Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере средств массовой информации'

Государственная политика в сфере средств массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
10894
938
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
СМИ / ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВО / ВЛАСТЬ / МЕДИА / ДЕМОКРАТИЯ / ГОСУДАРСТВО / MEDIA / POLITICS / SOCIETY / GOVERNMENT / DEMOCRACY / STATE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванов Владимир Константинович

Помимо важнейшего орудия идеологического воздействия на массы, печатные средства массовой информации (СМИ) в прошлом столетии играли роль источника объективной общественно-политической информации, ориентира в сложных проблемах текущей ситуации в стране и за рубежом. С развалом СССР, а вместе с ним административной политической системы, цензуры, последовавшей за ним деидеологизацией общества и абсолютизацией рыночных отношений, проникающих сегодня во все сферы жизни, в том числе в культуру, социальную сферу и даже политику, изменились условия функционирования и собственно содержания СМИ. Получил дальнейшую аргументацию тезис, в отношении того, что государственная политика в области печатных СМИ пока еще далека от совершенства и настоятельно требует серьезной корректировки. Доказано, что государственная политика должна стать главным интегратором субъектов медийного пространства, проповедующих самые разные политические, культурные, религиозные ценности, ориентиром направления, отражающего интересы и потребности всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF MASS MEDIA

Among the most important tools of ideological influence on the masses, print media played the role of a source of objective socio-political information, guide in the complex problems of the current situation in the country and abroad in the last century. With the collapse of the Soviet Union and it`s political administrative system, censorship, the followed deideologization of society and the absolutization of the market relations, penetrating today in all spheres of life, including culture, social policy and even politics, conditions of operation and the actual media content changed. I received the further argument the thesis as regards the state policy in the field of print media is still far from perfect and presses serious adjustment. Proved that a state policy has to become the main integrator of the subjects of media space preaching the most different political, cultural, religious values, a reference point of the direction reflecting interests and requirements of all society.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере средств массовой информации»

В.К. Иванов

V. Ivanov

STATE POLICY IN THE SPHERE OF MASS MEDIA

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация

Помимо важнейшего орудия идеологического воздействия на массы, печатные средства массовой информации (СМИ) в прошлом столетии играли роль источника объективной общественно-политической информации, ориентира в сложных проблемах текущей ситуации в стране и за рубежом. С развалом СССР, а вместе с ним административной политической системы, цензуры, последовавшей за ним деидеологиза-цией общества и абсолютизацией рыночных отношений, проникающих сегодня во все сферы жизни, в том числе в культуру, социальную сферу и даже политику, изменились условия функционирования и собственно содержания СМИ. Получил дальнейшую аргументацию тезис, в отношении того, что государственная политика в области печатных СМИ пока еще далека от совершенства и настоятельно требует серьезной корректировки. Доказано, что государственная политика должна стать главным интегратором субъектов медийного пространства, проповедующих самые разные политические, культурные, религиозные ценности, ориентиром направления, отражающего интересы и потребности всего общества.

Ключевые слова:

СМИ, политика, общество, власть, медиа, демократия, государство.

Abstract

Among the most important tools of ideological influence on the masses, print media played the role of a source of objective socio-political information, guide in the complex problems of the current situation in the country and abroad in the last century. With the collapse of the Soviet Union and it's political administrative system, censorship, the followed deideologization of society and the abso-lutization of the market relations, penetrating today in all spheres of life, including culture, social policy and even politics, conditions of operation and the actual media content changed. I received the further argument the thesis as regards the state policy in the field of print media is still far from perfect and presses serious adjustment. Proved that a state policy has to become the main integrator of the subjects of media space preaching the most different political, cultural, religious values, a reference point of the direction reflecting interests and requirements of all society.

Key words:

media, politics, society, government, media, democracy, state.

С учетом понимания места и роли СМИ в политическом процессе становится очевидной актуальность государственной политики, обеспечивающей направление их развития в русле задач, решение которых составляет важнейшую сторону реформирования российского общества. Именно государственная политика в конечном итоге определяет реализацию позитив-

ного или деструктивного потенциала СМИ, одинаково востребованного в современных непростых условиях, когда сама иерархия социальных ценностей и идеалов выглядит весьма расплывчато.

Таким образом, государственная политика в сфере средств массовой информации - это направленное воздействие субъектов политической власти на сознание, психику, поведение и деятельность людей посредством масс-медиа в интересах государства и гражданского общества.

Для оптимально успешного функционирования СМИ как социального института демократического общества необходима внятно артикулируемая и последовательно реализуемая государственная политика в области СМИ.

Правовая основа политики в сфере средств массовой информации была заложена законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ -авт.), принятым на волне «демократической эйфории». В нашей стране этот документ до сих пор является одним из самых либеральных в мире.

За годы действия Закона о СМИ в него были внесены изменения и дополнения двадцатью тремя законодательными актами, что диктовалось как принятием новых законов, в той или иной мере затрагивающих сферу деятельности средств массовой информации, так и сложившейся в регулирующих и судебных органах практикой его применения. Ограничения деятельности СМИ, внесенные законодательством в 2002-2006 годах, касались предупреждения случаев использования СМИ в противоправных, экстремистских и антиобщественных целях. В редакции закона от 27.07.2006 запрещалось использование СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости» [1].

Учредителем средства массовой информации, согласно закону о СМИ, «может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган». Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления» [1].

В соответствии с законом деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителей или по решению суда в порядке гражданского судопроизводства. Помимо пропаганды экстремизма и насилия деятельность средства массовой информации может быть приостановлена в результате нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

Редакцией закона от 09.02.2009 было конкретизировано право граждан на оперативное получение достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и должностных лиц. Для реализации этой нормы государственные органы учреждения местного самоуправления, общественные объединения, чиновники и администраторы разных уровней обязывались предоставлять сведения о своей деятельности по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и других материалов.

Принципиальную роль в унификации правого поля, регулирующего деятельность СМИ, сыграл Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (известный как «закон о монетизации льгот»), согласно которому в Ст. 5 Закона о СМИ внесена поправка о том, что нормативные и правовые акты в области средств массовой информации принимаются исключительно на уровне Российской Федерации. В нынешней редакции указанная статья приведена в соответствие с требованиями Ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, информация и связь относятся к компетенции Российской Федерации.

Перспективы развития государственной информационной политики были конкретизированы в концепции государственной информационной политики, одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи (15 октября 1998 г.) и Постоянной палатой по госу-

дарственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации (21 декабря 1998 г.).

