Научная статья на тему '«Образованные медички»: к изучению истории женского медицинского образования в России'

«Образованные медички»: к изучению истории женского медицинского образования в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
874
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Российская империя / образование / здравоохранение / медицинское образование / женское образование / Женский медицинский институт / С.-Петербург / женщина-врач / женские исследования / women’s education / Women’s Medical Institute / St. Petersburg / Women’s studies / Russian Empire / education / health care / medical education / female doctor

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бякина Валентина Петровна, Качалова Виктория Геннадьевна

В статье в контексте современной социокультурной и историографической ситуации рассматривается монография И.В. Зимина и А.А. Журавлева «СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII – начало XX вв.)» (СПб., 2012). Эта монография и научный труд ее авторов высоко оцениваются с точки зрения поиска и введения в научный оборот уникальных архивных документов. Отмечается, что авторы монографии впервые обстоятельно описали процесс становления высшего женского медицинского образования с XVIII в. до создания Женского медицинского института. Особенно важно, что авторы сумели воссоздать многогранную картину жизни и деятельности института, ставшего фундаментом для последующего развития Первого Санкт-Петербургского медицинского университета. Делается вывод, что отечественная историография женского образования в России пополнилась крайне ценным и важным исследованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Educated Female Medics”: A Study of the History of Women’s Medical Education in Russia

The article analyses I.V. Zimin and A.A. Zhuravlev’s monograph “Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (18th – early 20th centuries)” viewed in the context of current socio-cultural and historiographical situation. Highly praised for discovering unique archival materials and putting them into scientific usage the authors offered the first detailed description of how women’s higher medical education started in Russia tracing it from the 19th century through the foundation of the Women’s Medical Institute. The article presents an important reconstruction of the multifaceted life and activities of the institute which laid foundation for Pavlov First St. Petersburg State Medical University. It is concluded that the monograph is a highly valuable and important contribution to the national historiographic research on female education in Russia.

Текст научной работы на тему ««Образованные медички»: к изучению истории женского медицинского образования в России»

В.П. Бякина, В.Г. Качалова

«ОБРАЗОВАННЫЕ МЕДИЧКИ»:

К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

V. Byakina, V Kachalova

“Educated Female Medics”: A Study of the History of Women’s Medical Education in Russia

Историография Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова пополнилась еще одной ценной работой - монографией И.В. Зимина и А.А. Журавлева «СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.)»1.

Тема женского медицинского образования давно попала в поле зрения И.В. Зимина: ей посвящена кандидатская диссертация, защищенная в 1999 г., глава в фундаментальной работе «Подготовка медицинских кадров в России (XIX - начало XX вв.)»2. Этой темой не ограничивается круг исследовательских интересов талантливого историка и плодовитого автора: И.В. Зимин «поднялся» в «высшие сферы», «проник» в императорскую резиденцию - Зимний дворец. Ряд статей, опубликованных в ведущих исторических журналах в 2000-е гг., положил начало изучению медицинской истории (состояние здоровья императора - важный фактор политической жизни империи) и частной жизни дома РомановыхЗ. Вскоре с головокружительной быстротой одно за другим стали появляться интереснейшие фундаментальные исследования, проливающие свет на повседневную жизнь императорской семьи и ее окружение, выполненные на основе уникальных архивных документов4. Изучение повседневности, ставшее сегодня важным направлением исторических исследований, позволило И.В. Зимину сделать важный вклад в познание объекта - императорской власти - в его целостности.

А.А. Журавлев, специалист в области истории российского пред-

принимательства, в своих архивных изысканиях и научных трудах также уделил внимание «женскому вопросу»5.

В отличие от предшествующих монографий, большинство из которых было приурочено к юбилейным датам, книга И.В. Зимина и А.А. Журавлева впервые посвящена «неакадемической» истории вуза. При этом сама монография выдержана как раз в строгих академических правилах, предусматривающих четкую и логичную структуру, глубину и всесторонность изложения, обстоятельный научно-справочный аппарат.

Свою историю Первый Санкт-Петербургский медицинский университет им. акад. И.П. Павлова ведет от Женского медицинского института. Вузовской предыстории авторы отвели солидный раздел, посвященный становлению женского медицинского образования во второй половине XVIII - начале XX вв. На многочисленных архивных документах, впервые выявленных и введенных авторами в научный оборот, показано, что первыми образованными женщинами-медиками были иностранки, приглашаемые в Россию в качестве повитух. Лишь в 1757 г. начали действовать первые акушерские школы для подготовки повивальных бабок. Образовательная деятельность в них носила эпизодический и дилетантский характер, сдерживалась языковыми трудностями и царящими в обществе предрассудками и стереотипами мышленияб.

