Список литературы
1. Дружилов, С. А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползунов. вестн. 2004. № 3. С. 200208.
2. Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты : сб. науч. тр. Волгоград ; Архангельск, 1996. С. 3-16.
3. Кубрякова, Е. С. В поисках сущности языка // Международный конгресс по когнитивной лингвистике : сб. материалов. Тамбов, 2008. С.43-47.
4. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику : учеб. пособие. М., 2007. 296 с.
5. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. М., 1995. 416 с.
6. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология : пер. с англ. М., 1996. 371 с.
7. Харитончик, З. А. Способы концептуальной организации знаний в лексике языка // Язык и структура представления знаний : сб. науч.-аналитич. обзоров. М.,1992. С. 97-123.
8. Ширяева, Т. А. Институциональные фреймы как основа делового дискурса // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. 2009. № 4. С. 56-61.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328).
Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 65-67.
Л. С. Шуравина
МЕДИЦИНСКИЙ ДИСКУРС КАК ТИП ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА
Рассматривается место медицинского дискурса в типологии институциональных дискурсов, делается обзор его основных характеристик.
Ключевые слова: медицинский дискурс, институциональный дискурс, типология.
В настоящее время в лингвистике утверждается выдвинутое французским культурологом М. Фуко представление о дискурсе как совокупности всего высказанного и произнесенного [6. С. 73]. В современной теории дискурса выделяют широкий и узкий подходы к пониманию этого явления. Так, Т. А. ван Дейк дает следующее определение дискурсу: в широком смысле дискурс есть коммуникативное событие, происходящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном контексте [1. С. 7]. Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие. Типичные примеры - дружеская беседа, диалог между врачом и пациентом, чтение газеты. В узком смысле выделяют только вербальную составляющую (коммуникативное действие) и говорят о ней далее как о «тексте» или «разговоре». В этом смысле термин «дискурс» обозначает завершенный или продолжающийся «продукт» ком-
муникативного действия, его письменный или речевой результат, который интерпретируется реципиентами.
На основании результатов лингвистических исследований в разработке теории дискурса можно прийти к следующему определению: дискурс - единица речи, характеризуемая через текст - единицу языка; процессуальные характеристики дискурса обусловлены экстра-лингвистическими факторами.
В настоящее время классификации дискурсов, предложенные учеными, весьма различны, что объясняется многогранностью феномена «дискурс» и возможностью его изучения с разных позиций, например, с точки зрения прагмалингвистики, психолингвистики, линг-вокульторологии, структурной лингвистики, лингвостилистики, социолингвистики. В работах П. В. Зернецкого классификация дискурсов производится в зависимости от объема вкладываемых в них автором знаний (мнений) об окружающем мире и по степени сложности их речевоздействующих пространств [3. С. 195].
66
Л. С. Шуравина
В связи с этим за основу классификации дискурса берется типология языковых личностей, которая, в свою очередь, обусловливается использованием определенных способов речевой деятельности. Следует, однако, отметить, что речевоздействующие силы действуют в комплексе. Изолированно они выступать не могут.
В сфере официальной коммуникации выделяется институциональный дискурс, представляющий собой общение в заданных рамках статусно-ролевых отношений. В. И. Карасиком приводится ориентировочный список видов институциональных дискурсов, выделяемых на основании двух системообразующих признаков: цели и участников общения, определяемых наличием общественных институтов: политический, дипломатический,
административный, юридический, военный, педагогический, религиозный, мистический, медицинский, деловой, рекламный, спортивный, научный, сценический и массово-информационный [4. С. 191].
Для определения типа институционального дискурса необходимо учитывать статусноролевые характеристики участников общения (учитель - ученик, врач - пациент, офицер -солдат), цель общения (педагогический дискурс - социализация нового члена общества, политический дискурс - сохранение или перераспределение власти), прототипное место общения (храм, школа, стадион, тюрьма и др.).
