УДК 61(09) ББК 5
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ЖЕНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИИ В XVIII-XX ВЕКАХ
Д.Ф. ДЖУРАЕВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинска, Россия
e-mail: dilorom_dzhuraeva96@mail.ru
Аннотация
В статье приводится краткий обзор истории появления и развития высшего женского медицинского образования в нашей стране на протяжении XVIII, XIX, начала XX веков. Отображено отношение общественности, властей и самих женщин к проблеме женского высшего образования вообще и медицинского в частности. Показано непреходящее стремление женщин на протяжении обозначенного периода к получению образования высшего уровня, их стремление лечить и облегчать страдания в самых тяжелых условиях: на войне и в сельской глубинке. Отражена поддержка идеи высшего женского медицинского образования выдающимися врачами-мужчинами, в том числе Николаем Васильевичем Склифосовским.
Ключевые слова: история, женщины, медицинское образование.
Актуальность. Сегодня женщинам доступно обучение в любом вузе нашей страны. К мужчинам и женщинам применяются единые требования, единые условия обучения и труда. Но до XIX века общество даже представить не могло женщину в стенах университета. Медициной в XVIII века занимались за редким исключением мужчины. Сегодня в России, по различным источникам, более 80% докторов -женщины. Трудно представить современную медицину без них - хрупких и смелых, умных и понимающих. Многие выдающиеся деятели способствовали развитию высшего женского медицинского образования. Н.В.
Склифосовский был горячим сторонником женского образования в России. Благодаря участию Николая Васильевича при медико-хирургической академии были открыты "Особые женские курсы для образования ученых акушерок", где женщины могли получить высшее медицинское образование.
Женское медицинское образование началось с инструкции медицинской канцелярии 1757 года, которая постановляла докторам читать "коллегиум о бабичьем деле" для подготовки профессиональных акушерок. Но количество выпускниц было слишком незначительно и не удовлетворяло потребностей в медицинских кадрах, особенно в селах и небольших городах.
В XIX веке в России, как и во всем мире, был высокий интерес всего общества к естественнонаучным открытиям, и молодежь стремилась к получению основательного
медицинского образования. Женщины ходатайствовали об обучении на медицинских факультетах университетов наравне с мужчинами. Их стремления были в определенной мере поддержаны
правительством, периодической печатью, обществом, учеными с мировым авторитетом И.М. Сеченовым, П.Ф. Лесгафтом. С такой инициативой выступила медико-хирургическая академия, и военный министр Д.А. Милютин счел необходимым и возможным испросить Высочайшее соизволение на учреждение особых курсов для приготовления учёных акушерок. На курсы принимались девушки со средним образованием или дипломом на звание домашней учительницы. Для поступления требовалось пройти испытания по русскому, латинскому, немецкому или французскому языкам, математике, физике, истории, географии. Несмотря на трудности, желающих и способных поступить на курсы женщин, всегда было больше, чем мест для обучения. Поступали на курсы девушки из разных сословий, с разным имущественным положением.
Курсы начали работать 6 мая 1872 года и просуществовали до 1887 года, подготовив около 600 выпускниц. Их слушательницы показали, что могут полностью осваивать учебную программу и применять медицинские знания на практике. Этот опыт показал, что желание женщин получить высшее медицинское образование не праздно и не случайно, оно является серьёзной потребностью общества, и
это при том, что женщинам диплом врача не выдавался, их жалованье было меньше. Начать практическую деятельность выпускницам пришлось сразу в военно-полевых условиях Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Полевой военно-медицинский инспектор в своем докладе начальнику штаба действующей армии высказался одобрительно в отношении работы женщин-медиков.
Казалось, что Санкт-Петербургские врачебные курсы должны полноценно работать, но они так же внезапно закрылись, как и открылись, по инициативе военного ведомства. Военный министр того времени Ванновский считал нецелесообразным дальнейшее содержание при военном ведомстве женских врачебных курсов, о чем сообщил министерству внутренних дел в 1881 году. В ответ на это на имя императора стали приходить многочисленные прошения о разрешении дальнейшей работы курсов, и в 1883 году император повелевает обсудить вопрос о высшем женском образовании на особом совещании под председательством министра внутренних дел. Мысль о создании женского медицинского института была горячо встречена в самых разных общественных кругах. Но предложения медицинского совета по устройству медицинского института после долгих споров не были утверждены министерством внутренних дел. По мнению графа Д. Толстого, министра внутренних дел, число врачей-мужчин в Империи было больше необходимого количества.
Нехватка врачей в селе потребовала вновь вернуться к идее подготовки врачей из женщин, что требовало открытия женского медицинского института. Теперь этот вопрос не встретил прежнего сопротивления. Местом основания института был определен Санкт-Петербург, а датой начала работы 15 октября 1897 года. Русские женщины добились того, чего не имели женщины Западной Европы: Санкт-Петербургский женский медицинской институт являлся единственным подобным учреждением в Европе. В 1905 году институт, как и другие высшие учебные заведения в России, был закрыт вследствие студенческих волнений. После открытия женского медицинского института в Петербурге в 1897 году интеллигенция пыталась собирать деньги на открытие таких же учебных заведений в других городах России, но только благотворительных средств не хватало. Государственные бюрократы в целом не
возражали против открытия медицинских институтов, но главным условием определяли их финансовую независимость.
