УДК 94
ГУКАСОВА Мира Михайловна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия mi га_1966@mail.ru
МЕДИЙНАЯ ЛИЧНОСТЬ И ПЕРСОНАЛЬНАЯ СФЕРА: ПРЕДЕЛЫ РАСШИРЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
В статье рассматриваются роль и значение СМИ в создании ими различных образов. Сегодня медийный мир способен доносить до адресата определенные установки, взгляды, чтобы воздействовать на массовое сознание, навязывать модели поведения, свойственное нашему менталитету мироощущение. Развитие государства связывают именно с развитием политической культуры. Гуманистическая направленность социально-культурной политики государства, признание человеческого фактора решающей силой положительных преобразований в обществе определяют концепцию публицистического героя нашего времени. В данном контексте весьма показателен медийный образ персоны Е.М. Примакова. Этот политик -виртуоз компромиссов. Глубоко эрудированная, гуманистическая, цельная натура Примакова-дипломата выражается в поиске выхода из создавшейся бесконтрольной ситуации. В нынешних условиях модернизации политической системы средства массовой информации перестают быть «слепыми летописцами» событий. Расширение информационной функции СМИ осуществляется за счет информационного хронометража фактов, реалий, тенденций и закономерностей политического процесса, модернизации политической системы. Именно СМИ обеспечивают публичность в политике и способствуют расширению пределов медиаличности в социокультурной ситуации.
Ключевые слова: медиаличность, социокультурная ситуация, личность, культурная среда, социальный статус, «петля» Примакова, конфликт, информационный хронометраж, функции СМИ, медийный процесс, пределы расширения, публицистический образ.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-101-107
Mira M. GUKASOVA, Kuban State University, Krasnodar, Russia mira_1966@mail.ru
MEDIA PERSON AND PERSONAL SPHERE: LIMITS OF EXPANSION OF SOCIO-CULTURAL SITUATION
The article discusses the role and importance of media in the creation of different images. Today, the media world is able to get across to the recipient's specific orientation, views to influence on mass consciousness, to impose models of behavior, attitude, that is characteristic to our mentality. Development of the state is associated with the very development of political culture. Humanistic orientation of socio-cultural policy of the state, the recognition of the human factor as a decisive force for positive changes in society determine the concept of publicistic hero of our time. In this context, the media image of the person Yevgeny Primakov is rather bright example. This politician is a virtuoso of compromises. Deeply intelligent, humanist, a man of integrity, Primakov-diplomat expressed himself to find a way out of that uncontrolled situation. In the current conditions of modernization of political system media are no longer "blind chroniclers" of the events. The expansion of information function of media is due to the informational timing of the facts, realities, trends and patterns of the political process, the modernization of the political system. It is media provide publicity in politics and contribute to the expansion of the limits of media person in the socio-cultural situation.
Keywords: media person, socio-cultural situation, personality, cultural background, social status, Primakov's 'loop', conflict, informational timing, functions of media, media process, limits of expansion, publicistic image
Современный мир - особая новая реальность, система все более расширяющих свои границы коммуникаций. Исследователи социокультурной ситуации в нашей стране не раз заявляли о том, что понятие «масс-медиа» уже прошло путь институализации, сегодня они играют такую важную роль, что современное общество уже представляется не только как «информационное», но и как «медиатизированное».
Медиатизация отражает процесс перевоплощения реального объекта в объект виртуальный. Одним из сильных инструментов политической жизни государства являются современные средства массовой информации (СМИ). За последнее десятилетие оформилась своеобразная «мода» на изучение политической культуры, а, как известно, мода - дело далеко не случайное. Это связано с тем, что зачастую только с помощью этой категории можно объяснить и спрогнозировать ситуацию, складывающуюся во властных отношениях, в связях между политической системой и обществом. Развитие государства в целом блоке работ связывают именно с развитием политической культуры. Событие, субъект, явление - все, что проходит «обработку» медиатизацией, становится медийным. В наши дни медийный мир «строится» для того, чтобы доносить до адресата определенные установки, взгляды, чтобы навязывать модели поведения, свойственное нашему сознанию мироощущение. Как известно, сегодня колоссально выросли роль и значение СМИ в создании ими различных образов [13, с. 390].