Институциональный дискурс проявляет себя в типичных ситуативно-коммуникативных актах, характерных для системы отношений и функционирования определенного социального института. В силу своей социальной принудительности институциональный дискурс несет на себе отпечаток нормативной заданности определенных общественных отношений и коммуникаций, выполняет функции упорядочения данных отношений и надзора за их нормативным соблюдением. Можно сформулировать еще лаконичнее: институциональный дискурс - это дискурс порядка и надзора.
Медицинский дискурс является одним из типов институционного дискурса. В нем четко определены статусно-ролевые характеристики участников общения: врач - пациент. Цель общения - оказание медицинской помощи. Прототипное место общения - поликлиника, стационар.
Медицинский дискурс как один из типов институционального дискурса достаточно под-
вижен, исторически изменчив, его участниками являются врач, пациент, родственники пациента, медсестра, психолог. Особое семантическое пространство медицинского дискурса возникло благодаря специфике структурной организации института медицины и формируется в сознании участников коммуникации в результате стереотипов поведения на разных уровнях. Под медицинским дискурсом мы понимаем коммуникативную деятельность в сфере общения «врач-пациент», которая является составным элементом системы институциональных дискурсов и имеет универсальные и специфические дискурсивные признаки.
Как уже отмечалось, ядром институционального дискурса является общение базовой пары статусно неравных участников коммуникации - учителя и ученика, священника и прихожанина, следователя и подследственного, врача и пациента. Наряду с этим типом общения можно выделить также общение «равностатусных» субъектов - врачей, а также пациентов между собой. На периферии институционального общения находится контакт представителя социального института с человеком, не относящимся к этому институту.
Лингвистическое изучение медицинского дискурса представляется вполне обоснованным, поскольку здоровье является одной из высших ценностей человека, болезни неизбежны и их лечение требует специальной подготовки. Врачи как социально-профессиональная группа символически выделяются в обществе на основании ряда признаков:
1) сакральный характер профессии (не случайно студенты-медики приносят клятву Гиппократа), профессия врача приобретает характер особого служения;
2) наличие особой медицинской этики, специфических норм поведения, связанных, например, с неразглашением врачебной тайны;
3) наличие весьма разработанной и обширной медицинской терминологии, специфика которой заключается в том, что наряду с научной системой терминов в языке существует система бытовых (народно-медицинских) терминов; знание этого подъязыка выделяет врачей в отдельную социальную группу;
4) разработанная система ритуальных знаков (белые халаты, медицинские инструменты, личные печати врачей и т.д.);
5) специальное обозначение определенных видов общения врачей: консилиумы, медицинские комиссии и проч.
Медицинский дискурс является одним из древнейших: врач как носитель особого знания выступает в качестве модифицированного жреца, которому дано было право обращаться к небесным силам для исцеления больных. Именно близость медицинского и религиозного типов дискурса ведет к значительной степени суггестивности медицинского общения врача с пациентом. Лечение может быть успешным только в том случае, если пациент доверяет врачу. Соответственно, на протяжении веков врачи выработали особые вербальные модели поведения, органически составляющие специфику медицинского дискурса.
Таким образом, медицинский дискурс представляет собой многомерное коммуникативное образование, системообразующими признаками которого являются его цель, типовые участники (врач и пациент) и социокультурные обстоятельства общения.
Список литературы
1. Дейк, ван Т. А. К определению дискурса [Электронный ресурс]. иЯЬ: http//www.nsu.ru/ psych/intemet/bits/vandijk2.htm.
2. Залевская, А. А. Различные подходы к трактовке языка. Слово и текст: психолингвистический подход. Тверь, 2003. Вып. 1. С. 4855.
3. Зернецкий, П. В. Коммуникативные стратегии: классификационный аспект. Минск, 1998. С. 194-198.
4. Карасик, В. И. О категориях дискурса. Саратов, 1998. С. 185-197.
5. Милевская, Т. В. Дискурс, речевая деятельность, текст : сб. науч. тр. Ростов н/Д., 2002. С. 88-91.
6. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. СПб.,1994. 408 с.