Научная статья на тему 'Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения'

Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2069
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL FACILITIES / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В. Р., Макарова А. Ю., Рапопорт И. К.

Предметом исследования стало медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях (ОУ). Задача исследования оценка медицинского обеспечения детей в ОУ, включая кадровый потенциал медицинских работников в субъектах РФ, путем анкетирования. Анкета включала сведения о формах и методах медицинского обеспечения, сведения об укомплектованности медицинскими кадрами в ОУ. Анализ проводился по І5 субъектам РФ из Центрального, Северо-Западного, Дальневосточного, Приволжского, Северо-Кавказского федеральных округов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в ОУ число детей, приходящихся на 1 ставку врача-педиатра и медицинской сестры, превышает норматив. В дошкольных ОУ нагрузка на врачей превышает норматив в 2-9 раз, нагрузка на медицинских сестер в 2-39 раз; в школах нагрузка на врачей выше должного показателя в 2-28 раз, на медицинских сестер в 1,2-2,4 раза. В большинстве субъектов РФ врачи-педиатры вынуждены работать со значительной нагрузкой, выполняя работу на 1,5-3 ставки. Соотношение числа врачей и медицинских сестер в ОУ свидетельствует о сохраняющейся негативной тенденции сокращения числа врачей-педиатров по отношению к числу среднего медицинского персонала. Медицинский персонал отделений организации медицинской помощи детям в ОУ недостаточно исполняет свои функциональные обязанности по вопросам контроля за условиями обучения и воспитания, физкультурно-оздоровительной работой, трудовым обучением, организацией и качеством питания; в недостаточной мере проводит профилактическую и оздоровительную работу среди учащихся и воспитанников. Повышение квалификации медицинского персонала нуждается в совершенствовании. Таким образом, в большинстве субъектов РФ не уделяется должного внимания медицинскому обеспечению детей в ОУ, не выполняется приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н "Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи", что требует вмешательства Минздрава России и соответствующих надзорных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В. Р., Макарова А. Ю., Рапопорт И. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH CARE OF CHILDREN IN EDUCATIONAL FACILITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND MEANS OF RESOLUTION

The article considers results of studying the health care of children in educational institutions including medical staff potential in various subjects of the Russian Federation. A sociological questionnaire technique was applied. The questionnaire included data concerning forms and methods of health care and manning of medical personnel in education institutions. The analysis was performed in 15 federal areas, including Central, North-Western, Far Eastern, Privolzhskiy, and North Caucasian federal districts of the Russian Federation. The study data is evidencing that the number of children in educational institutions being due to one staff of pediatrician or medical nurse exceeds the standard. In pre-school educational facilities physician’s load exceeds the standard 2-9 times. Medical nurse’s load exceeds the standard one 2-39 times. In schools physician’s load exceeds a proper standard 2-28 times and medical nurse’s load 1.2-2-4 times. In most subjects of the Russian Federation pediatricians are to work with significant overload fulfilling jobs for 1.5-3 staffs. The physicians/medical nurses ratio in educational institutions reflects continuing negative trend of decrease in the number of pediatricians in comparison with the number of paramedical personnel. Health officials in departments for organizing health care of children in educational institutions insufficiently implement their functional responsibilities concerning the issues of control of conditions of education and training, organization and quality of nutrition, physical culture and health promoting activities, career education, preventive and health improvement. The enhancement in qualification of medical personnel requires serious development.

Текст научной работы на тему «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:616-053.2-084]:371.7

КУЧМА В.Р.1, МАКАРОВА А.Ю.2, РАЛОПОРТИ.К.1

Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения

1НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАН, 105064, г. Москва; 2ГОУ ВПО Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России, 119992, г. Москва