Задача предлагаемой работы—показать личность в аспекте расширения пределов в со-циокультурой ситуации.
Опорными понятиями служат «медиаличность» и «социокультурная ситуация». Благодаря усилиям средств массовой информации популярность тех или иных медиаперсон в определенный промежуток возрастает, они становятся лидерами по числу упоминаний в социальных медиа, о них говорят в офисах и в студенческих аудиториях. Медиаперсоны становятся медиа-
личностями. Как справедливо отмечает И.В. Жилавская, понятия «медиаличность», «медиа-персона», «медиаобраз» «медиаимидж» зачастую раскрываются в одном семантическом ряду. Но их ни в коем случае нельзя путать. По социальным и психологическим показателям все эти смысловые единицы схожи - присутствие в медиасреде, известность, публичность, медийное самопроявление, популярность, рейтинговый характер, влияние на сознание аудитории. Но качественные различия говорят сами за себя [8, с. 507].
Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Определяя личность, центральное понятие персоналистской философии, Мунье писал: «Личность не есть объект, которым оперируют, она - центр переориентации объективной вселенной. Нам следует направить наш анализ на вселенную, ею созданную, и выявить ее структуры». В понятие личности как субъекта переориентации действительности персоналисты вкладывают прежде всего тот смысл, что человек в своей деятельности не просто воспроизводит внешний (природный и социальный) мир, а создает нечто принципиально новое, он творит новую реальность, уходящую корнями в глубины человеческой личности. Именно эта «становящаяся» реальность, которая создается в субъективности человека и в момент самосозидания субъекта не является для него «данностью», а есть сам субъект, и должна, согласно персоналистам, быть предметом философского осмысления. Иными словами, предмет персоналистской философии - это человек как субъект самосозидания и построения особой, специфической реальности - внутреннего мира [6].
Социокультурная ситуация (лат. socialis - общественный, и cultura - возделывание, воспитание) - совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития. Для характеристики современной социокультурной ситуации необходимо учитывать три группы факторов: факторы внутреннего порядка (социальная динамика, экономическая модель развития, изменения в политическом режиме, государственном устройстве и т.п.); исторические факторы (национальные особенности культуры, в контексте которых проходило становление нынешних поколений); влияние глобальных процессов. Социальность должна способствовать всестороннему развитию личности, сохраняя последнюю от слияния и подчинения безликой массе [4]. Социокультурная среда обладает более институциональным характером по сравнению с ценностно-мотивационными культурными факторами... культурная среда как относительно статичная величина обладает явной зависимостью от социокультурной оснащенности элитарных и неэлитарных групп, которые находятся в состоянии перманентной внутренней динамики, того или иного обновления, воспроизводства присущих им ценностей и стандартов [7].
Одна из самых популярных персон современного российского телевидения Владимир Соловьев считает, что «уровень личности падает. Таких героев, каких нам дарил, скажем, Ветхий Завет, если брать другие исторические эпохи, древние Греция, Рим, Средние века, все меньше и меньше. То есть людей все больше, а масштаб личности все меньше. Это данность. Тут важно понять: технически мы становимся совершеннее, а духовно - беднее. Мы подменяем духовную мощь техническим могуществом. То есть то, что раньше мог делать Моисей или Авраам движением души и концентрацией воли, мы сегодня делаем, используя разнообразные механизмы» [3]. Отчасти он прав. Обратимся к тому, как это выглядит на практике.