В первой половине XIX в. началось системное обучение акушерок в Повивальных институтах Москвы, С.-Петербурга, Белостока и акушерской школе при Виленском университете. К середине века центры подготовки акушерок сместились из утративших монополию институтов в акушерские и фельдшерские школы7.

Особый раздел книги посвящен подготовке деревенских «бабок». Проблемой образования сельских повитух российское правительство занималось постоянно, однако, в силу особенностей самой системы здравоохранения России, эффект от этих усилий был минимальным. Как отмечают авторы, до 1860-х гг. число подготовленных сельских повитух оставалось настольно мизерным, что не могло даже в малой степени повлиять на качество оказания акушерской помощи в деревне. Лишь с деятельностью земств ситуация стала улучшаться, хотя реальный перелом наступил лишь в советское вре-мя8.

Как показывают авторы, в середине XIX в. в России стала фор-

мироваться система подготовки медицинских сестер посредством открытия фельдшерских, фельдшерско-акушерских, зубоврачебных и фармацевтических школ. Их появление связано с частными структурами и земскими учреждениями, что повлияло на стирание граней между чисто мужскими и чисто женскими медицинскими школами. Менялся и социальный состав учащихся в сторону увеличения численности выходцев из мещанской и крестьянской среды. В начале века уже можно говорить как о вытеснении в России мужского труда из этой сферы деятельности, так и о складывании развитой системы подготовки средних женских медицинских кадров9.

Во 2-й главе, посвященной высшему женскому медицинскому образованию в конце XIX - начале XX вв., освещается начало процесса феминизации профессии врача. Почему женщинам запретили учиться в российских университетах? Авторы подробно отвечают на этот вопрос, рассказывая и о превратностях судьбы первой русской дипломированной женщины-врача В.А. Кашеваровой-Рудневой, и о перипетиях «женского вопроса» в России в середине XIX в. Авторы приходят к заключению, что «выдавленные» из России потенциальные медички первыми создали в европейских университетах прецедент получения высшего медицинского образования, и именно русские женщины превратили получение высшего образования в Европе в некое массовое явление10. Есть в книге и статистика динамики численности русских студенток в Цюрихском университете: 1868 г. - 7 студенток (из них 4 русских), 1869 г. - 14 студенток (из них 10 русских), 1872 г. - 63 студентки (из них 54 русских), 1873/74 г. - 104 русские студентки, из которых 80 обучались медицине11. Процесс получения медицинского образования за границей постепенно приобрел черты традиции и сохранялся в достаточно больших объемах и после создания в России системы высшего медицинского образования.

Отвечают авторы и на вопрос о том, почему в 1872 г. именно в Петербурге были открыты «Курсы ученых акушерок». Подробно освещая обстоятельства, способствовавшие их открытию и давая оценку системе подготовки на них, авторы делают вывод, что деятельность Женских врачебных курсов (1872 - 1887 гг.) положила начало высшему женскому образованию в России в целом и медицинскому образованию в частности. Россия на тот период опережала многие европейские страны по численности и качеству знаний

женщин-врачей, а первые выпуски курсов развеяли мифы о неспособности женщин к получению высшего образования, устойчиво бытовавшие в общественном мнении12.

Главы 3-я, 4-я, 5-я и 6-я посвящены непосредственно Женскому медицинскому институту в 1895 - 1917 гг. В них рассказывается об особенностях его создания, обо всех сторонах его деятельности: как шла подготовка к открытию института, кто его финансировал, кто были эти спонсоры, сколько стоило высшее медицинское образование, как создавались клинические базы, что из себя представляла материальная база вуза к 1917 г., кто преподавал и как преподавал, кто учился на этих курсах и о много другом.

Деятельность института по времени совпала с началом Первой мировой войны. Авторы рассказывают о досрочных выпусках за-уряд-врачей, о формировании при институте госпиталя и лазарета для лечения раненых воинов, показывают, что приемы в институт, причем в гораздо больших масштабах, продолжались и в военное время. На 1 января 1916 г. в нем числилось 1 573 слушательниц. К 1917 г. Женский медицинский институт превратился в одно из крупнейших заведений Петрограда со своими хорошо оборудованными научной и клинической базами13.