Предметом исследования стало медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях (ОУ). Задача исследования — оценка медицинского обеспечения детей в ОУ, включая кадровый потенциал медицинских работников в субъектах РФ, путем анкетирования. Анкета включала сведения о формах и методах медицинского обеспечения, сведения об укомплектованности медицинскими кадрами в ОУ. Анализ проводился по 15 субъектам РФ из Центрального, Северо-Западного, Дальневосточного, Приволжского, Северо-Кавказского федеральных округов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в ОУ число детей, приходящихся на 1 ставку врача-педиатра и медицинской сестры, превышает норматив. В дошкольных ОУ нагрузка на врачей превышает норматив в 2—9 раз, нагрузка на медицинских сестер — в 2—39 раз; в школах нагрузка на врачей выше должного показателя в 2—28 раз, на медицинских сестер — в 1,2—2,4 раза. В большинстве субъектов РФ врачи-педиатры вынуждены работать со значительной нагрузкой, выполняя работу на 1,5—3 ставки. Соотношение числа врачей и медицинских сестер в ОУ свидетельствует о сохраняющейся негативной тенденции сокращения числа врачей-педиатров по отношению к числу среднего медицинского персонала. Медицинский персонал отделений организации медицинской помощи детям в ОУ недостаточно исполняет свои функциональные обязанности по вопросам контроля за условиями обучения и воспитания, физкультурно-оздоровительной работой, трудовым обучением, организацией и качеством питания; в недостаточной мере проводит профилактическую и оздоровительную работу среди учащихся и воспитанников. Повышение квалификации медицинского персонала нуждается в совершенствовании.

Таким образом, в большинстве субъектов РФ не уделяется должного внимания медицинскому обеспечению детей в ОУ, не выполняется приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н "Обутверждении порядка оказания педиатрической помощи", что требует вмешательства Минздрава России и соответствующих надзорных органов.

Ключевые слова: медицинское обеспечение; образовательные учреждения.

HEALTH CARE OF CHILDREN IN EDUCATIONAL FACILITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND MEANS OF RESOLUTION

Kuchma V.R.1, Makarova A.Yu.2, Rappoport I.K.1 Research Institute of Hygiene and Children's and Adolescents ' Health protection of the Russian Academy

of Medical Sciences, 105064, Moscow, Russia

2First Moscow I.M. Sechenov State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 119992, Moscow, Russia The article considers results of studying the health care of children in educational institutions including medical staff potential in various subjects of the Russian Federation. A sociological questionnaire technique was applied. The questionnaire included data concerning forms and methods of health care and manning of medical personnel in education institutions. The analysis was performed in 15 federal areas, including Central, North-Western, Far Eastern, Privolzhskiy, and North Caucasian federal districts of the Russian Federation. The study data is evidencing that the number of children in educational institutions being due to one staff of pediatrician or medical nurse exceeds the standard. In pre-school educational facilities physician's load exceeds the standard 2-9 times. Medical nurse's load exceeds the standard one 2-39 times. In schools physician's load exceeds a proper standard 2-28 times and medical nurse's load 1.2-2-4 times. In most subjects of the Russian Federation pediatricians are to work with significant overload fulfilling jobs for 1.5-3 staffs. The physicians/medical nurses ratio in educational institutions reflects continuing negative trend of decrease in the number of pediatricians in comparison with the number of paramedical personnel. Health officials in departments for organizing health care of children in educational institutions insufficiently implement their functional responsibilities concerning the issues of control of conditions of education and training, organization and quality of nutrition, physical culture and health promoting activities, career education, preventive and health improvement. The enhancement in qualification of medical personnel requires serious development.

Key words: health care; educational facilities.

Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях (ОУ) должно быть нацелено на решение задачи по охране и укреплению здоровья детского населения, включать комплекс современных профилактических и оздоровительных технологий, гигиеническое обучение и воспитание.

Результаты профилактических осмотров в ОУ, данные научных исследований последних лет свидетельствуют о высокой распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний костно-мышеч-ной системы (50—90%), нарушений сердечно-сосудистой системы (35—80%), нарастающей с возрастом

Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремирович, д-р мед. наук, проф., член-корр. РАМН; e-mail: vrkuchma@mtu-net.ru

школьников патологии желудочно-кишечного тракта и органа зрения, тенденции к росту отдельных признаков нервно-психических расстройств (18—75%) у детей и подростков 6—17 лет [1—9].

Дети нередко с дошкольного возраста находятся в условиях чрезмерной учебной нагрузки, нерационального питания, резко сниженного объема двигательной активности, экологического неблагополучия, имеют рисковые формы поведения, психоэмоциональное напряжение [10—13]. Поэтому большинство обучающихся нуждаются в систематической профилактической и оздоровительной работе, которую необходимо обеспечить в ОУ [6, 11].

Задачей настоящего исследования стала оценка медицинского обеспечения детей в ОУ, включая кадровый потенциал медицинских работников в субъектах РФ.