На 4-м курсе факультета журналистики КубГУ был проведен небольшой опрос. Студентам необходимо было назвать имя такой публичной личности (в сфере науки, культуры, политики, экономики, шоу-бизнеса, журналистики), которая, по их мнению, в последнее время чаще всего появляется в медийном пространстве и которая способствовала решению важнейших социокультурных задач. Молодые журналисты назвали имена В.В. Путина, Д.А. Медведева, С.В. Лаврова, И.Д. Кобзона, В.В. Познера, С.С. Собянина, С.К. Шойгу, Р.А. Кадырова, Н.А. Назарбаева, Г.Г. Маркеса, Я.А. Бертрана, А. Шарий, С. и Дж. Хоукинг, Б. Франклина, Б.Л. Васильева, Ю.Х. Калмыкова, Н. Вуйчича, К. Моне и Е.М. Примакова.
Как ни странно, но практически все названные люди - активные политические деятели. Возможно, это напрямую связано с преподаваемой дисциплиной «Информационная политика и масс-медиа» и со сложившейся экономико-политической ситуацией в мире, но будем исходить из полученных данных. Это естественно, что на ум многим в первую очередь приходят именно личности В.В. Путина, Д.А. Медведева. Весьма показателен медийный образ персоны Е.М. Примакова, так как его фамилия повторялась больше всех. Респонденты объяснили его рейтинг тем, что политик сочетал в себе несколько ипостасей: журналист, востоковед, разведчик, экономист, политик, крупный ученый-академик, писатель-мемуарист. Получается, что студенты выбрали пример личности, которая стала историческим героем разных общественно-политических формаций.
Гуманистическая направленность социально-культурной политики государства, признание человеческого фактора решающей силой положительных преобразований в обществе определяют концепцию публицистического героя нашего времени. «...Человек русского мира, он прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало, и поэтому ... обращен больше не в себя любимого, хотя, конечно, в бытовой жизни мы все думаем о том, как жить богаче, лучше, быть здоровее, помочь семье, но все-таки не здесь главные ценности, он развернут вовне» [5].
Четырнадцать лет назад серым октябрьским вечером на одном из телевизионных каналов раздался звонок. Кто-то из находившихся на Дубровке заложников торопливым шепотом произнес: «У нас ситуация ухудшается. Передайте, чтобы на переговоры с террористами приехал Примаков». Кто был этот человек - неизвестно. Но, наверняка, звонивший увидел шанс на спасение людей именно в появлении политика, кстати, бывшего журналиста, с безукоризненной репутацией опытного переговорщика. А может, статус бывшего министра иностранных дел, главы правительства представлялся в том страшном контексте способным поколебать чашу весов? Примаков - виртуоз компромиссов, ни минуты не раздумывая, поехал.
Понятие социального статуса человека, будучи социологическим в своей основе, получает в современном комплексе наук о человеке многоплановое освещение. Выделяются социально-экономический, социометрический, ролевой, дистанционный, нормативный, этнокультурный, динамический и типологический подходы к изучению социального статуса. Все планы социального статуса находят отражение в речевом поведении человека. Понятие социального статуса первоначально означало правовое положение юридического лица [17, с. 331-332]. В широкий научный обиход это понятие было введено известным немецким социологом Максом Вебером, в работах которого статус, класс и власть выступают в качестве основных измерений социальной стратификации [2].
На вопрос журналистов, испытывал ли он на Дубровке чувство страха, Примаков поежился: «Было зябко». Естественно, он человек, а человеку свойственно чувство страха. Но политик обладал государственным мышлением, более глобальным. Разве менее опасно было в разгар ливанской войны пересекать линию фронта в Бейруте в день, названный «кровавой субботой»? Попасть под обстрел? А кто мог дать Е.М. Примакову какие-либо гарантии безопасности, когда перед началом новой войны в Ираке он опять летал туда по поручению В.В. Путина? Или совершать свою знаменитую петлю над Атлантикой, выразив тем самым свое отношение к действиям американцев и НАТО в Югославии? [9, с. 9].