В концепции специально выделены основные направления ГИП в области средств массовой информации. Во-первых, недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ (прямой нажим, снабжение СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленные недоговоренности, сращивание структур власти, бизнеса, прессы и т.п.). Во-вторых, регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ (препятствие уменьшению независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов и т. п.). В-третьих, защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ. В-четвертых, совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации [2].

Общие правила, касающиеся роли СМИ в организации и проведении выборов в нашей стране, определены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с принятием которого в Закон о СМИ была введена Ст. 16, закрепляющая за Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации право обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию СМИ, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях нарушения законодательства о выборах и референдумах.

Это нововведение первоначально породило немало опасений. Но сомнения медиасообщества в том, что Ст. 16 на практике будет использоваться лишь как средство борьбы с неугодными власти изданиями в ходе федеральных избирательных компаний 2003-2004 гг., были минимизированы постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. №15-П, в котором нормы избирательного закона о приостановлении выпуска средства массовой информации по причине использо-

вания его в целях нарушения законодательства о выборах и референдумах были признаны противоречащими Конституции РФ. Одновременно Конституционный Суд подчеркнул, что журналисты как представители организаций, действующих на основе редакционной независимости и вырабатываемых журналистским сообществом норм саморегуляции, должны занимать этичные и взвешенные позиции, освещая избирательные компании «справедливым, сбалансированным и беспристрастным образом».

Заметным направлением трансформации законодательства о СМИ в середине первого десятилетия нынешнего века стало последовательное изменение системы государственной поддержки средств массовой информации. В известном смысле точку в этом вопросе поставил Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, с принятием которого фактически завершился процесс упразднения системы дотаций, установленных федеральными законами от 1 декабря 1995 года 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» и от 24 ноября 1995 года №177-ФЗ «Об экономической поддержке районных (городских) газет». Это решение по своей сути означало утрату на практике печатными СМИ, связанными с образованием, наукой и культурой, юридических оснований относить себя к социально значимой продукции.

К тому же, согласно Федеральному закону от 31 декабря 2002 года №195-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», с 1 января 2005 года утратили силу абзацы третий-шестой подпункта 3 п.2 Ст.164 Налогового Кодекса, в связи с чем налогообложение по пониженной 10-процентной ставке НДС периодической печати стало осуществляться только в отношении розничной реализации периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, тогда как реализация тех же изданий по подписке указанным налогом подлежала обложению.

Такой подход в отношении СМИ выглядит явно нелогично, так как именно по подписке преимущественно реализовывалась так называемая социально значимая периодическая печать: научная, литературно-художественная, для инвалидов, ветеранов, детей и молодежи, региональные и муниципальные газеты, значительные объемы общефедеральной ежедневной прессы, а также малотиражные издания, которым места в роз-

ничных сетях распространения по экономическим причинам, как правило, не находится. Подобная практика налогообложения не практикуется в большинстве стран мира, о чем говорит приводимая ниже таблица [19].

Налогообложение НДС печатных СМИ в странах мира

Страна Продажа тиража (%) Реклама (%) Бумага (%) Новое оборудование (%) Стандартная ставка НДС (%)

Азербайджан 0 0 0 0 0

Аргентина 0 21 21 21 21

Бельгия 0 21 21 21 21

Бразилия 3 3 0 0 18

Великобритания 0 17.5 17.5 17.5 17.5

Германия 7 16 16 16 16

Дания 0 25 25 25 25

Испания 4 16 16 16 16

Италия 4 20 4 20 20

Китай 13 0 17 17 17

Латвия 9 18 18 18 18

Мексика 0 15 0 15 15

Нидерланды 6 19 19 19 19

Норвегия 0 24 24 24 24

США 0 0 0 0 0

Турция 1 18 8 0 18

Финляндия 22 0 0 0 22

Франция 2.1 19.6 19.6 19.6 19.6

Швейцария 2.4 7.6 7.6 7.6 7.6

Швеция 6 25 25 25 25

Япония 5 5 5 5 5

В 2004 году в рамках административной реформы было ликвидировано Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, а его функции и полномочия распределены между Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и подведомственными ему органами: Федеральным

агентством по печати и массовым коммуникациям и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. При этом функции нормотворчества были закреплены за министерством, функции управления государственным имуществом - за федеральным агентством, функции регистрации, лицензирования и контрольные - за федеральной службой, что существенно отразилось на содержании и практической реализации мер государственной поддержки периодической печати страны.

На реализацию конституционных прав граждан свободного доступа к информации направлена целевая государственная финансовая поддержка определенной группы изданий за счет средств федерального и региональных бюджетов. Такая поддержка адресована изданиям, имеющим особое социальное или информационное значение. В число датируемых периодических изданий (таковых в 2005 году насчитывалось 3 тыс. наименований) входят региональные, районные и городские газеты, издания для инвалидов, детей, художественная и культурно-просветительская периодика.

На цели государственной поддержки социально значимой прессы по статье «Периодическая печать» в федеральном бюджете 2005 года были предусмотрены средства в размере 47 млн. 582 тыс. руб. [5, с. 42]. Субсидии выделяются 220 редакциям на частичное возмещение расходов по закупке бумаги, оплате полиграфических услуг и услуг по распространению тиража в пределах Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом №177-ФЗ от 24.11.1995 «Об экономической поддержке районных (городских) газет» в 2000-2004 гг. также осуществлялось финансирование из средств федерального бюджета периодических печатных изданий, входящих в Федеральный реестр районных (городских) газет. На эти цели ежегодно расходовалось в 2001 г. -235 млн. руб., в 2002-2004 гг. по 170 млн. руб. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», Федеральный за-

кон от 24 ноября 1995 года №177-ФЗ «Об экономической поддержке районных (городских) газет» с 1 января 2005 года утратил силу, поэтому федеральная бюджетная поддержка районных (городских) газет с этого времени была прекращена.

Прекращение субсидирования районных (городских) газет из средств федерального бюджета нанесло, на наш взгляд, ущерб возможности их независимого развития. Неоправданное с точки зрения интересов общества и государства решение о передаче финансирования местных СМИ региональным и муниципальным бюджетам привело к резкому возрастанию зависимости этих изданий от территориальных органов власти, замкнуло круг освещаемых ими проблем исключительно границами той или иной административной единицы.