На правах вольнослушательниц женщины в конце 50-х годов и начале 60-х годов девятнадцатого века посещали университеты, но занятия чаще всего были бессистемными. Сначала желание женщин учиться в университете встретило недоверие общества и отдельных университетов. Но позднее вопрос об обучении женщин в университетах и их праве сдавать экзамены на ученые степени обсуждался официально министерством народного просвещения в 1861 году, хотя и не был решен положительно.
В 1862 году из-за студенческих волнений Санкт-Петербургский университет был временно закрыт, но часть профессоров продолжала читать лекции в помещении городской думы, где женщины могли их свободно посещать. Но вскоре, в 1863 году, эту практику запретили. С этого времени и до 1890 года женщины допускались в университеты только в исключительных случаях. Указ Императора 1905 года, подаривший университетам автономию в ученой и учебной деятельности, разрешил прием женщин в университеты в 1905, 1906, 1907 годах, но к экзаменам они не допускались.
Выраженные перемены произошли в 1906 году, когда стала формироваться система общественного и частного высшего медицинского образования в России. Она заключалась в том, что открывались медицинские отделения при различных женских курсах. Позднее, многие вновь открытые высшие медицинские учебные заведение были приравнены к статусу медицинского факультета университета (статус медицинского института был ниже).
В 1906 году начинают работать медицинские отделения при Высших женских курсах в Москве и Одессе, в 1907 году в Киеве. В 1910 году открывается Харьковский женский медицинский институт, Высшие женские медицинские курсы в Одессе и женский медицинский институт Статкевича и Изачика в Москве. Вопрос о создании женского медицинского института в Москве поднимался еще в 1897 году на XII съезде врачей.
В 1900 году закон "О правах женщин относительно поступления в императорский Александровский университет в Финляндии" разрешает женщинам наравне с мужчинами
поступать в университет. В этом же году министерство внутренних дел утверждает устав для учреждения Московского женского медицинского института. Женский
медицинский институт в Киеве стал значительным вкладом в систему высшего медицинского образования страны. К концу 1913 года на территории Российской Империи числилось 23143 гражданских врача, среди них 90% мужчин, 10% - женщин.
Несмотря на трудности, система высшего женского медицинского образования в России сложилась. Во многих городах страны - Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Тифлисе, Юрьеве, Саратове, Казани, Ростове-на-Дону, Ставрополе - женщины могли
получить высшее медицинское образование. Этому способствовала начавшаяся первая мировая война. Начался процесс феминизации медицины.
Сегодня, в XXI веке, в России медицина имеет в основном женское лицо. По официальным данным, в современной России из 608,5 тыс. врачей 69,5% составляют женщины и только 29,5% врачи-мужчины. Путь преобразований, который длился около двух веков, был трудным и сложным, но привел к появлению выдающихся женщин-врачей, женщин-ученых. Этот путь был бы невозможен без поддержки мужчин-врачей и прогрессивных общественных деятелей, среди них Николай Васильевич Склифосовский.
Список литературы
1. Зимин И.В. Женское медицинское образование в России, вторая половина VIII - начало ХХвв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / И.В. Зимин. - Санкт-Петербург, 1999. - 26 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/zhenskoe-meditsinskoe-obrazovanie-v-rossii-vtoraya-polovina-viii-nachalo-khkh-vv#ixzz42zh1MIoU (23.0302016)
2. Зимин И.В. Подготовка медицинских кадров в России: (XIX - начало XX вв.) Зимин И.В. СПб. Изд-во СПбГМУ 2004. - 367 с.
http://www.any-book.ru/book/show/id/2136734 (23.03.2016)
3. Ковалева М.Д. Женщины в медицине: монография / М.Д. Ковалева. - Волгоград: изд-во ВолГУ, 2004. - 214 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.any-book.ru/book/show/id/2136734 (23.03.2016)
4. Кондрашкина Л.Г. Участие женщин в деятельности медицинских общественных организаций и учреждений России вXVIII -XIXвв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук/Л.Г. Кондрашкина. - Санкт-Петербург, 2002. - 23 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/uchastie-zhenshchin-v-deyatelnosti-meditsinskikh-obshchestvennykh-organizatsii-i-uchrezhdeni (23.03.2016)
5. Мультановский М.П. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений /М.П. Мультановский. -М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1969. - 360 с.
6. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений /Т.С. Сорокина. - 5-еизд., перераб. и доп. -М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 560 с.
THE HISTORY OF APPEARANCE OF WOMEN'S MEDICAL EDUCATION IN RUSSIA IN
XVIII-XX CENTURIES*
D.F. DZHURAEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: dilorom_dzhuraeva96@mail.ru
Abstract
The article provides a brief overview of the history of the emergence and development of women's medical education in our country during the 18th, 19th and the beginning of 20th century. In this article the attitude of the society, government and women is reflected to a problem of the women's high education in general and medical high education particularly. It is shown that women have a strong desire for getting degree during specified period. Moreover, their desire to treat and alleviate the suffering in the most difficult conditions: the war and the rural hinterland. Idea about female's high medical education is supported by great male doctors including Nicolay Vasilyevich Skifosovskiy.
Keywords: history, women, medical education.
* Научный руководитель: ст. преп., к.м.н. Матвеева Е.С.