Разворот самолета премьер-министра над Атлантическим океаном стал одним из ярчайших событий за то время, что он занимал эту должность. Евгений Примаков направлялся с визитом в Вашингтон 24 марта 1999 г. Когда самолет находился над Атлантикой, политику сообщали, что силы НАТО начали бомбить Югославию. Глава российского правительства в ответ распорядился отменить свою поездку и развернул самолет на полпути. Хотя сам политик прокомментировал это так: «Это никакой не героизм, это совершенно нормальное поведение человека, который считает, что ему не надо поощрять агрессию своим присутствием в это время и своим визитом. Я выполнил просто ту функцию, которую должен был выполнить любой премьер-министр, нормальный премьер-министр... Я думаю, что сегодня мы твердо можем сказать, что мы заняли правильную позицию» [10].
Глубоко эрудированная, гуманистическая, цельная натура Примакова-дипломата выражается в поиске выхода из бесконтрольной ситуации. Известно, что конфликт, как в наиболее общем плане его принято обозначать, - это не просто столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников социального взаимодействия, а реализация его субъектами острого по эмоциональной составляющей способа разрешения создавшегося противоречия, проявляющегося в целенаправленно осуществляемом и развиваемом противодействии друг другу. Для конфликта характерен особый вид межличностного взаимодействия - конфликтное взаимодействие, выражающееся в тех или иных стратегиях и тактиках поведения участников конфликта, направленных на достижение преследуемых ими целей [1]. В отличие от своего предшественника А. Козырева, прозванного некоторыми журналистами «Мистер Да», Примаков проводит более жесткую линию, стремясь получить максимальную выгоду для России. Это политик-государственник, во главу угла ставящий прежде всего интересы России.
На должности министра иностранных дел Евгений Примаков хорошо запомнился благодаря тому, что, по замечанию своих коллег по цеху, «вернул внешней политике России и ее дипломатической службе достоинство». Именно при нем Россия перешла от атлантизма - когда
страна полностью ориентировалась на курс США - на многовекторную внешнюю политику. Благодаря подобной взвешенной политике Москва развивала партнерские отношения с Западом и Востоком в равной степени, благодаря чему ей удалось заявить о себе как о самостоятельном и сильном игроке на политической арене. Таким образом, благодаря его вдумчивой политике в роли главы МИД и правительства, страна смогла быстро наверстать упущенные позиции и отстаивать собственные интересы.
На вопрос журналистов «Почему по отношению к ХАМАСу и к «Хизбалле» мы все - дипломаты: мол, надо любой ценой договариваться?» Е.М. Примаков ответил: «По поводу термина "терроризм" ведутся жаркие споры. Некоторые даже национально-освободительные движения причисляют к терроризму. Изложу свою точку зрения. Когда борьба идет против армии, против солдат, которые оккупируют твою землю, это не терроризм. Или, допустим, точечными ударами уничтожают лидеров боевиков. Что ж, это необходимое возмездие. Но сколь бы мощной не была мотивация, вооруженные действия против мирного населения - самый настоящий терроризм. Для меня не имеет значения, куда попадают ракеты ... Помните, несколько лет назад чеченским боевикам, готовым сложить оружие, предложили разойтись по домам? Далеко не у всех руки в крови. Надо икать тех, с кем можно найти общий язык. На них делать ставку в поисках компромиссов» [9, с. 220-221].
В конце 1998 г., по данным фонда «Общественное мнение», россияне выбрали Евгения Примакова политиком года, президент Борис Ельцин занял в этом списке лишь девятое место. В том же 1998 г., по данным ФОМ, он занимал второе место после Геннадия Зюганова в рейтинге кандидатов в президенты. За полгода до думских выборов Евгений Примаков был отправлен в отставку с поста премьера, причем, по данным ФОМ, это решение не поддержали 81% россиян. Акцент внимания на политической личности весьма актуален, поскольку благодаря их энергии происходят исторические изменения или поддерживаются традиции.это объясняется общим изменением к человеческой индивидуальности и тенденций к персонализации предмета истории [14, с. 61].