Полностью за счет бюджетов субъектов РФ существует большинство общественно-политических региональных газет. На эти цели региональные органы власти выделяют значительные средства. Так, в 2005 году на поддержку региональных СМИ в бюджете Ямало-Ненецкого АО было предусмотрено 390 млн. руб., в бюджетах Липецкой и Иркутской областей по 51 млн. руб., Волгоградской области - 147 млн. руб., Вологодской - 17 млн. руб., Республики Дагестан - 172 млн. руб., в Алтайском крае - 3,5 млн. руб., в Краснодарском крае - 328 млн. руб., в бюджете Москвы на 2008 год было заложено 697 млн. руб. на городскую периодическую печать, в республике Татарстан - 630 млн. руб., республики Башкортостан - 1 млрд. руб. [6, с. 28; 8, с. 6].

Механизм подчинения региональных и местных СМИ властным структурам за счет возможности финансирования «нужных» изданий хорошо описан в монографии омских авторов, раскрывающих механизм функционирования регионального медиапространства [3].

Позиция региональных структур власти на информационном пространстве соответствующих территорий значительно укрепились с вступлением в силу с 1 января 2006 года Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому и в контексте п. 2 пп. 38 Ст.28.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года (в редакции от 29.12.2004 г.) №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающего учреждение и финансирование

из бюджета области, города, района, поселения по одному печатному средству массовой информации для официального опубликования соответствующих правовых актов и иной официальной информации.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28 февраля 2005 года Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям в 2005 году подготовило для дальнейшего представления в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся поддержки в 2006 году и далее социально значимых проектов в общефедеральных, региональных и местных периодических печатных средств массовой информации. В результате объем средств на субсидирование периодических печатных изданий на указанные цели в федеральном бюджете 2006 года был увеличен до 150 582 тыс. руб.

Согласно приказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 4 апреля 2006 года №43 «Об организации работы по предоставлению государственной поддержки в сфере периодической печати» на получение государственной субсидии в 2006 году претендовали печатные СМИ с любой организационно-правовой формой и любой тематической направленности (за исключением бюджетных учреждений), в том числе региональные и районные (городские) газеты, но только под публикацию в них социально значимых проектов, ориентированных на реализацию насущных государственных задач и приоритетов, а именно: популяризацию приоритетных национальных проектов, формирование культа семьи и здорового образа жизни, борьбу с коррупцией, преступностью, наркоманией, расовой и межконфессиональной рознью, обеспечение безопасности на дорогах, на развитие межнационального общения и творчества народов Российской Федерации, разъяснение принимаемых законов и т.д.

По каждому тематическому направлению устанавливался минимально необходимый объем и количество публикаций. Редакциям печатных СМИ, претендующим на получение государственной субсидии, возмещались расходы, связанные с подготовкой и опубликованием социально значимых материалов: это авторский гонорар журналиста, подготовившего публикацию, оплата труда редактора и корректора, а также часть производственных затрат (в процентном отношении ко всем затратам, понесенным редакцией газеты, журнала или альманаха при выпуске отдельного номера издания) [6, с. 25-26].

Важной проблемой, требующей своего разрешения при участии государства, являлось реформирование региональной прессы. Эта проблема была и остается особенно злободневной потому, что в населенных пунктах с населением до 250 тыс. человек в Российской Федерации проживает более 60% населения. Необходимость использования потенциала "малой" прессы очевидна, так как даже элементарный учет масштаба аудитории местных и региональных газет зримо показывает далеко превосходящую численность читателей центральных сетевых изданий, что подтверждает следующая таблица.

Разовый тираж общественно-политических газет [7, ^ 52].

Федеральные округа Сетевые издания Региональные издания Местные издания

ЦФО 2 315 456 1 958378 10 816751

СЗФО 1 122 110 2 225 032 2 573 095

ЮФО 1 137 628 913 043 1 853 454

ПФО 1 903 011 1 976 929 3 175 143

УФО 668 271 626 062 1 475 706

СФО 938 908 1 380 285 2 389 427

дфо 486 076 575 753 536 259

Всего: 8 571460 9 655482 22 819835

Осознавая важность и проблемность процессов, происходивших с региональными СМИ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при поддержке Медиа Союза 19-20 мая 2006 года организовало в г. Вологде Всероссийское совещание редакторов районных и городских газет на тему: «Роль муниципальных печатных СМИ в реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и приоритетных национальных проектов».

В резолюции, принятой по итогам совещания, указывалось, что районные и городские газеты являются основой информационного пространства России и залогом его цельности. Исключительно важно, чтобы местная печать не только сохранилась на существующем уровне, но и поступательно развивалась в будущем.

На совещании была поднята важная проблема эффективности использования государственных средств, отчисляемых на поддержку СМИ. Стремление регионов оказать такую поддержку средствам массовой информации расценивалось учредителями совещания позитивно, поскольку это способствовало их развитию. Другое дело, что механизм финансовой помощи должен быть предельно прозрачен. Проще говоря, все средства следовало бы распределять исключительно с применением конкурсных процедур, как того, кстати, требует действующее законодательство.

Во многих субъектах РФ именно так и обстоят дела. Так, поддержка СМИ в виде целевых грантов, выделяемых на конкурсной основе, осуществляется в Алтайском крае. В Саратовской области дотации газетам распределяются по конкурсу в рамках местной целевой программы "Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со СМИ". Благодаря региональным грантам СМИ Псковской области в 2006 году реализовались проекты по освещению деятельности областного Собрания депутатов, обладминистрации, а также мероприятий общероссийского и областного значения. В форме реализации государственно заказа поддерживаются СМИ в Калужской области и ряде других регионов.

Но практика выделения средств региональными бюджетами на конкурсной основе и в виде конкретных госзаказов была скорее исключением, нежели правилом. Например, в Москве в 2005 году без всякого конкурса на финансирование муниципальных газет было потрачено 326,5 млн. рублей [6, с. 28].

И сегодня проблема избирательного оказания финансовой поддержки СМИ по принципу «свой» - «чужой» из региональных и местных бюджетов остается актуальной. По мере расширения количества региональных периодических изданий наметилась тенденция их консолидации в объединения под эгидой местных властей.

Руководство Алтайского и Красноярского краев отстояли свои законы «Об экономической поддержке СМИ». Дума Ханты-Мансийского автономного округа приняла региональный закон о СМИ, регулирующий взаи-

моотношения органов государственной власти и средств массовой информации. На основании этого закона к концу 2006 года все медийные и полиграфические организации, учрежденные окружными властями, объединены в издательский дом.

