Научная статья на тему 'МЕДСЕСТРА КАК ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО КИНОФИЛЬМА'

МЕДСЕСТРА КАК ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО КИНОФИЛЬМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
527
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Ключевые слова
МЕДСЕСТРЫ / NURSES / СТЕРЕОТИП / STEREOTYPE / ОБРАЗ / IMAGE / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ / FEATURE FILMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голенков А.В., Семенова О.Л.

Представлены 86 психологических портретов медсестер из 40 художественных фильмов (29 зарубежных и 11 отечественных).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NURSE AS A MOVIE CHARACTER

The paper presents 86 psychological portraits of nurses from 40 feature films, including 29 foreign and 11 russian ones.

Текст научной работы на тему «МЕДСЕСТРА КАК ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО КИНОФИЛЬМА»

© А.В. Голенков, О.Л. Семенова, 2016

МЕДСЕСТРА КАК ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО КИНОФИЛЬМА

А.В. Голенков, проф., О.Л. Семенова

Чувашский государственный медицинский университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары

Е-mail: golenkovav@inbox.ru

Представлены 86 психологических портретов медсестер из 40 художественных фильмов (29 зарубежных и 11 отечественных).

Ключевые слова: медсестры, стереотип, образ, художественные фильмы.

Кинематограф оказывает весьма сильное влияние на жизнь и мировоззрение современных людей, и нередко темой кинофильмов становится медицина.

За рубежом опубликован ряд научных работ, посвященных образу медсестры в художественных фильмах. Так, D.J. Stanley проанализировал 280 фильмов, снятых в 1990-2007 гг., преимущественно в США с обсуждением разных составляющих сестринского ухода. Много внимания уделено положительным и отрицательным стереотипам медсестер. Мультимедиа, телевидение, художественные фильмы широко используются в обучении студентов-медиков и повышении квалификации медицинских работников.

Проанализировано 40 художественных фильмов, снятых в России и за рубежом. При этом отбирали фильмы, изображающие повседневную жизнь и работу медиков в мирное время. 20 из этих фильмов произведены в США, 10 - в России, 4 -в Великобритании, по 2 фильма - в Швеции и Испании, по 1 фильму - в СССР, Дании совместно с Нидерландами. Среди их героев - 78 медсестер, 7 младших медицинских работников, 1 фельдшер. Доля женщин среди персонажей - 73%, мужчин -27%. Показана работа медсестер в реанимации

"Slf^ИИ

и интенсивной терапии (27,5%), хирургии (27,5%), психиатрии (15,0%), неврологии (10,0%), приемном отделении (7,5%), терапии (7,5%), гинекологии (5,0%); возраст персонажей: 20-30 лет - 45%, 31-40 - 30%, 41-50 - 17%, 51-60 - 8%.

Профессиональные и этические качества медицинских работников в фильмах

Критерием оценки качества ухода является выполнение необходимых мероприятий. 47% героев фильмов осуществляют элементы сестринского процесса. В фильме «У истоков жизни» медсестра уговаривает пациентку отказаться от прерывания беременности, добивается желаемого результата и оказывает пациентке помощь в дальнейшем. Эпизоды психологического контакта с пациентами есть в фильмах «Приют для Энни», «Прерванная жизнь», «Магнолия» (медбрат Фил помогает пациенту перед смертью помириться с сыном), «Поговори с ней» (медбрат Бенинье беседует с пациенткой, рассказывает ей сюжеты разных спектаклей), «Джонни взял ружье», «Сестра Готорн» (медсестра помогает пациентке устроиться в социальный приют и оформить документы на ребенка).

Каждый медицинский работник должен быть профессионалом. Как видно из диаграммы на стр. 40, медсестры - герои фильмов - в основном имеют необходимые психологические качества (способность к эмпатии, саморефлексии, уверенность в себе и др.).

Ярко представлены также чувство ответственности (23%), сострадание (35%), трудолюбие (45%), доброжелательность (40%), внимательность, стремление к порядку, терпение (58%), вежливость (58%), исполнительность (46%), чуткость (56%). У 90% героев фильмов преобладали положительные качества. Медсестры опрятны, аккуратны, безупречно выглядят, не имеют вредных привычек.

