УДК 340
П.А. Гарибян
МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ФКУЗ «МСЧ МВД РОССИИ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
В статье рассмотрена одна из важнейших для сотрудников ОВД и членов их семей социальных гарантий - медицинское обеспечение, проанализировано законодательство и выделены проблемы, возникающие при получении медицинской помощи сотрудниками полиции.
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, медицинское обеспечение сотрудников полиции, социальное обеспечение сотрудников ОВД, система обязательного медицинского страхования, социальные гарантии.
Рассматривая тему социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, необходимо раскрыть вопросы о предоставлении медицинского обеспечения указанным субъектам. Актуальность исследуемой темы обуславливается тем, что медицинское обеспечение относится к важнейшим социальным гарантиям.
Права сотрудников ОВД на бесплатное медицинское обслуживание, медико-психологическая реабилитацию, санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел закреплены в Федеральном законе от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Правила медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. № 1563 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан российской федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением» [2].
По вопросам медицинского обеспечения при МВД России функционируют Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД Российской Федерации, который является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, медицинские организации и учреждения.
Основными элементами медицинского обеспечения системы МВД России являются федеральные казенные учреждения здравоохранения - медико-санитарные части МВД России по субъектам Российской Федерации. Так, в Ивановской области учреждено Федеральное казённое учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по Ивановской области", которое действует на основании Устава федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области», утвержденного Приказом от 31 марта 2014 г. № 223 [3].
В соответствии с п. 18 Устава предметом и целями деятельности Учреждения являются разработка и осуществление в пределах своей компетенции профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья сотрудников, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел (с военной службы во внутренних войсках), и членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует учесть, что законодатель наделяет сотрудников ОВД особым правовым статусом, тем самым гарантируя медицинское обеспечение не только сотрудникам органов внутренних дел, но и уволенным со службы сотрудникам и членам их семей, лицам, находившимся на иждивении погибшего (умершего) сотрудника.
© Гарибян П.А., 2019.
Вестник магистратуры. 2019. № 4-4(91)
ISSN 2223-4047
В структуру ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ивановской области» входят следующие структурные подразделения: поликлиника, госпиталь, организационно-методический и лечебно-профилактический отдел, военно-врачебная комиссия, центр психофизиологической диагностики, центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, аптека, амбулатория с дислокацией в г. Кинешма и другие вспомогательные службы.
В поликлинике оказывается амбулаторная медицинская помощь при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности. На постоянное медицинское обслуживание в поликлинику МСЧ прикреплено более 16000 человек.
В госпитале осуществляется специализированная помощь больным терапевтического и неврологического профилей.
Основной задачей центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, также входящего в структуру «МСЧ МВД России по Ивановской области», является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, гигиеническое воспитание и образование сотрудников и работников органов внутренних дел.
Постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2016 № 451-п г. Иваново утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов [4]. Согласно п. 4.1 Постановления Территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью Территориальной программы госгарантий. Территориальная программа обязательного медицинского страхования реализуется за счет средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на основе договоров, заключаемых между участниками обязательного медицинского страхования. Источниками финансового обеспечения Территориальной программы госгарантий являются средства федерального бюджета, областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования.
В случае временной нетрудоспособности сотрудник ОВД должен обратиться за листом нетрудоспособности в медицинскую организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Однако на практике мы сталкиваемся с рядом проблем. Все медицинские организации расположены в г. Иваново, за исключением амбулатории, которая дислоцируется в г. Кинешма, Ивановской области.
Сотрудники органов внутренних дел, проживающие вне областного центра, ввиду отсутствия ведомственных медицинских организаций, вынуждены обращаться за медицинской помощью в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения. Медицинская помощь при обращении будет оказана на основании государственных контрактов, заключенных между территориальным органом МВД России на региональном уровне и медицинской организацией.
Таким образом, для сотрудников ОВД созданы неравные условия получения медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях.
Следующей проблемой является вопрос оказания скорой медицинской помощи. В соответствии с законодательством скорая медицинская помощь оказывается бесплатно в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. В соответствии с подпунктом «ж» п.5 ст.10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326 -ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 01 января 2011 г. сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации не относятся к субъектам обязательного медицинского страхования, в связи с чем полисы обязательного медицинского страхования не выдаются [5]. Таким образом, финансовая сторона данного вопроса остается открытой. Возможным вариантом разрешения данной проблемы является возврат сотрудников ОВД в систему ОМС, однако необходимо отметить, что данные изменения повлекут за собой значительную нагрузку на федеральный бюджет.
Подводя итог, следует отметить, что в области медицинского обеспечения законодатель создает особые гарантии для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. Однако наряду с преимуществами в части медицинского обеспечения возникает ряд проблем, которые требуют дальнейшего разрешения как на федеральном, так и на региональном уровнях власти.
Библиографический список
1.О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
2.О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением: Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1563 // СЗ РФ. 2018. № 52. Ст. 8290.
3.Об утверждении устава федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области» : Приказ МВД России от 31 марта 2014 г. № 223. URL: https://мсч.37.мвд.рф/document/8930266 (дата обращения: 11.03. 2019 г.).
4.Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов: Постановление Правительства Ивановской области от 23.12.2016 № 451-п (ред. от 29.12.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2016.
5. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
ГАРИБЯН ПИРУЗА АРТАШОВНА - магистрант, Ивановский государственный университет,
Россия.