Материалы и методы

Мы разработали специальную анкету для опроса органов управления здравоохранения субъектов РФ, которая включала сведения о формах и методах медицинского обеспечения несовершеннолетних (кем оказывается медицинская помощь, осуществляются медицинские осмотры, вакцинопрофилактика, контроль за условиями обучения, питания, оздоровительная работа и др.), а также сведения об обеспеченности медицинскими кадрами в ОУ (дошкольные ОУ (ДОУ), школы, учреждения начального и среднего профессионального образования (УНСПО)). Анкеты были разосланы в органы исполнительной власти субъектов РФ. Получены сведения от 18 субъектов из Центрального, Северо-Западного, Дальневосточного, Приволжского, Северо-Кавказского федеральных округов.

Анализ проводили по 15 субъектам РФ, так как сведения по Ярославской области и Республике Саха (Якутия) представлены только по ДОУ; Хабаровский край прислал сведения только по г. Хабаровску. Информация субъектов РФ содержит данные по разному количеству ОУ: от 71 в Ненецком автономном округе до 3354 в Московской области.

Результаты и обсуждение

При анализе состояния медицинского обеспечения в субъектах РФ установили, что медицинскую помощь несовершеннолетним в период обучения в ОУ оказывают преимущественно врачи и средний медицинский персонал медицинских организаций — сотрудники отделений организации медицинской помощи детям в ОУ (ОМП-ДОУ). Однако в отдельных ОУ, в основном в ДОУ, продолжает работать медицинский персонал, состоящий в штате ОУ.

В Московской, Калужской, Смоленской, Тамбовской, Сахалинской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Марий Эл, Карачаево-Черкесской Республике, Ненецком автономном округе медицинскую помощь несовершеннолетним оказывают совместно врачи-педиатры и медицинские сестры — сотрудники медицинских организаций. В Ярославской, Мурманской, Хабаровской областях, республиках Саха (Якутия) и Башкортостан медицинскую помощь в школах осуществляют только врачи-педиатры медицинских организаций, к которым прикреплены ОУ. В то же время в ДОУ Ярославской, Мурманской, Московской областей (в 63% ДОУ), Воронежской области (ДОУ в сельской местности) медицинскую помощь детям обеспечивают преимущественно медицинские сестры. В сельских ОУ Воронежской, Сахалинской, Свердловской, Ульяновской областей, ре-

спубликах Коми, Саха (Якутия), Марий Эл, Карачаево-Черкесской в оказании медицинской помощи участвуют фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), а в Республике Марий Эл — также семейные врачи.

В большинстве регионов профилактические осмотры обучающихся и воспитанников проводят с привлечением врачей-специалистов и медицинского персонала медицинских организаций, за исключением Ярославской и Сахалинской областей, в которых осмотры осуществляет медицинский персонал, состоящий в штате ОУ. Медсестры ОУ участвуют в проведении профилактических осмотров в ДОУ Ненецкого автономного округа, а также в УНСПО Республики Саха (Якутия). Профилактические осмотры детей, обучающихся в сельских ОУ Свердловской области, Хабаровского края, Республики Башкортостан, осуществляют наряду с врачами-педиатрами фельдшеры ФАП.

Вакцинопрофилактику детей в ОУ почти во всех регионах проводит персоналом медицинских организаций. Исключение составляют республики Коми, Саха (Якутия), Башкортостан, а также Сахалинская область и Ненецкий автономный округ, где в ряде учреждений вакцинацию обеспечивают медицинские сестры, состоящие в штате ОУ

К функциональным обязанностям медицинского персонала, работающего в ОМПДОУ, относятся проведение гигиенического образования и воспитания обучающихся, контроль за условиями обучения, воспитания, физкультурно-оздоровительной работы, трудового обучения, контроль за условиями и качеством питания, обеспечение профилактической и оздоровительной работы в ОУ. Эти обязанности в основном выполняют медицинские работники Воронежской, Смоленской, Тамбовской, Сахалинской, Свердловской, Ульяновской областей, Республик Коми и Карачаево-Черкесской.

Эпизодическое исполнение обязанностей чаще всего наблюдается в вопросах контроля за физкультурно-оздоровительной работой (Калужская область, сельские местности Ярославской области, УНСПО Мурманской, Саратовской областей и Республики Саха (Якутия)). В Хабаровском крае контроль за физкультурно-оздоровительной работой не проводится в сельских ОУ и УНСПО.

Изредка осуществляется контроль за трудовым обучением в Калужской области, Хабаровском крае, Республике Марий Эл, Ненецком автономном округе, УНСПО Мурманской области и Республики Башкортостан.