Отличительная черта книги - широкий исторический фон, на котором авторы строят свое исследование. Перед читателями предстают не только ученые-медики (Н.В. Склифосовский, Н.И. Козлов, К.А. Раухфус, В.М. Тарновский, А.П. Бородин и др.), инициировавшие и поддержавшие идею создания высшего женского медицинского образования в России, но и многочисленные исторические и политические деятели (обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой, министр народного образования И.Д. Делянов), а также те, кто оказались втянутыми в орбиту процессов открытия и деятельности института (генерал П.А. Черевин, Л.А. Шанявская, М.Л. Нобель-Олейникова и другие).

Особенно обстоятельно раскрыта в книге деятельность института. Во всех деталях авторы освещают процесс формирования теоретических и клинических кафедр, специфику учебных программ, практику проведения текущих, полулекарских и государственных экзаменов. Четвертая глава - «Слушательницы института», посвященная обучавшимся в институте, содержит характеристики девушек, зарисовки их быта, царившей в институте дисциплины, а также

особенности финансовой поддержки студенчества и национальной политики в высшей школе14.

Завершает исследование глава «Преподаватели института», рассказывающая о директорах (В.К. фон Анреп, Д.О. Отт, С.С. Салаз-кин, Б.В. Верховский) и профессорах медицины. Именно они в первую очередь определяли «лицо» института и его стратегию. Преподавала в институте и Е.Ф. Ковалевская, получившая в 1911 г. от министра народного просвещения Л.А. Кассо разрешение на допущение к пробным чтениям лекций.. ,»15.

Оценивая кадровый состав института, авторы подробно характеризуют чины преподавателей, их социальное происхождение (треть профессорско-преподавательского состава принадлежала к дворянству), вероисповедание, социальное происхождение и национальную принадлежность, возраст. Они завершили эти характеристики обобщенным портретом преподавателя Женского медицинского института на 1905 г.: ординарный профессор, имеющий степень доктора медицины, чин статского или коллежского советника, получающий 3 тыс. руб. годового жалованья, происходивший из дворян или духовенства, не имеющий собственности, православного вероисповедания, в возрасте от 35 до 45 лет16.

Подводя итоги, подчеркнем: живость и оригинальность текста, широкий исторический фон, меткость характеристик и глубина выводов по каждому разделу ставят монографию И.В. Зимина и А.А. Журавлева в ряд серьезных научных работ по истории высшего медицинского образования. Хочется надеяться, что авторы не остановятся на рубеже 1917 г. и продолжат свое оригинальное исследование, учитывая, что начинания Женского медицинского института не «канули в лету», а продолжились в новом качестве уже в советское и постсоветское время.

Примечания

1 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012.

2 Зимин И.В. Подготовка медицинских кадров в России (XIX - начало XX вв.). СПб., 2004.

3 Зимин И.В. Медики и самодержцы: загадка смерти Николая I // От-

ечественная история. 2001. № 4. С. 57-б7; Зимин И.В. Медики и самодержцы: император Aлександр II 1 марта 1SS1 года // Отечественная история. 2001. № 5. С. 54-57; Зимин И.В. Медики и самодержцы: лива-дийский закат // Отечественная история. 2001. № б. С.23-33; Зимин И.В. Последняя российская императрица Aлександра Фёдоровна // Вопросы истории. 2004. № б. С. 112-120; Зимин И.В. По «гражданке»... (Российские императоры в статском платье) // История Петербурга. 2010. № б. С. 3-S; Зимин И.В. Орденский день в Зимнем дворце // Военно-исторический журнал. 2010. № 11. С. 7б-77; Зимин И.В. Царская охота // Родина. 2010. № 12. С. 14б-155; Zimin I.V The eye of the sovereign. A brief history of ophthalmology at court of the Tsar: Part 1 // Points de Vue. 2010. № б2. P. 40-4б; Zimin I.V. The eye of the sovereign. A brief history of ophthalmology at court of the Tsar: Part 2 // Points de Vue. 2010. № б3. P. 4б-50; Зимин И.В. Aлександр III и его телохранители // Родина. 2011. № S. С. 1S-24; Зимин И.В. Российские императоры и подводный флот // История в подробностях. 2011. № 2. С. б-13; Зимин И.В. Литерный «A»: Обслуживание и охрана императорских поездов // Военно-исторический журнал. 2011. № 2. С. 40-44; Зимин И.В. Георгиевские кавалеры дома Романовых: Последний крест последнего императора // Военно-исторический журнал. 2010. № 10. С. 7б-77; Зимин И.В. Туберкулез в царской семье: цесаревич Георгий Aлександрович // Проблемы туберкулеза и болезней легких. Ежемесячный научно-практический журнал. 2004. № 9. С. 55-59; Зимин И.В. «Он. был человеком огромной работоспособности» // Военноисторический журнал. 2011. № 11.С. б9-70; Зимин И.В. Эвакуация «денежной казны» из Петербурга в сентябре 1S12 г. // История в подробностях. 2012. № 5. С. 44-45; Зимин И.В. Создание Военной галереи 1S12 г. в Зимнем дворце // История в подробностях. 2012. № 5. С. 76-S1; Зимин И.В. К истории вступительных экзаменов или в ВУЗ по ЕГЭ. // История в подробностях. 2012. № 9. С. S2-S5; Зимин И.В. Рождение политического терроризма в России: покушение на Aлександра II 4 апреля 1S66 г. // История в подробностях. 2012. № 12. С. 6-15.