Политический патриарх, переживший многих своих коллег в профессии, при всей своей статусности оставался чрезвычайно скромным человеком, точно знающим, что свое дело всегда нужно делать достойно, на самом высоком уровне, с полной отдачей. При этом он остается верным своим идеалам, потому что идеалы эти из тех, на которых стоит мир, на чем держится веками Россия. Родина как объект любви по своим предметным признакам (язык, территория, экономика, психология и культура) совпадает с нацией, однако этими признаками, естественно, она не исчерпывается, представляя собой по преимуществу инстинктивную прилепленность к родному [5, с. 263]. Что касается сущности Родины - ее онтологического статуса, то в русской культуре исторически, традиционно, представления о нем носят преимущественно «примор-диалистский» характер: предполагается, что родина как духовная реальность существует, пока существует народ, независимо от отдельного человека. Она представляет собой безусловную ценность - некое духовное сокровище, материализуемое в родном пространстве и в способах его обустройства, в том числе и символических (язык и культура). Родина постигается интуитивно, сердцем, способность любить ее, как и способность любить вообще, - особый дар, которым обладает не каждый. Нельзя заставить человека любить какую-нибудь страну.
При всей своей доброжелательности Примаков слыл закрытым человеком. Но в минуты отдыха ему приходили поэтические строки, в которых мы видим, сколько моральных и человеческих сил затрачивалось им, чтобы оставаться государственником.
Давлю в себе раба - работы нет труднее, Ведь сразу не поймешь, кого в себе давить -Того, кто от металлорока сатанеет, Того, кто осязает поколений нить? Или того, кто ходуном заходит, Когда стране пощечины дают, Хотя себе он места не находит, Коли облыжно хвалят или безбожно врут. Давлю в себе раба, работаю в три смены, Но прежним остаюсь в поступках и делах. Быть может, наперед запрограммировали гены До самого конца жить в кандалах?..
Очень важно, что мы можем слышать его мудрое, спокойное слово. Такие люди в истории всегда наперечет, но государства без них не стоят.
«Как-то наши корреспонденты оказались в Швейцарии на одном из международных мероприятий. На нем выступал и Евгений Максимович. Уже потом, в кулуарах, столкнувшись с нашими журналистами, он с улыбкой сказал: "Знал бы, что в зале «Литературка», лучше бы выступил!". Юмор - также одно из неотъемлемых его качеств. Мы гордились, что Примаков ценил и любил нашу газету» [18].
Известный политолог и журналист Виталий Третьяков на своей страничке РаоеЬоок признался, что потрясен профессионализмом Е.М. Примакова, в частности написав: «Евгений Максимович в своих докладах всегда дает очень важные и четкие внешнеполитические оценки. Евгений Примаков - реформатор № 1 в России. Делайте, как он говорит, - и Россия выиграет».
Знаменитый ученый Георгий Мирский был потрясен политической дальновидностью Е. Примакова: «Каждый раз, когда он приезжал, мы с ним встречались, так как продолжали дружить и были в одной компании. Я помню, однажды он мне сказал: "Запомни такую фамилию Саддам Хусейн, рано или поздно он будет первым человеком в Ираке". Я говорю: "Хорошо, запомню". Видный политический деятель Израиля Ариэль Шарон сказал: "Господин Примаков человек очень умный. Он прекрасно знаком с Ближним Востоком... Господин Примаков знает мир"» [10].