Недостаточный контроль за условиями обучения и воспитания в ОУ Республики Марий Эл, сельских районов Ярославской области, а также в УНСПО Саратовской области и Республики Башкортостан. В ряде ОУ Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия), Ярославской области не в полной мере осуществляется профилактическая и оздоровительная работа среди учащихся и воспитанников.

В учреждениях среднего профессионального образования Московской области контроль за условиями обучения, воспитания, физкультурно-оздоровительной работы, условиями и качеством питания проводится эпизодически. Это связано с тем, что в учреждениях среднего профессионального образования Московской области подростки в возрасте до 18 лет составляют не более 15% всех учащихся учреждений и выделить штатные должности врача и медицинской сестры на 50—70 несовершеннолетних не представляется возможным.

Результаты анализа обеспеченности медицинскими кадрами отделений ОМПДОУ в субъектах РФ показали,

что в ОУ всех представленных субъектов, за исключением Ненецкого автономного округа, количество детей, приходящихся на 1 штатную должность врача-педиатра, превышает соответствующий норматив (табл. 1).

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н "Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи" 1 штатная должность врача-педиатра приходится на 180—200 детей в яслях (ясельные группы детских садов), или на 400 дошкольников, посещающих детские сады, или на 1000 обучающихся в общеобразовательных ОУ и УНСПО. Число детей, которых должна обслуживать 1 медицинская сестра, меньше, чем у врача: 1 штатная должность медицинской сестры приходится на 100 детей в яслях (ясельные группы детских садов), или на 100 дошкольников, посещающих детские сады, или на 500 обучающихся в общеобразовательных ОУ и УНСПО.

Малое число врачей-педиатров, оказывающих помощь в ДОУ, наблюдается в Калужской и Ульяновской областях, в Республике Башкортостан (нагрузка на врача-педиатра в ДОУ превышена в 5 раз), Республике Марий Эл (нагрузка на врача-педиатра в ДОУ превышена в 9 раз). В Сахалинской, Свердловской, Мурманской областях, республиках Коми, Карачаево-Черкесской нагрузка на врача-педиатра в ДОУ выше норматива в 3—4 раза, в Московской, Воронежской, Тамбовской областях — в 2 раза (табл. 2).

В школах всех анализируемых субъектов РФ количество обучающихся, приходящихся на 1 должность врача-педиатра, также значительно превышает норматив (см. табл. 1). Самое большое число учащихся, обслуживаемых 1 врачом-педиатром, наблюдается в Калужской области. В Карачаево-Черкесской Республике нагрузка превышена в 11 раз, Республике Марий Эл — в 22 раза, Сахалинской области и Республике Башкортостан — в 5—6 раз. В остальных субъектах нагрузка на врача-пе-

диатра в ОУ превышена в 2—4 раза. Данные анализа показывают, что в субъектах РФ имеет место крайне низкое обеспечение обучающихся врачами-педиатрами отделений ОМПДОУ.

Тревожная ситуация сложилась в отношении обеспечения врачами несовершеннолетних в УНСПО. По данным, представленным из Сахалинской и Свердловской областей, на территориях отсутствуют ОУ этого типа. В ряде субъектов РФ (Тамбовская, Мурманская области, республики Коми, Марий Эл, Карачаево-Черкесская, Ненецкий автономный округ) в УНСПО врачи-педиатры не работают. В Московской области педиатры осуществляют деятельность только в учреждениях начального профессионального образования, а в Ульяновской — только в учреждениях среднего профессионального образования. Однако врачей-педиатров, работающих в указанных ОУ, крайне мало. В остальных анализируемых субъектах РФ нагрузка на 1 врача-педиатра превышена в 16-28 раз (например, в Республике Башкортостан) и в 4-6 раза в Воронежской области. В Саратовской и Ульяновской областях в учреждениях среднего профессионального образования нагрузка на 1 врача превышена в 3 раза (см. табл. 2).