4 Зимин И.В. Взрослый мир императорских резиденций: Вторая четверть XIX - начало ХХ в.: Повседневная жизнь Российского императорского двора. М.; СПб., 2011; Зимин И.В. Детский мир императорских резиденций: Быт монархов и их окружение: Повседневная жизнь Российского императорского двора. М.; СПб., 2011; Зимин И.В. Царские деньги: Доходы и расходы Дома Романовых: Повседневная жизнь Российского императорского двора. М.; СПб., 2011; Зимин И.В. Зимний дворец: люди и стены: История императорской резиденции, 1762 - 1911. М.; СПб., 2012; Зимин И.В. Царская работа, XIX - начало ХХ вв.: Повседневная жизнь Российского императорского двора. М.; СПб., 2013; Зимин И.В., Соколов А.Р. Ювелирные сокровища Российского императорского двора.

142

М.; СПб., 2013; Зимин И., Орехова Л., Мусаева Р. Из истории зубоврачевания, или кто лечил зубы российским монархам. М.; СПб., 2013; Зимин И.В. Императорская кухня, XIX - начало ХХ вв.: Повседневная жизнь Российского императорского двора. М.; СПб., 2014.

5 Зимин И.В., Журавлев А.А. Поиск новых социальных ролей женщин в России на рубеже XIX - ХХ вв. // История в подробностях. 2012. № 11.

С. 60-67; Журавлев А.А. Петровское коммерческое училище в годы Первой мировой войны // История в подробностях. 2014. № 6. С. 84-89.

6 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012. С. 16.

7 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012. С. 17.

8 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012. С. 27.

9 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012. С. 43.

10 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012. С. 51.

11 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012. С. 53.

12 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012. С. 79.

13 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012. С. 196.

14 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в

143

России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012. С. 195-268.

15 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012. С. 317.

16 Зимин И.В., Журавлев А.А. СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.). СПб., 2012. С. 300.

Автор, аннотация, ключевые слова

Бякина Валентина Петровна - докт. ист. наук, профессор Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова.

crane_62@mail.ru

Качалова Виктория Геннадьевна - докт. ист. наук, профессор Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

viktorika@mail.ru

В статье в контексте современной социокультурной и историографической ситуации рассматривается монография И.В. Зимина и А.А. Журавлева «СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова: Этапы большого пути: Возникновение женского медицинского образования в России и создание Женского медицинского института (XVIII - начало XX вв.)» (СПб., 2012). Эта монография и научный труд ее авторов высоко оцениваются с точки зрения поиска и введения в научный оборот уникальных архивных документов. Отмечается, что авторы монографии впервые обстоятельно описали процесс становления высшего женского медицинского образования с XVIII в. до создания Женского медицинского института. Особенно важно, что авторы сумели воссоздать многогранную картину жизни и деятельности института, ставшего фундаментом для последующего развития Первого Санкт-Петербургского медицинского университета. Делается вывод, что отечественная историография женского образования в России пополнилась крайне ценным и важным исследованием.