В январе 2006 года приступила к работе Общественная палата, в составе которой имеется Комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации. Главными вопросами в работе Комиссии определены свобода слова и общественная экспертиза законопроектов с точки зрения их влияния на функционирование и развитие рынка СМИ. Комиссия намерена принять активное участие в подготовке новой редакции Закона «О средствах массовой информации», предпринять дополнительные меры по защите общества от недобросовестной деятельности СМИ [6, с. 52].

В 2006 году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям впервые осуществляло распределение бюджетных средств организациям в сфере печати, реализующим социально значимые проекты. Всего за год в Агентство поступили заявки от 759 организаций в сфере печати, осуществляющих реализацию таких проектов. Гранты по статье «Мероприятия в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации» получили 349 организаций в сфере печати из 54 регионов Российской Федерации под реализацию 404 социально значимых проектов на общую сумму 127 582 000 рублей. Еще 23 000 000 рублей было направлено 26 организациям в сфере печати, осуществляющим выпуск периодических печатных изданий для инвалидов и для инвалидов по зрению.

Наиболее востребованными в 2006 году темами социально значимых проектов были: «Популяризация и освещение хода реализации национальных проектов», «Укрепление здоровья нации, сокращение смертности и увеличение рождаемости, внедрение здорового образа жизни, борьба с алкоголизмом, наркоманией, курением, аморальным поведением и бытовой распущенностью населения, прежде всего молодежи», «Безопасность на дорогах», «Поддержка литературного, музыкального, изобразительного, научно-технического и иных общественно полезных форм творчества населения», «Развитие межнационального и межконфессионального общения, сохранение самобытности народов Российской Федерации, упрочение дружбы и сотрудничества между ними, идеи национального единства» [9, с. 88]. Суммарно это выглядит следующим образом.

Структура распределения средств на реализацию социально значимых проектов (по типам изданий, всего в млн. руб. (в %)

Годы Категория изданий 2006 2007 2008

Абс. В % Абс. В % Абс. В %

Издания для инвалидов - - 19,1 15,3 23,0 16,4

Издания для ветеранов 2,42 1,9 1,63 1,2 0,791 0,6

Детские издания 20,65 16,2 20,06 16,0 18,028 12,9

Молодежные издания 8,3 6,5 7,64 6,0 6,389 4,6

Литературно-художественные издания 15,27 12,0 14,0 11,0 13,18 9,4

Культурно-просветительские издания 21,84 22,8 41,86 27,8 42,215 30,2

Общественно-политические издания 51,84 40,6 43,39 28,2 36,177 25,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика государственного финансирования социально значимых проектов в СМИ стала постоянной. Преимущественное право на получение грантов имели издания социальной, литературно-художественной, культурно-просветительной и научно-популярной направленности, испытывающие потребность в государственной поддержке на обеспечение публикаций социально значимой тематики. При рассмотрении соискателей на государственную поддержку предпочтение отдавалось претендентам, инициативно представившим к рассмотрению масштабные социально значимые проекты. Под социально значимыми проектами в сфере периодической печати понимались серии тематически однородных материалов, представляющих общественные и государственные интересы, материалов, направленных на решение актуальных социально значимых проблем российской действительности и опубликованных (планируемых к публикации) на страницах официально зарегистрированных в Российской Федерации газет, журналов, альманахов, бюллетеней и сборников.

Субсидирование изданий для инвалидов по зрению осуществлялось ежемесячно по Плану выпуска специальных изданий для слепых, утвержденному ЦП ВОС. В соответствии со Ст.14 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 года №181-ФЗ экономическая поддержка периодических изданий для инвалидов по зрению направлялась не только на частичное возмещение расхо-

дов по закупке бумаги и оплате полиграфических услуг отечественных типографий, но и полностью на выпуск и распространение изданий.

Полученные государственные средства позволили указанным организациям в сфере печати обеспечить бесперебойный выпуск печатных изданий для инвалидов по зрению и даже снизить цены на них, обеспечивая тем самым право данной категории российских граждан на получение объективной и достоверной информации по актуальным для них проблемам [8, с. 97].

Вместе с тем переход финансовой поддержки СМИ в формат ежегодного распределения средств между социально значимыми проектами себя не оправдал. Сокращению подверглись материальные ресурсы, отпускаемые на финансирование всех социально значимых изданий, кроме печатных СМИ для инвалидов, и, к сожалению, в том числе и на финансирование общественно-политической тематики прессы, что в условиях сокращения читательской аудитории серьезных периодических изданий грозит утратой ими субъектности в современном российском политическом процессе.

К середине десятилетия нынешнего века стало очевидным несоответствие системы налогообложения СМИ и их роли в процессе реформирования российского общества. Другими словами, с момента вступления в силу в 2001 году второй части Налогового кодекса Российской Федерации в индустрии печатных СМИ определился круг проблем, существенно сдерживающих развитие отрасли. Очевидно, что их решение без участия органов государственной власти невозможно.

Возникшие проблемы, учитывая их значимость для дальнейшего развития индустрии печатных СМИ, рассматривались 6 марта 2007 года на II межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2006 года и перспективы развития», которая поддержала инициативу Национального Координационного совета прессы и Российского книжного союза об оптимизации налогообложения периодики и книг, связанных с образованием, наукой и культурой как социально значимого товара особого рода, о снижении налогового бремени и упрощении налоговых процедур по ряду технологических процессов в отрасли печатных СМИ, а также рекомендовала Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям провести коллегию по этой темати-

ке и финансово поддержать подготовку предложений по нему в Правительство Российской Федерации [7, с. 51].

Во исполнение Рекомендаций II межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2006 года и перспективы развития», 27 сентября 2007 года состоялась коллегия Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям на тему «Об оптимизации налогообложения периодической печати и книг, связанных с образованием, наукой и культурой». Предложения по этой проблеме, подготовленные Национальным координационным советом прессы, стали результатом большого коллективного труда, прошли квалифицированную предварительную юридическую экспертизу и около месяца были доступны для всеобщего обсуждения на сайтах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Гильдии издателей периодической печати.

Участники обсуждения сошлись во мнении, что существующая в Российской Федерации практика налогообложения печатных СМИ и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, требует оптимизации с учетом ее специфики как социально значимого товара особого рода с учетом особенностей его производства и распространения [8, с. 97].

Главным событием, вызвавшим бесчисленные дискуссии в СМИ, стало подписание Президентом РФ В.В. Путиным 13 марта 2006 г. нового Федерального закона «О рекламе». Новый закон вступил в силу с 1 июля 2006 г.