Герои фильмов демонстрируют также преданность профессии (60%), стремление к самосовершенствованию и инициативность (по 45%), наблюдательность (20%), логичность поведения (10%) и др. Проявления самостоятельности медсестер в работе ярко отражены в фильмах «Живые и мертвые»,

«Если бы стены могли говорить», «Ангелы ^"

ОФЕССИЯ: ТЕ ОИИ^—И№

%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

92

88

68

82

]] Способность к эмпатии ]] Быстрота | Настойчивость | Решительность I | Тактичность ]] Уверенность к себе I Терпеливость I Способность к саморефлексии

Психологические качества медицинских работников - персонажей фильмов

Психологические портреты медицинских работников в художественных фильмах; %

Специальность Типы медсестер по И. Харди Тип не установлен

1 2 3 4 5 6

Интенсивная терапия и реанимация 34,8 30,4 - 8,7 - 8,7 17,4

Хирургия 50,0 15,0 10,0 10,0 5,0 - 10,0

Психиатрия 61,4 15,5 - 7,7 - 7,7 7,7

Терапия 32,5 32,5 4,0 8,0 - 13,0 10,0

Всего 45,3 22,1 3,5 11,6 1,2 4,7 11,6

Примечание. 1 - рутинер; 2 - медсестра материнского типа; 3 - мужеподобная;

4 - артистический тип; 5 - медсестра-специалист; 6 - нервный тип.

в Америке», «Сестра Готорн», «Сестра Джеки», «Общая терапия». Медсестры уверены в себе, сильны, самостоятельны, оперативно оказывают медицинскую помощь, умеют найти подход к пациенту.

Из негативных качеств (18% случаев) наблюдались механичность и шаблонность, недоучет психологических особенностей личности пациента. Такие эпизоды встречаются в фильмах «Палата №6», «Змеиная яма», «Так держать, медсестра...», «Доктор и его медсестры», «Пролетая над гнездом кукушки», «Джонни взял ружье», «Масло Лоренцо», «Приют для Энни», «Сестра Готорн» и др.

Бесцеремонное, равнодушное отношение к пациентам проявляют 15% персонажей: фильмы «Сестра Джеки» (Джеки), «Ангелы в Америке» (Луис Айронс), «Общая терапия» (Оксана - медсестра приемного покоя), «Врачебная тайна» (Дмитрий Алексеевич, Люба), «Интерны» (Люба), «Медики».

Показаны также случаи стигматизации пациентов (приписывание определенных, не свойст-

венных им, отрицательных черт). Чаще всего такое отношение возникало из-за наличия некоторых изъянов во внешности («Человек-слон»), ВИЧ-инфекции («Приют для Энни»), неизлечимого заболевания («Масло Лоренцо», «Код синий»). Зачастую стигматизация сопровождается неуважительным отношением к пациенту, ущемлением его прав, что недопустимо.

В 18% случаев у пациентов в фильмах можно наблюдать признаки ятрогений («Пролетая над гнездом кукушки»: медсестра провоцирует пациента на совершение суицида; «Поговори с ней»: сексуальное домогательство медбрата по отношению к пациентке; «Принцесса и воин»: суицид пациента; «Врачебная тайна»: оскорбление пациентов, доведение их до попытки самоубийства).

Психологические портреты медиков в фильмах

Венгерский психолог И. Харди разработал классификацию медсестер. Как видно из таблицы, большинство медицинских работников в кинематографе относятся к рутинерам («Змеиная яма» -многие медсестры выполняют манипуляции шаблонно, психологическая поддержка пациентов отсутствует; «Так держать, медсестра» - старшая медсестра хирургического отделения опрашивает пациента по заранее приготовленному шаблону, и он не успевает отвечать на вопросы; «Масло Лоренцо», «Милосердие», «Общая терапия» и др.). Один из примеров медсестры-рутинера - старшая медсестра Милдред Рэтчед в фильме «Пролетая над гнездом кукушки». Искренне полагая, что ее социальная терапия лечит пациентов, Рэтчед постоянно попирает их человеческое достоинство.

