2. Вялков А.И., Мирский М.Б., Щепин В.О. и др. Основные направления развития лечебно-профилактической помощи населению: Здравоохранение России. ХХ век / Под ред. Ю.Л. Шевченко, В.И. Покровского, О.П. Щепина - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - С. 66.
3. История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI - начало XX в.) / М.В. Поддубный, И.В. Егорышева, Е.В. Шерстнева и др.; под ред. Р.У. Хабриева -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - С 199-204.
4. Российский медицинский список, изданный Управлением Главного Врачебного Инспектора МВД, на 1916 год (списки врачей, ветеринаров, зубных врачей, фармацевтов и аптек по сведениям на 1 мая 1916 г.). - Пг., Тип. МВД, 1916. - С. 1-668.
5. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Татьяна Сергеевна Сорокина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 494.
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЩИН В РОССИИ ХГХ В.
Л.Г. Кондрашкина
Резюме: на протяжении 1860-х - начале 1870-х гг. в центре внимания российской общественности находился вопрос о женском высшем образовании. Результатом обсуждения этого вопроса стало открытие в ноябре 1872 г. «Особого женского курса для образования учёных акушерок». Это было первое высшее женское медицинское учебное заведение не только в России, но и в Европе. Ключевые слова: медицина, образование, общество, акушерка.
В истории развития медицинской деятельности женщин в государственных и общественных учреждениях особое место принадлежит 1860-1870-м гг. Острая полемика о высшем женском медицинском образовании просматривается на страницах «Медицинского вестника», «Петербургских ведомостей», «Московской медицинской газеты». Широкие круги российской общественности считали медицинскую деятельность для женщин «возможной и благотворной для общества». Поводом к рассмотрению вопроса о высшем медицинском образовании для женщин на государственном уровне послужило прошение Л. Ожигиной, поданное в феврале 1861 г. попечителю Харьковского учебного округа Д.С. Левшину. 2 мая 1861 г. по повелению Александра II вопрос этот рассматривался в Медицинском совете, высшем совещательном медицинском органе
* ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
Кондрашкина Лариса Геннадьевна - к.и.н., доцент, larisa kondr@bk.ru
России. Здесь он также не встретил возражений. Л. Ожигиной было разрешено присутствовать на лекциях. В августе 1861 г. вопрос о возможности совместного обучения мужчин и женщин был передан на рассмотрение Главного правления училищ, которое предложило высказаться по этому поводу университетским советам, поставив перед ними вопрос о допуске лиц женского пола к слушанию университетских лекций на всех факультетах. 5 декабря 1861 года вопрос о допуске женщин к слушанию лекций в университетах был решён отрицательно. Несмотря на ранее принятое разрешение, Л. Ожигиной пришлось прекратить посещение лекций в Харьковском университете. Такая же судьба постигла многих других женщин, в том числе и будущих первых врачей Н.П. Суслову и М.А Обручеву-Бокову, слушавших лекции И.М. Сеченова в Медико-хирургической академии. В этой ситуации многие отправлялись учиться за границу, где главным центром служил Цюрих. Проблема высшего женского образования продолжала волновать русскую общественность. Передовая российская общественность не ограничивалась дискуссиями по поводу высшего врачебного образования женщин. Так, в конце 60-х годов подготовку по анатомии повивальных бабок поставил выдающийся П.Ф. Лесгафт в Институте повивальных бабок при Казанском университете. П.Ф. Лес-гафт продолжал читать лекции женщинам и после его увольнения из Казанского университета в ноябре 1871 г. Возвратившись в Петербург, П.Ф. Лесгафт, как докладывало охранное отделение, несмотря на запрещение педагогической практики, «читает неразрешённые в установленном порядке лекции приходящим к нему на квартиру женщинам». Кроме того, они также нелегально занимались у И.М. Сеченова, А.П. Бородина, М.М. Руднева, и других поборников женского образования.
В итоге, с января 1870 г. вопрос о женском врачебном образовании стал предметом активного обсуждения медицинского совета, члены которого составили подробную записку «О мерах к возвышению уровня образования повивальных бабок», включавшую учебный план и программу. В составлении плана принимали участие М.М. Руднев, В.М. Флоринский, П.П. Гагарин и В.М. Тарновский. Авторы записки рекомендовали установить две акушерские степени: I - повивальной бабки и II - учёной акушерки с общим врачебным образованием в необходимом объёме для самостоятельной практической деятельности по акушерской части и лечению женских и детских болезней. Для подготовки учёных акушерок и предлагалось открыть специальные курсы при Медико-хирургической академии. На заседании Медицинского совета 7 апреля 1870 года это предложение было встречено с пониманием. Члены совета согласились, что курс обучения должен продолжаться четыре года, после чего сдают экзамены на звание лекаря. 8 июля 1872 г. военный министр утвердил расписание предметов преподавания и «Вре-
менное положение об особом женском курсе при Императорской медико-хирургической академии для образования учёных акушерок». 10 июля приказом по Военному ведомству №2 208 это «Положение» было предложено к исполнению. Литература
1. Ловцов С.П. О высшем образовании женщин // Вестник Европы. 1873. №2 11. С.
325.
2. Букин Ю.В. Преследование П.Ф. Лесгафта царским правительством // Советское здравоохранение. 1963. №2 1. С. 75.
3. Павлучкова А.В. Борьба прогрессивной медицинской общественности за введение женского врачебного образования в России // Советское здравоохранение. 1976. № 4. С. 62.
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМОЛЕНСКОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
ЕЛ. Коноплёва, В.М. Остапенко*
Резюме. Смоленское благотворительное общество сыграло важную роль в решении проблемы доступности медицинской помощи для социально незащищённых групп населения города. Ключевые слова: благотворительность, медико-социальная помощь, Смоленская губерния.
Сегодня в российской провинции стремительно увеличивается доля малообеспеченного населения. Учитывая дефицит ресурсов, следует искать разумный баланс между государственной, общественной и частной формами медицинской помощи таким социальным группам. В Смоленской области нет ни одного учреждения здравоохранения или социальной помощи некоммерческого характера, созданного на средства частных компаний, общественных организаций или отдельных благотворителей. Сейчас в волонтёрское движение активно вовлекается студенческое сообщество, делаются попытки возрождения традиций коллективных медико-социальных проектов В этой ситуации обращение к региональной истории имеет существенное значение.
Во второй половине XIX в. в российской провинции по примеру Москвы и Санкт-Петербурга было создано множество благотворительных обществ. К концу XIX столетия только в европейской части страны насчитывалось более десяти тысяч благо-
* ГОУ ВПО СГМУ Росздрава, Смоленск
Коноплёва Елена Леонидовна - к.м.н., доцент, konopleva.alenushka@gmail.com Остапенко Вероника Михайловна - зав. кафедрой, д.м.н., доцент, ostapenko4@yandex.ru