Подобные материалы - иллюстрация того, что в контексте демократических преобразований наибольший интерес представляют такие функции СМИ, как информационная, организаторская и манипулятивная. Сегодня в условиях модернизации политической системы средства массовой информации перестают быть «слепыми летописцами» событий. Расширение информационной функции СМИ осуществляется за счет «информационного хронометража» фактов, реалий, тенденций и закономерностей политического процесса, модернизации политической системы. Именно СМИ обеспечивают публичность в политике и политическую публичность. В этой связи С.В. Паулов подчеркивает, что «с помощью СМИ создаются предпосылки для политической публичности, в рамках которой действуют политические акторы» [15, с. 26]. Это способствует общему содержанию всего мирового политического процесса, в ходе которого происходит политизация всех сторон жизни общества. Интенсификация процессов внутри политической системы современной России и ее модернизация привели к появлению множества целевых информационно-аналитических, аналитико-экспертных СМИ, на страницах которых ведется профессиональный экспертный диалог ведущих ученых, политиков, журналистов. Среди тиражируемых в СМИ стандартов поведения выделяются стандарты политической культуры, политического поведения, политической институционализации, которые зависят, во-первых, от реальных фактов политической жизни, а во-вторых, от тех информационных, медийных образов, которые созданы в СМИ. Именно СМИ выступают активными агентами приобщения индивида к политике, то есть агентами осуществления политической социализации. Таким образом, в условиях модернизации политической системы расширяется организаторская функция СМИ [15, с. 132-135]. Информационный массив о политике, ее персоналиях и политических активистах, о политических процессах, о политических отношениях не только формирует знание событийной стороны политики и политического, но и способствует оформлению политических взглядов и убеждений, а также и провоцирует граждан к определенным действиям, как к легитимным, так и незаконным. Как отмечает В.В. Путин, СМИ могут и должны делать многое в «социальном служении, в преодолении разобщенности людей, формировании доверия и готовности мирно разрешать конфликты» [16].
Из выполненного анализа вытекает система выводов. Многоаспектная природа медийной личности укладывается в достаточно четкую структуру. Ядро ее организует информационная составляющая или, можно сказать, информационный образ. В рамках этой доминанты осуществляются следующие медийные процессы: фиксация, обозначение, описание, определение и объяснение информационных данных в рамках существующей парадигмы. Следовательно, эти данные последовательно упрочивают и развивают свои взаимосвязи с уже существующими контекстами. В большей мере коммуникативный процесс актуализируется не в самый момент фиксации факта, а в момент, определяемый немедийной целесообразностью, формирующейся геополитическими, экономическими, социокультурными (особенно идеологическими и мировоззренческими) и иногда научными обстоятельствами.
Коммуникативная составляющая медийного образа определяется оценкой степени готовности, способности и возможности самой аудитории взаимодействовать с определенной суммой информации, то есть подготовленностью аудитории. СМИ действуют в циклически повторяемом социокультурном, политическом, идеологическом контексте. Как известно, появление новых технологий обусловлено потребностями и желаниями людей. Социальный и интеллекту-
альный контекст жизни общества выступает условием развития информационно-медийных технологий.
В качестве особо значимого компонента в структуре медийной личности необходимо выделить тот, который в наибольшей степени отвечает за процесс формирования общественного мнения. Таким компонентом оказывается публицистическая составляющая или публицистический образ. Формируется он посредством приписания некоторому конкретному фрагменту реальности морально-нравственной оценки и определения его социокультурной значимости и влияния. В современной социокультурной ситуации именно посредством медиа формулируются нравственные проблемы, то есть формируется и транслируется представление о должном (правильном) поведении и соответственно - неправильном.
Подобной оценке подвергаются все проявления социальной жизни человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бобрышов С.В. Человеческий фактор как матрица понимания конфликтов в современной социокультурной ситуации // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - № 7(41). - Сентябрь 2015. [Электронный ресурс] URL: www.grani.vspu.ru
2. Вебер М. Экономика и общество. Наброски Интерпретативной социологии. - Беркли: Унив. Калифорния пресс, 1978.
3. Великанов Е. Владимир Соловьев: «Уровень личности падает» // Наше время. - 4 августа 2005 г.