Среди нововведений, вызвавших наибольший общественный резонанс, предметом особо острых споров стали вводимые ограничения для рекламы в СМИ. Периодическим печатным изданиям с объемом рекламы, превышающем 40% одного номера, предписывалось указывать рекламную специализацию в выходных данных [10].

В рамках очередного этапа административной реформы в России в 2008 году было образовано Министерство связи и массовых коммуникаций. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям переподчинилось вновь образованному министерству. В Минкомсвязи России появилась новая структура - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роском-надзор). Тем самым сфера СМИ России обрела единый управленческий инструмент, что в итоге должно привести к повышению эффективности государственной политики в этих сферах экономики. Таким образом, у

ведущих общественных организаций индустрии масс-медиа появились новые возможности для диалога с властью, реализации механизма согласования с профессиональным сообществом законодательных инициатив, имеющих отношение к медиаиндустрии на этапе их подготовки.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в 2008 году реорганизовывалась дважды. Весной на базе Россвязьохранкультуры были созданы Россвязь-комнадзор и Росохранкультура, а осенью Россвязькомнадзор был преобразован в Роскомнадзор. Новому федеральному органу предстояло решать многочисленные проблемы, связанные с повышением эффективности государственного регулирования деятельности печатных СМИ, включая исполнение ими законов «О СМИ», «Об экстремистской деятельности», «Об обязательном экземпляре документов». Дополнительного внимания требовала защита интеллектуальной собственности и прав журналистов, организация борьбы со спамом, пропагандой порнографии, культа насилия и жестокости в СМИ.

Российское законодательство о СМИ в 2008 году продолжало развиваться. Был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который определил основные формы взаимодействия судов и СМИ, включая свободный доступ журналистов в помещения судов, их присутствие на заседаниях органов судейского сообщества, участие представителей судов в совместных с представителями СМИ мероприятиях, аккредитацию в судах и т.д. [11].

Правовое поле функционирования отечественных печатных СМИ расширилось с принятием в 2008 году Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [12].

Закон относится к пакету антикоррупционных мер и направлен на обеспечение прозрачности деятельности госорганов и органов местного самоуправления, реализацию прав граждан получать информацию об их деятельности, в том числе впервые законодательно устанавливается доступ к информации об их деятельности и в электронной форме. За сокрытие информации предусмотрена ответственность чиновника вплоть до уголовной. В законе также определены формы предоставления информации (устная форма и в виде документированной информации, в том числе электронной), перечни информации о деятельности федеральных госу-

дарственных органов, парламента, судов, госорганов субъектов регионов и местного самоуправления, а также способы обеспечения доступа к ней. Закон вступил в силу с 1 января 2010 года.

В марте 2008 года вступил в силу Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационных и телекоммуникационных сетей международного информационного обмена». Цель Указа - обеспечить при использовании информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе Интернета) информационную безопасность страны. Указом предусмотрено, что подключение к сетям и средствам вычислительной техники, применяемым для хранения, обработки и передачи информации, содержащей государственную тайну, либо информации, содержащей служебную тайну, возможно только с использованием средств защиты, прошедших сертификацию в ФСБ России и/или получивших подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспертному контролю [17].

Исследования ВЦИОМ и Общественной палаты РФ, проведенные в 2008 году в ряде регионов России, показывают, что степень свободы прессы в стране достаточно высока. При этом возрастает значение и роль государства в обеспечении защиты прав журналистов. Так, в течение 2008 года Роскомнадзором было рассмотрено 48 случаев, связанных с попытками ущемления профессиональной самостоятельности СМИ и нарушением прав журналистов. Из них 16 связаны с преступлениями против жизни и здоровья журналистов [9, с. 81].

Оживленную дискуссию в отраслевой среде вызвал Закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», принятый Государственной думой в ходе весенней сессии 2008 года. Согласно этому закону к стратегически важным предприятиям были отнесены и крупные СМИ - телевидение и печатные издания с тиражом не менее миллиона экземпляров. Было определено также, что типография считается стратегической в том случае, если ежемесячно выпускает 200 миллионов печатных листов и более. Теперь для того, чтобы приобрести 50%-й пакет акций такого предприятия, иностранная компания должна обратиться в государственные контролирующие органы. Действие закона не распространяется на совершенные ранее сделки, но иностранные компании, имеющие в своих активах более чем

5% акций российских стратегических предприятий, должны уведомить об этом Правительство РФ [13].

Российским ноу-хау указанный закон не является. В ведущих странах передача иностранным собственникам ежедневных изданий с тиражом более 500 тыс. экземпляров подлежит предварительному одобрению в правительстве. Ограничения на участие иностранного капитала в национальных СМИ существуют в Австралии, Бразилии, Сингапуре, Израиле, Испании, Италии, Японии и многих других странах.

Примечательным событием 2008 года в области законодательства о СМИ стали результаты деятельности рабочей группы фракции «Единая Россия» в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации под руководством О. Морозова, подготовившей новую версию федерального Закона о СМИ.

Новый этап во взаимоотношениях государства и журналистского сообщества открывает подписанное в сентябре 2008 года соглашение Рос-комнадзора с Союзом журналистов России о сотрудничестве по защите прав журналистов, включающее также положение по воспрепятствованию использования журналистики для целей экстремизма, пропаганды наркотиков, культа насилия и жестокости.

Показательно то, что возникающие время от времени противоречия между прессой, органами власти и отдельными гражданами все чаще решаются в судах. Количество судебных исков к прессе в различных субъектах РФ в 2008 году не превышало 10-15, уголовные дела и дела о защите чести и достоинства истцов составляли среди них не более 20%. Абсолютное большинство судебных исков к СМИ, инициированных органами государственной власти, связано с нарушением законодательства о СМИ, рекламе и Кодекса РФ об административных нарушениях. За распространение материалов экстремистского характера в судебном порядке в стране было наказано 21 периодическое печатное издание. При этом часть исков суды отклонили. К примеру, городской суд Санкт-Петербурга в июле 2008 года разрешил выпуск газеты «Новый Петербург», приостановленный после двух предупреждений Роскомнадзора этому изданию, так как судьи не усмотрели в материалах газеты признаков экстремизма. 1 июля 2008 года Верховный суд РФ отменил судебное решение о закрытии газеты «Правда Хакасии» по аналогичным причинам. 24 июня 2008 года Приморский краевой суд в кассации отказал в рассмотрении исково-

го заявления экс-кандидата в депутаты городской Думы Владивостока Николая Ткачева к приморской газете «Ежедневные Новости» по защите чести и достоинства заявителя.

