль в развитии профессионализма. // Общество: социология, психология, педагогика, № 2, 2013, С.40-44.

3.Акбарова С.Н. Шахс характерининг ташки белгилари. -Т.: МЧЖ "Fan va ta'lim poligram", 2015, 143 б.

4.Акбарова С.Н., Матвеева А.А. Наследственное отражение предпосылок агрессивности человека // Новый университет. Научный журнал. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», № 01(34), 2014. -C. 102-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.