Рутинер в российском кино на медицинскую тему - санитар Никита из «Палаты №6». Он точно выполняет свои обязанности, не обращая внимания на особенности личности пациента. Лицо его - как маска, не выражает никаких эмоций. В результате пациенты психиатрической больницы превращаются в изолированных от общества заключенных.

В изученных нами фильмах нередко изображены медицинские работники материнского типа (таких всего 22,1%). В фильме режиссера Джеймса Менголда «Прерванная жизнь» Валери Оуенс - медсестра такого типа. Она искренне сопереживает пациентам, встречает их с улыбкой, максимально хочет помочь каждой девушке найти путь к выздоровлению, что приводит их к решению лечиться в психиатрической больнице. Оуенс умеет найти подход к пациентам, помогает решать их проблемы, иногда допускает нарушение некоторых правил, но, несмотря на доброту, не разрешает больным пренебрегать правилами больницы.

РОфяССИЯЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТ

И К А

Представительница этого типа медсестры -Бритта из фильма Ингмара Бергмана «У истоков жизни». Она всегда приветлива, улыбчива, добродушна, ищет подход к каждому больному. Беседуя с пациентками гинекологического отделения, она помогает одной из них пережить потерю детей, а другой - спасти еще не родившегося младенца. Другие подобные примеры: «Поговори с ней» (мед-брат Бенинье), «Сердце бьется вновь» (Алла Афанасьевна), «Приют для Энни» (Сьюзен), «Тайная жизнь слов» (сестра Ханна), «Магнолия» (Фил), «Пробуждение» (медсестра Эмили, санитар Энтони), «Общая терапия» (санитар Борис), «Умереть молодым» (сиделка Хилари о, Нил), «Сестра Готорн» (медбрат Рей).

В изученных нами фильмах - 11,5% медсестер артистического типа. Близка к этому типу медсестра Энни Уилкс в фильме «Мизери» - спасает писателя Пола от неминуемой смерти, являясь «поклонницей номер один» его романов. Медсестры артистического типа весьма ярко показаны в фильмах «Наркоз», «Сестричка Бетти», «Принцесса и воин» (сестра Сиси), «Врачебная тайна» (медсестра Люба), «Интерны», «Медики».

Медсестра нервного типа - мисс Девис из фильма «Змеиная яма». Мисс Девис - медсестра психиатрической больницы. Она эмоционально лабильна, склонна к невротическим реакциям. Нередко она выглядит хмурой, обиженной. Зачастую у нее происходят конфликты с пациентами, связанные с ущемлением их прав и унижением. Неоднократно она говорит: «У меня и так много больных, мне не до этой пациентки».

Близки к медсестрам нервного типа Марианна из фильма «Код синий» (она становится ангелом смерти для пациентов реанимации), Джеки (фильм «Сестра Джеки»; Джеки в некоторых ситуациях устанавливает свои правила в больнице, груба и эгоистична, страдает наркозависимостью, зачастую переступает нормы морали, пренебрегает буквой закона).

В российском кинематографе медсестра нервного типа - Оксана из сериала «Общая терапия». Она вспыльчива, раздражительна по отношению к персоналу и пациентам, доносит заведующему отделением на младший персонал. Оксана - консерватор по натуре, выступает против всех нововведений, отказывается положить в отдельную палату бездомного пациента.

В кино иногда изображают мужеподобных медсестер. В исследованных фильмах их всего 3,5%. Мы видим их в английских комедиях «Так держать, медсестра.» и «Доктор и его медсестры». Они точно соответствуют характеристике И. Харди, их отличают настойчивость, решительность, возмущение при виде любого беспорядка.

Персонаж, редко встречающийся в кинофильмах медицинской тематики, - «медработник-специалист» по И. Харди. Примерно такова медсестра Майфингейл из фильма «Так держать, медсестра». Это - суровый, странный человек, не способный ни на что, кроме выполнения узкого круга своих обязанностей. Эмоционально холодная, она спящего пациента принимает за умершего.