4. Волова Л.А. О государстве и политической структуре в политическом мировоззрении XIX и ХХ вв. // Вестник ПГЛУ. - № 2. - 2015. - C. 355.
5. Воркачев С.Г. Лингвоидеологема «Родина» в научном дискурсе // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - № 1 (28). - Январь 2014. [Электронный ресурс] URL: www.grani.vspu.ru
6. Гукасова М.М. Личность - центральное понятие персоналистской философии: медийный аспект //Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2016. - № 1.
7. Данилова Е.С., Боташева А.К. Политическая стабильность: параметры, коннотации, конфигурация обеспечивающих факторов // Вестник ПГЛУ. - № 2. - 2015. - С. 360.
8. Жилавская И.В. Научная статья. О чем молчит медиаличность. Развитие русскоязычного пространства: коммуникативные и этические проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 апреля 2013 г.). - М.: Изд-во АПК и ППРО, 2013. - С. 507.
9. Завада М, Куликов Ю. «Я много проскакал, но не оседлан»: Тридцать часов с Евгением Примаковым. - М.: Российская газета, 2009. - 336 с.
10. Зарубежные политики о Евгении Примакове. Стенограмма // Газета Коммерсантъ. - 27.06.2015. [Электронный ресурс] URL: http://kommersant.ru/doc/2756836
11. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. - М.: ЭКСМО, 2007.
12. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М.: Институт языкознания АН СССР. Волгоградский педагогический институт, 1991. - 495 с.
13. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический Проект, 2005. - С. 390.
14. Мамышева Е.П. История Хакасии в лицах: выпускники коммунистического университета трудящихся востока (1921-1938 гг.) (К постановке проблемы). // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. Т. 7. - № 5. Ч. 2. -295 с.
15. Паулов С.В. Медиатизация политики и место СМИ в системе политической коммуникации // Вестник Читинского государственного университета. - 2008. - № 3. - С. 26-30.
16. Путин В.В. Демократия и качество государства / Путин В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить / Путин В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. - М., ОЛМА Медиа-Групп, 2012. - 127 с.
17. Сапов В.В. Статуса социального теории // Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиз-дат,1990. - С. 331-332.
18. След и уроки Примакова // Литературная газета. - 2015. - № 27.
REFERENCES
1. Bobryshov S. V. The human factor as a matrix of understanding of conflicts in the modern social and cultural situation. [CHelovecheskij faktor kak matrica ponimaniya konfliktov v sovremennoj sociokul'turnoj situacii.]. Electronic Journal of Research and Education VGSPU "Facets of knowledge» № 7 (41). September 2015. Available at: URL: www.grani.vspu.ru
2. WeberM. Economy and Society. Outline of Interpretive Sociology. [EHkonomika i obshchestvo. Nabroski Interpreta-tivnoj sociologii]. Berkeley: Univ. California Press, 1978.
3. Velikanov E. Vladimir Solovyov, "The level of personality falls". [Vladimir Solov'ev: «Uroven' lichnosti padaet».]. "Our time". August 4, 2005.
4. Volova L.A. On the state and the political structure in the political outlook of the nineteenth and twentieth centuries. [O gosudarstve i politicheskoj strukture v politicheskom mirovozzrenii HIH i HKH vv.] p. 355. Vestnik PSLU № 2, 2015.
5. Vorkachev S.G. Lingvoideologema "Homeland" in scientific discourse. [Lingvoideologema "Homeland" in scientific discourse.]. Electronic Journal of Research and Education VGSPU "Facets of knowledge." № 1 (28). January 2014. Available at: URL: www.grani.vspu.ru
6. Gukasova M.M. Personality as a central concept of personalist philosophy: the media aspect. [Lichnost' - central'noe ponyatie personalistskoj filosofii: medijnyj aspekt]. Vestnik of Pyatigorsk State Linguistic University. 2016. № 1.