В ОУ субъектов РФ укомплектованность физическими лицами составляет менее 75% штатных должностей, предназначенных для врачей-педиатров. Укомплектованность врачебных должностей физическими лицами в большинстве субъектов РФ неудовлетворительная. Так, достаточное число физических лиц, работающих на 1 штатную должность врача-педиатра, имеется в Карачаево-Черкесской Республике и Ненецком автономном округе. В Воронежской, Смоленской, Тамбовской областях число физических лиц, работающих врачами-педиатрами в отделениях ОМПДОУ, составляет 70% штатного расписания, в Московской, Саратовской, Ульяновской областях — 50%. Все это указывает на то, что врачи-педиатры вынуждены

Таблица 1

Укомплектованность врачами-педиатрами детских отделений ОМПДОУ в субъектах РФ

Количество детей на 1 врача-педиатра Укомплектованность должностями врача

Субъект РФ Всего детских учреждений ДОУ школа учреждение начального профессионального образования учреждение среднего профессионального образования штатные единицы занято штатных единиц укоп-млек-тован-ность, % число физических лиц на должности врача

Московская область 3354 666,5 1552 903,5 0 906,75 831,0 91,6 581

Воронежская область 1454 925,7 2301,8 4026 6251 213,75 178,75 83,6 161

Калужская область 647 2117,3 27 780 0 0 109,25 67,75 62,0 21

Смоленская область 772 557,5 1441,5 1107 1490 181 181 100,0 135

Тамбовская область 785 816,1 3303,6 0 0 93,5 88 94,1 70

Республика Коми 648 1155 3190 0 0 153,0 115,25 75,3 64

Мурманская область 528 1646,2 2103 0 0 150,75 92 61,0 59

Ненецкий автономный округ 71 373,3 2727 0 0 8,5 10 117,6 10

Сахалинская область 338 1561,3 5641,8 — — 39,75 26,75 67,3 22

Свердловская область 2642 1347,5 4411,8 — — 419 280,75 67,0 226

Республика Башкортостан 4259 1866 6641,3 27 904 16109,3 326,25 311,0 95,3 160

Республика Марий Эл 554 3723 21 462 0 0 31,75 27 85,0 12

Саратовская область 1452 1069,6 3052,9 1139 2978,8 223,25 159 71,2 134

Ульяновская область 903 2174,8 4311,4 0 3203 70,75 66,5 94,0 47

Карачаево-Черкесская Республика 309 1116,8 11 560 0 0 17,5 16,5 94,3 17

Нагрузка на врачей и медицинских сестер в отделениях ОМПДОУ в субъектах РФ

Медицинская сестра Врач-педиатр

Субъект РФ нагрузка по отношению к нормативу, ДОУ/школа нагрузка по отношению к нормативу, начальное профессиональное/среднее профессиональное образование нагрузка по отношению к нормативу, ДОУ/школа нагрузка по отношению к нормативу, начальное профессиональное/среднее профессиональное образование Соотношение врач/ медицинская сестра

Московская область 3,4/1,7 0,4/0 1,7/1,6 0,9/0 0,49

Воронежская область 1,5/2,0 0,7/1,1 2,3/2,3 4,0/6,3 0,24

Калужская область 2,8/1,8 5,6/0 5,3/27,8 0 0,09

Смоленская область 1,6/1,4 1,5/1,5 1,4/1,4 1,1/1,5 0,37

Тамбовская область —/1,9 0 2,0/3,3 0 0,69

Республика Коми 1,7/1,5 0/2,1 2,9/3,2 0 0,17

Мурманская область 38,9/1,2 1,2/0,6 4,1/2,1 0 0,44

Ненецкий автономный округ 0,9/0 0/0,6 0,9/2,7 0 0,3

Сахалинская область 1,2/1,5 — 3,9/5,6 — 0,09

Свердловская область 1,4/1,0 — 3,4/4,4 — 0,11

Республика Башкортостан 1,5/1,7 0,9/2,0 4,7/6,6 27,9/16,1 0,09

Республика Марий Эл 1,2/1,9 0,1/9,7 9,3/21,5 0 0,05

Саратовская область 2,9/2,4 0,9/1,1 2,7/3,1 1,1/3,0 0,31

Ульяновская область 2,1/1,8 0,7/1,0 5,4/4,3 0/3,2 0,14

Карачаево-Черкесская Республика 1,3/0,7 0,3/0,5 2,8/11,6 0 0,06

работать со значительной нагрузкой и занимать от 1,5 до 3 ставок. Кроме того, значительное число физических лиц вынуждены совмещать должности нескольких врачей-специалистов, что может негативно сказываться на качестве оказания медицинской помощи детям.