В мае 2009 года Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел кассационную жалобу редактора газеты «Память - Новосибирск» В. Будянова на решение Новосибирского областного суда о прекращении деятельности этого издания по иску местного Управления Роскомнадзора и отменил его. В январе 2010 года прокуратура Петрозаводска вынесла представление в адрес главы столицы Карелии Николая Левина, указав ему на то, что сотрудники петрозаводской администрации нарушили законные права журналиста Георгия Чентемирова. Следует также отметить повышающийся авторитет Общественной коллегии по жалобам на прессу Союза журналистов России, единственного российского аналога третейского суда по публикациям в СМИ, которая в 2009 году рассмотрела ряд знаковых дел.

В то же время, проверив в марте 2008 года 16 редакций местных печатных изданий на предмет соблюдения законодательства о СМИ, Управление Роскомнадзора по Нижегородской области выявило 15 нарушений, 10 из которых связаны с нарушением требований Ст.27 (выходные данные) Закона о СМИ, а остальные - Ст.20 (устав редакции) того же закона. В результате деятельность двух изданий была прекращена по решению учредителей, а в суды общей юрисдикции поступило 4 исковых заявления о ликвидации СМИ на основании п. 3 Ст.15 Закона РФ о СМИ.

Всего в 2008 году за нарушение требований ст. 4 Закона Российской Федерации о СМИ Роскомнадзором было вынесено 47 письменных предупреждений редакциям средств массовой информации. Из них: за использование СМИ для осуществления экстремистской деятельности -28; за распространение сведений о способах, методах изготовления и использования наркотических средств - 6; за разглашение сведений, прямо указывающих на личность несовершеннолетнего без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя - 5; за разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну - 2; за пропаганду порнографии - 2; за пропаганду культа насилия и жестокости - 2; за распространение иной информации, запрещенной законодательством, - 2.

Кроме того, по итогам контрольной и надзорной деятельности в сфере СМИ было выдано 1271 предписание об устранении выявленных нарушений и составлено 842 протокола об административных правонарушениях.

За неоднократные в течение года нарушения требований Ст.4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» по искам Роскомнадзора судами в 2008 году прекращена деятельность газет «Корпус» и «Дуэль», в которых публикации статей «Смерть России» и «Симбиоз: КГБ и евреи» были признаны судом экстремистскими [9, с. 82].

Важным событием, способным существенно повлиять на положение отечественных СМИ, стало подписание 25 мая 2009 года в Гамбурге «Европейской хартии свободы прессы», в разработке которой участвовали редакторы 46 ведущих СМИ Европы из 19 стран, в том числе и из России [18].

В 10 статьях Хартии сформулированы основные принципы независимости СМИ от вмешательства государства. По мнению подписантов Хартии, в идеале журналисты из всех европейских стран должны иметь возможность опираться на положения этого документа в конфликтах с государством или подконтрольными ему ведомствами. Полный текст «Европейской хартии свободы прессы» гласит:

1. Свобода прессы жизненно необходима в любом демократическом обществе. Поэтому каждое правительство обязано поддерживать, защищать и уважать СМИ, выполняющие свою политическую, социальную и культурную миссию.

2. Цензура СМИ неприемлема. Независимость журналистов всех средств массовой информации гарантируется государством, не допускающим преследования, репрессий и вмешательства в деятельность СМИ по профессиональным мотивам. Пресса и онлайн СМИ не должны подвергаться лицензированию.

3. Право журналистов на сбор и распространение информации и мнений не может ставиться под угрозу, ограничиваться или являться поводом для санкций.

4. Государство гарантирует защиту источников информации СМИ. Недопустимы обыски редакций изданий и жилья журналистов, слежка за журналистами или прослушивание их переговоров с целью установления источников информации или нарушения ее конфиденциальности.

5. Государство гарантирует, что во время выполнения своих функций сотрудники СМИ будут всесторонне защищены с помощью независи-

мой судебной системы и административных ресурсов. Нарушения прав журналистов тщательно расследуются и наказываются правосудием.

6. Свобода экономической деятельности и независимость СМИ обеспечиваются государством через подконтрольные ему ведомства и организации. Экономические санкции в отношении СМИ недопустимы. Частные предприниматели также должны воздерживаться от давления на независимость СМИ и не предпринимать попыток стереть границы между рекламой и редакционными материалами.

7. Государство и подконтрольные ему ведомства не препятствуют свободному доступу журналистов к информации в целях реализации миссии СМИ по информированию общества.

8. СМИ и журналисты имеют право на свободный доступ ко всем новостным источникам в т. ч иностранным. Иностранным журналистам без задержек выдаются визы, аккредитации и другие документы, необходимые для выполнения их миссии.

9. Всем гражданам и общественности обеспечивается свободный доступ ко всем национальным и зарубежным СМИ и другим источникам информации.

10. Государство не ограничивает доступ граждан к получению профессии журналиста.

В конце апреля 2010 года пленум Верховного суда Российской Федерации обсудил и одобрил проект постановления «О практике применения судами Закона РФ «О средствах массовой информации». Это постановление (опубликовано в июне 2010 года) стало первым масштабным обобщением практики применения Закона «О СМИ», принятого в 1991 году. Оно отвечает на очень многие практические вопросы.

Так, большое внимание в постановлении уделяется публичности сообщений органов власти, включая суды. Государственные и муниципальные служащие обязаны без задержки отвечать на запросы журналистов. Необоснованное проведение судебных заседаний в закрытом режиме «может быть признано нарушением права на справедливое и публичное судебное разбирательство, предусмотренное п.1 Ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод». За распространение информации, переданной информагентствами, СМИ не должны нести ответственность даже в случае, если прямо на агентства не ссылались. Нельзя предъявить претензии к СМИ и за высказывания чиновников, сделанные в интервью.

За перепечатки материалов иностранных СМИ, содержащих ложную информацию, российские СМИ не отвечают только в том случае, если иностранное СМИ или его журналиста можно привлечь к суду в самой России.

Постановление Верховного суда впервые в российской практике проводит различие между распространением фактов о жизни политиков и частных лиц: «Политики по сравнению с обычными гражданами должны пользоваться меньшей защитой, поскольку обсуждение их деятельности представляет общественный интерес».

При рассмотрении дел о злоупотреблении свободой СМИ судам рекомендовано изучать не только слова и выражения, но также контекст и общественно-политическую обстановку. А вот «приостанавливать деятельность СМИ для обеспечения исков частных лиц или запрещать журналистам готовить и публиковать материалы по определенной теме нельзя, поскольку это умаляет авторитет правосудия».