Российская империя, образование, здравоохранение, медицинское образование, женское образование, Женский медицинский институт, С.-Петербург, женщина-врач, женские исследования

(Articles from Scientific Journals)

1. Zimin I.V. Mediki i samoderzhtsy: zagadka smerti Nikolaya I. Otechestvennaya istoriya, 2001, no. 4, pp. 57-67.

2. Zimin I.V. Mediki i samoderzhtsy: imperator Aleksandr II 1 marta 1881 goda. Otechestvennaya istoriya, 2001, no. 5, pp. 54-57.

3. Zimin I.V. Mediki i samoderzhtsy: livadiyskiy zakat. Otechestvennaya istoriya, 2001, no. 6, pp. 23-33.

4. Zimin I.V. Poslednyaya rossiyskaya imperatritsa Aleksandra Fedorovna. Voprosy istorii, 2004, no. 6, pp. 112-120.

5. Zimin I.V. Po “grazhdanke”... (Rossiyskie imperatory v statskom plate). IstoriyaPeterburga, 2010, no 6. pp. 3-8.

6. Zimin I.V. Ordenskiy den v Zimnem dvortse. Voenno-istoricheskiy zhurnal, 2010, no. 11, pp. 76-77.

7. Zimin I.V. Tsarskaya okhota. Rodina, 2010, no. 12, pp. 146-155.

8. Zimin I.V. The eye of the sovereign. A brief history of ophthalmology at court of the Tsar: Part 1. Points de Vue, 2010, no. 62, pp. 40-46.

9. Zimin I.V. The eye ofthe sovereign. A brief history of ophthalmology at court of the Tsar: Part 2. Points de Vue, 2010, no. 63, pp. 46-50.

10. Zimin I.V. Aleksandr III i ego telokhraniteli. Rodina, 2011, no. 8, pp. 18-24.

11. Zimin I.V. Rossiyskie imperatory i podvodnyy flot. Istoriya v podrobnostyakh. 2011, no. 2, pp. 6-13.

12. Zimin I.V. Liternyy “A”: Obsluzhivanie i okhrana imperatorskikh poezdov. Voenno-istoricheskiy zhurnal, 2011, no. 2, pp. 40-44.

13. Zimin I.V. Georgievskie kavalery doma Romanovykh: Posledniy krest poslednego imperatora. Voenno-istoricheskiy zhurnal, 2010, no. 10, pp. 76-77.

14. Zimin I.V. Tuberkulez v tsarskoy seme: tsesarevich Georgiy Aleksandrovich. Problemy tuberkuleza i bolezney legkikh. Ezhemesyachnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal, 2004, no. 9, pp. 55-59.

15. Zimin I.V. “On. byl chelovekom ogromnoy rabotosposobnosti”. Voenno-istoricheskiy zhurnal, 2011, no. 11, pp. 69-70.

16. Zimin I.V. Evakuatsiya “denezhnoy kazny” iz Peterburga v sentyabre 1812 g. Istoriya v podrobnostyakh, 2012, no. 5, pp. 44-45.

17. Zimin I.V. Sozdanie Voennoy galerei 1812 g. v Zimnem dvortse. Istoriya v podrobnostyakh, 2012, no. 5, pp. 76-81.

18. Zimin I.V. K istorii vstupitelnykh ekzamenov ili v VUZ po EGE. Istoriya v podrobnostyakh, 2012, no. 9, pp. 82-85.

19. Zimin I.V. Rozhdenie politicheskogo terrorizma v Rossii: pokushenie

na Aleksandra II 4 aprelya 1866 g. Istoriya vpodrobnostyakh, 2012, no. 12, pp. 6-15.

20. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. Poisk novykh sotsialnykh roley zhenshchin v Rossii na rubezhe XIX - XX vv. Istoriya v podrobnostyakh, 2012, no. 11, pp. 60-67.

21. Zhuravlev A.A. Petrovskoe kommercheskoe uchilishche v gody Pervoy mirovoy voyny. Istoriya v podrobnostyakh, 2014, no. 6, pp. 84-89.

(Monographs)

22. Zimin I.V. Podgotovka meditsinskikh kadrov v Rossii (XIX - nachalo XX vv.) [The Training of Medical Staff in Russia (19th - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2004, 367 p.

23. Zimin I.V. Vzroslyy mir imperatorskikh rezidentsiy: Vtoraya chetvert XIX - nachalo XX v.: Povsednevnaya zhizn Rossiyskogo imperatorskogo dvora [The Adult World of Imperial Residences: The second quarter of the 19th century - early 20th century: Everyday Life of the Russian Imperial Court]. Moscow; St. Petersburg, 2011, 560 p.