Результаты анализа обеспеченности кадрами среднего медицинского персонала показали, что в ОУ всех субъектов РФ, за исключением Ненецкого автономного округа, число детей, приходящихся на 1 медицинскую сестру, превышает норматив (табл. 3). В Мурманской области нагрузка на медицинскую сестру в ДОУ превышена в 39 раз, Московской, Калужской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Коми — в 2—3 раза (см. табл. 2).

В школах всех изучаемых субъектов РФ число детей, обслуживаемых 1 медицинской сестрой, превышает норматив в 1,2—2 раза (см. табл. 3), причем самое большое число учащихся, приходящихся на 1 медицинскую сестру, наблюдается в Саратовской области (норматив превышен в 2,4 раза). Это свидетельствует о недостаточном обеспечении кадрами среднего медицинского персонала ОУ.

В учреждениях начального профессионального образования нагрузка на 1 медицинскую сестру не превышает норматива в Московской, Воронежской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан и Республике Коми. В учреждениях среднего профессионального образования Мурманской, Ульяновской областей, Карачаево-Черкесской Республики, Ненецкого автономного округа нагрузка на 1 медицинскую сестру также не превышает норматив. В то же время в Республике Марий Эл нагрузка на 1 медицинскую сестру в учреждениях среднего профессионального образования выше норматива в 10 раз, в Республике Башкортостан и Республике Коми — в 2 раза, в Смоленской области — в 1,5 раза (см. табл. 2).

Во всех субъектах РФ укомплектованность штатных должностей медицинских сестер физическими лицами 90—100%. Однако в Мурманской, Саратовской областях этот показатель составляет 87%. Укомплектованность кадрами среднего медицинского персонала отделений ОМПДОУ в субъектах РФ распределилась более равномерно. Так, достаточное число физических лиц, работающих на 1 ставку медицинской сестры, имеется в Тамбовской и Сахалинской областях, Карачаево-Черкесской Республике и Ненецком автономном округе.

В Воронежской, Смоленской, Свердловской, Саратовской, Ульяновской областях, республиках Коми, Башкортостан и Марий Эл количество физических лиц, работающих медицинскими сестрами в отделениях ОМПДОУ, меньше, чем в штатном расписании на 30%, в Московской, Мурманской областях — на 50%. Это указывает на то, что медицинские сестры работают на 1,25—1,5 ставки.

Соотношение числа врачей и медицинских сестер в ОУ всех субъектов РФ свидетельствует о негативной тенденции сокращения числа специалистов с высшим образованием по отношению к среднему медицинскому персоналу (см. табл. 2). Особенно тревожная ситуация в Воронежской, Калужской, Сахалинской, Свердловской, Ульяновской областях, республиках Коми, Башкортостан, Марий Эл, Карачаево-Черкесской, Ненецком автономном округе.

Уровень заработной платы врачей и медицинских сестер в субъектах РФ существенно различается. Оплата труда медицинского персонала, составляющая менее 10 тыс. руб., наблюдается в Саратовской, Тамбовской, Ульяновской областях, Карачаево-Черкесской Республике, более 20 тыс. руб. — в Сахалинской области, более 30 тыс. руб. — в Ненецком автономном округе.

Заработная плата врача и медицинской сестры находится примерно на одном уровне в Саратовской, Свердловской, Смоленской, Ульяновской областях, Республи-

Укомплектованность медицинскими сестрами отделений ОМПДОУ в субъектах РФ

Субъект РФ Всего детских учреждений Количество детей на 1 медицинскую сестру Укомплектованность медицинскими сестрами

ДОУ школа учреждение начального профессионального образования учреждение среднего профессионального образования штатные единицы занято штатных единиц уком-плекто- ванность, % число физических лиц на должности медицинской сестры

Московская область 3354 342,3 858,5 216,9 0 1953,75 1853,0 94,8 1191

Воронежская область 1454 150,2 1001,8 366 543,6 861,20 812,75 94,4 683

Калужская область 647 284,4 896,1 2785 0 409,35 381,5 93,2 227

Смоленская область 772 160,8 697,1 738 745 510 510 100,0 364

Тамбовская область 785 * 939,3 0 0 111,5 102,25 91,7 102

Республика Коми 648 168,8 735,7 0 1045,5 518,75 482,25 93,0 376

Мурманская область 528 3890,9 583,2 575 288,8 194,5 167,5 86,1 134

Ненецкий автономный округ 71 96,3 0 0 300 37 35 94,6 33

Сахалинская область 338 118,7 763,3 — — 259,25 248,5 95,6 237

Свердловская область 2642 140,9 514,4 — — 2726 2657,85 97,5 2077

Республика Башкортостан 4259 146 830,2 481,1 1006,8 2117 1944,75 91,8 1700

Республика Марий Эл 554 196 947 53,7 4853 353,25 330 93,4 249

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Саратовская область 1452 287,6 1203,7 427,1 595,8 539,75 470,75 87,2 428