В целом из постановления следует, что Закон «О СМИ» остается чуть ли не единственным законодательным актом, принятым на заре новой российской истории и не подвергшимся концептуальной переделке [4].

В конце весенней сессии 2010 года Госдума приняла Закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» [14], вступивший в силу с 1 января 2011 года. Решающему голосованию предшествовала процедура возвращения текста во второе чтение для внесения важной поправки. В соответствии с ней органы прокуратуры были выведены из-под действия этого закона. Под инсайдерской информацией понимается «точная и конкретная информация» (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи), распространение или предоставление которой может «оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты, товаров». Инсайдерами, то есть лицами и организациями, имеющими доступ к такой информации, признаются также федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, имеющие право временно размещать свободные средства в финансовые инструменты.

На предотвращение деструктивного влияния СМИ на подрастающее поколение направлен принятый в июне 2010 года закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [15]. Закон ограничивает распространение информации, содержащей порнографию, нецен-

зурную брань, оправдывающую насилие, жестокость, употребление наркотиков, алкоголя, курение, а также отрицающий семейные ценности. Действие закона распространяется только на оборот информации, «вредной для детей», поэтому телеканалы должны маркировать не все передачи, а только «содержащие запрещенную информацию». Из-под действия закона также выведена пресса, «специализирующаяся на распространении информации практического, производственного и общественно-политического характера». По мнению специалистов, закон недостаточно конкретен, так как степень ограничения информационной свободы зависит от исполнителей и регулирующих органов. Закон вступил в силу 1 сентября 2011 года.

Кардинально поменять ситуацию с бесконтрольным расходованием средств, отпущенных из региональных бюджетов, призван ФЗ, принятый 8 мая 2010 года: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [16]. Согласно ему все редакции СМИ с государственным участием, работающие в форме автономных учреждений (АУ), до 11 мая 2011 года должны изменить форму собственности, предполагающую обязательное открытие ими счетов в казначействе. Сегодня, существуя практически на бюджетные средства, форму автономного учреждения имеют не менее 30% от 3.5 тысяч муниципальных газет. Только в Центральном федеральном округе изменить форму собственности должны 209 из 616 газет. Кроме того, есть субъекты Российской Федерации, которые за последние два-три года перевели все свои муниципальные издания в организационно-правовую форму АУ и установили порядок финансирования в виде субсидий (государственных заданий). К ним относятся Воронежская, Тверская, Ульяновская области, Республика Коми и др. Для них расходы по переводу изданий в новую форму собственности могут составить значительные суммы.

Таким образом, сказанное позволяет сделать определенные выводы. Так, за время постсоветского реформирования российского общества государственная политика в сфере средств массовой информации в целом развивалась в русле логики заимствованных из западного опыта норм институциональной демократии. Основным ее достижением можно считать частичную реализацию одного из ведущих демократических принципов - свободы слова.

Однако бесконтрольные передачи, слияния и поглощения медиаак-тивов, находящихся вне поля зрения государства и общества, создали условия, ставящие под сомнение либеральный характер демократических преобразований СМИ. Основная часть медиапространства принадлежит крупному олигархическому капиталу и государственным структурам, что само по себе ставит под сомнение возможность реализации печатной прессой своей социальной функции - механизма взаимодействия общества и власти, инструмента формирования общественно-политических предпочтений граждан в интересах общества и государства.

Пока государству не удалось выработать действенный механизм рекрутирования в медийное пространство независимых игроков, так же, как и механизм, их порождающий.

Предпринятые позитивные шаги в установлении различных пределов свободного развития медийного пространства на коммерческой основе коснулись исключительно ограничений, связанных с безопасностью самого государства, в том числе с противодействием терроризму, наркомании, разрушению детской нравственности.

Заслуживают положительной оценки первые политические решения в области СМИ, расширяющие доступ к информации о деятельности судов, государственных учреждений, публичных политиков.

Вместе с тем движение по пути демократизации печатных средств массовой информации не может принести стратегического успеха вследствие нерешенности главной проблемы российской современности - продолжающегося сокращения читательской аудитории, утраты газетами главного родового признака - публичности. Все остальные достижения без решения этой проблемы будут носить паллиативный характер или усилят социально-политические позиции формирующейся корпорации чиновников и крупного капитала.

В этой связи обращает на себя внимание позиция государства в области финансовой политики в отношении СМИ. Во-первых, неконструктивной выглядит мера, лишившая социального статуса и гарантированной материальной поддержки со стороны государства СМИ, осуществляющих научно-образовательную, воспитательную, просветительскую деятельность. Переведенная в формат ежегодного финансирования социально-значимых проектов, финансовая помощь государства уменьшилась в отношении всех печатных СМИ (за исключением СМИ, ориентированных на инвалидов).

Во-вторых, вызывает особое сомнение сокращение финансирования газет общественно-политической тематики, сокращение читательской аудитории которых грозит утратой ими статуса субъекта современного политического процесса.

В-третьих, не отработан государственный механизм рыночного регулирования СМИ. Налоговое обременение не дифференцирует общественно-значимые издания и издательские коммерческие проекты, что ведет к выхолащиванию из медийного пространства серьезной прессы.

Предприняв меры к предотвращению нецелевого расходования средств региональных бюджетов, направляемых на поддержку местных СМИ, государство абсолютно устранилось от контроля над направлением развития регионального медийного пространства. Как следствие, именно в его недрах время от времени возникают прецеденты использования прессы в антиобщественных целях.

Таким образом, государственная политика в области печатных СМИ пока еще далека от совершенства и настоятельно требует серьезной корректировки.

Государственная политика должна стать главным интегратором субъектов медийного пространства, проповедующих самые разные политические, культурные, религиозные ценности, ориентиром направления, отражающего интересы и потребности всего общества. Такая существенная трансформация - весьма сложный процесс, но без этого российские СМИ обречены на роль «суфлера в чужом спектакле».

Литература

1. Авцинова Г.И. Мифы и реальность устойчивого развития // Власть. 2012. №5.

2. Буренко В.И., Предыбайлов С.М. Парламентаризм и политическое представительство // PolitBook. 2013. №3.

3. Закон РФ от 27.12.91 №2124-1 «О средствах массовой информации». URL: http://www.referent.ru/1/83 (дата обращения 01.07.2015).

4. Златанов Б.Г. Особенности модернизации на постсоциалистическом пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2015. №1.

5. Комаровский В.С., Морозова Е.Г. Государственная служба и политико-административное управление // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2001. №3.