24. Zimin I.V. Detskiy mir imperatorskikh rezidentsiy: Byt monarkhov i ikh okruzhenie: Povsednevnaya zhizn Rossiyskogo imperatorskogo dvora [The Children’s World of Imperial Residences: The Monarchs’ Life and Entourage: Everyday Life of the Russian Imperial Court]. Moscow; St. Petersburg, 2011, 571 p.

25. Zimin I.V. Tsarskie dengi: Dokhody i raskhody Doma Romanovykh: Povsednevnaya zhizn Rossiyskogo imperatorskogo dvora [The Tsar’s Money: Income and Expenses of the House of Romanovs: Everyday Life of the Russian Imperial Court]. Moscow; St. Petersburg, 2011, 686 p.

26. Zimin I.V. Zimniy dvorets: lyudi i steny: Istoriya imperatorskoy rezidentsii, 1762 - 1911[The Winter Palace: People and Walls. The History of Imperial Residence, 1762 - 1911]. Moscow; St. Petersburg, 2012, 478 p.

27. Zimin I.V. Tsarskaya rabota, XIX - nachalo XX vv.: Povsednevnaya zhizn Rossiyskogo imperatorskogo dvora [The Tsar’s Work, 19th - early 20th centuries: Everyday Life of the Russian Imperial Court]. Moscow; St. Petersburg, 2013, 638 p.

28. Zimin I.V., Sokolov A.R. Yuvelirnye sokrovishcha Rossiyskogo imperatorskogo dvora [The Jewelry Treasures of the Russian Imperial Court]. Moscow; St. Petersburg, 2013, 765 p.

29. Zimin I., Orekhova L., Musaeva R. Iz istorii zubovrachevaniya, ili kto lechil zuby rossiyskim monarkham [From the History of Dentistry, Or Who Treated Russian Monarchs’ Teeth]. Moscow; St. Petersburg, 2013, 380 p.

30. Zimin I.V. Imperatorskaya kukhnya, XIX - nachalo XX vv.: Povsednevnaya zhizn Rossiyskogo imperatorskogo dvora [The Imperial

146

Cuisine, 19th - early 20th centuries: Everyday Life of the Russian Imperial Court]. Moscow; St. Petersburg, 2014, 349 p.

31. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (1Sth - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2012, 3SS p.

32. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (1Sth - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2012, p. 16.

33. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (1Sth - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2012, p. 17.

34. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (1Sth - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2012, p. 27.

35. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (1Sth - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2012, p. 43.

36. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (1Sth - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2012, p. 51.

37. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path:

147

The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (18th - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2012, p. 53.

38. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (18th - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2012, p. 79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (18th - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2012, p. 196.

40. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (18th - early 20th centuries)]. Petersburg, 2012, pp. 195-268.

41. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (18th - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2012, p. 317.

42. Zimin I.V., Zhuravlev A.A. SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova: Etapy bolshogo puti: Vozniknovenie zhenskogo meditsinskogo obrazovaniya v Rossii i sozdanie Zhenskogo meditsinskogo instituta (XVIII - nachalo XX vv.) [Pavlov First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (18th - early 20th centuries)]. St. Petersburg, 2012, p. 300.

Author, Abstract, Key words

Valentina P. Byakina - Doctor of History, Pavlov First Saint-Petersburg State Medical University (St. Petersburg, Russia)

crane_62@mail.ru

Viktoriya G. Kachalova - Doctor of History, Professor, Bobkov Saint-Petersburg branch, Russian Customs Academy (St. Petersburg, Russia)

viktorika@mail.ru

The article analyses I.V. Zimin and A.A. Zhuravlev’s monograph “Pavlov

First St. Petersburg State Medical University: Milestones on the Grand Path: The Start of Women’s Medical Education in Russia and the Women’s Medical Institute (18th - early 20th centuries)” viewed in the context of current sociocultural and historiographical situation. Highly praised for discovering unique archival materials and putting them into scientific usage the authors offered the first detailed description of how women’s higher medical education started in Russia tracing it from the 19th century through the foundation of the Women’s Medical Institute. The article presents an important reconstruction of the multifaceted life and activities of the institute which laid foundation for Pavlov First St. Petersburg State Medical University. It is concluded that the monograph is a highly valuable and important contribution to the national historiographic research on female education in Russia.

Russian Empire, education, health care, medical education, women’s education, Women’s Medical Institute, St. Petersburg, female doctor, Women’s studies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.