Ульяновская область 903 213,2 905,8 341 492,8 456,5 416,5 91,2 338

Карачаево-Черкесская 309 127,9 372,9 166,2 227,9 292 285,25 97,7 254,5

Республика

Примечание.

находятся в штате управления образования, и территория не предоставила данные об их количестве.

ке Коми, Карачаево-Черкесской Республике. Заработная плата врача больше зарплаты медицинской сестры, но не более чем в 2 раза, установлена в Калужской, Мурманской, Сахалинской, Тамбовской областях, Ненецком автономном округе. Врачи-педиатры ОУ, получающие оплату за свой труд, которая превышает более чем в 2 раза заработную плату медицинских сестер, работают в Воронежской, Московской, Хабаровской, Ярославской областях, Республике Марий Эл.

В подавляющем большинстве субъектов РФ, по свидетельству органов управления здравоохранением, основной контингент врачей и медицинских сестер постоянно повышает свою квалификацию и имеет сертификаты специалистов. В Мурманской, Свердловской, Ульяновской областях 1—3% врачей не повышали квалификацию более 5 лет. В Республике Башкортостан таких врачей 21%. Удельный вес среднего медицинского персонала, не проходившего повышения квалификации более 5 лет, в Калужской, Смоленской, Свердловской областях составляет 3—5%, в Саратовской, Ульяновской областях — 8 и 11% соответственно, в Республике Коми — 18%.

Заключение

Медицинский персонал отделений ОМПДОУ в силу чрезмерной нагрузки не в состоянии исполнять полностью свои функциональные обязанности: нерегулярно осуществляет (или не осуществляет вовсе) контроль за условиями обучения и воспитания, физкультурно-оздоровительной работой, трудовым обучением, организацией и качеством питания; в недостаточной мере проводит профилактическую и оздоровительную работу среди учащихся и воспитанников, особенно в ОУ сельских районов, а также в УНСПО.

Результаты анализа обеспеченности медицинскими кадрами детских ОМПДОУ в субъектах РФ показали,

что в ОУ число детей, приходящихся на 1 ставку врача-педиатра и медицинской сестры, превышает норматив. В ДОУ нагрузка врачей превышает норматив в 2—9 раз, нагрузка медицинских сестер — в 2—39 раз; в школах нагрузка врачей выше должного показателя в 2—28 раз, медицинских сестер — в 1,2—2,4 раза. Таким образом, обеспеченность обучающихся врачами и средним медицинским персоналом в ОУ явно недостаточна, а в УН-СПО — катастрофична.

В большинстве субъектов РФ врачи-педиатры вынуждены работать со значительной нагрузкой, выполняя работу на 1,5—3 ставки.

Соотношение числа врачей и медицинских сестер в ОУ свидетельствует о сохраняющейся негативной тенденции сокращения числа врачей-педиатров по отношению к числу среднего медицинского персонала.

Уровень заработной платы врачей и медицинских сестер в большинстве субъектов составляет 10—20 тыс. руб.

Повышение квалификации медицинского персонала нуждается в совершенствовании.

В подавляющем большинстве субъектов РФ не уде -ляется должного внимания медицинскому обеспечению детей в ОУ, не выполняется приказ Минздравсоцразви-тия РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н "Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи", что требует вмешательства Минздрава России и соответствующих надзорных органов.

Для совершенствования последипломного профессионального образования (ППО) медицинских работников отделений ОМПДОУ необходима разработка типовых учебных планов ППО для врачей-педиатров, врачей по гигиене детей и подростков и медицинских сестер/фельдшеров. Целесообразно проведение обучения заведующих кафедрами и преподавателей учебных заведений ППО в субъектах РФ по новым ти-

*

повым учебным планам для медицинского персонала ОМПДОУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях — основа профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков в современных условиях. Российский педиатрический журнал. 2012; 3: 42—6.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Издатель НЦЗД РАМН; 2008: 195—209.

3. Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Александрова И.Э. и др. О необходимости совершенствования методической и нормативно-правовой базы проведения производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий в образовательных учреждениях РФ и г. Москвы. Здоровье населения и среда обитания. 2011; 12: 13—6.

4. Звездина И.В., Сухарева Л.М., Жигарева Н.С. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 8—11.

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 года № 366н "Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи".

6. Рапопорт И.К. Новый закон о здравоохранении: приоритет охраны здоровья детей. Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ. 2012; 2: 5—15.

7. Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Ямпольская Ю.А., Бережков Л.Ф., Березина Н.О., Цамерян А.П. Методические подходы к оценке динамики патологических процессов у школьников по данным профилактических осмотров. Вестник Российской академии медицинских наук. 2009; 5: 47—51.

8. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Бережков Л.Ф., Ямпольская Ю.А., Звездина И.В. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет. Гигиена и санитария. 2009; 2: 21—6.

9. Храмцов П.И., Цапенко М.М. Здоровьеформирующие ресурсы современного детского сада. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 1: 13—9.

10. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л. Гигиенические основы предшкольной подготовки детей в современных условиях. В кн.: Современное дошкольное воспитание: гигиенические проблемы и пути решения. М.; 2011.

11. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России. Гигиена и санитария. 2011; 4: 53—8.

12. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения. Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 46—9.

13. Николаева Н.И., Порфирьева Т.И., Гуменюк В.И. Неблагоприятные факторы образовательного пространства. Здравоохранение РФ. 2011; 1: 28—32.

REFERENCES

1. Kuchma V.R. Medical care for children in educational establishments — the basis of disease prevention and health care for children and adolescents in modern conditions. Rossiyskiy pedia-tritcheskiy zhurnal. 2012; 3: 42—6 (in Russian).

2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A. Physical development of children and adolescents at the turn of the Millennium. Moscow: Publisher SCCH RAMS; 2008 (in Russian).

3. Safonkina S.G., Moldovanov V. V., Aleksandrova I.Ye. et al. The need to improve methodological and normative-legal base of production monitoring of hygiene (preventive) measures in the educational institutions of Russia and Moscow. Zdorov'e nasele-niya i sreda obitaniya. 2011; 12: 13—6 (in Russian).

4. Zvezdina I.V., Sukchareva L.M., Jigareva N.S. The peculiarities of the health of junior high school students in learning. Rossiyskiy pediatritcheskiy zhurnal. 2009; 2: 8—11 (in Russian).

5. Order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation of April 16, 2012 year N 366n "On approval of the procedure for the provision of paediatric treatment" (in Russian).

6. Rapoport I.K. The new health law: the priority of children's health. Meditsinskoye obsluzhivanie i organizaciya pitaniya v DOU. 2012; 2: 5—15 (in Russian).

7. Rapoport I.K., Chubarovsky V. V., Yampoljskaya Yu.A., Berej-kov L.F., Berezina N.O., Tsameryan A.P. Methodical approaches to estimating the dynamics of pathological processes in schoolchildren according to preventive examinations. Vestnik RAMN. 2009; 5: 47—51 (in Russian).

8. Sukchareva L.M., Rapoport I.K., Berejkov L.F., Yampoljskaya Yu.A., Zvezdina I.V. Particularly the incidence of Moscow schoolchildren over the past 50 years. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 21—6 (in Russian).

9. Khramtsov P.I., Tsapenko M.M. Shaping health resources of the modern kindergarten. Voprosy shkol'noy i universitetskoy medici-ny izdorov'ya. 2012; 1: 13—9 (in Russian).

10. Kuchma V.R., Makarova A.U., Yamschikova N.L. Hygienic bases with pre-school training for children in modern conditions. In: Modern pre-school education: hygienic problems and solutions. Moscow: 2011 (in Russian).

11. Kuchma V.R., Rapoport I.K. Scientific-methodical bases of protection and improvement of the health of adolescents in Russia. Gigiena i sanitariya. 2011; 4: 53—8 (in Russian).

12. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Polenova M.A. et al. Prevention of school health education. Rossiyskiy pediatritcheskiy zhurnal. 2011; 3: 46—9 (in Russian).

13. Nikolaeva N.I., Porfirjeva T.I., Gumenyuk V.I. The disadvantages of educational space. Zdravookchranenie Rossiyskoy Fede-ratsii. 2011; 1: 28—32 (in Russian).

Поступила 25.11.13 Received 25.11.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.