6. Концепция государственной информационной политики, одобренная Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи 15 октября 1998 г. и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 г. М., 1998.

7. Матвеенко Ю.И. Глобальные вызовы для России: новая модель управления // PolitBook. 2014. №4.

8. Морозова Е.Г., Фалина А.С. Традиции и новации в практике рыночно ориентированных административных реформ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №4.

9. Морозова Е.Г., Фалина А.С. Модернизация как концепт современной политологии // Государственная служба. 2013. №1(81).

10. Нестерчук О.А. Сопряжение мифологического образа и политической реальности в политико-коммуникативном пространстве // Человеческий капитал. 2012. №5(41).

11. Новиков И.В., Новиков В.С., Новиков С.В. Влияние печатных СМИ на результаты избирательной кампании Федерального уровня. Омское прииртышье (1992-2003 гг.). Омск, 2007.

12. Российский рынок периодической печати. М., 2005.

13. Тимофеева Л.Н. Россия в поисках субъектности // Власть. 2014. №2.

14. Фалина А.С. Морозова Елена Георгиевна о политико-административном управлении, административной реформации и перспективах «рыночного» государства в современной России // Youth World Politic. 2013. №3.

15. Шабров О.Ф. Государственное управление в России: проблемы эффективности // Социально-гуманитарные знания. 2005. №2.

16. Шабров О.Ф. Реформа государственной службы: открытость или эффективность // Социология власти. 2005. №6.

17. Шабров О.Ф. Модернизация в условиях глобализации: подходы, барьеры, потенциал // PolitBook. 2014. №4.

References

1. Avtsinova G.I. Mify i real'nost' ustoichivogo razvitiya. Vlast'. 2012. №5.

2. Burenko V.I., Predybailov S.M. Parlamentarizm i politicheskoe predsta-vitel'stvo. PolitBook. 2013. №3.

3. Zakon RF ot 27.12.91 №2124-I «O sredstvakh massovoi informatsii». URL: http : //www. referent. ru/1/83 (data obrashcheniya 01.07.2015).

4. Zlatanov B.G. Osobennosti modernizatsii na postsotsialisticheskom prostranstve. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2015. №1.

5. Komarovskii V.S., Morozova E.G. Gosudarstvennaya sluzhba i politiko-administrativnoe upravlenie. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. 2001. №3.

6. Kontseptsiya gosudarstvennoi informatsionnoi politiki, odobrennaya Komitetom Gosudarstvennoi Dumy po informatsionnoi politike i svyazi 15 okty-abrya 1998 g. i Postoyannoi palatoi po gosudarstvennoi informatsionnoi politike Politicheskogo konsul'tativnogo soveta pri prezidente Rossiiskoi Federatsii 21 dekabrya 1998 g. M., 1998.

7. Matveenko Yu.I. Global'nye vyzovy dlya Rossii: novaya model' upravle-niya. PolitBook. 2014. №4.

8. Morozova E.G., Falina A.S. Traditsii i novatsii v praktike rynochno orien-tirovannykh administrativnykh reform. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2012. №4.

9. Morozova E.G., Falina A.S. Modernizatsiya kak kontsept sovremennoi politologii. Gosudarstvennaya sluzhba. 2013. №1(81).

10. Nesterchuk O.A. Sopryazhenie mifologicheskogo obraza i politicheskoi real'nosti v politiko-kommunikativnom prostranstve. Chelovecheskii kapital. 2012. №5(41).

11. Novikov I.V., Novikov V.S., Novikov S.V. Vliyanie pechatnykh SMI na rezul'taty izbiratel'noi kampanii Federal'nogo urovnya. Omskoe priirtysh'e (19922003 gg.). Omsk, 2007.

12. Rossiiskii rynok periodicheskoi pechati. M., 2005.

13. Timofeeva L.N. Rossiya v poiskakh sub"ektnosti. Vlast'. 2014. №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Falina A.S. Morozova Elena Georgievna o politiko-administrativnom upravlenii, administrativnoi reformatsii i perspektivakh «rynochnogo» gosudar-stva v sovremennoi Rossii. Youth World Politic. 2013. №3.

15. Shabrov O.F. Gosudarstvennoe upravlenie v Rossii: problemy effektiv-nosti. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2005. №2.

16. Shabrov O.F. Reforma gosudarstvennoi sluzhby: otkrytost' ili effektiv-nost'. Sotsiologiya vlasti. 2005. №6.

17. Shabrov O.F. Modernizatsiya v usloviyakh globalizatsii: podkhody, bar'ery, potentsial. PolitBook. 2014. №4.

В.И. Тимошенко, Е.М. Какоткина

ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ПАРТИЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация

В данной статье анализируются основные нововведения в партийном законодательстве по итогам политики либерализации, инициированной Д.А. Медведевым; а также комплекс дополнительных мер, предлагаемых российскими политологами по дальнейшему усовершенствованию партийного и избирательного законодательства в сторону демократизации. Особое внимание автор уделяет положениям, препятствующим создание полноценного представительного органа, как на федеральном, так и на региональном уровнях. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что в перспективе на политическом поле произойдут количественно-качественные изменения; от-фильтруется ряд неэффективных партий-проектов; в существующий сегодня картель войдет несколько новых сильных партий, которые в совокупности и будут составлять партийный дизайн политической системы России.

V. Timoshenko, M. Kakotkina

POSSIBLE FUTURE DEVELOPMENT PARTY SYSTEM IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF LIBERALIZATION PARTY LEGISLATION

Abstract

This article analyzes the main innovations in the political party legislation on the results of the policy of liberalization, initiated by Medvedev D.A.; and on the set of additional measures offereded by Russian political scientists on further improvement of both the political and the electoral legal systems in the direction of democratization. Particular attention is paid to the positions preventing the development of a complete representative institution both on the federal and regional levels. On the basis of the research conducted by the author he makes a conclusion that in the perspective there will be quantitative and qualitative changes in the political sphere; a number of inefficient political projects will be filtered out; some new strong parties will join the existing today cartel, and together they will form a political outlook of the political party system in Russia.

Ключевые слова:

политические партии, партийная система, либерализация партийного и избирательного законодательства, партийная картель, институт президентства.

Key words :

political parties, political party system, liberalization of the political and the electoral law systems, party cartel, institution of the presidency.

Как мы знаем, любые трансформации начинаются в кризисные моменты, когда система больше не может адекватно реагировать на входящие со стороны общества требования и изменения во внутренней и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.