Нередкий персонаж - медсестра, только начинающая работать. Это, например, сестра Долсон из фильма «Так держать, медсестра. »; медсестра, недавно устроившаяся на работу, из фильма «Поймай меня, если сможешь»; медсестра Келли в сериале «Сестра Готорн»; Хлоя в сериале «Милосердие»; Зоуи в сериале «Сестра Джеки» и Ольга в сериале «Врачебная тайна». Они работают недавно, их психологический портрет не сформирован, у них нет навыков работы, они регулярно попадают в сложные ситуации (неправильно сделанная манипуляция, выведение из строя медицинской аппаратуры; неумение корректно общаться с пациентами). Часто они становятся объектами обмана, дискриминации и психологического давления со стороны персонала и пациентов, переживают из-за сложностей на работе.

В исследованных фильмах доля медицинских работников, отвечающих характеристикам менеджера, составила 5,9%. Им свойственны организаторские способности, они внушают доверие подчиненным, охотно берут на себя ответственность, смело принимают решения, честно признают ошибки, умеют находить общий язык с людьми, являются профессионалами. Такова менеджер по работе с персоналом Кристина Готорн (фильм «Сестра Готорн»). Милая, добрая женщина, душевная теплота которой привлекает многих; весь персонал обожает ее. Рутина медицинской службы ее не утомляет. Ее призвание - помогать людям. Она с радостью ухаживает за пациентами, работая в «неотложке». Пациентам, поступающим в отделение скорой помощи, Кристина оказывает не только медицинскую помощь, но и моральную поддержку. Она помогает коллегам в трудных ситуациях, старается защитить их от несправедливых обвинений со стороны врачей.

В российском кинематографе такими качествами обладает старшая медсестра терапевтического отделения Анна Лазарева из сериала «Общая терапия». Она открыта, добра, отзывчива и милосердна, умеет находить подход к персоналу и пациентам. Важно, что при необходимости такой руководитель может профессионально оказать медицинскую помощь.

Фильмы, в которых действуют медицинские работники, менеджеры, полезны для студентов факультетов высшего сестринского образования,

Е С С И Я : ТЕ ОШШШШШШЯЯШШИШШ

старших и главных медсестер. Кроме упомянутого фильма «Сестра Готорн», такой персонаж есть в фильме «Клиника» (Карла Эспиноса).

Большинство описанных нами героев фильмов обладают основными положительными профессиональными и этическими качествами, необходимыми медицинскому работнику. Однако есть персонажи, наделенные негативными психологическими характеристиками (механичность, шаблонность, фамильярность, стигматизация - дискриминация), что вызывает у пациентов проявления соррогении (ятрогении).

В отобранных для просмотра художественных фильмах были проанализированы психологические типы медсестер по классификации И. Харди. По нашему мнению, медсестры-рутинеры нередко фигурируют в фильмах, чтобы придать им юмористический колорит; в реальной клинической практике их доля невысока.

К сожалению, в современном российском кинематографе недостаточно фильмов, в которых показаны медицинские работники, демонстрирующие в профессиональной деятельности и повседневной жизни лучшие качества, характерные для нашей профессии.

Рекомендуемая литература

Голенков А.В. Нарушения сна в кинематографе. Актуальные проблемы сомнологии. IX Всеросс. науч.-практ. конф. Сб. тезисов. М., 2014; 30-1.

Голенков А.В., Биктагирова Д.Р. Возможности использования художественных фильмов для преподавания наркологии. Наркология. 2012; 4: 36-42.

Петрова Е.А., Шмелева С.В., Голенков А.В. Психология. Учебник. М., 2013; 332.

Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. 5-е, перер., доп. изд. Пер. с венг. М. Алекса. Будапешт: изд-во АН Венгрии, 1988; 338.

Darbyshire D., Baker P. A systematic review and thematic analysis of cinema in medical education. Med. Humanit. 2012; 38 (1): 28-33.

THE NURSE AS A MOVIE CHARACTER

Prof. A.V. Golenkov, O.L. Semenova

I.N. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary

The paper presents 86 psychological portraits of nurses from 40 feature films, including 29 foreign and 11 Russian ones.

Key words: nurses, stereotype, image, feature films.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.