7. Danilova E.S., Botasheva A.K. Political stability: parameters, connotations configuration of providing factors. [Politich-eskaya stabil'nost': parametry, konnotacii, konfiguraciya obespechivayushchih faktorov.]. Vestnik PSLU № 2, 2015. p. 360.
8. Zhilavskaya I.V. Scientific article. What themediapersonality is silent for. [O chyom molchit medialichnost'.]. The development of the Russian-speaking space: communication and ethical issues. Proceedings of the conference (26-27 April 2013). Moscow: Publishinghouse APK and PPRO, 2013. 507 pp.
9. Zavada M., Kulikov Y. "I rode a lot, but was not saddled" Thirty hours with Yevgeny Primakov. [«YA mnogo proskakal, no ne osedlan»: Tridcat' chasov s Evgeniem Primakovym.]. Moscow: Rossiyskaya Gazeta, 2009. 336 p.
10. The foreign policy of Yevgeny Primakov. [Zarubezhnye politiki o Evgenii Primakove.]. Transcript. The newspaper Kommersant 27.06.2015. Available at: URL: http://kommersant.ru/doc/2756836
11. Ilyin I. A Why we believe in Russia. [Pochemu my verim v Rossiyu.]. Moscow: Eksmo, 2007.
12. Karasik V.I. The language of social status. [YAzyk social'nogo statusa.]. Moscow: Institute of Linguistics of the Academy of Sciences of the USSR. Volgograd Pedagogical Institute. 1991. 495p.
13. Kirillova N.B. Media environment of Russian modernization. [Mediasreda rossijskoj modernizacii.]. Moscow: Academic Project. 2005. P. 390.
14. Mamysheva E.P. The history of Khakassia in personalities: the graduates of the Communist University of the Toilers of the East (1921-1938 gg.) (To the problem). [Istoriya Hakasii v licah: vypuskniki kommunisticheskogo universiteta trudyash-chihsya vostoka (1921-1938 gg.) (K postanovke problemy).]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas 2015.Tom.7. no. 5 part 2. 295 p.
15. Paulov S.V. Mediatizationof politics and the role of media in the system of political communication. [Mediatizaciya politiki i mesto SMI v sisteme politicheskoj kommunikacii]. Vestnik of Chita State University. 2008. № 3. Pp. 26-30.
16. Putin V.V. Democracy and the Quality of State. Vladimir Putin, Russia concentrates - challenges that we must respond to. V. Putin, Russia concentrates. Landmarks. [Demokratiya i kachestvo gosudarstva.Putin V. Rossiya sosredotachivaetsya - vyzovy, na kotorye my dolzhny otvetit'. Putin V. Rossiya sosredotachivaetsya. Orientiry.]. Moscow, OLMA Media Group, 2012. 127 p.
17. Sapov V.V. The status of social theory. Modern Western sociology: Dictionary. [Statusa social'nogo teorii . Sovremen-naya zapadnaya sociologiya: Slovar'.]. Moscow: Politizdat, 1990. Pp. 331-332.
18. Track and lessons of Primakov. [Sled i uroki Primakova.]. Literaturnaya Gazeta. 2015, № 27.
Информация об авторе
Гукасова Мира Михайловна, преподаватель, кафедра рекламы и связей с общественностью, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия mira_1966@mail.ru
Получена: 28.04.2016
Для цитирования статьи: Гукасова М.М. Медийная личность и персональная сфера: пределы расширения в социокультурной ситуации. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 1. с. 101-107
Сок 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-101-107
Information about the author
Mira M. Gukasova, Lecturer, Department of Advertising and Public Relations, Kuban State University, Krasnodar, Russia
mira_1966@mail.ru
Received:28.04.2016
For article citation: Gukasova M.M. Media person and personal sphere: limits of expansion of socio-cultural situation. [Mediynaya lichnost' i personal'naya sfera: predely rasshireniya v sotsiokul'turnoy situatsii]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 3. Part. 1. Pp. 101-107
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-101-107